Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Святые рабы

ЦИВИЛИЗАЦИЯ


Неудовлетворённость - источник
не только страданий, но и прогресса
в жизни отдельных людей и целых народов.
Ауэрбах

И великим негодованием негодую
на народы, живущие в покое;
ибо когда Я мало прогневался,
они усилили зло.
Бог


     Рассмотренный нами ранее информационный фактор является необходимым, но не достаточным элементом цивилизации. В основе создания любой социальной системы отношений «снизу» лежит взаимодействие между элементами её составляющими, которое регулируется нравственностью и законом. Нравственность понимается как предсказуемость поведения, основанная на сознательном (альтруизм) и подсознательном (совесть} отказе от части личной свободы ради повышения эффективности объединения. Закон - устанавливаемые государственной властью нормы поведения, которые являются общей и обязательной для всех частью нравственных норм. Отсюда требование нравственности законодательства, несоблюдение которой разрушает ВСЕ нравственные нормативы и само государство.
     Нравственность по данному определению относительна. Одни и те же нормы не могут быть применены к разным народам и в разные исторические эпохи. Поскольку нравственность определяется не только существующими экономическими отношениями, но и исторически сложившимся характером народа, то одному и тому же типу экономических отношений могут соответствовать существенно различные нормы закона и общественной организации. Хотя очевидно, некоторые базовые элементы должны быть общими для всех этносов и государств.
     В отношениях между народами нравственность возникает только как основа совместного выживания. Идеология или религия, обособляющие нацию, автоматически ставят её вне нравственных критериев и отношений, а в ряде случаев и вне закона, поскольку закон - это продолжение и закрепление нравственных норм доминирующей в государстве или международных отношениях нации. Нравственное отторжение происходит по отношению этой нации к её окружению и, как следствие, в отношении окружения к нации. Таков иудаизм. Такова суть еврейского вопроса. Объединяет людей в первичный коллектив осознание угрозы для индивидуального существования, связанной с природными, биологическими, межплеменными, информационными, социальными условиями жизни. Устранение дискомфорта, вызванного любым из этих факторов или их суммой, является единственной движущей силой технической и/или социальной трансформации общества. Устранение причины делает ненужным и следствие, т.е. коллектив, сообщество или государство и их развитие, делает ненужной и нравственность, поскольку излишними становятся сами межчеловеческие отношения.[*]
     Если возникающие проблемы не требовали социальной трансформации первобытного коллектива, не требовали создания и поддержания форм и структур, основанных на специализации их участников и, следовательно, на перераспределении общественного продукта и социальном неравенстве, то общество оставалось на уровне, исключающем значительное техническое развитие. На этом уровне сообщество практически не ограничивает свобод человека, он в принципе может существовать достаточно продолжительное время вне всякого коллектива, не нуждаясь в нём.
     Так, попытки английских капиталистов в XIX веке экспортировать капитал в колонии закончились провалом. Не только туземцы отказывались трудиться, но и завезённые впрок английские рабочие разбегались. У владельца капитала «не осталось даже ни одного слуги, который мог бы приготовить ему постель или зачерпнуть воды из реки».
[75] Люди получали возможность прокормить себя сами, природа это позволяла, а государство, устанавливающее и соблюдающее режим социального принуждения «сверху», осталось в Англии.
     С другой стороны, серьёзные проблемы, например, климатические[*] , могли не дать возможности для общественной организации в связи с ограничением в создании прибавочного продукта, который власть могла использовать для организации и поддержания силовых государственных структур. Подобную задержку в развитии можно проследить на примере северных народов и собственно России.
     Следовательно, для осуществления технической эволюции, необходимо государство, создающее условия, при которых существование человека вне общественного производства максимально затруднено или даже невозможно. Для низших классов создаются максимальные условия дискомфорта, вынуждающие их принять «приглашение» к труду. Фактически производится замена конфликта человека и окружающей его среды на конфликт социальный, вытекающий из самой сути системы общественных отношений, установленных государством.
     Фиксация классового неравенства неизбежно приводила к углублению социальных конфликтов, вплоть до революционной смены власти. Выход из этого состояния предложила капиталистическая демократия, создав систему межклассовой «вертикальной мобильности», заменив необходимый уровень потребления избыточным, т.е. подменив потребление для выживания соревнованием в потреблении - на основе как высокой производительности труда, так и на изымаемой у экономически зависимых стран большей части прибавочного продукта.
