Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница

Приложение 1. ( часть 3 )

Как следует из таблиц: количество отправленных заводами НКАП боевых самолетов частям ВВС почти в 3 раза превышало потери боевых самолетов всех типов фронтовой авиации без учета износа, включая устаревшие и импортные самолеты. (Напомним, что за 6 месяцев войны 1941 г., наоборот, потери наших боевых самолетов превышали в 2,4 раза количество отправленных заводами НКАП боевых самолетов нового типа частям ВВС).

1944 год стал переломным в стратегии люфтваффе на советско-германском фронте65.

Немецкое командование расформировало несколько бомбардировочных эскадрилий, летный состав которых был направлен на переучивание для пополнения истребительных эскадрилий. Были также расформированы некоторые авиашколы и тыловые обслуживающие части, матчасть которых была переброшена на пополнение боевых летных частей, а личный состав, главным образом унтер-офицерский и рядовой всех специальностей, был отправлен на пополнение наземных частей СС.

Мероприятия по расформированию некоторых авиашкол и бомбардировочных эскадрилий показывают, что немецкое командование не рассчитывало в будущем усиливать свою бомбардировочную авиацию, полностью отказывалось от наступательной стратегии и стремилось держать действующие части ВВС полностью укомплектованными и даже иметь некоторый резерв, особенно в истребительной авиации, являющейся средством оборонительной стратегии.

Основными причинами такого изменения стратегии, на наш взгляд, является абсолютное господство в воздухе советской авиации, успешное продвижение советских сухопутных войск на советско-германском фронте, и, как следствие, успехи ВВС и сухопутных войск Союзников на других театрах военных действий, в том числе открытие долгожданного 2-го фронта в Европе.

Во второй половине 1944 г. немецкое командование значительно усилило прикрытие наземных войск истребительной авиацией и авиаразведку.

В 1944 г. по сравнению с 1943 г. резко увеличилось использование самолетов ФВ-190 за счет уменьшения использования Ю-87, Ю-88, Хе-111 и ФВ-189, особенно Ю-87 и ФВ-189, Количество вылетов ФВ-190 в 1944 г. из месяца в месяц возрастало. Это говорит о том, что истребитель ФВ-190 немецкое командование превратило в многоцелевой самолет, который действует как истребитель, штурмовик, легкий бомбардировщик и ближний разведчик. Он выпускался в 20-ти модификациях66. Производство истребителей в Германии в 1944 г. достигло максимума - 23805 самолетов, за счет выпуска ФВ-190 и снижения уровня производства некоторых бомбардировщиков. (См. табл.3)

В Советском Союзе, в связи с абсолютным завоеванием авиацией стратегического господства в воздухе и значительным снижением потерь, производство боевых самолетов, начиная с октября 1944 г., стало превосходить их потребности. Это создавало большой резерв самолетов, особенно истребителей. Сложилась обстановка, когда возникал вопрос о значительном сокращении (даже прекращении) производства боевых самолетов и вместо них развернуть разработку и производство только опытных самолетов67.

Помощь союзников

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о поставках по ленд-лизу нашими союзниками самолетов и запасных двигателей для советской авиации. Нельзя не учитывать эту помощь68.

За период войны мы получили по ленд-лизу 9091 самолет-истребитель и отправили строевым частям 7808 самолетов, что составляет 13,3% от всех произведенных для Советских ВВС за этот период истребителей заводами НКАП, а бомбардировщиков - 2763 и отправили 2295 самолетов, что соответственно составляет 16% (без учета легких ночных бомбардировщиков По-2).

Бомбардировщики Б-25 "Норд Америкен" и Дуглас А-20 ("Бостон") различных модификаций после некоторого у нас дооборудования (увеличение запаса топлива, установки нашего вооружения) успешно применялись в авиации дальнего действия и в частях ВВС КА.

Что касается истребителей, то из них более успешно применялся самолет "Аэрокобра" Р-39 разных модификаций, из которых в 1942-1943 гг. были сформированы и отправлены на фронт 25 авиаполков, а из английских "Харрикейнов" в 1941-1942 гг. - 29 авиаполков, что составляло соответственно 4,2 и 5,2% от всех сформированных в период войны истребительных авиаполков.

К сожалению, даже на "Аэрокобре" Р-39, на которой наш прославленный ас А.Покрышкин в воздушных боях на Кубани успешно сбивал самолеты противника, имелись недостатки и дефекты. В процессе ее летных испытаний в НИИ ВВС, были катастрофы, в результате которых погибли летчики-испытатели: подполковник К.Груздев, сбивший на фронте 17 самолетов противника (о нем уже говорилось ранее), полковник А.Автономов и инженер-подполковник К.Овчинников. К тому же, при эксплуатации в строевых частях в 1943 г. отмечался высокий процент неисправных самолетов "Аэрокобра" - до 17,569.

