Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров


Попался нам в сети вот такой эквивалент программы Явлинского 500 дней, за которые тот хотел перестроить СССР. Здесь темпы поскромнее, сроки поболее - 23 месяца - 700 дней, но юмор тот же...

Экопроект

СЕРТИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Главный просчет политики реформ образования состоит в том, что не разработаны механизмы взаимодействия образовательной системы с новой формирующейся экономикой. В результате сфера образования вместе с учителями, учеными, чиновниками, управленцами оказалась выведенной за рамки общественных отношений.

Как же совершенствовать и развивать правовую, материальную базы образования, когда их применить-то не к чему? В официальной экономике нет такой рыночной ценности, как образование. Каким же образом планировать федеральный и региональный бюджеты образования?

Важнейший механизм в разгосударствлении образования

Сегодня все усилия политики образовательных реформ должны быть направлены на интеграцию образовательной системы в экономику не в качестве великого нищего, а в качестве равноправного партнера. Для этого нужно прежде всего в самой образовательной системе создать условия для партнерства. Тогда и в экономике будут вынуждены считаться с образовательной системой и сполна платить за образование как ценность.

В современном мире образование не только интеллектуальная ценность, но это и одна из важнейших рыночных ценностей. Именно образование определяет истинную ценность труда. Почему бы образовательной сфере самой не приватизировать свою главную ценность? Тем более что это разрешает многие проблемы с приватизацией в образовании.

В настоящее время приватизация в образовании в той форме и теми методами, как она ведется в других сферах, когда приватизируются материальные ценности, принципиально невозможна. Это равносильно уничтожению материальной базы и вместе с ней самой образовательной системы. Передача зданий, ресурсов в руки людей важный, но далеко не самый принципиальный момент приватизации. В образовании такая приватизация автоматически не приводит к приватизации главной ее ценности, и даже более того - автоматически ее уничтожает.

Однако именно в этой сфере только и возможна приватизация в ее истинном смысле. Приватизация по большому, государственному счету это прежде всего разгосударствление общественной жизни общества. В образовании это тождественно приватизации образовательной ценности.

На этом этапе институт государства в лице образовательных ведомств может отказаться от многого. От государственных программ, государственных школ, научно-исследовательских институтов, университетов, издания методической литературы и т.д. и т.п. Словом, от всего того, что разваливается и что с упорством обреченного пытаются удержать в своих руках образовательные ведомства. Все это обьекты свободного творчества общества. Люди все сделают сами. Не нужно только им мешать.

Однако государство не имеет права отказаться от единственной вещи - от создания и обеспечения механизмов разгосударствления образования. Это одна из важнейших функций института государства на этапе реформ... В первом ряду задач разгосударствления в образовании стоит задача приватизации образовательной ценности.

Когда говорят о приватизации образования как ценности, то прежде всего имеют в виду право каждого человека более или менее обьективно определять и фиксировать документально уровень и качество своего образования (общего и профессионального) как рыночной ценности. После фиксации факта владения образовательной ценностью никто другой не вправе по своему желанию изменять эту ценность.

Ценность ресурса школьника

Образование - специфический продукт. Образовательный ресурс страны сродни жемчугу. Он вызревает в особых условиях - головах отдельных индивидуумов. Можно организовывать поиск этого ресурса или ждать, когда он обнаружится сам. Собственно, так сейчас и поступают. Однако есть иной и более эффективный путь. Необходимо создать условия, которые заставят головы думать и о том, как проверить свое содержание на предмет общественной значимости.

В принципе суть требуемых условий очень даже понятна. Например, школьник сам пойдет сертифицировать свое образование, если учебные заведения, в которых он хотел бы продолжить свое образование, принимают новых студентов не на основе вступительного экзамена, а по результату конкурса образовательных сертификатов. Ценность образовательного ресурса школьника определяется конкурсом этих самых сертификатов.

Но еще более важно то, что школьник со своим образовательным ресурсом возбуждает другие важные конкурсы и конкуренцию. Во-первых, он может получить образование дома, скажем, с ним занимаются родители, гувернеры, или в работе с мультимедийной сетью Internet, или в школе. Выходит, что есть немало людей, которые хотели бы дать ему образование. Во-вторых, его образовательный сертификат вызывает конкуренцию и даже борьбу учебных заведений за его образовательный ресурс.

Ситуация проиллюстрирована графически. См. рис. 1.

Отношения С1...Сn -> В1 порождают конкуренцию сертификатов, а отношения В1...Вn -> С1 порождают конкуренцию учебных заведений (вузов).

