Россия в сортире (почти по Уэллсу)     Назад     Главная страница

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
(краткий обзор)
Москва, 1992 (часть 2)


         2. Отраслевые и специальные аспекты

         В рекомендациях  МВФ  проявляется  убеждение, что рыночная экономика
    помогает решать экологические  проблемы - например, за счет более эконом-
    ного  расходования  естественных ресурсов под давлением рыночных цен.  "В
    тоже время необходимо подчеркнуть, что рыночные силы сами по себе  не ре-
    шат все экологические проблемы"(3,22).  Эта  же мысль - экономические ре-
    формы выступают необходимым,  но не достаточным условием для решения эко-
    логических проблем  -  повторяется  несколькими страницами спустя (3,28).
    Поэтому в  рекомендациях подчеркивается необходимость быстрых и решитель-
    ных действий для того, чтобы сдвинуть с места экологические проблемы. Од-
    ним из  главных препятствий на  этом пути эксперты МВФ считают отсутствие
    необходимых государственных  институтов,  способных  принимать решения по
    экологическим проблемам (3,28).

         Сферу торговли эксперты МВФ считают крайне неподготовленной для фун-
    кционирования в  режиме  конкурентной рыночной экономики. Главное препят-
    ствие здесь - высокая степень монополизма не только в производстве,  но и
    в оптовой торговой  сети. В качестве решения предлагается создать оптовые
    компании и кооперативы средних размеров "на базе существующих городских и
    сельских организаций  оптовой торговли"(3,43). Утверждается, что это "не-
    медленно обеспечит рынки с достаточной конкуренцией для упразднения моно-
    польной власти в распределении"(3,43).

         Авторы доклада, так же, как  и  в других случаях, не забывают  доба-
    вить, что "необходимыми условиями успешных реформ в этом секторе является
    макроэкономическая стабилизация и полная либерализация цен" (3,45). В ка-
    честве первого  шага  таких  реформ  рассматривается быстрая приватизация
    розничной торговли.

         Относительно транспортных услуг  отмечается,  что цены на эти услуги
    и, в  частности,  железнодорожные  тарифы,  существенно возрастут. Однако
    здесь же указывается, что "некоторый контроль за железнодорожными тарифа-
    ми должен быть сохранен, по крайней мере до  установления более конкурен-
    тных рыночных условий"(3,71).  Для  создания таких более конкурентных ры-
    ночных условий  предлагается  разделить  Министерство  путей сообщения на
    множество организаций для создания  конкурентного  железнодорожного рынка
    (3,72).

         СПРАВКА. В  большинстве  развитых  и  менее  развитых западных стран
    (особенно в Европе) железнодорожные компании не являются денационализиро-
    ваными или децентрализоваными.

         Интересно, что эксперты МВФ оценивают уровень субсидирования цен го-
    родского пассажирского  транспорта  как  примерно равный соответствующему
    уровню в развитых  западных  странах. Рекомендуется лишь теснее привязать
    цены к протяженности маршрутов, особенно в пригородном сообщении (3,88).

         Главные  рекомендации  по реформированию  сельскохозяйственной сферы
    примерно таковы же, что и в остальных случаях:

         - либерализация цен  и ликвидация государственного заказа при сохра-
    нении некоторых государственных закупок;

         - создание  специальной  сети распределения,  смягчающей последствия
    роста цен на продовольствие для малоимущих;

         - демонополизация торговли  и снятие нетарифных барьеров для внешней
    торговли;

         - приватизация сельскохозяйственных предприятий;

         - введение института частной собственности на землю (3,140).

         Либерализация цен должна предшествовать приватизации, для того чтобы
    создать нормальные рыночные условия для оценки  производственных фондов и
    рыночных перспектив того или иного предприятия (3,147). Необходимость ли-
    берализации сельскохозяйственных цен подчеркивается неоднократно (3,168).
    Ни фермеры, ни  сельскохозяйственные  предприятия не должны более принуж-
    даться к заключению контрактов с государством (3,149)

         СПРАВКА. Во всех развитых западных странах сельскохозяйственные цены
    и фермерские хозяйства тем или иным образом субсидируются. Осуществляются
    также довольно широкомасштабные государственные закупки и государственная
    торговля сельскохозяйственными ресурсами.

