ПРАВО ВОЙНЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Данная публикация посвящена основным определениям собственно права войны, его применению вооруженными силами и по отношению к ним, а также различным категориям лиц и объектов, которых касаются нормы права войны.
ПРАВО ВОЙНЫ
Право войны и виды права
Право войны призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. Таким образом, право войны согласовывает военную необходимость с требованиями гуманности. Оно проводит границу между тем, что разрешено (законно), и тем, что запрещено.
По своей природе право войны является обычным правом, то есть оно базируется на сложившейся практике и обычаях (например, объявление войны, перемирие, капитуляция). Постепенно оно всё в большей степени становилось предметом международных договоров, принимаемых на международных конференциях.
Право войны устанавливает определённые ограничения в отношении:
а) военных действий в целом;
б) ведения боевых действий вооруженными силами;
в) поведения комбатантов в бою;
г) поведения гражданских властей и лиц во время войны;
д) поведения по отношению к лицам и объектам во время войны, обращения с ними, в частности с жертвами войны;
е) управления оккупированной территорией и поддержания порядка (право военной оккупации);
ж) взаимоотношений между воюющими и нейтральными государствами (право нейтралитета).
В ситуациях не попадающих под действие договорного права, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и в сфере действия принципов международного права, проистекающих из:
а) установившихся традиций;
б) принципов гуманности;
в) требований общественного сознания.
Право войны возникло применительно к ситуациям вооруженных конфликтов между государствами или группой государств, то есть международных вооруженных конфликтов. Таким образом, большая часть права войны относится к международным вооруженным конфликтам и содержит детально проработанные правила.
Традиционно в рамках права войны существовали две группы договоров:
а) Гаагские конвенции, регулирующие в общем боевые действия и определяющие в частности:
б) Женевские конвенции, предоставляющие защиту;
• лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности медицинским службам.
Чёткое первоначальное различие между гаагским и Женевским правом постепенно стёрлось. Тем не менее различие между ними по сути по-прежнему важно для практического понимания права войны.
Право гаагского типа адресовано, в частности, всем командирам и поэтому доводиться до всех военнослужащих в порядке подчинения.
Право Женевского типа, напротив, касается в основном лиц, пострадавших в результате вооруженного конфликта.
К праву гаагского типа относятся:
а) основные Гаагские конвенции 1899 года, большая часть которых заменена и дополнена Гаагскими конвенциями 1907 года;
б) Правила ведения воздушной войны, разработанные в виде проекта в Гааге в 1923 года;
в) различные соглашения, относящиеся к применению конкретных видов вооружений.
К праву Женевского типа относятся:
а) Женевские конвенции 1864, 1906 и 1929 годов, заменённые и (или) дополненные со временем;
б) Женевские конвенции 1949 года.
К праву смешанного типа, включающему в себя положения гаагского права и Женевского права, относятся:
а) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта 1954 года;
б) Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года. Правовое положение государств
Участник договора - каждое государство связанное международными договорами, положения которых оно приняло (посредством "ратификации" или "присоединения"). При принятии договора государство может интерпретировать его положения и (или) сделать в отношении него оговорки на национальном уровне.
Сторона в конфликте - государство, являющееся формально либо фактически участником военных действий против одного или нескольких государств. Указанное государство и его вооруженные силы считаются "воюющей стороной".
Нейтральное государство - государство, которое формально либо фактически не является стороной в определённом вооруженном конфликте.
Государство, не являющееся участником международного договора, может принимать и применять положения этого договора. Оно может быть связано договором, декларативным по отношению к существующему праву (подтверждающим это право), независимо от того, приняло оно или нет этот договор.
Национальный суверенитет государства - распространяется на: национальную территорию (сушу, внутренние воды государства); территориальные воды государства; национальное воздушное пространство государства.
Территориальные воды - традиционно имели протяженность 3 морские мили (дальность выстрела орудия) от берега; в настоящее время это расстояние увеличено до 12 морских миль.
Национальное воздушное пространство - включает в себя воздушное пространство, расположенное над территорией и территориальными водами государства.
