РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА(краткий обзор) Москва, 1992 (часть 2) |
2. Отраслевые и специальные аспекты В рекомендациях МВФ проявляется убеждение, что рыночная экономика помогает решать экологические проблемы - например, за счет более эконом- ного расходования естественных ресурсов под давлением рыночных цен. "В тоже время необходимо подчеркнуть, что рыночные силы сами по себе не ре- шат все экологические проблемы"(3,22). Эта же мысль - экономические ре- формы выступают необходимым, но не достаточным условием для решения эко- логических проблем - повторяется несколькими страницами спустя (3,28). Поэтому в рекомендациях подчеркивается необходимость быстрых и решитель- ных действий для того, чтобы сдвинуть с места экологические проблемы. Од- ним из главных препятствий на этом пути эксперты МВФ считают отсутствие необходимых государственных институтов, способных принимать решения по экологическим проблемам (3,28). Сферу торговли эксперты МВФ считают крайне неподготовленной для фун- кционирования в режиме конкурентной рыночной экономики. Главное препят- ствие здесь - высокая степень монополизма не только в производстве, но и в оптовой торговой сети. В качестве решения предлагается создать оптовые компании и кооперативы средних размеров "на базе существующих городских и сельских организаций оптовой торговли"(3,43). Утверждается, что это "не- медленно обеспечит рынки с достаточной конкуренцией для упразднения моно- польной власти в распределении"(3,43). Авторы доклада, так же, как и в других случаях, не забывают доба- вить, что "необходимыми условиями успешных реформ в этом секторе является макроэкономическая стабилизация и полная либерализация цен" (3,45). В ка- честве первого шага таких реформ рассматривается быстрая приватизация розничной торговли. Относительно транспортных услуг отмечается, что цены на эти услуги и, в частности, железнодорожные тарифы, существенно возрастут. Однако здесь же указывается, что "некоторый контроль за железнодорожными тарифа- ми должен быть сохранен, по крайней мере до установления более конкурен- тных рыночных условий"(3,71). Для создания таких более конкурентных ры- ночных условий предлагается разделить Министерство путей сообщения на множество организаций для создания конкурентного железнодорожного рынка (3,72). СПРАВКА. В большинстве развитых и менее развитых западных стран (особенно в Европе) железнодорожные компании не являются денационализиро- ваными или децентрализоваными. Интересно, что эксперты МВФ оценивают уровень субсидирования цен го- родского пассажирского транспорта как примерно равный соответствующему уровню в развитых западных странах. Рекомендуется лишь теснее привязать цены к протяженности маршрутов, особенно в пригородном сообщении (3,88). Главные рекомендации по реформированию сельскохозяйственной сферы примерно таковы же, что и в остальных случаях: - либерализация цен и ликвидация государственного заказа при сохра- нении некоторых государственных закупок; - создание специальной сети распределения, смягчающей последствия роста цен на продовольствие для малоимущих; - демонополизация торговли и снятие нетарифных барьеров для внешней торговли; - приватизация сельскохозяйственных предприятий; - введение института частной собственности на землю (3,140). Либерализация цен должна предшествовать приватизации, для того чтобы создать нормальные рыночные условия для оценки производственных фондов и рыночных перспектив того или иного предприятия (3,147). Необходимость ли- берализации сельскохозяйственных цен подчеркивается неоднократно (3,168). Ни фермеры, ни сельскохозяйственные предприятия не должны более принуж- даться к заключению контрактов с государством (3,149) СПРАВКА. Во всех развитых западных странах сельскохозяйственные цены и фермерские хозяйства тем или иным образом субсидируются. Осуществляются также довольно широкомасштабные государственные закупки и государственная торговля сельскохозяйственными ресурсами. В сфере энергетики мы видим те же стандартные рекомендации: увеличе- ние цен на энергию; создание конкурентного рынка, чтобы побудить пользо- вателей экономнее расходовать энергию; предоставление