№ п/п |
Действия США |
Действия России |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Реальные разработки на уровне реактивных (ракетных) снарядов |
Реальные разработки на уровне реактивных снарядов, принимавших участие в боевых действиях до и во время ВОВ, и прототипов ракетных двигателей, не имеющих продолжения и перспектив практического применения. (Дореволюционный период развития ракетной техники в России в данной работе не рассматривается(10)) |
Обе стороны “проспали” начало Ракетной эры, вне зависимости от длины и правомочности списка “основоположников”, т.е. начали ракетную гонку “с отрицательным гандикапом”. Разработка, массовое производство и массированное применение баллистических ракет было начато в Фашистской Германии (“Фау-2” - А-4). |
2 |
Массовый “вывоз” специалистов, документации, экспериментального оборудования и образцов ракетной, вспомогательной и обеспечивающей техники и технологий из Фашистской Германии |
“Хозяйственный” подход к выявлению и привлечению специалистов в области ракетной техники, сбор остатков технической документации, отбор образцов ракетной и вспомогательной техники, экспроприация средств ракетного производства в Фашистской Германии(11) |
Этот этап американские спецслужбы выиграли с “разгромным”, хотя и далеко не “с сухим” счетом (“со значительным перевесом”) |
3 |
Испытания трофейной техники, в том числе “ФАУ-2”. Разработка собственных ракетных программ |
Испытания трофейной техники, в том числе “ФАУ-2”. Организация серийного производства Р-1 по немецкой документации (“ФАУ-2” - А-4). Начало формирования ракетных ОШС. Разработка собственных ракетных программ. Формирование новой отрасли разработки и производства баллистических ракет. |
На начальном этапе ракетного противоборства собственно соревнования между СССР и США не было, так как имеющиеся образцы не влияли на соотношение сил в военной области и не представляли из себя реального вооружения. |
4 |
Разработка ядерного оружия |
Разработка ядерного оружия. (На этом этапе СССР “стартовал четвертым”) |
В данной области “первопроходцем” и “инициатором” гонки так же стала Фашистская Германия. В начале процесса “участвовала” и Императорская Япония!(12) |
5 |
Испытания ядерного оружия |
Испытания ядерного оружия |
До этого этапа “дошли” в своё время только США и СССР |
6 |
Применение ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки |
- |
Единственный безусловно выигранный США раунд гонки вооружений.(13) |
7 |
Разработка термоядерного оружия |
Разработка термоядерного оружия |
В некотором смысле это единственный практически “ничейный” раунд гонки вооружений |
8 |
Развертывание баллистических ракет “Тор” и “Юпитер” с ядерными головными частями вблизи территории СССР (Великобритания, Турция и Италия) |
Развертывание баллистических ракет Р-12 и Р-14 с ЯГЧ на Кубе |
Па́мятная внутри- и внешне-политическая истери́я, более известная как так называемый (пресловутый) “Карибский кризис”(14). |
9 |
Передача союзникам готовых БР (в части БРСД) – носителей ЯО (Великобритания) под весьма “смутные” взаимные обязательства и гарантии |
Реализованная передача ракет и ракетных технологий ряду стран мира (в части ОТР), в том числе и Ираку!!! “Недореализованная” попытка передачи ЯО и технологий Китаю. |
Именно последствия этого “внешнеполитического” решения “той” Администрации США, хотя и отдаленные, “не дают спать спокойно” текущей Администрации тех же США. |
10 |
Разработка и принятие на вооружение “тяжёлой” жидкостной моноблочной МБР “Титан” в ШПУ |
Разработка и постановка на боевое дежурство моноблочной МКР Р-16 (8К64, Saddler)(15), последовательное развитие которой привело к появлению нескольких сотен Р-36М2 “Воевода” (15А18М, SS-18 Mod 5, Satan)(16) |
Без комментариев |
11 |
Разработка и массовое развертывание МБР “Минитмен-1” в ШПУ |
Ещё более массовое развертывание МКР нескольких типов в разнородных и разнотипных ПУ, включая ШПУ типа “ОС” |
Собственно, именно ответная реакция СССР на действия США привела к стремлению администрации США по разработке и заключению Договора ОСВ-1 |
12 |
Разработка и испытание подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами, в том числе с ЯБЧ |
Разработка, испытание и массовое развертывание подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами с ЯБЧ |
Без комментариев (пока) |
13 |
Разработка, испытания и производство ПЛАРБ с БРПЛ |
Оперативное и ещё более массовое развертывание РПК СН с БРПЛ |
