Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Виктор В. Семёновский - (1)

 

Априорное сдерживание апостериорных последствий принятия опрометчивых судьбоносных решений в области развития стратегических наступательных и оборонительных вооружений-1 (2)

Nemo potuit terribilis esse secure

Seneca.(3)

 

Бросая камни в чужой огород — помни, что и у тебя стеклянная веранда!

Народная мудрость, проверенная веками

 

 

1.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России находится, в настоящее время далеко не в лучшем положении. Состояние и ближайшие перспективы экономики России в целом тоже не особенно радуют. В этих условиях наилучшей стратегией было бы воздержаться от массированных затрат ресурсов на косметические, политизированные и геронтологические решения и программы в военной области, которые, по прошествии всего нескольких лет необходимо будет или коренным образом модернизировать, или, что не исключено, демонтировать и утилизировать.

Поспешность и истеричность, присущая многим военно-политическим решениям, неоднократно приводила в истории СССР и России к крайне негативным последствиям.

Тенденция следовать за всеми инициативами и военно-техническими провокациями США так же уже набила оскомину всем, но не реальным планирующим военно-политическим органам!

 

2.

2.1. За всю более чем 30-ти летнюю историю переговоров в области стратегических наступательных и оборонительных вооружений (СНиОВ) не складывалась такая исключительная оперативно-политическая коллизия – на 4-8 летний срок(4) в России и США почти одновременно “заступили” новые Президенты.

Эта уникальность заключалась в том, что как Президент РФ Владимир В.Путин, так и новый Президент США – Джордж У.Буш-мл. лично не были отягчены ни историей, ни предысторией Договоров ОСВ-ОССВ-СНВ-ПРО(5), что имеет свои положительные и отрицательные аспекты. Именно такие периоды “смены власти” как наиболее благоприятны для принятия новых кардинальных решений, так и создают предпосылки для закрепления пакета ранее принятых, в том числе и явно неудачных и/или устаревших. Тем более необходимо было удержаться в начале этого периода от неверных и, особенно, необратимых “судьбоносных” решений, которые могут привести к напрасным международным осложнениям, а так же к чрезмерным и неоправданным финансовым и иным ресурсным затратам.

К сожалению, полностью эту ситуацию использовать не удалось, ибо “новым” Президентам достались по наследству “старые” команды, находящиеся в плену уж совсем “древних” подходов, концепций и стереотипов.

В части исключительно негативных решений автор в данной работе остановится на следующих:

По личному мнению автора, и в США, и в России явно проступают тенденции начала новых предвыборных президентских компаний. Так как предвыборная борьба идет исключительно по раскручивающейся спирали, то далеко не беспочвенны опасения, что ещё до их (выборов) окончания будут приняты более радикальные судьбоносные решения в области СНиОВ.

 

2.2. Достаточно очевидно, что оба (!) текущих Президента по образованию и опыту предыдущей деятельности не являются специалистами в области планирования развития (разработки, производства) и, тем более, боевого применения СНиОВ! В связи с этим они (Президенты) полагаются на рекомендации (мнения, предложения, материалы и т.п.) анонимных специалистов.

Таким образом, не совсем оправданной является персональная критика Президентов США и России за любые решения в анализируемой области. Ни в коем случае не следует забывать о “примкнувших к ним” многочисленных, в том числе и “независимых” экспертов. Тем более, что “ляпов” в области развития СНиОВ много, а Президент в каждой стране только один.

 

2.3. Внешнеполитические демарши, заявления и демонстрации привели к оглашению фиксированного перечня “сдерживающих” мероприятий, действий и “ответов” России, которые могли бы последовать за односторонним выходом США из Договора по ПРО и соответствующего Протокола.

К таким действиям были официально отнесены следующие:

Все вышеупомянутые действия всегда употребляются с прибавлением словосочетания “асимметричный ответ” без какой-либо конкретизации и детализации.

Автор, к сожалению, не знает, кто первым придумал термин “асимметричный ответ”, а так же кто первым его использовал в специальной литературе и/или открытой печати(7). Однако это не мешает широкому использованию этого термина практически во всех заявлениях, комментариях и выступлениях отечественных политических деятелей и специалистов.

Требуемый “уровень асимметрии” нашего соревнования с США в первом приближении можно оценить соотношением или государственных бюджетов, или внутренних валовых продуктов (ВВП) России и США(8). На самом деле это соотношение должно быть еще больше, т.к. бюджет США без каких либо проблем выдержит и значительное повышение доли расходов на Министерство обороны, если это будет оправдано какой-либо популярной (популистской) общественной идеей. В появление в ближайшей перспективе (10-15 лет) общественно-политической идеи, которая позволит в разы (!!!) повысить долю отечественных военных расходов при одновременном крупномасштабном росте экономики России, автор, как это ни прискорбно, не верит!

