КАЩЕЕВА ИГЛА КАПИТАЛИЗМА
С Форума forum.msk
Чёрный Дмитрий 2007.07.09
Обитатели остатков СССР прижились к капитализму, присуседились: и в РФ жить можно, и при Путине, и ещё при чёрт знает ком, при преемнике, например... Билеты распроданы, классовое распределение осуществилось еще в 90-х, так что - как сели, так и едем. Долго переживали оппозиционеры первого поколения: как же это граждане великого могучего терпят гнёт проклятых либералов в куценькой эРэФии? (А почему бы не терпеть?) Но нет, - уповали оппозиционеры, становясь при этом всё системнее и системнее, - долго это продолжаться не может, и свободолюбивый народ восстанет, пойдёт на Кремль, будет биться за правду, за лучшее будущее, а тут-то мы его и поддержим с высокой трибуны Госдумы...
Однако, трусливые и пассивные надежды на порыв низов и породивший их идеализм разного пошиба уводил оппозиционеров всё дальше от реального протестного “электората”, приводя как раз под крыло к антинародной власти - не так чтоб уж совсем явно, но и не скрытно, народ-то у нас глазастый
, чего не скажешь об оппозиции, наиболее левой из спектра системной. Не заметила она, не отразила в своих лозунгах самого главного - зёрнышко, “фишку” своей альтернативности господствующему строю капиталистическому. И не заметила потому, что до этого, в свою очередь, не проанализировала и категориально не зафиксировала причин столь лёгкого краха социализма в СССР, столь незаметной смены формаций - причём, вспять.
Почему так легко сменили не столько даже гражданство СССР на РФ, но социализм на капитализм обитатели Союза? Неужели так сильно на них подействовали страшилки про “сталинизм” и прочие раскашмарики вовсе не новые для конца 1980-х? Неужели надстроечная мишура могла оглушить настолько, что о социализме стало страшно даже заикаться? Да нет же...
Если помнит кто, полюса капитализма и социализма для общественного сознания не существовали в период контрреволюции 1991-го - потому-то ее таковой и стали называть сильно позже, “догнав” марксистскими категорями свершившееся в недрах марксистской (генетически) партии (КПСС). Но и здесь вовсе не в словах дело. А чем был для граждан СССР социализм? Что знали они о нём такого, чтобы пойти на баррикады не диссидентиков в 1991-м, а на другие баррикады, добровольцами в поддержку ГКЧПистов (тоже не марксистов)? Оппозиция до сих пор не может честно ответить на этот вопрос - возможно, и потому, что в тот период как раз занималась “идеологической работой” в трухлявой КПССине. А ответ-то прост, он умещается в “формуле счастья” бытийствующих при нынешнем режиме, при капитализме:
Главное - деньги
Именно так. Есть анекдот на эту тему про партократов, этакий монолог с трибуны времён “застоя”: “Крайне левые наши товарищи считают, что при коммунизме денег не будет, правые считают, что деньги будут всегда, но мы, как истинные коммунисты и ответственные работники, с диалектических позиций уверенно заявляем: у кого будут, а у кого и нет”. Смех-то смехом, а номенклатурные шапки кверху мехом. И дело тут не в самих привилегиях (которые не были столь баснословными), но в тех экономических общих кондициях, при которых и привилегии, и прочие прелести “внутрипартийного коммунизма” были возможны - дело в общественно-экономической среде, где обитали паразиты. А ФИО у среды этой старое - Товарно-Денежные Отношения.
Вовсе не сама по себе партийно-бюрократическая система (с ее удаленной от капреалий комриторикой и корпоративной сущностью) была чревата скатыванием в капитализм, на чем настаивал “буревестник контрреволюции” Троцкий. Деньги всему виной - в широком смысле. А конкретнее - неизжитость
товарно-денежных отношений на территории плацдарма мировой революции. Вот о чем стоило бы писать и в чем Троцкому стоило бы упрекать Сталина тогда, когда была провозглашена полная победа социализма в СССР (с оговорками про село с его частной собственностью на средства производства - где по Сталину и укрывалась причина остающейся необходимости хождения денежной массы, о чем писал он, правда, уже после Второй мировой).