Данный этап тоже в некотором смысле инициирован Фашисткой Германией (Океанские дизельные ПЛ с ракетами “ФАУ-2” в контейнерах). В настоящее время по этому пути пошли Франция, Великобритания, Китай и Индия. |
14 |
Начало широко разрекламированных работ по разработке и испытанию систем ПРО (без перехватов ББ) |
Разработка и испытание экспериментальной системы ПРО на соответствующем полигоне (включая перехваты ракетами ПРО с неядерным оснащением ББ БРСД) |
“Пальма первенства” на этом этапе повсеместно “уступается” обеими сторонами |
15 |
Начало развертывания системы “Сейфгард”, впоследствии замороженное |
Разработка, развертывание и принятие на вооружение ПРО г. Москвы |
Единственный асимметричный ответ, который не стоило делать СССР (по мнению автора) |
16 |
Разработка и подписание Договора по ПРО и Протокола к Договору по ПРО |
В процессе согласования, действия и, особенно, при одностороннем выходе США из Договора по ПРО администрации США несколько раз меняли свою позицию на диаметрально противоположную |
|
17 |
Многолетние полемики о необходимости и целесообразности как выхода из Договора по ПРО, так и глубокой его модернизации |
Стойкое неприятие любых изменений в общем-то неудачном Договоре. |
- |
18 |
Повторное размещение баллистических ракет с ЯБЧ (БРСД “Першинг-2”) вблизи границ СССР (Южная Германия) |
Перенос районов патрулирования РПК СН к берегам Северной Америки (?) |
В общем случае это нарушение устных обязательств Джона Ф.Кэннеди о “неразмещении баллистических ракет с ЯБЧ вблизи границ СССР”! |
19 |
Разработка, испытание и развертывание МБР с РГЧ индивидуального наведения “Минитмен-3” с 3 ББ |
Массовая разработка и постановка на БД нескольких типов МКР с РГЧ ИН, включая ранее упомянутую и столь любимую американцами “Сатану” |
Детальный анализ данной проблемы то же выходит за рамки данной работы |
20 |
Развёртывание Программы СОИ при одновременном “соблюдении” положений Договора по ПРО(!) |
Массовое открытие программ типа “Противодействие” и т.п. |
Разработка методов, систем и средств преодоления многоэшелонной ПРО США. Явные декларации “асимметричных ответов”, включая все (!), используемые сегодня при критике НПРО. На данном этапе идея территориальной ПРО была окончательно дискредитирована технически, но совершенно не проанализирована методологически! (17) |
21 |
Внешнеполитические демарши по ликвидации РЛС СПРН СССР в Красноярске. Давление на правительство Латвии по ликвидации РЛС СПРН России в Скрунде |
Неадекватная реакция руководства СССР (РФ) |
Тенденция к снижению информированности ВПР СССР (РФ) в области контроля за возможным ракетно-космическим нападением. Повышение неопределенности самих США в реакции СССР (РФ) на демонстрационные, провокационные и иные ракетные угрозы! |
22 |
Принятие ранее объявленного решения об одностороннем выходе США из Договора по ПРО. |
Объявление (Уведомление) о “выходе из Договора по СНВ-2” |
Внесмысловая внешнеполитическая операция МИД РФ с “недействительным” Договором. |
23 |
Разработка и подписание Договора по нераспространению ядерного оружия. Разработка и подписание Договора по нераспространению ракетных технологий |
Практическая денонсация этих Договоров действиями США за последние 5-10 лет, “закреплённая” вторжением в Ирак и многочисленными комментариями специалистов, в том числе и израильских. |
|
24 |
Разработка и подписание Договора по сокращению наступательных потенциалов |
Делание “красивой мины при плохой игре”, причем и мина и игра у обеих участников примерно одинаковая |
|
25 |
Предложения США по совместной разработке европейской ПРО, в том числе с участием России |
Предложения России по совместной разработке Европейской и иных “совместных” ПРО |
Бессмысленные и не влияющие на военно-политическую ситуацию действия РФ. Неявная поддержка РФ действий США в области ПРО, что однозначно приведет к дальнейшей дискредитации ВПР РФ! Полное забвение результатов всех (!!!) широковещательных и завлекательных обещаний США и НАТО в области военно-технического сотрудничества (ВТС)(18) |
26 |
Разработка и развертывание работ по развитию конкретных элементов НПРО |
Объявление (декларация персоналиями, в том числе и должностными лицами) перечня (списка) возможных мер РФ по противодействию развертыванию НПРО США |
Скорее всего лихорадочная реализация различных технических мер, разработанных на предыдущих этапах противоборства. Полное игнорирование методологических основ ПРО в связи с предполагаемой “неудобностью” потенциальных (“ожидаемых”) результатов. |
Примечание: Строки таблицы не привязаны явно к исторической (истинной) хронологии.
