Приложение 1. ( часть 3 ) |
1944 год стал переломным в стратегии люфтваффе на советско-германском фронте65.
Немецкое командование расформировало несколько бомбардировочных эскадрилий, летный состав которых был направлен на переучивание для пополнения истребительных эскадрилий. Были также расформированы некоторые авиашколы и тыловые обслуживающие части, матчасть которых была переброшена на пополнение боевых летных частей, а личный состав, главным образом унтер-офицерский и рядовой всех специальностей, был отправлен на пополнение наземных частей СС.
Мероприятия по расформированию некоторых авиашкол и бомбардировочных эскадрилий показывают, что немецкое командование не рассчитывало в будущем усиливать свою бомбардировочную авиацию, полностью отказывалось от наступательной стратегии и стремилось держать действующие части ВВС полностью укомплектованными и даже иметь некоторый резерв, особенно в истребительной авиации, являющейся средством оборонительной стратегии.
Основными причинами такого изменения стратегии, на наш взгляд, является абсолютное господство в воздухе советской авиации, успешное продвижение советских сухопутных войск на советско-германском фронте, и, как следствие, успехи ВВС и сухопутных войск Союзников на других театрах военных действий, в том числе открытие долгожданного 2-го фронта в Европе.
Во второй половине 1944 г. немецкое командование значительно усилило прикрытие наземных войск истребительной авиацией и авиаразведку.
В 1944 г. по сравнению с 1943 г. резко увеличилось использование самолетов ФВ-190 за счет уменьшения использования Ю-87, Ю-88, Хе-111 и ФВ-189, особенно Ю-87 и ФВ-189, Количество вылетов ФВ-190 в 1944 г. из месяца в месяц возрастало. Это говорит о том, что истребитель ФВ-190 немецкое командование превратило в многоцелевой самолет, который действует как истребитель, штурмовик, легкий бомбардировщик и ближний разведчик. Он выпускался в 20-ти модификациях66. Производство истребителей в Германии в 1944 г. достигло максимума - 23805 самолетов, за счет выпуска ФВ-190 и снижения уровня производства некоторых бомбардировщиков. (См. табл.3)
В Советском Союзе, в связи с абсолютным завоеванием авиацией стратегического господства в воздухе и значительным снижением потерь, производство боевых самолетов, начиная с октября 1944 г., стало превосходить их потребности. Это создавало большой резерв самолетов, особенно истребителей. Сложилась обстановка, когда возникал вопрос о значительном сокращении (даже прекращении) производства боевых самолетов и вместо них развернуть разработку и производство только опытных самолетов67.
За период войны мы получили по ленд-лизу 9091 самолет-истребитель и отправили строевым частям 7808 самолетов, что составляет 13,3% от всех произведенных для Советских ВВС за этот период истребителей заводами НКАП, а бомбардировщиков - 2763 и отправили 2295 самолетов, что соответственно составляет 16% (без учета легких ночных бомбардировщиков По-2).
Бомбардировщики Б-25 "Норд Америкен" и Дуглас А-20 ("Бостон") различных модификаций после некоторого у нас дооборудования (увеличение запаса топлива, установки нашего вооружения) успешно применялись в авиации дальнего действия и в частях ВВС КА.
Что касается истребителей, то из них более успешно применялся самолет "Аэрокобра" Р-39 разных модификаций, из которых в 1942-1943 гг. были сформированы и отправлены на фронт 25 авиаполков, а из английских "Харрикейнов" в 1941-1942 гг. - 29 авиаполков, что составляло соответственно 4,2 и 5,2% от всех сформированных в период войны истребительных авиаполков.
К сожалению, даже на "Аэрокобре" Р-39, на которой наш прославленный ас А.Покрышкин в воздушных боях на Кубани успешно сбивал самолеты противника, имелись недостатки и дефекты. В процессе ее летных испытаний в НИИ ВВС, были катастрофы, в результате которых погибли летчики-испытатели: подполковник К.Груздев, сбивший на фронте 17 самолетов противника (о нем уже говорилось ранее), полковник А.Автономов и инженер-подполковник К.Овчинников. К тому же, при эксплуатации в строевых частях в 1943 г. отмечался высокий процент неисправных самолетов "Аэрокобра" - до 17,569.