Отношения С1...Сn -> Ш1 порождают конкуренцию учащихся, а отношения Ш1...Шn -> С1 порождают конкуренцию школ.

Главный смысл нового механизма сертификации состоит в том, чтобы создать в стране конкуренцию, рынок образовательных ценностей. Этот рынок складывается из образовательных ценностей всех тех людей, которые в данный момент желают ее как-то применить. Но их ценность определяется не тем, что они успешно выполнили какие-то задания. Для рынка это еще ни о чем не говорит. Задания можно составить всякие. Процедура сертификации должна прежде всего определять рейтинг конкретной личности по отношению ко всем остальным, вышедшим вместе с ним на рынок.

Из этого следует, что должны быть региональные службы сертификации и федеральный центр сертификации, который, собственно, и создает такую реальность, как рынок образовательных сертификатов. См. рис. 2.

В стране организуется сеть региональных служб, которые, скажем, раз в квартал проводят сертификацию образования. Механизм сертификации устраивается так, чтобы сертифицируемому ни перед кем не нужно было "выгибаться". Желающие получить образовательные сертификаты регистрируются в ближайшей службе сертификации. Схема простая. Оплачиваются услуги по тестированию и выполняется сертификационный тест. У региональных служб чисто техническая задача: зарегистрировать, выдать задания, проконтролировать самостоятельность выполнения и отправить работу в федеральный центр.

В федеральном центре задания проверяются (любым механизированным способом), чтобы определить абсолютный рейтинг результата выполнения заданий каждым конкретным человеком, принимавшим участие в данной сессии сертификации. Этот центр и должен выдать образовательный сертификат, в котором, собственно, и фиксируется прежде всего данный факт. Именно это и придает сертификату рыночную ценность, поскольку точно известно, что в условиях одинакового тестирования и одинаковой оценки его результатов в данной сессии распределение должно быть близким к нормальному. Следовательно, все сертификаты легко делятся на ценностные группы.

Таким образом, в стране создается рынок образовательных сертификатов.

Главная проблема заключается в том, что в нашей стране сертификация образования с механизмом, подобным описанному, сама никогда не появится. В сегодняшней системе образования вовсе не случайно сохраняются и даже ретиво защищаются сертификации типа разнообразных собеседований, экзаменов выпускных и вступительных, которые обосновываются всевозможными государственными программами и государственными образовательными стандартами. Такую сертификацию можно проводить всем, кому это вздумается. В десятках сотен вузов и в сотнях тысяч школ вроде бы руководствуются одинаковыми программами, вроде бы ориентируются на одинаковые государственные стандарты, ставят одинаковые отметки, но образовательная ценность, подразумеваемая ими, оказывается совершенно несопоставима. Система сертификации вроде бы призвана радеть об интересах личности и государства, но при этом позволяет реализовывать практически любые цели: от коррупции и мздоимства до унижения человеческого достоинства. В новых социально-экономических условиях такая сертификация делает образовательные ценности бесхозными, а их создателей и владельцев беззащитными. Именно она и есть главный тормоз на пути развития образовательной системы.

Законодательные инициативы

Внедрение новой системы сертификации требует изменения законодательной базы образования. В закон "Об образовании" вводится статья "Образовательный сертификат". Законодательные меры статьи состоят в следующем:

Гражданин Российской Федерации, независимо от условий получения своего образования, имеет право получить на него Образовательный сертификат.

Образовательный сертификат может быть получен по любой отрасли знаний.

Форма и содержание Образовательного сертификата утверждаются Федеральным центром сертификации. В сертификате указываются вид образования, фамилия, имя владельца и абсолютные результаты теста. Сколько набрано баллов. Каков процент набравших такие же баллы в данной сессии тестирования по всей Российской Федерации. Каждый сертификат имеет систему защит от подделок и идентификационный код.

Образовательный сертификат выдает Федеральный центр сертификации образования только по результатам тестирования с применением электронных технологий в одной из региональных служб тестирования образования.

Вводятся сроки действия Образовательного сертификата. В разных сферах деятельности (1-3-5 лет).

Вводится плата за сертификацию образования.

Закон переводит в ранг фирменных образовательные документы, выдаваемые учебными заведениями всех типов (государственных, частных и негосударственных).

Фирменные документы об образовании - разновидность товарного знака, форма и содержание которого являются авторской собственностью организации, их учредившей, со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

К фирменным документам относятся удостоверение, зачетная книжка, аттестат, диплом.