 

2.5. Все заявленные на различных уровнях угрозы США ни к чему не привели (9) - Президент США Джордж У.Буш-мл. объявил об одностороннем выходе из Договора по ПРО.

 

2.6. Таким образом, после выхода США из Договора по ПРО можно (нужно) сделать следующие предварительные выводы:

 

3.

3.1. Текущая попытка Администрации США изменить соотношения сил в области стратегических вооружений далеко не первая, хотя и не последняя.

В связи с этим попробуем взглянуть на действия США и вызванные ими ответные действия России “со стороны” - с точки зрения некоего независимого наблюдателя и/или посредника.

В качестве конкретных действий можно привести, например, следующие.

 

Таблица

Действия США и СССР (РФ) в области развития стратегических наступательных и оборонительных вооружений

п/п

Действия США

Действия России

Комментарии

1

2

3

4

1

Реальные разработки на уровне реактивных (ракетных) снарядов

Реальные разработки на уровне реактивных снарядов, принимавших участие в боевых действиях до и во время ВОВ, и прототипов ракетных двигателей, не имеющих продолжения и перспектив практического применения.

(Дореволюционный период развития ракетной техники в России в данной работе не рассматривается(10))

Обе стороны “проспали” начало Ракетной эры, вне зависимости от длины и правомочности списка “основоположников”, т.е. начали ракетную гонку “с отрицательным гандикапом”.

Разработка, массовое производство и массированное применение баллистических ракет было начато в Фашистской Германии (“Фау-2” - А-4).

2

Массовый “вывоз” специалистов, документации, экспериментального оборудования и образцов ракетной, вспомогательной и обеспечивающей техники и технологий из Фашистской Германии

“Хозяйственный” подход к выявлению и привлечению специалистов в области ракетной техники, сбор остатков технической документации, отбор образцов ракетной и вспомогательной техники, экспроприация средств ракетного производства в Фашистской Германии(11)

Этот этап американские спецслужбы выиграли с “разгромным”, хотя и далеко не “с сухим” счетом (“со значительным перевесом”)

3

Испытания трофейной техники, в том числе “ФАУ-2”.

Разработка собственных ракетных программ

Испытания трофейной техники, в том числе “ФАУ-2”.

Организация серийного производства Р-1 по немецкой документации (“ФАУ-2” - А-4). Начало формирования ракетных ОШС.

Разработка собственных ракетных программ.

Формирование новой отрасли разработки и производства баллистических ракет.

На начальном этапе ракетного противоборства собственно соревнования между СССР и США не было, так как имеющиеся образцы не влияли на соотношение сил в военной области и не представляли из себя реального вооружения.

4

Разработка ядерного оружия

Разработка ядерного оружия.

(На этом этапе СССР “стартовал четвертым”)

В данной области “первопроходцем” и “инициатором” гонки так же стала Фашистская Германия.

В начале процесса “участвовала” и Императорская Япония!(12)

5

Испытания ядерного оружия

Испытания ядерного оружия

До этого этапа “дошли” в своё время только США и СССР

6

Применение ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки

-

Единственный безусловно выигранный США раунд гонки вооружений.(13)

7

Разработка термоядерного оружия

Разработка термоядерного оружия

В некотором смысле это единственный практически “ничейный” раунд гонки вооружений

8

Развертывание баллистических ракет “Тор” и “Юпитер” с ядерными головными частями вблизи территории СССР (Великобритания, Турция и Италия)

Развертывание баллистических ракет Р-12 и Р-14 с ЯГЧ на Кубе

Па́мятная внутри- и внешне-политическая истери́я, более известная как так называемый (пресловутый) “Карибский кризис”(14).

9

Передача союзникам готовых БР (в части БРСД) – носителей ЯО (Великобритания) под весьма “смутные” взаимные обязательства и гарантии

Реализованная передача ракет и ракетных технологий ряду стран мира (в части ОТР), в том числе и Ираку!!!

“Недореализованная” попытка передачи ЯО и технологий Китаю.

Именно последствия этого “внешнеполитического” решения “той” Администрации США, хотя и отдаленные, “не дают спать спокойно” текущей Администрации тех же США.

