Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров
А.Пархомов |
Герберт Уэллс назвал свой роман-утопию "Люди как боги". Утопии, картины светлого будущего увлекают людей, но человечество в целом движется по пути, описанном в антиутопиях. Неугодного демократически избранного президента похищают по заданию правительства соседней могущественной державы, где, устроив судебное шоу, осуждают по своим законам под радостное одобрение "демократической" общественности. Узурпатор, расстрелявший парламент под улюлюканье толпы зевак, с трансляцией в "прямом эфире", называет себя "гарантом конституции". Взрываются дома, превращаются в руины города, а для нас это не более, чем телевизионное развлечение. Девятнадцать стран, называя себя "миротворцами", под одобрение "международной общественности" избивают маленькую непокорную страну. Психическая стадность абсолютного большинства людей в "демократических" странах стала ничуть не меньше, чем в "тоталитарных". Если принять во внимание, что вся деятельность этих людей имеет прямой или косвенной целью удовлетворение своих растущих потребностей в еде, вещах и развлечениях (а ведущие западные идеологи даже не рассматривают иные смыслы жизни), можно было бы сказать: люди как животные. Но животные, насытившись, успокаиваются, алчность же людей, разжигаемая рыночной экономикой, безгранична. Людей, живущих в условиях конкурентной рыночной системы, несмотря на всю их разумность, следует уподобить не просто животным, а взбесившимся животным: они изматывают себя и других, убивают себе подобных, режут и отравляют Землю только для того, чтобы на свой бутерброд положить двенадцатый слой колбасы, в гардеробе висел пятидесятый костюм, а в гараже стоял восьмой автомобиль.
Мы не знаем, для чего Творец (каждый может понимать смысл этого слова по-своему) создал Человека и наделил его разумом и другими свойствами, радикально отличающими его от других населяющих Землю существ. Но ведь не для того же, чтобы Его творение кончило жизнь самоубийством, изгадив всю планету. Понять высший смысл существования Человека и человечества мы вряд ли сможем, но мы можем идти правильным путем, если будем контролировать свои деяния Разумом и Совестью, подчинив то, что присуще всему живому (инстинкты, необходимые для продолжения жизни и воспроизводства), тому, чем наделен только Человек. Но вместо этого люди легко поддаются дьявольскому соблазну, подчиняя Разум инстинктам и не слушая голос Совести. Нобелевский лауреат Ф.Хайек видит основу современной цивилизации в спонтанно установившемся "расширенном порядке человеческого сотрудничества", осуществляемого через конкурентный рынок, в "порядке, чаще именуемом, хотя и не вполне удачно, капитализмом". Оговорка о неудачности не случайна - капитал и прибыль лишь инструменты, а опорой и смыслом "спонтанно установившегося расширенного порядка" является человеческая алчность. Большинство людей считает смыслом жизни удовлетворение растущих материальных потребностей, и нет ничего удивительного в том, что в конце концов устанавливается общественный строй, эффективно удовлетворяющий эти растущие потребности. Если бы люди умели ограничивать себя тем, что действительно необходимо для достойной жизни, конкурентный рынок был бы ненужен: весь смысл его и состоит в навязывании людям все новых вещей и услуг. В русском языке есть очень подходящее слово для обозначения излишнего - барахло. Установившийся в Западной Европе и США распространяемый на весь Мир порядок надо называть не капитализмом, а барахлизмом.
