Газета "Советская Россия" от 19 ноября 2002 г. № 131
НЕ РАЗБИРАЯ ДОРОГИ
Госдуме предстоит узаконить мрачный приговор жилищно-коммунальному хозяйству. Проявит ли она здравомыслие? Посчитается ли с жизненными интересами миллионов людей?
Развал
22 сентября 1993 года было принято постановление правительства № 935 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг”. Началась так называемая реформа. Прошло почти десять лет. Какой результат? Что достигнуто? На этот вопрос можно ответить только одним словом — развал.
Десять лет не выдерживаются сроки ремонта Оборудование, теплотрассы, водопровод и канализация работают на износ.
В Хабаровске сети и сооружения коммунальных служб изношены на 70-80%, работают на пределе.
А в других городах и поселках? 11 июля 2001 года Государственная дума приняла Обращение к президенту Путину и премьеру Касьянову, где сказано: “Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Российской Федерации. Однако за последние десять лет износ основных фондов в целом по отрасли превысил 70 процентов”
В Хабаровске 976 ветхих строений. В них нет нормальных условий для жизни. Есть опасность аварий с тяжкими последствиями. Чтобы переселить людей из этих строений хотя бы в скромные квартирки, хрущевки, при нынешнем финансировании потребуется 34 года. Не лучше положение в других городах.
Государство стало “экономить” на жилищном хозяйстве, ремонтные работы финансируются лишь на 25% от потребности.
Федеральная власть все более концентрирует в своем распоряжении доходы бюджета, а финансирование социальной сферы, в том числе жилищного хозяйства, перекладывает на регионы. На 2002 год в федеральном бюджете должны были быть выделены 118 миллиардов рублей, чтобы финансировать льготы ветеранам и инвалидам. Но зги деньги не были выделены. По Хабаровску требуется 350 млн. рублей. В 2001 году город получил лишь 7% от этой суммы. На 2002 год правительство и Минфин обещали 30%, но пока дали только 12%.
Еще одна проблема. Весь жилой фонд “свалили на муниципалитеты”. Прежние хозяева домов и оборудования (промышленные предприятия, ведомства, военные) не позаботились привести жилфонд в порядок, отремонтировать. Передавали муниципалитетам в неудовлетворительном состоянии.
Если раньше предприятия и ведомства свой жилфонд содержали за счет своих и бюджетных средств, то теперь эти деньги должен где-то изыскивать муниципалитет...
Таким образом, крайними оказались предприятия ЖКХ, у них огромное сложное хозяйство, которое финансируется на четверть от потребности. В Хабаровске на конкурсном управлении уже 5 жилищно-коммунальных трестов. По логике “рыночников” эти тресты надо банкротить и их имущество распродать. Вот только куда девать жильцов?
Работники ЖКХ сегодня, можно сказать, на передовой. В очень трудных условиях они должны поддерживать свое хозяйство в рабочем состоянии. Какая у них зарплата?
Значительно ниже, чем в других отраслях. В 2002 году в Хабаровске среднемесячный доход на душу населения - 3916 рублей. Работник ЖКХ получает в среднем в месяц на руки 2806 рублей — почти в полтора раза меньше. Но и эту зарплату ему пока еще можно платить только потому, что 50% рабочих мест не заполнены. Если штаты будут полностью укомплектованы, то средняя зарплата в ЖКХ будет в два раза меньше—1403 рубля...
Из-за недофинансирования идет подрыв кадрового потенциала коммунальных служб, специалисты уходят.
Программа правительства по жилищно-коммунальной реформе
Федеральная целевая программа “Жилище” на 2002-2010 годы: “Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам...”
Итак, “коренной поворот к рынку” Можно ли делать этот поворот, козда ЖКХ на грани катастрофы? Главная задача государства сегодня - не допустить катастрофы. Должен быть план — конкретный и практический, как эта сделать. Сегодня шаги к рынку могут быть только втой мере, в какой они не проти-воречат выходу из кризиса. Потом, кстда кризис будет преодолен, можно будет более свободно двигаться к рынку.
В документах правительства нет плана, как не допустить катастрофы ЖКХ.
Правительство перекладывает ответственность за ЖКХ на регионы и на самих жильцов. Есть ли в распоряжении регионов и жильцов ресурсы, достаточные для вывода ЖКХ из кризиса?
Ресурсы регионов
Из “Подпрограммы” правительства: “...основные бюджетные средства на реализацию программы (“Жилище— Ю.К.) будут выделяться из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов”.
Бюджетам Субъектов Федерации Центр устроил, я бы сказал, харакири вдоль и поперек. С одной стороны, возлагает на них все больше выплат, с другой - режет им доходы.
