Аналитическая группа
ЧРО
"Союз офицеров"
Электронное издание Валовой внутренний продукт ВВП - ежемесячный экономический журнал,
свидетельство о регистрации ГИ №-77-17512 от 24.02.2004 Минпечати РФ
www.2vp.ru | info@2vp.ru |
Через тернии к звездам Уже почти полвека космические корабли бороздят околоземное пространство. Идея освоения космоса, реализованная сначала в запуске искусственного спутника Земли, потом в полетах и передвижениях в открытом космосе, нашла свое логическое продолжение в развитии космической промышленности. ПОКОЛЕНИЕ СПУТНИКОВ Как известно, ее первой продукцией стали космические аппараты, общее число которых со дня запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году перевалило за 3 тысячи. Первый весил всего 83,6 кг. Радиосигналы спутника имели вид телеграфных посылок, длительность которых менялась в зависимости от передаваемой информации на Землю. Через месяц был запущен более совершенный, первый в мире биологический спутник. Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя, на которой в контейнерах размещалась научно-измерительная аппаратура, а в отдельной герметичной кабине — собака Лайка. Общий вес уже составлял 508,3 кг. На спутнике были два радиопередатчика, телесистема, программное устройство, приборы для исследования излучения Солнца и космических лучей. Третий спутник, выведенный на орбиту 15 мая 1958 года, стал настоящей научной лабораторией в космосе. Его аппаратура весила почти тонну. На нем размещались 12 научных приборов, многоканальная телесистема с запоминающим устройством, радиоаппаратура для точных измерений орбиты, радиопередатчик “Маяк” и система терморегулирования. В начале 1959 года ряд искусственных спутников Земли пополнился первым в мире спутником Солнца. Им стал космический аппарат “Луна-1”, который впервые достиг второй космической скорости (11км/с) и, преодолев земное притяжение, пролетел около Луны. В 1960 — 1961 годах на орбиту было выведено 5 кораблей-спутников. С того времени, после первого полета Гагарина, вплоть до 1965 года экипажи из двух-трех космонавтов открывали космос на восьми кораблях типа “Восток” и “Восход”. ОТ “ВОСХОДА” ДО “СОЮЗА” Эти корабли были прекрасно освоены космонавтами. “Восток” имел сферический спускаемый аппарат, который одновременно был кабиной космонавта, и приборный отсек с бортовой аппаратурой. Космонавт размещался в катапультируемом кресле, а управление кораблем осуществлялось автоматически и вручную. Система жизнеобеспечения была рассчитана на 10 суток. Для посадки корабля включалась тормозная двигательная установка, снижавшая его скорость для перехода на траекторию спуска. Затем спускаемый аппарат отделялся, а космонавт катапультировался и спускался на парашюте. Спускаемый аппарат также приземлялся на своем парашюте. Корабль “Восход” был рассчитан на 2—3 человека, снабжен системой мягкой посадки и резервной тормозной установкой. Кроме того, корабль был оборудован дополнительной системой ориентации, телевизионной и радиотехнической аппаратурой. На смену кораблям-спутникам “Восток” и “Восход” пришли многоместные пилотируемые космические корабли “Союз”, которые находились в эксплуатации 40 лет. “Союз” состоял из двух отсеков: орбитального — для научных исследований и отдыха космонавтов — и приборно-агрегатного с основным оборудованием. Орбитальный отсек и спускаемый аппарат соединялись герметичным люком. Энергопитание обеспечивали солнечные батареи с размахом “крыльев” 8 метров. Корабли “Союз ” выводились на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем “Союз” грузоподъемностью около 7 тонн. Самой яркой страницей истории этих кораблей стала их стыковка (“Союз-4” и “Союз -5”) в январе 1969 года.“МИР” ДЛЯ ВСЕГО МИРА Следующий этап освоения космоса открыла станция “Мир”. Это была первая крупная международная станция: из 104 космонавтов, работавших на ней, 62 были иностранцами. “Мир” просуществовал 15 лет, превысив свой первоначальный ресурс ровно в три раза. На станции космонавты 77 раз выходили в открытый космос. К ней совершали полеты и пристыковывались 30 кораблей “Союз”, 60 кораблей “Прогресс” и 5 модулей, оснащенных исследовательской аппаратурой. Научная часть программы включала в себя исследования по всем основным направлениям современной космонавтики: геофизике, внеатмосферной астрономии, космическому материаловедению, медицине, биологии и биотехнологии. Регулярно проводились эксперименты: фотографирование, видеосъемки и спектрометрирование земной суши и Мирового океана, облачного покрова, исследовались характеристики атмосферы и ионосферы. Большое внимание уделялось изучению экологической обстановки в регионах интенсивной промышленной деятельности, выявлению очагов лесных пожаров, изучению океанических течений. На основе полученных характеристик отрабатывалась методика прогноза землетрясений. Ежедневно по трассе полета велась регистрация потоков микрометеоров и