Нашли в СЕТИ:
АНГЕЛОВ Валерий Дмитриевич
Начальник управления ОАО "ЛУКОЙЛ".
ТУРКО Николай Иванович
Вице-президент Академии военных наук, доктор
военных наук, профессор.
ЭНЕРГЕТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
Угрозы, возникающие в результате соперничества
государств за обладание сырьевыми и
энергетическими ресурсами
Все гениальное просто. Народная мудрость
проста и гениальна. Решения сложных
геополитических и военно-стратегических задач,
как правило, оказываются простыми, их надо просто
четко сформулировать.
"Кто к нам с мечом придет, от
меча и погибнет" - предельно четкая
формулировка механизма силового сдерживания
агрессии. Известное высказывание А.В. Суворова
"Пуля дура, а штык молодец" - чем не
качественная оценка эффективности современного
высокоточного оружия. "Ищите женщину",
"женское начало всему голова", - следуя этим
народным мудростям, мы сделали попытку
объединить две категории - энергетику и
геополитику в едином миротворческом процессе - в
масштабе одного субъекта геополитики, на
региональном и на глобальном уровнях.
В данном контексте ресурсного толкования под
геополитикой понимается область знаний о
пространственно-временной конфигурации
ресурсов того или иного геополитического
субъекта с учетом занимаемого им места в мире, а
также практическая деятельность субъекта
мировой политики по изменению или сохранению
сложившейся конфигурации, либо приспособлению к
ней в том случае, когда активное воздействие
субъекта невозможно или нецелесообразно. При
этом логично геополитический потенциал
рассматривать как рациональную совокупность
ресурсов устойчивого развития геополитического
субъекта.
Результаты ресурсно-энергетического подхода к
современной геополитике представлены ниже
четырьмя взаимосвязанными блоками.
1. Ресурсообеспеченность и
геополитика России
По расчетам Госкомстата РФ и Российской
академии наук ресурсный потенциал нашего
государства оценивается в 340-380 трлн. долл. Россия
занимает первые строки в рейтинге самых богатых
ресурсами стран мира. На душу населения
национального богатства у нас приходится в два
раза больше, чем в США, в шесть раз - чем в
Германии, в 22 раза - чем в Японии.
Россия владеет 13% мировых прогнозных запасов
нефти, 42% - газа, 43% - угля. Здесь осуществляется 11%
мировой добычи нефти, 28% - газа, 14% - добычи угля. Из
российских недр извлечено уже более 14 млрд. тонн
нефти и 8,5 трлн. кубометров газа.
Конспективно отметим внешние угрозы
функционированию отечественного
топливно-энергетического комплекса: 1)
сохранение низкого уровня цен на нефть на
мировом рынке в условиях, когда Россия
практически лишена возможности влиять с выгодой
для себя на процесс ценообразования в этой сфере;
2) зависимость экспорта энергоносителей от
политики транзитных государств - бывших
республик СССР; 3) дискриминационные меры
внешнеторговых партнеров, в частности,
относительно использования российской ядерной
техники и технологий по причине, якобы, их
технической ненадежности и повышенной
экологической опасности; 4) ослабление
конкурентных позиций российского
энергоэкспорта по сравнению с поставками из
других регионов, в том числе из-за высокой
себестоимости добычи и транспортировки
российской нефти и газа. Особо следует оценить
негативные последствия допуска к российской
газовой трубе "третьих" лиц: Туркмения,
например, сможет предлагать свой газ по более
низким ценам, не тратя средства на создание и
развитие транспортных мощностей (справочно:
Туркмения добывает 20-25 млрд. куб. м. газа в год).
Наша страна полностью обеспечена
энергоресурсами, в то время как, например, Япония
зависит от иностранных энергоресурсов на 82%,
Германия и Франция - на 50-52%, США - на 23%.
Основными рынками сбыта российской нефти
являются: Восточная Европа (Чехия, Словакия,
Польша, Германия) - около 25%; Великобритания и
Ирландия - 25%; Средиземноморье (Греция, Кипр,
Турция, Болгария) - 25%; материковые страны
Западной Европы (Австрия, Швейцария, Швеция,
Дания, Финляндия, Бельгия) - 20%; США и Канада - около
7%.