Какая часть доходов поступала в федеральный бюджет (остальное в бюджеты регионов):
1998г. 47,4%
1999г. 50,7%
2000г. 54,0%
2001г. 59,4%
Фактически признано: “Ситуация с подготовкой к предстоящей зиме в России сейчас хуже, чем в прошлом году. Это связано с тем, что в более тяжелом положении оказались бюджеты ряда субъектов России из-за того, что было принято политическое решение о повышении зарплаты бюджетникам. На подготовку к зиме резервов у субъектов Федерации практически нет, те средства, которые раннее направлялись на подготовку к зиме и закупку топлива, были перераспределены на выплату повышенных зарплат”.
Выходит, “виноваты” учителя и врачи—им зарплату повысили. Я считаю, что ВИНОВАТО ПРАВИТЕЛЬСТВО. Интересно, о чем они там думали, когда в “Подпрограмму” записали, что “реформу” ЖКХ должны финансировать бюджеты регионов?
Ресурсы жильцов
Идею в полной мере использовать ресурсы жильцов подал Международный валютный фонд (МВФ) Кредитуя Россию, он поставил жесткие условия: свободная купля-проджа земли и полная, на все 100%, оплата населением жилищно-коммунальных услуг. (См. В.Кузнецов. Отношения России с МВФ. “Мировая экономика и международные отношения” 2002 № 7, стр. 48.) Правительство России взяло под козырек — будет исполнено!
Специалисты предостерегали, переход на 100-процентную оплату жилья населением — это авантюра, которая может привести к тяжким последствиям В результате реформы многие фактически окажутся на грани выживания, а в число имеющих доходы ниже прожиточного минимума попадет в целом около половины населения.
Из обращения Государственной думы к президенту и премьеру от 11 июля 2001 года: “Депутаты... разделяют озабоченность граждан Российской Федерации возможными негативными социальными последствиями этой реформы, в частности, планирующимся переходом к оплате потребителями всех видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в размере 100 процентов их стоимости”
В Государственную думу поступили десятки обращений законодательных собраний субъектов РФ. Высказывались предложения приостановить реформа ЖКХ и пересмотреть ее концепцию.
Правительство, однако, к этим советам не прислушалось. Программа “Жилище” (постановление № 675 от 17 сентября 2001 года): “Доля платежей населения в покрытии затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла более чем в 20 раз и достигла 62,3 процента” Правительство не собирается на этом останавливаться и требует “резко ускорить” реформу ЖКХ.
Субсидии малоимущим
Это предусматривалось с самого начала, уже в постановлении № 935 (сентябрь 93-го). На протяжении 8 лет условия и порядок предоставления субсидий менялись, отрабатывались, и, наконец, в “Подпрограмме” 2001 года все утряслось.
Жильцы должны платить за жилье не более 22% от их семейного дохода. Если плата за квартиру, отопление, воду, канализацию, электричество и газ превысила 22% от семейного дохода, то эта семья малоимущая; и она имеет право на субсидию.
Право на субсидию семья имеет только в том случае, если площадь квартиры не превышает “социальной нормы” Один человек — общая площадь квартиры не должна превышать 33 кв. м, семья из двух человек - не более 42 кв. м, семья из нескольких человек - на каждого не более 18 кв. м.
“Подпрограмма” (постановление № 797 от 17 ноября 2001 года): “...в условиях полной оплаты жилищно-коммунальных услуг населением потребность в финансировании жилищных субсидий начиная с 2004 года составит около 40 млрд. рублей в год и может возрасти в случае опережающего роста тарифов на газ и электроэнергию”
Механизм предоставления субсидий
Программа “Жилище” предусматривает: создать систему персональных социальных счетов граждан. На эти счета перечислять адресно (малоимущим) субсидии на оплату жилья.
Казалось бы, все хорошо! Население будет платить 100% за жилье, а малоимущим на их счета будут начислять субсидии. Но возникают проблемы.
Проблема№1
Программа “Жилище” ставит задачу: “Создание до конца 2003 года устойчивых бездотационных (подчеркнуто мною— Ю.К.) механизмов финансирования содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры...”. Такая постановка задачи затуманивает суть дела. ЖКХ остается дотационным. Ведь 40 миллиардов рублей в год, а дальше еще больше должны дотировать бюджеты. Меняется только механизм дотаций. Раньше они поступали прямо жилтре-стам, а теперь будут поступать на счета граждан, а граждане будут платить предприятиям ЖКХ.
Вопрос жизненный, практический: в современных реальных условиях какой механизм дотаций лучше? Прежний — прямо жилпредлриятиям или новый
- гражданам, а они заплатят предприятиям ЖКХ. Основательного, аргументированного ответа еще нет.
