Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Святые рабы

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ


Чтобы власть стала сильнее,
следует её ограничить.
Людвиг Берне


     Всякая власть от Бога - утверждает религия. Власть от Бога постольку, поскольку она поддерживает правопорядок. Конфуций, однако, утверждал, что в Китае и без власти порядка больше, чем у варваров с властью. Порядка больше потому, что люди чтут традиции, почитание традиций у них в крови, т.е. в подсознании. Следовательно, внутренние программы поведения человека, закреплённые в традициях и психике, оказывают на общество большее положительное влияние и не требуют таких материальных затрат, как власть и органы охраны правопорядка.
     В то же время, чем сильнее власть, тем менее необходимы внутренние регуляторы поведения человека, традиции, память, культура. В конечном итоге тоталитарная власть остаётся единственной клеткой, сдерживающей зверя, просыпающегося в человеке, всё больше средств требуется на её содержание. Но вместе с культурой и традициями поведения умирают традиции и культура труда, что делает труд рабским, а, следовательно, нетворческим и непроизводительным, создаёт иждивенческие настроения и паразитические социальные группы. Страна нищает, народ вымирает, а власть пытается выстроить эффективное государство из элементов, не пригодных ни для какой системы.
     Хуже того. Российская культура со времён Петра I строится (а учитывая «добровольное» иудо-христиансское рабство, и ранее) исключительно на заимствованиях, постоянно разрывая психологическую связь поколений в попытке догнать уходящий европейский поезд. Разрыв связи поколений - это уничтожение (культуры и самосознания нации. Но чужую культуру нельзя усвоить, поскольку видимая культура - это не вещь и не система отношений, а мгновенное состояние, фотография живого и непрерывного процесса, направленного из прошлого в будущее.
     Сегодняшнее состояние культуры и сознания нации естественно вытекает из предыдущего и определяет последующее. Попытка заменить один пласт исторического сознания, во-первых, уничтожает всё наработанное ранее, стирает нацию как самостоятельный и тем интересный фрагмент человеческой цивилизации; во-вторых, рождает систему бесплодную, не подкреплённую исторической психологией предыдущих поколений, и потому обречённую на подражательство и в дальнейшем.
     В России все это усугубляется климатическими условиями, пространствами и смешением наций, препятствующими интенсивному экономическому, а, следовательно, и культурному развитию. В результате, не усвоив чужую культуру, а целиком её и нельзя усвоить, поскольку она предназначена для другого мира, другой нации, других условий (в том числе - климатических), Россия неоднократно теряла свою. Итогом тысячелетней судорожной гонки за лидером явилось «разбитое корыто» собственного национального самосознания та же европейская спина впереди. Вопрос не в том, надо ли заимствовать чужое, а в том, что и сколько заимствовать, чтобы сохранить своё.
     В настоящее время экономические преобразования в России невозможны не только снизу (от нации и культуры), они блокируются сверху. Они блокируются монополизированной властью коррумпированной бюрократии (и военной в том числе), «свинцовый зад» которой (по выражению Троцкого) не только «перевесил голову» октябрьской революции, но и раздавил государство. Из этого развитого социалистического «зада» ни один архитектор, а тем более Горбачёв, не в состоянии был выстругать «человеческое лицо». Эта сила поставит крест на любых эволюционных преобразованиях, на любой попытке воссоздания национальной культуры, кроме культуры государственных рабов. И это тоже культурная традиция России - традиция власти.
     Опасность денежной, капиталистической демократии в многократно ускоренном отборе хищных особей в систему управле- ния государством и в отсутствии самой демократии, как народо- властия. Отсутствие же контроля над властью неминуемо ведёт к преступлению, а всякое преступление власти кончается убийством граждан (и президентов тоже). Власть Ельцина не исключение. Другой «демократ» может быть многократно хуже. Лучше - вряд ли.
