Задачи державного просвещения
Без всенародного образования и культуры не
может быть независимой, защищенной и
процветающей России. Без
духовно-нравственного воспитания личности не
может быть гражданина России, сына своего
Отечества. Без национально-государственного
единения не может быть самой почвы для личности,
возрастающей на осознании исторической
общности, на чувстве исторического долга и на
глубокой причастности к национальным духовным
традициям.
Всенародное образование и культура,
духовно-нравственные основы личности, осознание
России и чувство высокого исторического долга и
причастности к духовным национальным традициям
– вот путь русского просвещения,
соответствующего статусу независимой державы.
У нас не то. Несмотря на частные
достижения и успехи, образование в России в целом
продолжает утрачивать необходимые качества,
которые должны быть неотъемлемо свойственны
этой стратегической области каждого
самостоятельного государства.
Продолжается движение по пути к
образованию колониального уровня и типа, с
низким качеством подготовки в
общеобразовательной массовой школе, с
ориентацией на ограниченное число элитарных
учебных заведений для “верхних десяти тысяч” и
с переводом массовой школы на ликбез.
Это становится непреодолимым препятствием на пути трудового
большинства к высшей школе.
Народ усиленно и сознательно
раскультуривают. Еще недавно, в годы усердно
поносимой СМИ советской власти, движение к
подлинной культуре и высшему образованию
всемерно поощрялось и одобрялось, а всякая
псевдо- и субкультура служила неизменно
предметом осуждения. Теперь почти не скрываемой
задачей “хозяев жизни” стало снижение уровня
мышления и здоровых, традиционных
духовно-нравственных представлений. Индустрия
раскультуривания и приватизации сознания
широких народных масс увеличивает обороты.
Враги рода человеческого силятся
приватизировать народное сознание, подорвать
органическое, нравственное чувство стыда,
совести и личной ответственности, погасить в
массах свойственный каждому духовно здоровому
человеку рефлекс идеала, наконец – извратить и
оболгать здоровое стремление народа к
национальному самоутверждению, подменив его
разжиганием сепаратизма, национальной
обособленности и шовинизма.
Массовая культура “загоняет” мысль в
русло мелких, обыденных пристрастий, уводит от
значительных человеческих интересов к мелкому
любопытству равнодушного обывателя. Главная ее
задача – увести народное сознание из круга
общенациональных и общегосударственных проблем
и представлений.
Этому служит прежде всего пресса.
Характерные “сенсационные” заголовки газетных
и журнальных статей, не содержащих нравственной
оценки, многочисленные “душещипательные”
истории, чрезвычайные случаи, факты и т.п. даются
вне связи с коренными их причинами. Читателя
пытаются убедить, что он живет в мире
случайностей, и его опыт сводится к
“накоплению” этих случайностей. Рассуждение,
обобщение, анализ и синтез – все эти умственные
операции, внушают широкому читателю, вовсе не
нужны: живи мимолетным впечатлением, не
задумывайся.
Издательская деятельность
“демократического” периода при пестром
разбросе самых разнохарактерных изданий в
отношении массовой литературы также направлена
на снижение интеллекта широкого круга читателей:
укрепляющие и возвышающие ум произведения
издаются, как правило, в удивительно малом
количестве и не могут удовлетворить
действительные потребности.
Народ отучают от душеполезного,
образовывающего чтения отечественной и
зарубежной классики. Прилавки завалены
выходящими огромными тиражами третьесортными
детективами, пошлятиной и вульгарщиной. Нетрудно
представить, как сказывается подобная среда на
сознании многих граждан и особенно – молодежи.
Каковы же здесь наши задачи, каковы
пути противодействия беспределу нынешних
губителей России?
Наши задачи – лечить слух, зрение
народа, возбуждать теплящиеся в его сердце
добрые чувства, готовить его для духовного
возрождения.
Что для этого необходимо?
Прежде всего – не лгать. Говорить ясно
и определенно, спокойно и убедительно правду о
человеке и о России, о ведущейся
информационно-психологической войне, ее
вдохновителях, интервентах и о ее разрушительном
оружии.
Возрождение возможно только через
возвращение России к духовному православному
началу, к русской идее, к национальному
самосознанию.