Проблема№2
Как отличить неимущего от богача, который представил липовую “справку” о “бедности” и требует субсидию на оплату жилья? В Хабаровске было немало таких случаев. Например, владелец сети магазинов представил документ, что его доход — всего 1200 руб. в месяц; официант преуспевающего ресторана представил справку, что его заработок — 200 руб. в месяц.
Согласно “Подпрограмме”, в России 14 миллионов неимущих семей, которые нуждаются в субсидиях на жилье. В каждой семье в среднем двое работают или на пенсии, или имеют какой-то другой доход. Следовательно, надо проверить доходы 28 миллионов человек. Какой аппарат с этим справится?
Насколько успешно решалась проблема? В Хабаровске в 2001 году нескольким тысячам фальшивых “бедняков” было отказано в предоставлении субсидий. Но на субсидии мэрия расходовала сотни миллионов рублей, значительно больше, чем по первоначальным расчетам.
Как контролировать обеспеченность? Семья купила “мерседес” на имя старенькой бабушки, которая живет в другой квартире, в другом конце города. Свои доходы семья также зачисляет на счет в банке этой же бабушки. Бабулька живет в маленькой квартирке и платит сто процентов. Ее родственники-богачи за свою роскошную квартиру в двести кв. метров, в которой они зарегистрировали кучу фиктивных жильцов, не хотят платить полностью, требуют субсидий...
Короче говоря, проблема № 2 — это очень серьезная проблема, и еще не ясно, как ее решать, каким механизмом.
Проблема№3
Из какого бюджета финансировать субсидии малоимущим? Из федерального или из бюджетов субъектов Федерации, или из муниципальных?
Когда на Госсовете РФ в мае 2001 года обсуждался проект программы реформы ЖКХ, Анвар Шамуза-фаров заявил: “Это вопрос, на который правительство не может сегодня дать ответа”.
Как же так? С одной стороны, в директивном документе правительства (постановление № 797 от 17 ноября 2001 года) предписано: начиная с 2004 года финансировать жилищные субсидии на сумму 40 миллиардов рублей в год. С другой стороны, правительство не знает где, из каких бюджетов взять эти деньги. Похоже, наши правители так торопятся к “рынку” ЖКХ, что не разбирают дороги. Подумали ли в Белом доме, что в спешке можно и дров наломать, и получить неблагоприятные политические последствия?
Скорее всего, центр бросит субъектов Федерации и муниципалитеты на произвол судьбы. Финансируйте, мол, жилищные субсидии, а деньги берите, где хотите...
Саморегулируемые организации, кондоминиумы жильцов
В апреле 2002 года глава Минэкономразвития Герман Греф выступил в Госдуме и сделал интересное заявление.
Во-первых, надо пересмотреть программу Госстроя о переходе на 100-процентную оплату жилья к концу 2003 года. Похоже, реформатор учел, что у населения еще нет денег на такую оплату.
Во-вторых, он предложил перечислять из бюджета на специальные счета в банках “единую жилищно-коммунальную субсидию” всем квартиросъемщикам. (И бедным, и богатым?) Субсидия будет “дифференцированная”, то есть разная, “в зависимости от площади жилья и категории льготности квартиросъемщика”.
Греф полагает, что субсидии гражданам на оплату жилья будут “стимулировать население к созданию саморегулируемых организаций — кондоминиумов, которые будут нанимать поставщиков услуг ЖКХ на основе свободного выбора”. “Мы не будем отдавать эта деньги чиновникам, как сейчас, и это будет стимулировать появление конкуренции в ЖКХ”. (Программа реформирования ЖКХ будет пересмотрена. “Известия”, 2002, 19 апреля.)
Предлагается такая схема:
Жильцы получают субсидии из бюджета (на счета в банке), самоорганизуются в товарищества собственников жилья (ТСЖ, они же кондоминиумы)
.
ТСЖ нанимают управляющую компанию (службу заказчика), которая должна управлять жилищно-коммунальным хозяйством.
Управляющая компания, в свою очередь, нанимает предприятия, которые осуществляют работу: своевременный ремонт и поддержание в работоспособном состоянии всего оборудования и всех коммуникаций; обеспечивают подачу тепла, газа, воды, электричества, работу канализации; ремонт домов в технически обоснованные сроки.
Эта схема основана на конкуренции. Управляющие компании конкурируют между собой, и жильцы (ТСЖ) выбирают самую эффективную из них и самую дешевую. Управляющая компания, в свою очередь, из предприятий-конкурентов выбирает самых эффективных и самых дешевых.
