Когда я 16 мая 1963 года был доставлен по этапу в концлагерь № 7 "Дубровлага" в Мордовии, я не только откровенно рассказывал зекам, за что меня посадили (а посадили меня за осуждение расстрела правительством Хрущёва новочеркасских рабочих в 1962 году), но и из естественного любопытства расспрашивал своих собеседников, за что сидят они. Ведь я не только никогда не был в лагере и не видал политзаключённых, но и верил в слова Хрущёва о том, что в СССР нет больше политзаключенных после славного ХХ съезда КПСС. Потому и попался, что высказывался о Новочеркасске не скрываясь.
Но вскоре один старый зек, которого не коснулась амнистия, немного раздражённо сказал мне, что в лагере не принято спрашивать зеков, за что они сидят. Я удивился: "А разве после следствия и суда лагерному начальству неизвестно, за что каждого из нас посадили? У меня вот всё в приговоре написано". Тогда зек смягчился и разъяснил мне, что, хотя всё это так, может произойти следующее. К примеру, ты расскажешь другому зеку о своём преступлении всё то, что есть в твоём уголовном деле. То есть ничего нового для чекистов не выболтаешь. А твой собеседник окажется стукачом. Он к твоему рассказу прибавит новые, опасные для тебя детали для того, чтобы выслужиться: раскопал, мол! "Опер", то есть лагерный уполномоченный КГБ, который не дурак и не всякому стукачу верит на слово, однако подумает: "Ага! Пожалуй, секретный сотрудник не фантазирует: ведь все факты дела совпадают с тем, что органам известно. Но вот есть там и другие факты, видимо, не раскрытые на следствии. Надо проверить!" И он начнёт "проверять", то есть таскать тебя на допросы и заводить на тебя новое дело. А там, гляди, и дополнительнный срок по нераскрытому преступлению ты схлопотал. Хорошо, если не "вышку"!.. Я понял, что старый зек был прав.
Разберёмся, каким методом воспользовался такой стукач, чтобы гражданин начальник ему поверил. Методом чистой лжи? Нет. Методом чистой правды? Тоже нет. Тогда чем же? А вот чем: стукач воспользовался самым гнусным методом клеветника: смесью правды и лжи! Причём достаточно добавить в бочку правды ложку лжи, как человек полностью оклеветан и уничтожен! Эта гремучая смесь действует безотказно! Но мы имеем возможность вытащить из бочки правды ложь за её короткие ноги, даже если эта ложь растянется на 11 серий телевизионного антикоммунистического поповско-власовского кинобоевика! Или, верней, "кинолжевика"!.. О нём и поведу я речь. Его сочинители, нанятые российским капиталом и наверняка его прислужницей русской православной церковью, которая сама является богатейшим капиталистом, а буквально сейчас, благодаря "богобоязненному" Путину, становится и крупным землевладельцем, поставили кроваво-мыльную оперу "Штрафбат", которую я не мог назвать иначе, как "Штрафбред". Родина должна знать не только имена своих героев, но и продающих её подлецов: это режиссер "Штрафбата" Николай Досталь и "драматург" Эдуард Володарский.
При этом важно то, что разгромить авторов этого подлейшего опуса, выпущенного на экраны всероссийского телевидения, можно легко не только на идеологическом поле битвы, но и на поле чистых исторических фактов. И здесь у меня в помощниках обыкновенные исторические документы. Причём, если воспоминаниям фронтовиков кто-то может не верить, то нельзя не верить букве текста приказа народного комиссара обороны Союза ССР №227, изданного 28 июля 1942 года, на основании которого были созданы штрафные батальоны и штрафные, кстати, роты. Причём, чем последние отличались от штрафбатов авторы умышленно в фильме не говорят, а лишь в самом конце фильма дают перечень сперва штрафбатов, а затем штрафрот, существовавших во время войны, оставляя даже проницательного зрителя в недоумении. Но авторы рассчитывали, что, так как с момента окончания войны прошло уже более 59-ти лет, участники войны почти вымерли, то можно наврать с три короба.
Сразу оговорюсь, напомнив, что в художественном произведении автору исторического произведения дозволено слегка отступать в мелочах от исторической правды, но лишь для того, чтобы не исказить, а убедительней передать дух описываемого времени или решить иную художественную задачу, не противоречащую исторической правде в целом. Приведу пару примеров. В великой поэме древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" князя и его войско застаёт на полпути к битве солнечное затмение, что подтверждено астрономами. Композитор Александр Бородин в своей опере "Князь Игорь", в основу которой положен сюжет этой поэмы, по сценическим причинам (у него в либретто нет сцены "Войско в пути к Дону") перенёс солнечное затмение на тот момент, когда Игорь и воины ещё только прощаются с родными и согражданами на площади в Путивле перед походом. Это отклонение от истории лишь подчёркивает решимость князя вести войско на войну, хотя в Путивле отложить поход ввиду "дурного предзнаменования" было бы легче, чем вернуться домой с половины дороги. Историческая неправда здесь есть, а лжи нет.
Или, например, Шаляпин играл Бориса Годунова в традиционной длиннополой русской царской одежде при чёрных усах и бороде. Чёрных - раз Борис в крови имел примесь татарской крови. Шаляпин в своих воспоминаниях объяснял избранный им образ царя тем, что таким его представляла публика, и нужно было ответить её представлению о Борисе, чтобы иметь успех! А ведь в жизни Борис Годунов, образованный западник, носил польский, то есть европейский костюм, коротко стригся, имел светлые усы и волосы и брил бороду! Есть такой его профильный портрет.
