Горе народу, коим правят те, кто должен ходить в лакеях!


Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров


ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ:
РЕФОРМА ПО “ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ” РЕЦЕПТАМ

Ни для кого не является секретом, что военная политика любого государства, в первую очередь, направлена на защиту своих рубежей и национальных интересов за переделами страны. Особое отношение в решении этого вопроса закрепляется основным законом страны, где глава государства принимает на себя обязанности Верховного Главнокомандующего с всеми вытекающими из этого последствиями. Он несет ответственность за состояние оборонной мощи государства, боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Однако в последние десять лет Армии определили роль силового обеспечения режима личной власти.

Смещение основополагающих принципов об использовании Армии в пользу силовой составляющей власти следует отнести к годам “перестройки”, когда был осуществлен подрыв оборонной мощи Советского Союза. При попустительстве Горбачева, его неумения и неспособности руководить страной и осуществлять военную политику Армия подверглась дискредитации. Под видом “демократизации” общества и преодоления “застоя” ей был навязан комплекс вины за Афганскую кампанию, Тбилис-кие события, Баку, отчасти — Вильнюс и Ригу. В августе 1991 года при самоустранении Горбачева от государственных дел создалась реальная угроза конституционному строю. Попытка ГКЧП нанести порядок вследствие своей нерешительности потерпела провал, и Армия была представлена в качестве репрессивной силы в руках “заговорщиков”. Чем умело воспользовался Ельцин и провозгласил себя Верховным.,Главнокомандующим.

После прихода Б. Ельцина и его окружения к власти надобность в Вооруженных Силах Советского Союза отпала. Наступил этап удержания власти. Укрепление государства и поднятие авторитета Вооруженных Сил по вполне понятным причинам остались далеко за пределами этого процесса. Удержать впасть в рамках Советского Союза и при опоре на Советскую Армию Ельцин уже не мог, и страна и армия стали разменной монетой беловежского сговора.

“Каждой сестре по серьге”, — гласит народная пословица. Доминанта личной власти восторжествовала. Расчленили страну, начали растаскивать Армию по своим национальным хатам, юртам, дворам, избам и домам. В России тут же провозгласили реформу Армии. Вместо того, чтобы кардинальным образом заняться военным строительствам, оснащать армию новыми образцами вооружения и военной техники новоиспеченный министр обороны Грачев вводит новую военную форму американского образца, расформировывает самые боеспособные полки и соединения, передислоцированные из стран Восточной Европы.

Расформировывали те воинские части, у которых могла остаться историческая память о былых ратных делах, гордости и уважение к своему Отечеству и народу. Недаром проводимые реформы армии ударили прежде всего по офицерскому составу. От офицеров-патриотов, несогласных с проводимыми реформами, под различными предлогами избавлялись и увольняли. Нищенское положение и проблемы физического выживания заставили увольняться других. Армия лишилась высоко подготовленных офицерских кадров.

Прикрываясь военной реформой, проводили политику разрушения Армии и Флота: Проводили тоенную -реформу по-ва-люнтаристки на глазок без принятия каких-либо основополагающих на то документов. Крылатая фраза премьера Черномырдина: “Зачем нужны пушки, в кого стрелять собираемся...?!” — отражает реальную позицию военно-политического руководства страны на военную реформу.

Именно по данному рецепту были упразднены Сухопутные войска, войска ПВО, космические войска. За время реформ численность военнослужащих армии была сокращена с 2,8 в 1991 году до 1,2 млн. в 1999 году и до 835 тыс. — в 2002 году. Одновременно после кровавых октябрьских событий 1993 года доля остальных силовых структур возросла до более 3-3,2 млн. человек с ружьем, включая около миллиона гражданских сотрудников. В целом 1/3 бюджета направлено на их содержание.

Особой заботой властей предержащих стало разрушение ракетно-ядерного щита страны. С подписанием в январе 1993 года между Россией и США Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) началось планомерное уничтожение Ракетных войск стратегического назначения. Уничтожали ракеты без ратификации, то есть незаконно. И только спустя почти восемь лет Договор о СНВ-2 был ратифицирован и процесс уничтожения ракет узаконен. В настоящее время по стратегическим силам в боевом отношении Россия уступает США более, чем в три раза.

Не лучшим образом состоят дела и по обычным вооружениям и вооруженным силам. Согласно Стамбульскому саммиту 1999 года Россия должна вывести войска из Грузии и Приднестровья, сократить обычные вооружения. После выполнения Соглашения об адаптации договора об обычных вооруженных силах в Европе намечается превосходство США и НАТО на Россией и участниками Договора о коллективной безопасности в 2003 году — Двукратное, 2005 — трехкратное, в 2008-2010 годах — более чем шестикратное. Войска общего назначения при оснащении их современным и мощным оружием все больше приобретают на мировой арене черты стратегического фактора сдерживания.