10

Разработка и принятие на вооружение “тяжёлой” жидкостной моноблочной МБР “Титан” в ШПУ

Разработка и постановка на боевое дежурство моноблочной МКР Р-16 (8К64, Saddler)(15), последовательное развитие которой привело к появлению нескольких сотен Р-36М2 “Воевода” (15А18М, SS-18 Mod 5, Satan)(16)

Без комментариев

11

Разработка и массовое развертывание МБР “Минитмен-1” в ШПУ

Ещё более массовое развертывание МКР нескольких типов в разнородных и разнотипных ПУ, включая ШПУ типа “ОС”

Собственно, именно ответная реакция СССР на действия США привела к стремлению администрации США по разработке и заключению Договора ОСВ-1

12

Разработка и испытание подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами, в том числе с ЯБЧ

Разработка, испытание и массовое развертывание подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами с ЯБЧ

Без комментариев (пока)

13

Разработка, испытания и производство ПЛАРБ с БРПЛ

Оперативное и ещё более массовое развертывание РПК СН с БРПЛ

Данный этап тоже в некотором смысле инициирован Фашисткой Германией (Океанские дизельные ПЛ с ракетами “ФАУ-2” в контейнерах).

В настоящее время по этому пути пошли Франция, Великобритания, Китай и Индия.

14

Начало широко разрекламированных работ по разработке и испытанию систем ПРО (без перехватов ББ)

Разработка и испытание экспериментальной системы ПРО на соответствующем полигоне (включая перехваты ракетами ПРО с неядерным оснащением ББ БРСД)

“Пальма первенства” на этом этапе повсеместно “уступается” обеими сторонами

15

Начало развертывания системы “Сейфгард”, впоследствии замороженное

Разработка, развертывание и принятие на вооружение ПРО г. Москвы

Единственный асимметричный ответ, который не стоило делать СССР (по мнению автора)

16

Разработка и подписание Договора по ПРО и Протокола к Договору по ПРО

В процессе согласования, действия и, особенно, при одностороннем выходе США из Договора по ПРО администрации США несколько раз меняли свою позицию на диаметрально противоположную

17

Многолетние полемики о необходимости и целесообразности как выхода из Договора по ПРО, так и глубокой его модернизации

Стойкое неприятие любых изменений в общем-то неудачном Договоре.

-

18

Повторное размещение баллистических ракет с ЯБЧ (БРСД “Першинг-2”) вблизи границ СССР (Южная Германия)

Перенос районов патрулирования РПК СН к берегам Северной Америки (?)

В общем случае это нарушение устных обязательств Джона Ф.Кэннеди о “неразмещении баллистических ракет с ЯБЧ вблизи границ СССР”!

19

Разработка, испытание и развертывание МБР с РГЧ индивидуального наведения “Минитмен-3” с 3 ББ

Массовая разработка и постановка на БД нескольких типов МКР с РГЧ ИН, включая ранее упомянутую и столь любимую американцами “Сатану”

Детальный анализ данной проблемы то же выходит за рамки данной работы

20

Развёртывание Программы СОИ при одновременном “соблюдении” положений Договора по ПРО(!)

Массовое открытие программ типа “Противодействие” и т.п.

Разработка методов, систем и средств преодоления многоэшелонной ПРО США.

Явные декларации “асимметричных ответов”, включая все (!), используемые сегодня при критике НПРО.

На данном этапе идея территориальной ПРО была окончательно дискредитирована технически, но совершенно не проанализирована методологически! (17)

21

Внешнеполитические демарши по ликвидации РЛС СПРН СССР в Красноярске.

Давление на правительство Латвии по ликвидации РЛС СПРН России в Скрунде

Неадекватная реакция руководства СССР (РФ)

Тенденция к снижению информированности ВПР СССР (РФ) в области контроля за возможным ракетно-космическим нападением.

Повышение неопределенности самих США в реакции СССР (РФ) на демонстрационные, провокационные и иные ракетные угрозы!

22

Принятие ранее объявленного решения об одностороннем выходе США из Договора по ПРО.

Объявление (Уведомление) о “выходе из Договора по СНВ-2”

Внесмысловая внешнеполитическая операция МИД РФ с “недействительным” Договором.

23

Разработка и подписание Договора по нераспространению ядерного оружия.

Разработка и подписание Договора по нераспространению ракетных технологий

Практическая денонсация этих Договоров действиями США за последние 5-10 лет, “закреплённая” вторжением в Ирак и многочисленными комментариями специалистов, в том числе и израильских.

24

Разработка и подписание Договора по сокращению наступательных потенциалов

Делание “красивой мины при плохой игре”, причем и мина и игра у обеих участников примерно одинаковая

25

Предложения США по совместной разработке европейской ПРО, в том числе с участием России

Предложения России по совместной разработке Европейской и иных “совместных” ПРО

Бессмысленные и не влияющие на военно-политическую ситуацию действия РФ.

