Критика существующего мирового порядка в последние годы приобретает все более заостренные формы у научных и деловых кругов. Содержание обсуждения свидетельствует о надвигающемся более широком осознании смены вех в международных отношениях. Новая ситуация осознается международным научно-практическим сообществом как опасный вызов, требующий целенаправленных и адекватных действий, направленных на преодоление разрыва между новыми социополитическими реалиями постиндустриального, коммуникативного мира Запада и отстающего политического мышления времен индустриальной революции – к коим на сегодняшний день можно отнести и Россию.
Важнейшим проявлением качественного технологического рывка, приведшего к усилению цифрового неравенства является появление качественно нового типа технологий – так называемых «мета-» или «гипертехнологий», что ознаменовало начало нового, принципиально важного этапа технологической эволюции человечества. Специфика метатехнологий и их ключевая отличительная черта состоят в том, что сам факт их применения автоматически, сам по себе делает для любой применяющей их стороны принципиально невозможной всякую реальную конкуренцию с разработчиком этих технологий. Причем создание метатехнологий активно ведется в информационной сфере. Переход от создания «обычных» информационных технологий к информационным метатехнологиям, к их распространению, и возникновению таким образом глобального информационного общества, целиком и полностью контролируемого США и подконтрольными ему международными институтами: МВФ, Всемирным Банком, наиболее концентрированно выразил бесспорный лидер и основной непосредственный организатор этого процесса – Билл Гейтс. Проникая в различные сферы общественной жизни, информационно коммуникативные метатехнологии необратимо влияют на само общество, охватывая и такую важную область, как организация деятельности центральных и местных правительств и других ветвей государственной власти. Работы в этом направлении ведутся на разных уровнях, начиная с национальных проектов, принятых в развитых странах, и заканчивая программой построения глобального информационного общества стран «Большой восьмерки» или Глобальным порталом развития Всемирного Банка.
В рамках глобального портала развития Всемирный банк рассматривает проекты финансирования порталов электронного правительства (e-government) в ряде развивающихся стран Восточной Европы, включая Россию. Но глобальный контроль за созданием таких е-правительств со стороны международных институтов может стать причиной нарушения суверенитета этих стран. Уже в 1998 году Билл Гейтс публично подчеркнул, что главным фактором развития информационных метатехнологий становится не их собственное совершенствование, но комплексное применение уже имеющихся технических решений для обеспечения «информационной прозрачности» всех стран. Эта прозрачность как раз и достигается введением технологий E-government – электронного правительства – открытого и прозрачного государственного управления на всех уровнях власти. В практической реализации концепции e-government более всего должны быть заинтересованы органы верховной власти и органы местного самоуправления в регионах. Мотивы в данном случае таковы, что власти для повышения своего рейтинга среди избирателей нужно обеспечить прозрачность деятельности и обратную связь с населением, а также повысить эффективность работы. Построение такой системы позволит э-гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.
Но, насколько можно понять, эта «прозрачность» должна, по представлениям Всемирного банка, быть вполне односторонней и в первую очередь служить не гражданам того или иного государства, но долгосрочному обеспечению глобальных конкурентных преимуществ исключительно американских корпораций. (в том числе транснациональных корпораций, базирующихся на территории США) и в первую очередь самих США в целом. Это, собственно говоря, игра в одни ворота. Таким образом, с возникновением информационных метатехнологий, достигается надежное и долгосрочное обеспечение лидерства США, при помощи создания и поддержания «принудительной информационной открытости» перед ними всего остального мира, включая их потенциальных либо предполагаемых конкурентов.
Выработка Россией собственной концепции электронного правительства это вопрос ее национальной безопасности.
Современные геополитики практически не учитывают влияние технологического прогресса и используют традиционные методы, хотя развитие информационных технологий и вызываемая ими глобализация в некотором отношении означает смерть «учения о жизненном пространстве». Если геополитика в своем названии содержит привязку к земле -geo, территории, то инфополитика не зависит от пространственных условий, но опирается на новые непространственные реалии нового глобализированного мира. Инфополитика новое средство достижения геополитических целей, основанное на информационных и гуманитарных технологиях. Инфополитика ориентирована на духовную и информационную безопасность государства. Национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Информационные и гуманитарные технологии должны развиваться в рамках единого технологического рывка и единой государственной политики в сфере информационной безопасности. Здесь и есть сфера приложения современной политической и научной элиты.