| РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА(краткий обзор) Москва, 1992 (часть 2) |
2. Отраслевые и специальные аспекты
В рекомендациях МВФ проявляется убеждение, что рыночная экономика
помогает решать экологические проблемы - например, за счет более эконом-
ного расходования естественных ресурсов под давлением рыночных цен. "В
тоже время необходимо подчеркнуть, что рыночные силы сами по себе не ре-
шат все экологические проблемы"(3,22). Эта же мысль - экономические ре-
формы выступают необходимым, но не достаточным условием для решения эко-
логических проблем - повторяется несколькими страницами спустя (3,28).
Поэтому в рекомендациях подчеркивается необходимость быстрых и решитель-
ных действий для того, чтобы сдвинуть с места экологические проблемы. Од-
ним из главных препятствий на этом пути эксперты МВФ считают отсутствие
необходимых государственных институтов, способных принимать решения по
экологическим проблемам (3,28).
Сферу торговли эксперты МВФ считают крайне неподготовленной для фун-
кционирования в режиме конкурентной рыночной экономики. Главное препят-
ствие здесь - высокая степень монополизма не только в производстве, но и
в оптовой торговой сети. В качестве решения предлагается создать оптовые
компании и кооперативы средних размеров "на базе существующих городских и
сельских организаций оптовой торговли"(3,43). Утверждается, что это "не-
медленно обеспечит рынки с достаточной конкуренцией для упразднения моно-
польной власти в распределении"(3,43).
Авторы доклада, так же, как и в других случаях, не забывают доба-
вить, что "необходимыми условиями успешных реформ в этом секторе является
макроэкономическая стабилизация и полная либерализация цен" (3,45). В ка-
честве первого шага таких реформ рассматривается быстрая приватизация
розничной торговли.
Относительно транспортных услуг отмечается, что цены на эти услуги
и, в частности, железнодорожные тарифы, существенно возрастут. Однако
здесь же указывается, что "некоторый контроль за железнодорожными тарифа-
ми должен быть сохранен, по крайней мере до установления более конкурен-
тных рыночных условий"(3,71). Для создания таких более конкурентных ры-
ночных условий предлагается разделить Министерство путей сообщения на
множество организаций для создания конкурентного железнодорожного рынка
(3,72).
СПРАВКА. В большинстве развитых и менее развитых западных стран
(особенно в Европе) железнодорожные компании не являются денационализиро-
ваными или децентрализоваными.
Интересно, что эксперты МВФ оценивают уровень субсидирования цен го-
родского пассажирского транспорта как примерно равный соответствующему
уровню в развитых западных странах. Рекомендуется лишь теснее привязать
цены к протяженности маршрутов, особенно в пригородном сообщении (3,88).
Главные рекомендации по реформированию сельскохозяйственной сферы
примерно таковы же, что и в остальных случаях:
- либерализация цен и ликвидация государственного заказа при сохра-
нении некоторых государственных закупок;
- создание специальной сети распределения, смягчающей последствия
роста цен на продовольствие для малоимущих;
- демонополизация торговли и снятие нетарифных барьеров для внешней
торговли;
- приватизация сельскохозяйственных предприятий;
- введение института частной собственности на землю (3,140).
Либерализация цен должна предшествовать приватизации, для того чтобы
создать нормальные рыночные условия для оценки производственных фондов и
рыночных перспектив того или иного предприятия (3,147). Необходимость ли-
берализации сельскохозяйственных цен подчеркивается неоднократно (3,168).
Ни фермеры, ни сельскохозяйственные предприятия не должны более принуж-
даться к заключению контрактов с государством (3,149)
СПРАВКА. Во всех развитых западных странах сельскохозяйственные цены
и фермерские хозяйства тем или иным образом субсидируются. Осуществляются
также довольно широкомасштабные государственные закупки и государственная
торговля сельскохозяйственными ресурсами.
