НОВОСТИ
Информацирнная война
Запретные темы
Архив-zip
Ссылки в Internet
Приложения
Гостевая книга

Горе народу, коим правят те, кто должен ходить в лакеях!

Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Искусство жаловаться


по мотивам сайта: UA pravo.org правовой журнал

Концепция прав человека включает в себя три аспекта: во-первых, каждая власть имеет свои ограничительные рамки; во-вторых, у каждого человека есть своя автономная сфера, в которую никакая сила не может вторгнуться; в-третьих, каждый человек может сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав.

Способность заявить о чем-либо является наиболее важным аспектом прав человека. Человек, не имеющий прав, может только спрашивать, просить, жаловаться на тех, кто вмешивается в его жизнь. Заявление предполагает свободу. Раб или крепостной всегда просит, тогда как свободный индивидуум требует. Способность требовать является важным составляющим фактором человеческого достоинства.

Защита достоинства, в свою очередь, является одной из основных функций прав человека. Другие функции тесно связаны с достоинством и свободой.

В своих обращениях мы сталкиваемся с “сильно интеллектуальным” ответами, отписками, увещеваниями и угрозами чиновной публики. Только благодаря массированной, целенаправленной битве слов и бумаг, “входящих” и “исходящих”, “заказных” и “с уведомлением” возможно, поверить в защиту своих прав в постсоветской стране по постсоветским законам. Тут как в лагере - “качай права на законном основании”. И - “Не верь, не бойся, не проси”.

Вы все должны сделать сами

Видов жалоб и их образцов в классической и юридической литературе много, но скрупулезное писание жалобы по образцу, часто далекому от вашей личной проблемы, превращает ИСКУССТВО жалобы в обыденное РЕМЕСЛО.

Это совершенно недопустимо. Вы же личность, вы уверены в своей правоте, вы одновременно поэт и Пегас, вы расчетливый одинокий волк. Вы первопроходец по извилине номенклатурных мозгов. Ваша сила - переполнение законами, нормами и актами, личная изобретательность, сатира и юмор - порожденные трагизмом с вами случившегося. Вашу голую спину прикрывают одни лишь крылья. Перед вами только конкретная, вычисленная и выстраданная цель. Вам могут помочь и друзья, и враги. Но СДЕЛАТЬ ВСЁ ВЫ ДОЛЖНЫ САМИ! Только вы и только для себя. Для себя и для тех, кто решится идти по вашему пути войны, победы и справедливости.

О некоторых сухих и скучно-склочных принципах жалобного мастерства.

Вы расстроены и обижены донельзя конкретной несправедливостью по отношению к вам. Злостное самовольство инженера ЖЭК, кондуктора в троллейбусе, “отца”-начальника, мера и губернатора, секретаря, референта или военкома вывело вас из себя, круто изменив жизненные планы.

Беззащитность гражданина современной Украины, культивируемое режимом неверие, как в свои силы, так и в силу и возможности закона, приводит вас на первом этапе к эмоциональному написанию “ругательных” жалоб.

Раз уж я не верю в результат жалобы, но осмелел настолько, что решил жаловаться, куда и на кого угодно, то, хотя бы, обложу этого начальника ЖЭК на всю катушку на восьми листах мелким почерком. А в конце потребую немедленно сменить у меня кран, восстановить на работе, уволить грубиянку-секретаршу. Это естественная, но и крайне опасная дорога жалобного пути.

Вы дали чиновнику возможность РАЗОЗЛИТЬСЯ на ваши слова. Своими руками предоставили ему некое право вообще не воспринимать вашу реальную проблему. Теперь он может документально утверждать, что вы склочник, хам и мелкий хулиган, требующий невесть чего в матерной форме. В этом случае кран вам не поставят, секретаршу не уволят, да ещё и притянут к суду за оскорбление должностной физиономии. Придется плавно выворачиваться из созданной вами же ситуации.