А на самолетах "Аэрокобра" Р-63 ("Кингкобра") нами проводилось много различных ремонтных и доводочных работ (после их прибытия), в боевых действиях они не участвовали70.
В последний период войны, когда советская авиация была оснащена в достаточном количестве отечественными истребителями с более высокими летно-тактическими данными, поставляемые по ленд-лизу истребители, по существу, уже были не нужны (наибольшая их часть поступила в 1944 г.). Поэтому, большое их количество различных типов было передано в ПВО страны, где они и как перехватчики не использовались71.
В резерве и в частях ПВО, ВВС ВМФ и ВВС КА к концу войны их осталось 6262 самолета72.
Запасных авиамоторов к нам по ленд-лизу поступило за весь период поставок 7104 единицы, что составляет 14,4% от выпущенных моторов для боевых самолетов только в одном 1944 г.73.
Из приведенных данных видно, что самолеты, поставленные по ленд-лизу "погоды не сделали", но в трудную пору они все же оказали советской авиации определенную помощь.
Для сопоставления и размышлений приведем по этому и другим вопросам некоторые сведения в таблицах 7-9.
Таблица 7
Наименование самолетов |
Всего | В действ. армии |
В воен. окр. |
В ПВО | В пути | Безвозвр. потери на 1.05.45 г. (ед.) |
Аэрокобра Р-39, К-1, Л-1, М-1 Аэрокобра Р-39, О-1, О-5, О-20 |
335 1903 |
95 817 |
158 432 |
82 556 |
- 98 |
2022 |
Аэрокобра Р-39, Д, Д-1, Дz | 34 | - | 18 | 16 | - |   |
Бел Р-63А Кингкобра | 1466 | 5 | 1313 | 54 | 94 | 7 |
Тандерболт | 116 | ? | 114 | ? | ? | - |
Томагаук Киттихаук |
28 1037 |
- 10 |
1 93 |
27 854 |
- 80 |
772 |
Харрикейн ПА, ПВ Харрикейн ПС Харрикейн ПД |
162 574 37 |
8 - - |
3 4 27 |
151 570 10 |
- - - |
1813 |
Спитфайер 5В | 11 | - | - | 11 | - | 112 |
Спитфайер IX | 848 | - | - | 821 | 26 | 18 |
Бостон А-20В | 127 | 72 | 50 | 5 | - | - |
Бостон А-20Г, ДБ-7б Бостон А-20Ж (пушечн.) Бостон А-20Ж, 10-ДО Бостон А-20Ж, 20-ДО |
105 147 115 376 |
29 134 70 248 |
75 13 45 128 |
1 - - - |
- - - - |
1132 |
Бостон А-20У, А-20К | 65 | 28 | 19 | - | 18 | 17 |
АТ-6С | 23 | - | 22 | 1 | - | 6 |
Кертис О-52 | 4 | 1 | - | - | 3 | 13 |
Б-25 "Норд-Америкен" | 552 | 398 | 98 | - | 56 | 201 |
Си-47 | 218 | 120 | 70 | 5 | 23 | 28 |
Таблица 8
  | с 22.06.41 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | на 1 мая 1945 г. | Всего |
Получено | 315 | 630 | 2738 | 4551 | 857 | 9091 |
Отправлено | 315 | 630 | 2072 | 4204 | 587 | 7808 |
Таблица 9
Тип самолета | с 22.06.41 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | на 1 мая 1945 г. | Всего |
Б-25 (бомбард.) | 0 | 16 | 129 | 210 | 128 | 483 |
Си-47 (транспорт.) | 0 | 0 | 27 | 77 | 7 | 111 |
Итого | 0 | 16 | 156 | 287 | 135 | 594 |
Примечание: За период войны Советский Союз получил импортных бомбардировщиков: 2066 А-20 "Бостон" и 697 Б-25, всего 2763 самолета77.
Советская авиация имела над авиацией люфтваффе численное превосходство: на 1 января 1942 г. в 1,8 раза, на 1 июля 1943 г. - в 3,6, на 1 января 1945 г. - в 9,3 раза. Но уже на 1 мая 1945 г. в связи с тем, что немецкое командование для обороны оставшейся своей территории сосредоточило почти всю свою авиацию - 2900 самолетов, численное превосходство советской авиации снизилось до 5.
