Статья с сайта "Советская Россия" от 25.05.01
Вступление в ВТО - это предательство национальных интересов России
В конце 2001 года
архитекторы новой России планируют вступление
нашей страны во Всемирную торговую организацию.
Если это произойдет так, как планируется, то есть,
впопыхах, без должной проработки, под крики о
неизбежности, некоей предопределенности данного
шага, то это будет означать отнюдь не приобщение
к мировой цивилизации или интеграцию в мировое
экономическое сообщество, а жертвенное, почти
ритуальное убийство российской экономки, а
значит, предательство национальных интересов
России.
Напомним, что
Всемирная торговая организация (ВТО) возникла на
месте Генерального соглашения по тарифам и
торговле (ГАТТ). Она действует с 1 января 1995 года и
объединяет более 130 стран. 30 стран, в том числе и
Россия, имеют статус наблюдателей. Официально
основная цель ВТО - устанавливать правила
международной торговли, разрешать возникающие
спорные вопросы, бороться с дискриминацией,
обеспечивать максимальную свободу и здоровую
конкуренцию в международной торговле.
Как видим, на первый
взгляд цели выглядят вполне благостно, однако, в
условиях глобализации, организованная таким
образом международная конкуренция ведет не к
оздоровлению и развитию, а, напротив, к подрыву
конкурентоспособности и удушению слаборазвитых
стран. Богатые будут еще богаче, а бедные еще
беднее. От встраивания развивающихся,
преимущественно сырьевых стран в ВТО однозначно
выигрывают только самые развитые страны, так
сказать, элита развитого мира. Второй эшелон
глобальной пирамиды также получает некоторые
преимущества, хотя и весьма сомнительные. А что
касается стран третьего мира - дойной коровы
международного капитала, то для
них ВТО по разрушительному эффекту стоит в одном
ряду с МВФ и другими элементами глобальной
системы высасывания ресурсов. В последнее время
это стало особенно очевидным и не может не
вызывать скрытого или открытого недовольства,
выражающегося в регулярных антиглобалистских
погромах.
Давая оценку
попыткам российского правительства форсировать
вступление в ВТО, следует принимать во внимание,
что эта организация является одним из
инструментов глобализации. А поскольку
глобализация некоторыми нашими деятелями во
властных элитах трактуется как объективный,
исторически закономерный процесс, против
которого, как говориться, не попрешь, не рискуя
быть обвиненном в ксенофобии, варварстве,
тупости и еще черт знает в чем, то и вступление в
ВТО считается делом почти столь же закономерным, как смена времен года. То
есть, и рады бы не вступать, да куда ж деваться-то.
На самом деле,
глобализация или, иначе говоря, установление
нового мирового порядка по американскому
образцу, не что иное, как борьба за власть, борьба
за мировое господство международной финансовой
элиты, если выражаться в экономических терминах.
А с геополитической и метаисторической точки
зрения, глобализация - это процесс создания
условий для безраздельного паразитирования на
природных, финансовых и интеллектуальных
ресурсах всего человечества той части западной
цивилизации, которую условно называют, то
атлантистами, то золотым миллиардом, то еще как-то,
имея в виду, однако, одну и туже силу.
Заметим, что любое
паразитирование есть способ существования зла. А
паразитирование в мировом масштабе - есть способ
существования мирового зла. Нетрудно догадаться,
какая страна стала его средоточием или "империей",
если подавляющее большинство транснациональных
глобалистских финансовых и политических
институтов сейчас базируется в Соединенных
Штатах Америки.
Но глобализация -
это не только экономическое паразитирование.
Навязывая через новые информационные технологии
свой образ мышления, стиль поведения, жизненные
стандарты и принципы, внедряя приоритет, так
называемых, общечеловеческих ценностей,
нивелируя национальную самобытность,
девальвируя и опошляя национальные традиции и
историю, "глобалисты" разрушают пуповину,
соединяющую народы со своими национальными
эгрегорами, лишая тем самым, их жизненных сил и
источников духовной энергии.