Но складывавшаяся именно в ходе советского строительства социализма периодизация (уже сильно расходящаяся с марксовой) относила момент наступления “безденежья” к коммунизму, хотя принципы централизованного распределения и “каждому - по труду” вовсе не исключают преодоления денежного опосредствования. Так и было - но где? (Сейчас зааплодируют
антисоветчики) Только в колхозах и в ГУЛАГе! И то лишь до введения там хозрасчета (да-да, Горби тогда еще не родился), когда каждый зэка уже получал не пайку, а на руки в денежном эквиваленте то, что он заработал, покупал в лагерном ларьке продукты. Наиболее усердные передовики регулярно отсылали часть денег домой, о чем явно умалчивают все доморощенные бытописаки и обличители “сталинских концлагерей”. А зря умалчивают - ведь именно за это, а не за свою лагерную долю, наверняка ругали Сталина осужденные, но неразубеждённые коммунисты. Чем больше в общественной жизни даже в ГУЛАге снуют деньги - тем меньше социализма. Попробую дальше развить этот тезис.
Вновь зададим вопрос - что же было подлинной, базисной, несубъективной причиной контрреволюции в СССР? Я как-то даже в ранней поэме одной пытался ответить басом памятника Маяковскому на этот вопрос. Кратко это звучит так: капитализм настал потому, что не настал коммунизм, как отрицание отрицания, строго и неизбежно. Но коммунизм не настаёт как рассвет или Новый год - он рукотворен. И вот далее стоит анализировать и критиковать - что не ново - КПСС только с позиции “деньгоненавистничества” (что ново).
Смею утверждать, что нынешнее “процветание” РФ, распропагандированное во все кремлёвские глотки, во-первых чисто умозрительное достижение (все познается в сравнении), а во-вторых в основе его лежит относительная радость от частного собственничества и менее относительная пассивность и неосведомленность масс в вопросах общественного и социалистического “собственничества”, и это есть закономерный результат долгостроя коммунизма. “Коммуна - дело годов, не веков”, писал всё тот же Маяковский. И не надо делать скидку на поэтическую гиперболу. Сталин намечал штурм “пика коммунизма”, не учитывая грядущей войны в 1939-м, всего через десять лет, когда по Троцкому должна была грянуть как раз-таки контрреволюция и подлая партбюрократия совершила бы то, что смогла лишь в 1991-м. Но не совершила, и куда вернее были прогнозы Сталина, объективно подвинутые, правда, войной. Надо думать, это не было пустословием, если и самый ранний и ярый обличитель “сталинизма” Хрущёв намечал то же самое событие в далёком 1980-м.
Благословенное безденежье
Но вернемся домой, в “стабилизацию”. Дорогие россияне, не знавшие альтернативной системы снабжения потому так резво побежали в капитализм, что блага социлизма для них исчислялись тоже рубликами. Нет, конечно, была бесплатная медицина и прочие незабвенные блага - но отчего бы не попробовать “в одно рыло” назарабатывать себе на более элитную медицину, чтобы не лечиться вместе со всем стадом? Соблазн велик - в отличие от шансов. Купились на эту приманку? Именно купились - в условиях купле-продажного быта. Ествественно, теперь даже троцкисты хвалят в несоциалистическом для них СССР именно бесплатность образования, медицины и прочие вполне несоциалистические в своей частности - корпоративные и соцпакетные - элементы общественного прогресса.
Социализм с денежным обращением нужно было постоянно оправдывать (Сталин), “отмывать” (Горби) и подкрашивать патриотическими, военно-интернационалистскими (Брежнев) и прочими красками - потому что внутри советского общества не происходило главного, смены системы обеспечения. Потому борьба систем и была проиграна СССР, что на фоне все той же денежной измерительной системы капитализм всегда выглядел с более выгодной “покупательной способностью”. Именно здесь крылась причина великого соблазна контрреволюции - но здесь же кроется и кащеева игла капитализма.
