Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров
Нате, ревнители реформ
Автор uran
Дата 23:16 06-05-2004
Табл. 1. Основные симптомы кризиса современной российской науки
Симптом кризиса российской науки
Проявление
1
Низкий уровень финансирования науки
Не превышает бюджета одного американского университета
2
Снижение фондовооруженности научного труда
Коэффициент обновления основных фондов - менее 2 %
3
Ухудшение материально-технической базы исследований
Российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в среднем в 80 раз хуже американских; возраст 60 % измерительных приборов превышает 15 лет
4
Разрушение системы научных коммуникаций
Сокращение количества общероссийских конференций, отсутствие средств на командировки и т. п.
5
Плохая обеспеченность информацией и литературой
Закупка научными библиотеками книг и журналов по сравнению с 1990 г. сократилась более, чем в 8 раз; российские ученые в 100 раз хуже обеспечены научной литературой в сравнении с западными коллегами
6
Снижение результативности исследований
Ежегодное количество патентуемых открытий и изобретений снизилось в 7 раз по сравнению с 1990 г.; за последнее десятилетие наши ученые сделали лишь 2 % научных открытий, совершенных у нас с 1917 г.
7
Снижение авторитета российской науки
Цитат-индекс, в среднем в 14 раз более низкий, чем у американских ученых; уменьшение количества Нобелевских лауреатов и т. п.
8
Разрыв связи науки с производством
Экономический эффект от внедрения открытий и изобретений снизился в 6 раз по сравнению с 1990 г.; на мировом рынке наукоемкой продукции доля России составляет 0.3 %
9
Сокращение численности малых предприятий в научно-технической сфере
С 64.8 тыс. в 1993 г. до 37.1 тыс. в 1999 г.
10
Утечка идей и технологий
"Электронная утечка умов"; около 8 тыс. живущих в России ученых работают не на нашу страну, а на американских заказчиков, и около 20 тыс. - на Евросоюз
11
Сокращение общей численности ученых
Исследователей - до 425,9 тыс.чел., общей численности занятых НИР - до 887,7 тыс.чел.
12
"Внешняя" утечка умов
Ежегодно за рубеж уезжает более 5 тыс. российских ученых, в результате с 1990 г. уехало 80 % математиков, 60 % биологов, 50 % физиков
13
"Внутренняя" утечка умов
На одного российского ученого, уезжающего за рубеж, приходится 10, уходящих из науки в другие сферы деятельности
14
Безработица
На 15 % большая, чем среди других профессиональных групп, а "скрытая" безработица охватывает до 50 % ученых
15
Двойная и пр. занятость
В 3 раза более частая, чем среди населения в целом; до 75 % ученых имеют заработки на "стороне"
16
Кризис системы воспроизводства научных кадров
Лишь 2 % студентов хотят заниматься наукой; в аспирантуру принимается лишь 3 % выпускников вузов
17
Старение научных кадров
Средний возраст ученых превышает 50 лет; средний возраст кандидатов наук - 52 года, докторов - 60 лет
18
Снижение уровня жизни ученых
Зарплата ученых в середине 90-х гг. составляла примерно 70 % среднего заработка в стране; сейчас она несколько выросла, но все же остается почти в 5 раз более низкой, чем в коммерческом секторе экономики
19
Падение престижа научного труда
Около 90 % россиян считают ненужным поддерживать науку; только 15 % видят пользу от фундаментальной науки; лишь 5 % ученых хотят, чтобы их дети тоже занимались наукой
20
Расцвет паранауки
Культ гадалок, колдунов, астрологов и т. п.
21
Кризис профессионального самосознания ученых
"Синдром ненужности", неврозы, суициды
22
Деградация профессиональной морали
Торговля человеческими органами, обогащенным плутонием и др., хакерство
23
Конфликты в научной среде
Конфликт между РАН и Минпромнауки, и др.
24
Пессимизм относительно будущего науки
Надеется на улучшение ситуации лишь пятая часть российских ученых
К перечисленным - общеизвестным - симптомам кризиса отечественной науки, которые фигурируют в большинстве работ, посвященных ее состоянию, можно добавить и еще ряд негативных явлений, носящих менее зримый характер. Так, например, современные российские ученые, поглощенные зарабатыванием денег, прорубанием себе "окна в Европу" (и в Америку), проводят все меньше эмпирических исследований, требующих больших затрат времени и сил, предоставляя это своим студентам и аспирантам. Утрачивается объединяющее начало между близкими по своему профилю научно-исследовательскими институтами, ослабевает координация НИР, наши исследовательские центры в отсутствие инструкций свыше не слишком охотно взаимодействуют друг с другом. Существует и немало других тенденций, которые, хотя и выглядят не так катастрофично, как общий объем финансирования отечественной науки, уступающий бюджету одного американского университета, или разрушение ее кадрового потенциала, тем не менее тоже вносят свой вклад в углубление кризиса
С форума Паршева
http://parshev.r52.ru/
HOME
|