     Всё это могло бы послужить фактором стабилизации, если бы уровень и качество потребления не пришли в противоречие с общим направлением эволюции человека. Напомним, что развитие человечества определяется скоростью обмена информацией между мыслящими элементами ноосферы, качеством информации и необходимостью контакта с себе подобными, т.е. нравственностью, а не объёмом потребления материальных благ или удовольствий. Эволюция самого человека трансформировалась в эволюцию потребляемых им предметов, что, по сути, вторично. В результате - повсеместная дистрофия человечности. То, что не эволюционирует, обречено на вымирание.
     Таким образом, люди в общественных отношениях ищут эффективного решения проблем личного выживания или устранения дискомфорта. Если сложность проблем требует специализации общественного труда, возникает власть, как организатор распределения и принуждения к выполнению своей доли общественных обязанностей. Фактически происходит замена одной или нескольких личных проблем на социальное принуждение, на несвободу.
     Как ничтожность объединяющих людей проблем, так и их избыточность, тормозят или блокируют развитие общества. Необходимо создание как власти, так и достаточного прибавочного продукта, за счёт которого происходит создание и содержание репрессивного госаппарата и армии. При этом объемы изъятия доходов населения в виде налогов для различных стран, блоков или союзов должны иметь сопоставимый уровень, иначе власть оказывается неконкурентоспособной, а государство теряет независимость.
     Существуют два основных источника поступлений в бюджет: земля и люди. Но и то и другое не может эксплуатироваться безвозмездно, без восстановления плодородия почв и личности человека, без сохранения экологии, в том числе экологии человека и общества. Но вот на это, к сожалению, у государства, занятого международными разборками и грабящего на этом основании собственное население, средств никогда не бывает. Ситуация осложняется в случае нестандартных климатических условий, размеров и географического положения страны, как это имеет место в случае с Россией.
     Государство в этих условиях вынуждено оптимизировать отношения, доводя их до уровня казармы. Только в этом случае государство оказывается «эффективным», т.е. конкуренто- способным в военном смысле. Однако такая система отношений делает неконкурентоспособными граждан этого государства.
     При этом основным контролёром и регулятором общественных отношений становится гражданская (мандарины) и военная (самураи) бюрократия. Именно, бюрократия военная, поскольку эти «самураи» зачастую никакого отношения к защите общества не имеют и при серьёзной опасности государство защищают вовсе не они, а народное ополчение.
     С другой стороны, попытка освободиться от государственного принуждения
[*] , сохранив или даже увеличив уровень социальной защиты и потребления, - начальная мотивация всякого человеческого труда в современном обществе, движущая сила прогресса. Возникающий при этом стереотип общественного поведения может восприниматься как идеальная составляющая мотивации и, как любой стереотип поведения, может, в определённой мере, передаваться по наследству, не только в физиологическом виде (как способности к этическому восприятию и поведению), но и в подражании родителям.
     Мотивация подразумевает реально достижимые цели, соотнесённые с разумными затратами труда. В формировании мотива поведения может присутствовать и сверхзадача (возможно и не одна), определяемая как идеологическими параметрами общества, так и личностными интеллектуальными установками, однако базовыми являются материальные причины, понятные и доступные большинству. Они формируют как стереотип поведения, так и общественное сознание. Особую значимость это имеет для молодёжи - именно в детстве и юности психика особенно динамична и восприимчива. Именно в этом возрасте проявляется социальный, разрушающий общество нигилизм, как средство утверждения личности при недостатке знаний и опыта.
     Ранее отмечалось, что зародыш человека в своём развитии проходит много стадий, повторяющих естественный эволюционный процесс. То же происходит в процессе формирования психики - и здесь нельзя перескакивать через этапы. Отсутствие физической и нравственной мотивации труда и общественного поведения, например в детстве, при чрезвычайно «заботливых» и богатых родителях, приводит к закреплению иждивенческого стереотипа.
     Решение всех социальных проблем, а равно и невозможность их решения, безусловно, ведут к стагнации общества, т.к. пропадает стимул к изменению общественного статуса, а, следовательно, к интенсивному труду и творчеству.
     Андрей Платонов отмечал: «Человек не перестаёт жить потому, что у него нет пищи, одежды, жилища. Дайте ему! - он перестанет». В этой парадоксальной и жёсткой формуле очень много истины, но не вся истина. Отсутствие или недостижимость цели убивают человека сначала нравственно, затем физически. С человеческой нравственностью умирает и государство. К таким же результатам приводит и экономическое рабство граждан, при котором достижение цели нереально. При этом и достигнутая цель, и цель, которой достигнуть невозможно, одинаково уничтожают нравственные начала в человеке.
     Точку в рассуждениях о человеке ставит историк Ю.В. Емельянов, отмечая: «Рост могущества общественной организации цивилизованных государств зачастую приводил к физическому ослаблению населения этих стран, а рост интеллектуальной мощи цивилизованного общества нередко сопровождался ослаблением умственного потенциала на уровне отдельных членов общества».
