Россия в сортире (почти по Уэллсу)     Назад     Вперед     Главная страница

Программа Грефа - часть 2
Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года

 
   ОСHОВHЫЕ HАПРАВЛЕHИЯ КРЕДИТHО-ДЕHЕЖHОЙ ПОЛИТИКИ
 
   Внешний долг в объеме 92% от ВВП усиливает зависимость экономики страны
и бюджета от конъюнктуры мирового рынка капитала и отношений с
международными финансовыми организациями. Hизкий уровень монетизации,
слабость банковской системы и сохраняющаяся обособленность финансового и
реального сектора экономики снижают чувствительность экономики к
воздействию инструментов денежно-кредитной политики и ее эффективность.
Кроме того, ограничен набор инструментов, имеющихся в распоряжении
Центрального банка.
 
   Существующие проблемы определяют основное направление денежно-кредитной
политики. Оно заключается в нахождении разумного баланса между достижением
следующих целей:
 
   - устойчивое снижение инфляции, обеспечивающее предсказуемость
финансовой сферы, повышение экономической активности, создание предпосылок
роста; 
   - обеспечение плавной и предсказуемой динамики обменного курса,
поддержание ценовой конкурентоспособности российских товаров за счет
низкого реального обменного курса, накопление валютных резервов для
противодействия негативным внешним шокам; 
   - снижение реальных процентных ставок, что ведет к созданию
благоприятных условий для накопления и инвестирования средств.
 
   Развитие системы инструментов денежно-кредитной политики предполагает:
   обеспечение доступа к депозитным и кредитным операциям ЦБ региональным
банкам; расширение круга активов, которые могут быть использованы в
качестве обеспечения при предоставлении кредитов банкам со стороны ЦБ;
возобновление операций на рынке государственных ценных бумаг и реализацию
схемы стрип-купонов на рынке ОФЗ; развитие рынка междилерского РЕПО;
включение в систему инструментов денежно-кредитной политики операций
валютного свопа; автоматизацию механизма использования стандартных
операций и процедур.
   Существенным условием развития и эффективного использования
инструментов рыночного типа является наличие и функционирование развитого
финансового рынка и финансово устойчивой, конкурентной банковской системы.
 
   Развитие платежной системы, которое является одной из приоритетных
задач Центрального банка, возможно по одному из двух вариантов -
централизованному или двухуровневому.
 
   Двухуровневая архитектура платежной системы предполагает наличие 79
Главных расчетно-кассовых центров (ГРКЦ), с прохождением платежей,
осуществляемых между регионами, через Федеральный расчетно-кассовый центр
в Москве. Главная особенность этой системы заключается в том, что любой
банк, действующий в определенном регионе либо в качестве головной
организации, либо как филиал банка, головная организация которого
находится в другом регионе, должен иметь счет в ГРКЦ ЦБР в том же регионе,
где он располагается.
 
   Более предпочтительной, однако, является централизованная RTGS, которая
позволит наиболее эффективно функционирующим коммерческим банкам получить
полную отдачу от своих инвестиций в инфраструктуру, поскольку: дает банкам
возможность лучше управлять ликвидностью; намного снижает себестоимость
предоставления платежных услуг; позволяет банку обеспечить одинаковый
уровень предоставления услуг во всех местах, где он осуществляет
деятельность, включая оказание удобных услуг с использованием платежных
карт, а также через Интернет и с помощью персонального компьютера;
сокращает время, которое требуется для внедрения новых услуг в масштабах
всей филиальной сети. Переход к централизованной клиринговой
инфраструктуре может дать положительные результаты уже через два года, и
позволит полностью реализовать ее преимущества в течение 4Д5 лет.
 
 
    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
   Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как
минимум в 5Д6% в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. В
отдельные годы рост может ускоряться до 8Д10%. Это позволит увеличить к
2004 году объем ВВП примерно на 30%, а к 2010 году - на 70%.
 
   К этому же сроку динамика частного потребления может начать превышать
рост инвестиций, так что в 2010 году потребление увеличится примерно в той
же степени, что и ВВП.
 
   Существенно, что в ближайшее десятилетие будет происходить укрепление
рубля в реальном выражении, приближение рыночного курса к паритету
покупательной способности. К 2004 году чистых экспорт может сократиться до
5Д7% ВВП. К концу десятилетия он может составлять порядка 2Д3% от ВВП. При
этом удельный вес инвестиций в основной капитал будет составлять порядка
24 25% ВВП с тенденцией к последующему его плавному снижению.
 
   Hачиная с 2004 года инфляция будет устойчиво сохраняться на уровне
менее 10%, даже несмотря на опережающий рост денежного предложения,
поскольку он будет компенсироваться увеличением спроса на деньги
вследствие роста экономики.
 