Естественные проливы - используемые в международном судоходстве и относящиеся к территориальным водам, открыты для транзитного прохода судов и пролёта над ними летательных аппаратов.
Любые исключения регулируются специальными договорами и соглашениями.
Искусственные каналы, статус и их использование регулируются специальными договорами и (или) соглашениями (например Суэцкий канал, Панамский канал).
Государство архипелага - это государство, расположенное полностью на одном или нескольких архипелагах и, возможно, других островах.
Государство архипелага может устанавливать морские пути прохода и воздушные коридоры над ними, наиболее подходящие для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов и пролёта летательных аппаратов.
Архипелаг - группа островов, включая части островов, воды между ними, другие природные образования, взаимосвязанные столь тесно, что по сути являются географическим, экономическим и политическим целым либо исторически рассматриваются в качестве такового.
Протяженность зоны территориальных вод измеряется от архипелажных исходных линий, соединяющих, как правило, крайние точки наиболее отдалённых островов и осыхающих рифов.
Применение права войны
Право войны применяется в отношении между государствами, являющимися участниками одних и тех же договоров.
Оно применяется также между государствами - участниками какого-либо договора и государствами либо другими воюющими сторонами, принявшими положения договора и применяющими его положения. Международное обычное право применимо ко всем государствам.
Право войны применяется с начала боевых действий или оккупации, не встретившей сопротивления.
Меры подготовительного характера могут быть реализованы уже в мирное время (например, информирование, обучение).
Государства и воюющие стороны обязаны при любых обстоятельствах соблюдать и обеспечивать соблюдение права войны.
Право войны должно соблюдаться правительствами, военными и гражданскими властями, а также военнослужащими и гражданским населением.
Заинтересованные государства и воюющие стороны могут заключать специальные соглашения по отдельным вопросам. Тем не менее в этих договорах не может быть ограниченна защита, предоставляемая лицам и объектам правом войны.
Неотчуждаемость - никто не может отказываться частично или полностью от прав, которые ему обеспеченны правом войны и специальными соглашениями, заключёнными соответствующими государствами и воюющими сторонами.
Правовой статус стороны в конфликте не изменяется по причине:
а) применения права войны;
б) заключения специальных соглашений, предусмотренных правом войны.
Применения права войны прекращается с общим окончанием военных действий или окончании оккупации. В том, что касается удерживаемых лиц, применения права войны прекращается с их освобождением, репатриацией или устройством. В отношении объектов культуры, вывезенных за границу, применение права войны прекращается только после их возвращения.
Право войны и внутренний вооруженный конфликт
Всего лишь несколько положений права войны применимы при вооруженном конфликте немеждународного характера, или внутреннем вооруженном конфликте. Фактически они представляют собой краткое изложение основных правил, применимых ко всем вооруженным конфликтам.
В краткое изложение положений права войны входят:
а) статья 3 (общая) Женевских конвенций 1949 года;
б) статья 4 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 года.
Эти статьи применяются при вооруженных конфликтах, возникающих на территории государства - участника этих конвенций. Не существует каких-либо особых требований относительно уровня или интенсивности конфликта.
Более полное изложение содержится в Дополнительном протоколе II к Женевским конвенциям 1949 года. Этот Протокол развивает и дополняет статью 3 (общую) Женевских конвенций 1949 года.
Дополнительный протокол II применяется в ситуациях, являющихся более чем внутренней напряженностью и внутренними беспорядками (такими как бунты, отдельные и спорадические акты насилия и другие аналогичные акты).
Дополнительный протокол II применяется, когда неправительственные вооруженные силы и вооруженные группировки:
а) находятся под ответственным командованием;
б) способны соблюдать право войны;
в) осуществляют такой контроль над частью государственной территории, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия.
В отсутствие особых требований относительно применимости статьи 3 (общей) Женевских конвенций 1949 года и статьи 4 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 года имеют более широкое применение в вооруженных конфликтах различного типа, чем Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 года. Поэтому существуют ситуации, которые рассматриваются как вооруженный конфликт в соответствии с двумя вышеупомянутыми статьями, не являясь таковыми по смыслу Дополнительного протокола II.
