С. Анчуков,
asw-949@mail.ru
О государственной и военной службе
(или "Мужик не перекрестится - олигарх не испугается!")
Не вызывает сомнения, что в принципе проблема военно-государственной службы может быть поставлена и таким замысловатым образом: существует обусловленное во многом субъективными факторами противопоставление в обществе простого инстинкта - сохранения жизни и жизненно важных общественных интересов; прав личности и обязанностей граждан перед отечеством; наконец, т.н. мировых ценностей и особенностей национальной России. При чем во всем многообразии это противоречие имеет место не только в головах отдельных граждан (на обыденном уровне), но и в сфере государственного управления, военного строительства и обеспечения национальной безопасности. Как это принято говорить на конституционном уровне.
Примеры, думаю, здесь просто неуместны.
Права и обязанности
Но следует напомнить, как в принципе расставлены государственные приоритеты в Конституции, в Концепции национальной безопасности, в военной доктрине и в федеральных законах. Для этих документов, определяющих безопасность целой нации, характерно одно - "примат личности" и ее интересов. В то время как фактически упущены, или невнятно изложены обязанности граждан по отношению к обществу, много говорится о правах.
Естественно, что при наличии таких конституционных установок в обществе появляется новая мораль. Служба Отечеству уже представляется чем-то второстепенным, а его защита - делом совести каждого, хочу - служу, хочу - нет. Вполне понятно, что из области понимаемых и регулируемых интересов граждан и общества, вся система обеспечения безопасности государства и политического строя России переходит в область обслуживания исключительно интересов личности, и поэтому теряет свой общественный смысл, доводится до полного абсурда.
Оправдание такому, с позволения сказать, положению простое - извне нам ничто не угрожает. С бандами террористов и уголовников справимся силами милицией, вооруженной наручниками. С божьей помощью, при содействии США и парламентской ассамблеи Европы.
Но при этом стоит задуматься над вопросом - так ли сильно изменились к лучшему для России условия безопасности?
История показывает, что в мире существует, чуть ли не традиция - устраивать войны и воевать непременно на территории России и с ее участием. Но может быть в условиях рынка, и с ликвидацией идеологического противостояния, при наличии повсеместной дружбы и интеграции нашей элиты в систему мировых ценностей, мы, большинство из 145 миллионов граждан РФ, застрахованы от военного вторжения?
Наверное, на этот вопрос не решится утвердительно ответить никто из более или менее здравомыслящих российских граждан.
Однако спасительная мысль страуса о полной безопасности посетила наше общество еще во времена перестройки. Она живет на государственном уровне и внедряется в массы. Уже "только 50% населения помнят, что жили в Великом государстве СССР, 15% думают, что Отечественная война это фантастические сказки писателей, 10% считают, что нужно было побыстрее сдать все завоевания предков немцам, а некоторая часть готова сдать все в настоящем ради заморского хлеба и американских зрелищ.
Появляются идеи альтернативной и добровольной военной службы и перевода ВС на профессиональную основу, сокращения сроков службы до полугода, об отмене призыва с весны 2002 года. Эти идеи поддерживаются разного рода общественными, абсолютно безответственными организациями, Эти новации усиленно муссируются на ТВ, их анализируют в Минобороны, в Генеральном штабе и в Совете безопасности.
Результат более чем впечатляющий - там, где был "священный долг" сегодня действительно выросла целая система средств и способов уклонения от пока еще установленных законом обязанностей, и, как это ни странно, - создана система узаконенного дезертирства. Ежегодно милицией прокуратурой ведут поиски 25-30 тысяч уклонистов.
Политическая и моральная норма
Возможно ли было, что-либо подобное в относительно недавнее прошлое?
Вообразите себе ситуацию перед войной 1941-1945 гг. и, как говорят, почувствуйте разницу. Всего за четыре года войны было призвано (!) более 34 миллионов человек. Действующая армия имела численность от 3 до 6,7 миллиона человек. Закончили войну, имея численность ВС - 11 миллионов человек, не считая ПВ и войск НКВД. Только по России в пользу Армии было изъято более 19% трудоспособного населения. По данным ГШ добровольцы составляли 5-7% добровольцев. Необходимое перемещение таких огромных масс людей в интересах защиты государства при наличии законов и умонастроений, подобных современным было бы просто немыслимо.