Давайте запомним - ДОЛОЙ ЭМОЦИИ. Скрипя сердцем предположим (и поверим в это для достижения результата), что наш чиновник - заработавшийся слуга закона, он просто ошибся, проглядел и т. п. А вы УКАЗЫВАЕТЕ ему на его же ошибку или недосмотр, настаивая на соблюдении законности при решении вашей проблемы. С помощью жалоб и обращений вы ведете переговорный письменный процесс. Не уступая противной стороне только в главном. Вы - дипломат за “круглым столом”. Вы же с крыльями - это они с хвостом.

Решите, что для вас главное. Успокойтесь. И начинайте расчетливо и методично жаловаться. Забудьте об устных жалобах. Одна устная жалоба может свести на нет итог многомесячной переписки. Устную жалобу чиновник воспримет, как ваше заискивание. Устная жалоба-просьба - от вашей трусости и неуверенности, от лукавого. Привыкайте сразу писать вежливую “телегу”. Устно можно общаться только для достижения заранее запланированных вами тактических целей жалобной кампании. Ваша стратегия - всё документировать.

Расчетливость ваша должна опираться на некоторые принципы, выработанные современной советско-российской действительностью:

Правило 1. ЖАЛОВАТЬСЯ НУЖНО, НАЧИНАЯ С САМОЙ НИЗОВОЙ ИНСТАНЦИИ. Первая жалоба может быть адресована именно тому, кто подписал бумагу, нарушившую ваши права. Получив “с низу” ответ, не устраивающий вас - немедленно жалуйтесь выше и выше (не пропуская ни ступеньки), каждый раз на нарушение закона, сроков ответа на жалобы и т.п. предыдущими жалобо-получателями, и на них самих. Заставляйте начальников этих чиновников работать вместо них. Заставляете этих начальников разъяснять вам, с указанием нормативных актов и законов, каким образом отписка их подчиненных является ответом на вашу жалобу.

Правило 2. ВО ВСЕХ ЖАЛОБАХ ВЫ ПОДНИМАЕТЕ ТОЛЬКО ОДИН ВОПРОС. Если у вас два вопроса, то катайте две жалобы. Если пять - то пять жалоб. Это очень важное, часто нарушаемое жалобщиками правило.

Правило 3. ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАЙТЕ, КАКАЯ ИМЕННО НОРМА ЗАКОНА НАРУШЕНА ПО ОТНОШЕНИЮ ЛИЧНО К ВАМ. Не вздумайте написать, например, что “мне, как и другим работникам нашей шарашки не выдают спецодежду”. Жалуйтесь только ПО СВОЕЙ проблеме. Но ничто не мешает вам “накрутить” остальных своих коллег, не получивших спецовку и рукавички, тоже накатать жалобы.

Правило 4. ЖАЛОБА ДОЛЖНА БЫТЬ ОЧЕНЬ КОРОТКОЙ И КОРРЕКТНОЙ. Чиновник не должен обидеться лично ни на одно слово вашей жалобы. Ваша задача, чтобы он начал вывертываться (обижаясь только на себя или Закон, оставляя письменные следы) из ситуации, которую он для вас (или общества в целом) создал своими противоправными действиями. На которые вы и жалуетесь.

Правило 5 . Вы должны так строить текст в первых жалобах, чтобы МЕЖДУ СТРОК намеком читалось ваше понимание загруженности аппарата конторы проблемами всего земного шара, но, при этом, указываете на досадность ошибочного применения к вам нормы закона (или беззакония).

Правило 6. ОДИН ЛИСТ ТЕКСТА - ВАШ ПРЕДЕЛ ЖАЛОБЫ. Но лучше пол-листа. Еще лучше четверть листа. Меньше четверти листа не пишите, а то чиновнику обидно за мундир, если он получает всего две строчки. Две строчки по праву пишет ему только его вышестоящий начальник при “накрутке хвоста”.