Таким образом, должен быть обеспечен высокий уровень (качество) коммунальных услуг при умеренной и даже низкой оплате.
Вроде бы стройная схема, но как она работает на практике?
Рассмотрим информацию из Чувашской Республики, из Москвы, из Хабаровска.
Р.Ильяной, заслуженный работник ЖКХ Чувашской Республики: “В Чувашской Республике... образовано около ста товариществ собственников жилья. Те из них, которые пользуются правом управления и распоряжения общим имуществом (жилищно-коммунальным. — Ю.К.), не имеют задолженности ни по одному виду коммунальных услуг. А стоимость услуг для членов товарищества примерно на 10 процентов ниже, чем в государственном и муниципальном жилье, и на одну треть ниже затрат на содержание жилья (за чей счет? — Ю.К.) По собственной инициативе товарищества активно внедряют приборы регулирования и учета тепла, воды, газа, благоустраивают прилегающую территорию, на конкурсной основе подбирают подрядные организации для ремонта. Рационально распоряжаясь общим имуществом, создавая свой инвестиционный фонд, товарищества способны организовать локальное теплоснабжение (от своей котельной? — Ю.К) и реконструкцию домов... такие товарищества поддержат беднейшие слои населения, которым не под силу сегодня плата за коммунальные услуги”. (Мой дом — чья крепость? “Парламентская газета”, 2002, 3 августа).
Казалось бы, все хорошо! Прекрасная маркиза! Но вот информация из Москвы: “Г-ну Бродину — инженеру-теплоэнергетику по профессии, бывшему начальнику инспекции Контрольно-счетной палаты Москвы — не нравится, что любые изменения в ЖКХ осуществляются непрофессионально, кавалерийским наскоком... Предполагается, что жителям станут напрямую перечислять деньги из бюджета (сейчас ежемесячно микрорайон получает дотации — более двух миллионов рублей), а они уже сами будут с ними выходить на рынок услуг и искать обслуживающие компании. Но эта
акция чем-то похожа на строительство коммунизма. Возможно, изменив порядок субсидирования, бюджет сэкономит средства, но при этом оставит потребителей (жильцов. — Ю.К.) наедине с разваливающимся ЖКХ. Ведь никакого рынка услуг пока и в помине нет. Да и вряд ли он появится. Тепло и воду, кроме монополистов в лице “Водоканала” и “Гортепла”, подавать некому”. (И.Ступин. Хозяйство абсурда. “Эксперт”, 2002, № 30, стр. 20-21).
Информация из Хабаровска. В городе на начало августа 2002 года было зарегистрировано 32 товарищества собственников жилья. Проводятся собрания жильцов по выборам домовых комитетов и старших по подъезду. Вместо жилтрестов появились службы заказчика и подрядные хозрасчетные муниципальные предприятия по содержанию и ремонту жилья.
Как работает эта система? Из интервью начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города С
.Чернышова: “Созданные на сегодняшний день товарищества собственников жилья только учатся веста хозяйственную деятельность. У них много проблем. Но в большинстве товариществ платят за жилищные услуги на порядок меньше ставок, утвержденных для населения города... Такая ситуация достигается у тех собственников, ще имуществом управляют профессионалы (подчеркнуто мною. — Ю.К.), где используют технологию энерго-ресурсосбережения, где существует заинтересованный контроль со стороны жильцов за использованием и экономией средств”. (Дешевле услуга — ТСЖ заслуга. “Хабаровские вести”, 2002, 22 августа, стр. 4).
Но ситуация имеет и другую сторону— большинство населения еще не проявляет активность, чтобы самоорганизоваться и взять под контроль ЖКХ. 32 товарищества собственников жилья — это очень мало для города с населением 600 тысяч человек.
На мой взгляд, надо не упускать из виду следующее:
Во главе организации жильцов, ТСЖ, должны стоять профессионалы, или ТСЖ должен нанимать профессионалов. Кухарка, врач, учитель, рабочий, предприниматель и коммерсант (жильцы) не сумеют квалифицированно руководить жилищным хозяйством. Сумеют ли они на общественных началах после трудового дня или по выходным работать напряженно, в полную силу? Следовательно, ТСЖ необходим какой-то минимальный штат чиновников, хотя бы председатель и бухгалтер. Надо, может быть, заимствовать опыт организации и работы жилищных кооперативов советского периода.
Герман Греф считает, что субсидии из бюджета на финансирование жилищного хозяйства надо передавать не чиновникам, а организациям жильцов. И жильцы, мол, будут разумно ими распоряжаться. Возникает вопрос: а какой будет механизм распоряжения этими субсидиями, кто будет решать, на что их потратить, и кто будет нести ответственность за правильное, целевое и экономное их расходование?