         В сфере энергетики мы видим те же стандартные рекомендации: увеличе-
    ние цен на  энергию; создание конкурентного рынка, чтобы побудить пользо-
    вателей экономнее расходовать энергию; предоставление финансовой  автоно-
    мии промышленным пользователям энергии для капиталовложений в энергоемкие
    технологии (3,200). Не все, разумеется, признается подлежащим децентрали-
    зации - исключение предоставляется для атомной энергетики, трубопроводной
    сети и  линий  электропередач  (3,214).  Крайний дефицит капиталовложений
    предполагается преодолевать за счет  перехода  энергетических предприятий
    на самофинансирование, чтобы не бюрократия, а рынок определял распределе-
    ние капиталовложений. Для этого необходимы и более высокие энергетические
    цены, приближающиеся к  мировым. Однако ожидаемые улучшения не будут быс-
    трыми и легкими  (3,214-215). Так, многие шахты Донбасса придется закрыть
    и  безработица  среди шахтеров этого угольного бассейна составит  150-200
    тыс. человек (3,192).

         Те же рекомендации - для металлургической  промышленности. Более вы-
    сокие цены принудят к экономии металла, но одновременно повлекут сокраще-
    ние производства и  закрытие  предприятий. "Это неизбежно", "этому нельзя
    противиться" - указывают эксперты МВФ  (3,272).  Возлагая  надежды на то,
    что конкурентные рыночные силы приведут к  более эффективному распределе-
    нию инвестиций, эксперты МВФ в тоже время делают  оговорку: "Сложно пред-
    видеть в новых условиях куда управляющие  предприятий предпочтут инвести-
    ровать в первую очередь"(3,273).

         Рецепты для обрабатывающей промышленности - те же (3,303-304). Прав-
    да, разговоры  о  свободном конкурентном рынке сопровождаются характерным
    замечанием: "В тоже время, однако, мало, еще вообще сколько-нибудь Запад-
    ных индустриальных стран действуют в полностью  свободной рыночной эконо-
    мике"(3,303). Чем быстрее предприятия столкнутся с  конкурентным рынком и
    с рыночными ценами, тем быстрее они встанут на путь реконструкции и улуч-
    шения своей  работы - говорится в докладе (3,305).  Каковы же будут итоги
    этих улучшений? "Неизбежным результатом реконструкции промышленности  ве-
    роятно, будет длительная незанятость значительного
         числа рабочих как из-за  рационализации  труда, так и из-за закрытия
    предприятий" (3,312). По радикальному сценарию промышленное  производство
    в первый год сократится на 20%, а безработица достигнет 10%  рабочей силы
    (3,352).  "Тем  не менее, возможно, что производство  будет  разрушено  в
    большей мере, чем предполагается"(3,354).

         3. Внешнеэкономические проблемы

         Внешнеэкономическим аспектам  реформ  авторы  доклада уделяют весьма
    большое внимание.  Именно таким и должен быть их  взгляд на наши экономи-
    ческие проблемы -  с  точки зрения взаимодействия экономик индустриальных
    стран Запада  с советской экономикой.  Каким же видится экспертам МВФ это
    взаимодействие?

         Наличие западной  помощи рассматривается как существенный аспект ры-
    ночных реформ во всех областях  экономики.  Странно,  однако, что понятие
    "помощь" распространяется и  на те товары  и услуги, которые  будут  пол-
    ностью оплачиваться. Собственно, только об этой категории "помощи" и идет
    здесь речь.

         Свободная торговля с Западом, как об этом уже  говорилось выше, рас-
    сматривается в докладе в качестве одного из важнейших  условий успеха ры-
    ночных  реформ.  Так, для смягчения последствий либерализации цен,  чтобы
    несколько сбить их  уровень, на начальной стадии реформ правительству ре-
    комендуется прибегнуть к импорту продовольственных товаров  - "хлеба, мо-
    лока, масла,  мяса" (2,10). Со  времен импорт можно оставить без государ-
    ственного попечительства.

         Для  успеха  рыночных  реформ  нам рекомендуют импортировать  и  еще
    кое-что -  например,  опытных  западных менеджеров, которых правительство
    могло бы  пригласить по контракту  для работы на советских предприятиях и
    для передачи опыта  (2,33).  Многократно указывается на желательность им-
    порта современного оборудования  для реконструкции той или иной сферы хо-
    зяйства. Естественно возникает вопрос: а на какие средства можно предпри-
    нять широкомасштабные закупки товаров за рубежом? Наши экспортные возмож-
    ности катастрофически сужаются, долги нарастают, как снежный ком ...