Награды (именные стипендии, медали, грамоты, денежные премии) в число образовательных документов не входят.

В общеобразовательной школе отменяются золотые и серебряные медали Российской Федерации "За отличные успехи в учении и примерное поведение".

Вводится институт именных наград, учреждаемых на региональном уровне заинтересованными частными лицами и организациями.

Отменяется институт вступительного экзамена, собеседований в вузах и вводится институт конкурса Образовательных сертификатов.

Вводится институт Рекомендательных писем, которые заменяют официальные характеристики. Право давать Рекомендательное письмо предоставляется учителю, преподавателю, руководителю линейной службы.

Бюджетное финансирование образования дополняется механизмом прямой оплаты за пользование образовательными ресурсами.

Схема взаимосвязей структур

На федеральном уровне создаются Федеральный центр сертификации образования и Федеральной институт образовательных стандартов. На региональном уровне создается сеть региональных служб тестирования образования.

Схема взаимосвязей новых структур системы образования проиллюстрирована на рис. 3.

Федеральный центр сертификации образования выполняет координирующую и техническую работу, связанную с сертификацией образования. Через сеть своих региональных служб проводит тестирование соискателей и выдает образовательные сертификаты.

Сертификаторы образования разрабатываются Федеральным институтом образовательных стандартов, который для работы над сертификаторами может привлекать школы, вузы и другие заинтересованные ведомства. Главная задача состоит в создании динамического банка сертификаторов образования.

Региональные службы тестирования образования - линейные подразделения Федерального центра сертификации. Занимаются исключительно технической работой, связанной с тестированием образования. Структура службы определяется применяемой электронной системой, которая в максимальной степени ограждает сертифицирующихся от произвола в оценивании образования.

Вопросы о количестве центров, о принципах построения заданий, механизме их предьявления и проверки, проведения сертификационных мероприятий - все это задачи внедренческой работы для ученых и управленцев. Детально эти проблемы пока обсуждать не имеет смысла. Для выполнения этой работы в системе общего и профессионального образования есть высококлассные кадры самых различных специализаций.

Связи сертификации в системе образования вообще снимают проблему государственных стандартов образования как таковую

Нетрудно видеть, что образовательная система с новыми связями сертификации легко управляется и без государственных стандартов. Все зависит от политики задания сертификаторов.

Вузы и школы, кадровые службы, федеральные и региональные службы поддержки образования будут вынуждены подстраиваться и реализовывать тот уровень образования, который задается сертификаторами. Понятно, что произвольно сертификаторами уровень образования задать невозможно. Они всегда будут отражать реальное состояние системы образования и всегда будут четко задавать следующую ступеньку в ее развитии.

В этом смысле содержание сертификаторов и будет образовательным стандартом страны (если по отношению к образованию такой термин, как стандарт, вообще применим). Но этому стандарту не нужна государственность. Он от природы обречен быть подвижным, динамически отслеживать реальное состояние всей системы образования и спроса на него. Иным он просто быть не может.

Нет необходимости в принудительном согласовании уровней образования ни школ друг с другом, ни вузов со школами. Нет и проблемы государственных, то есть управленческих образовательных стандартов.

А ведь сегодня практически все ресурсы системы (научные, управленческие, финансовые) направлены на разработку и создание государственных общеобразовательных стандартов. В сложившейся ситуации в них усматривается инструмент координации отношений школ и вузов. При существующем механизме сертификации эту проблему и в принципе, и в частностях решить невозможно. Но поскольку проблема все же решается, то это в результате не только разоряет образование в финансовом отношении, но и приводит к удушению образовательной свободы, образовательной многоликости школ и вузов.

Важно продумать методологию разработки сертификаторов образования. Они не только должны сертифицировать, но и в большей степени реагировать на те или иные тенденции в развитии тех или иных составляющих как системы образования, науки, так и экономики в целом.

Только такая сертификация ликвидирует образовательные монополии и создаст здоровую конкурентную образовательную среду, а также здоровые формы других видов приватизации в образовании.

Только такая сертификация становится мощной защитой образовательной системы от творящегося сегодня беззастенчивого присваивания результатов ее работы.

Только такая сертификация встроит образовательную систему в экономику на равноправных партнерских отношениях со всеми другими ее составляющими.

Только такая сертификация поставит крест на псевдореформах в образовательной системе Российской Федерации.

