На дурака не нужен нож –
Ему с три короба наврёшь
И делай с ним что хошь.
Известный рецепт от хрестоматийных жуликов.
* * *
Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть этого воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причём верующего исступлённо, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. Человеку, находящемуся в поле излучения, можно было самыми элементарными средствами внушать всё, что угодно, и он принимал внушаемое как светлую и единственную истину и готов был жить для неё, страдать за неё, умирать во имя её.
Братья Стругацкие.
Мы живём в мире, в котором обман является одной из прибыльнейших профессий. Кто-то, кто попроще, «разводит лохов». Таких людей называют жуликами.
Кто-то, чуть посолиднее, выполняет заказы по продвижению товаров и политических фигур – надо сказать, почти честно, всего лишь немножечко приукрашивая реальные достоинства рекламируемых товаров и политиков. Таких людей называют рекламистами.
А кто-то, ещё более солидный, обслуживает властные и финансовые группировки, обеспечивая их рычагами воздействия на массы управляя убеждениями и пристрастиями общества. Таких людей называют политтехнологами.
Но, вне зависимости от высоты полёта, всех этих людей объединяет то, что они делают приличные деньги, умело влияя на людей посредством введения их в заблуждение. Оставив в стороне любителей из первой группы, в отношение двух других отмечу, что в нашем практичном мире зря им таких больших денег никто платить не будет – а поскольку рекламисты и политтехнологи существуют, имя им легион и они вовсе не бедствуют, то судите сами, насколько их деятельность эффективна. Иными словами, насколько они ловко дурят общественность – в том числе и Вас, дорогой читатель.
Поговорим о политтехнологах и их технологиях управления обществом. Подобное управление поведением и потребностями людей, когда управляемый не отдаёт себе отчёта в том, что им управляют, называется манипуляцией сознанием. Здесь нет ничего сверхъестественного, никаких психотронных полей и тому подобных излучателей в стиле «Обитаемого острова» Стругацких всё устроено весьма незатейливо, но вместе с тем поразительно эффективно.
Вообще говоря, манипуляция стара как мир и взята за основу в великом множестве мошеннических приёмов (например, свою жертву рыночные лохотронщики цепляют помимо её воли, играя на её желании срубить лёгких деньжат и втягивая тем самым в игру – вот вам классический пример манипуляции.) Но использование манипуляции в качестве инструмента управления обществом стало возможным только в наше время, в связи с развитием СМИ до современного уровня – и, в первую очередь, благодаря массовому распространению телевидения. Ведь в нашей жизни нас непрестанно окружает информационное поле – постоянное поле из телеэкранов, рекламных щитов, стикерсов, обложек, статей, клипов, баннеров... Обратите внимание – бОльшая видимая часть этого поля является рекламой. И реклама эта действует очень эффективно, в рекламном бизнесе не зря вертятся огромные деньги. Так неужели вы думаете, что никто не использует колоссальные возможности такого информационного поля для решения политических задач – сиречь задач по управлению обществом?
Используют, ещё как используют. И не думайте, что лично Вас это не касается – мол, на рекламу и политтехнологии ведётся тупое быдло, а я, такой умный, не подвержен их воздействию. Увы, подвержены, как и все – в этом проекте я на конкретных примерах покажу, как легко дурят любого, кто только пытается почерпнуть для себя какие-либо сведения не из книг, а из СМИ, и в первую очередь из телевизора.
Телевидение – это мощнейший инструмент воздействия на людей. Появилось оно просто как развитие всеми любимого кино – но оказалось, что телевидение наделено рядом побочных эффектов, открывших дорогу для осуществления массовых манипуляций.
Во-первых, телевизор быстро стал постоянным каналом передачи одинаковой информации для огромного количества людей. Люди стали потреблять в больших количествах одинаковую видеоинформацию – более того, для них телевидение стало одним из основных средств познания и ориентирования в мире информации. Таким образом телевизор стал троянским конём во внутреннем мире подавляющего большинства людей.
Во-вторых, телевизор стал другом для человека. Человек приходит с работы усталый, хватает чего-нибудь пожевать и выпить и расслабленно плюхается на мягкий диван в расчёте узнать от своего «друга» что-нибудь интересное или просто развлечься. Ему хорошо, тепло, спокойно и уютно, а ритмичное помаргивание экрана так и приковывает взгляд – не оторваться, как от горящего огня. Неправда ли, это чертовски похоже на сеанс у гипнотизёра? Любой гипнотизёр вам так и скажет: в таких условиях внушаемость реципиента повышается и именно так лучше всего начинать сеанс внушения.
