Аналитическая группа

Чувашского регионального отделения

Общероссийской политической организации

Союз офицеров

Задачи державного просвещения

    Задачи державного просвещения

    Материал с сайта "РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ"

    Задачи державного просвещения

    wpe1E.jpg (5688 bytes)Без всенародного образования и культуры не может быть независимой, защищенной и процветающей России. Без духовно-нравственного воспитания личности не может быть гражданина России, сына своего Отечества. Без национально-государственного единения не может быть самой почвы для личности, возрастающей на осознании исторической общности, на чувстве исторического долга и на глубокой причастности к национальным духовным традициям.
         Всенародное образование и культура, духовно-нравственные основы личности, осознание России и чувство высокого исторического долга и причастности к духовным национальным традициям – вот путь русского просвещения, соответствующего статусу независимой державы.

         У нас не то. Несмотря на частные достижения и успехи, образование в России в целом продолжает утрачивать необходимые качества, которые должны быть неотъемлемо свойственны этой стратегической области каждого самостоятельного государства.
         Продолжается движение по пути к образованию колониального уровня и типа, с низким качеством подготовки в общеобразовательной массовой школе, с ориентацией на ограниченное число элитарных учебных заведений для “верхних десяти тысяч” и с переводом массовой школы на ликбез.

         Это становится непреодолимым препятствием на пути трудового большинства к высшей школе.
         Народ усиленно и сознательно раскультуривают. Еще недавно, в годы усердно поносимой СМИ советской власти, движение к подлинной культуре и высшему образованию всемерно поощрялось и одобрялось, а всякая псевдо- и субкультура служила неизменно предметом осуждения. Теперь почти не скрываемой задачей “хозяев жизни” стало снижение уровня мышления и здоровых, традиционных духовно-нравственных представлений. Индустрия раскультуривания и приватизации сознания широких народных масс увеличивает обороты.
         Враги рода человеческого силятся приватизировать народное сознание, подорвать органическое, нравственное чувство стыда, совести и личной ответственности, погасить в массах свойственный каждому духовно здоровому человеку рефлекс идеала, наконец – извратить и оболгать здоровое стремление народа к национальному самоутверждению, подменив его разжиганием сепаратизма, национальной обособленности и шовинизма.
         Массовая культура “загоняет” мысль в русло мелких, обыденных пристрастий, уводит от значительных человеческих интересов к мелкому любопытству равнодушного обывателя. Главная ее задача – увести народное сознание из круга общенациональных и общегосударственных проблем и представлений.
         Этому служит прежде всего пресса. Характерные “сенсационные” заголовки газетных и журнальных статей, не содержащих нравственной оценки, многочисленные “душещипательные” истории, чрезвычайные случаи, факты и т.п. даются вне связи с коренными их причинами. Читателя пытаются убедить, что он живет в мире случайностей, и его опыт сводится к “накоплению” этих случайностей. Рассуждение, обобщение, анализ и синтез – все эти умственные операции, внушают широкому читателю, вовсе не нужны: живи мимолетным впечатлением, не задумывайся.
         Издательская деятельность “демократического” периода при пестром разбросе самых разнохарактерных изданий в отношении массовой литературы также направлена на снижение интеллекта широкого круга читателей: укрепляющие и возвышающие ум произведения издаются, как правило, в удивительно малом количестве и не могут удовлетворить действительные потребности.
         Народ отучают от душеполезного, образовывающего чтения отечественной и зарубежной классики. Прилавки завалены выходящими огромными тиражами третьесортными детективами, пошлятиной и вульгарщиной. Нетрудно представить, как сказывается подобная среда на сознании многих граждан и особенно – молодежи.
         Каковы же здесь наши задачи, каковы пути противодействия беспределу нынешних губителей России?
         Наши задачи – лечить слух, зрение народа, возбуждать теплящиеся в его сердце добрые чувства, готовить его для духовного возрождения.
    Что для этого необходимо?
         Прежде всего – не лгать. Говорить ясно и определенно, спокойно и убедительно правду о человеке и о России, о ведущейся информационно-психологической войне, ее вдохновителях, интервентах и о ее разрушительном оружии.
         Возрождение возможно только через возвращение России к духовному православному началу, к русской идее, к национальному самосознанию. Основное средство выздоровления нации – очищение ума и сердца от плодов зарубежного чужебесия, от бездумных заимствований и опора на лучшие традиции национального народного просвещения. Через просвещение – к созиданию, через созидание – к утверждению и торжеству православной веры, в торжестве ее обретая уклад жизни земной и благодатную основу жизни вечной. Наша задача – служить этому, постепенно возвышая национальное самосознание до уровня государственной идеологии.
         “Чтобы преобразовать общество…, – справедливо заметил С.Н.Трубецкой, – способствовать, так или иначе, его развитию и нравственному улучшению нужен не только патриотизм, но и ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал”1.
         Школа должна обеспечивать не утилитарные потребности воспроизводства малоквалифицированной рабочей силы, но духовно-нравственные и общеобразовательные цели воспитания культурной личности.

         Создавать основы для целостного, всестороннего представления школьника о мире и человеке, о русской цивилизации и ее мировом значении, утвердить вехи надобыденного, самоценного сознания учащегося, одухотворенного идеалами добра и созидания, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять.
         Все это возможно лишь при условии, что Министерство образования официально откажется от утверждения в России системы обучения колониального типа. Идеи колониального образования были заложены в трех “руководящих” документах: “Развитие образования в России”, 1992; “Российская Федерация. Образование в переходный период”, 1995; “Основные положения концепции очередного этапа реформирования образования”, 1997. Идеи эти выражаются в обеднении содержательности образования посредством вводимых в школьную практику убогих стандартов, новых учебных программ и учебных книг, в большинстве своем не отвечающих задаче подготовки гражданина самостоятельной державы. Идеи эти проявляются в упорной политике денационализации и дегуманизации школы, в увеличении несоответствия уровня современной реформируемой школы богатейшему научному потенциалу и традициям образования в России. Идеи эти осуществляются путем игнорирования в изучении (особенно гуманитарных дисциплин) принципов научности, преемственности, историзма, ценностно-личностного подхода к образованию, духовности и единства образовательных и воспитательных задач.
         Непременной и неотложной задачей школы становится возрождение гуманитарного образования и прежде всего дисциплин эстетического цикла как базиса своей школьной системы в направлении общего культурного развития личности.
         От нас требуется – бдительность.
        