Неявная поддержка РФ действий США в области ПРО, что однозначно приведет к дальнейшей дискредитации ВПР РФ!

Полное забвение результатов всех (!!!) широковещательных и завлекательных обещаний США и НАТО в области военно-технического сотрудничества (ВТС)(18)

26

Разработка и развертывание работ по развитию конкретных элементов НПРО

Объявление (декларация персоналиями, в том числе и должностными лицами) перечня (списка) возможных мер РФ по противодействию развертыванию НПРО США

Скорее всего лихорадочная реализация различных технических мер, разработанных на предыдущих этапах противоборства.

Полное игнорирование методологических основ ПРО в связи с предполагаемой “неудобностью” потенциальных (“ожидаемых”) результатов.

Примечание: Строки таблицы не привязаны явно к исторической (истинной) хронологии.

 

3.2 Другими словами гонка стратегических наступательных и оборонительных вооружений, как важнейшая составляющая противоборства в прошлом веке, в части СЯС имела непременную регулярную составляющую, которую в достаточно общем виде можно охарактеризовать следующими словами — американцы начинают и проигрывают.

 

3.3. Таким образом можно сделать очередные промежуточные выводы:

 

4.

4.1. В качестве основных направлений критики намерений и действий США по развертыванию НПРО можно выделить следующие:

 

4.2. Относительно вышеуказанного необходимо отметить следующее:

 

4.3. Таким образом, можно дополнительно отметить следующее:

 

 

5.

5.1. Тем не менее, не всё так безнадёжно.

 

5.2. Отметим в явном виде те “мелкие” особенности Договоров ОСВ-ОССВ-СНВ-ПРО, нарушение которых не особенно “порадует” США и, тем не менее, не озвучивающиеся в “штатных” материалах:

Только эти “особенности” полностью аннулируют все кажущиеся преимущества для США вследствие выхода из Договора по ПРО(22)!

Дополнительно заметим, что все (!) ограничения и запреты не относятся к остальным членам “Ракетного” и “Ядерного” клубов.

 

5.3. К сожалению, для обеспечения действенности конкретные политические решения должны подкрепляться не менее конкретными техническими разработками и демонстрациями.

К таким демонстрациям необходимо отнести:

Основным недостатком всех этих предложений является необходимость обеспечения широковещательного ознакомления всего мирового сообщества, причем в явной (открытой) форме, с материалами по всем (!) пунктам, что непривычно для ВПР России.

 

5.4. В этих условиях “выход” США из Договора по ПРО всего-навсего вернет ситуацию к “исходной точке” (примерно 1970 г.): все переговоры должны будут начаться “с чистого листа” и без всяческих исторических (и истерических) казусов и нелепиц!

Так как США, даже при самых “жестких” вариантах развития НПРО, не собираются начинать новую гонку стратегических вооружений, ибо в её бесперспективности все политические партии и силы твердо уверены, то Россия может приобрести определенное и значительное преимущество в этих переговорах (если, конечно, его опять не “заиграют” анонимные “мастера-переговорщики”).

 

5.5. Все заключенные Договора в области ОСВ-ОССВ-СНВ-ПРО текстуально начинаются с букета “благих пожеланий”, с которыми нельзя не согласиться даже по истечении значительного времени. Однако, и, к сожалению, многие действия, совершаемые противостоящими (противоборствующими) сторонами, приводят к прямо противоположному результату, так как направлены на достижение иных целей. Напомним, что Вторая мировая война началась после успешного завершения Первых Переговоров по ограничению и сокращению стратегических (по тому времени) наступательных вооружений(24).

 

 

6.

В заключении сформулируем выводы и рекомендации:

 

P.S. В своё время известный полевой российский маршал Михаил И.Голенищев-Кутузов “сдал Москву, но выиграл войну” (30). Хватит ли у наших сегодняшних видовых и родовых советско-российских маршалов военно-политической воли для временной “сдачи” подмосковных организационно-штатных структур – покажет время.

 

P.P.S. Так как Джордж У.Буш-мл. лично и возглавляемая им (а, заодно, им же сформированная) Администрация США в явном виде перешли не только к вооруженному насаждению демократических идеалов “американского разлива”, но и к персональному террору против высшего политического руководства некогда суверенных государств, то и автор счёл возможным в настоящем изложении не злоупотреблять “политкорректностью” во вред тривиальному здравому смыслу!