контролировалось радиационное излучение. Всего на “Мире” проведено более 23 тысяч научных и технических исследований, многие из которых не имеют аналогов. В их числе открытие жесткого излучения сверхновой звезды, составление экологического мониторинга Земли, регистрация предвестников землетрясений — всплесков заряженных частиц, разработка и применение уникальной системы поддержки работоспособности космонавтов при длительных (до 1,5 лет) полетах и многое другое. В результате станция “Мир” стала своеобразным летным полигоном для испытаний многих технических решений, которые сейчас используются на международной космической станции (МКС). “КОСМОС” ДЛЯ КОСМОСА Следующее открытие космической промышленности — спутники-автоматы “Космос”, при помощи которых проводились исследования на околоземной орбите. Разнообразные по конструкции, составу аппаратуры, многие из них имели систему ориентации на Солнце и Землю, а энергопитание получали от солнечных и химических батарей. Передача информации на Землю проводилась с помощью многоканальных телесистем, оснащенных запоминающим устройством. Некоторые спутники имели на борту спускаемые капсулы для возвращения на Землю научной аппаратуры и объектов экспериментов (“Космос-110, -186, -188”). На первых спутниках “Космос-1” и “Космос-2” структура ионосферы изучалась радиометодами. Другие, например “Космос-3” и “Космос-4”, проводили геофизические исследования, “Космос-7” измерял радиационные поля, 26-й изучал геомагнитное поле, 97-й имел на борту квантовый молекулярный генератор для отработки системы дальней космической радиосвязи.В 1966 году полет совершил биологический спутник “Космос-110”. Спутники “Космос-122, -144, -156, -184, -206” имели метеорологическое назначение, а “Космос-186 и -188” в октябре 1967 года впервые совершили автоматическую стыковку на орбите. “Космос-605”, запущенный в ноябре 1973 года с грызунами, черепахами и микроорганизмами на борту, после 22-дневного полета привез на Землю богатые данные для изучения факторов воздействия полета на жизнь этих “космонавтов”. ПОЛЕТ НА ЛУНУ Автоматические станции серии “Луна” и аппараты серии “Зонд” в 1959 - 1976 годах были предназначены для исследования Луны. Всего было запущено 24 станции “Луна” и 8 аппаратов “Зонд”. Впервые земной объект “Луна-2” прилунился 14 сентября 1959 года. Тогда были измерены магнитное поле и радиационный пояс планеты. После мягкой посадки “Луны-9” на поверхность Луны в феврале 1966 года на Землю были переданы фототелевизионные изображения лунной поверхности. Панорамные снимки лунного ландшафта, которые позволяли различать предметы размером 1 — 2 миллиметра, опровергли гипотезу о мощном пылевом покрове Луны. В апреле 1966 года “Луна-10” стала первым спутником Луны, который изучил метеорную и радиационную обстановку, зафиксировал инфракрасное, гамма- и магнитное излучение и гравитационное поле Луны. В сентябре 1970 года Луну посетила ракета “Луна—Земля”, которая, автоматически сделав забор лунного грунта, вернулась на Землю. Через два месяца территорию Луны осваивал исследовательский аппарат “Луноход-1”, который передвигался по поверхности по командам с Земли. Всего он прошел более 10, 5 километра, провел детальное топографическое обследование 80 квадратных километров лунной поверхности, передал на Землю 206 панорам и 20 тысяч снимков. Его последователь “Луноход-2” прошел уже 37 километров. Настоящим открытием было фотографирование обратной стороны Луны автоматическим аппаратом “Зонд-320” в июле 1965 года. КАДРЫ С ВЕНЕРЫ Одновременно с Луной исследователи изучали другие планеты — Венеру и Марс. Полеты к Венере начались в 1961 году, когда стартовал аппарат “Венера-1”, искусственный спутник Солнца. Во время полета “Венеры-3” были проведены сеансы радиосвязи, а приборы спутника “Венера-4” измерили давление, плотность, температуру и химический состав атмосферы Венеры. Затем почти одновременно (5 и 10 января 1969 года) станции “Венера-5” и “Венера-6” стартовали к Венере. Оба спускаемых аппарата благополучно “приземлились”. Станции, оснащенные комплексом усовершенствованных приборов, предоставили информацию о более глубоких слоях атмосферы. При помощи “Венеры-9” получены панорамное изображение поверхности и характеристики облачного покрова. Через 3 дня вслед за аппаратом “Венера-9” “приземлился” спускаемый аппарат стартовавшей с Земли немного позже станции “Венера-10”. На Землю было передано еще одно изображение планеты. Одновременно удалось определить температуру планеты (она составляла 460°С), физические свойства и характер грунта. Последующие станции серии “Венера” продолжили начатые исследования и расширили их. Затем “Вега-1” и “Вега-2” продолжили полет и вошли в ядро кометы Галлея. Оно оказалось черным телом — конгломератом льда и тугоплавких частиц, покрытым черным пористым веществом. Учитывая, что комета Галлея проходит около Земли один раз в 76 лет, очное знакомство