Чтобы в полной мере эффективно выполнять
функцию энергетического донора государств
Евразии, в бывшем СССР и нынешней России
достаточно развита транспортная инфраструктура.
Россия контролирует единственный наземный
путь, связывающий Евро-Атлантический и
Азиатско-Тихоокеанский регионы - функционирует
Транссибирская железная дорога. Построена
Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Советские
железные дороги перевозили половину всех грузов
и четверть пассажиров от общемирового объема.
Протяженность российской автодорожной сети
сопоставима с американской - соответственно- 1036 и
1358 тыс. км. Россия унаследовала 57% морского
торгового флота СССР, заняв второе место в мире
по количеству кораблей и четвертое - по тоннажу.
Россия имеет магистральные трубопроводы
протяженностью 210 тыс. км. Осуществляются крупные
проекты по развитию газпромовской
инфраструктуры, в том числе экспортные проекты-
строительство газопровода Ямал - Западная
Европа, проект "Голубой поток"
(транспортировка газа по дну Черного моря в
Турцию) и целый ряд других. На трубопроводный
транспорт приходится 52,5% общего грузооборота в
стране по сравнению с 16,1% в США, 4,4% во Франции , 2% в
Китае.
Экономическую эффективность
нефтетрубопровода проследим на примере
трубопровода Баку-Грозный-Новороссийск.
Протяженность свыше 1400 км. Восстановление и
модернизация отрезка Баку-Грозный обошлись в 56
миллионов долларов. По трубопроводу будет
перекачиваться до 5 млн. тонн азербайджанской
нефти в год. За транспортировку тонны нефти
Россия будет получать 15,67 дол., из них 0,43 долл.
будет передаваться Чечне в качестве платы за
использование отрезка трубы на ее территории.
Иметь в собственности ресурсы развития - это
еще не значит эффективно управлять ими,
реагировать на вызовы времени, развиваться. Мало
того, неэффективное управление может обернуться
для государства колоссальными потерями,
ставящими под сомнение обеспечение целостности
и суверенитета государства - основополагающих
атрибутов существования самого государства.
Существующий механизм использования
национального богатства, (а он может быть
управляем извне - экономическая система
относится к классу открытых систем),
неэффективен. Он должен быть, прежде всего,
устойчивым к внешним, в том числе информационным
воздействиям.
Ресурсообеспеченность и открытость России
являются гарантом ее геополитического
потенциала как одного из центров мировой
политики, они должны служить делу стратегической
стабильности и международной безопасности.
2. Энергоресурсы и проблема
безопасности
В период до 2015 г. в общем объеме производства и
потребления энергоресурсов лидирующую роль
сохранит нефть, на втором месте - уголь, на
третьем - газ.
Основная доля потребления нефти европейскими
странами приходится на Германию (22,6%), Францию (19,4
%), Италию (14,2%), Великобританию (17,2%). Дефицит газа в
Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в
значительной мере покрывается за счет поставок
российской компанией "Газпром".
В целом потребности стран блока НАТО в нефти
превышают уровень добычи более чем в два раза.
Сегодня нужды Западной Европы в природном газе
оцениваются в 325 млрд. куб. м. в год. К 2005 г.
потребности возрастут до уровня 435 млрд. куб. м. в
год. Основными поставщиками газа на период до 2005
г. будут оставаться: Россия (21%), Нидерланды (11%),
Алжир (11%), Норвегия (9%).
Магистральные нефте- и газотрубопроводы
связывают государства мира в физическом и
политическом смысле.
Европейские страны потребляют меньше
нефтепродуктов, чем США: меньший экономический
потенциал, меньше потребления топлива на
транспорте, переоснащение промышленности на
менее энергоемкое оборудование. Однако
имевшиеся здесь возможности практически
исчерпаны. Поэтому будут усиливаться тенденция
переноса энергоемких производств в страны,
обладающие крупными запасами энергоносителей.