Внимание! Одна из ваших целей – добиться именно таких строк вышестоящего начальника тому нижестоящему, которому вы загнали первую свою “телегу”

Правило 7. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СОПЕРНИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ. Этот метод годится, если вашу проблему могут решить несколько должностных лиц одного уровня. В таком случае начните с жалоб “на личных приемах”. Заблаговременно проведите разведку в приемных: граждане в очередях могут рассказать много интересного о характерах чиновников и отношениях между ними. Если вы деликатно намекнете “хорошему” чиновнику, что его коллега - “плохой”, - это может вдохновить “хорошего” на немедленное решение вашей проблемы. Пусть даже и не ради торжества закона и справедливости, а в “пику” коллеге. Конечно, это правило “слабое”, и может сыграть “злую шутку”, но…

Повторите правило 1.

Правило 8. В ИСКУССТВЕ ЖАЛОВАТЬСЯ НЕТ МЕЛОЧЕЙ.

Жалоба начинается с “шапки”, в которой, кроме адреса точного адресата, стоит написать слово “Копии…” и оставить 5 - 6 (или 8 - 10) пустых строчек. Позже вы сможете по одному вписывать туда адресатов, которым будете рассылать жалобу в копиях. Но самому первому адресату оставьте эти строчки пустыми. Пусть подумает, кому еще вы послали этот текст.

Начинайте жалобу со ссылки на указ Президента, постановление главы администрации или начальника ЖЭКа. “Указ”, “постановление” и т. п. - магические слова, которые действуют на чиновника на рефлекторном уровне. А подходящий к теме вашей жалобы документ всегда найдется - только не ленитесь искать. Работа же чиновника эти “указы” исполнять.

Обязательно укажите, какие нормы каких законов нарушены в отношении вас лично. Не забудьте в конце написать “С уважением к Вам…”. Даже если вы никакого уважения не чувствуете. Эта маленькая приписка покажет чиновнику, что у вас железная выдержка и непоколебимая уверенность в быстром решении проблемы.

Повторите правило 1.

Правило 9. ГЛАСНОСТЬ - ВАША “ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЕРИЯ”. Бороться можно только гласно. Чем больше союзников - тем лучше. Вы зачем-то избирали депутатов? Так дайте им теперь возможность оправдать ваше доверие, доказать, что они достойны быть избранными снова! Соберите координаты всех ваших депутатов - районного, городского, областного, ВР - и пишите им, пишите! У них есть помощники, общайтесь с ними. Адреса и телефоны вам охотно сообщат в районном, городском или областном Советах, которые, кстати, существуют на ваши налоги.

Пресса не зря называется “четвертой властью” - используйте и это оружие. Журналисты часто ищут конфликтные темы - так помогите им, напишите о своей битве с чиновниками. Сделайте для журналиста копии всех чиновничьих отписок. И чем грубее и бездушнее они будут, чем больше в них будет грамматических и стилистических ошибок, - тем больше обрадуется журналист. Ибо то, что на вас подействовало, как отрава, для него - находка, драгоценная жемчужина, за которую он получит гонорар. А если вы сумеете заинтересовать журналиста настолько, что он пошлет официальный запрос по вашему делу от имени редакции с припиской “в связи с подготовкой публикации”, можете не сомневаться: чиновник на какое-то время станет праведным сторонником законности и преданным слугой народа (и вашим в том числе). Не упустите этого момента!

Повторите правило 1.

Правило 10. УВАЖАЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧИНОВНИКА. Не указывайте в “шапке” заявления сразу десяток адресов. Не ставьте в один ряд больших и маленьких чиновников, не посягайте на святое - иерархию, не раньте невзначай самолюбие чиновника. Жалоба должна быть индивидуальной, как объяснение в любви. Вы обращаетесь за помощью к конкретному Ивану Ивановичу, потому что вы уверены в его справедливости, влиятельности, авторитетности. Вы не сомневаетесь, что в его власти спасти вас от беззакония других. Если, конечно, он захочет…

Повторите правило 1.

Правило 11. ЗАВЕДИТЕ ПАПКУ “ДЕЛО №…”.

В папке будут храниться копии всех документов по вашему делу.