3.2 Другими словами гонка стратегических наступательных и оборонительных вооружений, как важнейшая составляющая противоборства в прошлом веке, в части СЯС имела непременную регулярную составляющую, которую в достаточно общем виде можно охарактеризовать следующими словами — американцы начинают и проигрывают.
3.3. Таким образом можно сделать очередные промежуточные выводы:
желание сиюминутных (т.е. до текущих выборов) политических эффектов, сопровождающееся (а, может быть и инициируемое) ожиданием получить финансирование на разработки и производство нового поколения ВиВТ, неизменно приводили к значительному снижению безопасности США уже через довольно непродолжительное время! Тем не менее, все эти инициативы выполнили свою основную задачу – были выделены и “освоены” громадные бюджетные средства, развернуты соответствующие организационно-штатные военные структуры и, в конце-концов, присвоены многое сотни генеральских званий в обеих противостоящих (конкурирующих, противоборствующих) государствах!
в общем-то бессмысленная гонка ракетно-ядерных вооружений, в которой приняли посильное участие не только СССР и США, но и Франция, Великобритания, а так же Китай, привели к единственному наблюдаемому и бесспорному результату – неконтролируемому расширению “Ядерного” и “Ракетного” клубов и переводу ситуации (военно-политической обстановки) от двусторонней антагонистической к многосторонней;
так как в методически тривиальной двусторонней ситуации ни одной из сторон-участников не удалось выработать и реализовать сколь-либо рациональные стратегии своего поведения, то исключительно наивно ожидать спонтанного появления рациональных стратегий у “ракетно-ядерных неофитов”.
4.
4.1. В качестве основных направлений критики намерений и действий США по развертыванию НПРО можно выделить следующие:
высокая стоимость разработки и эксплуатации системы;
неподтверждённость заявленных характеристик системы по результатам испытаний её отдельных элементов;
низкая эффективность системы при реализации уже известных к настоящему времени способов, систем и средств преодоления ПРО;
неясность степени реальности угрозы территории США со стороны баллистических ракет “стран-изгоев”;
высокая вероятность инициализации нового витка гонки ракетно-ядерных вооружений, в том числе со стороны РФ, Китая и т.д.
4.2. Относительно вышеуказанного необходимо отметить следующее:
все официально называемые стоимости являются исключительно рекламными и сугубо предварительными. Никакой проект в области ВиВТ в мире никогда не стоил столько, сколько за него запрашивали на начальном этапе финансирования. В качестве примера можно посмотреть динамику изменения стоимости проектов, например, B-1 (B-1B), B-2, “Еврофайтер”, F-22 “Раптор” и т.п. Реальная стоимость Проекта, даже в случае развёртывания сегодняшнего облика системы, составит не менее 400-500 млрд. у.е. И это никак не секретные сведения(19). Однако, в отличии американских критиков НПРО, автор считает, что столь высокая стоимость проекта является не недостатком, а его достоинством при принятии реального политического решения на начало развёртывание системы;
в военной истории есть масса примеров, когда громадные средства были затрачены на как бы “абсолютное оружие”, но в реальной войне себя (и затраты) полностью не оправдали. (Кстати, Линия Мажино – отличный пример “стратегической оборонительной системы” - её просто обошли во Второй мировой войне, причем не обращая никакого внимания на её стоимость!(20)).