Крупнейшими производителями и экспортерами
нефтегазового сырья в ближайшей перспективе
будут Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные
Арабские Эмираты, Иран, Ирак, государства
Прикаспийского региона, Мексика, Нигерия и
Венесуэла. Великобритания и Норвегия, благодаря
освоению месторождений Северного моря, перешли в
разряд стран-экспортеров нефти.
Известно, что США, имея около 5% населения
планеты, потребляют примерно 50% сырья и 25%
нефтепродуктов, добываемых в мире. Если все
страны мира выйдут на "американский"
уровень потребления, то сырьевых и
энергетических ресурсов планеты хватит только
на 4 года и, как следствие, неизбежна
экологическая катастрофа. Поэтому США
заинтересованы в ресурсах планеты, в снижении
потенциала развивающихся стран, в сохранении в
них лишь сырьевых областей. В этом контексте
будет справедливо рассматривать очередной
кредит МВФ России как "пенсионный взнос" США
на случай своей "ресурсно-энергетической
старости". Заметим, что США не является
подписантом договора к Европейской
энергетической хартии, поскольку не торопятся
открыть свой энергетический рынок для
иностранного капитала.
Современные геополитики утверждают, что
каждому геополитическому субъекту имманентно
присуща предрасположенность к той или иной
специфической организации своих ресурсов
развития в его взаимодействии с другими
геополитическими субъектами. При этом данная
специфическая организация ресурсов, изначально
заложенная при возникновении геополитического
субъекта и отражающая совокупность его наиболее
важных признаков и черт, обусловливает
естественно складывающуюся направленность
действий субъекта.
Каждый геополитический субъект, сознательно
управляющий своей эволюцией, должен соизмерять
свои планы с возможностями по доступу и
переработке ресурсов развития в процессах
взаимодействия с другими субъектами
геополитики.
3. Борьба за ресурсы в практике
современного геополитического соперничества
Обратимся к временам "холодной войны".
Важнейший внешнеполитический документ того
времени - директива президента США NSDD-66, в которой
фактически была объявлена экономическая война с
СССР.
Советник президента Рейгана по советской
экономике Генри Роуэн откровенно признавал:
"Мы должны держать высокий уровень вооружения,
чтобы Москва стремилась догнать нас, и в то же
время прекратить поставки средств, необходимых
им для выживания, и мы еще в этом десятилетии
увидим, как развалится советская система".1
Цель сформулирована. Ставятся
задачи: сокращение советской способности
продавать энергоносители по высоким ценам;
сокращение способности СССР покупать западные
технологии. Реализация известна. Прилагаются
усилия по срыву контракта с Германией на
поставки труб (проект "Газ-трубы"),
добиваются от Саудовской Аравии снятия
ОПЕковских ограничений на добычу нефти и
снижаются вдвое цены на нефть. СССР потерял все
причитающиеся ему нефтедоллары
Позже отработанные методы и способы
экономического противоборства нашли свою
реализацию в государственной доктрине США
"Соперничество".
Сделаем далее небольшой экскурс по современным
важнейшим энергетическим узлам, определяющим
региональную или глобальную геополитику.
Энергетика и геополитика Каспия
Весь прикаспийский регион и Каспий объявлены
зоной национальных интересов США. Именно здесь
отмечается наибольшая активность крупнейших
американских нефтяных корпораций, добивающихся
доминирующих позиций в регионе. Используется
неурегулированность статуса Каспийского моря.
В докладе Государственного департамента США,
представленном конгрессу, подчеркивалось, что,
"имея потенциальные (извлекаемые) запасы,
достигающие 200 млрд. баррелей нефти (около 27,5
млрд. т.), каспийский регион может стать наиболее
значимым новым игроком на мировом нефтяном рынке
в следующем десятилетии". По имеющимся
оценкам, экспорт нефти из каспийского региона
может к 2015 г. достичь 2-4 млн. баррелей в день, или
около 100-200 млн. т. в год - это от 3,5% до 7% нынешней
мировой добычи нефти. В обозримом будущем Каспий
по запасам энергоносителей не сможет
конкурировать с нефтяными ресурсами Персидского
залива. Важно, что Каспийский регион может стать
одним из основных поставщиков газа в Европу.