Конкурсные образовательные документы

Любой человек, претендующий на вакантное место (в любой сфере производства, управления, заведений профессионального образования и т.д.), должен представить в эту организацию Пакет конкурсных образовательных документов. Пакет включает: 1) Образовательные сертификаты по требуемым видам образования; 2) Рекомендательные письма; 3) Фирменные документы об образовании; 4) Счет об оплате за рассмотрение документов. (Предоставляются заверенные копии всех документов).

От теории - к практике

Внедренческая работа разворачивается в четыре этапа.

1-й этап.

Организация структуры, задача которой заключается в том, чтобы вначале разработать проект, а затем внедрить его. Для этого в рамках Министерства общего и профессионального образования создается первичное ядро Федерального центра сертификации образования (ФЦСО). На начальном этапе - это команда единомышленников (15-20 человек), которая за 3-5 месяцев должна разработать проект, технологию и программу его реализации. Этап заканчивается утверждением проекта "Образовательный сертификат Российской Федерации".

2-й этап.

Создаются: 1) лаборатория образовательных стандартов - ядро будущего Федерального института образовательных стандартов (ФИОС); 2) лаборатория тестирования образования - ядро основного технического подразделения будущего ФЦСО. Штат и сроки создания определяются проектом (1-2 месяца).

3-й этап.

Создается и запускается в качестве экспериментальной локальная региональная система сертификации общеобразовательной подготовки "Школа-вуз". Заканчивается работа по изменению законодательной базы, обеспечивающей Образовательный сертификат (7-9 месяцев).

4-й этап.

Формируются полнокровные структуры ФЦСО и ФИОС и первичная сеть региональных служб сертификации образования Российской Федерации (РССО). Начинается работа по созданию банка сертификаторов общего образования (5-7 месяцев).

После 3 лет работы система выводится за рамки министерства и становится негосударственной. При этом она получает лицензию на сертификацию общего и профессионального образования.

В итоге построения в Российской Федерации современной системы сертификации образования есть все, что гарантирует ее реализацию.

1. Система и механизм сертификации полностью просчитываются и в плане финансовых, и в плане социально-экономических затрат и выгод.

2. Система сертификации может строиться по частям, параллельно и этапами. При этом локальные части работают так же, как и вся система в целом. Это позволяет разработать проект с подробной проработкой внедренческой технологии.

3. Запуск новой системы сертификации займет не менее 23 месяцев.

Михаил ЛИННИК,

кандидат педагогических наук, доцент МГТУ имени Н.Баумана

Отношения конкурса

Рынок образовательных сертификатов

Схема взаимосвязей новых структур системы образования


А ВОТ ИНОЕ МНЕНИЕ:

Реформа образования —за или против?

