Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из работы "Введение в культуру мышления" из Книги ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (часть 3) с сайта

Культура мышления и формула интеллекта

Рассмотрим слово “культура”. Это первая составляющая термина, состоящего из двух слов. Слово “культура” относительно редко применяется в серьезных разговорах отдельно, обычно говорят: культура поведения, культура мышления, культура землепользования, физическая культура, национальная культура и т.д. Если присмотреться к словоупотреблению внимательно, то можно обнаружить, что во всех случаях речь идет о следовании каким-то правилам, нормам, традициям (что в общем одно и то же). Эти нормы вырабатываются, как правило, веками и тысячелетиями, являясь обобщением опыта человеческих отношений. Философы говорят, что культура является ФЕНОМЕНОМ, возникшим в результате овладения человеком силами (возможностями) как своими, так и общества. Другими словами, культура - степень овладения силами СВОЕГО организма: телом, мышлением, привычками и т.п.

В основе культуры лежат отдельные примитивы, т.е. относительно простые (!), стабильные и, как правило, общеизвестные (!) вещи, которые многократно проверены историей либо самим индивидуумом и только с помощью их человек (субъект) и может адекватно ориентироваться в себе самом и обществе. Опираясь на эти примитивы, каждый человек способен создавать для себя свою собственную культуру мышления, аналогично тому, как народы создают национальные культуры, определять собственную линию поведения. Чем больше примитивов накопил человек, тем больше у него шансов реализовать свои человеческие качества и продемонстрировать “высокий уровень культуры”, правильно ими оперируя.

Достаточно очевидно, что культура мышления может определяться профессией, т.е. быть:

  • профессиональной (поэта, артиста, художника, ученого, политика, жулика, прокурора, крестьянина и пр.);
  • квалификационной (дилетанта, профессионала, самоучки, таланта и т.п.);
  • оригинальной или шаблонной и т.п.
  • Мышление - второе слово термина культура мышления, свойство мозга, в нашем случае - человека. Мышление является процессом создания новых информационных блоков, необходимых человеку или другому живому существу для осуществления действия. По словарям: интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу (СЭС - советский энциклопедический словарь); интеллект - ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека (словарь иностранных слов); интеллект - в философском словаре определения нет (!).

    Обобщая сказанное можно определить интеллект следующим образом:

  • интеллект - совокупность качеств информационной системы (живого организма), позволяющая ей ориентироваться во внешней среде.
  • Его мы и возьмем за основу.

    Интеллект

    Поскольку мы в качестве одной из основных характеристик человека и его сознания выделили понятие интеллект, то постараемся разобраться, что же это такое. Структуру интеллекта можно представить в виде “формулы” (“триединствапамяти, разума и воспитания, обеспеченного той информацией, с которой они “работают”):

    ИНТЕЛЛЕКТ - ПАМЯТЬ, РАЗУМ, ВОСПИТАНИЕ и ИНФОРМАЦИЯ. @

    Память - это способность хранить информацию. Идеальная память хранит всю полученную информацию и не искажает ее в процессе хранения и воспроизведения. Реальная память реального человека подобными качествами не обладает. В то же время такие ее качества как забывчивость и ошибочность воспроизведения обеспечивают изменчивость информационных блоков (движение мысли?) и определяют в совокупности уровень интеллекта человека. Ошибки работы памяти заставляют перепроверять старые решения и, тем самым, создавать новые.

    Разум - это способность обрабатывать информацию, находящуюся в памяти, адекватно ее содержанию. Будем считать, что человек разумен, если он из имеющейся в его памяти информации делает такие выводы, которые соответствуют действительности (!), отраженной в этой информации. Если он выходит за рамки действительности, т.е. делает выводы, превосходящие заложенное в исходных блоках, то мы считаем, что такой человек не разумен. Если он не в состоянии увидеть всей действительности, то считаем, что он разумен, но не очень умен.

