| РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА(краткий обзор) Москва, 1992 (часть 1) |
Введение
Вашему вниманию предлагается обзор доклада, подготовленного Междуна-
родным Валютным Фондом, Всемирным Банком, Организацией Экономического
Сотрудничества и Развития, Европейским Банком Реконструкции и Развития по
поручению участников Хьюстонской встречи глав государств и правительств
семи ведущих индустриальных держав Запада (июль 1990). В трех томах док-
лада содержатся: анализ состояния советской экономики, рекомендации по ее
реформированию и критерии, в соответствии с которыми будут приниматься
решения по оказанию Западом экономической помощи в проведении рыночных
реформ.
В данном обзоре я стремился по возможности воздержаться от собствен-
ных оценок, прибегая к комментариям лишь в тех случаях, когда представля-
лось целесообразным дать читателю дополнительную информацию для самосто-
ятельных суждений. Критический анализ концепции Международного Валютного
Фонда желающие могут найти в работе: Ольсевич Ю.Я. Рекомендации МВФ: ва-
риант для СССР? (Новое в жизни, науке, технике. Серия Международная,
8/91). М.: Знание, 1991. Все ссылки в дальнейшем даются лишь с указанием
тома и страницы по изданию: A Study of the Soviet Economy. Volume 1-3.
Paris: Publications Service, OECD, February 1991.
1. Общий подход к экономическим реформам
В качестве самого первого и неотложного шага экономической реформы
МВФ рассматривает возможно более быструю и полную либерализацию цен
(2,9). При этом предпочтение отдается именно быстрой либерализации цен по
сравнению с более медленным вариантом. В рекомендациях не упускаются из
виду разнообразные риски, связанные с быстрой либерализацией цен. Отмеча-
ется неизбежность "существенного увеличения среднего уровня цен и денеж-
ной зарплаты в СССР, даже если финансовая и налоговая дисциплина будет
поддерживаться"(2,5), как и возможность выхода роста цен и зарплаты
из-под контроля.
Рост цен может привести к снижению доходов "многих, если не большин-
ства" советских граждан и поэтому "может оказаться политически нетерпи-
мым" (2,6). Рекомендации отвергают полную компенсацию, но считают необхо-
димым смягчение воздействия роста цен на жизненный стандарт.
Отмечается, что "используемые технологии и финансовые возможности
многих советских предприятий основаны на сильно субсидированных ценах на
энергию и другие ресурсы" (2,6). Поэтому свободные цены подорвут условия
существования этих предприятий. Но, поскольку существующие цены порождают
усугубление диспропорций, диктуемых искаженными ценовыми сигналами, отры-
вают внутренние цены от мировых и препятствуют функционированию конкурен-
тного рынка, следует идти на риски, связанные с проведением быстрой либе-
рализации цен.
В тоже время рекомендации указывают на ряд исключений из немедленной
либерализации цен. Это цены на общественные услуги, включая общественный
транспорт, который предпочтительно оставить государственной монополией,
как и в других странах. Нельзя, хотя и весьма желательно, сразу освобо-
дить цены на жилье, поскольку ликвидация накопившихся здесь глубоких дис-
пропорций требует создания юридической и финансовой инфраструктуры, на
что необходим целый ряд лет. Наконец, нельзя сразу отпустить цены на
энергию, ибо это способно подорвать промышленное производство. Первона-
чально эти цены можно было бы поднять на 50%, отведя на окончательное
приспособление к более высоким ценам не менее 3-х лет (2,10).
Поскольку рост цен будет означать падение реальных доходов рабочих,
его необходимо "отчасти компенсировать" увеличением денежной зарплаты.
Размер компенсаций по пенсиям и другим выплатам из бюджета ставится в за-
висимость от наличия налоговых поступлений и от требований стабилизации
рынка (2,11) "Кратковременное сокращение" доходов рассматривается как не-
избежная цена реформ и залог будущего роста капиталовложений (2,11).