Учитывая все это,
становится очевидным, что в этих условиях,
присоединение России к ВТО является
присоединением пищи к едоку, не более. Сама собой
напрашивается банальная аналогия с пауком и
мухой. То есть Россия еще крепче будет опутана
сетями обязательств, условий и долгов, из которых
ей будет выбраться почти невозможно. Поэтому, в
данном случае, удивляет не то что "едок"
подталкивает "пищу" поближе ко рту, это как
раз естественно, а то что "пища" сама норовит
в этот рот прыгнуть. Рискну предположить, что во
властных элитах России хоть и много
некомпетентных людей, но законченных идиотов все-таки
мало. Поэтому весьма странно, если не сказать
большего, звучат рассуждения о том, что, вступив в
ВТО, Россия станет чуть ли не полноправным
партнером стран, входящим в мировую элиту. А не
вступив в ВТО, мы, дескать, обрекаем себя на
изоляцию (далее со всеми остановками: 37 год,
тоталитаризм, фашизм и проч.)
Никто не спорит с
тем, что самоизоляция это плохо. Но отдавать на
откуп, а, по сути, на разграбление и удушение
заведомо более сильным конкурентам наши
неконкурентоспособные отрасли, а то и целые
регионы - безумие и преступление. Но, похоже,
горький опыт поспешного и идеологизированного
отказа от естественных конкурентных преимуществ,
который привел к гибели целых отраслей и
обнищанию граждан ничему
не научил. Впрочем, это как посмотреть, может,
наоборот, кого-то и научил. В смысле, разваливать,
но не так наотмашь, как
раньше.
Создается
впечатление, что для сторонников тотальной
интеграции ВТО является чем-то средним между
престижной игрушкой и священной коровой. Помните,
как у Ленина: "Учение Маркса всесильно, потому
что оно верно". Вот мы все шутили, а здесь то же
самое: вступать надо, потому что вступление
неизбежно. Причем, вступать как можно скорее.
Только не совсем понятно - зачем? А переговоры
идут, документы готовятся, "контора" без
дела не сидит. Недавно, например, вице-премьер
Алексей Кудрин заявил, что новая редакция
предложений по вступлению России во ВТО уже
передана в секретариат этой организации и до
лета текущего года могут быть получены первые
результаты о возможности России в обозримые
сроки вступить в ВТО. И далее следует
многозначительное и потрясающее своей глубиной
объяснение: "Россия должна открываться
мировому рынку, а мировой рынок должен в свою
очередь открываться перед Россией". Заметьте -
"должен". Прямо, как в анекдоте: "Съесть-то
он съест, да кто ж ему даст". По словам Кудрина,
одной из важнейших задач на сегодняшний день
является либерализация внешнеторгового режима
России. Во как, либерализация! Теперь понятно. А
то кое-кто грешным делом подумал, что после эпохи
тотального воровства и ужасающей
некомпетентности, которая наступила вслед за
отменой государственной монополии на внешнюю
торговлю и развала системы Внешторга, наша
внешняя торговля нуждается в мерах
государственной защиты. Впрочем, не будем
цепляться к словам.
Ведь и само по себе
вступление в ВТО это еще не государственное
преступление. Само по себе, теоретически, так
сказать, это не плохо и не хорошо. Вопрос в том,
когда, как, на каких условиях туда вступать. Если
по уму, то наше правительство должно четко
сформулировать обязательные условия, на которых
Россия может вступить в ВТО. Сформулировать и не
отступать от этих условий ни на шаг. На словах
правительство говорит, что все именно так и
обстоит, что все будет сделано правильно и строго
в соответствии с интересами государства. Так
есть ли основания ему не верить? И все же что-то
смущает. Смущает то, что после всяческих уверений
в благонамеренности, оно тут
же добавляет, что иного пути, кроме как вступить в
ВТО, причем как можно скорее, у России нет.
Создается впечатление, что условия условиями, но
когда подойдут оговоренные сроки, а именно конец
2001 года, то Россия вступит в ВТО, несмотря ни на
что, и на любых условиях. Так почему же такая
спешка, и откуда взялись эти сроки?