Барахлизм в своем развитии прошел два этапа. В начале существовала возможность удовлетворять прихоти лишь небольшой части людей ("капиталистов"), а большинство народа ("пролетарии") пребывало в бедности, служа капиталистам. Для этого периода характерны развязываемые наиболее "цивилизованными" странами невиданные по масштабу и жестокости войны за передел сфер влияния и "рынков сбыта". Голос Совести у богатых породил не только благотворительность и меценатство, но и альтернативную идеологию (народовольство, социализм, анархизм), что в сочетании с недовольством бедного большинства своим положением привело к революции в России и разрушению в России, а потом и в ряде других стран "установившегося расширенного порядка". В конце этого этапа распались империи западноевропейских держав и возникло множество государств с преобладающим бедным населением. На втором этапе, начавшемся в середине ХХ века, развитие техники и совершенствование управления сделало возможным в наиболее экономически развитых странах безбедное существование большинства людей. В "социалистические странах" восточной Европы, а потом и в России люди поддались искушению изобилия "материальных благ". Перестройка политической системы и экономики по западным образцам привела Россию к катастрофе. В Китае разумное сочетание плановости и рынка при сохранении идеологического ядра привело к быстрому экономическому росту. Рынки отдельных стран объединились в общемировой. Безудержный рост "потребления материальных благ" не только отдельными богачами, а уже большинством населения экономически развитых стран поставил Землю на грань экологической катастрофы. Общедоступные средства массовой информации, прежде всего телевидение, стали одной из услуг конкурентного рынка, удовлетворяющей потребность людей в "зрелищах", и главным распространителем рекламы, разжигающей человеческую алчность. Находящееся под непрерывным воздействием телевидения большинство людей отучилось мыслить самостоятельно. Космополитическая финансовая элита, владеющие средствами массовой информации, получила возможность формировать общественное мнение, внедрять нужные ей идеи в сознание людей. Ложь весьма убедительно стала преподносится как правда, правда, искажаемая и высмеиваемая, стала бессильной. Демократия превратилась в средство владычества над Миром группы супербогачей. Появление оружия массового поражения заставило отказаться от крупномасштабных войн как средства решения межгосударственных проблем. Взамен этого в странах с неугодными для рыночных магнатов режимами разжигается межэтническая вражда, после чего применяется "миротворческая" военная сила. Началась борьба бедного большинства Земли с богатым меньшинством путем организованного террора и широкомасштабного распространения наркотиков. Человечество оказалось в состоянии неустойчивого равновесия, потеря которого ведет к глобальному социальному взрыву.
Опасность безграничного "возвышения потребностей" стала понятной давно. Все религии считают самоограничение в удовлетворении "потребностей плоти" одной из основных добродетелей. Маркс и Энгельс, говоря о полном удовлетворении потребностей членов общества, которое должно прийти на смену капитализму, подчеркивали, что удовлетворятся должны лишь разумные потребности. В программе РСДРП, принятой в 1903 г., в качестве цели социалистических преобразований указано "полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества". При этом, под "полным благосостоянием" подразумевалось удовлетворение лишь тех потребностей, без которых невозможно "свободное всестороннее развитие". Революции и войны первой половины ХХ века отодвинули проблему роста потребностей на задний план. Она стала актуальной только в послевоенное время. В "лебединой песне" Сталина - работе "Экономические проблемы социализма в СССР" в качестве основного экономического закона социализма указано "максимальное удовлетворение материальных и культурных потребностей общества на основе непрерывного роста и совершенствования производства" (основным законом капитализма названо обеспечение максимальной прибыли путем эксплуатации большинства населения данной страны, ограбления народов других стран, милитаризации народного хозяйства и войн). О главной цели социалистических преобразований - свободном всестороннем развитии всех членов общества - Сталин не упоминает, поэтому "максимальное удовлетворение потребностей" выглядит главным смыслом социализма. Сталин, будучи выдающимся тактиком, не смог наметить приемлемое направление стратегического развития страны. Земные ресурсы казались тогда неисчерпаемыми, преимущества плановой системы хозяйствования выглядели бесспорными, а то, что именно через рынок и стремление к максимальной прибыли наиболее эффективно удовлетворяются материальные и культурные (точнее, масскультурные) потребности людей, почти никто не понимал даже на Западе. Программа КПСС, принятая в 1961 г., вся пропитана идеей "максимального удовлетворения". В этой программе "все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей" названо не экономическим законом, а уже целью социализма. Сравните эту цель с целью, провозглашенной в 1903 г. "Наиболее полное удовлетворение растущих потребностей" в Конституции СССР 1977 г. (статья 15) названо высшей целью общественного производства.