Вооруженные силы попадающие под действие права войны
Вооруженные силы государства и стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных формирований и личного состава, которые находятся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых.
Вооруженные силы создаются и организуются в соответствии с требованиями национальной безопасности и обороны.
Каждое государство и воюющая сторона должны определить категории лиц и имущества, принадлежащих их вооруженным силам.
Граждане государства-противника не должны насильственно привлекаться к участию в военных действиях против своего государства.
Командование вооруженных сил должно нести ответственность перед воюющей стороной, к которой оно принадлежит.
Вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение ими права войны.
Для обеспечения соблюдения права войны вооруженные силы нуждаются в общеприменимых правилах. Нельзя обучать вооруженные силы различному порядку действий в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.
Для обеспечения практического применения права войны устанавливаемые им положения должны быть точными и детально разработанными.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ И ОБЪЕКТОВ
Комбатанты
Комбатант - любое лицо входящее в состав вооруженных сил, кроме медицинского и духовного персонала.
Во время участия в боевых действиях или в военных действиях, являющихся подготовкой к бою, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения.
Лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил или присоединившиеся к ним, обычно отличают себя от гражданского населения военной формой. Лица, входящие в состав иных вооруженных формирований, должны иметь определённые легко узнаваемые отличительные знаки и открыто носить оружие.
В ситуациях, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличить себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта при условии, что в таких ситуациях он открыто носит оружие:
а) во время каждого военного столкновения;
б) до тех пор, пока он находится на виду у противника в ходе развёртывания в боевые порядки, то есть при любом выдвижении в направлении места, откуда или где начнутся боевые действия.
Участники спонтанных массовых выступлений - лица из числа гражданского населения неоккупированной территории, которые при приближении противника стихийно и в массовом порядке берутся за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев образовать организованные вооруженные формирования, считаются комбатантами, если они открыто носят оружие и соблюдают право войны.
Гражданские лица
Гражданским лицом - является любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам и не принимающее участие в спонтанных массовых выступлениях. В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом.
Гражданское население - население состоящие из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не попадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера.
Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица.
Военные объекты
Военными объектами являются:
а) вооруженные силы, кроме военно-медицинских служб и военного духовного персонала и их имущества;
б) учреждения, здания и позиции, где дислоцируются вооруженные формирования и их имущество (например, позиции, казармы, склады);
в) другие объекты: которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия; и чьё полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих в данный момент обстоятельствах дают явное военное преимущество.
Военный объект остаётся военным объектом даже в том случае, если на нём находятся гражданские лица.
Гражданские лица, находящиеся в пределах таких объектов или в непосредственной близости от них, подвергаются той же опасности, что и эти объекты.
Гражданские объекты
Гражданским объектом - считается объект который не является военным объектом.
Объекты, обычно являющиеся гражданскими объектами, могут в зависимости от конкретной военной обстановки стать военными объектами (например, жилой дом или мост, тактически используемые обороняющейся стороной в силу этого становящиеся военной целью для атакующей стороны).
В случае сомнения в том, не является ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей (например, место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки, школа), военным объектом, считается, что это гражданский объект.
ЛИЦА И ОБЪЕКТЫ ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ОСОБОЙ ЗАЩИТОЙ
Право войны предоставляет особую защиту определённым категориям лиц и объектам.
Относящиеся к вооруженным силам лица и объекты, которые пользуются особой защитой, должны продолжать выполнение своих задач независимо от проводимых или возможных военных действий. В число вышеназванных лиц входит:
а) военно-медицинский персонал;
б) военный духовный персонал.
Медицинский или духовный статус соответствующих лиц и объектов исключает их принадлежность к комбатантам или военным объектам.
В гражданской сфере особая защита направлена на:
а) обеспечения нормального функционирования: гражданской медицинской службы; духовного персонала гражданской медицинской службы и гражданской обороны; гражданской обороны;
б) предотвращение нанесения любого ущерба объектам, имеющим культурную ценность, и местам отправления культа;
в) предотвращение опасности для большого числа гражданских лиц: вследствие нападения на установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции); в демилитаризованных зонах.
