НОВОСТИ
Информацирнная война
Запретные темы
Архив-zip
Ссылки в Internet
Приложения
Гостевая книга

Горе народу, коим правят те, кто должен ходить в лакеях!

Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров



##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.3201, 10 мая 2009 г. ****************##
##################################################################

ПРАВА ПРИРОДЫ: ЧТО ЭТО?
(желающие могут сообщить свое мнение непосредственно автору)

Здравствуйте!
Я написал статью о юридических аспектах развития прав Природы для
журнала. Выношу эту статью для возможного (если найдутся желающие, особенно
из экоюристов) обсуждения.
С уважением, Валерий Бриних (адрес - brinikh@radnet.ru)

9 мая 2009 г.

О правах Природы в России: юридический аспект

Сложившаяся сейчас этико-правовая и социально-экономическая системы не позволяют однозначно решать вопрос об исключении человеческого вмешательства в природные процессы хотя бы на том основании, что не допускают ограничения прав человека, в том числе и прав на различные формы природопользования, ради соблюдения прав даже не вида дикого животного (о чем можно говорить в рамках Конвенции о биологическом разнообразии), а каждого живого организма, как этого требуют приверженцы экологической этики. Для подобного ограничения прав людей нет правовой основы ни в Конституции Российской Федерации, ни в ратифицированных нашим государством международных договорах, ни даже в обычаях и общепринятой морали нашего общества. Поэтому представляется неизбежным в дальнейшем решать именно вопрос о (хотя бы) введении понятия <права диких животных> или <права Природы> в наш юридический обиход. Я уж не говорю о выравнивании в нашей правовой практике понятий <права человека> и <права природы>. Ведь это потребует, ни много, ни мало, революции как в умах, так и в законодательстве страны.

Пока, например, гражданское право будет рассматривать животных в качестве имущества (собственности), о каких правах вещи может идти речь? Какие права были у негров в Америке или у крепостных в России? Их продавали, дарили, меняли, как и любой другой товар, не спрашивая, нравится это им или нет. Разве у вещи было право голоса? Даже существующая в российском уголовном законодательстве ответственность за жестокое обращение с животными защищает в первую очередь не самих животных, а людей, которым эти мучения животных могут быть неприятными, и общественный порядок, который расценивает >издевательства над животными как посягательство на человеческую нравственность.
Не более того...

Но с развитием цивилизации и совершенствованием общественных отношений стало очевидным, что рабство сдерживает развитие производства и уже не соответствует новым активно формирующимся в обществе морально-нравственным отношениям. Борьба североамериканских колоний за независимость и последовавшая за этим гражданская война Севера с Югом официально освободила негров от рабства в США. Идеи Великой французской революции, Отечественная война 1812 года и модные революционные веяния в российской обществе способствовали отмене крепостного права в России. Победа в Великой >Отечественной войне над фашизмом в 1945 году и свежий воздух из Европы создали предпосылки к уничтожению гулаговской экономической модели и освободили из лагерей сотни тысяч рабов сталинского режима. Эти примеры, которых в истории человечества можно найти десятки и сотни, свидетельствует о том, что правозащитные вопросы могут сколько угодно подниматься в обществе отдельными личностями, но реально решаться будут только в условиях созревшей революционной ситуации и определенного стечения обстоятельств. Ведь и христианство изначально было всего лишь религией рабов в Древнем Риме, которые хотя бы в душе верили, что являются равными гражданам Римской империи, верили хотя бы в то, что являются людьми и имеют право на жизнь. Не в жестоком римском обществе, где ими кормили мурен в бассейнах и львов на аренах Колизея, а на вечную жизнь души после смерти бренного тела. Права Природы или права животных и растений как части Природы также когда-то будут признаны человечеством и возведены в ранг Закона. Но история учит, что это случится не завтра и даже не послезавтра. Что победа в борьбе за права Природы потребует огромных усилий, кропотливой многолетней, если не многовековой, работы по воспитанию общества и постепенному внедрению в сознание людей понимания того, что все живые существа на Земле такие же самоценные, как сейчас Человек. Поколение нынешних зоозащитников и адептов экологической этики может даже при жизни не ощутить никаких изменений в результате своей деятельности, но это не значит, что их усилия пропадут даром. Как говорится, вода камень точит. Законы диалектики учат, что, рано или поздно, количество переходит в качество. В настоящее время еще не созрела революционная ситуация, а государство и общество не готово пока по-серьезному ограничить права людей в угоду правам животных или, тем более, растений.