А Гамлет, согласно Шекспиру, полный и страдает одышкой, вследствие чего его мать королева беспокоится, хватит ли ему дыхания для победы в турнирном поединке с Лаэртом. Но какая публика примет Гамлета с комплекцией актёра Калягина?! Наконец, если бы в любом самом правдивом фильме о Ленине показали Ильича во время взятия Зимнего 25 октября 1917 года без бородки и усиков, публика "не поверила" бы в такого Ильича: она привыкла по портретам к Ленину с бородкой и усиками. А ведь Ленин из Финляндии пробрался в Зимний в сопровождении финна товарища Эйно Рахьи именно с забинтованным гладко выбритым лицом, чего требовала конспирация - по дороге то и дело встречались патрули Временного правительства. Но, если внутренний образ Ильича актёр передаёт верно, то никакой художественной неправды в отношении Ленина в фильме нет!
В "Штрафбреде" же грубейшее, то есть геббельсовское по масштабам вранье в смысле полного извращения истории, преследующее целью оболванить зрителя в антикоммунистических целях, налицо. Это не 11 серий, а 11 Авгиевых конюшен буржуазного вранья, расчистить которые можно только будучи терпеливым Гераклом, вооружённым правдивыми фактами. Я, конечно, не Геракл, но сообщу самые элементарные сведения о штрафбатах и обязательно добавлю сведения и штрафротах, которые помогут мне разделаться с этим скопищем идеологического дерьма российского телевидения (в Москве этот пахучий опус показывали по 2-му каналу, но в моём распоряжении имеются кассеты со всеми сериями). При этом, если я буду с помощью фактов доказывать, что гитлеровцы так-то не поступали, а действовали по-другому, то это не значит, что я защищаю гитлеровцев. Я отстаиваю историческую правду в том случае, если "художественная правда" является ложью, имеющей антикоммунистические и подобные цели. То же самое касается и изображения работников НКВД и вообще элементов сталинской системы. Я защищаю конечно же не их, а правду от заведомой политической лжи.
Самое главное, что такого "штрафбата", какой нам показали в сериале, нигде не было и быть не могло! Я объясню - почему, но сперва я всё же, следуя хронологии фильма, рассмотрю сцену расстрела по приказу врага пленного командира Красной армии Твердохлебова и нескольких его товарищей другими пленными, только что согласившимися служить гитлеровцам. Как вы помните, если смотрели сериал, Твердохлебов при расстреле оказывается по счастливой случайности не убитым, а раненным и спасается, выбравшись из ещё рыхлой могильной земли (значит, ранения было не тяжёлыми). Потом его подбирают и излечивают партизаны, а позднее он через линию фронта пробирается к своим. Энкаведешники в духе того времени ему не доверяют, подозревают, что он заслан немцами, допрашивают, бьют и, наконец, отправляют в штрафбат.
Посмотрим, за что немцы расстреляли его и её нескольких его товарищей. Сразу скажу, что немцы (я это знаю с военных лет из рассказов живых людей, переживших немецкую оккупацию) могли расстрелять ни за что ни про что, по прихоти кого угодно - как пленного, так и гражданского. Например, если кто-то им чем-то не понравился. Но в целом они всё же следовали своим определённым правилам. Фактически на месте, как расстреливают Твердохлебова с товарищами, гитлеровцы расстреливали только пленных евреев и политкомиссаров. Всех остальных отправляли в фильтрационные лагеря. Со мной даже сидел в концлагере предатель Александр Викторович Стопчинский, дворянин, москвич, лейтенант Красной армии (1920-84 гг.), отбывший все 25 лет в заключении (1947-1972 гг.) и ещё поживший порядком на воле. Служил у немцев карателем, убивал советских людей. Гораздо позднее, в 1943 году, попал к Власову. Он мне сам рассказывал свою одиссею - хотелось выговориться. Рассказал, что после добровольной сдачи в плен работал в таком фильтрационном лагере дознавателем: решал, кого рекомендовать хозяевам расстрелять или отправить в лагерь смерти, а кого "пожалеть", отправить в обычный лагерь или предложить службу у гитлеровцев. Далеко не всех членов партии расстреливали. Если такой член божился, что в партию вступил, чтобы лучше устроиться и содержать жену и детишек, то, попугав его маленько, чтобы он он "в штаны наложил", Стопчинский, по его словам, "прощал" его от имени германского командования. Что же до армии Власова, то тот лишь "в 1943 году приступает к формированию "Русской освободительной армии" (РОА) для борьбы со своим народом" (Анатолий Никифоров Газета "Коммуна", №80 31 05.03г. Источник: ttp://society.pravda.ru/society/2003/8/69/198/10988_vlasov.html).
"Принципиальный" пленный Твердохлебов в начале сериала, в сцене его расстрела, предстаёт перед зрителем ещё с петлицами на отложном воротнике и без погон, как и у всех других наших пленных. Следовательно, он попадает в плен не позднее 1942 года, судя по всему, летом, видимо, под Харьковом, где было окружено несколько наших армий. Дело в том, что в Советских Вооружённых Силах погоны были введены лишь 06.01.1943 года для личного состава Красной Армии (то есть на завершающем этапе Сталинградской битвы), а 15.02.43 г. - для личного состава ВМФ. Источник: http://vakh.online.com.ua/date/jan/06-v.shtml .
Поэтому Твердохлебов никак не мог в 1942 году получить от немцев предложение: или вступить в армию Власова, которой тогда ещё НЕ БЫЛО, или быть расстрелянным. К тому же сами немцы да ещё таким способом "вербовку" в эту армию и позднее не проводили: этим занимался сам Власов или его подручные, разъезжавшие по лагерям, где некоторые пленные шли на предательскую службу к нему, чтобы избежать смерти от голода и лишений. Отказавшихся идти к Власову при этом не расстреливали - их и так ждала медленная смерть в лагерях с каторжным трудом и кормом, хуже пойла для свиней.