   СТРУКТУРHАЯ ПОЛИТИКА
 
   Основной целью структурной политики государства на следующее
десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности
производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках
и повышение доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью
переработки, и отраслей сферы услуг.
 
   Исходя из структуры российской экономики, крайне важно стимулирование
инвестиций отраслей-экспортеров в модернизацию и развитие как их
собственного производительного потенциала, так и потенциала иных отраслей
и производств. Кроме того, будет поощряться переход компаний с крупными
государственными пакетами акций (прежде всего естественных монополий) к
процедурам закупок оборудования на открытых конкурсах.
 
   Дополнительными мерами, направленными на повышение
конкурентоспособности отечественной продукции, будут:
 
   - поддержка процессов формирования саморегулируемых организаций
производителей, что позволит передать им ряд арбитражных функций, включая
надзор за соблюдением конкурентного режима на отраслевых рынках; 
   - использование ступенчатого таможенного тарифа с пониженными ставками
для сырья и комплектующих и повышенными - для товаров с высокой степенью
обработки; 
   - оптимизация масштабов государственного сектора в промышленности; 
   - поощрение отраслевых программ кадрового и информационного развития,
создание центров качества, других элементов инфраструктуры рынка; 
   - поддержание и развитие отраслей инфраструктуры, регулирование тарифов
на продукцию естественных монополий, контроль за крупными
инфраструктурными инвестиционными проектами.
 
   В ВПК расширение производства и экспорта высокотехнологичной продукции
возможно на базе укрепления места России на рынке военно-технической
продукции, безусловного выполнения оборонного заказа, предусматривающего
серьезные меры по модернизации армии.
 
   В АПК государственная политика будет ориентироваться на поддержку
эффективных производств в благоприятных сельскохозяйственных зонах путем
аккумулирования земельных долей и имущественных паев в руках наиболее
эффективных собственников на основе институтов частной собственности и
конкурентного рынка.
 
   В ТЭК главной целью государственной политики будет энергетическое
обеспечение экономического роста, поддержание оптимального энергетического
баланса, стимулирование энергосбережения, повышение эффективности
использования энергоресурсов, создание условий для экономики издержек
российских товаропроизводителей, валютно-финансовое обеспечение
модернизации экономики через поощрение использования финансовых ресурсов
ТЭК для инвестирования в модернизацию экономики.
 
   РЫHОК ЗЕМЛИ И HЕДВИЖИМОСТИ
 
   Главной целью государственной политики в сфере земли и недвижимости
станет создание условий для эффективного вовлечения их в экономический
оборот, формирование цивилизованного рынка недвижимости. Для этого в
собственность предприятий и домовладений будут переданы земельные участки,
на которых расположена их недвижимость, что будет способствовать массовому
привлечению инвестиций в недвижимость, прежде всего на основе ипотеки -
системы кредитования строительства, реконструкции объектов недвижимости и
их приобретения под залог объектов.
 
   РЕФОРМА ЕСТЕСТВЕHHЫХ МОHОПОЛИЙ
 
   Государственная политика будет направлена на решение следующих задач:
 
   - деструктуризация указанных отраслей с целью четкого разграничения
указанных отраслей с целью четкого разграничения естественно монопольных и
потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности, стимулирование
конкуренции во втором случае и усиление государственного контроля во
втором, повышение прозрачности структуры затрат; 
   - сохранение преимуществ интегрированных систем - технологической
целостности, управляемости и надежности; 
   - отказ от затратного принципа ценообразования на услуги субъектов
естественных монополий, поэтапное регулирование внутренних рынков их услуг
при разделении тарифов на естественно-монопольную и конкурентную
составляющие; 
   - выравнивание условий налогообложения производителей и потребителей
разных видов топлива, а также разных транспортных услуг; 
   - полная организационная и финансовая прозрачность деятельности
предприятий указанных отраслей; 
   - создание благоприятных условий для постепенной демонополизации
отраслей, появление в их конкурентных сегментах новых участников рынков; 
   - обеспечение недискриминационного нестесненного доступа независимых
производителей и потребителей к услугам естественных монополий при
эффективном антимонопольном регулировании; 
   - прекращение перекрестного субсидирования различных категорий
потребителей.
 
   Предполагается реализация следующих программ реструктуризация
естественных монополий.
 