А между тем, в 60-е годы советский народ был вполне готов к тому, чтобы, ограничившись достигнутым уровнем материального благосостояния (уже, в целом, достаточным для достойного существования), сосредоточить свои усилия на воспитании детей, развитии образования, науки, искусства, творческой и технической самодеятельности, т.е. переориентироваться с материальных на духовные ценности. Это могло бы стать началом пути всего человечества к общепланетной гармонии. Но была поставлена цель "догнать и перегнать" капиталистические страны по производству на душу населения всего, начиная с зонтиков и кончая ядерными зарядами.
После того, как неспособность советской экономической системы решить эту безумную задачу стала очевидной, советское руководство, вместо того, чтобы отказаться от ложной цели, посчитало негодными средства и взяло курс на перестройку производственных отношений и политической системы по западным образцам, что при активном содействии "победителей в холодной войне" и привело Советский Союз к катастрофе. А "победители" продолжают успешно удовлетворять свои растущие потребности, неотвратимо приближая к катастрофе всю планету. Это безумие продолжается несмотря на то, что уже в начале 70-х годов стал понятен грядущий плачевный финал потребительского "общества всеобщего благоденствия" (труды Римского клуба, конференция в Рио-де-Жанейро и многое другое). Безуспешность и даже бессмысленность попыток спасти "установившийся расширенный порядок" понятна: то, что могло бы его спасти - отказ от "максимального удовлетворения возрастающих потребностей" - уничтожает саму его основу. Человеческое сообщество может стать стабильным и гармоничным, если люди начнут относиться к своим материальным потребностям только как необходимой основе трудов духовных, начав в полной мере выполнять замысел Творца.
В основе современной цивилизации лежит стремление людей иметь как можно больше вещей, еды, развлечений. Возможность удовлетворения этого стремления, а вместе с тем и положение человека в обществе, определяется суммой денег (или их эквивалентов), которой располагает человек, т.е. его богатством. Человек потребляющий является главной персоной, он создает общественное устройство, выбирает себе власть, заставляет работать себя и других людей так, чтобы это стремление было удовлетворено наиболее полно. В своем развитии потребительское общество достигло такой стадии, когда не только капиталисты, но и непосредственные производители ценностей - рабочие и интеллигенция - в общественной жизни проявляют только свои потребительские интересы. Создающий материальные и культурные ценности труд - то, что возвышает Человека над миром животных - почти исключительно служит удовлетворению потребностей животного начала в человеке. Крах человеческой цивилизации, основы которой противоречат сущности Человека, закономерен. Общественный строй, адекватный сущности человека, должен обеспечивать максимально благоприятные условия для проявления его надживотных качеств: способности познавать Мир и, используя полученные знания, создавать то, что не может создать неживая и неразумная живая природа, удовлетворяя, конечно, и необходимые потребности в еде, одежде и т.п. В этом обществе не будет культа вещей, что позволит прекратить массовое производство суррогатов благосостояния. Благосостояние - это ведь не обладание виллой и автомобилем, это не возможность объедаться экзотическими кушаньями. Благосостояние - это чистый воздух и неизгаженная почва, это - крепкое здоровье, простая пища и физический труд без надрыва, это - возможность свободного общения или уединения, это - короткий рабочий день, оставляющий много времени для развития и раскрытия способностей, это - возможность свободного распространения дела рук и ума каждого человека. Промышленное производство станет благом, если оно превратится из средства получения прибыли в рациональный способ удовлетворения только необходимых потребностей. Когда люди откажутся от стремления к обладанию максимальным количеством вещей, их интересы переключатся на развитие высоких человеческих качеств, на интеллектуальную, творческую деятельность, которая будет не способом добывания средств существования и преумножения материального достатка, а самоцелью. И тогда человечество станет сообществом довольных своим образом жизни людей при значительно меньшем объеме промышленного производства. Нынешние социальные и экологические проблемы будут решены, и человечество начнет качественно новый, более высокий этап своего развития.