     Проблема не в том, кого избрать, а в том, чтобы не дать избранному совершить ошибку. В том, чтобы создать условия, при которых ЛЮБОЙ человек и на любой государственной должности, включая самые высшие, независимо от состояния психики, склонностей и слабостей будет делать только то, что ему предписано должностными инструкциями, а не то, что ему покажется наиболее эффективным в настоящее время. Человек настолько субъективен и ограничен, что даже его успехи ошибочны. Иногда нужно проиграть, чтобы выиграть и умереть, чтобы жить вечно. Иисус это понимал.
     В большинстве развитых стран капиталистической демократии существует в том или ином виде надзор за исполнительной властью - от независимого прокурора в США, до сохранённых институтов монархии в Англии и Японии и других странах. Кроме этого наличествует мощный средний класс, независимая пресса и достаточно эффективная судебная власть, не говоря уже о самой культуре демократии, о тех самых традициях, вошедших в подсознание и ставших составной частью личности и государства, о которых говорил Конфуций. Т.е. вся демократия сводится к контролю, а не к выборам.
     Всё это определяет относительную стабильность обществен- ных отношений, основанную на подконтрольности госаппарата, высоком уровне конкурентной борьбы за власть, эффективном и безболезненном для общества механизме смены слабой, аморальной или преступной власти. Но и эти, ранее работоспособные механизмы сейчас износились и не соответствуют информационно- манипулятивному и ростовщическому принципу государственного управления и назначения власти.
     «В политической истории новейшего времени легко различаются две общечеловеческие направленности, полярные друг другу. Одна из них стремится к переразвитию государственного начала как такового, к укреплению всесторонней зависимости личности от государства, точнее - от той инстанции, в руках которой находится государственный аппарат: партии, армии, вождя. Государства типа фашистского или национал-социалистического - ярчайший пример феноменов этого рода.
     Другой поток явлений, возникший ещё в XVIII веке, если не раньше, - это поток направленности гуманистической. Его истоки и главнейшие этапы - английский парламентаризм, французская Декларация прав человека, германская социал-демократия, наконец - освободительная борьба против колониализма. Дальнейшая цель этого потока явлений - ослабление цементирующего насилия в жизни народов и преобразование государства из полицейского по преимуществу аппарата, отстаивающего национальное и классовое господство, в аппарат всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности» [152] , - писал Даниил Андреев.
     Думается, что это ошибка. Монополизм власти ростовщи- ческой не менее жесток, чем монополизм государственно- бюрократический. И та и другая системы предполагают определённые свободы и ограничения в соответствии со своим устройством. При этом в одной системе для реализации свободы нужны деньги, в другой - необходимым является принадлежность к партии власти и властной элите. И коммунисты это понимали. Поэтому многие из них имеют в России и деньги и власть, что необходимо для выживания сегодня.
     Переразвитие государственного начала и тоталитарное подавление личности (и культуры), свойственные России, можно компенсировать введением внеэкономических и формируемых не демократическим (не денежным) путём элементов нравственного контроля над государственной властью. Из существующих структур возможным кандидатом на роль контролёра могут быть религиозные движения или утверждённый ими светский представи- тель, возможно - монарх. Отсутствие культуры общественно- исторической может быть до некоторой степени компенсировано культурой религиозной[*].
     В этом случае, многоконфессиональность России из фактора слабости может превратиться в фактор силы и стабильности, т.к. присутствие в контрольном органе представителей различных, конкурирующих в вере конфессий, даст возможность не только создать действительно независимую от власти денег структуру контроля, но и очистить сами религиозные направления от плевел, что чрезвычайно важно именно для России. Следует всегда помнить, что нет в природе такого негативного явления, которое нельзя было бы использовать с выгодой для человека разумного. Неразумный же использует и полезные предметы во вред себе и другим.
     Другой вариант ослабления государственного гнёта и освобо- ждения личности - внегосударственная, общемировая контролирую- щая организация в виде независимой прокуратуры и суда, носящих внеэкономический и внегосударственный характер, оценивающих власть в странах по их соответствию нормам конституции и законам конкретной страны. Однако в условиях сложившийся системы политического и экономического монополизма США, а также их нетерпимости к любым формам общественного устройства, отличного от их собственного, основанного на экономическом и политическом неравноправии людей, стран и наций, движение в этом направлении можно считать преждевременным.