         Эксперты МВФ не оставляют этот вопрос без ответа. С их точки зрения,
    наша страна  располагает - при определенных условиях (о  них ниже) - воз-
    можностями для форсирования экспорта. В рекомендациях констатируется, что
    ориентация на экспорт сырья  и  энергоносителей должна быть изменена, но,
    разумеется, в перспективе, когда будут получены результаты успешно реали-
    зованных рыночных реформ. А в  настоящее  время  "будет более эффективным
    сконцентрировать усилия  на расширении экспорта энергетических ресурсов и
    сырья,  где  вероятно получение более быстрых результатов" (2,61).  Кроме
    того, "СССР может стать крупнейшим экспортером сельскохозяйственных това-
    ров"(2,62).

         СПРАВКА. На рынках сырья, энергоносителей и продовольствия существу-
    ет широкий  и устойчивый спрос. Однако  цены на эту  продукцию испытывают
    долгосрочную тенденцию к падению и, кроме того, в  значительной мере кон-
    тролируются и  регулируются  развитыми  западными странами, которые имеют
    возможность сбивать цены, пуская в продажу крупные партии нефтепродуктов,
    цветных металлов,  зерна, мяса и т.д.  Рост экспорта цветных  металлов из
    СССР уже привел к падению мировых цен на них. Кроме того, доступ на евро-
    пейский рынок продовольствия для нас фактически  закрыт  -  как  высокими
    стандартами "Общего рынка",  так и его протекционистской политикой по от-
    ношению к собственному фермерству.

         За счет чего же предполагается форсировать  экспорт продукции, явля-
    ющейся крайне дефицитной на внутреннем рынке? Ответ включает два ключевых
    пункта: увеличение цен, чтобы сократить внутреннее потребление, и привле-
    чение иностранных инвестиций в экспортные отрасли  (см., например: 2,62).
    Куда и при каких условиях будут вкладывать деньги западные инвесторы?

         Условия, которые  способны  привлечь капиталы в советскую экономику,
    таковы:

         - низкий уровень издержек на оплату труда (2,79);

         - возможно более быстрое введение конвертируемости рубля,  а для на-
    чала - доступ иностранных инвесторов к валютным аукционам (2,82 и 95);

         - создание рыночной инфраструктуры, сети финансовых и деловых услуг,
    усовершенствование  хозяйственного  законодательства, точное  определение
    прав и  ответственности  на  каждом  уровне  правительственного  аппарата
    (2,94);

         - предоставление льгот иностранным инвесторам (2,96).

         СПРАВКА. Глубоко заблуждаются те, кто всерьез воспринимает рассужде-
    ния о большей привлекательности частного сектора для иностранного капита-
    ла. Рекомендации  МВФ относительно иностранных инвестиций полностью игно-
    рируют советский частный сектор. Такова же и практика  в Восточной Европе
    - в  Польше, например, основные  западные инвестиции идут в энергетику, в
    железные дороги и в систему телекоммуникаций, целиком находящиеся в руках
    государства.

         В качестве  наиболее привлекательных сфер для иностранных капиталов-
    ложений рекомендации  рассматривают энергетику, добычу ресурсов и конвер-
    сию оборонной промышленности  (2,97).  Несмотря на крайне высокий интерес
    западного капитала к  оборонным  предприятиям, эксперты МВФ отмечают, что
    совершенно невозможно определить, до введения свободных  цен и интеграции
    в мировую экономику, что из имеющихся здесь достижений может быть исполь-
    зовано (2,30).

         Впрочем, приведенным  списком интересы западного капитала не ограни-
    чиваются. Капитал готов также пойти в сферу распределения. Дважды в реко-
    мендациях повторяется по этому поводу: "Выгодность иностранных инвестиций
    для советской экономики самоочевидна ..." (3,44 и 46). Отсюда логично вы-
    текает и следующее  требование: "В СССР для операций иностранных компаний
    существует множество препятствий, которые должны быть устранены настолько
    быстро, насколько возможно"(3,44).

         Не прочь западный  капитал заняться (как и в Польше) железнодорожным
    транспортом. "Кооперация с  Западом может внести важнейший вклад в разви-
    тие советских железных дорог в ближайшие годы" (3,73). Интерес проявляет-
    ся и к авиации. В  частности,  рекомендуется  оснащать советские самолеты
    двигателями и оборудованием западного  производства,  привлекать западные
    компании в сферу обслуживания авиации (3,94). Такого рода проекты уже на-
    чинают выходить из стадии обсуждения.