Скорее всего, наше
правительство боится, что чем дольше оно будет
тянуть со вступлением, тем условия будут жестче.
В 2003 году начинается новый раунд переговоров ВТО,
на котором будут обсуждаться социальный и
экологический демпинг. Это означает, что если,
например, в какой-то стране мало платят рабочим,
или если мало тратят на защиту окружающей среды,
то против нее могут быть введены соответствующие
санкции, например, в виде ограничения экспорта.
Уже сейчас можно предположить, что этот раунд
переговоров закончится точно так же, как в 1999
году в Сиэтле (США), когда на поверхности -
антиглобалисты, а, по сути, глубокие внутренние
противоречия практически раскололи эту
международную организацию и затормозили процесс
переговоров.
Кризис в ВТО,
спровоцированный событиями в Сиэтле обернулся
для России двухлетней паузой или двухлетним
мораторием на ужесточение условий вступления в
эту организацию. Появилась возможность
проскочить, успеть вскочить на подножку
уходящего поезда до декабря 2001 года, и российское
правительство решило этот шанс использовать. В
результате процесс переговоров резко ускорился
и к настоящему времени почти вышел на финишную
прямую.
Так что же это за
отредактированный вариант предложений, которые
наше правительство направило в ВТО, и о котором
говорил Алексей Кудрин? По мнению Сергея
Глазьева, эти предложения по большинству
отраслей просто дублируют ставки ныне
действующего тарифа. То есть, Россия взяла на
себя обязательство, во-первых, не поднимать
импортные пошлины выше того уровня, который
существует сейчас, а, во-вторых,
не изменять эти ставки в одностороннем
порядке. По конкретным отраслям этот уровень
колеблется от 0 до 25%. И теперь основной торг на
переговорах может идти лишь о том, по каким
позициям мы сможем держать повышенный тариф в
течение переходного периода, который длится, как
правило, в течение 3-5 лет.
То есть, Россия сама
себе связывает руки. Но дело даже не в этом.
Проблема в том, что ставки этих тарифов, во-первых,
взяты с потолка, а во-вторых, уже сильно занижены.
Они устанавливались по многим отраслям
произвольно, без каких-либо серьезных
обоснований. А в прошлом году правительство
вообще приняло решение о снижении ставок
импортного тарифа, с, мягко говоря, странной
мотивировкой. Поскольку де таможня у нас
насквозь коррумпирована, то импортеры так и так
ничего не платят, а пошлина превратилась в фикцию,
от которой только один вред. Поэтому
не будем себя обманывать: не хотят платить, пусть
не платят официально. Это называется
государственная импотенция. Кто посильнее да
понаглее, как, например, автомобилестроители, тот
сумел добиться более эффективной защиты своих
интересов, а у кого "лапа" оказалась менее
волосатой - как хочешь, так и живи.
Вообще, все, что
связано с вступлением России в ВТО отличается
какой-то недосказанностью
и недоделанностью. Вряд ли кто-нибудь из
разработчиков этого проекта возьмется
компетентно и детально ответить, какие конкретно
последствия будет иметь вступление в ВТО для
отдельных отраслей, в чем будут преимущества, в
чем потери? Одни общие слова, потому что ни
консультаций с отраслями и конкретными
предприятиями, ни анализа их
конкурентоспособности, ни анализа последствий -
не проводилось. Если где-то были хоть какие-то
тарифные ограничения, то они и были
зафиксированы по факту. А ведь есть отрасли, где
практически нет никаких ограничений на доступ
иностранного капитала: рынок строительных услуг,
рынок финансовых услуг, розничная торговля и
проч. Им-то как быть?
Вот примерно так мы
и собираемся вступать. И на вопрос: "будут ли
защищены национальные интересы России?", пока
никто с полной ответственностью ответить не
может. Судя по имеющейся информации,
правительство опирается в основном на свое
видение проблемы, игнорируя мнение
промышленников, организаций, представляющих
наших товаропроизводителей, депутатов
Государственной Думы, ученых-экономистов. А ведь
вступление в ВТО будет иметь для России весьма
серьезные и долгосрочные последствия. И по идее,
это должно делаться в интересах отечественной
промышленности, в интересах всей страны. Тогда почему решение
принимается столь поспешно, в узком кругу, и
почему о вступлении Росси в ВТО говорят не просто
как о решенном деле, а как о чем-то совершенно
неизбежном?