К тому времени во фронтовой авиации мы имели 14607 боевых самолетов, без устаревших типов и легких ночных бомбардировщиков По-278.
Подготовлено летчиков за время войны - 44093 человека.
В боевые потери летчиков входят: истребителей - 11874, штурмовиков - 7837, бомбардировщиков - 6613, разведчиков - 587 и вспомогательной авиации - 689 человек.
Таблица 10
Род авиации | 22.06.41 г. - 1.07.42 г. |
август 42 г. - май 43 г. |
ноябрь 44 г. |
за 4 мес. 45 г. |
Рост 1945 г. к 1-му периоду (раз) |
Истребители | 28 | 69 | 127 | 194 | 6,92 |
Штурмовики | 13 | 26 | 85 | 90 | 6,92 |
Бомбардировщики | 14 | 48 | 125 | 133 | 9,5 |
Значительный рост боевой живучести наших самолетов за время войны является следствием многих факторов и прежде всего: все возрастающих поставок заводами НКАП советским ВВС боевых самолетов с непрерывным повышением их боевых качеств и в первую очередь самолетов-истребителей; непрерывного совершенствования летного состава и его высокого морально-боевого духа; овладение командным составом оперативным искусством по управлению боевыми действиями советской авиации и совершенствования новыми способами воздушных боев с умелым использованием всех имеющихся радиотехнических средств. И в последнем счете - безраздельным завоеванием советской авиацией стратегического господства в воздухе.
Гитлеровские ВВС надеялись восстановить свое господство в воздухе, вырваться вперед и возвратить советские ВВС, особенно истребительную авиацию, как было ранее в положение "отстающей - догоняющей". Для этого немецкая промышленность в 1944 г. приступила к выпуску реактивных самолетов. Большую надежду люфтваффе возлагали на реактивный истребитель Ме-262 с двумя турбореактивными двигателями ЮМО-004. Однако эти надежды были тщетны. (После войны на наших первых опытных и серийных самолетах устанавливались трофейные немецкие реактивные двигатели ЮМО-004 и БМВ-003, а также лицензионные английские - "НИН" и "Дервент").
Представляется, что читателям будет интересно для сопоставления и анализа ознакомиться с данными самолетного парка советских ВВС по состоянию на 1 мая 1945 г. (Табл. 11)
Таблица 11
  | ВВС КА (без ПВО) в том числе: |
Фронтовая ав. (без школ) |
ВВС ДВФ (без школ) |
Заб ВО (12 ВА) |
Тыл |
Школы |
Бомбардировщики: Пе-2, Пе-3, Ту-2, Пе-8, Ер-2 Ил-4, Ли-2б, ДБ-3 Стар. типы и проч. Импорт. По-2 ночн. |
10176 4551 2075 884 1461 1205 |
5462 1841 1265 208 943 1205 |
400 59 6 332 3 - |
251 125 49 77 - - |
2860 2082 308 65 405 - |
1203 444 447 202 110 - |
Истребители: Як-1, 3, 7, 9, Ла-5, Ла-7 Стар. типы Импорт. |
20155 16383 377 3395 |
7289 6355 - 934 |
1817 1550 237 30 |
619 518 101 - |
9055 6662 28 2365 |
1375 1298 11 66 |
Штурмовики: Ил-2, Ил-10 |
9316 |
4293 |
499 |
185 |
3621 |
718 |
Транспортные: Ли-2, Си-47, Дуглас |
694 |
269 |
4 |
5 |
289 |
127 |
Учебные и проч.: УТИ-4, Як-7в, УЛа-5, По-2, Ут-2, Ут-1 и проч. |
13541 |
4456 |
572 |
316 |
4464 |
3733 |
Всего: | 53882 | 21769 | 3292 | 1376 | 20289 | 7156 |
Из них: Исправны Не исправны % неисправных |
45291 8591 15,9 |
17883 3886 17,8 |
2855 437 13,2 |
1222 154 11,2 |
17168 3121 15,3 |
6163 993 13,8 |
Обращает внимание распределение импортных самолетов между фронтовой авиацией и тылом.