[77]
     В результате наших рассуждений выстроена модель физически хилого, больного, ничего не желающего, а потому и не могущего полуидиота, презирающего и закон, и нравственность, и себе подобных, но который не в состоянии и дня прожить без опеки государства. Оглянитесь вокруг!
     Государство как всякое предприятие переживает периоды становления, стабильного развития и упадка. Это вполне естественный эволюционный процесс. В процессе развития общество достигает совершенства социальных отношений, т.е. в существующей системе власти дальнейшие усовершенствования невозможны, невозможна и трансформация, в связи с присущим людям консерватизмом, инерцией мышления и высочайшей степенью специализации[*] , управленцев, пригодной именно для этого общественного строя (или производственной схемы). «Совершенство - это завершённость, а завершённость - это смерть»,[78] - пишет по этому поводу С. Паркинсон. Совершенство, завершённость, красота - это то, к чему нельзя ничего прибавить, но и нельзя ничего отнять. После великих художников следовал естественный застой в живописи. Искусство умирало.
     Ничего не потеряно для общества, если государство не препятствует своим гражданам принимать решения, делать выбор, не отнимает у них право решать. В противном случае - социальная, интеллектуальная и нравственная дистрофия. СССР - хрестоматийный пример. Те же процессы в странах Запада приводят к удивительным, на первый взгляд, явлениям - таким, как шопинг в Англии. Англичане отдыхают, возрождаются и просыпаются от повседневной рутины, покупая. Покупка стала обязательным ритуалом. Какое это, оказывается счастье - принять решение и купить не очень нужную вещь или отказаться от покупки совсем ненужной! Какое счастье почувствовать себя - хоть ненадолго, хоть только сегодня - хозяином своей судьбы и вещей. Завтра - идеальное рабство отлаженной системы, где приказывают законы, социальные обязательства и окружающие человека предметы, которые требуют абсолютного механического послушания и подчинения. Тех, кто не подчиняется, лишают права на жизнь.
     Власть и идеология, создающие и поддерживающие мотивацию труда, плюс развитая информационная система (более точно - ноосфера) создают то, что мы называем современной цивилизацией. Неизменность властных структур СССР, социальных отношений, отсутствие вертикальной мобильности вне деградирующей партийной системы, снижение мотивации труда в производственном секторе, и полное отсутствие его в верхних эшелонах коммунистической власти, лишившее её (наряду с канонизацией учения Маркса - Ленина) творчества, инициативы, ответственности и нравственности привело к потере эффективности экономики, развалу идеологии, к гибели государства. При этом английскому шопингу вполне соответствовало российское пьянство.
     До тех пор, пока коммунисты не найдут достойной материальной мотивации труда в условиях бюрократического распределения продукта при эффективном контроле над чиновником (мотивации типа: обязан, не может не понимать, должен обеспечить - уже опробованы в экономике СССР), говорить о коммунистическом учении, как учении социально-государственном, направленном на благо народа, не представляется возможным. Относиться к нему нужно не более как к фантазии или религии, которые не подтверждены научными данными об особенностях функционирования человека, общества и государства; или как к цели, которая, по словам философа, - НИЧТО, движение к ней - ВСЁ.
     Процесс усиления любого государства, не только социалистического, сопровождается переносом эволюционной борьбы за существование индивида с внешних врагов на бывших союзников. Под ударом оказываются те самые коллективные структуры, которые послужили базой государственного формирования.
     Учитывая, что примерно 10-15 процентов человечества - генетические преступники, для которых понятие общественной пользы не существует изначально и для которых власть - единственный способ избежать законного уничтожения, можно догадаться, кто с течением времени будет осуществлять «руководство» государством и его структурами.
     «Мы выбрали правильный маршрут ...опыт человечества пока свидетельствует о том, что используемая рыночная модель - это единственный на сегодняшний день шанс выбраться из экономического тупика»,[79] - сказал Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа II.
     Приведём этапы «правильного маршрута» каждого современного или древнего государства, в соответствии с уровнем развития производительных сил (идеальный случай).
     1. Прибавочный продукт направлен на выживание и укрепление государства. Коллективизм, религия, нравственность, идеология государственности.
     2. Увеличение потребления. Расширение свободы юридической. Стабилизация государства. Накопление капитала. Расцвет государственности.
     3. Увеличение потребления. Наслаждение потреблением. Расцвет культуры, искусства. Ослабление общественных связей. Проблемы коррупции. Возникновение и развитие преступных групп, кланов, идеологий. Попытки стабилизировать общество снижением потребления, или увеличением трат - СТРОИТЕЛЬСТВО ПИРАМИД, КИТАЙСКИХ СТЕН, ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, МОДА, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТОРЖЕСТВА, АРМИЯ, ВООРУЖЕНИЯ и т.д. Любое грандиозное сооружение древности - овеществлённый прибавочный продукт, изъятый из личного потребления.