     Под социально-этическим фундаментализмом следует понимать систему НРАВСТВЕННОГО и конституционного контроля независимых от -государства структур над Государственной ВЛАСТЬЮ, которая может принимать любые законные формы.
     Государственная власть определяет психологию и нравственный фундамент общества, поскольку АВТОРИТЕТ ВЛАСТИ служит нравственным и гражданским эталоном для подавляющего большинства населения страны. Государство, как механизм социального принуждения, не разрушает нравственность только тогда, когда госчиновники, включая самых высших и защищённых, подчинены закону не меньше, а много больше среднего обывателя.
     Только в этом случае механизм принуждения будет воспринят и осознан гражданами как естественная необходимость, формирующая массовый стереотип нравственного социального поведения. Невозможно ни с какой точки зрения такое состояние власти, когда СМИ обвиняют высших должностных лиц государства во лжи и коррупции, а они не только продолжают исполнять свои обязанности, но и используют власть, чтобы наказать своих «обидчиков». Какое население эти подонки воспитают? Какую культуру вырастят? Какой народ не развратят?
     По определению И.Ильина: «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как родина, оформленная и объединённая публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сложившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания».153 И там же:
     «Истинное государственное настроение души возникает из искреннего патриотизма и национализма».
     О каком национализме, и о какой общности духовной культуры в России может идти речь? О какой общности духовной судьбы можно говорить, при столь разноплановых исторических, этнических, идеологических, культурных и религиозных воззрениях её граждан, сознание которых зависит от таких антагонистических начал, как фальшивый коммунизм и его бюрократия, феодализм, капитализм, иудаизм, буддизм, ислам и христианство почти во всех его ипостасях, враждующих между собой? Различные цели, задачи, нравственные нормы граждан России никогда не дадут возможности создать эффективное и демократическое государственное устройство.
     Почти никогда. Есть только два пути. Первый - полное уничтожение религий и наций, замена их на государственную идеологию и государственную нацию, такую, как «советский народ». И второй. Признав общность идеологических и нравствен- ных норм, ввести родственные нравственно религии и конфессии в систему государственного управления, заставив их на деле, а не в проповедях, защищать религиозные нравственные нормы, оценивать власть и Закон с религиозно-этической точки зрения. Уравняв, таким образом, национально-этические воззрения, создать предпосылки к единству или согласию наций в вере (пред Богом все нации равны, кроме тех, кто этого не желает) и равное отношение их к Закону и Государству.
     Необходимость религии объясняется тем, что в человеке даже врождённые нравственные установки разрушаются общественными отношениями либерализма и властью. Общественная нравственность закономерно подавляется с экономическим развитием, что также закономерно убивает общество и государство. Человечество ещё не настолько очеловечено, чтобы обойтись без Бога, и не будет достаточно очеловечено в обозримом будущем.
     Если религия не готова принять свою долю ответственности за Человека в человеке, то и религию, и наше отношение к ней необходимо реформировать. Есть для этого все предпосылки в самом Священном писании, к которому необходимо подойти не с точки зрения сложившихся традиций суеверия, а опираясь на слова Бога, здравый смысл, знания и добрую волю. В противном случае, формально разнородные религии и конфессии развалят Государство вполне неформальным образом.
     Психологические основы проблемы в глазах политиков и экономистов мало что значат. Но мы уже рассматривали ситуацию и в иной плоскости. При этом было отмечено, что страна не является привлекательным регионом для долгосрочных инвестиций. Всякие «инвестиционные форумы» - это блеф. Россия не привлекательна ни для иностранного, ни для национального капиталов, и причины этой непривлекательности были рассмотрены ранее. В этом суть российской проблемы, на которую политическая нестабильность оказывает весьма малое влияние. Более того, экономическая неэффективность инвестиций и вызывает эту самую политическую нестабильность.