Альтернативой буржуазному общественному строю долго считался советский социализм, одним из главных принципов которого провозглашалось распределение материальных благ не по богатству, а по труду: от каждого - по способностям, каждому - по труду. Но этот замечательный принцип имеет подтекст: работай больше, чтобы иметь больше, т.е. этот тип распределения является стимулом потребительства. Поэтому общество с распределением по труду становится барахлистым точно так же, как и общество с распределением по богатству. Но буржуазное общество, где доход зависит не только от труда, но и от капитала, дает больше возможностей для роста производства, нужного конкретному потребителю, и поэтому достигает значительно больших потребительских высот. Поражение вставшего на путь барахлизма Советского Союза в соревновании с буржуазным Западом было вполне закономерным.
Итак, общество с распределением по труду не решает проблему необузданного потребительства и не создает благоприятных условий для проявления надживотных качеств. Советские обществоведы в 70-80 годах написали немало работ, посвященных проблеме потребностей в социалистическом обществе. Но они должны были, с одной стороны, обосновывать "линию партии", а с другой - обязательно критиковать западных социологов (многие из которых уже поняли гибельность необузданного потребительства). Поэтому высказывания типа "материальные потребности - фундамент, на котором вырастают духовные запросы" дополнялись утверждением, что "чем прочнее фундамент, чем полнее удовлетворяются материальные запросы человека, тем больше возможностей для духовной деятельности". Следуя этой логике, прийдем к выводу, что художнику, чтобы он рисовал больше хороших картин, надо иметь как можно больше хороших кистей и красок и чтобы он кушал как можно больше хорошей пищи.
Другая ложная посылка советских обществоведов состояла в том, что они, признавая важность удовлетворения потребности людей в самореализации, называли главной ареной для самореализации общественное производство, работу в государственных учреждениях. Свободное время они отводили отдыху и досугу.
Конечно, крупное, оснащенное совершенной техникой производство позволяет эффективно удовлетворять материальные потребности людей, но оно дает очень мало простора для творческого самовыражения работников: высокая производительность может быть только у глубоко разделенного труда (в идеале - труда конвейерного), или на заводах-автоматах, где вмешательство людей в процесс производства минимальное. Неизбежным спутником общественного производства являются формализм и плановость, противоречащие творческим устремлениям. Далее, работа на производстве или в учреждениях - это работа за вознаграждение - зарплату. Работа за вознаграждение всегда означает, что человек, получающий вознаграждение делает то, что нужно дающему вознаграждение, а не то, что он сам считает нужным. Настоящая самореализация человека возможна только тогда, когда его деятельность не имеет целью получение вознаграждения: в свободное от необходимого оплачиваемого труда время.
Все это понимал уже Маркс, называвший свободное время "истинным богатством", а труд на общественном производстве "царством необходимости, по ту сторону которого начинается развитие человеческих сил, являющееся самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе." Нашим обществоведам-знатокам Маркса пришлось проявить немало изворотливости, чтобы согласовать эти взгляды классика с "линией партии".
Общественный строй, адекватный человеческой сущности, позволяющий Человеку жить в гармонии с Природой, мог бы быть основан на следующих принципах:
- так как потребность всех людей в еде, одежде, жилье и других атрибутах нормальной жизнедеятельности у всех людей примерно одинаковая, каждый человек, включая детей и пожилых, получает от государства примерно одинаковое жалование, которое может несколько меняться в зависимости от возраста, пола, места жительства, профессии. Лечение больных и образование - бесплатное;- каждый работоспособный человек обязан часть своей жизни посвятить общественно-полезному труду на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в государственных учреждениях. Справедливость обеспечивается тем, что продолжительность обязательного труда на вредных, тяжелых, малоинтересных работах значительно короче, чем на работах привлекательных. Стимулирование труда на общественном производстве осуществляется не разницей в денежной оплате при одинаковом рабочем времени, а разницей в предоставлении людям "истинного богатства" - свободного времени;
- "свободное всестороннее развитие всех членов общества", научное и художественное творчество, воспитание детей и другие виды духовной деятельности осуществляется преимущественно в свободное от обязательного труда время. Свободное творческое самовыражение является основным видом деятельности людей. Обмен плодами свободного творчества происходит в результате взаимного дарения;
- Научные открытия и технические усовершенствования используются не для увеличения объема производства, а для сокращения продолжительности обязательного рабочего времени, улучшения условий труда, охраны природы. Прогрессивное развитие общества, таким образом, состоит в обеспечении все более благоприятных условий для раскрытия творческих способностей каждого человека при снижении неблагоприятных воздействий на природу.