Выдерни денежную “линейку” из буржуазного общества – и теряется вся иерархия. Впрочем, остаются вещи, имущество и всё те же средства производства, но и с этим нельзя существовать в обществе изолированно – тут-то как раз и главный аргумент за коммунизм… Бытие в буржуазном обществе – как бы недобытие коммунистическое, пока общество работает вместе, а табачок делит врозь. Вот коммуна – принципиально другое устройство. Здесь нет изолированных частностей, здесь всё на виду и поэтому не требует денежного измерения. Однако при простой ликвидации денег иерархию
сменит анархия, что вовсе еще не есть коммунизм. Первичный импульс уничтожить деньги наиболее инфантильно и при этом брутально реализовал Пол Пот, просто взорвав пномпеньский банк – однако в условиях аграрной Кампучии это оказалось вовсе не коммунистической панацеей, скорее наоборот. Упразднение денег требует высочайшего развития технологий – и именно об этом говорил еще Сталин на последнем при его жизни съезде КПСС. Местами в СССР реализовывались проекты не столько упразднения денег, сколько параллельного введения других форм расчета – например, общеизвестный “безнал”. Кооперативы и внутренний в них товарообмен (“веники на жигуленки”) при Горбачеве были скорее насмешкой над социализмом, максимально приблизившей будущих буржуев к средствам производства, только и всего.
Но если взглянуть на нынешнее товароозабоченное общество, на все прилавки, обменники, инкассаторы, банки – на всё, порожденное наличием деньжат на руках, то в определенный момент ужасаешься. Если за пресловутые 70 лет, имея всю государственную власть в руках, коммунисты даже не пытались перестроить этот сущностно буржуазный каркас экономики, то, может, это вообще невозможно?
Предлагаю продолжить этот разговор и в обсуждении, и в следующем моем материале на Форуме.мск.
Кащеева игла капитализма - 2 - 2007.07.19
Деньги - это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека. Но то, что опосредствует мне мою жизнь, опосредствует мне и существование другого человека для меня. Если деньги являются узами, связывающими меня с человеческой жизнью, обществом, природой и людьми, то разве они не узы всех уз? Разве они не могут завязывать и расторгать любые узы? Не являются ли они поэтому также и всеобщим средством разъединения?
К.Маркс
Закат правления Путина знаменуется панегириками в его адрес даже в относительно оппозиционных СМИ (“Эхо Москвы”, к примеру - знаю-знаю, всё те же Газпром-медиа, но всё же): говорят о выросших реальных доходах населения, о контрлируемой инфляции, о том даже, что при падении цен на нефть РФ таки сможет прожить пару годков безбедственно благодаря золотовалютному запасу... И тут хочется вернуться во всех этих хитроумных измерениях благосостояния лет так на двадцать назад - ведь именно тогда, к примеру, квартирный вопрос неизменно преемственная партийная власть обещала решить для советских граждан тотально к миллениуму аккурат. Бесплатно! Они не говорили о коммунизме, но уж и перспективы сырьевой экономики никому даже в кошмарных снах не виделись. Впереди виделся никак не капитализм. Хотя
, к началу 90-х Горбачев уже возопил в свое оправдание, нервно хапая кредиты МВФ: “Ну нельзя же жить только за счет экспорта нефти?”.
“Можно, - ответили ему через много лет российские всевозможные Сечины-Путины. - Ещё как можно, спасибо что власть нам передали, нас вот подобные угрызения не мучают!” Только уже не СССР и вовсе другое, заметно сократившееся в численности общество сидит за компанию с олигархатом на всё той же проклятой ещё Горби “игле”. Теперь - только на нефтяные цены и молимся, ещё чтоб поднакопить резерва. И за то, конечно, всеобщее спасибо Путину, что в карманах наличность имеется! Всё познаётся в сравнении, безусловно.
Куда пропал “красный путинист” Дима Якушев? Очень бы хотелось прочитать его анализ ситуации - ну, насчет увеличившихся реальных доходов и прочих завоеваний чекизма, насчет соотношения этих доходов и расходов невосполнимых богатств всенародных недр... Станет ли Якушев “красным преемникистом”? И главное - когда грянет обоснованная по Якушеву революция, не преждевременная, не оранжевая, а уж стопудово зрелая?
Денюшки-денюшки...
Вернёмся к началу 20-го века. Из комментов к “Кащею Первому” я увидел, что разговор о безденежном народном хозяйстве у всех неизбежно ассоциируется прежде всего с громким военным коммунизмом, а не с тихим “безналом” второй половины Советского века, от исторического опыта никуда не денешься... Что ж, здесь как и в последующих революционных пробах быстрой и коренной перестройки общества ХХ века, отражены особенности изначального проекта - некое экономическое идеальное революции, которое потом вынуждено раз за разом переобразовываться в соответствии с реалиями хозяйства. Да, Советам деньги пришлось придумывать снова, как Артюр Рембо придумывал заново любовь...