Военно-медицинская служба
Термин медицинский означает: предназначенный для розыска, подбирания, транспортировки, установления диагноза или лечения, включая оказание первой помощи, раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, а также для профилактики заболеваний.
Медицинский персонал - персонал, предназначенный исключительно для медицинской деятельности, административно-хозяйственного обеспечения медицинских учреждений и для медицинских перевозок.
Медицинское учреждение - учреждение, предназначенное исключительно для медицинских целей.
Под данное определение попадают, в частности, больницы (госпитали) и аналогичные учреждения любых масштабов, центры переливания крови, центры и институты профилактической медицины, санитарно-транспортные средства, склады медицинского имущества, медико-фармацевтические склады медицинских учреждений.
Санитарные зоны и местности - зоны и местности предназначенные для того, чтобы оградить раненых и больных от военных действий.
Санитарные зоны и местности не должны заселяться свыше допустимых норм. Они не должны находиться в районах, которые, по всей вероятности, будут иметь значение для ведения военных действий.
После начала военных действий и в ходе их, заинтересованные стороны могут заключать соглашения о взаимном признании созданных ими санитарных зон и местностей.
Санитарно-транспортные средства - любые транспортные средства, предназначенные исключительно для перевозки по суше, воде или воздуху раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также медицинского и духовного персонала, медицинского оборудования и запасов.
Госпитальные суда - суда, построенные или оборудованные со специальной и единственной целью оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, предоставлять им лечение и перевозить их.
Медицинское имущество - любое медицинское оборудование или запасы, а также все ресурсы, используемые с единственной целью обеспечить надлежащее медицинское обслуживание раненых и больных и уход за ними.
Временное медицинское предназначение - это медицинский персонал, учреждения, санитарно-транспортные средства и имущество, которые привлекаются для медицинских целей на ограниченный срок (например, на период эвакуации).
Временный медицинский персонал - обозначает комбатантов, дополнительно обученных для работы в случае необходимости в качестве санитаров, медицинских сестёр или вспомогательных носильщиков.
Право войны предоставляет одинаковый статус военным и гражданским медицинским службам, а также раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение военнослужащим и гражданским лицам.
Военно-медицинский персонал, учреждения, санитарно-транспортные средства могут в силу этого оказать необходимую помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение как из числа гражданских лиц, так и из состава вооруженных сил. При этом, военный или гражданский статус соответствующих лиц и объектов остаётся без изменений (например, разное обращение в случае взятия в плен).
Отличительным знаком медицинской службы - является фасный крест на белом поле или равноценная ему эмблема в виде красного полумесяца на белом поле.
Воюющая сторона несёт ответственность за правильное использование отличительного знака.
Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет тактическая обстановка (например, использование подсветки в ночное время, видимость для приборов инфракрасного излучения).
Медицинские суда и плавучие средства, все их внешние поверхности, должны быть белыми. Отличительный знак на них, должен иметь тёмно-красный цвет.
В ночное время и в случае ограниченной видимости госпитальные суда должны быть освещены, когда это позволяет тактическая обстановка.
Отличительные сигналы медицинской службы, могут устанавливаться и использоваться сторонами находящимися в конфликте, на основе взаимной договорённости.
Отличительные сигналы используются главным образом санитарной авиацией. Такие как:
а) световой сигнал (в виде вспышек голубого света);
б) радиосигнал;
в) система вторичного радиолокационного опознавания. Радиосигнал позволяет устанавливать контакты для осуществления
связи между санитарной авиацией и местным командованием противника.
Медицинский персонал может иметь личное оружие для самообороны или для защиты раненых и больных, находящихся на его попечении, а медицинские учреждения и транспорт могут охраняется пикетом, часовыми или конвоем, которые не имеют права оказывать сопротивление при захвате конкретного учреждения или транспортного средства, стороной противника.
Гражданская медицинская служба
Право войны предоставляет одинаковый статус гражданским и военным медицинским службам, а также раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение как из числа гражданских лиц, так и из состава вооруженных сил.
Положения, регулирующие деятельность военно медицинского персонала, учреждений и санитарно-транспортных средств, в равной степени применяются к соответствующим категориям гражданской медицинской службы.