Любой трезвомыслящий человек понимает, что смена установившегося на Земле общественного строя, основанного на человеческой алчности, вряд ли возможна на нынешнем витке развития человечества. Абсолютное большинство людей развращено или богатством, или завистью к богатым. Почти все считают, что жить хорошо значит жить богато, и чем богаче, тем лучше. Одуматься люди вряд ли смогут без общепланетного потрясения.
А что делать сейчас тем, кто понимает безумие нашей цивилизации и хочет жить иначе? Бесполезно пытаться остановить разогнавшийся каток, вставая на его пути. Бессмысленно и подталкивать, ускорять гибель этого общества - оно и так мчится к своему финалу с нарастающей скоростью. Но есть смертельно больное общество, а есть и здоровые люди. Можно и нужно жить, слушая голос Совести, выполняя Заповеди, стараясь даже в существующих условиях выполнять свое человеческое предназначение: познавать Мир, творить, не думая о вознаграждении. Будем смотреть на выборы, болтовню о демократии и правах человека как на забавное шоу - все это суета, которая не может иметь своей целью изменение основ существующего строя. Будем жить так, чтобы как можно меньше зависеть от этого общества - бизнесменов, чиновников и мафиози: они сами по-себе, а мы сами по-себе. Но будем помогать тем, кто готов выпрыгнуть из этой катящейся под откос развалюхи без тормозов. Будем прорастать, как грибы из гнилого дерева.
Если не действуют силы Разума, действуют силы Природы. Эти силы безжалостны, но они не "слепы": они направлены на восстановление нарушаемого равновесия. Даже если человечество избегнет массового взаимоуничтожения в военном конфликте "бедных" и "богатых" стран, отравление Земли, ухудшение условий жизни приведет к большому перевесу смертности над рождаемостью. Население Земли уменьшится во много раз. Особенно сильно сократится население городов, и не только из-за вымирания, но и в связи с переходом горожан к крестьянскому труду - единственной сфере деятельности, где можно существовать, рассчитывая только на себя. Крупная промышленность прекратит существование. Преобладающим видом деятельности станет натуральное хозяйство и ремесленничество. Нетрудно заметить, что в России, которая, как известно, идет "впереди планеты всей", эти процессы уже начались.
На взгляд "изнутри", нарисованная картина выглядит весьма мрачной. Но с точки зрения "внешнего", беспристрастного наблюдателя наше время - это лишь завершение одного из этапов движения Человечества в историческом процессе, вступление его в очередное "средневековье" - этап, необходимый для его выживания, поскольку сознание людей пока не поднялось на высоту, достаточную для жизни в гармонии с Природой. Сокращение населения, остановка крупной промышленности, переход к естественным севооборотам в земледелии приведут к постепенному очищению Земли, восстановлению равновесия в Биосфере. А Социум очистится от всякого рода паразитов, потому что натуральное хозяйство дает очень мало "избыточного продукта". Можно ожидать, что после очистки Биосферы и Социума начнется новая "эпоха возрождения", и лучшие достижения нашего времени будут востребованы вновь.
Исторический процесс ритмичен, как и многие природные процессы. Расцветы государств и цивилизаций всегда сменялись упадками. Вероятно, такая участь ожидает и современную цивилизацию. Человеческому сообществу в очередной раз предстоит пережить трудные времена, чтобы, очистившись, продолжить свое существование и развитие.