финансовой автоно- мии промышленным пользователям энергии для капиталовложений в энергоемкие технологии (3,200). Не все, разумеется, признается подлежащим децентрали- зации - исключение предоставляется для атомной энергетики, трубопроводной сети и линий электропередач (3,214). Крайний дефицит капиталовложений предполагается преодолевать за счет перехода энергетических предприятий на самофинансирование, чтобы не бюрократия, а рынок определял распределе- ние капиталовложений. Для этого необходимы и более высокие энергетические цены, приближающиеся к мировым. Однако ожидаемые улучшения не будут быс- трыми и легкими (3,214-215). Так, многие шахты Донбасса придется закрыть и безработица среди шахтеров этого угольного бассейна составит 150-200 тыс. человек (3,192). Те же рекомендации - для металлургической промышленности. Более вы- сокие цены принудят к экономии металла, но одновременно повлекут сокраще- ние производства и закрытие предприятий. "Это неизбежно", "этому нельзя противиться" - указывают эксперты МВФ (3,272). Возлагая надежды на то, что конкурентные рыночные силы приведут к более эффективному распределе- нию инвестиций, эксперты МВФ в тоже время делают оговорку: "Сложно пред- видеть в новых условиях куда управляющие предприятий предпочтут инвести- ровать в первую очередь"(3,273). Рецепты для обрабатывающей промышленности - те же (3,303-304). Прав- да, разговоры о свободном конкурентном рынке сопровождаются характерным замечанием: "В тоже время, однако, мало, еще вообще сколько-нибудь Запад- ных индустриальных стран действуют в полностью свободной рыночной эконо- мике"(3,303). Чем быстрее предприятия столкнутся с конкурентным рынком и с рыночными ценами, тем быстрее они встанут на путь реконструкции и улуч- шения своей работы - говорится в докладе (3,305). Каковы же будут итоги этих улучшений? "Неизбежным результатом реконструкции промышленности ве- роятно, будет длительная незанятость значительного числа рабочих как из-за рационализации труда, так и из-за закрытия предприятий" (3,312). По радикальному сценарию промышленное производство в первый год сократится на 20%, а безработица достигнет 10% рабочей силы (3,352). "Тем не менее, возможно, что производство будет разрушено в большей мере, чем предполагается"(3,354). 3. Внешнеэкономические проблемы Внешнеэкономическим аспектам реформ авторы доклада уделяют весьма большое внимание. Именно таким и должен быть их взгляд на наши экономи- ческие проблемы - с точки зрения взаимодействия экономик индустриальных стран Запада с советской экономикой. Каким же видится экспертам МВФ это взаимодействие? Наличие западной помощи рассматривается как существенный аспект ры- ночных реформ во всех областях экономики. Странно, однако, что понятие "помощь" распространяется и на те товары и услуги, которые будут пол- ностью оплачиваться. Собственно, только об этой категории "помощи" и идет здесь речь. Свободная торговля с Западом, как об этом уже говорилось выше, рас- сматривается в докладе в качестве одного из важнейших условий успеха ры- ночных реформ. Так, для смягчения последствий либерализации цен, чтобы несколько сбить их уровень, на начальной стадии реформ правительству ре- комендуется прибегнуть к импорту продовольственных товаров - "хлеба, мо- лока, масла, мяса" (2,10). Со времен импорт можно оставить без государ- ственного попечительства. Для успеха рыночных реформ нам рекомендуют импортировать и еще кое-что - например, опытных западных менеджеров, которых правительство могло бы пригласить по контракту для работы на советских предприятиях и для передачи опыта (2,33). Многократно указывается на желательность им- порта современного оборудования для реконструкции той или иной сферы хо- зяйства. Естественно возникает вопрос: а на какие средства можно предпри- нять широкомасштабные закупки товаров за рубежом? Наши экспортные возмож- ности катастрофически сужаются, долги нарастают, как снежный ком ... Эксперты МВФ не оставляют этот вопрос без ответа. С их точки зрения, наша страна располагает - при определенных условиях (о них ниже) - воз- можностями для форсирования экспорта. В рекомендациях констатируется, что ориентация на экспорт сырья и