Виктор В. Семёновский

 

С автором можно связаться следующим образом:

8-903-759-24-20;

E-mail: Semen-VV@yandex.ru



Примечания

1Виктор Валентинович Семёновский, подполковник запаса. – . E-mail: Semen-VV@yandex.ru.

2 © 16 декабря 2003 года.

3 Никто, внушающий страх, не может жить беззаботно (Сенека) // В кн. Ниссельбаум М.Е. Via Latina ad ius. – М.: Юристъ, 1996 г.

4Как в США, так и в РФ наиболее часто Президентов избирают на два срока. Случай продления полномочий на больший срок в данной статье не рассматривается.

5 Ограничение стратегических вооружений - Ограничение и сокращение стратегических вооружений – Сокращение стратегических вооружений – Противоракетная оборона –- типовые аббревиатуры соответствующих Договоров.

6 Автор не будет повторять легенды о ненациональном характере этой системы.

7 Более того, автор даже не смог выяснить, американский это был исследователь или советский, хотя уж, точно, не российский!

8Автор не будет в данном материале в интересах экономии места приводить конкретных оценок.

9 Впрочем, как и ожидалось всеми реальными специалистами, причем не только по СНВ и ПРО (Прим. Автора).

10 См., например, Волков Е.Б., Мазинг Г.Ю., Сокольский В.Н. Твердотопливные ракеты. История, теория, конструкция. – М.: Машиностроение, 1992. – 288 с.: ил.

11Коновалов Б. Тайна советского ракетного оружия. – М.: Издательско-производственная фирма “ЗЕВС”, 1992. – 112 с: ил.

12 Hemingway A. Did the Japanese successfully test-fire their own atomic bomb shortly after American A-bombs fell on Japan // World War II, 1995.

13 России необходимо активнее использовать в своей внешнеполитической деятельности этот “проигрыш”!

14 Отметим, что именно американцы стали как инициаторами этого кризиса, так и авторами нескольких шагов по его эскалации, а СССР (Никита С. Хрущев) сделал первый шаг по его деэскалации. Данный комментарий требует более обстоятельного описания, не смотря на массированные публикации, посвященные 40-летию событий, но это материалы отдельной статьи (Прим. Автора).

15Стратегическое ядерное вооружение России / Кол. Авторов под ред. П.Л.Подвига. – М.: ИздАТ, 1998. – с. 169.

16Стратегическое ядерное вооружение России / Кол. Авторов под ред. П.Л.Подвига. – М.: ИздАТ, 1998. – с. 191.

17В настоящее время происходит повторение (рэинкарнация) именно этого этапа со всеми его недоработками и недостатками

18См., например, судьбу Ан-70, Як-130, действия Администрации США “вокруг” МКС и др.

19Байден Д. Ложное представление о противоракетной обороне. Четверть триллиона долларов США – неизвестно на что / Пер. Р.Сайдашев. – http://www.inosmi.ru. – 19 декабря 2001 г. // Оригинал - http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A62922-2001Dec18.html

20 И совсем не к стати – Линию Маннергейма обойти не хватило ума у значительной “группы советских маршалов”!)

21 Два последних пункта особенно порадуют страны - члены НАТО, естественно, за исключением США и Канады, которых, в свою очередь, будут “радовать” все остальные, т.е. предыдущие, пункты.

22 Отметим, что наличие возможности и необходимость её реализации далеко не одно и то же.

23 Причем именно в виде полных боевых ракетных комплексов.

24 Василенко В.В. Особенности применения традиционного понятия "неприемлемый ущерб" при анализе возможных путей развития стратегических наступательных вооружений и военно-политической обстановки в мире // Выступление на Международной конференции "Проблемы ядерной политики в СНГ".- М.: Центр политических и международных исследований, 24-26 июня 1993 г.

25 Это будет самым неожиданным (а, заодно, и не очень приятным) сюрпризом для наших эквипотенциальных противников, соперников и партнёров.

26 Сожаление автор относит к тому, что это не было сделано двадцать лет назад!!!

27 Автор в данной работе не претендует на личный приоритет в этом предложении.

28 При этом совершенно не обязательно повторять все несуразицы и “благоглупости” в ликвидации МБР и БРПЛ, даже закрепленные в некоторых Договорах.

29 Исключительно по личному мнению автора, не подкреплённому никакими правдоподобными данными.

30 Лебедев В. Умно-ленивый полководец Кутузов // Независимый альманах “Лебедь”, № 340, 14 сентября 2003 г. и о нём же - Понасенков У. Нашей доблестной армией предводительствует бездарнейший из вождей // Коммерсант-Власть, № 34 (537), 01-09-2003.



HOME