К этому времени Россия пройдет “точку возврата” к восстановлению потенциала стратегического сдерживания. Уже сейчас на международной арене с Россией не считаются. После выхода США из договора по ПРО 1972: года мировой порядок США будет определять с позиции силы и ядерного устрашения, как они намеривались сделать по отношению к Афганистану.

Под прикрытием проведения антитеррористической операции против Афганистана НАТО закрепило свое военное присутствие в Центральной Азии и начало в оперативном порядке осваивать территорию в непосредственной близости от России.

И было вполне понятны и оправданы в этих условиях деяния правящего режима, если бы они были направлены на высвобождение финансовых и материальных ресурсов для боевого оснащения Армии и Флота России качественно новым оружием и военной техникой, превосходящим по огневой мощи и боевым характеристикам прежние образцы вооружения. " Старшее поколение еще-помниглоенную реформу,! 925года. После окончания гражданской войны при всей тяжести экономического положения,руководство страны, проводя реформу в армии и экономя на ее численности, определило 5,5% бюджетных расходов от ВВП, в тридцатые годы довело расходы на оборону до 11%. Это позволило поставить на вооружение Красной Армии самую современную военную технику и вооружение, что дало возможность перевооружить армию и одержать Победу в Великой Отечественной войне.

Нынешний режим определил в 2002 году расходы на оборону в размере 2,66% от ВВП или 284 млрд. руб. В то время США 379 млрд. долларов. По сравнению с 2001 годом расходы США возросли на 48 млрд. долларов, что в 9 раз больше, чем на российскую оборону. О каком соотношении сил может идти речь?

Жалкие гроши не позволят России предпринять адекватные военным угрозам меры. В США прямо заявляют, что предпринятые за последние 20 лет беспрецедентные меры в военной сфере позволят им обеспечить победу а первой войне XXI века.

О боеспособности российской армии такие эпитеты нет смысла говорить. Ход чеченской военной кампании говорит в этом отношении сам за себя. О причинах и следствии не радостной по военным результатам кампании позиция нами была неоднократно высказана.

Остро стоит проблема защиты восточных рубежей страны. Менее 100 тыс. солдат растянуты вдоль 4 -х тысячной границы с Китаем. И здесь Россия умудряется идти на сокращение войск в приграничной зоне.

Руководство страны ввергло Россию в гонку разоружения. И на задворках военной реформы остались предприятия оборонно-промышленного комплекса. И только самоотверженность офицерского корпуса, рабочих и специалистов ВПК позволили сохранить Армию и военную технологию.

Проведение реформы без соответствующего законодательного и правового оформления и финансирования окончательно разрушили былую мощь Вооруженных Сил, что следует классифицировать как тяжкое воинское преступление, не имеющего срока давности.

И только в январе 2000 года была принята вместо старой 1997 года новая Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в марте — первая Морская доктрина России, в мае — новая Военная доктрина и в июне — новая Концепция внешней политики. Содержание перечисленных основополагающих для военной безопасности России документов должны быть оценки реальных и потенциальных военных угроз и опасностей, перечисление явных и неявных врагов и противников, описаны возможные сценарии развития событий, в которых необходимо применять военную силу.

К сожалению, упомянутая выше летучая фраза Черномырдина об отсутствии для России врагов довлела над разработчиками этих документов. Продолжается сокращение Вооруженных Сил и усиливаются другие силовые структуры. Воинские части, соединения и объединения возведены в ранг самостоятельных хозяйствующих субъектов. Им отданы на откуп вопросы жизнеобеспечения вверенных войск. При отсутствии необходимых финансовых средств от стратегических объектов отключают электроэнергию и воду, не поставляют ГСМ, продовольствие и обмундирование. Гибель 12 августа 2000 года атомной подводной лодки Курск контрастнее всего отражают реальное состояние дел в Армии и на Флоте.

Власти предержащие от решения указанных проблем самоустранились и должного порядка не наводят. При их попустительстве для должностных лиц соответствующих государственных и негосударственных предприятий за прямой подрыв обороноспособности России уголовной ответственности не наступает.

Не смотря на низкое денежное довольствие, проблемы с призывом, нерешенную квартирную проблему, невысокую боеспособность из отсутствия учений, практически верхи не хотят проводить подлинную военнуюреформу.

Уже сейчас офицер, военнослужащий-контрактник не может содержать не только свою семью, но и прокормить себя. Без того бедственное положение военнослужащих с принятием законов о повышении денежного довольствия при одновременном лишении их льгот и социальных гарантий ставят военнослужащих на грань физического выживания.

Практическое наполнение принятых в 2000 году документов развеивают без того призрачные надежды на возрождение былой мощи государства и его Вооруженных Сил.

России нужны национально мыслящие руководители-патриоты.

Поеоседатель Союза офицеров С. ТЕРЕХОВ

Газета "Союз офицеров" № 2 (52) февраль 2002 г.

Союз офицеров