В-третьих, уже опыт кинематографа показал что видеоряд может оказывать мощнейшее воздействие на людей. Помните нацистские пропагандистские фильмы, вроде «Триумфа воли» и «Олимпии»? Эстетика этих фильмов столь заразительна, что во многих странах они запрещены к показу – как мощная пропаганда фашизма, способная повлиять на нестойкие умы. Современное же телевидение довело использованные в них приёмы и техники до совершенства.
В-четвёртых, мозг человека, пассивно просматривающего видеоряд, совершает гораздо меньший труд, чем при чтении, ибо человек читающий сам творит внутри себя видеообразы на тему того, что он читает – в отличие от пассивного созерцателя, потребляющего кем-то уже разжёванную видеопищу. Поэтому те, кто больше смотрят телевизор и меньше читают, хуже развиты интеллектуально и имеют меньший уровень знаний – то есть они прямо-таки замечательный материал для манипуляций, в отличие от лучше ориентирующихся в информации чтецов, привыкших хоть немного шевелить извилинами. К тому же читатель может вернуться к мысли, показавшейся ему спорной и спокойно её обдумать – а вот у телезрителя далеко не всегда есть время для критического осмысления. Конечно, и в книгах ныне предостаточно врак, особенно популярных околоисторических псевдотеорий – но там хотя бы ситуация уравновешивается огромным количеством честной (или хотя бы альтернативной) литературы, а также более высоким (по сравнению с телезрителями) интеллектуальным уровнем читателей.
Всё это и делает телевидение совершенным инструментом манипуляции, почти столь же эффективным и вездесущим, как «башни ПБЗ» из «Обитаемого острова». В этом проекте я проиллюстрирую основные технологии массовой манипуляции на примере цикла передач «Исторические хроники с Николаем Сванидзе», которые идут по РТР по четвергам. Сразу замечу: этот цикл передач по РТР – вполне конкретный политический заказ к грядущим выборам. Надеюсь, проект «Канделябром!!!» поможет многим обманываемым избавиться от морока. Право же, не быть лохом – дело каждого уважающего себя человека.
Кстати, об уважении к себе и об этике обманщиков. Поскольку без манипуляционных технологий уже немыслимы ни современная экономика, ни политика, то отсюда следует неизбежный и прискорбный вывод: в нашем обществе фактически имеет место подавление самой главной из человеческих свобод – свободы мысли. Это уже не шуточки. Какой-нибудь тиран прошлого мог угнетать людей физически, но не мог залезть в их мысли, и у любого такого тирана имелся свой протопоп Аввакум. А сегодня не так сегодня люди в большинстве своём наивно полагают себя свободными, в то время как живут они в соответствии с навязанным им стилем жизни и образом мыслей.
Люди в изобилии потребляют дешёвые эрзацы (что материальные, что духовные), будучи притом уверенными в том, что сполна наслаждаются плодами прогресса – так им объясняет реклама. Люди исправно голосуют на выборах за тех кандидатов, которых им подсовывают, будучи притом уверенными в том, что это их свободный и сознательный выбор. Люди имеют убеждения, произрастающие из любимых телепередач и фильмов, будучи притом уверенными в том, что эти убеждения – плод их собственной мысли. А манипуляторы смеются над лохами, которых они так ловко разводят, и пилят гонорары. При этом, заметьте, они любят публично поговорить о свободах и правах. Так и хочется канделябром по этим лоснящимся рожам за их шулерство. Кстати, иначе с ними и нельзя. Просто не смотреть телевизор – это не выход, пассивное сопротивление всё равно сломают по принципу «не мытьём, так катаньем». Нет, шулеров полагается бить канделябром! Чтоб место знали и не наглели.
Так вот, продолжим. Обман с целью манипулирования может быть разным. Есть, например, довольно изощрённые техники, использующие прорехи в механизмах восприятия информации человеком и слабости человеческого мышления но нередко используется и самая банальная ложь, наглая и тупая ложь, всего лишь подкреплённая авторитетом телевидения или печатного слова. Такая прямая ложь обычно используется при фальсификации истории.