    Говоря другими словами, разумными будут случаи, когда:

  • не сделано ни одного вывода (начальная стадия обработки информации);
  • сделаны не все выводы (промежуточная стадия);
  • сделаны все выводы (конечная стадия).
  • Если же сделаны выводы, никак не следующие из имеющегося блока информации, или же сделано выводов больше, чем необходимо следует, то такая обработка – неразумна.

    Информация - это то, чем наполнена память человека (информационной системы). В первую очередь это врожденные и приобретенные алгоритмы обработки сигналов, поступающих как из вне (с помощью органов чувств), так и из самого организма (мозга, памяти, подсознания и т.п.). Без информации не может быть мышления – нечем и нечего обрабатывать. В существенной степени это понятие находится в прямом соотношении с воспитанием.

    Воспитание - привычка пользоваться теми или иными алгоритмами обработки информации, а также ее качество. В общем случае, термин воспитание необходимо понимать расширенно: воспитание, как процесс (воспитания), и воспитание, как культура (результат процесса).

    Разум и воспитание - в определенной степени антагонисты друг друга. Разум позволяет совершить человеку любой разумный, с его точки зрения поступок. Разум безнравственен и прагматичен, воспитание же не дает человеку возможности руководствоваться только разумом.

    Формула интеллекта @ характеризует порядок его работы, что исключительно важно для понимания особенностей ориентирования человека в мире:

    • при встрече с какой-либо задачей человек в первую очередь пытается вспомнить (достать из памяти) готовый ответ от такой же или подобной задачи;
    • если ответ вспомнить не удается, то тогда человек начинает думать (использует разум) который действует многократно медленнее (в сотни и тысячи раз медленнее); первые найденные разумом решения, как правило, не совершенны или неправильны и становятся удовлетворительными только после нескольких приближений и проверок (имеет место обычный “метод проб и ошибок”);
    • если разумного решения найти не удалось, то человек поступает случайным образом под действием воспитания (струсит, безрассудно пойдет вперед, отправит навстречу опасности другого и т.п.). В общем случае воспитание “начинает работать” несколько ранее, чем память и разум, то есть воспитание находится, вероятно, в цепи обратной связи информационной системы “человек общественный”.

    Развивая интеллект необходимо изучать слова, мысли, выражаемые ими, мысли выражаемые другими мыслями и, не исключено, что и более сложные системы…

    • Обычно считается, что не важно, почему человек не очень умен или обладает низкой культурой мышления. Но так ли это?

    Достаточно очевидно, что отношения между отдельными компонентами интеллекта могут быть самыми разными (число вариантов определяется комбинаторными методами), например:

    Таблица 1.

    ИНФОРМАЦИЯ
    ПАМЯТЬ
    РАЗУМ
    ВОСПИТАНИЕ
    1
    Качественная
    Слабая
    Слабый
    Соответствующее
    2
    Качественная
    Нормальная
    Нормальный
    Несоответствующее
    3
    Качественная
    Хорошая
    Хороший
    Соответствующее
    4
    Некачественная
    Великолепная
    Великолепный
    Несоответствующее
    5
    Качественная
    Слабая
    Нормальный
    Соответствующее
    6
    Некачественная
    Слабая
    Хороший
    Несоответствующее
    N
    Качественная
    Великолепная
    Слабый
    Несоответствующее

    Каковыми будут информационные системы (в том числе и люди), обладающие тем или иным набором качеств, и каковы будут их интеллектуальные возможности можно пофантазировать.

    Жизненный цикл человека и интеллект

    Человек – животное общественное. Как животное он и его органы обладают физиологическим жизненным циклом: рождение, младенчество - 1-3 года, детство - 7-14 лет, юношество - 18-24 года, становление личности - 33-42 года, зрелость - 40-60 лет, старость - свыше 70 лет, смерть.

