Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров


Статья с сайта "Советская Россия" от 25.05.01

Вступление в ВТО - это предательство национальных интересов России

В конце 2001 года архитекторы новой России планируют вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию. Если это произойдет так, как планируется, то есть, впопыхах, без должной проработки, под крики о неизбежности, некоей предопределенности данного шага, то это будет означать отнюдь не приобщение к мировой цивилизации или интеграцию в мировое экономическое сообщество, а жертвенное, почти ритуальное убийство российской экономки, а значит, предательство национальных интересов России.    

Напомним, что Всемирная торговая организация (ВТО) возникла на месте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Она действует с 1 января 1995 года и объединяет более 130 стран. 30 стран, в том числе и Россия, имеют статус наблюдателей. Официально основная цель ВТО - устанавливать правила международной торговли, разрешать возникающие спорные вопросы, бороться с дискриминацией, обеспечивать максимальную свободу и здоровую конкуренцию в международной торговле.

Как видим, на первый взгляд цели выглядят вполне благостно, однако, в условиях глобализации, организованная таким образом международная конкуренция ведет не к оздоровлению и развитию, а, напротив, к подрыву конкурентоспособности и удушению слаборазвитых стран. Богатые будут еще богаче, а бедные еще беднее. От встраивания развивающихся, преимущественно сырьевых стран в ВТО однозначно выигрывают только самые развитые страны, так сказать, элита развитого мира. Второй эшелон глобальной пирамиды также получает некоторые преимущества, хотя и весьма сомнительные. А что касается стран третьего мира - дойной коровы международного капитала, то  для них ВТО по разрушительному эффекту стоит в одном ряду с МВФ и другими элементами глобальной системы высасывания ресурсов. В последнее время это стало особенно очевидным и не может не вызывать скрытого или открытого недовольства, выражающегося в регулярных антиглобалистских погромах. 

Давая оценку попыткам российского правительства форсировать вступление в ВТО, следует принимать во внимание, что эта организация является одним из инструментов глобализации. А поскольку глобализация некоторыми нашими деятелями во властных элитах трактуется как объективный, исторически закономерный процесс, против которого, как говориться, не попрешь, не рискуя быть обвиненном в ксенофобии, варварстве, тупости и еще черт знает в чем, то и вступление в ВТО считается делом почти столь же закономерным,  как смена времен года. То есть, и рады бы не вступать, да куда ж деваться-то.

На самом деле, глобализация или, иначе говоря, установление нового мирового порядка по американскому образцу, не что иное, как борьба за власть, борьба за мировое господство международной финансовой элиты, если выражаться в экономических терминах. А с геополитической и метаисторической точки зрения, глобализация - это процесс создания условий для безраздельного паразитирования на природных, финансовых и интеллектуальных ресурсах всего человечества той части западной цивилизации, которую условно называют, то атлантистами, то золотым миллиардом, то еще как-то, имея в виду, однако, одну и туже силу.

Заметим, что любое паразитирование есть способ существования зла. А паразитирование в мировом масштабе - есть способ существования мирового зла. Нетрудно догадаться, какая страна стала его средоточием или "империей", если подавляющее большинство транснациональных глобалистских финансовых и политических институтов сейчас базируется в Соединенных Штатах Америки.

Но глобализация - это не только экономическое паразитирование. Навязывая через новые информационные технологии свой образ мышления, стиль поведения, жизненные стандарты и принципы, внедряя приоритет, так называемых, общечеловеческих ценностей, нивелируя национальную самобытность, девальвируя и опошляя национальные традиции и историю, "глобалисты" разрушают пуповину, соединяющую народы со своими национальными эгрегорами, лишая тем самым, их жизненных сил и источников духовной энергии.  

Учитывая все это, становится очевидным, что в этих условиях, присоединение России к ВТО является присоединением пищи к едоку, не более. Сама собой напрашивается банальная аналогия с пауком и мухой. То есть Россия еще крепче будет опутана сетями обязательств, условий и долгов, из которых ей будет выбраться почти невозможно. Поэтому, в данном случае, удивляет не то что "едок" подталкивает "пищу" поближе ко рту, это как раз естественно, а то что "пища" сама норовит в этот рот прыгнуть. Рискну предположить, что во властных элитах России хоть и много некомпетентных людей, но законченных идиотов все-таки мало. Поэтому весьма странно, если не сказать большего, звучат рассуждения о том, что, вступив в ВТО, Россия станет чуть ли не полноправным партнером стран, входящим в мировую элиту. А не вступив в ВТО, мы, дескать, обрекаем себя на изоляцию (далее со всеми остановками: 37 год, тоталитаризм, фашизм и проч.)   