с ней было большим успехом наших ученых. Бортовые приборы зафиксировали ее внутреннее состояние на основе химического состава, плотности пылевых частиц и данных магнитного поля. Планета Марс также не осталась без внимания космонавтов. За период с 1962-го по 1973 год ее посетили семь автоматических станций “Марс”, которые принесли на Землю данные об атмосфере планеты и ее поверхности. ЗВОНКИ ЧЕРЕЗ КОСМОС К достижениям космонавтики, которые прочно вошли в нашу жизнь, относятся спутники связи и телевещания. До их появления дальняя телевизионная, телефонная и телеграфная связь осуществлялась только через наземные кабельные и радиорелейные линии. Однако по мере удаления абонентов друг от друга более чем на 500 километров космическая связь — через спутники — стала экономически выгодней. Сейчас в нашей системе спутниковой связи, работающей с 1967 года, эксплуатируются спутники-ретрансляторы типа “Молния”, “Радуга”, “Горизонт”, “Экран”, а также более 100 наземных станций и свыше 5 тысяч более простых и дешевых наземных приемных телевизионных пунктов. Космическия спутники обеспечивают передачу двух центральных и четырех коммерческих телевизионных программ на всей территории России и в странах СНГ, международную и правительственную связь. Экономический эффект от эксплуатации системы спутниковой связи составляет несколько миллионов рублей.КАРТА С НЕБА Ряд спутников дополняется геодезическими и навигационными. Они более точно определяют координаты наземных объектов и положение континентов, исследуют движение полюсов, уточняют форму земного шара. С их помощью создаются карты Земли с высокой, до 1 метра, точностью увязки объектов. Навигационные спутники “Цикада” помогают с точностью до нескольких метров определить места нахождения морских судов в любом районе независимо от погоды. За счет использования данных, которые влияют на выбор оптимального судового маршрута, экономится до 10% ходового времени судов, а ежегодный экономический эффект доходит до 100 млн. рублей.Огромное значение имеет созданная глобальная многоспутниковая навигационная система (ГЛОНАСС), при помощи которой определяется местоположение морских судов и наземных объектов. Кроме этого, система применяется для управления летательными аппаратами. Без космической системы оказания помощи при бедствиях — КОСПАС — трудно представить сейчас работу аварийно-спасательной службы при чрезвычайных происшествиях в любой стране. Система включает в себя спутники “Надежда”, находящиеся на околоземных орбитах высотой 1000 километров, аварийные буи с радиомаяками на судах, самолетах и наземные пункты приема. Ошибка определения координат объектов, терпящих бедствие, составляет не более 2—3 километров. КОСПАС может работать как самостоятельно, так и во взаимодействии с канадско-франко-американской системой аналогичного назначения САРСАТ. При помощи этих систем удалось спасти уже около 10 000 человек. В целом экономический эффект от применения космических средств связи, телевещания, метеорологии, изучения природных ресурсов, космической геодезии, навигации составила, например, в 1986 — 1990 годах около 20 млрд. руб. В общем, нашей стране есть чем гордиться в области космонавтики. Она первой решила приоритетные задачи освоения космоса: запустила на орбиту тридцать сложнейших космических систем и аппаратов различного назначения, объединенных в орбитальную группировку из 180 спутников; создала парк ракет-носителей грузоподъемностью от 0,5 до 100 тонн, уникальные космодромы, командные пункты и многое другое. Однако дела могли бы идти еще лучше, если бы был использован весь потенциал российской космонавтики (а это 80% от имевшегося в СССР) и решились бы вопросы финансирования. Тем не менее в космических технологиях Россия по-прежнему занимает лидирующее место в мире.В.В. ПОПОВ ПОПОВ ВИКТОР АФАНАСЬЕВИЧ родился в 1929 году. В 1952 году окончил радиофакультет Харьковского политехнического института. В 1952 - 1960 гг. работал (инженер, начальник группы, начальник лаборатории) в ракетно-космическом ОБК-1, которое возглавлял С.П. Королев. Занимался разработками командно-программных спутниковых радиосистем, а также наземных автоматизированных комплексов для контроля бортовой аппаратуры. В 1960-1967 гг. занимал должность начальника космического отдела Министерства общего машиностроения СССР.В 1967-1991 гг. - инструктор, консультант, заведующий сектором отдела оборонной промышленности ЦК КПСС, где курировал вопросы создания пилотируемых и автоматических кораблей и станций, международные космические проекты.В 1991-1993 гг. работал советником Отдела по вопросам обороны и безопасности государства при президенте СССР и заведующим отделом Службы госсоветника Российской Федерации по вопросам конверсии. Действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. За работу по созданию ракетно-космической техники отмечен многими правительственными наградами. |