Зачем фальсифицировать историю? Да затем, что фальсификация истории эффективнейший инструмент управления обществом. Владеющий прошлым владеет ключами от настоящего. Именно потому телевидение нашпиговано множеством передачек на исторические темы с содержанием самого сомнительного свойства.
Современные люди плохо, я бы даже сказал, катастрофически плохо знают историю. История вообще довольно сложная вещь с великим множеством действующих сторон, у каждой из которых своя правда, и оттого раскрашивать её в плакатные краски и искать в ней козлов отпущения – дело неблагодарное, всегда чреватое ревизией. Но человеку хочется получить дорожку к знаниям попроще и поувлекательнее, именно что раскрашенную в плакатные цвета и оттого увлекательная телепередача, заполняющая пробелы в познаниях, легко найдёт своего благодарного зрителя, а положенная в основу передачи ложь станет массовым убеждением и пойдёт кочевать по умам уже как истина. Ведь какую информацию дашь человеку на входе, такой вывод от него получишь на выходе, не так ли? Дай человеку ложь на входе, положи в основу его знаний ложь – и он послушно сделает нужные лжецу выводы. Притом выводы эти, заметьте, станут его собственными выводами, дорогими сердцу каждого человека, а потому самыми стойкими.
Затем вот что. Человек, как известно, обычно довольно твёрд в своих предубеждениях. Оболги кого-нибудь перед кем-либо – и такой человек очень нескоро расстанется с предубеждением в отношение оболганного. Совсем как в анекдоте: «Здравствуйте, мы зря Вас винили в пропаже золотой ложечки ложечка нашлась. Но Вы всё равно к нам больше не приходите – а то неприятный осадок, знаете ли, всё равно остался…» Отличный и надёжный метод дискредитации политических оппонентов! Оболги их прошлое, представь их кошмарными злодеями – и люди будут от них шарахаться как от чумы. И стравливай их, стравливай между собой.
Например, возьмём сегодняшнюю ситуацию. Кто у нынешних властей в оппозиции? Коммунисты и консерваторы национально-патриотического и монархического толка и вообще сторонники справедливого общества, где ворьё сидит в тюрьме, а не прикармливает власти. Вот вам отсюда и чернуха про историю России – и в опусах Сванидзе мы увидим предостаточно грязи что в адрес советского периода истории, что дореволюционного; что в адрес большевиков, что в адрес царей.
Фальсификация истории, кроме того, отличный метод внушить обобранному до нитки обывателю, что он на самом деле процветает по сравнению с «кошмарным и ужасным» прошлым. А также внушить, что любые сколь угодно грабительские реформы оправданы для преодоления этого «страшного прошлого» для чего это прошлое надо рисовать максимально чёрным.
Возможность нагло и тупо публично лгать связана с тем, что люди по старой привычке верят телевидению и печатному слову. До сих пор у людей развито стойкое предубеждение, что откровенную ложь не допустит некое «начальство» – а значит, книгам и телепередачам можно верить. Забавно, но многие по наивности даже думают, что и в художественной литературе на историческую тему нет места фантазиям и мифам. Этим пользуются манипуляторы.
К тому же, люди в большинстве своём свято уверены в том, что они защищены от лжи законом – полагая, что если кто-то в СМИ лжёт, то его обязательно привлекут к ответственности какие-нибудь доброхоты, которые обратятся в суд и заработают на этом денег. К сожалению, это тоже заблуждение: если бы так было на самом деле – сколько историков смогли бы подзаработать на судебных исках в адрес лжецов! Но, увы обратиться в суд по поводу клеветы может лишь сам оболганный или его родственник. А что до закона, привлекающего лжеца к ответственности за распространение заведомо ложных сведений, то его применить крайне трудно. Ведь требуется доказать осведомлённость лжеца в том что распространяемая им информация является ложью – что практически нереально. А результатом, прошу заметить, будет скромненькая сумма, нечувствительная для кармана лжеца и коротенькое опровержение скороговорочкой сквозь зубы.
Что же остаётся делать честным людям? Только одно – ловить жуликов за руки. И канделябром, канделябром! Вперёд, читатель, за мной!
Д.Никитич
HOME
Сайт создан в системе uCoz
|