Никто не спорит с тем, что самоизоляция это плохо. Но отдавать на откуп, а, по сути, на разграбление и удушение заведомо более сильным конкурентам наши неконкурентоспособные отрасли, а то и целые регионы - безумие и преступление. Но, похоже, горький опыт поспешного и идеологизированного отказа от естественных конкурентных преимуществ, который привел к гибели целых отраслей и обнищанию граждан  ничему не научил. Впрочем, это как посмотреть, может, наоборот, кого-то и научил. В смысле, разваливать, но  не так наотмашь, как раньше. 

Создается впечатление, что для сторонников тотальной интеграции ВТО является чем-то средним между престижной игрушкой и священной коровой. Помните, как у Ленина: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно";. Вот мы все шутили, а здесь то же самое: вступать надо, потому что вступление неизбежно. Причем, вступать как можно скорее. Только не совсем понятно - зачем? А переговоры идут, документы готовятся, "контора" без дела не сидит. Недавно, например, вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что новая редакция предложений по вступлению России во ВТО уже передана в секретариат этой организации и до лета текущего года могут быть получены первые результаты о возможности России в обозримые сроки вступить в ВТО. И далее следует многозначительное и потрясающее своей глубиной объяснение: "Россия должна открываться мировому рынку, а мировой рынок должен в свою очередь открываться перед Россией". Заметьте - "должен". Прямо, как в анекдоте: "Съесть-то он съест, да кто ж ему даст". По словам Кудрина, одной из важнейших задач на сегодняшний день является либерализация внешнеторгового режима России. Во как, либерализация! Теперь понятно. А то кое-кто грешным делом подумал, что после эпохи тотального воровства и ужасающей некомпетентности, которая наступила вслед за отменой государственной монополии на внешнюю торговлю и развала системы Внешторга, наша внешняя торговля нуждается в мерах государственной защиты. Впрочем, не будем цепляться к словам.   

Ведь и само по себе вступление в ВТО это еще не государственное преступление. Само по себе, теоретически, так сказать, это не плохо и не хорошо. Вопрос в том, когда, как, на каких условиях туда вступать. Если по уму, то наше правительство должно четко сформулировать обязательные условия, на которых Россия может вступить в ВТО. Сформулировать и не отступать от этих условий ни на шаг. На словах правительство говорит, что все именно так и обстоит, что все будет сделано правильно и строго в соответствии с интересами государства. Так есть ли основания ему не верить? И все же что-то смущает. Смущает то, что после всяческих уверений в благонамеренности, оно  тут же добавляет, что иного пути, кроме как вступить в ВТО, причем как можно скорее, у России нет. Создается впечатление, что условия условиями, но когда подойдут оговоренные сроки, а именно конец 2001 года, то Россия вступит в ВТО, несмотря ни на что, и на любых условиях. Так почему же такая спешка, и откуда взялись эти сроки?

Скорее всего, наше правительство боится, что чем дольше оно будет тянуть со вступлением, тем условия будут жестче. В 2003 году начинается новый раунд переговоров ВТО, на котором будут обсуждаться социальный и экологический демпинг. Это означает, что если, например, в какой-то стране мало платят рабочим, или если мало тратят на защиту окружающей среды, то против нее могут быть введены соответствующие санкции, например, в виде ограничения экспорта. Уже сейчас можно предположить, что этот раунд переговоров закончится точно так же, как в 1999 году в Сиэтле (США), когда на поверхности - антиглобалисты, а, по сути, глубокие внутренние противоречия практически раскололи эту международную организацию и затормозили процесс переговоров.

Кризис в ВТО, спровоцированный событиями в Сиэтле обернулся для России двухлетней паузой или двухлетним мораторием на ужесточение условий вступления в эту организацию. Появилась возможность проскочить, успеть вскочить на подножку уходящего поезда до декабря 2001 года, и российское правительство решило этот шанс использовать. В результате процесс переговоров резко ускорился и к настоящему времени почти вышел на финишную прямую.

Так что же это за отредактированный вариант предложений, которые наше правительство направило в ВТО, и о котором говорил Алексей Кудрин? По мнению Сергея Глазьева, эти предложения по большинству отраслей просто дублируют ставки ныне действующего тарифа. То есть, Россия взяла на себя обязательство, во-первых, не поднимать импортные пошлины выше того уровня, который существует сейчас, а, во-вторых,   не изменять эти ставки в одностороннем порядке. По конкретным отраслям этот уровень колеблется от 0 до 25%. И теперь основной торг на переговорах может идти лишь о том, по каким позициям мы сможем держать повышенный тариф в течение переходного периода, который длится, как правило, в течение 3-5 лет.