Летающие над Пномпенем обожжённые и уже никому не нужные купюры не были дебютным шоу-ноу-хау Пол Пота - картина лишь повторяла российскую Гражданскую. Суета и многоличие купюр - соперничающие в отчаянно падающих курсах (только вследствие военных успехов борющихся классов) керенки и прочие банкноты как нельзя лучше проявили сущность денежного опосредствования народного (или антинародного до революции) хозяйства. Казалось бы - какова связь деникинских пушек и курса керенок? Ведь деньги обеспечиваются золотом, причём тут оружие? Но деньги сами по себе власть только до того момента, пока не вступает в силу другая формула, знаменитая формула Мао “винтовка рождает власть”.
Деньги - это фишки в очень строго органиченной правилами игре, которая легко ломается, заканчивается, как только эти правила кто-то нарушает (не обязательно винтовкой - просто фальшивками или экономическими диверсиями, подобными сталинским в 1930-х: продажа баснословно дорогих картин в США в период забастовок). Как только же в игру вступает винтовка, деньги вынуждены занять вторую, прицепную позицию. Вот и выходит, что деньги в период классовой войны, в период борьбы за государственную власть - лишь своеобразные растиражированные мандаты доверия той или иной группе борющихся. Но в том-то и сила пролетарской революции и наступающего на буржуазию с её деньгами класса, именно класса - что пролетарий не тащит за собой обозы денег, не везёт в телегах ещё не розданную на руки крестьянам рознь (это денежное количество, неизбежно переходящее в классовое качество-кулачество). Рознь, потому что деньги для него были именно мерой розни, мерой, отсчитывавшей его блага и отдалявшей пролетария от хозяев тех станков и той земли, на которых он работал. Деньги для пролетария - прежде всего улика изъятия из его труда прибавочной стоимости.
Но пролетарий взял винтовку и станки теперь принадлежат ему. Более того - он пересмотрел в корне вопросы жизненного обеспечения. Крестьянство, получившее по декрету советской власти землю, не прочь прикормить красноармейца, отгоняющего от его теперь земель бывших хозяев. Классовая солидарность в чистом виде. Вот первая формула безденежного хозяйства военного коммунизма. Винтовка рождает власть пролетария, прогрессивное крестьянство меняет хлеб на выпущенные по белякам патроны. Однако и война невечна, да и продукты небескончены. Воспроизводство в рамках такой формулы невозможно. На смену военным “орудиям труда” (точнее - орудиям освобождения труда) должны прийти мирные орудия.
Смычка между городом и селом, осуществляемая за счет обмена орудий труда на продукты этого труда - вот следующая форумла военного коммунизма. Фактически она же потом будет воспроизведена в концпеции МТС. Но за период “обмена хлеба на пули” катастрофически просело среднее звено - тот самый “челнок”, саркастически появившийся на руинах советской власти в
1990-х. Именно “челнока” между городом и селом не хватало после победы пролетариата и крестьянства в Гражданской. А кто и как будет кормить “челнока”-ремесленника? Предположим, завод обеспечивает ряд сёл орудиями труда, сёла кормят завод - но кто просчитает все необходимые соотношения, потребности, пропорции, и при этом не оставит сами сёла без собственного куска хлеба? Всё это сметливо видит глаз всё того же “челнока” - ведь он на этом себе и зарабатывает - вовремя обеспечивая крестьянина той необходимой ему железякой, за которую он и удержит с покупателя свою нетрудовую копеечку. Смекалка того стоит? Вот только не в ходу при Советах копейки... Но молодое рабочее государство, которое еще не научилось всевидящим оком планового хозяйства озирать весь горизонт отвоеванной у бужуазии территории, было готово делегировать некоторые полномочия мелкой буржуазии - чтобы выжить вообще. (“Передышка любой ценой”, снова). А тут ещё голод, и теперь не пули, а только золото на хлеб, и уже за рубежом пришлось менять. И вот тут в срочном порядке пришлось “включить деньги”.
Отступление в окоп НЭПа оначало изобретение заново “среднего класса”. Место крупного капитала было освобождено онозначно и его заменяло пролетарское государство. Смею утверждать, что только жизненная необходимость в этом проклятом суетилове среднего класса, артельщиков и прочих “рогов-копыт” была обоснованием денежного обращения - не получился с первого раза счастливый брак у пролетариата и крестьянства. Потребовалась сводница - всё та же, хоть и мелкая, но буржуазия. Если кто-то считает НЭП наивысшим достижением советской власти - всегда вспоминайте слова Ленина о том, что “временный окоп НЭПа” нужен только для того, чтобы затем беспощаднее пойти в атаку на остатки как внутренней, так и внешней (мировой) буржуазии, что в конце 1920-х и сделал в полном смысле этой фразы Сталин (касаемо внутренней, конечно).