В сфере энергетики мы видим те же стандартные рекомендации: увеличе-
ние цен на энергию; создание конкурентного рынка, чтобы побудить пользо-
вателей экономнее расходовать энергию; предоставление финансовой автоно-
мии промышленным пользователям энергии для капиталовложений в энергоемкие
технологии (3,200). Не все, разумеется, признается подлежащим децентрали-
зации - исключение предоставляется для атомной энергетики, трубопроводной
сети и линий электропередач (3,214). Крайний дефицит капиталовложений
предполагается преодолевать за счет перехода энергетических предприятий
на самофинансирование, чтобы не бюрократия, а рынок определял распределе-
ние капиталовложений. Для этого необходимы и более высокие энергетические
цены, приближающиеся к мировым. Однако ожидаемые улучшения не будут быс-
трыми и легкими (3,214-215). Так, многие шахты Донбасса придется закрыть
и безработица среди шахтеров этого угольного бассейна составит 150-200
тыс. человек (3,192).
Те же рекомендации - для металлургической промышленности. Более вы-
сокие цены принудят к экономии металла, но одновременно повлекут сокраще-
ние производства и закрытие предприятий. "Это неизбежно", "этому нельзя
противиться" - указывают эксперты МВФ (3,272). Возлагая надежды на то,
что конкурентные рыночные силы приведут к более эффективному распределе-
нию инвестиций, эксперты МВФ в тоже время делают оговорку: "Сложно пред-
видеть в новых условиях куда управляющие предприятий предпочтут инвести-
ровать в первую очередь"(3,273).
Рецепты для обрабатывающей промышленности - те же (3,303-304). Прав-
да, разговоры о свободном конкурентном рынке сопровождаются характерным
замечанием: "В тоже время, однако, мало, еще вообще сколько-нибудь Запад-
ных индустриальных стран действуют в полностью свободной рыночной эконо-
мике"(3,303). Чем быстрее предприятия столкнутся с конкурентным рынком и
с рыночными ценами, тем быстрее они встанут на путь реконструкции и улуч-
шения своей работы - говорится в докладе (3,305). Каковы же будут итоги
этих улучшений? "Неизбежным результатом реконструкции промышленности ве-
роятно, будет длительная незанятость значительного
числа рабочих как из-за рационализации труда, так и из-за закрытия
предприятий" (3,312). По радикальному сценарию промышленное производство
в первый год сократится на 20%, а безработица достигнет 10% рабочей силы
(3,352). "Тем не менее, возможно, что производство будет разрушено в
большей мере, чем предполагается"(3,354).
3. Внешнеэкономические проблемы
Внешнеэкономическим аспектам реформ авторы доклада уделяют весьма
большое внимание. Именно таким и должен быть их взгляд на наши экономи-
ческие проблемы - с точки зрения взаимодействия экономик индустриальных
стран Запада с советской экономикой. Каким же видится экспертам МВФ это
взаимодействие?
Наличие западной помощи рассматривается как существенный аспект ры-
ночных реформ во всех областях экономики. Странно, однако, что понятие
"помощь" распространяется и на те товары и услуги, которые будут пол-
ностью оплачиваться. Собственно, только об этой категории "помощи" и идет
здесь речь.
Свободная торговля с Западом, как об этом уже говорилось выше, рас-
сматривается в докладе в качестве одного из важнейших условий успеха ры-
ночных реформ. Так, для смягчения последствий либерализации цен, чтобы
несколько сбить их уровень, на начальной стадии реформ правительству ре-
комендуется прибегнуть к импорту продовольственных товаров - "хлеба, мо-
лока, масла, мяса" (2,10). Со времен импорт можно оставить без государ-
ственного попечительства.
Для успеха рыночных реформ нам рекомендуют импортировать и еще
кое-что - например, опытных западных менеджеров, которых правительство
могло бы пригласить по контракту для работы на советских предприятиях и
для передачи опыта (2,33). Многократно указывается на желательность им-
порта современного оборудования для реконструкции той или иной сферы хо-
зяйства. Естественно возникает вопрос: а на какие средства можно предпри-
нять широкомасштабные закупки товаров за рубежом? Наши экспортные возмож-
ности катастрофически сужаются, долги нарастают, как снежный ком ...
