Несколько слов российским читателям
Дорогие российские читатели; не беспокойтесь. Размышляя об общественном устройстве и экономике будущего, автор не навязывает человечеству никакой новой социальной программы или модели. В качестве модели идеи данной книги могут быть восприняты только теми, кто не сумеет вникнуть в содержащуюся в них целостную картину эволюционирующего общества. Никакого нового социального эксперимента организовывать не нужно. Представленные в данной книге соображения о трехчленности общественного организма следует воспринимать не как предписание о том, что должно происходить, а как прогноз будущих действий людей в создании и развитии социальных институтов при их сознательном отношении к однажды познанным закономерностям общественного развития.
Поскольку в нашу культурную эпоху экономика превратилась в доминирующий фактор социальной жизни, автор именно с экономической точки зрения излагает, каким образом становится возможным уравнивание между человеческими потребностями и стоимостью выполненной работы в условиях расчленения современного централизованно управляемого государства на три взаимосвязанных, но свободно развивающихся сектора: культуры и воспитания, правовой, экономический. В настоящее время экономическое будущее вызывает все большие опасения по своим последствиям для человека и окружающей среды. Дело в том, что современная экономическая мысль по существу еще не преодолела точку зрения рыночного саморегулирования экономики. Образование стоимости. цены и дохода еще не понято до конца с позиции действительной экономической жизни, характеризующейся разделением труда и образованием капитала, а эмиссия денег еще не осуществляется таким образом, чтобы валюта служила разумному устройству хозяйственного организма.
Привычное мышление, свойственное человечеству в настоящее время, проистекает из духовной жизни, существующей в стороне от политико-правовой и экономической действительности. Современная духовная жизнь представляется только как идеологическая и интеллектуальная надстройка над действительностью. Но это приводит к практическим следствиям: в наше материалистическое время из мировоззрения теряется духовное как самостоятельный феномен и вместе с этим теряется его продуктивное воздействие на общественную жизнь, так же соответствующий социальный организм теряет и собственную материю, а именно природное основание, и тогда сельское хозяйство не получает в экономике надлежащего ему места.
В духовной жизни современности можно выделить два течения. Одно, более свойственное Западу, ориентируется на непосредственно выявляющиеся политико-правовые и экономические проблемы. Тогда пытаются найти решения, следующие из анализа требований повседневности. В результате от правосознания переходят к соглашению; практика жизни превращается в рутину. На Западе мы видим, как под влиянием представления, что все переживаемое, в том числе и желания, и воля, определяется факторами внешнего мира, экономическая и вместе с ней политическая мощь все более сосредоточивается в руках все меньшего количества людей. Мы узнаем на собственном опыте, как при концентрации соединенной экономической и политической власти все отношения из демократических превращаются в аристократически безжалостные.
Другое течение, более свойственное Востоку, исходящее из потребностей познания и идеальных желаний, внутренне присущих человеку, характеризуется бессилием постоянно предпринимать в жизни решительные практические меры. При преобладающем влиянии именно этого течения мы видим на Востоке тенденцию к разрушению всякого государственного авторитета и обособлению. Имеющееся в восточных государствах преобладание духовного элемента означает, что общественная жизнь тенденциозно направляется религиозными или, как сегодня говорят, идеологическими мотивации. И если идеология получает преимущество, то следствием становятся диктаторские действия государства в политико-правовой области. Западный человек в своем мышлении прежде всего материалистичен, и оттого в желаниях легко становится животно-алчным.
Восточный человек, более склонный к мечтательности, в своих желаниях более легко переходит к жестокости. Отсюда на Востоке из-за социальной, также как и индивидуальной, предрасположенности сохраняется стремление к принуждению государственным авторитетом и, как реакция на следующие за этим обособительные тенденции, опасность жестоких диктатур.
Идея трехчленности социального организма учитывает происходящие в действительной жизни процессы и явления. Она соответствует также и той перспективе, что в будущем до сих пор централизованно управляемые государства перестанут иметь центральные правительства, подобные современным. Книга “Экономика в будущем. Выход из тупика” показывает, как люди в своей совместной деятельности могут прийти к побуждениям, основанным на жизненном опыте и ясно определяемых идеях, которые станут в жизни действенной силой и снова приведут к уверенности в развитии человеческой цивилизации. Насколько ясно и живо изложенные автором взгляды будут поняты и приняты людьми, настолько они отразятся на сущности социальных институтов, которые возникнут под их влиянием.
Александр Каспар
Сентябрь - 1996 года
Цюрих, Швейцария
HOME