Непонятен и "пищевой метод фильтрации", устроенной в первой серии немцами: для выявления "скотов" среди пленных, пригодных только на тяжкую работу в плену, они загоняют группу пленных в какой-то сарай, где стол уставлен обильной русской едой и бутылями с самогоном. Те, кто набросились на жратву с голодухи, были признаны "скотами", а те, кто остались стоять, - настоящими солдатами. Те из "настоящих", которые тут же оказались не совсем "настоящими", и согласились служить врагу, были тут же взяты во власовцы и в палачи совсем "настоящих", которые отказались служить гитлеровцам. Не говоря о том, что это чушь собачья, не требующая обсуждения, хочется только спросить: неужто такой щедрый стол, выставленный антисоветски настроенными селянами из кулаков немцам (непонятно только, почему в сарае, а не в доме?!), немцы не очистили бы с удовольствием сами, а пригласили к нему пленных?! И, главное, сколько же потребовалось бы немцам таких праздничных столов, чтобы профильтровать через них все эти вереницы пленных? Не слишком ли непомерно дорогой метод фильтрации?
Твердохлебову, вырвавшемуся из плена и окружения, чекисты не доверяют, отправляют в штрафбат, что вполне тогда могло быть, несмотря на его зажившие раны. Но что это за штрафбат? Таких штрафбатов не было, повторяю и быть не могло, так как штрафбаты формировались в соответствии с вышеупомянутым приказом Сталина, который, кстати, предусматривал и создание заградотрядов ("Ни шагу назад!"), что потребовалось в качестве крайней меры: гитлеровские армии прорвали в июле 1942 года Донской фронт, которым руководил непригодный к войне в новых условиях маршал Будённый. Немецкие полчища ринулись на Кавказ и к Сталинграду. Другого бы Сталин приказал расстрелять, но "своего" Будённого просто он отзвал да конца войны в ставку. Так ранее Сталин поступил и с другом Ворошиловым, проявившим полный непрофессионализм под Ленинградом.
Люди, которые вынесли смертные приговоры маршалам Блюхеру, Егорову и Тухачевскому, требовавшему от сторонников конных армий Ворошилова и Будённого перестройки и переоснащения армии в соответствии с условиями современной войны, сами оказались ни к чему не способными, когда такая война разразилась. Остановить бегство наших войск за Доном в 1942 году можно было только уже свирепыми мерами (я это бегство видел своими глазами, в том числе и проявление офицерами и бойцами панической трусости в прифронтовой полосе во время бомбёжек). Так что эту меру только потому, что ввёл ей Сталин, осуждать не следует. Вина Сталина перед Красной армией в другом - в том, что он ранее, до войны, обескровил и обезглавил её, а теперь вынужден был спасать положение карательными мерами. Расстреливать же каждого десятого из бежавших с поля боя приказывал и Троцкий, а Ленин одобрял "такое распоряжение товарища Троцкого", которому он полностью доверял. Эта мера называется "децимацией" (от латинского слова "децем" - "десять"), и придумали её сами римляне, которые, в частности, благодаря строжайшей дисциплине своих войск в течение столетий побеждали орды всевозможных менее организованных, хотя и воинственных врагов.
Изображая в сериале штрафбаты такими, какими они абсолютно не были, Досталь и Володарский не могли не знать, что нагло врут - им ничего не стоило воспользоваться несколькими источниками - печатными или интернетовскими. Но тогда нельзя было бы насочинять небылиц, для чего сериал собственно и замышлялся: изобразить коммунистов (мнимых и настоящих) - сталинистов, троцкистов, чекистов, комсомольцев, советских активистов - и жертв, и палачей "бесами", нехристями, исчадьем ада, нелюдями, а весь СССР этаким огромным "штрафбатом". Хорошие люди у авторов - это антикоммунисты, бывшие белогвардейцы, кулаки, попы. Авторы сериала соединили в одном штрафбате, во-первых, два разных, штрафных военных подразделения - ШТРАФНОЙ БАТАЛЬОН И ШТРАФНУЮ РОТУ. Батальон, конечно, подразделялся на более мелкие единицы - роты, но это были роты батальона, а штрафные роты - это были штрафные подразделения для особой категории военнослужащих и в штрафные батальоны не входили. Ниже я документально это подтвержу. Для воистину "солженицинской" полноты изображения авторы поместили в штрафбат и политзаключённых - сталинистов и троцкистов (последние к этому времени были на самом деле почти все уничтожены за героическую стойкость и непримиримость, проявленную даже в заключении, что признаёт и Солженицын в своём "Архипелаге Гулаге").
Начнём разоблачение авторов по порядку с фактического соединения ими в сериале штрафбата со штрафротой. Дело в том, что штрафбаты были предусмотрены приказом Сталина ТОЛЬКО ДЛЯ ПРОШТРАФИВШИХСЯ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ОФИЦЕРОВ и ПОЛИТРАБОТНИКОВ, хотя и разжалованных в рядовые и лишённых наград. Всё равно для Сталина они оставались хоть и бывшими, но офицерами. А офицеров, как известно, даже на гауптвахте не держали и в мою бытность в Советской армии в одной камере с рядовыми и сержантами. Вообще и питание, и условия содержания у них были там более "господские", близкие к домашнему аресту. От физических работ они были освобождены, и лежать на постелях, а не на голых на нарах они могли хоть целый день. Проштрафившиеся же в войну старшины, сержанты и солдаты направлялись в так называемые штрафные роты и ни коим образом - в штрафные батальоны, предназначенные, как я уже сказал, для офицеров. В сериале все они - и рядовые, и даже подполковники, как мы видим, вместе в одном штрафбате, а это вранье! Вот почему в сериале нет ни слова о штрафных ротах, и лишь когда по окончании последней серии даётся движущийся сверху вниз сперва перечень штрафных батальонов, а затем - перечень штрафных рот, существовавших в Советской армии во время войны, даже нет за кадром голоса диктора, который давал бы разъяснение, что это за штрафные роты существовали помимо штрафбатов. Перейдём к доказательствам. Вот цитата из приказа народного комиссара обороны Союза ССР №227, изданного 28 июля 1942 года, где ясно сказано, что для офицеров должны быть созданы штрафбаты, а для солдат и сержантов - штрафроты:
"1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
...сформировать в пределах армий от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся..."