Конкуренция
Это одна из главных догм наших “рыночников”. Чубайс реформирует электроэнергетику, чтобы там была конкуренция, и обещает, что благодаря этому тарифы снизятся. Но пока они круто лезут вверх.
Из “Подпрограммы” правительства:
“В результате развития конкурентных (подчеркнуто мною. — Ю.К.) отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов...”
Почему на 20%, а не на 30% или на 10%?
“Одна из основных задач реализации второго этапа подпрограммы — создание конкурентной среды в жилищной сфере”.
Представляете: в каждом поселке, в каждом квартале города по “новейшей технологии” построим свою локальную энергостанцию. Как только мы это начнем, Чубайс от испуга сразу снизит тарифы и будет просить нас не отключаться от РАО “БЭС” и ее дочек... Вот только в какую копеечку обойдется такая “технология”?
На мой взгляд, мы тут ударились в рыночную фантазию. Мировой опыт и опыт нашей страны — энергия крупных систем дешевле.
Для поселков и деревень вспомогательным (дополнительным) источником энергии могут стать ветростанции, солнечные станции, малые гидростанции. Эти технологии надо развивать. Что касается малых гидростанций, то надо быть осторожным, чтобы не испортить природу вокруг рек.
“...формирование локальных рынков тепловой энергии путем разделения монопольной транспортировки тепловой энергии и конкурентного производства” что предполагает юридическое выделение и передачу в управление различным хозяйствующим субъектам муниципальных сетей и источников тепла”.
Допустим, в нашем доме в порядке конкуренции на домкоме мы решили: теплотрасса слишком дорого с нас берет, вырвать ее и подключиться к другой. Но ведь это технически невозможно. Слава Богу, что авторы “Подпрограммы” все же додумались — на трубы теплотрасс может быть только монополия.
Но они считают, что между источниками тепла (ТЭЦ), мол, должна быть конкуренция. Одна выдает тепло дешевле, а другая дороже. Надо переключаться к более дешевой. Фирма теплотрасс по требованию жильцов должна эти переключения обеспечивать.
Возникает вопрос:
— Если ТЭЦ будет одна фирма, а теплотрассы — другая, то кто будет отвечать за надежное, безаварийное теплоснабжение? В кризисной ситуации, зимой — авария, надо срочно восстанавливать теплоснабжение. Авария где-то на стыке между ТЭЦ и трубами. Фирмы начнут сваливать ответственность друг на друга:
мол, ты виноват, вот и работай, восстанавливай, трать свои ресурсы; нет, ты виноват — ты восстанавливай! А народ мерзнет.
А как будет с ценами, тарифами? Ведь и фирме ТЭЦ нужна прибыль, и фирме труб, теплотрасс, тоже нужна прибыль...
Как авторы “Подпрограммы” мыслят конкуренцию в сферах водопровода и канализации?
Выводы
В принципе внедрение конкуренции в жилищно-коммунальное хозяйство там, где она технически возможна, дело полезное. Но надо в полной мере учитывать реальные условия. На мой взгляд, авторы “реформы” это не учитывают. Они надеются, что “невидимая рука рынка” сама все исправит. Не разбирая дороги, они торопятся к 2005 году все перевести на конкуренцию. Они не учитывают главное препятствие.
Главное препятствие. Для конкуренции нужен достаточно высокий платежеспособный спрос. Фирмы по вывозке мусора, по обслуживанию лифтов и другие встанут в очередь заключать договор подряда на работу только в том случае, если выполнение подряда будет хорошо оплачиваться и давать нормальную прибыль. А если у ТСЖ денег немного, хорошо платить они не могут, то откуда возьмется конкуренция?
Провал “реформы” ЖКХ
В июне прошлого года, вернувшись с заседания Госсовета, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев провел пресс-конференцию: “... у верховной власти вся политика в ближайшие годы сводится к тому, что население будет платать больше не только за услуги ЖКХ, но и за транспорт, за образование, за здравоохранение. Какой же тогда должен быть уровень доходов у этого самого населения, чтобы освободить государство от социального ярма? В два-три раза больше нынешнего. А правительство делает расчет, что доходы повысятся на 30-Ю процентов... И тогда возможны такие варианты: либо государство по-прежнему возьмет этот груз на себя, либо так называемая реформа ЖКХ провалится” (“Тихоокеанская звезда”, 2001,5 июня).