А на самолетах "Аэрокобра" Р-63 ("Кингкобра") нами проводилось много различных ремонтных и доводочных работ (после их прибытия), в боевых действиях они не участвовали70.

В последний период войны, когда советская авиация была оснащена в достаточном количестве отечественными истребителями с более высокими летно-тактическими данными, поставляемые по ленд-лизу истребители, по существу, уже были не нужны (наибольшая их часть поступила в 1944 г.). Поэтому, большое их количество различных типов было передано в ПВО страны, где они и как перехватчики не использовались71.

В резерве и в частях ПВО, ВВС ВМФ и ВВС КА к концу войны их осталось 6262 самолета72.

Запасных авиамоторов к нам по ленд-лизу поступило за весь период поставок 7104 единицы, что составляет 14,4% от выпущенных моторов для боевых самолетов только в одном 1944 г.73.

Из приведенных данных видно, что самолеты, поставленные по ленд-лизу "погоды не сделали", но в трудную пору они все же оказали советской авиации определенную помощь.

Для сопоставления и размышлений приведем по этому и другим вопросам некоторые сведения в таблицах 7-9.

Таблица 7

Наличие импортных самолетов на 1 мая 1945 г. (единиц)74
Наименование
самолетов
Всего В действ.
армии
В воен.
окр.
В ПВО В пути Безвозвр. потери
на 1.05.45 г. (ед.)
Аэрокобра Р-39, К-1, Л-1, М-1
Аэрокобра Р-39, О-1, О-5, О-20
335
1903
95
817
158
432
82
556
-
98
2022
Аэрокобра Р-39, Д, Д-1, Дz 34 - 18 16 -  
Бел Р-63А Кингкобра 1466 5 1313 54 94 7
Тандерболт 116 ? 114 ? ? -
Томагаук
Киттихаук
28
1037
-
10
1
93
27
854
-
80
772
Харрикейн ПА, ПВ
Харрикейн ПС
Харрикейн ПД
162
574
37
8
-
-
3
4
27
151
570
10
-
-
-
1813
Спитфайер 5В 11 - - 11 - 112
Спитфайер IX 848 - - 821 26 18
Бостон А-20В 127 72 50 5 - -
Бостон А-20Г, ДБ-7б
Бостон А-20Ж (пушечн.)
Бостон А-20Ж, 10-ДО
Бостон А-20Ж, 20-ДО
105
147
115
376
29
134
70
248
75
13
45
128
1
-
-
-
-
-
-
-
1132
Бостон А-20У, А-20К 65 28 19 - 18 17
АТ-6С 23 - 22 1 - 6
Кертис О-52 4 1 - - 3 13
Б-25 "Норд-Америкен" 552 398 98 - 56 201
Си-47 218 120 70 5 23 28

Таблица 8

Количество полученных и отправленных частям Советских ВВС
импортных самолетов-истребителей по годам войны
75
  с 22.06.41 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. на 1 мая 1945 г. Всего
Получено 315 630 2738 4551 857 9091
Отправлено 315 630 2072 4204 587 7808

Таблица 9

Количество импортных самолетов, полученных АДД по годам войны76
Тип самолета с 22.06.41 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. на 1 мая 1945 г. Всего
Б-25 (бомбард.) 0 16 129 210 128 483
Си-47 (транспорт.) 0 0 27 77 7 111
Итого 0 16 156 287 135 594

Примечание: За период войны Советский Союз получил импортных бомбардировщиков: 2066 А-20 "Бостон" и 697 Б-25, всего 2763 самолета77.

Советская авиация имела над авиацией люфтваффе численное превосходство: на 1 января 1942 г. в 1,8 раза, на 1 июля 1943 г. - в 3,6, на 1 января 1945 г. - в 9,3 раза. Но уже на 1 мая 1945 г. в связи с тем, что немецкое командование для обороны оставшейся своей территории сосредоточило почти всю свою авиацию - 2900 самолетов, численное превосходство советской авиации снизилось до 5.

К тому времени во фронтовой авиации мы имели 14607 боевых самолетов, без устаревших типов и легких ночных бомбардировщиков По-278.

Летчики79

Накануне войны, на 22.06.1941 г. имелось летчиков - 30184 человека. Боевые потери летчиков за время войны - 27600 человек и не боевые - 3994, всего 31594 человека.

Подготовлено летчиков за время войны - 44093 человека.

В боевые потери летчиков входят: истребителей - 11874, штурмовиков - 7837, бомбардировщиков - 6613, разведчиков - 587 и вспомогательной авиации - 689 человек.

