"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
АРМИЯ"
Для России всегда
степень жизнеспособности государства
определялась уровнем боеспособности
её вооружённых сил. Такая армия, как в «цивилизованной»
Европе, в России появилась во время
Северной войны (1700-1721 гг.).
Прадед короля Карла
XII - Густав II Адольф (1594-1632 гг.),
прозванный Великим Густавом, завершил
оформление линейной тактики, начатое
голландским полководцем Морицом
Оранским (1566-1609 гг.). Тридцатилетняя
война (1618-1648 гг.) показала
превосходство шведской армии, и она
стала образцом для подражания. Густав II
Адольф, его сын Карл X и внук Карл XI
превратили Балтийское море в «шведское
озеро», захватив его берега. Карл XII
(17.06.1682-30.11.1718 гг.), став королём Швеции в
15 лет (в 1697 г.), усилил свою армию и флот
(42 линейных корабля и 12 фрегатов),
создал прообраз десантных кораблей, в
1698 г. вступил в союз с Англией и
Голландией (т.н. «Союз морских держав»),
а затем с Францией и был готов
завершить дело своих предков:
разгромить Данию и завоевать Норвегию,
овладеть Новгородом, Псковом, Олонцом и
Архангельском.
В декабре 1699 г. в
Москве были заключены договоры России
с Данией и Саксонией о войне против
Швеции («Северный союз»).
Войну начали в
феврале и марте 1700 г. Саксония и Дания,
но король Карл XII молниеносными (по тем
временам) морскими десантами у
Копенгагена и в Пернов (Пярну) вывел
Данию из войны и разгромил русские
войска в Нарвском сражении (19 (30 по н.с.)
ноября 1700 г.), где Пётр I потерял всю
артиллерию, так что вынужден был
переливать церковные колокола в пушки.
Но, тем не менее, Пётр
I освободил Приневье и в устье Невы в 1703
г. основал будущую столицу Российской
империи, в Полтавском сражении 27 июня (8
июля по н.с.) 1709 г. наголову разгромил
армию Карла XII, морскими десантами на
побережье Швеции заставил её заключить
Ништадтский мирный договор в 1721 г., чем
увенчал вековую борьбу России за выход
в Балтийское море.
Так в чём же причина
победы России над столь прославленным
противником?
Причин называют
много, которые можно собрать по группам:
уровень боевой подготовки,
решительность стратегии, гибкость
тактики, превосходство в людских и
материальных ресурсах. Но никогда не
объявляют причиной победы принцип
комплектования вооруженных сил.
Российская и шведская армия были
национальными в отличие от большинства
западноевропейских стран, где армии
комплектовались по наёмно-вербовочной
системе и включали большое число
иностранных солдат-наёмников.
Шведская армия
комплектовалась из свободных крестьян
по принципу воинской повинности.
Русская армия в 1700 г.
состояла из полков «нового строя» (на
50%), стрельцов и поместной конницы.
Дворянин за службу царю получал
поместье и был обязан прибывать в
войска «конно, людно и оружно».
Стрельцы набирались из свободных людей,
«охочих», т.е. добровольцев. Полки «нового
строя» набирались из иностранных
наёмников, «охочих» людей, казаков,
потом, в связи с нехваткой добровольцев,
из «даточных» людей. Но большая война
требовала постоянный и большой
источник пополнения вооружённых сил.
Поэтому в 1705 г. Пётр I издал указ,
согласно которому ранее
существовавшие различные источники
пополнения армии и флота заменялись
единой рекрутской системой
комплектования. Срок службы рекрутов
до 1793 г. был пожизненным, затем
составлял 25 лет, а с 1834 г. - 20 лет. По
современным понятиям армия Петра I
после 1705 г. стала «профессиональной».
Для дилетантов «профессиональная
армия» является синонимом «победоносной
армии». Наёмные армии
западноевропейских государств были «профессиональными»,
но их били шведские «непрофессионалы -
призывники». В советском флоте были
атомные подводные лодки - автоматы, где
весь экипаж состоял только из офицеров
(мичман и два матроса готовили пищу).
Это говорит о принципе комплектования
или о разумной кадровой политике при
смешанной системе комплектования
вооружённых сил?
После трагедии с АПЛ
«Курск» снова пошли разговоры о
необходимости какой-то «профессиональной
армии». Но если раньше этим термином
злоупотребляли «белобилетники» и
прочие, сумевшие уклониться от службы
Отечеству в рядах Вооруженных Сил, то
ныне заговорили и люди в погонах.
Настало время воспользоваться советом
знаменитого математика и философа XVII в.
Рене Декарта: «Уточняйте значение
слов, и вы избавите человечество от
половины заблуждений». Термин «профессиональная
армия» появился после I Мировой войны, II
Мировая война её идею отвергла. Выражал
он боязнь массовых армий, т.е.
вооружения народа, и надежду на
послушного супермена.
Рассуждая о «профессиональной»
армии, чаще всего сегодня говорят о
службе по контракту. То есть разговор
идёт о принципах комплектования
вооружённых сил. А эти принципы уже
существуют столетия: добровольный,
принудительный и смешанный. Подписывая
«контракт» или «договор», человек не
становится «контрактником» или «договорником»,
он является добровольцем.