энергоносителей должна быть изменена, но, разумеется, в перспективе, когда будут получены результаты успешно реали- зованных рыночных реформ. А в настоящее время "будет более эффективным сконцентрировать усилия на расширении экспорта энергетических ресурсов и сырья, где вероятно получение более быстрых результатов" (2,61). Кроме того, "СССР может стать крупнейшим экспортером сельскохозяйственных това- ров"(2,62). СПРАВКА. На рынках сырья, энергоносителей и продовольствия существу- ет широкий и устойчивый спрос. Однако цены на эту продукцию испытывают долгосрочную тенденцию к падению и, кроме того, в значительной мере кон- тролируются и регулируются развитыми западными странами, которые имеют возможность сбивать цены, пуская в продажу крупные партии нефтепродуктов, цветных металлов, зерна, мяса и т.д. Рост экспорта цветных металлов из СССР уже привел к падению мировых цен на них. Кроме того, доступ на евро- пейский рынок продовольствия для нас фактически закрыт - как высокими стандартами "Общего рынка", так и его протекционистской политикой по от- ношению к собственному фермерству. За счет чего же предполагается форсировать экспорт продукции, явля- ющейся крайне дефицитной на внутреннем рынке? Ответ включает два ключевых пункта: увеличение цен, чтобы сократить внутреннее потребление, и привле- чение иностранных инвестиций в экспортные отрасли (см., например: 2,62). Куда и при каких условиях будут вкладывать деньги западные инвесторы? Условия, которые способны привлечь капиталы в советскую экономику, таковы: - низкий уровень издержек на оплату труда (2,79); - возможно более быстрое введение конвертируемости рубля, а для на- чала - доступ иностранных инвесторов к валютным аукционам (2,82 и 95); - создание рыночной инфраструктуры, сети финансовых и деловых услуг, усовершенствование хозяйственного законодательства, точное определение прав и ответственности на каждом уровне правительственного аппарата (2,94); - предоставление льгот иностранным инвесторам (2,96). СПРАВКА. Глубоко заблуждаются те, кто всерьез воспринимает рассужде- ния о большей привлекательности частного сектора для иностранного капита- ла. Рекомендации МВФ относительно иностранных инвестиций полностью игно- рируют советский частный сектор. Такова же и практика в Восточной Европе - в Польше, например, основные западные инвестиции идут в энергетику, в железные дороги и в систему телекоммуникаций, целиком находящиеся в руках государства. В качестве наиболее привлекательных сфер для иностранных капиталов- ложений рекомендации рассматривают энергетику, добычу ресурсов и конвер- сию оборонной промышленности (2,97). Несмотря на крайне высокий интерес западного капитала к оборонным предприятиям, эксперты МВФ отмечают, что совершенно невозможно определить, до введения свободных цен и интеграции в мировую экономику, что из имеющихся здесь достижений может быть исполь- зовано (2,30). Впрочем, приведенным списком интересы западного капитала не ограни- чиваются. Капитал готов также пойти в сферу распределения. Дважды в реко- мендациях повторяется по этому поводу: "Выгодность иностранных инвестиций для советской экономики самоочевидна ..." (3,44 и 46). Отсюда логично вы- текает и следующее требование: "В СССР для операций иностранных компаний существует множество препятствий, которые должны быть устранены настолько быстро, насколько возможно"(3,44). Не прочь западный капитал заняться (как и в Польше) железнодорожным транспортом. "Кооперация с Западом может внести важнейший вклад в разви- тие советских железных дорог в ближайшие годы" (3,73). Интерес проявляет- ся и к авиации. В частности, рекомендуется оснащать советские самолеты двигателями и оборудованием западного производства, привлекать западные компании в сферу обслуживания авиации (3,94). Такого рода проекты уже на- чинают выходить из стадии обсуждения. Весьма заинтересован западный капитал советской системой телекомму- никаций. Здесь эксперты МВФ прямо называют важнейшим условием прогресса этой отрасли обеспечение наиболее благоприятного режима для западных ин- вестиций (3,133). Что же касается сельского хозяйства, то здесь рекомен- дации настаивают в первую очередь на свободе