Даже если вы очень несмелый человек, вам придется с самого начала приучить себя к тому, чтобы в кабинетах вежливо и неотступно заставлять регистрировать все ваши бумаги. Вы не можете уйти из кабинета до тех пор, пока на копии вашей жалобы не будет стоять отметка “принято” с датой и подписью ответственного лица. Все бумажечки у вас - минимум в двух экземплярах! Больше - можно, меньше - ни в коем случае! Лишняя копия может понадобиться для журналиста или случайно встреченного в коридорах мэрии общественного правозащитника.

Если вы все еще теряетесь и смущаетесь перед секретаршами чиновников - не беда. Просто вам придется потратить немного денег на конверты и марки и отсылать жалобы письмами с “уведомлением о вручении”. На открытке, которая прикрепляется к письму и возвращается к вам же с отметкой о том, что адресат письмо получил, обязательно напишите тему письма. Даже если места очень мало - пишите так, чтобы суть была понятна. И тогда адресат (или его секретарша, или барышня из канцелярии) распишется не просто за письмо, а за тему. Таким образом почтальон вместо вас зарегистрирует вашу конкретную жалобу. А ход жалобы в аппарате управления строго регламентирован. И ответственность за нее чиновника - тоже.

Открытку - “уведомление о вручении” - вы тоже положите в папку. Там должно быть все - даже троллейбусные билеты, даже чеки за валидол и справки из поликлиники об ухудшении вашего здоровья из-за потрясения беззаконным постановлением властей по поводу лично ваших проблем.

Никогда не ленитесь после “суровых” приемов у должностных лиц сходить к участковому врачу и пожаловаться на бессонницу, расстройство нервной, желудочной или еще какой-нибудь системы. Пусть участковый врач выпишет бром с пургеном. Вам придется потратить на это немного времени, зато запись в вашей карточке именно участкового врача именно в государственной поликлинике является неоспоримым доказательством ваших моральных и материальных убытков не только для высших инстанций, но и для суда. Помните: жаловаться - это серьезная длительная работа. Ленивые не побеждают.

Правило 12. НЕ ДАВАЙТЕ ЧИНОВНИКУ ЗАБЫТЬ О ВАШЕМ ДЕЛЕ. Не нарушайте расписание “атак” и не расслабляйте партнеров по соревнованию, не оставляйте им ни минуты для мечтаний о том, что вы, возможно, “угомонились”. Разве вы не знаете, как тяжело потом отказываться от мечты?

Правило 13. КРЕПКО ДЕРЖИТЕСЬ ЗА СТАТЬЮ ЗАКОНА, которую они нарушили в отношении вас. Чиновник привык общаться намеками: “Вы же сами понимаете, за что вас уволили”. - “Нет, не понимаю, объясните, пожалуйста”. Не “ведитесь” на обсуждение вашего характера, недостатков вашей тещи или детей. Что бы он вам ни объяснял, вежливо переспрашивайте, является ли это основанием для нарушения статьи такой-то закона такого-то. Потому что таких оснований нет и не должно быть, и вы оба хорошо это знаете.

И не пытайтесь применить к чиновнику собственные моральные принципы. Не стоит обсуждать с ним такие категории, как “совесть”, “сочувствие к ближнему”, “патриотизм”, “порядочность”. Может быть, вы и получите недолгое удовольствие от дискуссии на эти темы, но не рассчитывайте на какой-нибудь результат. Единственный шанс для вас - настаивать на принципах Закона!

Повторите правило 1.

Правило 14. ИЗУЧАЙТЕ ЖИЗНЬ И ПРИВЫЧКИ ЧИНОВНИКОВ

Среди начинающих жалобщиков бытует мнение, что современный чиновник “прикрыт” со всех сторон и во всех случаях. На самом деле это не так. “Наверху” чиновника будут защищать ровно до тех пор, пока это ничем не угрожает тому, кто защищает. Никто не станет до конца “подставляться” за коллегу в чиновничьем мире. Тем более, что на его место стоит большая очередь.