Как видим, всё ясно: ложь авторов сериала "Штрафбат" вытащена за её короткие ножки на чистую воду!
Теперь коснёмся присутствия в штрафбатах политзаключённых, на чём настаивают авторы. Я как бывший политзек сразу не поверил в эту чушь: я в концлагере беседовал со многими старыми политзеками, антикоммунистами, и все они утверждали, что политических из лагерей на фронт, как это действительно было с уголовниками и бытовиками, никоим образом не посылали, хотя многие из них туда просились. Исключение составляли политзеки другой категории: те, кого сперва реабилитировали, "вдруг" выяснив, что они ни в чём не виновны, и лишь потом направляли на фронт, причём вовсе не в штрафбаты, а в нормальные части, вернув им звания и доверив ответственные посты. Но простой замены лагеря фронтом для политзаключённых не было. Поэтому все приведённые в сериале споры сталиниста с троцкистом, которых потом примирила только смерть на поле боя, - это большая ложь в геббельсовском духе, враньё, цель которого представить убеждения как одного, так и другого в виде бреда, чуждого "нормальному человеку", то есть обывателю, буржуа. Этих людей на фронте просто не было даже в штрафбате.
Но раз уж я взялся доказывать, то решил обратиться к литературе. Нет и у дотошного Солженицына нигде сообщений о том, что политзаключённых якобы (пусть и по желанию) отправляли на фронт в штрафные батальоны. Наконец, я нашёл источник в интернете (http://xfile.ru/publish/2003/23_125/125_04.htm : "Секретные материалы 20 века" № 23(125), статья Алексея Щербакова "В прорыв идут штрафные батальоны", взявшего интервью у отставных офицеров, лично не бывших штрафниками, но командовавшими такими батальонами. Вот что о категорическом недопущении политзаключённых на фронт и, следовательно, в такие штрафные части, говорит один из них, "полковник в отставке Александр Васильевич Пыльцын:
- В 1943 году, будучи лейтенантом, я принял командование взводом в штрафном батальоне. А закончил войну командиром батальона - тоже штрафного. (Сам Пыльцын ни в чем не провинился - служил по приказу. - Авт.)... У нас служили разные люди. Бывших военнопленных было много. Попадали к нам и за уголовно наказуемые деяния. […] На фронт пускали далеко не всех осужденных. К примеру, тем, кто попал в лагерь по знаменитой 58 статье, путь на передовую был категорически закрыт. Да и бытовиков с уголовниками отправляли тоже с разбором. Четких критериев не было. На фронт попадали очень разные люди - и случайно оступившиеся, и матерые рецидивисты. Многие, кстати, довольно быстро искупили вину кровью, закончили войну в обычных частях, были награждены орденами и медалями".
Как видим, батальоном командовать ставили даже лейтенанта, но всё-таки не штрафника, как в сериале! Также и с присутствием политзеков в сериале у авторов-брехунцов, выполняющих социальныый заказ российского капитала, который щедро платит за выгодное ему враньё русским "интеллигентам", "совести нации", тоже не сходятся концы с концами: врут кинодельцы народу, который за давностью лет и в результате почти полного вымирания самого старшего поколения - участников войны забыл детали истории сороковых годов прошлого века! Я, например, ещё во время войны от солдат знал, что при первом же даже лёгком ранении в бою, штрафника объявляли "искупишим кровью свою вину" и переводили в нормальные части. Это был со стороны Сталина, разумеется, не либерализм, а учёт того, что жизнь солдат на фронте была коротка: большинство штрафников погибали в бою на трудном участке, да и нештрафники гибли в большом количестве ежедневно. И чтобы они могли дожить до прощения, их прощали после первого же ранения в бою. Это же утверждают и отставные офицеры в изложении А. Щербакова. Тот же Пыльцин:
"- Что же касается искупления вины кровью... Порядок в штрафбатах был такой. Тем, кто по приговору военных трибуналов получил 10 лет лишения свободы, заключение заменялось тремя месяцами штрафбата, от 5 до 8 лет - двумя месяцами, до 5 лет - месяцем. Или - до первого ранения. Примерно так же обстояло дело и с бывшими зэками. А разжалованные офицеры очень часто продолжали воевать, уже будучи восстановленными в званиях...
Награждали штрафников не только медалями".
Значит, это неправда, что начальство обманывало Твердохлебова много раз, обещая ему и его подчинённым восстановление в звании и перевод в нормальные части. А вот совсем потрясающее сообщение полковника! Оказывается, заградотряды ставили позади нормальных частей, часто укомплектованных и необстрелянными солдатами, а не позади штрафников, для которых за отступление без приказа был бы уже точно только расстрел. Пырьев утверждает:
"Дисциплина и моральный дух в штрафных батальонах были исключительно высокими. Легенда о том, что за их спиной стояли заградительные отряды с пулеметами - вымысел. Этого не требовалось".
Авторы заигрывают в сериале со всеми антикоммунистическими и даже антирусскими силами. В последней серии батальон, кроме попа Михаила и Твердохлебова, погибает под снарядами немцев. Его бросило командование через реку якобы для захвата плацдарма для наступления армии, а на самом деле для проведения так называемого отвлекающего манёвра. Этот манёвр не изобретение "безжалостных большевиков", а давний стратегический приём. Противник бросает на обречённое подразделение все свои силы, снимая их с других участков, а основные силы наступающих по приказу командования форсируют реку или иное препятствие и наносят удар совсем в другом месте и совершает прорыв. Иногда - целого фронта.