    Как у существа социального его жизненный цикл может быть представлен следующим образом: дошкольные годы (ясли, детский сад) – 6-7 лет, школа – 16-18 лет, институт (работа, армия) - 20-24 года, женитьба (рождение ребенка) - 20-24 года, уход на пенсию – 55- 60 лет.

    Можно выделить шкалы кратные циклу 4;6;7;8 годам. Каждая шкала дает интересные точки, о которых мы можем что-либо сказать:

    школа – 6-7 лет, половое созревание - 12-14, аттестат зрелости – 16, призыв в армию 18-19, окончание роста – 24, максимум выносливости 28, созревание мозга (возраст Христа) – 33, климакс у женщин – 42, пик смертности – 42-49, резкое снижение работоспособности – 55-60, средняя продолжительность жизни в оптимальных условиях – 70-72.

    Таблица 2.

    0

    8

    16

     

    24

     

    32

    40

    48

    56

     

    64

    72

    80

    88

    *8

    0

    7

    14

    21

     

    28

    35

    42

    49

    56

     

    63

    70

    77

    84

    *7

    0

    6

    12

    18

    24

    30

    36

    42

    48

    54

    60

    66

    72

    78

    84

    *6

    0

    4- 8

    12

    16 - 20

    24

    28-32-36

    40-42

    46-48

    52-56

    60

    64

    68

    72

    76

    *4

     

    7

    16-18

    24

    33 года

    42

     

    55

    60

     

    70

         

    Считается, что полное созревание мозга и личности происходит к 33 годам (возраст Христа), т.е. в древности людей со “зрелым мозгом” практически не было. Они пользовались всю жизнь “разумом” без старческих стереотипов мышления и маразма (правда, возможно, были другие минусы).

    В древности отсутствовало книгопечатание, коммуникации между людьми происходили достаточно медленно, темп жизни заметно отличался от современного. При средней продолжительности жизни 24-30 лет, человек активно использовал свои интеллектуальные ресурсы ориентировочно с 12-14 лет до конца жизни, т.е. примерно 12-16 лет. В настоящее время, даже если считать с момента начала трудовой деятельности (22-24 года) до ухода на пенсию, имеем 24-38 лет, т.е. всего (аж!) в 2-3 раза больше.

    Учитывая, что детство ребенка и тогда, и сегодня длится примерно до 10-14 лет, то с момента взросления до момента начала самостоятельной жизни человек имел время для качественного обучения жизненным навыкам 3-7 лет (с 7 до 10-14 лет) – в древности и 11-14 лет в наши дни (с 7 до 18-20 лет).

    Идея анализа ясна, а насчет цифр, можно пофантазировать, обобщив наши знания о человеческих качествах и жизненных сценариях.

    Анализируя труды Древних философов, политиков, инженеров можно видеть, что, несмотря на ту же структуру интеллекта, весовые коэффициенты памяти (П), разума (Р), воспитания (В) и информации (И) были иными.

    Элементы методологии науки

    Где-то, на первых лекциях я спрашиваю студентов: “Чем заполнена Вселенная?” После различных “неудачных” попыток ответа, сам же отвечаю на этот вопрос: “Душами не родившихся людей!” Потом, на протяжении всего курса, многократно пытаюсь объяснить суть этой метафоры, отражающей общее правило – все тщетно.

    Методология науки предлагает правило, усиливающее эту метафору:

    Любое, сколь угодно большое количество фактов, подтверждающих теорию, ее не доказывают. Один единственный факт, противоречащий теории, полностью ее опровергает.

    Одно из следствий этого правила гласит, что теорий, отвечающих действительности, мало (грубо говоря, - одна), а не отвечающих действительности – тьма. Путей, ведущих к цели, многократно меньше, чем ведущих от нее.

    Философов такая ситуация не пугает, так Ю.П.Чайковский пишет [5]:

    “К счастью, на деле нам надо не столько знать будущее, сколько уметь разумно действовать. А это значит, что главная ценность прогноза – в указании наиболее опасных вариантов развития событий. Если опасность осознана как в принципе возможная, то меры против нее надо предусмотреть независимо от того, вероятна она или нет”.