Чего боится чиновник:

1. “Плохой” статистики. Если вы испортите чиновнику статистику своими жалобами, да еще поддержанными обращениями ваших коллег, искренних заступников, общественности, профсоюзов, прессы (каждый пусть пишет отдельное обращение), то это - неопровержимое доказательство его плохой работы, которое невозможно скрыть (не зря же вы все регистрировали в двух экземплярах).

2. Умных жалоб “наверх”. Ибо умная жалоба - это неопровержимый компромат в руках начальника, законное основание освободить теплое местечко для племянника жены и свояка тещи. Новый чиновник всегда будет помнить, что предшественника сняли с вашей “подачи” и на всякий случай отнесется к вашим жалобам внимательнее - чтобы “не влипнуть”.

3. Гласности во всех ее проявлениях. Но об этом мы уже говорили.

4. “Разборок” между депутатским и административным корпусами. Как правило, но не всегда, и не везде, между этими ветвями власти наблюдается противостояние. Довольно часто можно заметить конфронтацию между представителями областной и городской власти. Так что не забывайте отсылать копии обеим конфронтирующим сторонам. Они сами используют вашу жалобу надлежащим образом в своих чиновничьих “битвах”.

Правило 15. НЕ СПЕШИТЕ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД. Нынче любимой отговоркой аппаратчиков стало: “Идите в суд - пусть там решают”. Не поддавайтесь на это, пока не будете готовы. Методично “доставайте” все по порядку чиновничьи инстанции. Скромно объясняйте, что не хотите перегружать вашей не такой уж и глобальной проблемой “самый справедливый и самый гуманный суд в мире”. Пусть чиновник письменно посоветует вам обратиться в суд тогда, когда у вас будут все материалы для выигрыша дела в суде. И тогда у вас будет полное право в судебных бумагах и в жалобах “наверх” писать, что вы обратились в суд по рекомендации этого самого чиновника. Можете не сомневаться, что чиновнику попадет “на орехи” по полной программе. Что ж, он сам напросился.

Все наши суды завалены малыми и большими исковыми заявлениями. К суду следует тщательно готовиться и собирать материалы. Лучше сделайте все, чтобы решить дело на досудебном уровне. Но уж если не получится - все ваши копии и справки, квитанции и чеки очень помогут судье быстро разобраться в проблеме и настроят его в вашу пользу. Ибо судьи ценят тщательно и грамотно выполненную для него работу.

Правило 16. НЕ СЧИТАЙТЕ ЧИНОВНИКОВ ДУРАКАМИ (!!!)

Важно понять, что полный дурак туда не пробьется. А если пробился, значит, это кому-нибудь нужно. Возможно, он только прикидывается дураком. Не расслабляйтесь. Будьте бдительны.

Самое важное правило.

В КАЖДОМ СВОЕМ ТЕКСТЕ ВЫ ДЕМОНСТРИРУЕТЕ, ПОДЧЕРКИВАЕТЕ, НАСТАИВАЕТЕ, ЧТО КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОН ДЛЯ ВАС - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО, ЧТО ОН НЕРУШИМЫЙ И НЕПРЕЛОЖНЫЙ И ЧТО ВЫ НЕ ВЕРИТЕ В ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОВ муниципальными и ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ ВСЕХ УРОВНЕЙ, ВПЛОТЬ ДО ГАРАНТА КОНСТИТУЦИИ.

Если вам покажется, что все эти советы слишком просты и слишком оптимистичны - то это в самом деле только покажется. Попробуйте выиграть маленькую-малюсенькую бумажечку, одержите победу над мелким чиновником. Тогда вам станет понятно, что вы способны сделать намного больше.

И, пожалуйста, делитесь своим опытом с другими !

Ниже мы приводим текст Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, который обычно нашими чиновниками нарушается и трактуется в свою пользу в тех пунктах, которые призваны защищать права гражданина, например: письма граждан передаются в те инстанции, на которые граждане жалуются, чем, зачастую, разглашаются сведения, которые доверяются данному чиновнику, о личной или семейной жизни, составляющие тайну гражданина, сроки и регламент ответов на письма трудящихся не выдерживаются.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан";

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 мая 2006 г.

Назад
Сайт создан в системе uCoz