Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Советская тарелка

Галина Ильинична Литвинова была одним из немногих советских экономистов, которые пытались донести до людей правду о вопиющем неравенстве в советской экономике по развитию русских регионов и национальных республик СССР.

Я приведу лишь часть конкретных фактов, освещенных в [29].

Десятилетиями население нерусских республик и автономий было освобождено от налогов. Полностью или частично. Например. В 1945 году в Белоруски сельхозналоги были в несколько раз выше, чем в Грузии. Хотя война территории Грузии даже не коснулась.

Посмотрим соотношение труда и оплаты. В 1951 году колхозники на 1 трудодень получали: на Смоленщине - 890 грамм зерна и 17 копеек деньгами; в Эстонии — 1 кг 830 грамм зерна и 1 руб. 50 коп; в Таджикистане — 2 кг 40 грамм зерна и 10 руб. 05 коп. Доходы на русском селе были в десятки раз ниже, чем в остальных местностях СССР. А ведь это было время, когда большинство русских людей жило на селе.

А что мешало русским колхозникам больше зарабатывать?.. Может, действительно правы те “публикаторы”, которые выставляют русского мужика то лентяем, то пьяницей?

Судите сами. По мировому опыту известно: трудозатраты производства цитрусовых меньше, чем картофеля. Поэтому там, где растут цитрусовые, например в Италии, они в несколько раз дешевле, чем картофель. В СССР росли и картофель, и цитрусы. А закупочные цены на них? Картошка 10 коп. за килограмм, а мандарины 3-4 руб. - это устанавливала “самая справедливая система ценообразования”! Ясно, доход колхозника в Грузии или Таджикистане будет высоким. А как смоленские да калужские колхозники могли заработать так же на картошке? Им ведь для этого надо было затратить времени в 30-40 раз больше!.. Но у любого человека в сутках по 24 часа. А тёплого времени года на Русской равнине в два раза меньше, чем на Кавказе или в Средней Азии.

По советским законам в РСФСР оставалось только 50 % подоходного налога, а на Кавказе и Средней Азии - все 100 %. Вот такая была “дружба народов”. Русская поговорка: “Дружба дружбой, а табачок врозь” — работала в СССР везде, кроме русских регионов. Причем десятилетиями бюджеты большинства республик состояли из дотаций. Например, к началу 1990-х на 1 рубль своих средств получали дотаций: Таджикистан и Армения - 2 рубля, Грузия - почти 3 рубля. Ясно, что источник дотаций - это были русские регионы. Больше-то ведь неоткуда! Неудивительно неравенство в потреблении: в РСФСР - в 3-4 раза ниже, чем в Грузии, Армении, Эстонии. А производство на 1 русскую душу в 1,5 раза выше, чем в других республиках. Хотя в течении десятилетий рост капиталовложений из госбюджета в Кавказ и Среднюю Азию был в 5-6 раз больше, чем в русские регионы.

Экономика СССР была организована по тому же методу “нельзя-обязательно”. Нельзя русские регионы ставить наравне с республиками, обязательно нужно “поставить русских в положение более низкое...”

Аналитически экономика СССР сравнима с тарелкой. Низкие доходы и потребление в русских центральных областях России, и относительно высокие — в республиках. Вот и получается “тарелка” — края подняты над центром. Причем она делалась как путем непосредственных дотаций, так и предоставлением льгот и установления закупочных цен на сельхозпродукцию: высоких — для республик и низких — для русских областей. Так что вторая часть определения Ильина “интернационализм есть источник соблазнов” имеет вполне конкретный смысл.

Помните, чуть что, сразу призыв к “интернациональной помощи” - надо делиться по-братски. Но что значит - по-братски? Когда 6-8 братьев усядутся обедать за одним столом, вполне можно, хотя и не просто, делиться одной тарелкой. А когда 200 млн. человек более 100 национальностей? Их всех за один стол не посадишь. Вот тут-то “равенство народов” и показывает себя. Вот тут-то вовсю и проявляется “источник соблазнов”.

В борьбе за ресурсы, — это же просто невозможно отказаться от возможности питаться от такой большой “советской тарелки”! Это же такой “соблазн”!.. Тем более, когда знаешь, что наполнение “тарелки” — это обязанность “старшего брата”.

В реальной жизни старший брат всегда снисходителен к шалостям и просьбам своих младших братьев. Но до поры до времени. Иначе младшие легко превратятся в “нахлебников”.

Так и в “советской тарелке”. Русские снисходительно десятилетиями терпели просьбы об “интернациональной помощи”. И не заметили, как “младшие” национальности переросли их и по запросам, и по численности подрастающих детей.

Интернационализм - как ((источник соблазнов” очень удобен для создания “шума да крика” о дотациях малым народам. И нет ничего удивительного в том, что когда мы, русские, при “строительстве коммунизма” работали “на производство”, то националы работали “на своих детей”.

Соответствовала ли “советская тарелка” изменению рождаемости второй половины XX века? Сравним численнности 10-летних детей Русского мира и Средней Азии: узбеков, киргизов, таджиков и туркменов.

Чнсленоггь 10-летинх детей Русского миря и Средней Азии

1969г. – русских 2,5 млн., среднеазиатских 0,3 млн.

1989г. - русских 1,9 млн., среднеазиатских 0,9 млн.

2010г - русских 1,0 млн., среднеазиатских 1,2 млн.

В 1960-1980-е годы численность 10-летнихх детей: в Русском мире — уменьшилась на треть; а в Средней Азии — увеличилось в 4 раза. Так что надо осознать, мы, русские, трудясь в экономике СССР, на самом деле ударными темпами наполняли “советскую тарелку”, обеспечивая “производство детей Востока”. Этот вывод может нравиться, может не нравиться, но связь рождаемости с “советской тарелкой” — это факт.