Вторым необходимым шагом на пути создания конкурентного рынка счита-
ется приватизация мелких и средних и коммерциализация крупных предпри-
ятий. Здесь также отстаивается вариант быстрой приватизации, поскольку
затягивание реформ ведет к большему риску, нежели тот, который связан с
ускоренным проведением этих реформ. Среди рисков быстрой приватизации на-
зываются отсутствие реальной рыночной оценки приватизируемого имущества,
неясность рыночных перспектив приватизируемых предприятий и возможность
последующего обесценения их фондов, опасность концентрации имущества в
руках лиц с крупными финансовыми ресурсами или политическими связями
(2,22).
Отмечается, что развертывающаяся спонтанная приватизация сопряжена
со многими издержками и подрывает в общественном мнении престиж идеи при-
ватизации вообще, что требует срочно упорядочить этот процесс (2,20-23).
При этом не ставится задача получить максимальный финансовый эффект от
продажи предприятий, поскольку чем больше собственник затратит на выкуп,
тем меньше у него останется средств на последующие капиталовложения
(2,23). Участие банков в приватизации в смысле превращения их во владель-
цев или совладельцев предприятий отвергается (2,24).
В качестве желаемых форм приватизации рассматриваются прямая прода-
жа, аренда и превращение крупных, плохо делимых предприятий в акционерные
компании при сохранении государственной собственности или государственно-
го участия, но при коммерческой самостоятельности таких компаний
(2,24-26). Коллективная собственность подвергается резкой критике. "Рабо-
чие, контролирующие предприятия, склонны концентрироваться на максимиза-
ции их собственных доходов в краткосрочном аспекте, ограничивая занятость
новых рабочих и декапитализируя фонды предприятий со временем" (2,26).
Правда, авторы рекомендаций допускают распределение долей собственности
между рабочими и даже на льготных основах, но только на индивидуальном, а
не коллективном базисе. При этом рабочие, как и другие пайщики, должны
иметь право продавать свои доли на рынке (2,26-27; см. также: 2,179).
СПРАВКА. В США в настоящее время функционирует около 12000 предпри-
ятий, находящихся в частичной или полной собственности их работников. В
начале 70-х гг. таких предприятий было всего несколько сотен. Почти все
они созданы по программе ESOP (Employee Stock Ownership Plan - план акци-
онерной собственности работников). Этот план предусматривает категоричес-
кий запрет на продажу работниками акций своей компании на сторону. Боль-
шинство коллективных предприятий в Западной Европе придерживается подоб-
ного же правила.
Что касается неэффективности коллективных предприятий, то фактичес-
кой основой для таких утверждений служит почти исключительно опыт Югосла-
вии, где некоторое участие работников в управлении не было сопряжено с их
контролем над собственностью. В индустриально развитых западных странах
коллективные предприятия в среднем более эффективны, чем традиционные ка-
питалистические фирмы. Богатый материал об экономических результатах фун-
кционирования коллективных предприятий, включая результаты эконометричес-
ких исследований, содержится в книге: Participatory and Self-Managed
Firms. Evaluating Economic Performance. Ed. by D.C.Jones and J.Svejnar.
Lexington,Mass., - Toronto: Lexington Books,1982.
Значительное место отводится в рекомендациях описанию антимонополь-
ного эффекта свободных цен. Характерно, что антимонопольным средством
считаются именно свободные цены, а не приватизация. Роль антимонопольного
законодательства рассматривается в этом аспекте как сугубо подчиненная,
поскольку само по себе оно не обеспечивает реальную деконцентрацию эконо-
мики. Одновременно высказываются опасения, что в стране с отсутствием ры-
ночных традиций и широким распространением монополий эффект демонополиза-
ции под воздействием свободных рыночных сил проявится медленнее (2,31).
Любопытно, что в качестве средства демонополизации рассматривается пере-
дача прав собственности на государственные предприятия от министерств к
холдинговым компаниям, которые не вмешиваются в повседневную деятельность
предприятий, но следят за их прибыльностью и сохранностью фондов.
СПРАВКА. На Западе холдинговые компании были практически повсеместно
запрещены после "Великой Депрессии" 1929-33 гг. Они показали себя как на-
иболее хищническая и безответственная форма монополистических объедине-
ний. Холдинги делали ставку на краткосрочное увеличение прибыли контроли-
руемых ими предприятий без дополнительных вложений, подрывали их матери-
альные и человеческие ресурсы, а затем, пользуясь не успевшим еще упасть
курсом акций этих предприятий, с выгодой продавали их на фондовой бирже.