импорта, на открытии границ для ввоза сельскохозяйственной продукции и на либерализации сельскохозяй- ственных цен (3,149 и 168). Утверждается, что либерализация внешней тор- говли немедленно облегчит импорт протеиносодержащих кормов для животно- водства. Оптимизм насчет крупных капиталовложений в эту сферу в рекомен- дациях не присутствует. Зато "развитие нефтедобычи может привлечь сущес- твенные иностранные инвестиции" ... "Иностранная заинтересованность в ин- вестировании в нефтяной сектор весьма широка"(3,189). Ну, раз иностранная заинтересованность широка - надо снимать препятствия для капиталовложе- ний. Та же ситуация и с газодобычей - главное, решить проблему вывоза прибылей в конвертируемой валюте (3,190). Кроме того, подчеркивается, что поддержание, а тем более расширение советского экспорта энергоносителей прямо зависит от расширения импорта западного оборудования (3,204). Однако западная помощь для производства энергоносителей "не может быть реализована без отведения существенной ро- ли международным нефтяным компаниям". И добавляется для непонятливых: "В зависимости от степени их участия иностранные фирмы примут большее или меньшее участие в увеличении экспорта"(3,367). Сотрудничество с западными фирмами рекомендуется и в создании новых энергетических мощностей. Разу- меется, для эффективности реформ в энергетической отрасли она должна стать более привлекательной для иностранных инвестиций (3,215). Этот мо- тив повторяется неоднократно: "Хорошо направленная западная помощь будет иметь критическое значение для реформ в советской энергетической систе- ме"(3,217). Для привлечения иностранных фирм весьма важно внедрить между- народно согласованный режим капиталовложений. "Советы будут нуждаться в советах западных правительств в применении режимов налогообложения и ре- гулирования для привлечения инвесторов" (3,218). И как только "Советы" последуют этим "советам", энергетика сразу станет весьма привлекательной для западного капитала. Гораздо меньше рвения чувствуется по отношению к металлургии. Здесь проблема ставится грубо: цены поднять, таким образом сократить внутреннее потребление и заставить предприятия переориентироваться на экспорт. А ко- му это окажется не под силу - пусть закрывается (3,272). Повздыхав насчет острых экологических проблем, могущих задеть и Западную Европу, эксперты МВФ разводят руками - нет ни финансовых ресурсов, ни технологий, необхо- димых для решения этих проблем. Про западный капитал при этом, конечно же, даже и не вспоминают (3,273). О западных инвестициях в металлургию сказано одно - условия их привлечения те же, что и в других случаях (3,274). Что касается обрабатывающей промышленности, то вопрос о западных ка- питаловложениях в эту отрасль вообще не поднимается. Ей, как уже отмеча- лось выше, уготовано резкое сокращение (3,352-354). Точки над i расставлены в конце рекомендаций, где речь идет об "уве- личении международного обмена в ключевых секторах". Таких ключевых секто- ров обнаруживается в нашей экономике два: энергетика и сельское хозяй- ство. В первом случае мы должны форсировать экспорт ценой сокращения внутреннего потребления, во втором - развивать производство зерна и саха- ра для увеличения возможностей импорта других сельхозпродуктов (3,367-368). Здесь содержится весьма прозрачный намек - выгоды междуна- родного разделения труда надо оплачивать форсированием экспорта ... того, что рекомендуют (3,366). И наконец, когда речь идет о среднесрочных пер- спективах советской экономики, экспертов МВФ интересуют расчеты лишь по двум аспектам: динамике внешней задолженности и росту производства (и эк- спорта) энергоносителей (3,371-372). СПРАВКА. Индустриально развитые страны Запада в целом (за исключени- ем Японии и, до последнего года, ФРГ) уже около полутора десятилетий выс- тупают в качестве нетто-импортеров капитала. Кроме того, большую часть своих зарубежных инвестиций они уже давно направляют в развитые же стра- ны. Следовательно, можно ожидать от них осуществления капиталовложений на территории экс-СССР только в том случае, если это обещает немедленный об- ратный приток капитала, существенно превышающий первоначальные вложения.