Гражданские медицинские учреждения и санитарно-транспортных средства должны удовлетворять одному из следующих требований:
а) принадлежать одной из воюющих сторон;
б) быть призванными компетентными властями одной из воюющих сторон и иметь от неё разрешение на свою деятельность;
в) быть представленными в распоряжение одной из воюющих сторон с согласия заинтересованных сторон.
Гражданский медицинский персонал, учреждения и санитарно-транспортные средства могут оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение как из числа гражданских лиц, так и из состава вооруженных сил. Однако гражданский или военный статус упомянутых лиц и объектов остаётся без изменений (например, разное
обращение в случае взятия в плен).
Духовный персонал и имущество религиозного характера
Духовный персонал - лица, как гражданские , так и военные
(например, священники), которые заняты исключительно выполнением
духовных функций и приданы:
а) вооруженным силам;
б) гражданским медицинским службам;
в) организациям гражданской обороны. Духовный персонал может быть придан временно.
Право войны предоставляет одинаковый статус военному и гражданскому персоналу. Однако военный и гражданский статус упомянутых лиц остаётся без изменений (например, разное обращение в случае взятия в плен).
Положения, относящиеся к медицинскому персоналу, в равной степени применимы и к духовному персоналу.
Имущество религиозного характера - объекты и предметы религиозного характера (например, книги, предметы культа), а также имущество, используемое исключительно военным духовным персоналом (например, транспортные средства).
Гражданская оборона
Гражданская оборона - выполнение особых задач по защите гражданского населения и обеспечению его выживания.
Особые задачи гражданской обороны, предусмотренные правом войны являются:
а) оповещение;
б) эвакуация;
в) предоставление убежищ и их устройство;
г) проведение мероприятий по светомаскировке;
д) спасательные работы;
е) медицинское обслуживание, включая первую помощь, а также религиозную помощь;
ж) борьба с пожарами;
з) обнаружение и обозначение опасных районов;
и) обеззараживание и другие подобные меры защиты;
к) срочное предоставление крова и снабжение;
л) срочная помощь в восстановлении и поддержании порядка в районах бедствия;
м) срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
н) срочное захоронение трупов;
о) помощь в сохранении объектов, существенно необходимых для выживания;
п) дополнительная деятельность, необходимая для выполнения любой из вышеупомянутых задач, включая планирование и организацию, но не ограничивающийся этим.
Персонал организаций гражданской обороны - персонал, который предназначен исключительно для выполнения задач гражданской обороны, для управления учреждениями гражданской обороны и транспортом гражданской обороны.
Учреждения гражданской обороны - любые учреждения, предназначенные исключительно для выполнения задач гражданской обороны.
Транспортные средства гражданской обороны - любые транспортные средства, предназначенные исключительно для перевозки лиц и имущества для выполнения задач гражданской обороны.
Персонал, учреждения и транспортные средства гражданской обороны должны быть организованы и уполномочены компетентными властями воюющей стороны.
Отличительный знак гражданской обороны - равносторонний синий треугольник на оранжевом фоне.
Воюющая сторона несёт ответственность за использование отличительного знака. Знак должен быть достаточно большим и хорошо видимым.
Кроме отличительного знака, воюющие стороны могут договориться об использовании отличительных сигналов.
Персонал гражданской обороны может быть вооружен личным оружием для самообороны или поддержания порядка. Однако в районах на суше, где ведётся или, вероятно, будут вестись бои, стороны в конфликте должны ограничить это оружие - пистолетами, чтобы было легче отличать персонал гражданской обороны от комбатантов.
Персонал гражданской обороны и военнослужащие могут сотрудничать при выполнении задач гражданской обороны. Задачи, стоящие перед гражданской обороной, могут выполняться под руководством или под контролем военных властей.
Комбатанты и воинские подразделения могут использоваться на постоянной основе для решения задач гражданской обороны. Однако их правовой статус остаётся неизменным. В этом случае они должны носить ясно различимый отличительный знак гражданской обороны, а их деятельность должна быть ограничена выполнением задач гражданской обороны.