Национальная доктрина образования, один из важнейших государственных документов, определяющих политику в области образования, была одобрена на заседании Правительства РФ 17 февраля 2000г. Затянувшийся процесс выхода соответствующего постановления Правительства РФ по данному вопросу при нес в октябре 2000 г. неожиданный результат. Увидевший свет правительственный документ оказался далек от оригинала. Национальная доктрина принята в редакции, из которой фактически исключены важнейшие ее конкретные положения по финансированию системы образования, пенсионному обеспечению и социальной поддержке учащихся, студентов и преподавателей.
По проекту Национальной доктрины предусматривалось до 2003 года достижение уровня финансирования системы образования не менее 6%валового внутреннего продукта. А в дальнейшем предполагалось довести этот показатель до 10%ВВП. Сей час мы имеем около 3,5% ВВП. В постановлении Правительства РФ эти показатели вообще отсутствуют.
Проект Национальной доктрины предусматривал к 2003 году ставки заработной платы педагогических работников на уровне, установленном законом РФ «Об образовании». Постановление же сводит вопрос к опережающему повышению зарплаты в образовании по сравнению с зарплатой в промышленности.
Результаты такого подхода и бюджет ной политики мы видим на примере бюджета 2001года,который ведет не к сокращению, а к увеличению разрыва в оплате педагогов и работников промышленности.
Проект предусматривал поэтапное введение пенсий для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов не ниже 75%среднего размера оплаты труда по основному месту работы, а постановление говорит о том, что за с чет отраслевой пенсионной системы и средств образовательных учреждений будет достойный уровень пенсионного обеспечения.
Проект предусматривал обеспечить всем педагогическим работникам право на получение государственной пенсии за выслугу лет. Постановление заменяет эту норму введением надбавки к заработной плате, разумеется, оставляя в тени вопрос о размере надбавки. 
Т
аким образом Национальная доктрина образования утратила конкретные экономические параметры поэтапного увеличения финансирования образования, а ряд ее положений (перевод образовательных учреждений в образовательные организации и т.д.) противоречит действующему законодательству, в том числе и Конституции РФ. Вместо конкретных механизмов Национальная доктрина сей час содержит набор идей. При чем реформа образования фактически уже начинается. Благородные цели реформирования образования (равный доступ и равные возможности, легализация «теневых денег», разгрузка обучающихся и т.д.) не могут быть достигнуты предлагаемыми механизмами, которые уже начинают воплощаться правительственными чиновниками. 
Самый опасный элемент реформирования —замена статуса государственного образовательного учреждения на образовательную организацию. При этом такой переход, по словам разработчиков, будет осуществляться на «добровольной» основе. За такой формулировкой скрывается коммерциализация и последующая возможная приватизация образования, что безусловно ограничивает конституционное право на общедоступное и бесплатное образование.
При переходе от образовательного учреждения к образовательной организации процедура ликвидации или реорганизации, а ,следовательно, увольнение, переход на срочные контракты и т.д., роль Ученого совета, автономия, педагогические свободы будут зависеть от соучредителя, а не вытекать из закона.
Принцип же «добровольности» преобразования образовательного учреждения в образовательную организацию легко обеспечить различными способами.
Увеличить степень автономности и большей свободы образовательных учреждений можно иным образом, не за такую цену. Лучше, легче и дешевле уточнить статьи Гражданского и Бюджетного кодексов. Чтобы ликвидировать противоречия с ними достаточно внести фразу: «Особенности статуса образовательных учреждений и их функционирование определяются федеральными законами в области образования»
Теперь о едином государственном экзамене (ЕГЭ). Здесь также возникает много вопросов: как быть с льготниками (сироты, чернобыльцы и т.д.)? А поступление в творческие вузы? А как это в один день по всей России? А система отбора одаренных детей? Репетиторов к ЕГЭ вместо репетиторов к вступительным экзаменам? Что при этом меняется? И т.д...
Как говорит министр образования: «причин введения ЕГЭ две:1) нет денег у школьников из Сибири и Дальнего Востока, чтобы приехать в Европейскую часть поступать в вузы; 2) оценки на вступительных экзаменах ставит учитель, который до этого учил, т.е. необъективно». Первой причины на самом деле сейчас уже нет. Вузы сами это давно уже устранили. Они организуют и проводят выездные комиссии по приему в вуз. Причем проводят они это за свои средства, и государство здесь ничего не вкладывает. Применительно ко второй причине вопрос вообще решается просто. Надо на местах создавать комиссии по приему выпускных экзаменов и нет проблем. Что мешает это сделать министерству образования? Ничего.
Таким образом введение ЕГЭ приводит к необходимости бюджетного вливания в создание нового ведомства, новых «неподкупных» чиновников и к конкурсу платежеспособности, а не знаний. Опять спешим?
Введение государственного именного финансового обязательства (ГИФО) по результатам ЕГЭ означает фактически пере ход на платное высшее и среднее профессиональное образование, т.к. лишь 30%,на бравших высший балл, освобождается от оп латы (по расчетам разработчиков).На самом деле таких людей гораздо меньше, т.к. размер ГИФО максимум 5-15 тыс. рублей. Себестоимость обучения, например, в МГУ 8 тыс. долларов. Кто заплатит разницу? Те, у кого в семье более высокий материальный доход, у кого есть возможность дополнительно готовиться, то может заплатить за это солидные деньги. Это очевидно. Учиться за бюджетные деньги станут дети из богатых семей, а из бедных будут за образование платить или откажутся от него.
Причина проведения реформирования образования в том виде, в котором это предпринимается сейчас, очень проста. Как заявил один из правительственных чиновников —у государства, якобы, нет денег на образование. По этому государство в очередной раз перекладывает свои проблемы на плечи своих граждан, что приведет к дальнейшему социальному расслоению, углублению неравенства граждан при получении образования, сокращению числа бесплатных мест и вытеснению бесплатного образования платным.
Зачем гнать такими темпами, когда вопросов больше, чем ответов? Можно поддерживать увеличение финансирования образования, создание независимой службы оценки качества знаний, информатизации системы образования, формирования четкой правовой основы привлечения и использования внебюджетных средств в образовании. И никак нельзя согласиться с заменой статуса образовательного учреждения в образовательную организацию, введением ГИФО ЕГЭ в том виде, как это сейчас предпринимается правительственными чиновниками.

В.КОБЧИКОВ,
председатель профсоюзной
организации сотрудников СПбГТУ