Экспорт нефти и газа к началу будущего
десятилетия может оказаться сопоставимым по
объему с российским.
Небезынтересен проект, подготовленный
американскими специалистами, по глобальному
освоению Прикаспия, получившего в конгрессе США
название "Стратегия шелкового пути-97". Цель
проекта - обеспечить монополиям США доступ к
запасам нефти и газа, которые в этом районе
оцениваются в 4 трлн. долл. Согласно проекту,
предлагается строительство магистральных
трубопроводов от Каспия на юго-запад и
юго-восток., т.е. через Закавказье в Турцию к
Средиземному морю, а в перспективе - через
Афганистан и Пакистан к Индийскому океану.
Транспортировка "основной" нефти должна
идти, по замыслу авторов проекта, в обход России.
Здесь пересекаются интересы России, Турции и
Ирана.
Интересы России здесь - это не только участие
российских нефтяных компаний в освоении и добычи
нефти, но и контроль над транспортировкой
добываемых там углеводородных ресурсов, чтобы
возможно большая их часть поступила на
европейские рынки через российскую территорию -
прежде всего через Новороссийск. Москва готова к
серьезным компромиссам ради стратегической цели
- направить основной поток нефти через Россию.
Здесь просматривается увязка разрешения
каспийского узла с урегулированием конфликта по
Нагорному Карабаху. Ведь сегодня понятна позиция
Азербайджана, допускающая компромисс - нефть на
безоговорочную поддержку Запада в конфликте с
Арменией и освобождение оккупированной
территории.
Энергетика и геополитика Ближнего Востока
Российские нефтяники отдают себе отчет, что
нынешнее состояние отрасли в целом и отдельных
компаний (даже крупнейших, таких как
"ЛУКОИЛ" и "ЮКОС") не позволяют им
надеяться на то, чтобы потеснить западные
компании с месторождений Саудовской Аравии и
Кувейта. Российские компании могут только
получить право на участие в освоении
ближневосточных нефтяных месторождений.
Во влиятельных политических кругах
большинства ближневосточных государств
превалирует мнение, что необходимо найти
противовес безраздельной гегемонии США. При этом
роль такого противовеса отводится Москве.
Энергетика и геополитика Центральной Азии
Потери СССР и России от введения эмбарго против
Ирака с учетом упущенной выгоды составили не
менее 23 млрд. долл.
Следует отметить, что крупнейшие
западноевропейские и опосредованно
американские корпорации проявляют активность по
обустройству крупнейших месторождений нефти в
Ираке. Не исключено, что эмбарго будет снято
после того, как американские фирмы займут
стартовые позиции и сумеют создать условия для
размещения значительных объемов иракской нефти
на мировом рынке.
Энергетика и геополитика
Азиатско-Тихоокеанского региона
А) Россия- Китай
Есть прогноз, что к середине XXI века в России
будет проживать от 7 до 10 млн. китайцев, которые
станут второй по численности этнической группой
России - после самих русских.
Рациональная внешняя политика государства в
этих условиях - балансирование интересов.
Возможный сценарий: приоритетное развитие
Дальнего Востока и Сибири с привлечением частных
российских и иностранных (западных, японских)
капиталов, рабочей силы (из стран СНГ, Китая,
Кореи), создание системы экономической и
научно-технической взаимозависимости с КНР,
всестороннее развитие отношений со всеми
странами АТР.
При этом имеется в виду реализация комплекса
мер, способных превратить территорию,
привлекательную для российского и
международного бизнеса, предоставление
налоговых и таможенных льгот, обуздание
коррупции, ограничение административного
произвола и создание необходимой транспортной,
финансово-экономической, телекоммуникационной
инфраструктуры.
Безусловно, здесь важное место, наряду с
"оборонкой", должна сыграть и
"энергетическая дипломатия". Посредством
реализации нефтяных, газовых и
электроэнергетических проектов в Сибири и на
Дальнем Востоке, а также в Центральной Азии могла
бы Россия приобрести весомый региональный
геополитический потенциал.