Фактически ранний социализм в РСФСР ещё при Ленине стал игрой пролетариата с мелкой буржуазией в “кошки-мышки”, игрой с теми же деньгами, но по своим правилам - при твёрдо занятых “командных высотах”. Экономика так называемого “смешанного типа”, она же многоукладная - (“Где предприятия со смешанным капиталом, я вас спрашиваю?” - не случайно уже при начинающейся индустриализации вопрошал зиц-председатель Фунт у Ильфа и Петрова). И всё же деньги как универсальная мера - при всех новых правилах, при командных высотах и реальном изживании частной собственности из сферы производства - были взяты пролетариатом в оборот не без дальнейшего риска. Но была ли тогда
другая универсальная мера исчисления трудовой деятельности, другая такая двусторонняя мера, которая бы позволила механизму становящегося индустриальным общества работать без сбоев? Тогда - не было (разве что счёты, гроссбухи, но в трудовых руках должна была оставаться квитанция о проделанной работе - и ею по старой памяти стала всё та же бумажка с картинкой, теперь уже пролетарской, сперва мускулистый малый с молотом, потом Ленин). А вот сейчас - есть.
Как вы думаете, о чем речь?
Кащеева игла капитализма
- 3
Чёрный Дмитрий 2007.08.23
- Какой красивый молодой человек в нашей очереди стоит. Школу закончил уже?
- И институт, и аспирантуру.
- Хорошо. Значит, и работаете, и уже зарабатываете?
- Да.
- Тыщ двадцать-то получаете?
- Около того...
- Ну, это нормально. Неплохо для молодого специалиста, для начала. Ну а вот, положим, вы женитесь - как тогда семью содержать будете? Ведь вашего заработка на всех не хватит. А ещё квартира нужна отдельная... На какие средства будете себе жилплощадь строить?
(Тут моё терпение и лояльность лопунли двумя тонкими струнами, и я решил маленько ошпарить деда, стоящего в очереди за курами позади и мечтательно бубнившего мне в затылок)
- Ну... пойду и замочу какого-нибудь пенсионера...
- Хе-хе... Да там много не наберёте в кубышках, а жилплощадь так не добыть. Это вы криминальный вариант имеете в виду. А вот в Белоруссии у Лукашенко специальная ипотека для молодых семей, и процент стабильный, не растущий, все могут воспользоваться и выплачивать помалу десять-двадцать лет. Это потому что там рабочий класс господствующий...
(Неожиданно разговор стал интересно категоризовываться, вот как иногда помогают провокации)
- Прямо-таки именно рабочий класс господствующий? Откуда такая уверенность?
- А на совместном предприятии там, где наши и их специалисты работают, Лукашенко своим больше платит. Всё для рабочих. Предприятия-то можно приватизировать, но только если после приватизации не упадет производство и не будет перепрофилировано. А если что не так, то предпринимателя с метёлкой на улицу ставят и чтоб подметал...
(Далее подошла моя очередь совать денежные знаки в окошко автопалатки, из которой сдержанно попахивало моргом, и я не успел ещё разок ошпарить деда - явно читателя “Советской России” - вопросом “скажи-ка, деда, а существует ли в благословенной пролетарской Белоруссии понятие прибыли?”)
***
Денежность настолько вошла уже в мировосприятие современников, что трудно вычленить “рублёвый глазомер” из общего зрения. Цена и ценность же сейчас - штуковины субъективные, причем субъективные по-разному. Вот стоимость, по идее, объективна, производна. Но цена-то и стоимость - практически всегда различны. В том и непременный шарм капитализма. Это и есть ушко его “иглы”, которая увлекает за собою нить трудового большинства и прошивает ею ткань общества по-капиталистически. Выдернуть эту нить на свободу, да так чтобы она сама теперь выбирала путь, можно только сломав “кащееву иглу капитализма”, то есть преодолев денежное исчисление в сфере сперва трудовых, а затем и прочих отношений
.