Живучесть самолетов

Возвращаясь к основной теме, считаем целесообразным привести весьма важный, на наш взгляд, всеобъемлющий показатель. Это боевая живучесть советских самолетов, которая определяется количеством боевых самолето-вылетов, приходящихся на боевую потерю одного самолета. Приведем таблицу 10.

Таблица 10

Динамика роста боевой живучести самолетов ВВС КА по периодам войны80
Род авиации 22.06.41 г. -
1.07.42 г.
август 42 г. -
май 43 г.
ноябрь
44 г.
за 4 мес.
45 г.
Рост 1945 г. к 1-му
периоду (раз)
Истребители 28 69 127 194 6,92
Штурмовики 13 26 85 90 6,92
Бомбардировщики 14 48 125 133 9,5

Значительный рост боевой живучести наших самолетов за время войны является следствием многих факторов и прежде всего: все возрастающих поставок заводами НКАП советским ВВС боевых самолетов с непрерывным повышением их боевых качеств и в первую очередь самолетов-истребителей; непрерывного совершенствования летного состава и его высокого морально-боевого духа; овладение командным составом оперативным искусством по управлению боевыми действиями советской авиации и совершенствования новыми способами воздушных боев с умелым использованием всех имеющихся радиотехнических средств. И в последнем счете - безраздельным завоеванием советской авиацией стратегического господства в воздухе.

Гитлеровские ВВС надеялись восстановить свое господство в воздухе, вырваться вперед и возвратить советские ВВС, особенно истребительную авиацию, как было ранее в положение "отстающей - догоняющей". Для этого немецкая промышленность в 1944 г. приступила к выпуску реактивных самолетов. Большую надежду люфтваффе возлагали на реактивный истребитель Ме-262 с двумя турбореактивными двигателями ЮМО-004. Однако эти надежды были тщетны. (После войны на наших первых опытных и серийных самолетах устанавливались трофейные немецкие реактивные двигатели ЮМО-004 и БМВ-003, а также лицензионные английские - "НИН" и "Дервент").

Представляется, что читателям будет интересно для сопоставления и анализа ознакомиться с данными самолетного парка советских ВВС по состоянию на 1 мая 1945 г. (Табл. 11)

Таблица 11

Самолетный парк ВВС КА по состоянию на 1 мая 1945 г.81
  ВВС КА
(без ПВО)
в том числе:



Фронтовая ав.
(без школ)


ВВС ДВФ
(без школ)


Заб ВО
(12 ВА)


Тыл


Школы
Бомбардировщики:
Пе-2, Пе-3, Ту-2, Пе-8, Ер-2
Ил-4, Ли-2б, ДБ-3
Стар. типы и проч.
Импорт.
По-2 ночн.
10176
4551
2075
884
1461
1205
5462
1841
1265
208
943
1205
400
59
6
332
3
-
251
125
49
77
-
-
2860
2082
308
65
405
-
1203
444
447
202
110
-
Истребители:
Як-1, 3, 7, 9, Ла-5, Ла-7
Стар. типы
Импорт.
20155
16383
377
3395
7289
6355
-
934
1817
1550
237
30
619
518
101
-
9055
6662
28
2365
1375
1298
11
66
Штурмовики:
Ил-2, Ил-10

9316

4293

499

185

3621

718
Транспортные:
Ли-2, Си-47, Дуглас

694

269

4

5

289

127
Учебные и проч.:
УТИ-4, Як-7в, УЛа-5,
По-2, Ут-2, Ут-1 и проч.

13541

4456

572

316

4464

3733
Всего: 53882 21769 3292 1376 20289 7156
Из них:
Исправны
Не исправны
% неисправных

45291
8591
15,9

17883
3886
17,8

2855
437
13,2

1222
154
11,2

17168
3121
15,3

6163
993
13,8

Обращает внимание распределение импортных самолетов между фронтовой авиацией и тылом.

Так из числа всех импортных истребителей - 3395 самолетов, находившихся на 1 мая 1945 г. в наших ВВС (без ПВО), на фронте было 934 самолета, то есть 27,5%, а по отношению ко всем истребителям фронтовой авиации - 12,8%; импортных бомбардировщиков соответственно 1461 и 943 самолета, что составляет 64,5%, а по отношению к количеству бомбардировщиков фронтовой авиации (без ночных бомбардировщиков По-2 и старых типов) - 23,2%.

А в тылу:

- из числа всех импортных истребителей было 69,6%, а по отношению ко всем истребителям, находившимся в тылу - 26,1%;

- из числа всех импортных бомбардировщиков было 27,7%, а по отношению ко всем импортным бомбардировщикам, находившимся в тылу (без наших старых типов) - 14,5%.

Таким образом, относительное количество импортных бомбардировщиков на фронте (23,2%) больше относительного количества импортных истребителей (12,8%) в 1,8 раза. В тылу же естественно наоборот: импортных истребителей (26,1%) больше импортных бомбардировщиков (14,5%) в 1,8 раза.