    Этот алгоритм до поры до времени обеспечивал и пока еще обеспечивает существование информационных систем (биосферы и человечества), хотя, на самом деле, нам надо знать именно БУДУЩЕЕ.

    Среди огромного количества дел, которыми реально занимается Человек, с точки зрения выживания, есть следующие основные категории:

  • необходимые;
  • полезные;
  • бесполезные (безразличные);
  • вредные.
  • По мере становления культур и развития цивилизации доля бесполезных, безразличных и вредных деяний в совокупной деятельности человечества нарастает. Это и понятно: накопление знаний и соответствующий рост производительности труда вначале приводят к появлению свободного времени, а затем - “свободных профессий”, позволяющих заниматься вещами, не имеющими жизненно важного значения для человека и человечества.

    Пока вредные дела уравновешиваются остальными, все нормально, но ситуация становится драматичной, когда этого не происходит. В наше время производительность труда достигла таких высот, что мощь целенаправленно действующего отдельного человека, или небольшой группы людей, стала соизмеримой с мощью бестолково организованного человечества.
    Испанский философ Ортега-и-Гассет отметил феномен бестолковости и деградации человечества еще в начале века (сегодня мы его наблюдаем во всей красе). В своей работе “Восстание масс” он пишет:

    “С появлением профсоюзного движения и фашизма в Европе впервые рождается тип человека, который не хочет ни признавать чужую правоту, ни сам быть правым. Человек этот просто-напросто, во что бы то ни стало стремиться навязать свое мнение. Новым является само право на неправоту. Я вижу в этом самое яркое проявление нового способа существования масс, ибо они решили управлять общественной жизнью, не имея для этого никаких способностей. Их поведение в политической жизни отчетливо и уверенно выявляет сущность их души, однако, чтобы понять ее, надо иметь ввиду интеллектуальную непроницаемость: у среднего человека появились мысли, но его организм не приспособлен к функции мышления; средний человек даже не подозревает, в какой части нашего тела обитает мысль, но он хочет высказать свое мнение. Именно поэтому его “идеи” - это не мысли как таковые, а вожделения, выраженные в словах; их можно уподобить романсам, положенным на музыку”.

    Ему вторит другой западный мыслитель Ханна Арендт, который после второй мировой войны “…вносит в свою знаменитую книгу “Происхождение тоталитаризма” мысль о том, что буржуазное общество становится неуязвимо для критики. Его ругают, развенчивают, поносят, а оно с удовольствием подхватывает эти разоблачения и развенчания и смакует собственные мерзости так, что его противники остаются в дураках. Выходка художника, который придумал еще один способ поиздеваться над разумом и моралью, стала товаром - и на этот товар есть хороший спрос. До ХХ века на подобные вещи спроса фактически не было: бодлеровские “Цветы зла” и тому подобные вещи находились вне рынка. Что же случилось? Сам ли авангардизм создал этот новый спрос на жуткое, гадкое, возмутительное, бесчеловечное, бессмысленное, антиобщественное? Или прав оказался Карл Маркс, который предсказывал, что при капитализме - если он будет жить долго - товаром становится практически все, что угодно, то есть и чувства, и совесть, и разум, и прочие ценности, дольше всех сопротивляющиеся превращению в товар?

    Как бы то ни было, картина перед нами захватывающая и необычайная. Неистовствуют бунтари, ниспровергают основы. Порядочность, стыд, рассудок, смысл и прочее - все подвергают агрессии, грубой и вызывающей прежде, и все более изощренно-извращенной ближе к концу ХХ века. Тот, кто сумеет отличиться в этом издевательстве над основами социальной жизни и культуры, имеет лучшие шансы на рынке культуры. Орудия разрушения превращаются в товар, революция - это нынче не что иное, как могущественный торговый концерн с неплохими оборотами....”


    Назад
    Сайт создан в системе uCoz