     4. Увеличение потребления. Расширение свободы нравственной, свободы от общества, от Бога ...Смещение ценностных понятий, извращения. Крайняя степень индивидуализма. Захват власти преступными группами. «Необходимое» усиление силовых структур государства, снижение качества управления, массовая коррупция. Физическая и интеллектуальная инволюция, начиная с властных кругов. Поиск врага, способного восстановить единство нации, экспансия.
     5. Развал экономики и государства под влиянием внешних воздействий или внутренних социальных конфликтов.
     Расширение платёжеспособного спроса включает в систему потребления ВСЕ элементы человеческих взаимоотношений, включая запретные, которые именно в силу запрета обладают повышенной ценностью в глазах покупателя. Деформируется нравственность, уничтожается религия, искажаются «общечеловеческие ценности». В современном обществе всё это многократно ускорено СМИ. Выбравшись из тупика экономического, попадаем в тупик нравственный.
     «Либеральная идея не призывает к освобождению от греха, ибо само понятие греха в либерализме отсутствует»,[80] - пишет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Т.е. либеральная идея, лежащая в основе капиталистического государства и христианство противоположны и по своей сути, и по воздействию на психику человека. Видимо, массовый отказ от Бога в не столь отдалённом будущем и есть «дорога к Храму». Ни одно общество, с начала возникновения человеческой цивилизации не избежало этой судьбы. Верной дорогой идёте, товарищи христиане!
     Катастрофическое снижение нравственности требует не только усиления государственного аппарата, который в этих условиях оказывается малоэффективным, т.к. строится из тех же безнравственных и безынициативных элементов, что и общество, но и усиления контроля государства за любой деятельностью любого члена общества.
     Именно в этом направлении идёт мировой процесс «развития», возглавляемый Западом. Развития, которое Россия уже прошла, от которого, якобы, отказалась в теории. Но на практике она вновь попала в тот же водоворот «государственного усиления», из которого только что выбралась. Преступное государство не доверяет человеку, устанавливая за ним глобальную слежку. А кто следит за государством? В создаваемой и уже созданной системе такой силы нет. Преступное, но ненаказуемое государство победит личность полностью и окончательно. Даже не преступная власть оказывается победителем разума, если гонится за пресловутой «государственной эффективностью». Не дай Бог - догонит!
     Итак, разделение труда, как основа государственности, предполагает частную собственность, т.к. происходит разделение средств, предметов труда и результатов труда. Возникает противоречие между пользой личной и общественной, общим и индивидуальным, государством и гражданином. Развитие товарно- денежных отношений возводит это противоречие в крайнюю степень. Всё это сопровождается разрушением нравственности, лежащей в основе коллективизма и государственности.
     В то же время, государство, являясь производной от человека, изменяет параметры его существования и предъявляемые ему требования. В процессе стабилизация общественных отношений и социальной эволюции человека он приобретает защищенность, но теряет некоторые исходные качества, которые позволили ему создать государство. После того, как эти качества теряют подавляющее большинство граждан, развал государства становится только делом времени, поскольку его граждане оказываются неконкуренто- способными в борьбе за выживание с кочевыми или менее социально изуродованными племенами.
     Коллективизация и специализация. Создание общественного МЕХАНИЗМА, с чётко определёнными характеристиками для каждой его детали хорошо только для машины, но ненормально для человека и общества. Конкуренция внутри такого механизма направлена на всё большую специализацию, в ущерб другим функциям человека. За рамкой производственных отношений остаются семья, дети, здоровье.
     «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовётся», - писал поэт. Ещё более нам невозможно предугадать, как и когда отзовется потеря тех или иных качеств человека на судьбе рода человеческого, государства, цивилизации. Однако то, что такая зависимость существует, как и то, что потеря таких качеств происходит, - неоспоримо.
    



[*] Подобный результат возможен и при тоталитарном общественно- государственном устройстве, когда агрессия государства направлена на его граждан. В этом случае внутренняя опасность превосходит опасность внешнюю, что ведёт к безнравственности внутриобщественных отношений.
[*] Более подробно в книге Ю.Емельянова «Рождение и гибель цивилизаций» М.,1999.
[*] В идеале не должно быть никаких прав и свобод, для реализации которых человек (особенно молодой) не должен прилагать усилий. Тренировки и воспитание нужны не только в спорте. В то же время, затраты усилий на реализацию прав не должны быть чрезмерны, незаконны или аморальны.
[*] «Специализация парализует, ультраспециализация убивает» - сказал Шарден.


Назад // Вперед // Содержание


Сайт создан в системе uCoz