“КОЛОНИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ” И “ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ЗАНАВЕС” КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ
Ахромеева
Т.С., Малинецкий Г.Г., Институт прикладной
математики им. М.В.Келдыша РАН
В системе жизнеобеспечения страны в
краткосрочной и среднесрочной перспективе
развал национальной системы образования
представляет собой одну из многих, далеко не
основную, грань системного кризиса российского
общества. Однако, в долгосрочной и исторической
перспективе катастрофа системы образования
представляет серьезную угрозу.
Несколько лет назад коллективом
исследователей из Института прикладной
математики им. М.В.Келдыша РАН и Ярославского
государственного университета была построена
система математических моделей, описывающая
высшую школу России и позволяющая
прогнозировать ее развитие [1]. Прошедшие годы
подтвердили сделанные прогнозы и показали, что
деградация всей системы, переход к
“колониальному образованию” происходит по
пессимистическому сценарию, форсированным
образом.
Главный порок современной российской высшей
школы состоит в том, что не удалось замкнуть
разрушенную реформами положительную обратную
связь:
вложения в человеческий капитал ® повышение
качества жизни и, в частности,образования ® рост эффективности производства
® вложения в человеческий капитал.
Это означает,
что высшая школа в значительной степени утратила
экономическое значение и выполняет в основном
социальные функции (средство социализации
молодежи, социальный демпфер, реакция на скрытую
безработицу, отсрочка от службы в армии и т.д.).
Возник большой барьер между знаниями,
получаемыми в средней школе, и требованиями
ВУЗов. Он создает основу для массового
репетиторства и тотальной коррупции в школах и
ВУЗах.
Средняя школа переживает системный кризис –
одни пороки вытекают из других и порождают
третьи, и невозможно ликвидировать их
поочередно. В средней школе утрачена
управляемость в треугольнике “ученик – учитель
– родители”. Королем, благодаря
“демократизациям”, “гуманизациям”,
“муниципализациям”, стал плохой учитель. В
условиях разрушенных обратных связей ни
администрация, ни родители, ни коллеги не могут
найти на него управу.
Неэффективность содержательной (а не
хозяйственной) деятельности Министерства
образования на этом уровне проявляется в
неумении освободить от сверхнагрузки учащихся и
сформулировать разумную стратегию среднего
образования. Дети продолжают терять здоровье и
интерес к знаниям, государство – перспективу.
Подобно тому как в экономике возникло
“расслоение рынка”, характерное для колоний (на
рынок для богатых и рынок для бедных), похожее
явление произошло в образовании. Одновременно с
резким усложнением требований ведущих школ и
ВУЗов резко упал средний уровень знаний
школьников и студентов по стране; по ряду
предметов (в частности, по физике) –
катастрофически.
Предлагаемые и обсуждаемые реформы (переход к
12-летнему образованию, система бакалавр-магистр,
реализация пресловутого принципа “деньги
следуют за учениками” фактическая ликвидация
бесплатного образования, “национальное
тестирование”) копируют худшие западные образцы
и не решают проблем, а усугубляют их. При таком
ходе дел реальностью становится возникновение
“технологического занавеса”, - неспособности
инженерами, учеными, руководителями России даже
осваивать и копировать высокие технологии,
создаваемые в ведущих странах.
Проведенный анализ показал, что выход из
кризиса связан с осознанием обществом
катастрофического состояния системы
образования и принятие Национальной программы
возрождения образования. Необходима ориентация
на реконструкцию и развитие основных элементов
советской системы образования. По масштабу и
значению для будущего требуемые изменения
сравнимы с “Новым курсом” Рузвельта, с
отечественными ядерными или космическими
программами.
Нужны условия для поддержки прогрессивной
самоорганизации учительского корпуса с целью
выхода из кризиса, а не создание очередных
административные органов и кадровые
“рокировки”.
В XXI век Россия вошла не только с разваленной
экономикой и разгромленной армией, но и с
разрушенным самосознанием. Это и утрата
национального самосознания, и снижение
самооценки – то, что люди в массе своей
согласились со своей второсортностью и
третьесортностью и в стране, и в мире. Именно
восстановление самосознания должно стать
стратегической функцией системы образования.
Работа в этой области была поддержана грантами
РФФИ (99-06-80030) и РГНФ (99-93-19696).
Литература
1. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г.
Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука, 1997.