     Вывод, который следует отсюда: Россия не может управляться капиталом, т.е. иметь социально-экономическое устройство, аналогичное странам западной демократии. Капитал и его власть, имеющие преимущественные интересы ВНЕ территории страны и народа, ВСЕГДА будут «предавать» государство. Это абсолютно естественное и экономически оправданное поведение, такое же, как и желание народов бывшего СССР влиться в иные формирующиеся суперэтносы, которые могут дать им (как им кажется) больше шансов на выживание. Понимание того, что они не нужны никому, кроме самих себя, придёт позже.
     Никакие идеологические мотивы не могут заставить капитал изменить направление своих предпочтений, тем более что владельцы капиталов (включая капитализированную и коррумпированную гражданскую и военную бюрократию), как правило, существа аморальные - другие не выживают. Т.е. власть в России не может принадлежать капиталу, так же, как и представителям наций, не имеющих общих с коренной национальностью интересов. В том и другом случае мы имеем власть оккупационную по содержанию и разрушительную по сути.
     В равной степени разрушительна и тоталитарная система. И в том, и в другом все мы убедились на практике. Никакого другого социализма или капитализма в России быть не может. Однако без элементов капитализма, т.е. экономической конкуренции и конкуренции в управлении, невозможно не только построение стабильного общества с развитой экономикой, но и контроль над властью.
     Равновесие в системе авторитарной или тоталитарной власти с элементами частного предпринимательства достигнуть невозможно, даже если власть будет заинтересована в развитии предпринимательства и конкуренции. Различные системы не сочетаются. Власть, занимающаяся экономикой, будет подавлять частный капитал и, в то же время, она будет коррумпирована с помощью частного капитала. Бюрократ сам создаст ВСЕ необходимые предпосылки, для того, чтобы его купили - китайский и российский опыт это подтверждают.
     Следовательно: реальная власть должна быть дистанцирована от любых экономических процессов - её дело контроль, но и этот контроль недостаточен. Саму власть необходимо строго контролировать. Т.е. мы пришли к тем же выводам, что и при анализе социально-психологических проблем государственного устройства, выводам диктующим необходимость третьей силы, не избирающейся при помощи денег, независимой от государственной власти и обладающей не только социальным влиянием, но и идеологией, способной воссоздать и поддерживать культуру в самом широком смысле этого слова. В идеале - это власть культуры
[*].
     Если мы не можем контролировать бюрократию или изба- виться от неё, то абсолютно необходимым представляется введение в государственную систему НЕСКОЛЬКИХ бюрократических подсистем, конкурирующих и противостоящих друг другу. Так, небесполезным может быть создание нескольких структур типа ЦБ с равными полномочиями по отношению к коммерческим банкам и друг другу. Возражений по этому поводу найдется более чем достаточно, но каждое возражение будет исходить от бюрократа в ЦБ, которому конкурент противопоказан. Конкурент означает конец спокойной и сытой жизни, конец коррупции, лени и высокомерной чиновничьей дури. То же касается и государства в целом.



[*] Необходимо отметить, что любая сила исполняет закон только в случае состояния равновесия с силой конкурирующей. В отношениях общества и власти может допускаться значительный дисбаланс сил, но при этом культура общества сама есть сила, стабилизирующая ситуацию.
[*] Не в смысле опошленного «развитым социализмом» понятия культуры, которая вполне совмещается в одном названии с отдыхом и развлечениями: «Парк культуры и отдыха имени Горького» есть в каждом городе, и даже не в единственном экземпляре. Культура, как и Знание, никогда не принадлежала большинству. В противном случае, истинным пророком следует считать не Иисуса, а тех, кто его распял. В конечном итоге: Бог, как бесконечно ограничившее Себя всемогущество, - это абсолютная культура.


Назад // Вперед // Содержание


Сайт создан в системе uCoz