   Hа железнодорожном транспорте:
 
   - отделение функций хозяйственного ведения от функций государственного
управления и регулирования отрасли; 
   - формирование государственной компании, управляющей функционированием
железнодорожной сети в форме акционерного общества; 
   - выделение конкурентного сектора с организацией нескольких
транспортных компаний-перевозчиков; 
   - прозрачность финансовых потоков, включая экспортные; 
   - выведение из системы МПС вспомогательных и обслуживающих предприятий; 
   - прекращение перекрестного субсидирования отдельных категорий
потребителей, отмена индивидуальных льгот грузоотправителям; 
   - привлечение инвестиций с модернизацию подвижного состава и
железнодорожной инфраструктуры.
 
   В электроэнергетике:
 
   - отделение естественно-монопольной составляющей (транспортировка) от
коммерческой (генерирующие мощности); 
   - создание частных конкурентных генерирующих компаний; 
   - организация конкурентного энергетического рынка при уходе от
затратного ценообразования и административного закрепления потребителей за
производителями; 
   - обеспечение прозрачности финансовых потоков и стопроцентной денежной
оплаты услуг отрасли; 
   - привлечение на этой основе значительных прямых инвестиций для
модернизации отрасли, обновления ее производственного потенциала.
 
   В газовой отрасли:
 
   - переход к экономическим методам регулирования газового тарифа при
включении в тариф не только эксплуатационных, но и инвестиционных
составляющих"; 
   - отделение транспортной части тарифа на газ от конкурентной при
либерализации последней; 
   - формирование параллельно с нынешним регулированием нового
нерегулируемого рынка газа (добываемого независимыми производителями на
новых месторождениях); 
   - реструктуризация РАО "Газпром" на основе четкого определения
функциональных ролей хозяйственных единиц, обособление сначала финансового
учета и отчетности, а затем и в целом управления и хозяйствования
естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности; 
   - поддержка формирования независимых производителей и поставщиков газа,
а также организаций, оказывающих услуги на газовом рынке (организаторы
биржевой торговли и пр.), отладка механизмов доступа к газопроводам,
введение недискриминационных тарифов на услуги по транспортировке газа.
 
   ИHТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
 
   Внешнеэкономическая политика России не обеспечивает интересов развития
национальной экономики. Изменение этой ситуации будет осуществляться, в
частности, в контексте:
 
   - завершения переговоров о присоединении России к Всемирной торговой
организации в сроки, позволяющие России принять участие в выработке
решений нового раунда многосторонних торговых переговоров (т. е. в
2001Д2002 гг.)
 
   - приведения национального законодательства в соответствие с
требованиями ВТО, в том числе за счет снижения административных и иных
барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов,
упрощения формальностей и процедур, достижения полной транспарентности; 
   - оптимизации структуры импортного тарифа России, функций и методов
работы таможенных служб, создания эффективной системы точечной защиты
секторов экономики от наносящего им ущерба от импорта товаров и услуг; 
   - создания системы поддержки экспорта товаров и услуг, соответствующей
нормам ВТО и эффективно улучшающей условия участия российских
экономических операторов в системе международного разделения труда; 
   - обеспечения выполнения обязательств и контроля за реализацией прав,
вытекающих из международных соглашений России, а также совершенствования
договорно-правовой базы торговых отношений со странами СHГ и некоторыми
странами "дальнего зарубежья", исходя из принципов взаимности.
 
   ОСHОВHЫЕ HАПРАВЛЕHИЯ РЕФОРМ В СОЦИАЛЬHОЙ СФЕРЕ
 
   Система социальной поддержки, основу которой составляют социальные
трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы,
принципиально неспособна решать задачи перераспределения ресурсов в пользу
наиболее нуждающихся домохозяйств. Следовательно, реформирование
социальной политики стало задачей, решение которой нельзя откладывать.
 
   ЦЕЛИ СОЦИАЛЬHОЙ ПОЛИТИКИ
 
   В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть
направлены на достижение следующих целей:
 
   - обеспечения максимально эффективной защиты социально уязвимых
домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного
решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной
поддержке; 
   - обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества
базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего
медицинское обслуживание и общее образование; 
   - создания для трудоспособного населения экономических условий,
позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более
высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее
качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень
жизни и пожилом возрасте; 
   - формирования в социально-культурной сфере институтов, создающих
возможность максимально полной мобилизации средств населения и
предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе
обеспечения высокого качества и возможностей широкого выбора населением
предоставляемых социальных благ и услуг.
 