Б) Россия -Япония
По имеющимся оценкам, цены на электроэнергию в
Японии в настоящее время для частных
потребителей в 1,3 раза выше, чем в США, и в 1,2 раза
выше, чем в Германии, для промышленных
предприятий уровень цен составляет
соответственно в 1,5 и 1,2 раза выше, чем в США и
Германии. Разница, казалось, небольшая, но, по
мнению экспертов, этого достаточно для
инициирования "бегства" из страны
промышленных инвестиций национальных компаний.
Видимо, учитывая эти и им подобные тенденции,
японская сторона после красноярской встречи в
верхах (в ноябре 1997 г.) предложила России
осуществить в общей сложности 39 совместных
проектов на 2,2 млрд. долл. (Напомним, что сумма
прямых японских инвестиций в Китай достигла
примерно 4.5 млрд. долл. в год и в 60 раз превышает
сумму японских инвестиций в Россию.
Основные предложенные проекты: 1). Освоение
шельфа Охотского моря (стоимость 100 млн. долл.). 2).
Строительство энергомоста Южная Якутия -
Сахалин- Япония. Проект предполагает
строительство каскада ГЭС на реке Алдан и ТЭЦ на
Сахалине. Эта трасса позволит транспортировать в
год до 30 млрд. КВт/ч электроэнергии. 3). Экспорт
природного газа из Нижнего Приангарья. Стоимость
проекта - 1 млрд. 400 млн. долл. 4). Строительство
термоплана - дирижабля, грузоподъемностью до 600
тонн для освоения малонаселенных
труднодоступных районов).
Успешная реализация этих и им подобных
проектов могла бы демпфировать территориальные
претензии японской стороны.
Энергетические интересы США
к нефтяным месторождениям России
Здесь следует отметить стремление
американских компаний к участию в разработке
нефтяных месторождений на территории России.
Рассматриваются, например, различные варианты
эксплуатации Тимано-Печорской нефтяной
провинции. Это уже 75 разведанных месторождений с
суммарными извлекаемыми запасами свыше 1 млрд. т.
нефти. Для их разработки создан консорциум Timan
Pechora Compane, в который входят Texaco, Tixon, Amoco, Norsk Hydro.
Рациональная государственная политика по
отношению к естественным монополиям могла бы
способствовать, в частности, принятию решений
руководством компании "ЛУКОЙЛ" о северном
маршруте транспортировки нефти, о строительстве
специального терминала в Латвии и, как результат,
продвижению национального интереса России,
провозглашенного в "Концепции национальной
безопасности России", по защите
русскоязычного населения за пределами
национальной территории государства.
Перспективность взаимодействия и
сотрудничества в этом, как собственно и в других
районах, будет определяться в том числе и
принятием Государственной Думой РФ "Закона о
разделе продукции".
Перейдем от практики борьбы за ресурсы как
формы современного геополитического
соперничества к анализу к современных
геополитических моделей с позиций ресурсного
толкования геополитики, прежде
всего к известным в научных кругах
геополитическим концепциям - французского
политолога Ж.Тириара "Европа до
Владивостока" и бывшего помощника президента
США по национальной безопасности З.Бжезинского
"Геостратегия для Европы".
Ж.Тириар пишет: "Между Исландией и
Владивостоком мы можем объединить 800 млн. человек
(хотя бы для того, чтобы уравновесить 1200 млн.
китайцев) и найти в недрах Сибири все необходимое
для удовлетворения наших энергетических
потребностей. Я утверждаю, что с экономической
точки зрения Сибирь является провинцией
Европейской империи (здесь
и далее выделено нами - В.А, Н.Т.) наиболее
необходимой для ее жизнеспособности.
Великое объединение высокоиндустриальной и
технологически лидирующей Западной Европы с Сибирской
Европой, располагающей
почти неисчерпаемыми сырьевыми ресурсами,
позволит создать сверхмощную Республиканскую
Империю, с которой никто не посмеет поспорить или
померяться силами".
Только сырьевые ресурсы недр Сибири манят за
Урал автора оппонируемой концепции.