Следует отметить, что за четыре года войны было осуждено более 400 тысяч человек, которые в силу личной слабости или по другим причинам попытались "закосить от выполнения долга" и поплатились за это жизнью.
Но ни о каком организованном сопротивлении агрессии в отсутствии системы исполнения священного долга в и речи быть не могло. Только потому, что наши предки не дрогнули и не сбежали в безопасную и никому не нужную тундру, стал возможен разгром врага в Берлине. Это был великий подвиг народа, но одновременно - это результат прямого действия морально-политических установок, подкрепленных высоким моральным духом народа. Именно о них сегодня забыла добрая половина граждан России.
Можно что угодно говорить о западной демократии, но в 1940 году военно-политическое руководство Германии вполне четко определяло политические цели. Они заключались не столько в уничтожении, как сегодня говорят, большевизма, сколько русского народа. Разве случайно немецкие оккупанты убили, уморили и замучили 26 миллионов наших сограждан? Нет не случайно, они оценивали войну против России как борьбу мировоззрений и вели ее на уничтожение. Кстати говоря, при пособничестве всей Европы и США. Вспомним политику проволочек, сенатора, а затем и президента Трумэна, который весьма четко определил позицию Америки в октябре 1941 года - “пусть они убивают друг друга как можно больше…”.
Что изменилось в части внешнеполитических условий и намерений в отношении России сегодня? По существу ничего, если нынешние лидеры Запада не скрывают, что на территории России достаточно содержать только 60-70 миллионов русских аборигенов в двух десятках государственных образований с неопределенным статусом. Как говорится, уму непостижимо, но вполне объяснимо, то, что в мирное время Россия теряет в течение десятилетия от 500 до 800 тыс. человек ежегодно. Разве это не война?
Вполне закономерно возникает вопросы - насколько современное состояние мыслей российских обывателей, законодателей и высших чинов соответствует условиям обеспечения безопасности России, какие последствия может повлечь изменение системы комплектования Армии и Флота?
На эти вопросы ответа не дают ни Явлинский с Немцовым, ни комитет солдатских матерей, ни военные специалисты из академии военных наук, ни думский комитет по обороне.
Очевидно, что достойных возражений против разрушительной политики нет и со стороны тех, кто по долгу службы обязан стоять, как это принято говорить на страже интересов государства и народа.
Мы слышим все те же мудрые мысли о правах человека, которые превращены в священную корову и в существо деятельности госаппарата, давно отчужденного от проблем народа и безопасности. И в самом деле, перспектива личной интеграции в мировое сообщество и гарантии безопасности, данные законом и деньгами, даже не позволяют думать о таких третьеразрядных вопросах. И не думают…можно быть уверенным.
Но стоит напомнить, что в силу ряда объективных обстоятельств государственная и военная служба в России, в отличие от многих стран мира, для ее граждан традиционно формировалась как политическая норма и моральная установка. В их основе - всегда было бескорыстное служение Отечеству, в том числе с оружием в руках и с опасностью для жизни. Это исторический факт.
В настоящее время, положение изменилось в корне.
Государственная и военная служба превращены в источник доходов, и естественно, что никакого бескорыстного служения отечеству здесь нет и в помине. Как нет надежды на то, что вся профессиональная рать законодателей не разбежится при определенных обстоятельствах. Не найдется тех, кто с оружием в руках, полностью сознавая свою ответственность и смертельную опасность, будет отстаивать теперь уже третьестепенные государственные интересы - сохранение территориальной целостности и суверенитета России.
Действительно, сегодня военная опасность и возможность крупномасштабной вооруженной агрессии против России нашей элитой представляется незначительной. Но только представляется, поскольку США и НАТО не изменяют своей агрессивной сущности, стоят на рубежах максимально приближенных к Москве. Более того, при экономическом и военном доминировании США созданы все условия для силового решения их проблем с ресурсами, как выражается известный политолог З.Бжезинский, “за счет ослабленной до предела России и на ее обломках”.