Так было не только при форсировании Днепра перед взятием Киева в 1943 году. Таким же отвлекающим маневром кончается и старый советский многосерийный фильм "Красная площадь" с молодым тогда актёром С. Любшиным о боях в гражданскую войну. В живых остаётся только раненный комиссар (Любшин), которого спасают бойцы, положив его на вагонетку и толкнув её в сторону тыла по рельсам через мост, которым они овладели. А основные части красных форсировали реку на плавсредствах в другом месте и разбили белых. Причём из фильма явствует, что такой приём не был придуман красным командованием, а использовался и в первую мировую войну воюющими сторонами, и задолго до неё.
И вот в сериале немецкий генерал и его штаб догадываются, что штрафбат брошен на них для отвлекающего манёвра. Генерал употребляет именно этот термин, поскольку такой манёвр известен ему с давних пор. Но авторы вкладывают ему в уста и слова о том, что если бы у них, немцев, было бы так же много солдат, как у русских, то и тогда они не пошли бы на такой манёвр, жалея солдат. Ясно, что авторы подбрасывают здесь идею наших "демократов" о том, что СССР победил в войне только потому, что якобы "завалил немецкие окопы трупами своих солдат". На самом деле всё зависело от отдельных командующих. Вот что по этому поводу говорит тот же Александр Пыльцын:
"В начале 1944 года наш батальон был передан в распоряжение третьей армии, которой командовал генерал Александр Горбатов. Он поставил нам задачу прорваться через линию фронта в тыл противника и создать условия для успешного наступления. И батальон - более восьмисот человек - выполнил этот приказ, потеряв убитыми всего 15 бойцов и чуть больше ранеными. У нас после Рогачевской операции было много награжденных - генерал Горбатов принял решение считать критерием искупления вины перед Родиной и восстановления в прежних воинских должностях не количество погибших, а мужество, героизм, стойкость.
Но бывало и иначе. В октябре того же года наш батальон был передан в распоряжение командующего шестьдесят пятой армией генерала Батова. Перед моей ротой стояла задача восстановить положение на правом фланге плацдарма. Задачу мы выполнили, но потери были огромные - из более чем сотни бойцов в немецкие окопы прорвалось около двадцати человек. И только 9 мая, на батальонном празднике под Берлином, комбат по секрету сказал мне, что тогда мою роту по приказу сверху пустили на неразминированный участок немецкой обороны. Штрафников послали на заведомую гибель. Говорили, что и Горбатов, и Рокоссовский потому относились бережно к офицерам, попавшим под жестокую руку трибуналов, что и сами с лихвой испытали на себе эту жестокость в годы репрессий. Ну а Батов, видно, был из другого круга полководцев..."
А вот что Александр Пыльцын говорит о "гуманизме" немецких генералов:
"- Штрафные части были и у немцев. Те с ними тоже не особо церемонились. Так, один белорусский партизан рассказывал: роту немецких штрафников в попытке достать партизанский отряд с тыла, погнали через болото. Большинство немцев элементарно потонули в трясине. А те, кто добрался до суши, в полном составе полегли - пленных партизаны не брали.."
Вот так-то, господа киношники, "совесть нации", у которой по правильному выражению Ленина (в письме к Горькому) в головах вместо мозга - "г-но"!
Кстати, эти интеллигентики наконец-то освободили "великий, могучий, правдивый и свободный" от пут предрассудков дореволюционных времён и советской цензуры и позволили молодому солдатику-штрафнику "с кавказской внешностью" ПОЛНОСТЬЮ произнести сильнейшее истинно русское бранное выражение "Ё- твою мать!" Наконец-то мы Америку догнали, где голливудовские актёры "трахаются" и матерятся в боевиках и прочих фильмах через каждые несколько слов, имея несомненно целью не правду жизни, а разложение населения в интересах буржуазии: чем примитивнее будут простые граждане, тем ими легче можно будет манипулировать.
Размеры статьи не позволяют разобрать подробно все персонажи сериала, да это и не требуется, поскольку почти все изображенные в нём лица никак не могли оказаться вместе в одном штрафбате, тем более таком фантастическом. И всё же рассмотрим главного героя и ещё двух-трёх персонажей. Командир советской армии Твердохлебов, попав в штрафбат, ещё крепче полюбил русскую Родину и смертельно, без лишних слов, возненавидел партию, в которой состоял и повторял шаблонные сталинистские лозунги даже в кругу веселящихся друзей. О его ненависти, поскольку он малословен, мы можем судить не по его словам, а по поступкам.
Бывшие воры совершили грабительское нападение на советский армейский продовольственный склад, переодевшись немцами. Большое количество продуктов, которыми они завладели, они отобрали на деле не двух мордатых кладовщиков, а у таких же солдат, как они. Я помню, что в армии лишних порций не бывает: всё рассчитано на каждого солдата. И если кто-то "зажал" чью-то порцию, то товарищ останется без обеда.
Твердохлебов понимает, что это - работа его бандюг, но покрывает их, потому что он в душе на их стороне: их кормят хуже других. К тому же это способ выжить: энкаведешник Харченко не очень-то может его изобличить в покрывательстве, а вот если бы Твердохлебов разоблачил грабителей, они бы потом с ним разделались, как со стукачом в зоне.