Тут есть
идеологическая, экономическая и личностная
подоплека. С идеологической точки зрения,
вступление России в ВТО - это, как говорят, еще
один шаг к интеграции в мировое хозяйство, выход
из изоляции и проч. Собственно, все реформы в
России, начиная с Петра, шли под знаменем
преодоления изоляции. Сначала прорубали окно в
Европу, потом возвращались в лоно мировой
цивилизации из варварского плена тоталитаризма.
С такого рода идеологией все понятно. На нее,
слава Богу, сейчас почти никто не обращает
внимания, ибо, в условиях глобальной конкуренции,
этой демагогии грош цена.
Сторонники
вступления в ВТО делают упор на экономических
преимуществах, который, якобы, получит Россия.
Более надежно будет защищена российская
интеллектуальную собственность, наши
предприятия органично впишутся в мировые
технологические цепочки. Должны снизиться
потери наших экспортеров, в том числе и от
антидемпинговых санкций. Что касается
преимуществ, все правильно, только их получит не
Россия. На самом деле реально усилится защита
иностранной интеллектуальной собственности в
России. Тезис о "технологических цепочках"
вообще из области абстракций, потому что все, что
можно было "встроить" уже давно встроено и
включено. А если у ТНК в дальнейшем будет
появляться интерес к тем или иным российским
предприятиям, то включить их в свои "цепочки"
для них не проблема, причем без всякого ВТО.
Остается защита
экспортеров. Но потери наших экспортеров от
антидемпинговых санкций оценивались в прошлом
году в $2,3 млрд. По мнению директора Института
проблем глобализации Михаила Делягина, по
сравнению с объемом экспорта в более, чем $100 млрд.
- эти потери не выглядят как весомый аргумент для
судьбоносных решений. Да ни один нормальный
российский металлург ради 2% от объема экспорта (даже
если для него это не 2, а 10%) страну гробить не
будет. А на фоне цифр невозврата валютной выручки
и вывоза капитала это вообще звучит как грустный
анекдот. И когда Греф говорит, что Россия получит
от вступления в ВТО за пять лет $18 млрд., это
похоже на блеф. Можно подумать, что нашу сталь
сразу допустят на рынок США. Просто
если раньше нас не пускали на рынок США с помощью
дешевых адвокатов, то теперь будут не пускать с
помощью дорогих адвокатов. Вот и вся разница.
Более того, даже если мы о чем-то там договоримся
с ВТО, санкции против нас все равно будут
применять. Просто процедура их применения будет
немножко более сложной. И дай Бог, если от
вступления в ВТО мы выиграем полмиллиарда
долларов по самым оптимистичным подсчетам.
Абсурдно звучат и
заявления о том, что вступление в ВТО благотворно
повлияет на улучшение инвестиционного климата, а,
соответственно, и на приток иностранных
инвестиций. Как показывает мировая практика, в
страны с не очень благоприятным инвестиционным
климатом, типа России, инвестиции приходят тогда,
когда не могут придти товары, или приход их
затруднен. И если сейчас российский рынок и так
уже достаточно широко открыт для товарной
экспансии, то после вступления в ВТО последние
преграды на пути товарной массы будут устранены,
а поток инвестиций, соответственно, может
иссякнуть совсем. Это может напрямую отразиться
на замедлении темпов экономического роста, чему
уже есть немало примеров в практике других стран,
экономическое развитие которых резко
замедлялось сразу после их вступления в ВТО.
Собственно говоря,
и без вступления в ВТО Россия могла бы добиться
более благоприятных для себя условий торговли,
если бы использовала общепринятые в мире
механизмы государственного регулирования.