         Весьма заинтересован западный капитал советской системой  телекомму-
    никаций. Здесь эксперты  МВФ  прямо называют важнейшим условием прогресса
    этой отрасли обеспечение наиболее благоприятного режима  для западных ин-
    вестиций (3,133). Что  же касается сельского хозяйства, то здесь рекомен-
    дации настаивают в первую очередь на свободе импорта,  на открытии границ
    для ввоза сельскохозяйственной продукции и на либерализации сельскохозяй-
    ственных цен (3,149  и 168). Утверждается, что либерализация внешней тор-
    говли немедленно  облегчит  импорт протеиносодержащих кормов для животно-
    водства. Оптимизм насчет  крупных капиталовложений в эту сферу в рекомен-
    дациях не присутствует. Зато "развитие нефтедобычи  может привлечь сущес-
    твенные иностранные инвестиции" ... "Иностранная заинтересованность в ин-
    вестировании в нефтяной сектор весьма широка"(3,189). Ну, раз иностранная
    заинтересованность широка  -  надо снимать препятствия для капиталовложе-
    ний. Та же  ситуация  и с газодобычей -  главное,  решить проблему вывоза
    прибылей в конвертируемой валюте (3,190).

         Кроме того, подчеркивается, что поддержание, а  тем более расширение
    советского экспорта  энергоносителей  прямо зависит от расширения импорта
    западного оборудования  (3,204).  Однако западная помощь для производства
    энергоносителей "не может быть реализована без отведения существенной ро-
    ли международным нефтяным компаниям". И добавляется  для непонятливых: "В
    зависимости от степени их участия  иностранные  фирмы  примут большее или
    меньшее участие в увеличении экспорта"(3,367). Сотрудничество с западными
    фирмами рекомендуется и в создании новых  энергетических мощностей. Разу-
    меется, для  эффективности  реформ  в  энергетической  отрасли она должна
    стать более привлекательной для иностранных инвестиций  (3,215). Этот мо-
    тив повторяется  неоднократно: "Хорошо направленная западная помощь будет
    иметь критическое значение  для  реформ в советской энергетической систе-
    ме"(3,217). Для привлечения иностранных фирм весьма важно внедрить между-
    народно согласованный  режим  капиталовложений. "Советы будут нуждаться в
    советах западных правительств в применении режимов  налогообложения и ре-
    гулирования  для  привлечения инвесторов" (3,218). И как только  "Советы"
    последуют этим  "советам", энергетика сразу станет весьма привлекательной
    для западного капитала.

         Гораздо меньше рвения чувствуется по отношению  к металлургии. Здесь
    проблема ставится грубо: цены поднять, таким образом сократить внутреннее
    потребление и заставить предприятия переориентироваться на экспорт. А ко-
    му это окажется не под силу - пусть закрывается (3,272). Повздыхав насчет
    острых экологических проблем, могущих задеть и  Западную Европу, эксперты
    МВФ разводят руками - нет ни финансовых ресурсов,  ни технологий, необхо-
    димых для  решения этих проблем. Про  западный капитал при  этом, конечно
    же, даже  и не вспоминают (3,273).  О западных инвестициях  в металлургию
    сказано одно -  условия их  привлечения те  же,  что и  в других  случаях
    (3,274).

         Что касается обрабатывающей промышленности, то вопрос о западных ка-
    питаловложениях в эту отрасль вообще не поднимается. Ей,  как уже отмеча-
    лось выше, уготовано резкое сокращение (3,352-354).

         Точки над i расставлены в конце рекомендаций, где речь идет об "уве-
    личении международного обмена в ключевых секторах". Таких ключевых секто-
    ров обнаруживается в нашей экономике  два:  энергетика  и сельское хозяй-
    ство.  В  первом случае мы должны форсировать  экспорт  ценой  сокращения
    внутреннего потребления, во втором - развивать производство зерна и саха-
    ра   для   увеличения  возможностей   импорта   других   сельхозпродуктов
    (3,367-368). Здесь содержится  весьма  прозрачный намек - выгоды междуна-
    родного разделения труда надо оплачивать форсированием экспорта ... того,
    что рекомендуют (3,366). И наконец, когда речь идет  о среднесрочных пер-
    спективах советской экономики,  экспертов  МВФ интересуют расчеты лишь по
    двум аспектам: динамике внешней задолженности и росту производства (и эк-
    спорта) энергоносителей (3,371-372).

         СПРАВКА. Индустриально развитые страны Запада в целом (за исключени-
    ем Японии и, до последнего года, ФРГ) уже около полутора десятилетий выс-
    тупают  в  качестве нетто-импортеров капитала. Кроме того, большую  часть
    своих зарубежных инвестиций они уже давно направляют в  развитые же стра-
    ны. Следовательно, можно ожидать от них осуществления капиталовложений на
    территории экс-СССР только в том случае, если это обещает немедленный об-
    ратный приток капитала, существенно превышающий первоначальные вложения.
    Россия в сортире (почти по Уэллсу)     Назад     Главная страница
Сайт создан в системе uCoz