То есть, Россия сама себе связывает руки. Но дело даже не в этом. Проблема в том, что ставки этих тарифов, во-первых, взяты с потолка, а во-вторых, уже сильно занижены. Они устанавливались по многим отраслям произвольно, без каких-либо серьезных обоснований. А в прошлом году правительство вообще приняло решение о снижении ставок импортного тарифа, с, мягко говоря, странной мотивировкой. Поскольку де таможня у нас насквозь коррумпирована, то импортеры так и так ничего не платят, а пошлина превратилась в фикцию, от которой только один вред.  Поэтому не будем себя обманывать: не хотят платить, пусть не платят официально. Это называется государственная импотенция. Кто посильнее да понаглее, как, например, автомобилестроители, тот сумел добиться более эффективной защиты своих интересов, а у кого "лапа" оказалась менее волосатой - как хочешь, так и живи.

Вообще, все, что связано с вступлением России в ВТО отличается какой-то  недосказанностью и недоделанностью. Вряд ли кто-нибудь из разработчиков этого проекта возьмется компетентно и детально ответить, какие конкретно последствия будет иметь вступление в ВТО для отдельных отраслей, в чем будут преимущества, в чем потери? Одни общие слова, потому что ни консультаций с отраслями и конкретными предприятиями, ни анализа их конкурентоспособности, ни анализа последствий - не проводилось. Если где-то были хоть какие-то тарифные ограничения, то они и были зафиксированы по факту. А ведь есть отрасли, где практически нет никаких ограничений на доступ иностранного капитала: рынок строительных услуг, рынок финансовых услуг, розничная торговля и проч. Им-то как быть?  

Вот примерно так мы и собираемся вступать. И на вопрос: "будут ли защищены национальные интересы России?", пока никто с полной ответственностью ответить не может. Судя по имеющейся информации, правительство опирается в основном на свое видение проблемы, игнорируя мнение промышленников, организаций, представляющих наших товаропроизводителей, депутатов Государственной Думы, ученых-экономистов. А ведь вступление в ВТО будет иметь для России весьма серьезные и долгосрочные последствия. И по идее, это должно делаться в интересах отечественной промышленности, в интересах всей страны.  Тогда почему решение принимается столь поспешно, в узком кругу, и почему о вступлении Росси в ВТО говорят не просто как о решенном деле, а как о чем-то совершенно неизбежном?  

Тут есть идеологическая, экономическая и личностная подоплека. С идеологической точки зрения, вступление России в ВТО - это, как говорят, еще один шаг к интеграции в мировое хозяйство, выход из изоляции и проч. Собственно, все реформы в России, начиная с Петра, шли под знаменем преодоления изоляции. Сначала прорубали окно в Европу, потом возвращались в лоно мировой цивилизации из варварского плена тоталитаризма. С такого рода идеологией все понятно. На нее, слава Богу, сейчас почти никто не обращает внимания, ибо, в условиях глобальной конкуренции, этой демагогии грош цена.

Сторонники вступления в ВТО делают упор на экономических преимуществах, который, якобы, получит Россия. Более надежно будет защищена российская интеллектуальную собственность, наши предприятия органично впишутся в мировые технологические цепочки. Должны снизиться потери наших экспортеров, в том числе и от антидемпинговых санкций. Что касается преимуществ, все правильно, только их получит не Россия. На самом деле реально усилится защита иностранной интеллектуальной собственности в России. Тезис о "технологических цепочках" вообще из области абстракций, потому что все, что можно было "встроить" уже давно встроено и включено. А если у ТНК в дальнейшем будет появляться интерес к тем или иным российским предприятиям, то включить их в свои "цепочки" для них не проблема, причем без всякого ВТО.

Остается защита экспортеров. Но потери наших экспортеров от антидемпинговых санкций оценивались в прошлом году в $2,3 млрд. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, по сравнению с объемом экспорта в более, чем $100 млрд. - эти потери не выглядят как весомый аргумент для судьбоносных решений. Да ни один нормальный российский металлург ради 2% от объема экспорта (даже если для него это не 2, а 10%) страну гробить не будет. А на фоне цифр невозврата валютной выручки и вывоза капитала это вообще звучит как грустный анекдот. И когда Греф говорит, что Россия получит от вступления в ВТО за пять лет $18 млрд., это похоже на блеф. Можно подумать, что нашу сталь сразу допустят на рынок США.  Просто если раньше нас не пускали на рынок США с помощью дешевых адвокатов, то теперь будут не пускать с помощью дорогих адвокатов. Вот и вся разница. Более того, даже если мы о чем-то там договоримся с ВТО, санкции против нас все равно будут применять. Просто процедура их применения будет немножко более сложной. И дай Бог, если от вступления в ВТО мы выиграем полмиллиарда долларов по самым оптимистичным подсчетам.  