Не менее известный З.Бжезинский тоже
достаточно откровенен. Он пишет: "Историческая
задача России. ...Первоочередная задача России
должна состоять в том, чтобы модернизироваться, а
не в том, чтобы предпринимать тщетные усилия в
попытках вернуть себе статус мировой державы. С
учетом размеров этой страны и разнообразия
условий, сложившихся в ее условиях, можно
утверждать, что децентрализация политической
системы и переход к рыночной экономике
наибольшим образом способствовали бы
высвобождению созидательного потенциала
российского народа и освоению богатых природных
ресурсов. России,
построенной на основе свободной конфедерации в
составе Европейской России, Сибирской и
Дальневосточной республик, было бы легче
развивать тесные экономические отношения с
соседями".
Для кого желает осваивать российские природные
ресурсы американский политолог, вполне понятно.
По мере своего развития мировое сообщество все
больше проявляет интерес к российским
интеллектуально-ресурсным богатствам.
Геополитические модели строятся с учетом
доступности к сырьевым и энергетическим
ресурсам России.
Каким образом может быть обеспечена
доступность к ресурсам?
4. Возможная динамика
геополитического соперничества
Борьба за ресурсы как источник военных
столкновений XXI века.
В книге бывшего министра обороны США Каспара
Уайнбергера и известного политолога Питера
Швейцера "Грядущая война" описаны
возможные, с точки зрения авторов, крупные
вооруженные конфликты в период с 1998 г. по 2007 гг.
Авторы рассматривают сценарии пяти конфликтов
по всему земному шару. Характерно, что в двух из
них первопричиной определена борьба за
энергетические ресурсы.
Суть первого конфликта (в
книге он значится под ? 2.): Руководство Ирака, не
добившись в организации стран-экспортеров нефти
(ОПЕК) поддержки своей политики, направленной на
резкое повышение цен на нефть и сокращение ее
производства, принимает решение перейти к
силовым акциям. Цель Ирака - установить контроль
над нефтяными ресурсами стран Персидского
залива и над путями транспортировки нефти,
превратиться в супердержаву, способную бросить
вызов США. Небезынтересно, что в результате
военной акции цена за баррель нефти на основных
мировых биржах превысила 100 долл. (напомним, что в
недавнем прошлом мировые цены были на уровне 15-20
долл. за баррель, в настоящее время 12-14 долл.).
Суть второго конфликта (? 5
по первоисточнику): мировой энергетический
кризис , начала XXI века, американо-японская
торговая война резко обострили
социально-экономическую ситуацию в Японии,
вызвали массовые беспорядки, на волне которых к
власти пришла националистическая коалиция. Она
провозгласила курс на установление контроля над
минеральными ресурсами Южно-Китайского моря,
Брунея, Филиппин, а затем Малайзии и Индонезии.
Для достижения этих целей планируется и
проводится военная кампания по захвату
указанных территорий.
Известные политический деятель и
ученый-политолог не пошли дальше
"старомодных" традиционных войн с
применением военного насилия для решения
ресурсно-энергетических проблем. Но надо отдать
должное, что авторы достаточно точно вскрыли
наиболее опасные для международной безопасности
"энергетические" узлы.
О новой форме геополитического соперничества
В мире возникли серьезные экономические
подвижки, идет структурная перестройка
глобальной экономической системы, национальные
экономики переходят на новую парадигму
взаимодействия, мало того, не торговую, а
воспроизводственную.
Каковы факты?
1. "Газпром" - мощная интегрированная,
технологически связанная корпорация, под стать
самым эффективным транснациональным
корпорациям. Сеть газоснабжения РАО
"Газпром" - вторая по величине в мире и
уступает по своим размерам сети США. Цена на газ
на внутреннем рынке составляет 60% от мировых, в то
время как бензин в Москве дороже, чем в Нью-Йорке.
2. Финансовая группа ОНЭКСИМ - уже владеющая
"Норильским никелем", может стать
монополистом в производстве никеля, купив права
на разработку шести месторождений никеля с общим
запасом руды в 120 млн. т. и закончить
строительство никелевого завода в
Лас-Камариокасе, что равнозначно выработке
примерно 1,5 млн. т. готового никеля. (Справочно: во
всем мире сейчас производится примерно 800 тыс. т.