Положение России, пожалуй, не лучше чем в 1941 году, и нет никаких оснований считать, что оно изменится к лучшему. Период экономической депрессии продолжится еще не менее 8-10 лет.
При создании видимости выдвижения мирных инициатив, никто из наших новых друзей по “Программе партнерство ради мира” не собирается сокращать вооруженные силы. Напротив происходит наращивание военного потенциала. НАТО в состоянии создать без всякой мобилизации такие группировки, противопоставить которым РФ будет просто нечего.
Американцы не случайно делают ставку на военную силу. После 11 сентября они выдвигают в качестве приоритета защиту национальной территории и оценивают свои военные возможности, как способность решить задачи разгрома технически оснащенного противника в одном крупномасштабном конфликте. Одновременно с этим - заставить его отказаться от продолжения войны против США в другом регионе. Наверное, не секрет, что под технически оснащенным противником понимается не Афганистан и даже не Ирак, а временное и взаимовыгодное пребывание войск США в Среднеазиатских республиках это не что иное как фактор стратегического давления на Россию. Такое положение сложилось действительно впервые за всю нашу историю и это не спроста и не ради процветания таджиков с узбеками.
Очередной правительственный блеф
Профессиональные ВС США рассматриваются как эффективный инструмент продвижения политики Америки в любом региона мира. Военный бюджет США равен 300 миллиардам долларов. Это совокупные военные расходы последующей десятки развитых в военном отношении стран. И одновременно только 2,8% от ВВП США - 10 триллионов (!) долларов.
Весь ВВП России оценивается в 250 максимум 450 миллиардов, а военный бюджет не превышает 7 миллиардов, даже если учесть внутренние цены не более 15 миллиардов. Как говорится, не сопоставимые показатели. И при этой бедности всерьез обсуждается проблема перехода к профессиональной армии, стоимость содержания которой в 5 раз выше, чем содержание ВС в современном виде. Даже частичный переход на контрактную службу потребует таких инвестиций, которые не оставят никаких надежд на решение прочих жизненно-важных проблем народа. Это касается в первую очередь здравоохранения, образования, науки и культуры. Практически всех социально-значимых программ, с которыми из благих побуждений выступает президент. В том числе и для военнослужащих.
Они просто превратятся в очередной предвыборный блеф.
Отбросим все военно-стратегические и экономические соображения (они сегодня мало кому интересны). Допустим, что с точки зрения подавляющей массы населения России, вооруженного новой моралью, в Армии должны служить одни лишь профессионалы-наемники. В том числе - добровольцы, для которых собственная жизнь копейка. Судя по всему, именно так думают наши законодатели, опустившие военнослужащих по денежному содержанию гораздо ниже уровня уборщицы в московском офисе.
Допустим невероятное, правительство, Явлинский и вся вороватая челядь современных олигархов нашли 200-300 миллиардов рублей и подняли ресурс содержания ВС в 2 раза. При этом расходы на закупки вооружения составили 50%. (Это, как доложил президенту министр обороны, "уже стало реальностью", вот только с долгами за электроэнергию и с денежным содержанием плоховато!) Верится в фантазии новых хлестаковых с трудом. (Впрочем, это не такие уж фантазии, если всерьез заняться экономикой и освободиться от засилья жуликов во власти)
Суть дела даже не в экономике.
В прошлом ресурсов, в том числе людских, хватало на все. На содержание современных сопоставимых с США ВС, на зарплату врачам и учителям, на инвестиции и развитие, на содержание домов отдыха, самой современной высшей школы и передовой науки. Разумное перераспределение во времена перестройки могло бы в корне изменить ситуацию. В то время ВВП СССР не многим отличался от ВВП США, поскольку наша экономика действительно была экономной. А 25% мирового материального производства это не современные “кот начхал” - 1,5-2 процента.
Мало того, ВВП России только на 6-10% формируется за счет вновь произведенного продукта. Все остальное - это результат спекуляций и распродажи произведенного в прошлые годы и рента от пользования доставшимися природными богатствами. То есть - мыльный пузырь, через который видят жизнь народа наши реформаторы.
Может быть, разного рода комитетам сосредоточить внимание на этих проблемах. Их решение могло бы обеспечить “создание сильной России”, что и будет гарантией безопасности народа. Или нас ждет другая альтернатива - “России не будет никакой”.