Сейчас на Земле развивается глобальный экологический кризис, наблюдается истощение природных ресурсов и ухудшение качества жизни людей в самых разных уголках планеты. Грядут войны за природные ресурсы, в первую очередь, за плодородную землю и питьевую воду. Прогнозируют даже, что третья мировая война, если и возникнет, то станет войной за мировой передел природных ресурсов, территорий для расселения народов, воды и пищи для миллиардов жителей Земли. Мне представляется, что только после такого передела или во время его могут создаться условия для выравнивания прав Человека и Природы, для принятия обществом мысли, что наши <братья меньшие> имеют, если не все, то хотя бы основные права наравне с людьми. Для освобождения Природы и ее компонентов от рабства потребуется основательная встряска в умах людей, осознание того, что так дальше жить нельзя! Для того, чтобы понятие <права Природы>, <права животных> или <права растений> вошли в обиход людей и в правовую систему государства, надо, чтобы люди уже не могли дальше жить без предоставления Природе, животным и растениям этих прав, не могло развиваться производство и связанные с ним общественные отношения. Именно на это сейчас должны быть направлены усилия адептов экологической этики, а не на немедленный результат в виде нежизнеспособных законов или отдельных запретов и ограничений прав людей.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показывает, что вся правовая система гражданских правоотношений основана на отношении к природным ресурсам, в частности к животным, как к имуществу, к чьей-то собственности (государственной, муниципальной, общественной или частной). Природа и ее компоненты исключены из состава участников гражданских правоотношений и являются не субъектами, а объектами таких правоотношений.

Такие же положения содержатся и в Конституции России, и в федеральном законодательстве о животном мире.

Согласно статьи 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, Основной закон страны рассматривает животный и растительный мир исключительно как ресурс для потребления человеком и требует его сохранения и благополучия не ради себя самого. А только ради благополучия людей.

Согласно статьи 137 Гражданского кодекса РФ, к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Кстати, примечательно, что гражданское законодательство предусмотрело данную норму только в отношении животных, <забыв> про растения и прочие живые организмы. Нормы статьи 4 Федерального закона <О животном мире> также рассматривают животный мир как имущество:

* Животный мир в пределах территории Российской Федерации является
государственной собственностью.

* К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами.

* От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти, указанные в настоящем Федеральном законе, в рамках их компетенции, установленной актами, >определяющими статус этих органов.

* Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

В то же время в российском законодательстве есть нормы, которые в некотором роде защищают право животных на жизнь, напрямую защищая животных от жестокого, негуманного к ним отношения. Такая норма предусмотрена частью второй статьи 137 Гражданского кодекса РФ, разными статьями Федерального закона <О животном мире>. Отдельная 245-я статья Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовное преследование за жестокое обращение с животными. Правда, находится эта статья не в главе <Экологические преступления>, а в 25-й главе, предусматривающей ответственность за преступления в области общественной нравственности. Административного наказания за жестокое отношение с животными российским законодательством не предусмотрено вообще, что существенно затрудняет борьбу с этим явлением на бытовом уровне.

Российская Федерация является одной из европейских стран, в которой отсутствует Федеральный закон <О защите животных от жестокого обращения>. 21 марта 2008 года Государственная Дума полностью сняла с рассмотрения законопроект <О защите животных от жестокого обращения>, который до этого 8 лет пропылился в ее кабинетах после того, как питерский юрист В.Путин, работавший тогда Президентом Российской Федерации, отклонил его по причине <отсутствия предмета правового регулирования>. Представлявшая законопроект председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н. Комарова сообщила, что созданная для доработки закона специальная комиссия прекратила свою работу, поскольку вопрос защиты животных уже урегулирован в действующем законодательстве, в том числе в федеральных законах <О животном мире> и <О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>. Мягко говоря, весьма оптимистическое заявление <главного по экологии> депутата.