Эксперты МВФ не оставляют этот вопрос без ответа. С их точки зрения,
наша страна располагает - при определенных условиях (о них ниже) - воз-
можностями для форсирования экспорта. В рекомендациях констатируется, что
ориентация на экспорт сырья и энергоносителей должна быть изменена, но,
разумеется, в перспективе, когда будут получены результаты успешно реали-
зованных рыночных реформ. А в настоящее время "будет более эффективным
сконцентрировать усилия на расширении экспорта энергетических ресурсов и
сырья, где вероятно получение более быстрых результатов" (2,61). Кроме
того, "СССР может стать крупнейшим экспортером сельскохозяйственных това-
ров"(2,62).
СПРАВКА. На рынках сырья, энергоносителей и продовольствия существу-
ет широкий и устойчивый спрос. Однако цены на эту продукцию испытывают
долгосрочную тенденцию к падению и, кроме того, в значительной мере кон-
тролируются и регулируются развитыми западными странами, которые имеют
возможность сбивать цены, пуская в продажу крупные партии нефтепродуктов,
цветных металлов, зерна, мяса и т.д. Рост экспорта цветных металлов из
СССР уже привел к падению мировых цен на них. Кроме того, доступ на евро-
пейский рынок продовольствия для нас фактически закрыт - как высокими
стандартами "Общего рынка", так и его протекционистской политикой по от-
ношению к собственному фермерству.
За счет чего же предполагается форсировать экспорт продукции, явля-
ющейся крайне дефицитной на внутреннем рынке? Ответ включает два ключевых
пункта: увеличение цен, чтобы сократить внутреннее потребление, и привле-
чение иностранных инвестиций в экспортные отрасли (см., например: 2,62).
Куда и при каких условиях будут вкладывать деньги западные инвесторы?
Условия, которые способны привлечь капиталы в советскую экономику,
таковы:
- низкий уровень издержек на оплату труда (2,79);
- возможно более быстрое введение конвертируемости рубля, а для на-
чала - доступ иностранных инвесторов к валютным аукционам (2,82 и 95);
- создание рыночной инфраструктуры, сети финансовых и деловых услуг,
усовершенствование хозяйственного законодательства, точное определение
прав и ответственности на каждом уровне правительственного аппарата
(2,94);
- предоставление льгот иностранным инвесторам (2,96).
СПРАВКА. Глубоко заблуждаются те, кто всерьез воспринимает рассужде-
ния о большей привлекательности частного сектора для иностранного капита-
ла. Рекомендации МВФ относительно иностранных инвестиций полностью игно-
рируют советский частный сектор. Такова же и практика в Восточной Европе
- в Польше, например, основные западные инвестиции идут в энергетику, в
железные дороги и в систему телекоммуникаций, целиком находящиеся в руках
государства.
В качестве наиболее привлекательных сфер для иностранных капиталов-
ложений рекомендации рассматривают энергетику, добычу ресурсов и конвер-
сию оборонной промышленности (2,97). Несмотря на крайне высокий интерес
западного капитала к оборонным предприятиям, эксперты МВФ отмечают, что
совершенно невозможно определить, до введения свободных цен и интеграции
в мировую экономику, что из имеющихся здесь достижений может быть исполь-
зовано (2,30).
Впрочем, приведенным списком интересы западного капитала не ограни-
чиваются. Капитал готов также пойти в сферу распределения. Дважды в реко-
мендациях повторяется по этому поводу: "Выгодность иностранных инвестиций
для советской экономики самоочевидна ..." (3,44 и 46). Отсюда логично вы-
текает и следующее требование: "В СССР для операций иностранных компаний
существует множество препятствий, которые должны быть устранены настолько
быстро, насколько возможно"(3,44).
Не прочь западный капитал заняться (как и в Польше) железнодорожным
транспортом. "Кооперация с Западом может внести важнейший вклад в разви-
тие советских железных дорог в ближайшие годы" (3,73). Интерес проявляет-
ся и к авиации. В частности, рекомендуется оснащать советские самолеты
двигателями и оборудованием западного производства, привлекать западные
компании в сферу обслуживания авиации (3,94). Такого рода проекты уже на-
чинают выходить из стадии обсуждения.