Создать в случае чего быстро, в том числе и необходимые для защиты отечества ВС - не удастся.
Поэтому из морально этической плоскости вопрос нужно перевести в политическую. По примеру наших друзей американцев, которые видят свои национальные интересы в обеспечении благосостояния народа Америки. Вооруженная защита права народа на достойные условия жизни и обеспечение национальной безопасности России и каждого отдельного гражданина должны быть важнейшими приоритетами политики.
Наша жизнь и военная служба, как они есть
Разделяю горе солдатских матерей, потерявших своих сыновей, но не могу с уважением относиться к разного рода организациям популистского толка, которые используются недобросовестными политиками в своих целях и способствуют разрушению ВС.
В самом деле, смерть и убийство отдельного человека это трагедия, где бы это не случилось, в воюющей армии, на производстве на дороге или по пьянке в собственном доме. Отделим мух от макарон и обратимся к статистике для прояснения сути вопроса служить или не служить с опасностью для жизни, никто не будет спорить, что военная служба это область деятельности с повышенной опасностью.
Но вот пример из области статистики.
В 2000 году по данным минздрава и МЧС в России зафиксировано следующее количество смертей насильственного, криминального и противоестественного характера:
Самоубийства - 56,5 тыс.
Убийства - 40,5 тыс.
Погибли в автокатастрофах - 39,5 тыс.
Смертельное отравление алкоголем - 34,0 тыс.
Утопление - 18,9 тыс.
Погибли в результате взрывов и пожаров - 0,5 тыс., терактов - 62 человека.
К этому следует добавить стыдливо упущенные - 25-30 тыс. жертв производственной деятельности.
Итого - за год около 190-195 тыс. человек, на 80 миллионов самодеятельного, в уме и в силе населения. То есть порядка 230-240 смертей на 100 тыс. взрослого населения в возрасте от 18 до 60 лет.
Кстати сказать, эти с позволения сказать, достижения демократии в СССР были в 2 раза ниже. Но с упорством маньяков мы создаем безответственные комитеты, или участвуем в разрушении основ безопасности. Имею в виду разрушение СССР - большой России и Вооруженных сил.
В Вооруженных силах на 1,3 миллиона наличной численности ежегодно в среднем отмечается порядка 1200-1300 смертей (по разного рода причинам, исключая боевые потери). Таким образом, на 100 тысяч офицеров, солдат и сержантов приходится 90-100 смертей в год, что в 2 раза меньше чем по РФ в целом.
Спрашивается, где более безопасно жить, служить и работать - в государстве или в ВС? Ответ, наверное, очевиден, даже при том, что военная служба это область деятельности с повышенной опасностью и служат в них не одни лишь классные специалисты, уровень личной безопасности граждан в ВС выше, чем во всей стране.
Наверное, излишне спрашивать: чья это заслуга? Конечно офицеров, которые в своем большинстве честно выполняют воинский долг, в буквальном смысле насаждают твердую дисциплину в войсках.
Что слышится в ответ? Требования изменить излишне жестокие уставы, демократизировать отношения начальников и подчиненных, они должно быть исключительно на уровне увещеваний и обещаний. В том числе наркоманов, алкоголиков и дебоширов с уголовным прошлым, пришедших в казармы не с небес обетованных, а из гражданского общества в невероятном для прошлого количестве.
Общество умыло руки. По его воле всего 13% из общего контингента призывников призывается на военную службу и ровно столько нужно, чтобы войска кое-как были укомплектованы. В результате такой кадровой политики государства, отбора и выполнения священного долга гражданами “выбора у МО действительно нет - “на тебе боже, что нам не гоже”.
Как говорится, тем и живем. По “человеческому материалу” Армия оказывается едва ли не хуже общества в целом. Однако безопасность всеже выше, чем по стране, где академиков как мух бьют в подъездах уличные хулиганы.
Поэтому современных офицеров российское общество должно носить на руках и платить им в четыре раза больше чем госчиновникам, придумывающим уродливые законы для народа в относительной безопасности. Басаев еще в Москву по протекции ГИБЕДД не доехал.