все рассматриваемые “меры противодействия ПРО”, реализуемые на БР, являются традиционными (им более 25-45 лет) и сугубо техническими. В настоящее время уже разработано множество иных, не упоминаемых в традиционных материалах, способов, методов и решений. Таким образом, реальная эффективность НПРО окажется ещё ниже, чем считают её текущие политические противники в США;
на современном этапе развития ВиВТ эскалация ракетно-ядерных вооружений традиционных классов (типов) является далеко не оптимальной. Существуют, причем легко технически реализуемые, новые и высокоэффективные способы и методы нейтрализации НПРО за счет уже известных и отработанных средств, хотя и в смежных областях человеческой деятельности;
все традиционные и сравнительно новые способы и методы противодействия НПРО так же являются не недостатками, а достоинствами Проекта, ибо они будут являться причинами, поводами и, главное, предлогами для последующих запросов повышенного финансирования по мере развития системы и “освоения” ранее выделенных бюджетных средств;
принципиальная неподтверждённость (ненаблюдаемость) тактико-технических характеристик системы в реальных условиях так же является её “системным преимуществом” – ведь на учения с конкретным “противником” никто не решится, поэтому разработчики, производители и “эксплуататоры” будут спать спокойно – их “за руку” никогда не поймают. Обо всем остальном можно “договориться”!
реализация другими государствами собственных мер противодействия к каким бы последствиям для безопасности США они не привели - никак не отразится на инициаторах и разработчиках НПРО – всегда за их компенсацию будут “отвечать” иные лица (как по времени возникновения этих мер, так и по неизбежной ротации высших военно-политических кадров);
многолетний опыт развязывания (провоцирования) очередных и многочисленных витков гонки вооружения, приведших в конце-концов к непрерывному снижению уровня военной безопасности США, является косвенной поддержкой для инициаторов нынешнего – ведь никому из предыдущих даже не было “поставлено на вид”!
4.3. Таким образом, можно дополнительно отметить следующее:
решение о выходе США из Договора по ПРО является чисто политическим решением, подкрепленным конкретным и массированным лоббированием отдельных военно-промышленных группировок в США и в текущей “правящей партии”;
никакие технические и иные меры противодействия и реальные оценки стоимости развертывания НПРО не будут влиять на реализацию этого решения;
так как ближайшие 3-7 лет никаких внешнеполитических действий в области реального противодействия НПРО не планируется (не объявлено?), то решимость администрации США будет непрерывно укрепляться прямо, хотя и не линейно, пропорционально израсходованным бюджетным средствам;
основным противником нынешней администрации США является альтернативная, на данный момент “не правящая” партия, которая может, в случае победы на последующих выборах, предпринять конкретные меры по нейтрализации (хотя только частичной, ибо ситуация уже “необратима”) текущих и накопленных к тому времени негативных последствий как для США, так и всего мира;
противодействовать текущим экзерсисам США будет не одна Россия, а несколько независимых государств, хотя и из собственных интересов;
согласование позиций этих и других государств может повысить эффективность этого противодействия в интересах укрепления “мира во всем мире”.
5.
5.1. Тем не менее, не всё так безнадёжно.