Весьма заинтересован западный капитал советской системой телекомму-
никаций. Здесь эксперты МВФ прямо называют важнейшим условием прогресса
этой отрасли обеспечение наиболее благоприятного режима для западных ин-
вестиций (3,133). Что же касается сельского хозяйства, то здесь рекомен-
дации настаивают в первую очередь на свободе импорта, на открытии границ
для ввоза сельскохозяйственной продукции и на либерализации сельскохозяй-
ственных цен (3,149 и 168). Утверждается, что либерализация внешней тор-
говли немедленно облегчит импорт протеиносодержащих кормов для животно-
водства. Оптимизм насчет крупных капиталовложений в эту сферу в рекомен-
дациях не присутствует. Зато "развитие нефтедобычи может привлечь сущес-
твенные иностранные инвестиции" ... "Иностранная заинтересованность в ин-
вестировании в нефтяной сектор весьма широка"(3,189). Ну, раз иностранная
заинтересованность широка - надо снимать препятствия для капиталовложе-
ний. Та же ситуация и с газодобычей - главное, решить проблему вывоза
прибылей в конвертируемой валюте (3,190).
Кроме того, подчеркивается, что поддержание, а тем более расширение
советского экспорта энергоносителей прямо зависит от расширения импорта
западного оборудования (3,204). Однако западная помощь для производства
энергоносителей "не может быть реализована без отведения существенной ро-
ли международным нефтяным компаниям". И добавляется для непонятливых: "В
зависимости от степени их участия иностранные фирмы примут большее или
меньшее участие в увеличении экспорта"(3,367). Сотрудничество с западными
фирмами рекомендуется и в создании новых энергетических мощностей. Разу-
меется, для эффективности реформ в энергетической отрасли она должна
стать более привлекательной для иностранных инвестиций (3,215). Этот мо-
тив повторяется неоднократно: "Хорошо направленная западная помощь будет
иметь критическое значение для реформ в советской энергетической систе-
ме"(3,217). Для привлечения иностранных фирм весьма важно внедрить между-
народно согласованный режим капиталовложений. "Советы будут нуждаться в
советах западных правительств в применении режимов налогообложения и ре-
гулирования для привлечения инвесторов" (3,218). И как только "Советы"
последуют этим "советам", энергетика сразу станет весьма привлекательной
для западного капитала.
Гораздо меньше рвения чувствуется по отношению к металлургии. Здесь
проблема ставится грубо: цены поднять, таким образом сократить внутреннее
потребление и заставить предприятия переориентироваться на экспорт. А ко-
му это окажется не под силу - пусть закрывается (3,272). Повздыхав насчет
острых экологических проблем, могущих задеть и Западную Европу, эксперты
МВФ разводят руками - нет ни финансовых ресурсов, ни технологий, необхо-
димых для решения этих проблем. Про западный капитал при этом, конечно
же, даже и не вспоминают (3,273). О западных инвестициях в металлургию
сказано одно - условия их привлечения те же, что и в других случаях
(3,274).
Что касается обрабатывающей промышленности, то вопрос о западных ка-
питаловложениях в эту отрасль вообще не поднимается. Ей, как уже отмеча-
лось выше, уготовано резкое сокращение (3,352-354).
Точки над i расставлены в конце рекомендаций, где речь идет об "уве-
личении международного обмена в ключевых секторах". Таких ключевых секто-
ров обнаруживается в нашей экономике два: энергетика и сельское хозяй-
ство. В первом случае мы должны форсировать экспорт ценой сокращения
внутреннего потребления, во втором - развивать производство зерна и саха-
ра для увеличения возможностей импорта других сельхозпродуктов
(3,367-368). Здесь содержится весьма прозрачный намек - выгоды междуна-
родного разделения труда надо оплачивать форсированием экспорта ... того,
что рекомендуют (3,366). И наконец, когда речь идет о среднесрочных пер-
спективах советской экономики, экспертов МВФ интересуют расчеты лишь по
двум аспектам: динамике внешней задолженности и росту производства (и эк-
спорта) энергоносителей (3,371-372).
СПРАВКА. Индустриально развитые страны Запада в целом (за исключени-
ем Японии и, до последнего года, ФРГ) уже около полутора десятилетий выс-
тупают в качестве нетто-импортеров капитала. Кроме того, большую часть
своих зарубежных инвестиций они уже давно направляют в развитые же стра-
ны. Следовательно, можно ожидать от них осуществления капиталовложений на
территории экс-СССР только в том случае, если это обещает немедленный об-
ратный приток капитала, существенно превышающий первоначальные вложения.