Он берёт в плен раненного власовца (о невозможности такого случая скажу ниже), и выясняется, что именно этот власовец расстреливал его по приказу немцев, но случайно не убил насмерть. И вот Твердохлебов, вместо того, чтобы со спокойной душой передать этого гнусного предателя в руки военного трибунала, приходит к нему с бутылью самогона "поговорить по душам". Я понимаю, что разделяло и что сближало Твердохлебова и этого ублюдка: сближала их звериная ненависть к коммунистам, а разделяло понятие о служении Родине: власовец считал, что её можно "освобождать" от большевиков в союзе с гитлеровцами, а Твердохлебов находил необходимым бить немцев, справедливо не видя в них "освободителей". Ешё бы - расстрелять его велели за отказ служить им! В этом и расходились два русских "патриота"! При царе, когда один до сих пор безупречный офицер покрывал себя вдруг несмываемым позором, товарищи, чтобы спасти его от суда, приносили ему пистолет, заряженный одной пулей. И если он хотел, он мог добровольно застрелиться. После этого считалось, что честь покойника восстановлена!.. Так было и у власовцев.
Вышеназванный Стопчинский рассказал мне, как один власовский капитан напился пьян и валялся "боевыми орденами" в собственной блевотине! Я с наивным видом спросил, были ли это НЕМЕЦКИЕ ордена. Тот обиделся и разъяснил мне, что у них были СВОИ, "русские" ордена!.. Короче, этому капитану наутро принесли пистолет с одним патроном и тот застрелился, чем спас себя "от разжалования и бесчестья". И все снова зауважали покойника! Вот и Твердохлебов поступает с этим власовцем, как власовец Стопчинский и его товарищи с капитаном, оставляя негодяю пистолет, как возможность легко избежать заслуженной кары. Нет, это не христианское всепрощение соединённое с языческим обычаем самоубийства в безвыходном положении, а сочувствие к "заблудшему" подонку, который для Твердохлебова и авторов сериала всё же лучше, чем большевики, ибо он пошёл воевать против большевиков, да только вот не в той компании!..
Но самое поразительное это то, что никакого власовца комбат Твердохлебов физически не мог бы в реальности взять в плен в украинском городке! Там брали других предателей - полицаев и карателей из граждан СССР, которые пошли служить фашистам. Что до власовцев, то ввиду того, что они представляли сравнительно крупную "Русскую Освободительную армию" предателей - РОА, Гитлер опасался их, а самому Власову не доверял и поэтому использовал их вне пределов СССР в покорённой Европе против наших союзников и тамошних партизан. Авторы пренебрегли историческими фактами ради ещё одной эффектной лжи с пропагандистской начинкой.
Вот цитаты из просоветского материала на эту тему: ""Русскую освободительную армию" А. Власов и подобные ему предатели Малышкин, Жиленков, Благовещенский, Зыков, Трухин и другие пытались создать еще в 1942 году. Они рыскали по концлагерям и искали "добровольцев", но их было очень мало. Так, например, А. Власов пытался привлечь на свою сторону находившегося в плену генерала М.Ф. Лукина (позднее расстрелян гитлеровцами. - К.К.). Командарм высказал свое враждебное отношение к немцам и уверенность в победе Красной Армии.
Кстати сказать, и Гитлер поначалу был не расположен к созданию армии из русских пленных. "Изменив однажды, они изменят и дважды", - резюмировал он свое решение. Но к концу войны обстановка стала круто меняться, резервы людского восполнения вермахта иссякали. Вот тогда-то фашисты и вспомнили о А. Власове. А до этого высшие чины Германии отказывались его принимать. [...] Первый раз попробовать, на что способно власовское воинство, решили в районе станции Либерозе на Одере. Дивизия РОА под командованием Буняченко несколько часов пыталась пробить брешь в обороне Красной Армии, но не смогла продвинуться ни на шаг. После этого она ушла в Чехословакию". Источник: "Урок предательства", Борис Голышев, "Правда России", №10, 10.03.1999 и http://www.friends-partners.org/partners/rpiac/kononov/ruspress/prr99031000.html .
Есть материалы, свидетельствующие и о том, что после войны "власовцами" стали называть в народе не только власовцев, но и всех тех, кто пошёл служить гитлеровцам. Цитирую в сязи с этим материал антисоветского автора: "...после Победы на Север потянулись эшелоны и баржи с "власовцами" - так обобщенно называли всех советских граждан, кто в годы войны перешел на сторону Третьего Рейха и состоял у него на службе. Их обычно селили в Верхоянье и Оймяконе". Источник: "Хранить вечно", Роман Кунгуров, "Наше время", №5 2002 и http://www.ykt.ru/nvpress/374/7.htm .
Вот такое "обобщённое" представление о власовцах имеют и авторы сериала, для которых каждый предатель - власовец, имеющий при этом право на "понимание", хоть и не на оправдание со стороны современных твердохлебовых.
Далее, насильника из уголовников, который изнасиловал девочку при вступлении наших войск в украинский городок, в сериале покрывают все, вследствие чего опозоренная девочка повесилась. Почти очевидцем сцены насилия был молоденький "интеллигентный еврейчик", как его назвал энкаведешник Харченко. Но он явно не из страха перед уголовником, который признался ему в только что совершённом им изнасиловании, а по необъяснимой для порядочных людей причине покрывает насильника, которому и в мирное время до и долго после войны за изнасилование девственницы грозил, согласно уголовному кодексу, исключительно расстрел. При этом юноша-еврей представлен авторами положительным светлым героем, хоть не чуждым временных недостатков, с которыми он постепенно расстаётся. Но вот покрывательство тяжкого преступления никак не похоже на мелкий недостаток.
Важно, что сам юноша, наплевательски отнёсшийся к гибели девочки, "крутит" красивый чистый, хотя и вполне сексуально реализуемый роман с русской девушкой Светланой, санитаркой. Интересно, что бы он почувствовал, если бы изнасиловали его возлюбленную?! Авторов это не интересует. Да и другие его проступки заслуживают по тем временам расстрела. В первом же бою он прячется в воронке от снаряда и, чтобы не высунуть из неё носа, совершает самострел - стреляет себе из винтовки в ногу. За такое расстреливали перед строем.