5.2. Отметим в явном виде те “мелкие” особенности Договоров ОСВ-ОССВ-СНВ-ПРО, нарушение которых не особенно “порадует” США и, тем не менее, не озвучивающиеся в “штатных” материалах:
запреты на размещение БРПЛ на “суше”;
возможность корректировки порядка проведения, а то и отзыв разрешения на проведение инспекций производства, размещения и эксплуатации (боевого дежурства) МБР, БРСД и БРПЛ;
запрет на крылатые ракеты морского базирования с дальностью полета больше 500 километров;
запрет на размещение БР на дне морей, рек, озер и других, столь же нетривиальных местах, в том числе на судах гражданского назначения (стратегические ракетные “рейдеры” типа “Доброфлот-Россия”), в типовых автомобильных, железнодорожных и/или морских контейнерах (“Совтрансавто” и т.п.);
запрет на “новые” позиционные районы (ракетные базы) для стационарных и мобильных МБР и на строительство “новых” ШПУ;
ограничения на разработку “новых” и параметры модернизации “старых” типов МБР и БРПЛ, в том числе и “тяжёлых” (такие БР нам не нужны, но “руки лучше оставить свободными” и, кроме того, пусть американцы всласть “попугаются”);
запрет на вывод мобильных (подвижных) ПУ из мест постоянной дислокации и в том числе в полностью “новые” и “ранее не представленные” районы для мобильных МБР (БРСД);
запрет на размещение МБР (БРСД) вне национальной территории;
запрет на БРСД и баллистические ракеты меньшей дальности;
запреты (ограничения) на размещение тактического ядерного оружия (21).
Только эти “особенности” полностью аннулируют все кажущиеся преимущества для США вследствие выхода из Договора по ПРО(22)!
Дополнительно заметим, что все (!) ограничения и запреты не относятся к остальным членам “Ракетного” и “Ядерного” клубов.
5.3. К сожалению, для обеспечения действенности конкретные политические решения должны подкрепляться не менее конкретными техническими разработками и демонстрациями.
К таким демонстрациям необходимо отнести:
разработку ТТТ (ТТЗ) на перспективные МБР и БРПЛ (23), оптимизированные не только под условия развертывания в США полномасштабной ПРО, но и финансово-экономические реалии России, Китая и др.;
демонстрация конкретных и убедительных не только для разработчиков планов развития остальных компонентов триады (СЯС);
разработку ТТТ (ТТЗ) на альтернативные системы вооружения, обеспечивающие сдерживание США от военных действий против России и остальных стран (государств) мира, причем СВ не только России и Китая;
демонстрация реальных, а не шапкозакидательских, научно-производственных возможностей по разработке и реализации вышеуказанных ТТТ (ТТЗ) и ПВ;
разработка и предъявление международной общественности демонстрационных математических моделей и методик по проверке действенности (реализуемости) мер России и других стран по парированию НПРО США и по оценке апостериорных последствий для самих США в целом и отдельных её граждан (налогоплательщиков(?) в частности;
формирование расширенного (вплоть до полного) спектра возможных действий (стратегий) России по парированию так же полного спектра возможных стратегий США;
обеспечение прогнозируемой и убедительной не только для авторов реакций России на все (!) возможные конкретные действия США в военно-политической области, обеспечивающие собственно априорное сдерживание апостериорных последствий и др.
Основным недостатком всех этих предложений является необходимость обеспечения широковещательного ознакомления всего мирового сообщества, причем в явной (открытой) форме, с материалами по всем (!) пунктам, что непривычно для ВПР России.
5.4. В этих условиях “выход” США из Договора по ПРО всего-навсего вернет ситуацию к “исходной точке” (примерно 1970 г.): все переговоры должны будут начаться “с чистого листа” и без всяческих исторических (и истерических) казусов и нелепиц!
Так как США, даже при самых “жестких” вариантах развития НПРО, не собираются начинать новую гонку стратегических вооружений, ибо в её бесперспективности все политические партии и силы твердо уверены, то Россия может приобрести определенное и значительное преимущество в этих переговорах (если, конечно, его опять не “заиграют” анонимные “мастера-переговорщики”).
5.5. Все заключенные Договора в области ОСВ-ОССВ-СНВ-ПРО текстуально начинаются с букета “благих пожеланий”, с которыми нельзя не согласиться даже по истечении значительного времени. Однако, и, к сожалению, многие действия, совершаемые противостоящими (противоборствующими) сторонами, приводят к прямо противоположному результату, так как направлены на достижение иных целей. Напомним, что Вторая мировая война началась после успешного завершения Первых Переговоров по ограничению и сокращению стратегических (по тому времени) наступательных вооружений(24).