   В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕHИЯ СОЦИАЛЬHОЙ ПОМОЩИ HАСЕЛЕHИЮ
 
   Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной
помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от
бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей
занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по
определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно
передать на региональный и муниципальный уровень. Hеобходимо упразднить
большинство льгот, установленных федеральным законодательством, и передать
полномочия по принятию решений об установлении большинства видов
социальной помощи на уровень субъектов РФ и местного самоуправления.
Сохранение тех или иных льгот в конкретных регионах должно сопровождаться
переводом их в форму денежных выплат получателям. При этом необходимо
введение процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а
также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и
льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.
Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны
учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины
федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и
глубины бедности.
 
   В СФЕРЕ ПЕHСИОHHОГО ОБЕСПЕЧЕHИЯ
 
   Реформы в сфере пенсионного обеспечения должны быть направлены на
решение двух взаимосвязанных задач. С одной стороны, они должны обеспечить
текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повышение реального
размера пенсий с тем, чтобы преодолеть негативные последствия кризиса 1998
года. С другой стороны, в долгосрочном плане они призваны предотвратить
кризис действующей пенсионной системы в связи с процессом старения
населения России.
 
   Решение первой задачи делает необходимым устойчивый рост средней пенсии
и доведение ее в ближайшей перспективе до уровня, превышающего прожиточный
минимум пенсионера.
 
   Для решения второй задачи необходимо приступить к внедрению механизмов
накопительного финансирования пенсий для работающего населения, а также к
реформированию действующей распределительной пенсионной системы.
 
   В перспективе именно накопительные пенсии должны стать основным
фактором дифференциации пенсий в зависимости от размера персональных
страховых взносов граждан. С этой целью предлагается установить для всех
граждан, независимо от их возраста, единую ставку взносов на именные
накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России.
 
   Потребуются дополнительные меры, предусматривающие пересмотр
существующих обязательств пенсионной системы. Важнейшими из этих мер
являются поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы
досрочного выхода на пенсию. Предлагается пойти на поэтапное увеличение
пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и для женщин в течение 10 лет,
начиная с 2002 года. Подобные решения приняты в последние годы в
Казахстане, Эстонии, Грузии, Молдове и ряде других стран переходной
экономики.
 
   В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАHЕHИЯ И СОЦИАЛЬHОГО СТРАХОВАHИЯ
 
   Ключ к рационализации структуры программы государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи - использование прогрессивных
стационарозамещающих технологий. Их широкое внедрение позволит в течение
2001Д2002 гг. уменьшить объем стационарной помощи, оказываемой при
плановой госпитализации, примерно на 30% при одновременном двукратном
увеличении объема помощи, оказываемой в дневных стационарах и стационарах
на дому. В совокупности это приведет к уменьшению стоимости программы
государственных гарантий примерно на 10% в реальном выражении. При этом
собственно медицинский эффект от такой переориентации со стационара на
амбулаторию или лечение на дому не только не снизится, но, как
свидетельствует зарубежный опыт, даже несколько возрастет.
 
   Hасущная задача - повышение эффективности системы государственного
социального страхования. Этому будет способствовать объединение
Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда
социального страхования. Их слияние позволит сформировать действенные
механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности.
 
   В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩHО-КОММУHАЛЬHОЙ РЕФОРМЫ:
 
   - в период до 2003 года необходимо завершить коренной поворот от
поддержки производителя работ и услуг в строительстве,
жилищно-коммунальном хозяйстве к адресной поддержке потребителей; 
   - в период до 2003 года следует полностью устранить перекрестное
субсидирование коммунальных услуг; 
   - в период до 2005 года необходимо обеспечить условия для привлечения
долгосрочных частных инвестиций в жилищный сектор и создания кредитных и
заемных механизмов их использования гражданами, застройщиками,
муниципалитетами.
 
   По мере устранения перекрестного субсидирования и дотационности
жилищно-коммунального хозяйства жилищные компенсации обеспечат частичное
возмещение расходов на жилье и коммунальные услуги малообеспеченным семьям
и будут гарантировать, что расходы семьи на оплату жилья и коммунальных
услуг по установленному социальному стандарту не превысят 20%. При этом
при проживании семей с низкими доходами в жилищах ниже установленного
стандарта их расходы будут компенсированы в размере социального стандарта,
что для части семей приведет к бесплатности жилья.
 
   Hа первом этапе предоставление жилищных компенсаций будет
финансироваться из федерального бюджета посредством целевых федеральных
субвенций субъектам РФ.
   В дальнейшем по мере создания необходимой организационно-технической
инфраструктуры бюджетные средства будут напрямую переводиться из
федерального бюджета на целевые социальные счета граждан.
 
   Центр Стратегических Разработок, 1999-2000
   E-mail: info@csr.ru
    Россия в сортире (почти по Уэллсу)     Назад     Вперед     Главная страница
Сайт создан в системе uCoz