    Мы должны видеть опасность “шизофренизации” школьников через СМИ и декаданс в образовании и всемерно содействовать сохранению способности каждого ученика по-человечески мыслить, чувствовать, жить духовной жизнью.
         Нужно научить школьников противостоять насаждаемому нигилистическому прагматизму, идеологии потребительства, разрушительным воздействиям на психику (духовный мир) человека – массовой культуры, субкультуры, духовных наркотиков.
         Сегодня каждый честный учитель словесности, желающий верой и правдой служить народу, а не его колонизаторам, должен сказать: Не отдадим и пяди нашей духовной родины, великой литературы, нашей трагичной и великой истории, принадлежащей великому русскому народу, всем народам России. Отнятое – вернем! Ни пяди родной великой русской культуры не уступим врагам Отечества. Донесем до наших детей и внуков “разумное, доброе, вечное” нашей словесности! Необходим строгий централизованный профессиональный культурно-педагогический контроль за учебными книгами, допускаемыми в школу.
         Русская литература сформировалась в лоне православной культуры, и научный подход требует при ее преподавании в школе непременного учета этого бесспорного факта.
         Многие наши классики описывают времена, когда, казалось бы, невозможно было жить праведно, когда “святое и доброе больше, чем когда-нибудь пряталось от света” (Н.Лесков). Но вопреки времени и пагубным обстоятельствам, жизнь героев этих произведений, в конечном счете, оказывается в основном независимой от соблазнов и вмешательств, способных повернуть ее на путь греха или отвратить героев от безупречного поведения. Оказывается, что есть сила, преодолевающая земные условия, созданные людскими отношениями. Оказывается, что есть люди “высокой пробы”, всегда поступающие в соответствии со своими представлениями о должном. Люди эти руководствуются, как правило, теми высокими духовными представлениями, которые дает православная вера и находящиеся в русле высокой нравственности принципы поведения, ей соответствующие. Можно ли не знать это изучающему русскую классику?
         Необходимо, чтобы в школьный курс литературы входили в основном художественные произведения, составляющие духовный потенциал нации, а история литературы рассматривалась в школе прежде всего как отражение поисков идеала, как поступательное движение художественных открытий.
         Истинная культура определяется, во-первых, творчески-созидательной направленностью и духовной ориентацией целей и результатов деятельности; во-вторых, исходной и определяющей ее становление и движение – иерархией ценностей (святое – обыденное – пошлое – низменное – преступно-отвратительное); в-третьих, органической преемственностью с предшествующим культурным наследием и уважительно-бережным отношением к нему. Иными словами, истинная культура творчески-созидательна, системно-иерархична, бережно-памятлива2.
         Культурное отношение к образованию требует вернуть в школу гуманитарные дисциплины в объеме, необходимом для формирования полноценной личности гражданина России, соответственно восстановив количество часов, “отнятых” ранее.
         Речь идет не только о литературе, но и о русском языке и истории.
         Необходимо изменить наше отношение к родному слову и его преподаванию. Нельзя забывать, что в школах России при неблагоприятной обстановке языкового беспредела в СМИ так и не восстановлено не однажды сокращавшееся количество часов базового компонента на изучение русского языка. Большинство учебных книг по этому предмету нельзя признать удовлетворительными. А вводимые методики обучения в младших классах, вроде практикуемого скорочтения, нужно просто признать вредными. Ибо они не дают главного: возможности сформироваться органическому владению языком, его соприродному восприятию, когда слова “на вкус, на цвет, на запах родные” (А.Толстой). Результаты такой политики преподавания налицо: поступившие в вуз зачастую затрудняются пересказать прочитанный текст на родном языке. Это есть наглядное осуществление задачи наших геростратов, определяющих политику в области образования: лишить народ полноценного владения родной литературной речью.
         Во многих учебных книгах и программах по литературе – то же: сокращение необходимого, замена основного – второстепенным; и при этом острый недостаток отведенных на изучение часов.
         Отсутствие сколько-нибудь достойной образовательной линии на формирование гражданско-патриотического национального самосознания видно и в преподавании отечественной истории. Колониальная школа формирует здесь не гражданина, а обывателя, человека толпы; не созидателя, а потребителя, не сына своего народа, а безродного космополита. Однако державное просвещение требует иного:
         "Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, –
    писал И.А.Ильин, – что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету.
         Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы... Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания… Историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание…”
    3.
    Вот так мыслил истинный ученый и сын России. Вот – достойный путь нашей школы.
         Будем же отстаивать и развивать истинно державное просвещение, основанное на преподавании, соответствующем научной истине, объективности и историческому опыту, отвечающему задачам воспитания полноценного, культурного, духовно-нравственного человека, гражданина и патриота.
        

    Всеволод ТРОИЦКИЙ,
    доктор филологических наук. г. Москва.
        

    1 Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Сочинения, М. 1994. С.562.
    2 Здесь речь идет не о субкультуре и не о псевдокультуре и тем более – не об антикультуре, которые не обладают полнотой названных признаков.
    3 Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993. С.239–240.
        

    Главная страница // Назад
    Сайт создан в системе uCoz