6.
В заключении сформулируем выводы и рекомендации:
все предыдущие этапы по “предотвращению” выхода США из Договора по ПРО следует считать полностью проваленными (проигранными);
экономическое и политическое положение России таково, что приемлемым решением будет не поиск и последующая реализация мер “парирования” конкретных действий по развертыванию НПРО США, а сдерживание самих этих действий. Это не снимает задачи приведения ВС (причем во всех компонентах) не к воспаленному воображению военно-технических полководцев (ВТПов), а к реальным потребностям и текущим возможностям России!
необходимо, наконец, прочитать все подписанные документы (Договора, протоколы, меморандумы и т.п.) и начать использовать их положения в корыстных целях России в целом, а не отдельных её военно-промышленных группок (ВПГ)(25). Пока еще не поздно попытаться принять взвешенные решения, не зависящие от текущей околополитической и “около военно-технической” конъюнктуры как в США, так и в России!
автор считает необходимым решительно заявить - на политическое решение надо отвечать только политическим решением!
к сожалению (26), единственное политическое решение, которое может реализовать ВПР РФ в современной ситуации – это одностороннее, без предъявления каких-либо условий, требований и заявлений, решение по ликвидации ПРО Центрального административного района России, вернее, города Москвы(27). Таким образом, военно-политическое руководство России подтвердит, что оно разделяет собственные многократные заявления по дестабилизирующему влиянию ПРО на международную безопасность. Наконец, это будет “самым асимметричным” ответом из всех возможных, т.е. будет проявлена (продемонстрирована и реализована) “абсолютная асимметрия”;
для подкрепления и демонстрации миролюбивых намерений РФ, необходимо разоружить и законсервировать все пусковые установки противоракет и провести мероприятия по их (противоракет и шахт) ликвидации, например, по процедуре, аналогичной ликвидации МБР или БРПЛ (28). Именно этим Москва “выровняет стратегическую ситуацию” и в несколько неприглядном виде выставит и Президента США и его администрацию, что то же не плохо на современном этапе. Кроме того, высвободятся весьма немалые (29) ресурсы, которые можно использовать для развития реально необходимых структур (не путать с ОШС) МО РФ!
после объявления (практически - не ожидая реализации) ранее отмеченных действий можно (нужно) приступить к конкретным переговорам по СНиОВ, причем уже “с позиции силы”;
чтобы не превратить все последующие переговоры (как и все предыдущие) в игру “в поддавки” необходимо коренным образом изменить основные принципы комплектования делегаций и групп, в том числе и технологию ведения переговоров, включая введение персональной ответственности за предлагаемые и принимаемые положения и тексты;
автор считает, что специально обосновывать необходимость расширения фронта работ по исследованиям и разработкам в области ПРО нет необходимости за достаточной и абсолютной очевидностью.
P.S. В своё время известный полевой российский маршал Михаил И.Голенищев-Кутузов “сдал Москву, но выиграл войну” (30). Хватит ли у наших сегодняшних видовых и родовых советско-российских маршалов военно-политической воли для временной “сдачи” подмосковных организационно-штатных структур – покажет время.
P.P.S. Так как Джордж У.Буш-мл. лично и возглавляемая им (а, заодно, им же сформированная) Администрация США в явном виде перешли не только к вооруженному насаждению демократических идеалов “американского разлива”, но и к персональному террору против высшего политического руководства некогда суверенных государств, то и автор счёл возможным в настоящем изложении не злоупотреблять “политкорректностью” во вред тривиальному здравому смыслу!
Виктор В. Семёновский
С автором можно связаться следующим образом:
8-903-759-24-20;
E-mail: Semen-VV@yandex.ru
1
Виктор Валентинович Семёновский, подполковник запаса. – . E-mail: Semen-VV@yandex.ru.2
© 16 декабря 2003 года.3
Никто, внушающий страх, не может жить беззаботно (Сенека) // В кн. Ниссельбаум М.Е. Via Latina ad ius. – М.: Юристъ, 1996 г.4Как в США, так и в РФ наиболее часто Президентов избирают на два срока. Случай продления полномочий на больший срок в данной статье не рассматривается.