Нет никаких оснований полагать, что холдинги, во многом наследующие кадры
и традиции наших министерств, будут более ответственны.
Одним из важнейших средств рыночных реформ, недооцениваемым в Совет-
ском Союзе, авторы рекомендаций считают либерализацию внешней торговли.
"СССР является относительно закрытой экономикой, если судить по доле
внешней торговли в валовом национальном продукте" - утверждают они (2,68)
и тут же опровергают сами себя, указывая, что этого вполне можно было бы
ожидать для страны столь больших размеров, как СССР.
СПРАВКА. Объем экспорта по отношению к валовому национальному про-
дукту составил в 1988 г.: в СССР - 6,8%, в США - 6,7%.
Может быть, это покажется странным, но именно в контексте либерали-
зации внешней торговли в рекомендациях выдвигается призыв сохранить су-
ществующую интегрированность союзного рынка и подчеркивается необходи-
мость запрета республиканским властям вмешиваться в движение товаров че-
рез границы (2,52-53). Можно считать, что эта рекомендация уже не акту-
альна, но ее можно рассматривать и в плане перспективной либерализации
торговли между независимыми республиками и преодоления дезинтеграции рын-
ка. Эксперты МВФ весьма настороженно относятся к высоким таможенным тари-
фам, призванным защитить национальное производство от иностранной конку-
ренции. Ведь именно эта конкуренция рассматривается ими как существенный
позитивный фактор. Покровительственные тарифы могут защитить слабые пред-
приятия при большом разрыве меду внутренними и мировыми ценами, обеспечи-
вают бюджетные доходы и способствуют активному торговому балансу. Но дос-
тигается это ценой ослабления связи между внутренней и мировой структура-
ми цен, искажения влияния экспортно-импортных операций на экономическую
структуру (2,59-60). Вывод: необходим компромисс между этими двумя подхо-
дами. Что же касается импортных квот, то они еще хуже, чем высокие тамо-
женные тарифы.
СПРАВКА. Страны, относящиеся к категории "новых индустриальных", в
особенности так назывемые "азиатские тигры", демонстрировавшие в послед-
ние годы весьма высокие темпы экономического роста и довольно успешное
внедрение на мировой рынок, в течение длительного времени защищали внут-
ренний рынок высокими таможенными пошлинами и экспортно-импортными квота-
ми. Лишь по мере усиления конкурентоспособности национального производ-
ства происходит постепенное ослабление торговых барьеров. Высокая степень
либерализации внешней торговли свойственна лишь наиболее высокоразвитым
индустриальным странам, да и то главным образом внутри замкнутых экономи-
ческих группировок типа "Общего Рынка". Для них характерны низкие тамо-
женные барьеры для ввоза сырья и более высокие - для ввоза изделий обра-
батывающей промышленности, причем чем выше степень обработки, тем выше
таможенные пошлины.
Рекомендации по совершенствованию банковской системы резко контрас-
тируют со всеми остальными своей детальностью. Если по всем другим проб-
лемам большую часть места занимает анализ положения дел, и лишь несколько
строк или в лучшем случае абзацев - рекомендации, то банки удостоились
семи страниц развернутых рекомендаций. Следует указать на высокий профес-
сионализм экспертов,
составлявших эти рекомендации. Банковской системе не случайно уделе-
но столь много внимания - она рассматривается как один из жизненно важных
механизмов регулирования рыночной экономики, от работоспособности которо-
го зависит успех или провал осуществляемой экономической политики.
Весьма контрастирует с остальным набором рекомендаций и само содер-
жание предложений по совершенствованию банковского дела. Грубо говоря,
лозунг "все либерализовать!" сменяется здесь лозунгом "все контролиро-
вать!". Эксперты считают необходимым учредить полновластное правитель-
ственное агентство, наделенное правом выдавать лицензии на банковскую де-
ятельность, проверять надежность банков и их безопасность как депозиторов
(хранителей вкладов), проверять их платежеспособность, уровень ликвиднос-
ти финансовых ресурсов, качество системы управления. Такое агентство так-
же наделяется правом в случае необходимости закрывать, реорганизовывать и
ликвидировать банки (2,120).