Основное средство выздоровления нации
– очищение ума и сердца от плодов зарубежного
чужебесия, от бездумных заимствований и опора на
лучшие традиции национального народного
просвещения. Через просвещение – к созиданию,
через созидание – к утверждению и торжеству
православной веры, в торжестве ее обретая уклад
жизни земной и благодатную основу жизни вечной.
Наша задача – служить этому, постепенно возвышая
национальное самосознание до уровня
государственной идеологии.
“Чтобы преобразовать общество…,
– справедливо заметил С.Н.Трубецкой, –
способствовать, так или иначе, его развитию и
нравственному улучшению нужен не только
патриотизм, но и ясное сознание правды и добра,
крепкая вера в высший идеал”1.
Школа должна обеспечивать не
утилитарные потребности воспроизводства
малоквалифицированной рабочей силы, но
духовно-нравственные и общеобразовательные цели
воспитания культурной личности.
Создавать основы для целостного,
всестороннего представления школьника о мире и
человеке, о русской цивилизации и ее мировом
значении, утвердить вехи надобыденного,
самоценного сознания учащегося, одухотворенного
идеалами добра и созидания, активно не
принимающего разрушительных идей и способного
им противостоять.
Все это возможно лишь при условии, что
Министерство образования официально откажется
от утверждения в России системы обучения
колониального типа. Идеи колониального
образования были заложены в трех “руководящих”
документах: “Развитие образования в России”, 1992;
“Российская Федерация. Образование в переходный
период”, 1995; “Основные положения концепции
очередного этапа реформирования образования”,
1997. Идеи эти выражаются в обеднении
содержательности образования посредством
вводимых в школьную практику убогих стандартов,
новых учебных программ и учебных книг, в
большинстве своем не отвечающих задаче
подготовки гражданина самостоятельной державы.
Идеи эти проявляются в упорной политике
денационализации и дегуманизации школы, в
увеличении несоответствия уровня современной
реформируемой школы богатейшему научному
потенциалу и традициям образования в России.
Идеи эти осуществляются путем игнорирования в
изучении (особенно гуманитарных дисциплин)
принципов научности, преемственности, историзма,
ценностно-личностного подхода к образованию,
духовности и единства образовательных и
воспитательных задач.
Непременной и неотложной задачей
школы становится возрождение гуманитарного
образования и прежде всего дисциплин
эстетического цикла как базиса своей школьной
системы в направлении общего культурного
развития личности.
От нас требуется – бдительность.
Мы должны видеть опасность
“шизофренизации” школьников через СМИ и
декаданс в образовании и всемерно содействовать
сохранению способности каждого ученика
по-человечески мыслить, чувствовать, жить
духовной жизнью.
Нужно научить школьников
противостоять насаждаемому нигилистическому
прагматизму, идеологии потребительства,
разрушительным воздействиям на психику
(духовный мир) человека – массовой культуры,
субкультуры, духовных наркотиков.
Сегодня каждый честный учитель
словесности, желающий верой и правдой служить
народу, а не его колонизаторам, должен сказать: Не
отдадим и пяди нашей духовной родины, великой
литературы, нашей трагичной и великой истории,
принадлежащей великому русскому народу, всем
народам России. Отнятое – вернем! Ни пяди родной
великой русской культуры не уступим врагам
Отечества. Донесем до наших детей и внуков
“разумное, доброе, вечное” нашей словесности!
Необходим строгий централизованный
профессиональный культурно-педагогический
контроль за учебными книгами, допускаемыми в
школу.
Русская литература сформировалась в
лоне православной культуры, и научный подход
требует при ее преподавании в школе непременного
учета этого бесспорного факта.
Многие наши классики описывают
времена, когда, казалось бы, невозможно было жить
праведно, когда “святое и доброе больше, чем
когда-нибудь пряталось от света” (Н.Лесков). Но
вопреки времени и пагубным обстоятельствам,
жизнь героев этих произведений, в конечном счете,
оказывается в основном независимой от соблазнов
и вмешательств, способных повернуть ее на путь
греха или отвратить героев от безупречного
поведения. Оказывается, что есть сила,
преодолевающая земные условия, созданные
людскими отношениями. Оказывается, что есть люди
“высокой пробы”, всегда поступающие в
соответствии со своими представлениями о
должном. Люди эти руководствуются, как правило,
теми высокими духовными представлениями,
которые дает православная вера и находящиеся в
русле высокой нравственности принципы
поведения, ей соответствующие. Можно ли не знать
это изучающему русскую классику?