5
Ограничение стратегических вооружений - Ограничение и сокращение стратегических вооружений – Сокращение стратегических вооружений – Противоракетная оборона –- типовые аббревиатуры соответствующих Договоров.6
Автор не будет повторять легенды о ненациональном характере этой системы.7
Более того, автор даже не смог выяснить, американский это был исследователь или советский, хотя уж, точно, не российский!8Автор не будет в данном материале в интересах экономии места приводить конкретных оценок.
9
Впрочем, как и ожидалось всеми реальными специалистами, причем не только по СНВ и ПРО (Прим. Автора).10
См., например, Волков Е.Б., Мазинг Г.Ю., Сокольский В.Н. Твердотопливные ракеты. История, теория, конструкция. – М.: Машиностроение, 1992. – 288 с.: ил.11
Коновалов Б. Тайна советского ракетного оружия. – М.: Издательско-производственная фирма “ЗЕВС”, 1992. – 112 с: ил.12
Hemingway A. Did the Japanese successfully test-fire their own atomic bomb shortly after American A-bombs fell on Japan // World War II, 1995.13
России необходимо активнее использовать в своей внешнеполитической деятельности этот “проигрыш”!14
Отметим, что именно американцы стали как инициаторами этого кризиса, так и авторами нескольких шагов по его эскалации, а СССР (Никита С. Хрущев) сделал первый шаг по его деэскалации. Данный комментарий требует более обстоятельного описания, не смотря на массированные публикации, посвященные 40-летию событий, но это материалы отдельной статьи (Прим. Автора).15Стратегическое ядерное вооружение России / Кол. Авторов под ред. П.Л.Подвига. – М.: ИздАТ, 1998. – с. 169.
16Стратегическое ядерное вооружение России / Кол. Авторов под ред. П.Л.Подвига. – М.: ИздАТ, 1998. – с. 191.
17В настоящее время происходит повторение (рэинкарнация) именно этого этапа со всеми его недоработками и недостатками
18См., например, судьбу Ан-70, Як-130, действия Администрации США “вокруг” МКС и др.
19Байден Д. Ложное представление о противоракетной обороне. Четверть триллиона долларов США – неизвестно на что / Пер. Р.Сайдашев. – http://www.inosmi.ru. – 19 декабря 2001 г. // Оригинал - http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A62922-2001Dec18.html
20
И совсем не к стати – Линию Маннергейма обойти не хватило ума у значительной “группы советских маршалов”!)21
Два последних пункта особенно порадуют страны - члены НАТО, естественно, за исключением США и Канады, которых, в свою очередь, будут “радовать” все остальные, т.е. предыдущие, пункты.22
Отметим, что наличие возможности и необходимость её реализации далеко не одно и то же.23
Причем именно в виде полных боевых ракетных комплексов.24
Василенко В.В. Особенности применения традиционного понятия "неприемлемый ущерб" при анализе возможных путей развития стратегических наступательных вооружений и военно-политической обстановки в мире // Выступление на Международной конференции "Проблемы ядерной политики в СНГ".- М.: Центр политических и международных исследований, 24-26 июня 1993 г.25
Это будет самым неожиданным (а, заодно, и не очень приятным) сюрпризом для наших эквипотенциальных противников, соперников и партнёров.26
Сожаление автор относит к тому, что это не было сделано двадцать лет назад!!!27
Автор в данной работе не претендует на личный приоритет в этом предложении.28
При этом совершенно не обязательно повторять все несуразицы и “благоглупости” в ликвидации МБР и БРПЛ, даже закрепленные в некоторых Договорах.29
Исключительно по личному мнению автора, не подкреплённому никакими правдоподобными данными.30
Лебедев В. Умно-ленивый полководец Кутузов // Независимый альманах “Лебедь”, № 340, 14 сентября 2003 г. и о нём же - Понасенков У. Нашей доблестной армией предводительствует бездарнейший из вождей // Коммерсант-Власть, № 34 (537), 01-09-2003.