Тревожит экспертов негарантированность депозитов (средств вкладчи-
ков), хранящихся в коммерческих и кооперативных банках. После "Великой
Депрессии" в США и в других развитых странах было введено 100% обязатель-
ное страхование вкладов. Отсутствие подобного страхования в нашей банков-
ской системе рассматривается как недостаток, подлежащий немедленному ус-
транению (2,119-120). Существующий порядок регистрации банков предлагает-
ся заменить лицензированием, что предполагает всестороннюю проверку фи-
нансового состояния банка, ведения бухгалтерских счетов, организации уп-
равления (2,121). Эксперты считают необходимым воспрепятствовать тенден-
ции предприятий и государственных органов учреждать собственные банки,
предназначенные для обслуживания в основном их учредителей и пайщиков, не
выдавая таким банкам лицензии (2,121).
Эксперты полагают, что существующая фактическая норма собственного
капитала коммерческих банков - 10-15% - является как раз подходящей и
должна быть закреплена законодательно. Во всяком случае эта норма должна
быть поднята с 5% до 8%, рекомендуемых Базельским комитетом (2,121-122).
Нужно также ввести лимиты на долю займов, предоставляемых одному за-
емщику. Этот лимит был понижен со 100% до 50%, что совершенно недостаточ-
но. Проблема заключается еще и в том, что этот крупнейший заемщик, как
правило, является и совладельцем банка. Этот лимит должен составлять не
более 15%, и, кроме того, необходим вторичный лимит на долю средств, пре-
доставляемых 3-4 крупнейшим заемщикам. Одновременно предлагается устра-
нить вмешательство организаций-учредителей в деятельность банка с целью
получения кредита на льготных условиях (2,122).
Можно указать также на такие рекомендации, как постепенная денаци-
онализация специализированных государственных банков (в последнюю очередь
- Сбербанка), внедрение автоматизации межбанковских расчетов, развитие
залогового права и создание рынка долгов и закладных (2,123-130).
Составители рекомендаций МВФ считают само собой разумеющимся, что
провозглашенные реформы влекут за собой отмену гарантированной занятости
(2,137). Предполагается, что реформы приведут к существенному сокращению
занятости за счет увольнения излишне нанятых работников, закрытия убыточ-
ных предприятий, структурных изменений в экономике, демилитаризации, сок-
ращения бюрократического аппарата (2,145-146). По радикальному сценарию
реформы, который поддерживает МВФ, предполагается, что безработица в пер-
вый год реформы составит 12%, в том числе устойчивая безработица - 10% от
общей численности занятых (2,149).
Эксперты МВФ добросовестно рекомендуют, в соответствии с западными
стандартами, достичь генеральных соглашений между правительством и про-
фессиональными союзами, сетуя лишь на трудную осуществимость этого поже-
лания из-за больших масштабов и разнообразия условий страны (2,176).
Признается тот факт, что неорганизованные рабочие оказались бы фактически
неравноправной стороной при переговорах с администрацией предприятий. Эта
проблема приобретает особенно острое звучание, если обратить внимание на
следующую констатацию экспертов МВФ: падение реальных доходов работников
в ходе реформ принудит их к интенсификации труда при игнорировании заботы
о здоровье, безопасности и соблюдении экологических норм (2,178). Полити-
ка доходов снискала очень мало внимания со стороны авторов доклада МВФ -
какие-либо рекомендации и даже оценки почти отсутствуют. Лишь в самом об-
щем виде выдвигается требование "установить потолок для роста зарплаты,
чтобы предотвратить раскручивание спирали зарплата - цены и поддержать
минимальную зарплату, чтобы защитить экономически слабых перед лицом ин-
фляции"(2,182). В противоположность вопросам политики доходов весьма под-
робно и глубоко разработаны рекомендации по совершенствованию хозяйствен-
ного законодательства (2,233-234;237-238;239;245-247; 248-249;272-274 и
др.).