никеля в год).
3. Российские банки имеют крупные деньги:
"Связьинвест" стоила 1,8 млрд. долл.,
"Тюменская нефтяная компания" - 800 млн. долл.
В этом контексте важно отметить норвежский
опыт жесткого контроля за поступлениями в
государственный бюджет доходов, полученных за
счет прямого участия государства в сфере добычи
нефти и газа. (В 1996 г. доходы от нефте - и
газоиндустрии составили 15,6% ВНП Норвегии). Чтобы
нейтрализовать возможные в будущем последствия
от истощения природных ресурсов (при нынешних
темпах добычи запасы нефти на континентальном
шельфе, согласно имеющимся расчетам, будут
исчерпаны через 40 лет, газа - через 80 лет), когда
страна лишится огромных доходов от экспорта
нефти и газа, правительство страны создало так
называемый "нефтяной фонд". Средства этого
фонда будут расходоваться тогда, когда придет
время экономических трудностей для государства
и народа.
4. Прецедент есть и на региональном уровне -
неоэкономические процессы зарождаются в
Западной Европе: вводится единая евровалюта,
подписываются и реализуются крупные контракты
на создание уникальных образцов оружия и военной
техники. Североатлантический союз становится
неотделимой частью этого процесса. Здесь
по-новому может быть поставлен и рассмотрен
военный фактор. По законам развития
интернационализированных воспроизводственных
систем, их саморазвитие должно проходить с
опорой на собственные силы, дистанцируясь от
элементов другой (в данном случае - американской)
воспроизводственной системы. Новые
воспроизводственные структуры организуются с
учетом доступности к ресурсам развития (в том
числе, а может быть, на первом этапе, и в первую
очередь к сырьевым, энергетическим и
информационным ресурсам), в том числе к ресурсам
других субъектов мировой политики, и что
характерно, не обязательно сопредельных
государств. (В этом контексте заслуживает более
детального изучения концепция
"Трансатлантического
европейско-американского сообщества",
обнародованная в 1996 году в период предвыборной
кампании Клинтона).
При этом силовые методы защиты национальных,
государственных интересов интегрируются с
методами внешнеэкономической борьбы. Объективно
возникают предпосылки для рассмотрения новых
форм геополитического соперничества -
геоэкономического противоборства.
Документальным подтверждением динамики формы
геополитического соперничества является
"Стратегия национальной безопасности участия
и расширения", разработанная по инициативе
президента США Клинтона в 1993-1994 гг. В документе
утверждается, что граница между внутренней и
внешней политикой исчезает, укрепление
национальной экономики необходимо для
поддержания военной мощи, проведения внешней
политики и поддержания мирового влияния США,
активная международная деятельность необходима
для открытия иностранных рынков и обеспечения
новых рабочих мест для американцев.
Без сомнения, определяющие положения новой
концепции геополитического соперничества можно
найти в деятельности вице-президента США А.Гора
во внешнеэкономической сфере: активное
распространение идей и институтов свободной
торговли, укрепления торговых соглашений и
союзов, подобных НАФТА, ГАТТ и т.п. Новая
парадигма международной безопасности и
стабильности по-американски: никакие две страны,
где есть "Макдоналдс"', не будут воевать друг
с другом.
Геоэкономическое противоборство по своей сути
произрастает из двух исторических составляющих -
торговых войн и информационного противоборства
в годы так называемых "холодных войн".
Геоэкономическое противоборство существенно
отличается от "холодной войны". Государство
с мощным информационным ресурсом не
заинтересовано в развязывании войны с целью
достижения экономического превосходства над
противником.
Существующие и новые угрозы требуют новых
подходов к их нейтрализации, новых принципов
формирования нового мирового порядка.
Энергетический, в равной мере как и
интеллектуальный, ресурс государства должен
быть востребован для решения насущных задач
безопасности государства, обладающего
достаточным геополитическим потенциалом.
__________________________________________
1
Цит.: Петера Швейцер.
Победа. Роль тайной стратегии администрации США
в распаде Советского Союза и социалистического
лагеря.
Назад
Сайт создан в системе
uCoz