Так из числа всех импортных истребителей - 3395 самолетов, находившихся на 1 мая 1945 г. в наших ВВС (без ПВО), на фронте было 934 самолета, то есть 27,5%, а по отношению ко всем истребителям фронтовой авиации - 12,8%; импортных бомбардировщиков соответственно 1461 и 943 самолета, что составляет 64,5%, а по отношению к количеству бомбардировщиков фронтовой авиации (без ночных бомбардировщиков По-2 и старых типов) - 23,2%.
А в тылу:
- из числа всех импортных истребителей было 69,6%, а по отношению ко всем истребителям, находившимся в тылу - 26,1%;
- из числа всех импортных бомбардировщиков было 27,7%, а по отношению ко всем импортным бомбардировщикам, находившимся в тылу (без наших старых типов) - 14,5%.
Таким образом, относительное количество импортных бомбардировщиков на фронте (23,2%) больше относительного количества импортных истребителей (12,8%) в 1,8 раза. В тылу же естественно наоборот: импортных истребителей (26,1%) больше импортных бомбардировщиков (14,5%) в 1,8 раза.
Эти данные еще раз подтверждают отмеченную нами ранее оценку командованием советских ВВС импортным самолетам.
Это потребовало от нашей промышленности, по сравнению с промышленностью Германии, больших дополнительных затрат сил, средств и времени на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, постройку опытных образцов боевых самолетов нового типа, их испытаний и доводку, а также перестройку производства на авиазаводах, подготовку кадров и освоения выпуска этих самолетов, переучивания личного состава частей ВВС и т.д.
А если учесть то, что в период войны количество самолетов истребительной авиации советских ВВС значительно превосходило количество истребителей люфтваффе, о чем мы говорили ранее, то наши дополнительные затраты сил и материальных средств еще больше возрастут. (Помимо самолетов, моторов, вооружения, оборудования были нужны дополнительные аэродромы, ремонтные предприятия, различные склады, подъездные пути, производство и транспортировка боеприпасов, топливно-смазочных материалов, запасных моторов, воздушных винтов и других агрегатов, обучение и содержание большего числа личного состава ВВС и т.д.).
Эти потери с колоссальными материальными и людскими потерями, вызванные войной, экономика Советского Союза выдержала. Советский народ победил.
О первопричине победы хорошо сказал Г.К.Жуков в книге "Воспоминания и размышления": "Развитая индустрия, колхозный строй, всеобщая грамотность, единство и сплоченность наций, материально-духовная система социалистического государства, высочайший патриотизм народа, руководство ленинской партии, готовой слить воедино фронт и тыл, - это была могучая основа обороноспособности гигантской страны, первопричиной той грандиозной победы, которую мы одержали в борьбе с фашизмом".
Но при этом считаем необходимым отметить, что решения КО при СНК СССР, в котором принимал участие И.В.Сталин, о запуске в массовую серию накануне войны всех боевых самолетов нового типа, не дожидаясь окончания полного комплекса их испытаний и испытаний моторов, что значительно сократило сроки освоения их в производстве, были единственно правильными. Это вытекало из необходимости ускорения подготовки к войне.
В этой работе мы попытались затронуть лишь те вопросы из истории Советских ВВС, которые, на наш взгляд, недостаточно освещены, или совсем остались незамеченными в ранее изданных публикациях.
66. ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп.485747, д.159, л.5.
67. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.93, л.344.
68. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.93, л.л.31, 36, 37.
69. Там же, оп.11337, д.19, л.49.
70. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.95, л.л.31, 33.
72. Там же, оп.11258, д.463, л.45.
73. Там же, оп.11287, д.238б, л.л.18, 20.
74. ЦАМО, ф.35, оп.11258, д.463, л.40.
75. Там же, оп.11321, д.95, л.36.
76. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.95, л.л.36.
77. Там же, оп.11258, д.463, л.40.
78. Там же, оп.11258, д.188, л.3; оп.11250, д.75, л.341; оп.11280, д.1180, л.10; оп.11258, д.460, л.7; оп.11280, д.1187, л.50; оп.11258, д.471, л.31; д.460, л.36.
79. Там же, оп.11321, д.93, л.1; там же, д.95, л.18.
80. ЦАМО, ф.35, оп.11250, д.122, л.82; оп.11379, д.12, л.л.246; оп.11285, д.11285, д.1220, л.л.11, 55, 71, 91, 107.
81. ЦАМО, ф.35, оп.11258, д.460, л.90.