Культурные ценности и места отправления культа
В данном пункте рассматриваются:
а) объекты, которые сами по себе представляют значительную культурную ценность;
б) объекты, имеющее важное религиозное значение, независимо от их культурной ценности.
Исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа, представляющие культурное или духовное наследие народов, пользуются защитой в полном мере. Они не могут быть лишены иммунитета в отличие от обозначенных объектов, представляющих культурную ценность. Их ценность, как правило, очевидна и не требует специальных способов обозначения.
Обозначенные культурные ценности
В данном пункте рассматриваются объекты, которые сами по себе представляют значительную культурную ценность, независимо от того, является ли они религиозными или светскими.
Культурные ценности под общей защитой - объекты , которые имеют важное значение для культурного наследия каждого народа.
Это следующие объекты:
а) памятники культуры, искусства или истории; археологические месторасположения; ансамбли зданий, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес;
б) здания, главным назначением которых является хранение движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, укрытия для культурных ценностей;
в) центры, в которых имеется значительное количество недвижимых объектов, представляющих культурную ценность.
Культурные ценности под специальной защитой - объекты, представляющие исключительную ценность, такие как:
а) укрытия для культурных ценностей;
б) центры сосредоточения недвижимых объектов, представляющих культурную ценность;
в) другие культурные ценности, имеющие очень большое значение. Число культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, должно быть ограниченно.
Персонал по охране культурных ценностей - персонал, деятельность которого связанна с защитой и сохранением культурных ценностей.
Транспортное средство для перевозки культурных ценностей - любое транспортное средство, предназначенное для перевозки под специальной защитой культурных ценностей.
Отличительный знак культурных ценностей - представляет собой бело-синий щит. В виде конверта открытого снизу. Причём, синий цвет имеют верхний и нижние сектора.
Воюющая сторона несёт ответственность за применение отличительного знака. Знак должен быть достаточно большим и хорошо видимым.
Одним знаком могут обозначаться следующие лица и объекты:
а) персонал по охране культурных ценностей;
б) культурные ценности под общей защитой.
Тремя знаками (расположенными треугольником, один знак внизу) могут обозначаться следующие объекты:
а) культурные ценности под специальной защитой;
б) транспортные средства для перевозки культурных ценностей. Персонал, предназначенный для охраны культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, может быть вооружен личным оружием.
Установки или сооружения, содержащие опасные силы
Установки или сооружения, содержащие опасные силы - это плотины, дамбы, атомные электростанции, нападение на которые может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжкие потери среди гражданского населения.
Воюющие стороны призываются заключать между собой другие соглашения для обеспечения дополнительной защиты установок или сооружений содержащие опасные силы.
Отличительный знак установок и сооружений, содержащих опасные силы, представляет собой группу из трёх кругов ярко-оранжевого цвета, расположенные на одной оси.
Воюющая сторона несёт ответственность за применение отличительного знака. Знак должен быть достаточно большим и хорошо видимым.
Разрешается возведение оборонительных сооружений с единственной целью: обеспечить оборону установок или сооружений, содержащих опасные силы.
Оборонительное вооружение частей и подразделений, обеспечивающих оборону установок или сооружений, содержащих опасные силы, должно быть ограниченно оружием, способным отразить враждебные действия против таких установок и сооружений.
Демилитаризованные зоны
Демилитаризованная зона - это район:
а) из которого эвакуированы все комбатанты, а также мобильные боевые средства и мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение;
б) в котором стационарные военные установки или сооружения не используются во враждебных целях;
в) в котором ни власти, ни гражданское население не совершают враждебных действий;
г) в котором прекращена всякая деятельность, связанная с военными усилиями.
Статус демилитаризованной зоны представляется соглашением между заинтересованными сторонами. Такое соглашение может быть заключено в мирное время либо после начала военных действий.
Запрещается распространять военные действия на демилитаризованные зоны, если такое распространение противоречит положениям соглашения.
Соглашение должно точно определить и описать пределы демилитаризованной зоны и, в случае необходимости, установить методы контроля.
Сторона, под контролем которой находится демилитаризованная зона, должна обозначить её знаками, согласованными непосредственно с заинтересованными сторонами.