Ишаев один придерживается такого мнения? Может, прошел год и оно устарело? Нет. Недавно интервью “Ведомостям” дал Герман Греф и высказал в принципе такое же мнение: “...что касается ЖКХ, то сегодня для населения во многом все свелось к повышению стоимости услуг; что никак не сказалось на их качестве”.
Ни в одном документе правительства, ни в одном интервью Грефа и Шамузафарова ничего не сказано о том, как предотвратить катастрофу ЖКХ.
Чтобы предотвратить катастрофу, нужны деньги.
Где взял” деньги на жилищно-коммунальное хозяйство?
“Подпрограмма”: “Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также на модернизаций систем водоснабжения и канализации составит 510,47 млрд. рублей”.
Где взять эти полтриллиона?
“Подпрограмма” предусматривает:
Из федерального бюджета всего лишь 4,93 млрд. рублей, меньше чем одну сотую.
Займы международных финансовых организаций — 5,46 млрд. рублей.
Из бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов (муниципальных), из средств предприятий ЖКХ, заемных средств, 500,08 млрд. рублей.
Вот это уже фантастика. Чтобы регионы, муниципалитеты, сами ЖКХ изыскали где-то полтриллиона? Нереально.
Где же взять деньги? Надавить на население 100-процентной платой повышенных тарифов? Вместо денег мы можем получить социально-политический взрыв.
Пусть федеральный бюджет полтриллиона заплатит. Тоже фантастика. Бюджет становится все более напряженным. На этот год был запланирован профицит (превышение доходов над расходами) 178,3 млрд. рублей, но реально получается что-то около 58 млрд. рублей. На будущий год бюджет будет еще более напряженным, так как надо ощавать 17 млрд. долларов внешних долгов.
Так где же все-таки взять деньги?! — У богатых.
Вот, например, господин Ходорковский. Был комсомольский вожак, горел энтузиазмом. Его состояние сегодня оценивается в 8 млрд. долларов. Ежемесячный доход — 567 миллионов рублей. На вопрос телеведущего, почему он стал банкиром, Ходорковский ответил: “Деньги они ведь такие красивые!…”.
Михаил Борисович! Деньги, конечно, красивые, но надо поделиться с народом. Немного. Иначе будет катастрофа ЖКХ, и вы в своих коттеджах спокойненько не отсидитесь.
Как взять деньги богатых? Как делают в Соединенных Штатов Америки. В середине июля с.г. там был внесен законопроект Сарбанеса-Оксли и в рекордно короткие сроки, в том же июле, был принят и подписан президентом. Теперь это закон. Закон устанавливает за мошенничество с документами финансовой отчетности - тюремное заключение до 20 лег за
мошенничество с ценными бумагами - до 25 лет.
Буш заявил: для мошенников наступят “тяжелые времена”. 950 крупнейших корпораций представляют в Федеральную комиссию по ценным бумагам документы, подписанные их руководителями, где сказано, что финансовая отчетность, опубликованная ими в прошедшие годы, соответствует действительности. А если “схимичат” — тюрьма. Вот какая ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЛЯ в США. Нам бы такую! И закон строгий нужен. И никто нас не упрекнет. В Китае богачей-мошенников расстреливают, а мы, как
в Америке, всего лишь будем сажать их в тюрьму на 25 лет.
Какими цивилизованными и справедливыми способами можно взять деньги у богачей в условиях Российской Федерации?
“Аиф” (2002,34, стр. 2) сообщает “В Кремле намерены положить конец бегству капиталов из России. Обещают амнистию тем, кто капиталы вернет. Но предусмотрены и карательные меры — закон, который запретит владеть российскими предприятиями через заграничные оффшоры. (В оффшоре фирма, владелец предприятия, регистрируется и таким путем уходит от платы российских налогов). Запрет — правильная идея, но только закон должен быть строгий, как в Америке, —до 25 лет тюрьмы за нарушение запрета”.
Необходимо также:
Принять закон “О возмещении государству стоимости предприятий, приватизированных по заниженой цене”.
Принять закон о прогрессивном подоходном налоге. Внести изменения и дополнения в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса. За уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере установить наказание — лишение свободы на срок до 25 лет с конфискацией имущества.
Установить государственный контроль над торговлей природными ресурсами, чтобы природная рента поступала в доход государства.
Установить государственный контроль над лесной промышленностью и экспортом леса и песо-продукции.
Такие законы и меры, если провести их в жизнь продуманно и решительно, положат конец разворовыванию России и дадут в бюджет дополнительные доходы на сумму около 150 миллиардов долларов в год или даже больше.