Врач, вынув у него на операционном столе из ноги советскую пулю, почему-то покрывает его, жалеет. Но ведь многих других он не покрывал, не жалел! Почему? Молоденький мальчик? Но тогда на фронте была масса 18-летних. Таких, как мой погибший брат. Непонятно также, как пуля, выпущенная в ногу в упор из мощной трёхлинейки, убивавшей на расстоянии километра, могла в ней остаться? Ясно, что юноша стрелял себе в мякоть. Впрочем, при выстреле в упор пуля бы и кость пробила и ушла бы навылет. Самострелы эксперты определяли по направлению хода пули в руке или ноге, ушедшей навылет, то есть со стороны ли противника она вошла в тело или от руки самострельщика, а также по следам пороховых газов на одежде и на ране, но авторам это неведомо.
Из любви к своей Светлане, которая, разумеется, ценней девчушки, наложившей на себя руки, юноша-еврей совершает второе преступление - отлучается без разрешения с боевых позиций, спеша на свидание. Его преступление остаётся нераскрытым только потому, что на обратном пути в штрафбат он попадает под бомбёжку, получает серьёзные ранения и снова оказывается в лазарете, опекаемый любящей Светланой. Выздоровев, он с разрешения всё того же доктора проводит с любимой чудесную сексуальную ночь. А его товарищи всё это время сражаются и гибнут. Лишь в самом конце фильма юноша, потеряв в бою товарищей по расчёту, один стреляет из пушки и гибнет, становясь с этого момента полностью положительным героем. Попал юноша в стройбат за то, что избил командира, который стал над ним долго издеваться как над евреем. Авторы, видимо, спутали современную российскую армию и Красную армию. В те времена, особенно в первую половину войны антисемитизм в армии и в тылу строго пресекался. А как при этом отреагировал на эту сцену политрук подразделения? А никак! Потому что политруков и высших политработников в сериале НЕТ! Их авторы "забыли"! Потому что политруки строго отвечали за все моральные нарушения и преступления в своей части и потому сами первыми пресекали подобные явления, не уступая в правах командирам. Командир-антисемит, с разорванным животом, умирая, командует юношей-евреем, объясняя ему, как стрелять из пушки. В этот момент командир перестаёт быть антисемитом, по крайней мере, в отношении данного юноши и просит у него прощения. А тот просит прощения у него. Видимо, "за вредную деятельность" остальных евреев в отношении "истинно русских людей", то есть черносотенцев.
Что до насильника, жажду мести к которому испытывают зрители, то его карает лишь в начале последнего боя командир роты Глымов, бывший "пахан", вор в законе, который знал, что именно этот уголовник изнасиловал ту несчастную девочку, но тоже молчал. А ведь именно по законам блатных, к которым относился Глымов, насильника надо было давно прикончить, ибо блатные даже в тюрьмах убивают так называемых "целочников", то есть сексуальных насильников, считая, что вор должен красиво поухаживать за женщиной, одарить её подарками и уметь "попросить", а не насиловать. Глымов убивает этого подонка только "по совокупности преступлений": тот спрятался в укрытии от товарищей, пошедших в наступление, а до того изнасиловал девчушку, ещё раньше на глазах Глымова в бою попытался выстрелом избавиться от нежелательного свидетеля изнасилования, то есть от юноши-еврея (но не попал), и к тому же стал стукачом у энкаведещника Харченко, незадолго до того погибшего в перестрелке с немцами. Настоящий пахан и просто вор в законе так долго медлить не стал бы.
Наконец, наивна и история с гибелью Харченко, которого поп за глаза называл "бесом". Бывшие уголовники и примкнувший к ним позднее бывший "пахан" Глымов разнюхивают, что в нейтральной полосе отступившие немцы оставили огромный подземный склад продовольствия. Они стали наведоваться туда тайно от командования, чтобы поживиться и винами, и консервами с тушонкой, и сигаретами. Случайно Глымов сталкивается там с несколькими немцами. Но рядом за перегородкой есть и друзья Глымова. И ради самосохранения обеих сторон немцы, не стреляют, а братаются с Глымовом, а один даже даёт ему прикурить и пьёт с ним "из горла" одной и той же бутыли дорогого немецкого рома почти на брудершафт. Такие визиты с обеих сторон продолжались.
Только русские входили в склад через восточную дверь, а немцы - через западную. Но недолго музыка играла - стукач, с которым в последствии разделался Глымов, доносит энкаведешнику Харченко об этом складе. Энкаведешник, то есть человек, даже если плохой, то неглупый и опытный, причём в чине майора, придумывает по воле авторов сериала очень глупый план овладения складом без продвижения наших войск вперёд. А ведь только такое продвижение привело бы к тому, что склад оказался бы не на нейтральной полосе, а у нас хотя бы в прифронтовом тылу вне сферы боевых действий. Правда, Харченко разумно не действует самовольно, а докладывает обо всем командующему, генералу. И опытный генерал, как ни странно, одобряет эту безумную затею!..
Я, некогда простой рядовой мирного времени, сразу понял, чем эта авантюра кончится. Непонятно, почему авторы сериала лишили здравого ума даже генерала, который разрешает совершить захват склада, ещё находящегося на нейтральной полосе, продуктами с которого можно накормить не одну дивизию. Короче, когда-то в очень старых советских фильмах немцев изображали дураками, даже генералов. Теперь дураками российские авторы изображают советских генералов и их подчинённых, а немцев умными. Как я и предполагал, Харченко устраивает в складе перестрелку и убивает немца - "побратима" Глымова, а другие немцы огнём убивают Харченко и ещё более двух десятков солдат НКВД. Убито много и немцев. В ответ на выстрелы немецкая сторона начинает громить снарядами склад, перемешивая тушонку с землёю, а красное вино с человеческой кровью. Склада больше нет. Можно ли поверить в такое недомыслие высокого советского командования, если я, гражданское лицо, заранее предвидел конец этого киноэпизода?!