Более того - на данный момент вовсе не удивительно, что всё та же денежность, рублёвая линейка без соменния прикладывается даже искушенными “красными” современниками и к положению рабочего класса в других странах. Больше получает - значит господствует как класс. Нет, мы не ждали от деда никаких инсайтов по данному поводу. Я и сам, будучи в Минске, умилялся как зритель. Там всё выглядит так, как могло бы выглядеть у нас при очень мягкой, не тотальной приватизации и сохранении руководящей роли КПСС. Грубо
подгоняя - по-китайски выглядело бы. Так, как мечтается ныне некоторым бывшим КПССникам. С прибылью, с буржуями, но без смены государственных командармов. Но это ли есть хорошо?
Там, где не срабатывает рублёвая линейка, где сложно прикладывать заработки в иных валютах к своим карманам, включается более простой глазомер - а что имеет и что может себе позволить рабочий, имеющий такие же как я образование, навыки, опыт? Собственно, так в 1950-х, ещё при Сталине, и агитировал зарубежных рабочих крупноформатный цветной журнал “Советский Союз”: мол, смотрите, и у нас есть клубы автомобилистов, рыболовов, и у нас существуют личный автотранспорт, “хобби”, кино, но вот частной собственности на средства производства нет давно, все в руках советского государства...
И французские шахтеры, гостящие у советских коллег, оставляли восторженные записи - однако там вы не встретите ни слова о зарплате. Их впечатляет широкая доступность и богатство библиотек, отсутствие в кино фильмов с кровью и голытьбой, наличие дома у советского шахтёра граммофона... Кажется, что это писано не в пятидесятых - про кино. И тем не менее, именно так велась агитация, медленно приносившая плоды - но уже не Сталина, а Хрущёва встречали как триумфатора в Париже... Рабочий класс видел достижения СССР. Однако видел ли он принципиальную, а не количественную разницу? Даже по коротким записям ясно, что кое-где видел (забудем про граммофон) - ведь самые яркие впечатления оставляли наиболее коммунистические объекты, а именно - общественные фонды, где не встречаются деньги. И самое главное - свободное время рабочих, длительность рабочего дня. Бесплатные библиотеки, кино да и вся культурная инфраструктура - такой замышлялась марксистами-революционерами и соответственно виделась затем пролетариям за рубежом страна Советов. Но кому всё это нужно без свободного времени?
Вот тут мы и нащупали ещё один важный “шов”, оставленный в общественной ткани “кащеевой иглой капитализма”.
Время-деньги-время
Ну да, почти как “товар-деньги-товар”. Рабочее время, конвертируясь в деньги, становится затем временем свободным - неизмеримо меньшим, конечно же. Год труда ради месяца отдыха - такова еще советская, сохраняющаяся ныне норма. Оплачиваемого отпуска, заметим.
В капиталистическом обществе деньги, как в двух предыдущих размышлениях мы замечали, являются универсальным мерилом - труда и удовлетворения потребностей, прежде всего. К потребностям относится и отдых. Вот хотя бы нынешним летом - кто-то едет в экзотические уголки планеты, долго наслаждается максимальным количеством услуг, а кто-то едет поближе и отдыхает поскромнее, поменьше. Покупательная способность? Она самая. В чистом виде - не только количество совободного времени, но и качественное его насыщение напрямую зависят от денежного довольствия. И вновь возникает вопрос - соответствует ли это денежное довольствие всем затраченным в трудовых буднях усилиям? Без словечка “буржуй” тут явно не разберешься.
Трактуя нынешнюю общественную иерархию в РФ, да и в прочих странах капитализма, приверженцы существующих порядков говорят: “Как потопаешь - так и полопаешь”. Что ж, это вполне марксистский подход, но так ли на самом деле? Ещё они говорят, что при дележе социалистической собственности, при приватизации нужно было оказаться “в нужное время в нужном месте”, и вот потом всё стало в шоколаде - далеко не у всех. Речь об олигархах и о, так сказать, менее мажоритарных акционерах. Государственный и предельно либеральный (ату их, Проханов!) миф гласит, что буржуи только однажды очень сильно напрягли свои мыслительные способности,
вовремя сделали нужные капиталовложения, а теперь живут на дивиденды, особенно не задумываясь. И законы нашего общества их охраняют. Ибо общество, включая меня и читателей данного текста, старательно работает на них - своим непротивлением.