“Реформаторы” построили у нас не производительный, а паразитический капитализм. В России немало честных предпринимателей и коммерсантов, но господствуют олигархи и спекулянты. Они РАЗРУШАЮТ СТРАНУ. Распродают российские ресурсы и каждый год вывозят в дальнее зарубежье 20-30 миллиардов долларов. Государственная ВЛАСТЬ должна положить этому конец. Взять под свой жесткий контроль природные ресурсы, их экспорт и получаемые доходы. Тогда будут деньги и на жилищно-коммунальное хозяйство, и на все остальное.
Пусть олигархи богатеют, но не за счет бегства капиталов, а вкладывая капиталы в Россию, развивая здесь экономику, инфраструктуру и социальную сферу. Почему бы господину Потанину не вложить капиталы в жилищно-коммунальное хозяйство Норильска? В конечном счете это даст прибыль. Чем лучше будут условия жизни людей в Норильске, тем производительнее они будут работать на Норильском комбинате. Почему бы господину Абрамовичу не превратить Анадырь в образцово-показательный город, чтобы там условия жизни были даже лучше, чем в городах Аляски.
Как должна быть организована работа по жилищно-коммунальному хозяйству
Допустим, государство взяло под контроль природные ресурсы и деньги на ЖКХ выделены. Как должна быть организована работа?
“Подпрограмма” возлагает руководство “реформой” ЖКХ и контроль за ходом ее выполнения на Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Но фактически руководят одновременно и Госстрой (Шамузафаров), и Минэкономразвития (Греф). Каждый из них дает “руководящие указания”, не очень согласованные друг с другом. Руководит ЖКХ и Минфин (Алексей Кудрин). Ведь именно Минфин разрабатывает бюджет и устанавливает, сколько денег будет ассигновано на ЖКХ.
Кто на уровне правительства персонально отвечает за состояние жилищно-коммунального хозяйства в целом? Нет такого. Шамузафаров всегда может сослаться на то, что денег нет — Минфин не выделил, Минэкономразвития чего-то не обеспечил.
Нет согласованности между Законом о льготах и Законом о бюджете.
Единственное, в чем Госстрой, Минэкономразвития и Минфин ведут согласованную политику, — спихнуть всю ответственность за ЖКХ на регионы. С другой стороны, забрать у регионов доходы, оставить минимум, пусть выкручиваются.
Правительство торопится также свалить ответственность за ЖКХ и на самих жильцов, кондоминиумы, ТСЖ, домкомы. Нельзя искусственно форсировать самоорганизацию жильцов. Будут только видимость и показуха.
Если взять государственную иерархию от Белого дома и до муниципалитетов — нет четкого, конкретного распределения ответственности и ресурсов. Какой орган за что отвечает и какими он наделен ресурсами?
Сохранять и дальше всю эту неразбериху КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. ЖКХ - базис жизни народа государства. Как говорится, не дай Бог если он разрушится. Понимают ли в Кремле и в Белом доме, какие будут последствия?
Необходимо:
Назначить вице-премьера, персонально ответственного за руководство жилищно-коммунальным комплексом в целом. Наделить достаточной властью, чтобы его указания и директивы, касающиеся ЖКХ, исполнялись и Госстроем, и Минэкономразвития, и Минфином.
Продумать и утвердить на уровне президентского указа структуру государственного управления жилищно-коммунальным комплексом, четкую и конкретную иерархию: какие органы в центре и в регионах, за какие участки работы отвечают и соответственно какими ресурсами распоряжаются.
Что касается разделения правомочий, ответственности и ресурсов между субъектами федерации и муниципалитетами, то пусть они сами эту иерархию устанавливают с учетом условий своего региона. Но тоже четко, конкретно, определенно. Эта иерархия должна быть закреплена постановлениями глав администраций регионов.
Надо также устранить правовую неразбериху, когда Закон о бюджете противоречит Закону о льготах для ветеранов и инвалидов. При вице-премьере, ответственном за ЖКХ, должна быть комиссия юристов, которая анализировала бы нормативные акты федерального уровня, относящиеся к ЖКХ, находила бы противоречия и вносила бы предложений по их устранению. Аналогичные комиссии надо иметь и на уровне субъектов Федерации, чтобы устранять противоречия в их нормативных актах. Эти комиссии могут иметь минимальный аппарат — председатель и секретарь. Причем оба они могут занимать одновременно еще какие-либо должности управленческого характера. Главную работу по анализу нормативного материала должны делать внештатные консультанты-специалисты. Вскрывать противоречия в нормативные документах и ставить эти вопросы перед комиссией юристов будут и сами практические работники аппарата управления ЖКХ. Ведь они об эти противоречия, можно сказать, больно стукаются лбом в ходе практической работы.
Надо разработать СТРАТЕГИЮ по ЖКХ. Без фантазий, с учетом реальной обстановки.