Но эта неудача - не повод опускать руки. Можно и нужно продолжать работу по продвижению в Государственной Думе Российской Федерации проекта федерального закона <О защите животных от жестокого обращения>. При этом сосредоточиться надо на отработке требований к условиям содержания и обращения с домашними животными, а также животными, содержащимися в неволе и (или) используемыми для извлечения доходов. Эти требования понятны большинству людей, включая депутатов, а подобные способы использования животных не имеют организованного лобби, способного заблокировать принятие закона.

Требования же в части охоты, сельского хозяйства, звероводства, рыбного хозяйства, при получении продукции животного происхождения следует прописывать в виде рамочных и отсылочных правовых норм. Только таким образом можно обойти сильное ведомственное лобби и получить шанс на принятие закона, который в дальнейшем можно будет дорабатывать, изменяя и улучшая его.

Учитывая особенности принятия решений в Федеральном Собрании, второй путь развития законодательства, защищающего животных от жестокого обращения, является принятие соответствующих законов на уровне субъектов Российской Федерации. В регионах намного проще налаживать работу с депутатами, да и сами депутаты гораздо ближе к народу и реальной жизни. В большинстве субъектов Российской Федерации уже приняты и худо-бедно действуют законы и постановления по порядку содержания и обращения с домашними животными.

Например, в Республике Саха (Якутия) действует постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 243 <О Правилах содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)>, принятое в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. 45-3 N 425-II <О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев>. Т.е., эти нормативные правовые акты регулируют уже не только правоотношения при обращении с кошками и собаками, но и с так называемыми экзотическими животными, в т.ч. дикими, попадающими под действие СИТЕС.

Третий путь развития зоозащитного законодательства - накопление и совершенствование судебной практики, которая периодически обобщается и публикуется в виде решений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Это также непросто, хотя, с моей точки зрения, более действенно, чем попытки <достучаться> до депутатского корпуса.

На мой взгляд, существует еще один подход к совершенствованию природоохранного законодательства в части защиты <прав Природы>. Он опирается на уже существующие в некоторых федеральных законах и кодексах правовые нормы, трактующие природные компоненты не только как природный ресурс, но и как сам по себе самоценный объект, к тому же обеспечивающий жизнь и благополучное существование человека.

Согласно статьи 5 <Понятие о лесе> Лесного кодекса Российской Федерации, <использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе>.

К основным принципам российского земельного законодательства (статья 1 Земельного кодекса РФ) относится представление о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. При этом декларируется принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Одним из основных принципов российского водного законодательства (статья 3 Водного кодекса РФ) является представление о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав. При этом также декларируется приоритет охраны водных объектов перед их использованием.

В преамбуле Федерального закона <О животном мире> записано, что животный мир является неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы.

В основных принципах законодательства о водных биоресурсах (статья 2 Федерального закона <О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов> водные биоресурсы также учитываются и как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, и как природный ресурс, используемый человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как объект права собственности и иных прав на водные биоресурсы. По аналогии с водными и земельными ресурсами, декларируется приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.

Таким образом, целый ряд законов России существенно ограничивает (правда, пока в основном - на бумаге) даже права собственников на принадлежащие им компоненты природной среды, которые либо сами относятся к объектам животного и растительного мира, либо являются средой их обитания. Вспомним еще раз статью 137 Гражданского кодекса РФ, которая гласит, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Акцентируем также внимание на том, что права собственника ограничены в пользу именно права на жизнь принадлежащего ему <живого> имущества, учитывая современные представления о воде и почве как о чем-то больше живом, чем неживом. Следовательно, право на жизнь или, по крайней мере, право на сохранение своей сущности для некоторых природных компонентов уже заложено в правовые основы отношений, регулируемых земельным, водным, лесным законодательствами и законодательством о животном мире, включая водные биоресурсы. При этом данные правовые нормы являются приоритетными по отношению к нормам гражданского законодательства, в котором о праве на жизнь ничего не сказано. Это понятно, так как каждому человеку, от мала до велика, хотя бы на интуитивном уровне ясно, чем табуретка отличается от растущего дуба, а чучело лося или бутерброд с килькой от бегающего в лесу сохатого, колосящейся на поле пшеницы или плавающей в Черном море маленькой рыбки.