Почему, например, Штаты считают для себя
возможным использовать такие инструменты защиты
рынка, как нетарифные барьеры, а Россия нет? Что
мешает? И почему из всего набора способов и мер по
защите конкурентоспособности мы уперлись только
в снижение курса рубля? И если вне рамок ВТО у нас
еще есть поле для эффективного
протекционистского маневра, то, вступив в ВТО,
Россия лишится даже гипотетической возможности
применять необходимые инструменты защиты.
Есть и еще одна
странная деталь поведения наших
правительственных чиновников, на которую
обращают внимание многие экономисты. Понятно,
что к вступлению в ВТО надо тщательно и долго
готовиться, чтобы сделать его максимально
безболезненным. Большинство стран, например,
старается перед вступлением ужесточать защиту
рынков, повысить тарифы с тем, чтобы потом их
снижение не сказалось бы на ухудшении
конъюнктуры. А как поступает Россия? Ровно
наоборот. В 1999 году средневзвешенный импортный
тариф был снижен с 16% до 10%, а с учетом льгот - и до
8%.
Все это говорит об
отсутствии у нас не только осмысленной
промышленной политики, но и даже чувства
самосохранения. Вот только один пример для
иллюстрации. Важнейшим элементом
конкурентоспособности российской экономики
являются низкие (относительно мировых) тарифы на
услуги естественных монополий. После вступления
в ВТО их будет гораздо труднее сохранить,
поскольку, вполне вероятно, что это будет
рассматриваться как субсидирование экспорта,
демпинг и проч. Это большая внутриэкономическая
проблема.
Но нельзя забывать
и о международных обязательствах России (таможенный
союз СНГ, союз России и Белоруссии), которые тоже
придется существенно корректировать. А это уже
геополитика. Россия стремится к многополярному
миру. Для нее важнейшим приоритетом являются
страны СНГ и возможность создавать региональные
блоки, союзы, рынки. Наконец, в условиях
враждебного окружения (НАТО на Западе, исламский
экстремизм на Юге) и при отсутствии надежных
геополитических союзников Россия вынуждена
участвовать в первую очередь в региональной
интеграции, создавать льготные режимы торговли
для своих политических партнеров. После
вступления в ВТО о своих национальных
приоритетах можно будет забыть. А вопрос о судьбе
союза России и Белоруссии остается вопросом на
засыпку.
В лоббировании
скорейшего вступления России в ВТО есть еще и
личностный аспект, а по-русски говоря, шкурный
интерес. Чиновники и прочие деятели, которые этим
занимаются, могут, например, сделать быструю
карьеру, продемонстрировать свою активность,
нужность, как-то выдвинуться. Это и очень хороший
шанс лично и очень удачно приобщиться к мировому
сообществу, причем за казенный счет, но главное,
можно завязаться с крупным бизнесом, оказаться
для него полезным и найти себе хорошее место
после увольнения с госслужбы. Поди плохо!
Стоит упомянуть и
еще одну причину ускоренного, а главное "неизбежного"
вступления России в ВТО. Это желание США. Их
интерес вполне понятен. В последнее время
путинская Россия для них становится все менее
управляемой, а потому более опасной. Значит надо
либо привязать ее деньгами, либо заменить
политической руководство более лояльным. А лучше
и то, и другое вместе. Ускоренное и плохо
подготовленное вступление России в ВТО будет
способствовать тому, что к 2003 году наша страна
столкнется с угрозой девальвации. И тут есть два
пути. Либо мы получим девальвацию по полной
программе, которая будет сопровождаться
политической катастрофой и приходом нового
лидера страны, более устраивающего американцев.
Либо перед угрозой девальвации мы снова будем
вынуждены взять кредиты, и, соответственно,
проводить проамериканскую политику.
Что из этого
следует? А то, что пока еще не поздно, надо семь
раз отмерить, и только потом, хорошенько подумать,
а стоит ли вообще резать-то? По мнению многих
российских экономистов, вступление России в ВТО
по своим разрушительным последствиям может
затмить многие другие славные начинания наших
реформаторов
Назад
Сайт создан в системе
uCoz