Стратегия должна предусматривать два этапа.
Первый. Мобилизационный. План по предотвращению катастрофы, по выводу жилищного комплекса из кризисного состояния.
На этом этапе рыночные методы еще не могут преобладать. Придется действовать адмистративно-командными методами. Разумную мысль высказал министр по чрезвычайным ситуациям Сергеи Шойгу: “Срок годности промышленной структуры, созданной 50-80 лет назад, подходит к концу. Самые узкие места — авиация и состодаие трубопроводов. И тут на какое-то время, на мой взгляд, стоит забыть о демократических подходах и основательно закрутить гайки”.
На первом этапе надо спланировать и выполнить последовательность ремонтных работ и реконструкцию трубопроводов и оборудования, замену устаревшего, ветхого, изношенного. Чтобы привести комплекс в нормальное, надежное, работоспособное состояние.
Одновременно ощутимо повысить зарплату работников ЖКХ.
Контроль и активность жильцов
На первом этапе в ЖКХ из государственного бюджета должны быть вложены большие деньги. В РФ господствует криминал, и воры будут растаскивать эти деньги. Как такого не допустить?
Во-первых, государство должно начать продуманную, решительную и беспощадную борьбу с криминалом. Во всех сферах, в том числе и в ЖКХ.
Во-вторых, решавшую роль должен сыграть контроль жильцов,
Раз в год управлявшая компания или служба заказчика в каждую квартиру должна доставить отчет (как доставляются бумаги на оплату). В отчете должно быть отпечатано четко и конкретно:
- сколько денег было истрачено на ремонт коммунальных систем дома,
- какие заявки жильцов были выполнены.
Жильцу не надо будет лазить в подвал и проверять там работу оборудования, в котором он не разбирается. Он будет судить по конечным результатам — подавал заявку, что батарея в такой-то комнате не греет, она стала греть.
Руководители районного и городского уровня раз в полгода по телевидению, в воскресенье или в другой день, удобный для зрителей, должны давать четкий и конкретны отчет, сколько денег было истрачено на ремонт ЖКХ, что сделано. Этот отчет также должен быть печатан и в местных газетах.
Вот в таких условиях активность и самоорганизация граждан пойдут естественным путем. 27 августа с.г. я присутствовал на собрании жильцов нашего дома. В доме 90 квартир. На собрание пришли всего 10 бабулек и я, единственный мужчина. Выбирали домком и старших по подъездам. Жильцов это не заинтересовало. А вот если в каждую квартиру будет доставлен отчет о потраченных деньгах, о проделанной работе, о выполнении заявок и жильцов пригласят на собрание, чтобы они высказали свои претензии и пожелания, то на такое собрание люди пойдут.
Второй этап.
Жилищный комплекс уже капитально отремонтирован, работает нормально, надежно. Вот на этом этапе можно (без фантазий и заскоков, не отрываясь, как говорится, от земли) проводить эксперименты, учитывать их результаты и переходить к рыночным методам там, где они возможны. Например, в ремонтных работах.
Оплата населением коммунальных услуг
По последним данным Госкомстата, 42,2 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного минимума. 100 процентов платить за жилье не только они не могут, но и большинство населения. Казалось бы, это уже всем ясно, но нашему правительству неймется. Готовят новый, на мой взгляд, авантюристический проект. На приватизированные квартиры установить налог на недвижимость по “рыночной” цене квартиры. Эксперты подсчитали — налог возрастет примерно в 13 раз. (Н.Наймушева. Налоговое чудо. “Ведомости”, 2002,27 августа, А-1).
Рыночная цена квартиры — это категория, которая получает определенность лишь при продаже. Если же ее будут рассчитывать “абстрактно” в кабинетах, то тут поле для махинаций и взяток колоссальное.
Хватит, я извиняюсь, “дергаться” туда-сюда, изыскивать “обходные” способы повышения квартплаты. Надо остановить повышение коммунальных тарифов, пока у нас не появится достаточно многочисленный средний класс и не поднимется в разы уровень жизни народа.
В обозримой перспективе неизбежны значительные дотации из бюджета на ЖКХ. Кремль и Белый дом должны учесть, что это категорическая необходимость, что цивилизованно и законно надо взять деньги у богатых. В противном случае последствия будут политически неблагоприятные.
Для богатых надо уже сегодня установить 100-процентную оплату. Полагаю, что самый надежный критерий определять, кто богатый, — учитывать, кто какие налоги платит. Для этого, конечно, надо, наконец, навести в стране порядок, вытащить капиталы из тени на свет.
Ю. КАЧАНОВСКИЙ,
профессор.