Мужик не перекрестится - олигарх не испугается
Другой тезис реформаторов - Армия слишком большая, содержание ее непосильно для бюджета. Нужно сократить ВС до 800 тысяч, и практически всех сделать добровольцами-контрактниками, исключая небольшую часть призывников (около 150 тысяч для поддержки штанов, т.е. создания стратегических резервов). Все это под крики - "демография не позволяет".
Демография тут ни причем. Ежегодно призывной контингент составляет порядка 1,8 миллиона человек, в том числе порядка 1,2 миллионов - очередного года призыва. Дело в законах, в установленных ими отсрочках и льготах. Призвать в ВСи в другие войска по действующим законам действительно можно чуть более 200 тысяч в год. Всего - около 16% от потенциально возможного. Ни в одной стране мира, включая самые демократические, не существует таких норм. В ФРГ, в Швеции, во Франции предел - не ниже 50-60%, в Турции - 80%. У нас в России - 20%.
Внятных объяснений, почему один служит преодолевая трудности, а четверо развлекаются и смеются над "неудачниками" - нет.
Между тем, производство остановлено, в стране 7 миллионов официальных безработных. В том числе половина из них молодежь. В 10 тысячах охранных бюро на содержании не менее 500 тысяч бугаев, 600 тысяч сидит в СИЗО, за мешок картошки, еще столько же состоит в организованных преступных группировках.
А Родину защищать оказывается некому.
И никого это не волнует.
Очевидно, у нас в привычке “креститься, когда гром грянет”.
А гром может грянуть, если последний сдерживающий от развала фактор, офицеры, разбегутся от такой жизни и Вооруженные Силы самопроизвольно сократятся до 500-600 тысяч.
Кто в безответственных комитетах думает о безопасности, предлагая дикие военные реформы, если при численности в 1,2 миллиона военнослужащих с трудом удается организовать охрану и оборону от бандитов военных городков и вооружения бывшей великой армии? Кто к стати думает о защите военнослужащих в отдаленных гарнизонах от произвола чиновников из РАУ ЕЭС? Может быть за это взяться самим защитникам?
Очевидно, законодателям и правозащитникам это все до лампочки и мало примера Чечни, когда брошенное на произвол судьбы оружие только двух дивизий немедленно растащили по саклям отморозки Дудаева. Шестой год возимся с ними, уговариваем условно мирное население сдать автоматы и минометы, а чеченцы продолжают свое черное дело - устанавливают фугасы, где только можно. В том числе в прилегающих к бывшей Ичкерии районах.
Если Явлинскому с Немцовым и комитету солдатских матерей, при молчаливом согласии МО и Президента, удастся протащить проект реформы ВС, как они это видят, то часть вооружения (а это будет не две, а двадцать две дивизии) будет непременно разграблена нашими согражданами с криминальным уклоном. Вот тогда мы все, законопослушные и либерально-демократические, хлебнем горя похлеще, чем в Чечне наши сынки. Тогда всерьез можно будет говорить о миллионе гробов в год для жертв террактов и полномасштабных боевых действий в “форме гражданской войны”.
Тогда мировому сообществу будет причина говорить о массовом нарушении прав человека и повод взяться за наведение нового порядка на одной шестой части света.
Но Россия с ее ядерными погребами это не Афганистан. Тут дело не закончится легкой прогулкой для НАТО без потерь с бомбежками на безопасной дистанции.
Хватит ли сил у разного рода миротворцев из-за бугра для ликвидации очага международной опасности “на вооруженной до зубов территории”? Сможем ли сами мы сами справиться с очередной смутой, с этой пока никем не прогнозируемой бедой для России и Народа?
Сомнительно. Поскольку олигархи и их челядь, не понимая опасности, “продолжают рубить сук”, в надежде своевременно улизнуть на Запад к миллионам и внукам, а "население безмолвствует", как четыреста лет назад.
Поэтому нужно поменьше слушать болтливых политиканов и вопли обывателей. Нужно быть крайне осторожными в деле реформ.
Как известно, “жестокость, есть высшая форма гуманизма…”, а либерализм, льготы и пустая болтовня порождают государственную слабость, агрессию и поражения. Там, где их не должно быть.
Назад
Сайт создан в системе
uCoz