Рекрутский набор,
или призыв по воинской обязанности (повинности)
- это принудительный принцип
комплектования. Если в армии офицеры и
сержанты - добровольцы, а солдаты -
призывники (рекруты) - это смешанный,
самый распространенный принцип
комплектования.
Формы реализации
принудительного и добровольного
принципов комплектования вооружённых
сил очень многообразны.
В Древней Греции
права гражданина получал молодой
человек, прошедший военную подготовку.
Логика была проста: если не способен с
оружием в руках защищать свой дом и
своё имущество, то нечего владеть ими и
плодить себе подобных. В России дворяне
были служивым сословием, обязаны были
пожизненно служить в войске за
полученное поместье. Перестал служить -
поместье отбирали. Только в 1714 г. Пётр I
уравнял в правах боярские вотчины с
дворянскими поместьями, т.е. дворянин
получил право передавать поместье по
наследству.
Рекрутская
повинность в России введена с 1705г. 1
января 1874 г. введена всесословная
воинская повинность. Эта система
позволяет создавать большой резерв
обученных воинов. Красная Армия в
феврале 1918 г. комплектовалась по
добровольному принципу. Но большие
войны добровольцами не ведутся - их
просто не хватает. Ведь на войне не
только иногда тройной оклад дают, но и
убивают. Поэтому летом 1918 г. была
введена воинская обязанность для
трудящихся классов. Белые армии
принудительный принцип комплектования
(в форме мобилизации) ввели уже весной
1918 г. Страны, участвовавшие в Первой и
Второй мировых войнах, были вынуждены
ввести воинскую повинность, в том числе
островные государства (Великобритания,
США). США после Вьетнамской войны в 1973 г.
перешли на добровольный принцип
комплектования, планируя вести войны
против слабого противника, как в
Югославии, силами авиации и крылатых
ракет морского базирования. Но во время
войны в Персидском заливе (1991 г.) были
вынуждены призвать резервистов.
Профессиональную
армию одни понимают как армию, где
много платят. Другие - где долго служат,
и поэтому не надо учить солдата, он всё
умеет. Но тогда почему армия Суворова
не знала поражений, а армия Николая I
потерпела поражение в Крымской войне
(1854-1856 гг.), хотя в этих армиях служили 25
лет? Это были «профессиональные» армии?
Профессиональной была армия Суворова.
Набираемые на основе воинской
повинности (обязанности) русская армия
в 1904-1905 гг. потерпела поражение на
сопках Маньчжурии, а Советская армия
молниеносным ударом в августе 1945 г.
разгромила японскую армию. Эта победа
была достигнута благодаря высочайшему
профессионализму командующих и солдат.
Профессионализм армии определяется не
принципом комплектования и даже не
уровнем денежного содержания. Он
определяется уровнем боевой
подготовки.
Если солдат Николая I
получал в год 3 патрона для обучения «меткой
стрельбе», то о каком профессионализме
могла идти речь? Если лётчик не летает,
а моряк не ходит в море, то сколько бы
они ни служили, профессионалами они не
являются. Ещё в I веке н.э. известный
римский военный писатель Флавий
Вегеций Ренат писал о военном
профессионализме: «Знание военного
дела питает смелость в бою: ведь никто
не боится действовать, если он уверен,
что хорошо знает своё дело», или: «Кто
хочет мира, пусть готовится к войне; кто
хочет победы, пусть старательно
обучает воинов...» Длительность
службы не определяет уровень
подготовленности воина. Регулярная
интенсивная боевая подготовка в
условиях, приближённых к боевым, делает
военного профессионала.
В 1959 г. на флоте
служили 4 года, матрос перед прибытием
на корабль 8 месяцев обучался в учебном
отряде. Я обучался в учебном отряде
подводного плавания во Владивостоке
всего 4 месяца, но прошёл полный курс
легководолазной подготовки, т.е. мог
выходить из затонувшей подводной лодки
в аппарате ИДА-51 (индивидуальный
дыхательный аппарат) и мог исполнять
обязанности рулевого. Свои 18 лет я
встретил в Японском море рулевым -
сигнальщиком дизельной подводной
лодки 613 проекта. В то время служили с 19
лет, поэтому, экипаж лодки (срочной
службы) имел возраст 20 - 22 года. Я
исполнял свои обязанности не хуже, чем
те, кто обучался 8 месяцев. И никакой «годковщины»
не было. «Годковщина» появляется, когда
командиры (от отделения до роты) отдают
свою власть хулиганам. Это бывает там,
где люди не заняты настоящим делом, в
первую очередь - боевой подготовкой. В
настоящем деле всякие дутые «авторитеты»
лопаются, как мыльные пузыри.
Многие негативные
элементы современной российской армии
связывают с всеобщей воинской
обязанностью, хотя причины их лежат в
другой плоскости.
Термин «профессиональная
армия» - это проверка на степень
идиотизма и паразитизма.
Стремление сделать
армию России из наёмников - это не
желание сделать её боеспособной, а
желание освободить себя от воинской
службы, во-первых, да и вообще от каких-либо
обязанностей перед народом, а во-вторых
- превратить русскую народную армию в
наёмную антинародную и антирусскую.
Доцент кафедры
тактики ВМФ
и военной истории
Военно-морского инженерного института,
капитан 1 ранга
А.В. БОБРАКОВ |