Разумеется, и авторы сериала не сплошные дурни. Но им важно было не реальность изобразить, а сказать, что надо не воевать даже коммунистам с фашистами, а тем более просто русским с немцами, а вместе закуривать и пить на брудершафт! А там гляди, видеобоевик этих нечистоплотных российских мюнхгаузенов и Германия купит для показа массовому немецкому обывателю. Пусть и он ненавидит коммунистов и любит духовных власовцев.
Наконец, самое фантастическое в этом сериале - это явление попа Михаила народу, то есть его появление в штрафбате. Даже в неконтролируемом коммунистами партизанском отряде такое немыслимо. А тут - в регулярной части, пусть и в штрафбате! Как и положено святому лицу, отец Михаил является штрафному народу с "горней высоты", то бишь с колокольни, где он начинает бить в колокол, сигналя штрафбатовцам, занявшим украинский городок, где насильник уже успел изнасиловать девочку, и та повесилась, что в городок ворвались немцы какой-то части, прорвавшейся из нашего окружения.
Поп прибивается к солдатам-штрафникам и начинает вместе с ними самовольно нести воинскую службу, а заодно окормлять их потихоньку религиозной пропагандой. При этом никакое начальство - ни политрук, которого чудесным образом в штрафбате нет, ни живой ещё энкаведешник Харченко, придиравшийся ко всем и вся, попа из части не гонят и тем более не задерживают для выяснения, кто он и откуда. Харченко только поворчал, как и положено "бесу", но на святое лицо не покусился, хотя позволял себе спорить и с генералом. Видать, божья десница его усмирила! Пользуясь богоугодным попущением НКВД, поп закрепляется в части. Своё пребывание в ней в рясе и с большим крестом на груди, он, стоя в строю, поясняет недовольному Харченко тем, что у интенданта якобы нет для него обмундирования, во что мы, конечно, не поверили. Я видал во время войны красноармейцев в старом вылинявшем обмундировании и в обмотках и ботинках вместо сапог - таким явился мой брат после ранения в отпуск, но никогда не видал я солдат хотя бы без какой-то части обмундирования. Например, в галифе и в пиджаке! Но авторам нужен был поп во всём его облачении - иначе это был быне поп, а актёр такой-то.
Поп, как вполне современный священник, приспосабливающийся к вкусам молодёжи, достаёт, видимо, "из кустов", гитару и начинает играть и петь, нет, не молитвы, а, как я уже сказал выше, старинные "жестокие" романсы. И вообще признаётся, не боясь НКВД, что в молодости баловался участием в гражданской войне на стороне, разумеется, белых, так как, мол, красные расстреляли и повесили "около миллиона священников". То есть теперь он - его благородие в рясе. Недаром он так владеет стрелковым оружием и вообще военным делом!
О том, что миллион убиенных священников - это сплошной бред нынешних сочинителей, до меня доказали другие авторы, установив по царским энциклопедиям, что в России при царе было всего несколько десятков тысяч попов. Всё-таки миллион с лишним дармоедов в рясах не сидел на горбу верующих в царской России. Что до революционного террора в отношении попов, то он был вызван прямым участием их в зверствах белогвардейцев.
Постепенно отец Михаил становится дивизионным авторитетом и даже начальникам отвечает почти вызывающе. И конечно же подрывает всякое уважение к безбожным коммунистам всех оттенков. Имея комплекцию Ильи Муромца, он привлекает новую паству и своей физической силой. Вобщем полная замена попом политрука, который как известно, должен был в коллективе во всём подавать пример остальным. При этом выигрывать соревнование у политрука отцу Михаилу в сериале не нужно: политрука, как я уже сказал, нет там ни в штрафбате, ни в других подразделениях. Потому что поп проиграл бы политруку, если бы его допустили в штрафбат, чего просто не могло быть. Представьте себе, если бы там был этакий политрук вроде Клочкова, который крикнул панфиловцам: "За нами Москва - отступать некуда!" и бросился со связкой противотанковых гранат на вражеский танк первым... Такие подвиги попу в сериале не по плечу. Как видите, герои-панфиловцы остановили врага на Волоколамском шоссе без всяких батюшек.
Но не сражаемый ни пулями, ни осколками поп, которого оператор снимал откуда-то снизу из окопа, чтобы дать его покрупнее, пограндиознее, растёт и растёт на фоне тёмного неба, общаясь с господом, который отвёл супостатов на другие позиции, где советские войска нанесли главный удар, прорывая оборону противника. Тут же среди разбитой техники и изуродованных тел бойцов сидит в скорби единственный живой мирянин комбат Твердохлебов, которого, по-видимому, спасла особо горячая вера в бога.
Нельзя не упомянуть, что перед началом битвы все бойцы, кроме мусульман, требовавших доставить им на передний край муллу, подошли к батюшке под благословение. Подошёл и юноша-еврей, спросив, можно ли ему, еврею, получить благословение, и отец Михаил дал ему таковое, видимо, вспомнив, что и Иисус, и святые апостолы были евреями. И конечно же сам Твердохлебов подошёл под благословение, окончательно порвав с безбожным коммунизмом. А вместе с Твердохлебовым порвали с любым намёком на нехороший коммунизм, отвергающий власть богатых над бедными, и многочисленные телезрители-обыватели, этакие массовые твердохлебовы - даже те, у кого в доме ничего, кроме твёрдого хлеба, нет, что неудивительно, когда квартплата у российских пенсионеров выросла намного выше их пенсии. Но разве об этом кто-то думает, когда всех охватывают эмоции, созданные волшебной силой массового буржуазного лжеискусства, щедро оплаченного мирской и церковной властями!
Константин Ковалёв
http://www.revkom.com/