Эти данные еще раз подтверждают отмеченную нами ранее оценку командованием советских ВВС импортным самолетам.

Некоторые выводы

Наша страна по уровню экономического и научно-технического развития накануне войны еще отставала от Германии. Это хорошо видно на примере советских ВВС. В дополнение к сказанному следует отметить следующее: если Германия за период с 1935 г. до окончания войны (или до создания реактивных самолетов) имела в основном одно поколение боевых самолетов (Ме-109, Ю-88, Хе-111 и других) и их модификации, то Советский Союз за тот же период имел в основном два поколения боевых самолетов (сперва И-15, И-16, СБ и другие, потом МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2 и другие) и их модификации.

Это потребовало от нашей промышленности, по сравнению с промышленностью Германии, больших дополнительных затрат сил, средств и времени на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, постройку опытных образцов боевых самолетов нового типа, их испытаний и доводку, а также перестройку производства на авиазаводах, подготовку кадров и освоения выпуска этих самолетов, переучивания личного состава частей ВВС и т.д.

А если учесть то, что в период войны количество самолетов истребительной авиации советских ВВС значительно превосходило количество истребителей люфтваффе, о чем мы говорили ранее, то наши дополнительные затраты сил и материальных средств еще больше возрастут. (Помимо самолетов, моторов, вооружения, оборудования были нужны дополнительные аэродромы, ремонтные предприятия, различные склады, подъездные пути, производство и транспортировка боеприпасов, топливно-смазочных материалов, запасных моторов, воздушных винтов и других агрегатов, обучение и содержание большего числа личного состава ВВС и т.д.).

Эти потери с колоссальными материальными и людскими потерями, вызванные войной, экономика Советского Союза выдержала. Советский народ победил.

О первопричине победы хорошо сказал Г.К.Жуков в книге "Воспоминания и размышления": "Развитая индустрия, колхозный строй, всеобщая грамотность, единство и сплоченность наций, материально-духовная система социалистического государства, высочайший патриотизм народа, руководство ленинской партии, готовой слить воедино фронт и тыл, - это была могучая основа обороноспособности гигантской страны, первопричиной той грандиозной победы, которую мы одержали в борьбе с фашизмом".

* * *

Повторим. Отставание нашей страны по уровню научно-технического развития по сравнению с Германией вынуждало нас больше выпускать боевой авиационной техники, что вызвало дополнительные (по сравнению с Германией) материальные затраты на строительство новых авиазаводов, аэродромов, авиагородков, различных складов и подъездных путей, производство и перевозку больших количеств боеприпасов, топливно-смазочных материалов, а так же обучение и содержание большей численности летно-технического и обслуживающего состава ВВС и т.д. и т.п.

Но при этом считаем необходимым отметить, что решения КО при СНК СССР, в котором принимал участие И.В.Сталин, о запуске в массовую серию накануне войны всех боевых самолетов нового типа, не дожидаясь окончания полного комплекса их испытаний и испытаний моторов, что значительно сократило сроки освоения их в производстве, были единственно правильными. Это вытекало из необходимости ускорения подготовки к войне.

В этой работе мы попытались затронуть лишь те вопросы из истории Советских ВВС, которые, на наш взгляд, недостаточно освещены, или совсем остались незамеченными в ранее изданных публикациях.

Примечания

65. ЦАМО, ф.35, оп.11280, д.1187, л.л.18-22.

66. ЦАМО, ф. НИИ ВВС, оп.485747, д.159, л.5.

67. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.93, л.344.

68. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.93, л.л.31, 36, 37.

69. Там же, оп.11337, д.19, л.49.

70. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.95, л.л.31, 33.

71. Там же, л.л.45, 46.

72. Там же, оп.11258, д.463, л.45.

73. Там же, оп.11287, д.238б, л.л.18, 20.

74. ЦАМО, ф.35, оп.11258, д.463, л.40.

75. Там же, оп.11321, д.95, л.36.

76. ЦАМО, ф.35, оп.11321, д.95, л.л.36.

77. Там же, оп.11258, д.463, л.40.

78. Там же, оп.11258, д.188, л.3; оп.11250, д.75, л.341; оп.11280, д.1180, л.10; оп.11258, д.460, л.7; оп.11280, д.1187, л.50; оп.11258, д.471, л.31; д.460, л.36.

79. Там же, оп.11321, д.93, л.1; там же, д.95, л.18.

80. ЦАМО, ф.35, оп.11250, д.122, л.82; оп.11379, д.12, л.л.246; оп.11285, д.11285, д.1220, л.л.11, 55, 71, 91, 107.

81. ЦАМО, ф.35, оп.11258, д.460, л.90.

    Назад     Оглавление     Вперед     Главная страница