Живые организмы имеют право на жизнь, на благоприятную среду обитания, на гуманное к ним отношение. Это справедливо как по отношению к человеку, так и к любому объекту растительного или животного мира. А любой вид (подвид) имеет право на существование, исходя из международных правовых норм, заложенных в Конвенцию о биологическом разнообразии. Учитывая двойственный статус живых организмов и уже <распыленные> по отдельным нормативным актам правовые нормы, защищающие живые организмы и среду их обитания, наиболее перспективным (по значимости) является продвижение в Федеральном Собрании Российской Федерации законопроекта <О живых организмах в Российской Федерации>. Этот закон должен стать базовым по отношению к тем законам и иным нормативным правовым актам, которые регулируют охрану и использование биологических ресурсов, вторым по значимости в этой сфере после Федерального закона <Об охране окружающей среды>. Заложенные в нем понятия, основные принципы государственной политики и подходы к решению задач по сохранению и устойчивому пользованию биологическими природными ресурсами должны формировать и совершенствовать современную правовую базу природоохранного и природоресурсного законодательств, включая как уже принятые законы, так и те, которые еще необходимо принять (Экологический кодекс Российской Федерации, федеральные законы <О защите животных от жестокого обращения>, <О растительном мире>, <Об охоте> и др.). Для этого многие статьи закона <О живых организмах в Российской Федерации> должны носить рамочный характер и содержать отсылочные нормы к уже существующим или пока отсутствующим законам.

Представляется следующая наиболее рациональная структура данного законопроекта:

1. Общие понятия.

2. Опекунство и полномочия опекунов.

3. Основные права и законные интересы живых организмов.

4. Охрана живых организмов и среды их обитания.

5. Использование живых организмов.

6. Ответственность за нарушение прав и законных интересов живых организмов.

7. Международные обязательства Российской Федерации.

В настоящей статье хотелось бы кратко остановиться на понятии опекунства, а также на правах и законных интересах живых организмов.

Под опекунством я понимаю добровольное или в силу закона возложение на какое-либо лицо обязанностей по обеспечению нормальной жизнедеятельности живых организмов, осуществляемого на возмездной или безвозмездной (волонтерской, благотворительной) основе. Нечто похожее уже сформировалось в области правоприменительной практики работы с бездомными домашними животными или, например, животными, содержащимися в зоопарках. Новацией должно стать право опекуна представлять интересы своих подопечных в суде (без уплаты государственной пошлины, так как опекун несет социальную функцию, устанавливаемую государством).

К основным правам живых организмов относятся следующие:

1. На организменном уровне:

1.1. Право на жизнь.
1.2. Право на благоприятную среду обитания (произрастания).
1.3. Право на гуманное отношение и защиту от жестокого обращения.

2. На популяционном, подвидовом и видовом уровнях:

2.1. Право на существование.
2.2. Право благоприятную среду обитания (произрастания).
2.3. Право на ограничение (запрещение) пользования (для систематических единиц, внесенных в красные книги, списки СИТЭС и другие международные конвенции).

К основным законным интересам живых организмов, в свою очередь, можно отнести следующие:

1. На организменном уровне:
1.1. На воспроизводство.
1.2. На питание.
1.3. На оптимальные (жизненно необходимые) условия обитания (произрастания).

2. На популяционном уровне:

2.1. На сохранение (поддержание) оптимальной половозрастной структуры.
2.2. На оптимальные (жизненно необходимые) условия существования.
2.3. На оптимальную кормовую емкость среды обитания.
3. На видовом (подвидовом) уровне:

3.1. На поддержание оптимальной (в критических случаях - минимальной)
численности, необходимой для существования вида (подвида).
3.2. На сохранение в пределах исторического ареала.
3.3. На защиту от генетического загрязнения.

Исходя из вышеуказанных прав и законных интересов живых организмов, надо разрабатывать и соответствующие стратегии сохранения и использования биологических ресурсов.

Полагаю, что продвижение в этом направлении концепции <прав Природы> оживит находящееся сейчас в застое экологическое право и скудную судебную практику в этой сфере.

Валерий Бриних

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. *
********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Основная страница // Назад