Аналитическая группа

Чувашского регионального отделения

Общероссийской политической организации

Союз офицеров


“КОЛОНИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ” И “ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАНАВЕС” КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ

Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Институт прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН


     В системе жизнеобеспечения страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе развал национальной системы образования представляет собой одну из многих, далеко не основную, грань системного кризиса российского общества. Однако, в долгосрочной и исторической перспективе катастрофа системы образования представляет серьезную угрозу.
     Несколько лет назад коллективом исследователей из Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН и Ярославского государственного университета была построена система математических моделей, описывающая высшую школу России и позволяющая прогнозировать ее развитие [1]. Прошедшие годы подтвердили сделанные прогнозы и показали, что деградация всей системы, переход к “колониальному образованию” происходит по пессимистическому сценарию, форсированным образом.
     Главный порок современной российской высшей школы состоит в том, что не удалось замкнуть разрушенную реформами положительную обратную связь:

вложения в человеческий капитал ® повышение качества жизни и, в частности,образования ® рост эффективности производства ® вложения в человеческий капитал.

    Это означает, что высшая школа в значительной степени утратила экономическое значение и выполняет в основном социальные функции (средство социализации молодежи, социальный демпфер, реакция на скрытую безработицу, отсрочка от службы в армии и т.д.).
     Возник большой барьер между знаниями, получаемыми в средней школе, и требованиями ВУЗов. Он создает основу для массового репетиторства и тотальной коррупции в школах и ВУЗах.
     Средняя школа переживает системный кризис – одни пороки вытекают из других и порождают третьи, и невозможно ликвидировать их поочередно. В средней школе утрачена управляемость в треугольнике “ученик – учитель – родители”. Королем, благодаря “демократизациям”, “гуманизациям”, “муниципализациям”, стал плохой учитель. В условиях разрушенных обратных связей ни администрация, ни родители, ни коллеги не могут найти на него управу.
    Неэффективность содержательной (а не хозяйственной) деятельности Министерства образования на этом уровне проявляется в неумении освободить от сверхнагрузки учащихся и сформулировать разумную стратегию среднего образования. Дети продолжают терять здоровье и интерес к знаниям, государство – перспективу.
     Подобно тому как в экономике возникло “расслоение рынка”, характерное для колоний (на рынок для богатых и рынок для бедных), похожее явление произошло в образовании. Одновременно с резким усложнением требований ведущих школ и ВУЗов резко упал средний уровень знаний школьников и студентов по стране; по ряду предметов (в частности, по физике) – катастрофически.
     Предлагаемые и обсуждаемые реформы (переход к 12-летнему образованию, система бакалавр-магистр, реализация пресловутого принципа “деньги следуют за учениками” фактическая ликвидация бесплатного образования, “национальное тестирование”) копируют худшие западные образцы и не решают проблем, а усугубляют их. При таком ходе дел реальностью становится возникновение “технологического занавеса”, - неспособности инженерами, учеными, руководителями России даже осваивать и копировать высокие технологии, создаваемые в ведущих странах.
     Проведенный анализ показал, что выход из кризиса связан с осознанием обществом катастрофического состояния системы образования и принятие Национальной программы возрождения образования. Необходима ориентация на реконструкцию и развитие основных элементов советской системы образования. По масштабу и значению для будущего требуемые изменения сравнимы с “Новым курсом” Рузвельта, с отечественными ядерными или космическими программами.
     Нужны условия для поддержки прогрессивной самоорганизации учительского корпуса с целью выхода из кризиса, а не создание очередных административные органов и кадровые “рокировки”.
     В XXI век Россия вошла не только с разваленной экономикой и разгромленной армией, но и с разрушенным самосознанием. Это и утрата национального самосознания, и снижение самооценки – то, что люди в массе своей согласились со своей второсортностью и третьесортностью и в стране, и в мире. Именно восстановление самосознания должно стать стратегической функцией системы образования.

Работа в этой области была поддержана грантами РФФИ (99-06-80030) и РГНФ (99-93-19696).

Литература

1. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука, 1997.

Назад  // Наверх

Сайт создан в системе uCoz