“Советская тарелка” ухудшала жизнь в русских регионах, в них и резкое снижение рождаемости. В республиках “тарелка” подкармливала “националов”, в них и резкое увеличение рождаемости. Причем, утверждать, что “блага” из русских земель, перераспределяемые в республики, шли и на развитие русской жизни этих республик, оснований нет. Ибо, как видно из диаграмм 9 и 10, число русских рождений в республиках уменьшилось. И хотя рождаемость в Средней Азии 1990-х сократилась существенно, но к 2010 году численность 10-летних детей Средней Азии неминуемо превысит вырастание детей Русского мира.

Каждый народ сам обязан обеспечивать свое саморазвитие. Иначе — вырождение. Так что, нет резона предъявлять претензии к народам Востока СССР. Ведь они просто стремились добыть блага для своего саморазвития.

Конечно, разные народы используют разные способы добывания жизненных благ. Одни — “хлеб пашут, варят сталь да моют золото”, другим больше нравится торговать да перепродавать, третьим - клянчить да воровать, четвертым - вымогать да грабить первых и вторых... Так что считать шумные крики” новой “помехой” XX века — оснований нет. С точки зрения кибернетики, это просто “шум” и не более того.

В правильно организованной системе устойчивость от “шумовых помех” должна обеспечиваться автоматически. “Советская тарелка” — это пример неправильно организованной системы. Ведь в ней было экономически выгодно взращивать своих детей тем, кто питается из наполняемой “тарелки”. И невыгодно тем, кто “тарелку” эту обязан наполнять.

Для иллюстрации метода “советской тарелки” посмотрим, как она обеспечивала перераспределение средств на примере нефти. Известно: “Россия выручила с начала 70-х около 150 миллиардов долларов от продажи нефти” ([30], с. 35). Кто добывал эту нефть? Конечно, среди нефтяников всегда можно найти людей многих национальностей. Но все равно более 80 процентов на нефтепромыслах — это русские рабочие и инженеры. Куда они отправятся, когда “выйдут на пенсию”? Конечно же, большинство отправится на Русскую равнину. Где будут настаивать на льготах за работу в трудных условиях. И настаивать вполне справедливо. А куда же “ушли нефтедоллары”? “За эти же годы в республики Средней Азии было вложено около 150 миллиардов рублей... (Напомню рубль тогда был примерно равен доллару...) Только треть средств попадала на самые простые и малоэффективные мероприятия — открытый дренаж, остальные, строго говоря, шли в фонд потребления” ([30], с. 35). Таким образом, тюменские нефтедоллары просто “ушли на развитие” и “производство детей” Востока.

Конечно, это ненормально. Так, в Нечерноземье погибла половина деревень, а половина земель, некогда находившаяся в хозяйственном обороте, превратилась в “зеленую пустыню”. Мало кто верит, но у нас в Тарусе ещё до сих пор есть деревни, отрезанные от автодорог непролазной грязью, где доживают свой век старики без электричества. И это в 130 км от Москвы! А в самые высокогорные аулы Кавказа, кишлаки и юрты Средней Азии “свет” и дороги были проведены еще в 1970-е годы. Нравится - не нравится, но вся советская распределительная экономика была вопиюще несправедлива. От русских требовали: “Давай, производство давай!”, нерусским - “тарелку” подставили: “На, на - потребляй!” Ясно: в СССР “ложка” далеко, не соответствовала “сошке”.

Мы, русские, - действительно, легковерные люди. Десятилетиями нам внушали: интернационализм СССР - это воплощение добра, а национал-социализм — это исчадие зла. Однако взглянем на эти идеи без эмоций, отсеяв “шелуху” многословия.

Выше показано, что и в политике и в экономике с самого начала в СССР главенствовал принцип: “нельзя русских ставить наравне с другими народами, обязательно поставить русских в положение более низкое”. Но тоже происходило и в изображении Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Это достигалось постоянным внушением: победа была одержана благодаря “интернациональной дружбе”.

Для иллюстрации обратиться снова к “бухгалтерии цифр”.

Опустим, чтобы не бередить раны, события 1942 года, после которых Сталин принял решение выселить крымских татар, калмыков, карачаевцев, чеченцев, ингушей и еще кое-кого.

В первых десятилетиях XX века рождаемость и возрастной состав Европейской России и регионов Кавказа и Средней Азии были практически одинаковы ([12] с.14-45). Соотношение призывников в Красную Армию 1941-1945 гг. соответствовало национальному, где 66% составляли русские, украинцы, белорусы. Однако среди

погибших в боевых действиях на фронте русские народы составили 86,7%.

Неудивительно, что состав ветеранов войны в 1994 год таков: в России — 3 млн. 114 тыс.; на Украине - 800 тыс.; в Белоруссии — 181 тыс.; в Узбекистане — 84 тыс.; в Азербайджане — 38 тыс.; в Армении — 32 тыс.; в Киргизии — 27 тыс. Однако 50 лет в книгах, кино и выступлениях постоянно твердят о “интернационале” как главном факторе победы в войне!

Хоть во время войны, хоть в мирное время проводники идеологии “советской общности” на словах твердили о дружбе, о равенстве, о братстве, а на деле внедряли принцип: “нельзя о русских много хорошего, обязательно поставить русских в положение более низкое”. На практике же всегда проводилось: “русские интересы — ниже всего”. И резкое ослабление русского потенциала это есть следствие этого разрушительного принципа.

В. А. Башлачев - “Расовая бухгалтерия-2”

“Расовый смысл русской идеи”, вып.2. Москва, 2002 г.

HOME