Необходимо, чтобы в школьный курс
литературы входили в основном художественные
произведения, составляющие духовный потенциал
нации, а история литературы рассматривалась в
школе прежде всего как отражение поисков идеала,
как поступательное движение художественных
открытий.
Истинная культура определяется,
во-первых, творчески-созидательной
направленностью и духовной ориентацией целей и
результатов деятельности; во-вторых, исходной и
определяющей ее становление и движение –
иерархией ценностей (святое – обыденное –
пошлое – низменное – преступно-отвратительное);
в-третьих, органической преемственностью с
предшествующим культурным наследием и
уважительно-бережным отношением к нему. Иными
словами, истинная культура
творчески-созидательна, системно-иерархична,
бережно-памятлива2.
Культурное отношение к образованию
требует вернуть в школу гуманитарные дисциплины
в объеме, необходимом для формирования
полноценной личности гражданина России,
соответственно восстановив количество часов,
“отнятых” ранее.
Речь идет не только о литературе, но и о
русском языке и истории.
Необходимо изменить наше отношение к
родному слову и его преподаванию. Нельзя
забывать, что в школах России при
неблагоприятной обстановке языкового
беспредела в СМИ так и не восстановлено не
однажды сокращавшееся количество часов базового
компонента на изучение русского языка.
Большинство учебных книг по этому предмету
нельзя признать удовлетворительными. А вводимые
методики обучения в младших классах, вроде
практикуемого скорочтения, нужно просто
признать вредными. Ибо они не дают главного:
возможности сформироваться органическому
владению языком, его соприродному восприятию,
когда слова “на вкус, на цвет, на запах родные”
(А.Толстой). Результаты такой политики
преподавания налицо: поступившие в вуз зачастую
затрудняются пересказать прочитанный текст на
родном языке. Это есть наглядное осуществление
задачи наших геростратов, определяющих политику
в области образования: лишить народ полноценного
владения родной литературной речью.
Во многих учебных книгах и программах
по литературе – то же: сокращение необходимого,
замена основного – второстепенным; и при этом
острый недостаток отведенных на изучение часов.
Отсутствие сколько-нибудь достойной
образовательной линии на формирование
гражданско-патриотического национального
самосознания видно и в преподавании
отечественной истории. Колониальная школа
формирует здесь не гражданина, а обывателя,
человека толпы; не созидателя, а потребителя, не
сына своего народа, а безродного космополита.
Однако державное просвещение требует иного:
"Русский ребенок должен с самого
начала почувствовать и понять, – писал
И.А.Ильин, – что он славянин, сын великого
славянского племени и в то же время сын великого
русского народа, имеющего за собой величавую и
трагическую историю, перенесшего великие
страдания и крушения и выходившего из них не раз
к подъему и расцвету.
Необходимо пробудить в ребенке
уверенность, что история русского народа есть
живая сокровищница, источник живого научения
мудрости и силы... Преподаватель истории отнюдь
не должен скрывать от ученика слабых сторон
национального характера, но в то же время он
должен указать ему все источники национальной
силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению
к своему народу и его истории должен быть
исключен из этого преподавания… Историк,
становясь между прошедшим и будущим своего
народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь
его путь, любить его и верить в его призвание…”3. Вот так мыслил истинный
ученый и сын России. Вот – достойный путь нашей
школы.
Будем же отстаивать и развивать
истинно державное просвещение, основанное на
преподавании, соответствующем научной истине,
объективности и историческому опыту,
отвечающему задачам воспитания полноценного,
культурного, духовно-нравственного человека,
гражданина и патриота.
Всеволод ТРОИЦКИЙ,
доктор филологических наук. г. Москва.
1 Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Сочинения, М. 1994. С.562.
2 Здесь речь идет не о
субкультуре и не о псевдокультуре и тем более –
не об антикультуре, которые не обладают полнотой
названных признаков.
3 Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993. С.239–240.
|