Выходит, что вовсе не такие уж сопоставимые усилия тратят люди одного образования, опыта и близких способностей для того, чтобы зарабатывать, опять же, не сопоставимые меж собой суммы (здесь тысячи пролетарских рублей легко спутать с тысячами буржуйских долларов). И не только на отдых. Точнее - на постоянный отдых. Для буржуя не существует понятия “рабочего дня” - если это истинный буржуй. В этом и смысл капитализма.
А вот в чем для рабочего смысл коммунизма в данном случае? Марксизм обещает освобождать все большую часть дня от работы - при том, что трудится каждый работоспособный и отдает все, что может, своему делу. Идеал коммунистического труда всегда был слишком размыт, поэтому, когда и к нему подходили с денежной линейкой - выходило примерно то, о чем я упоминал выше, в журнале “Советский Союз”. Хотя, это (достижения в сфере досуга рабочих, но не способ измерять труд деньгами) безусловный позитив. И тут видна тенденция - общественные фонды вытесняют платные услуги там, где проживает и отдыхает единый рабочий коллектив. Но тут свободное время вступает в конфликт с пространством - получить те же удовольствия вне рабочего поселка, где тебя знают, где ты трудишься, сможешь уже только при помощи денег, обезличивающих труд. Ты вывозишь своё свободное время куда-то, чтобы там реализовать право на отдых и прочий досуг через деньги. Хорошо это, правильно, социализм? Нет, увы.
Впрочем, все эти придирки к полувековому прошлому советского социализма сегодня элементарно снимаются - появился Интернет, банковские сети. Вы можете не везти с собой денгьи, а всего лишь прихватить банковскую карту. И даже не снимать деньги, а вычитать их электронный аналог с карточки, покупая не только вещи, но и услуги.
Вот это уже революционно. Но вовсе не в пользу денег, как вы уже догадались.
Личное время и обезличенный труд
Деньги являются документом неразрешенности в данном обществе не только противоречий труда и капитала, но и определенным катализатором “аусвайса” их хозяина. В дополнение к паспорту деньги являют собой образ “богатого отдыхающего”. Всё честно - отдыхает, к примеру, “молодой специалист” Дворкович где-то. Вот вам деньги, вот вам паспорт - и давайте мне ваши услуги. Гостиницы, к примеру... Ни у кого никаких вопросов. Мальчик работает там-то, зарабатывает столько-то... Имеет право.
Но вот появляется неизвестный брателло на том же курорте. Денег столько же, имя не известно. Не дадут ему удовольствий? Дадут, но как бы не вышло как в “Беспреданнице” с тем бежавшим кассиром. Поэтому братва отдыхает там, где ее либо любят, либо проверять не любят.
Я это вот к чему. Де факто проблема обезличенности денег легко решается и в нынешнем капиталистическом обществе. Так почему же ее нельзя решить в условиях коммуны?
Наличие не только электронного аналога денег, но самой системы этой - системы защиты и передачи информации легко позволяет деньгам (а точнее труду) вообще не обезличиваться. А ведь это архиважно для изживания товарно-денежных отношений!
Не всеобщие, равно обезличивающие трудящихся и буржуев, зарабатывающих по-разному субъектов рубли заносятся в базу данных - а трудочасы конкретного рабочего или служащего. Здесь встанет проблема личного контроля за качеством труда - но и это решаемо в условиях нынешних опреационных систем. Главное - это сломать жало иглы капитализма, беспощадно прошивающее
общество на свой лад, то есть фиксируя всякий раз неравенство и иерархичность, сложившуюся как “завоевание” приватизации.
Первый и глупейший вопрос, который здесь ожидается: “а за что ж мы будем работать, за палочки, как при Сталине в колхозах?” Подойдем к данному вопросу с тыла - а что вам нужно за вашу работу? Неужели коммуна вам не даст этого через общественные фонды? Что вы намерены купить, обменяв свой труд на деньги и вычитая при этом всякий раз из него прибавочную стоимость в фонд вашего буржуя и капитализма как такового?
А вот это уже следующая тема. Тема, сразу же открывающаяся за связкой “время-деньги-время”. Речь идёт о свободе. Свобода в самом широком смысле - выбора, прежде всего. Свобода в разных обществах, при разных формациях. И конечно же это “свобода от” и “свобода для”.
О ней поговорим в следующем, 4-м размышлении. Обещаю, что оно будет последним в “кащеевой” серии.
Назад
|