Абсурдно звучат и заявления о том, что вступление в ВТО благотворно повлияет на улучшение инвестиционного климата, а, соответственно, и на приток иностранных инвестиций. Как показывает мировая практика, в страны с не очень благоприятным инвестиционным климатом, типа России, инвестиции приходят тогда, когда не могут придти товары, или приход их затруднен. И если сейчас российский рынок и так уже достаточно широко открыт для товарной экспансии, то после вступления в ВТО последние преграды на пути товарной массы будут устранены, а поток инвестиций, соответственно, может иссякнуть совсем. Это может напрямую отразиться на замедлении темпов экономического роста, чему уже есть немало примеров в практике других стран, экономическое развитие которых резко замедлялось сразу после их вступления в ВТО.   

Собственно говоря, и без вступления в ВТО Россия могла бы добиться более благоприятных для себя условий торговли, если бы использовала общепринятые в мире механизмы государственного регулирования. Почему, например, Штаты считают для себя возможным использовать такие инструменты защиты рынка, как нетарифные барьеры, а Россия нет? Что мешает? И почему из всего набора способов и мер по защите конкурентоспособности мы уперлись только в снижение курса рубля? И если вне рамок ВТО у нас еще есть поле для эффективного протекционистского маневра, то, вступив в ВТО, Россия лишится даже гипотетической возможности применять необходимые инструменты защиты.

Есть и еще одна странная деталь поведения наших правительственных чиновников, на которую обращают внимание многие экономисты. Понятно, что к вступлению в ВТО надо тщательно и долго готовиться, чтобы сделать его максимально безболезненным. Большинство стран, например, старается перед вступлением ужесточать защиту рынков, повысить тарифы с тем, чтобы потом их снижение не сказалось бы на ухудшении конъюнктуры. А как поступает Россия? Ровно наоборот. В 1999 году средневзвешенный импортный тариф был снижен с 16% до 10%, а с учетом льгот - и до 8%.

Все это говорит об отсутствии у нас не только осмысленной промышленной политики, но и даже чувства самосохранения. Вот только один пример для иллюстрации. Важнейшим элементом конкурентоспособности российской экономики являются низкие (относительно мировых) тарифы на услуги естественных монополий. После вступления в ВТО их будет гораздо труднее сохранить, поскольку, вполне вероятно, что это будет рассматриваться как субсидирование экспорта, демпинг и проч. Это большая внутриэкономическая проблема.

Но нельзя забывать и о международных обязательствах России (таможенный союз СНГ, союз России и Белоруссии), которые тоже придется существенно корректировать. А это уже геополитика. Россия стремится к многополярному миру. Для нее важнейшим приоритетом являются страны СНГ и возможность создавать региональные блоки, союзы, рынки. Наконец, в условиях враждебного окружения (НАТО на Западе, исламский экстремизм на Юге) и при отсутствии надежных геополитических союзников Россия вынуждена участвовать в первую очередь в региональной интеграции, создавать льготные режимы торговли для своих политических партнеров. После вступления в ВТО о своих национальных приоритетах можно будет забыть. А вопрос о судьбе союза России и Белоруссии остается вопросом на засыпку.     

В лоббировании скорейшего вступления России в ВТО есть еще и личностный аспект, а по-русски говоря, шкурный интерес. Чиновники и прочие деятели, которые этим занимаются, могут, например, сделать быструю карьеру, продемонстрировать свою активность, нужность, как-то выдвинуться. Это и очень хороший шанс лично и очень удачно приобщиться к мировому сообществу, причем за казенный счет, но главное, можно завязаться с крупным бизнесом, оказаться для него полезным и найти себе хорошее место после увольнения с госслужбы. Поди плохо!            

Стоит упомянуть и еще одну причину ускоренного, а главное "неизбежного" вступления России в ВТО. Это желание США. Их интерес вполне понятен. В последнее время путинская Россия для них становится все менее управляемой, а потому более опасной. Значит надо либо привязать ее деньгами, либо заменить политической руководство более лояльным. А лучше и то, и другое вместе. Ускоренное и плохо подготовленное вступление России в ВТО будет способствовать тому, что к 2003 году наша страна столкнется с угрозой девальвации. И тут есть два пути. Либо мы получим девальвацию по полной программе, которая будет сопровождаться политической катастрофой и приходом нового лидера страны, более устраивающего американцев. Либо перед угрозой девальвации мы снова будем вынуждены взять кредиты, и, соответственно, проводить проамериканскую политику.     

Что из этого следует? А то, что пока еще не поздно, надо семь раз отмерить, и только потом, хорошенько подумать, а стоит ли вообще резать-то? По мнению многих российских экономистов, вступление России в ВТО по своим разрушительным последствиям может затмить многие другие славные начинания наших реформаторов



 
Назад
Сайт создан в системе uCoz