Оглавление     Назад     Вперед     Главная страница

Глава 6


          ВЫСШАЯ СТРАТЕГИЯ ПВО. УБИТАЯ  ПОБЕДА:  ЧЕРНОЕ ДЕЛО ТУПОЛЕВА. О ЧЕМ
     МЕЧТАЛ ТОПМА ЧТОВИК РОГ В 1966-м? ПОЛУ КОСМОЛЕТ СУХОГО, ПОБЕДИТЕЛЬ АВИ-
     АНОСЦЕВ. ВЕЛИКОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ?

          1

          В середине  1970-х русские упустили, наверное, возможность красиво
     выиграть тяжелейшую технологическую войну, повергнув Североатлантиду  в
     уныние. И речь идет уже не о ракетах и не о зенитках.

          В 1970-е и 1980-е нам очень надо было сделать бессмысленным сущес-
     твование одной из главных ударных сил Запада - полутора десятков амери-
     канских авианосцев. Этих плавучих островов, символов мощи США. Речь шла
     о высшей форме противовоздушной обороны Империи - об уничтожении океан-
     ских "осиных  гнезд" за тысячи миль от наших  рубежей. О высшей страте-
     гии, при которой  оборонительные удары наносятся в глубину далеких оке-
     анов и морей.

          Сегодня редкие посетители монинского авиамузея могут видеть стран-
     ную и очень красивую машину.  Внешне  она очень напоминает Ту-144 -  на
     первый взгляд неискушенного. Стремительное  "звездолетное"  тело, окра-
     шенное в  бронзовый  цвет,  треугольные  крылья,  заостренная корма без
     хвостового горизонтального оперения. Вместо  последнего  маленькие кры-
     лышки вынесены вперед, к пилотской  кабине.  На  высоком киле красуется
     красная имперская звезда, на борту алеет бортовой номер  "101". Нос ма-
     шины-красавицы похож на клюв, который может то опускаться, открывая об-
     зор пилотам при  взлете, то подниматься, превращая самолет в вытянутую,
     обтекаемую птицу.  На обтекателе можно увидеть стремительную бело-голу-
     бую эмблему - русского воина в остроконечном шлеме, натягивающего тети-
     ву тугого лука, любимого оружия арийцев.

          Этот витязь стал  эмблемой  конструкторского бюро Сухого. А машина
     эта есть не что  иное,  как дальний четырехмоторный ударный ракетоносец
     Т-4. Или "сотка".  Грозный  воздушный корабль, громовая стрела русских,
     он должен был стать убийцей авианосцев.

          Знаете, читатель, мне иногда хочется пофантазировать о том, как бы
     история пошла без горбачевщины и ельцинизма, об Империи XXI века...

          2

          - Подбрось-ка хворосту в костер, Саян!

          ...Искры взлетели в  нависшую  темноту короткой летней ночи, пламя
     весело затрещало. Багровые отблески заиграли на лицах очень молодых ре-
     бят - еще совсем мальчишек, кольцом сидящих вокруг костра.

          Все они были  разными:  рязанские курнофеи перемежались с высокими
     скулами и раскосыми глазами степняков,  казахов  и  киргизов, а сармат-
     ские, резкие лица южных европеоидов, жгучих брюнетов-туркмен соседство-
     вали с белокурыми ариославянами,  чьи  прямые носы и твердые подбородки
     выдавали поморскую, северную  кровь. Всем им было около пятнадцати лет.
     Гибкие, сильные  тела, сроду не  знавшие ни табака, ни алкоголя. Чистое
     дыхание, белоснежные зубы, широкие грудные клетки сызмала тренированных
     людей. Отблески  огня плясали  в их глазах - голубых,  серых и карих, и
     все они  были облачены в темные шаровары и рубахи с одним и тем же сим-
     волом на груди: конным  лучником,  скачущим на фоне восходящего солнца.
     Они сидели на земле на расстеленных широких плащах,  обхватив колени, и
     рядом лежало их оружие - луки в кожаных чехлах, колчаны со стрелами.

          То были новики - ученики школы первого имперского круга. Школы су-
     ровой, спартанской, где  дети привыкают к жесткой дисциплине, к закалке
     ледяной водой и  дальними походами. Здесь они познавали принципы работы
     с искусственным  интеллектом машин.и верховую езду, изучали математику,
     точные науки  и историю. Жители  планеты, власть на которой делили Рус-
     ская Империя, Мусульманская федерация, Индия и  Поднебесная Империя Ки-
     тай, эти новики должны были  вскоре  выбирать  школу второго имперского
     круга, став из новиков - огланами, выбирая и свой дальнейший путь. Одни
     из них станут пилотами воздушно-космического флота, другие - православ-
     ными священниками и муллами, третьи - гидронавтами или моряками, офице-
     рами гвардейских частей или имперскими инженерами. Их путь будет лежать
     в элиту великой страны, в витязи, в господ мира 2050-х годов.

          Их предводитель, седой славянин  сорока  с небольшим лет, отошел в
     сторону, разминая затекшие ноги. Ночь  была  напоена  пьянящим  запахом
     степных трав. Над ними раскинулся черно-бархатный шатер, усеянный пере-
     ливающимися алмазами звезд. И небо  пересекала  полоса  Млечного пути -
     плоскости нашей галактики. Два дня  назад  они  прилетели посмотреть на
     Байконур - первый имперский космопорт. Целый день они восхищенно лазили
     по музею  космической  техники, любуясь белоснежными минаретами "прото-
     нов", "союзов" и "зенитов", титаническими соборами  "энергий" и "вулка-
     нов",

          тяжелой грацией "буранов", как будто высеченных  нарочито грубо из
     глыб бело-черного камня.  Техникой древней и славной. Они дивились тес-
     ноте первых кораблей,  "востоков" и "союзов", заглядывали в отсеки пер-
     вых орбитальных станций,  так похожие на чрева древних субмарин, сидели
     в креслах управления ядерным кораблем "Марс"... Потом - приносили цветы
     к монументам Гагарину, Сталину и Королеву.

          И вот теперь они ночевали в степи подобно настоящим воинам, ожидая
     прилета военного экраноплана.

          - Наставник! -  юношеский  голос  оторвал  человека от молчаливого
     раздумья. То был новик Ильмень Иванов. Или просто  Ильма. Страстный лю-
     битель старинной авиатехники, всех этих МиГов и Су с архаическими обво-
     дами, он заставил их моделями весь кабинет имперской истории. - Николай
     Степанович, вы обещали нам рассказать поучительную историю времен Войны
     с Западом. Мы все вас просим...

          - Иду, Ильма, иду... - кивнул ему старший, еще раз поднимая голову
     к небу. В черной глубине наискось мелькнула золотая искра: то промчался
     на север гиперзвуковой истребитель, окутанный облаком плазмы...

          ...Он уселся у костра, обведя взглядом два десятка пар мальчишечь-
     их глаз.

          - Как будущим вожакам, ребята, вам надо знать об ошибках и успехах
     правителей Империи прошлых эпох. О том, как неверный  выбор оружия под-
     час  ввергал  нашу  страну  в ненужные потери десятилетий  и  громадных
     средств. И случилось подобное в эпоху Великого противостояния Западу, в
     семидесятые годы прошлого века. В те времена едва ли не главным оружием
     нашего вековечного врага были авианосцы - плавучие авиационные базы ог-
     ромных размеров, которые Североатлантида  считала  неуязвимыми, окружая
     их не только  кольцом истребителей и кораблей прикрытия. Каждый авиано-
     сец носил надменное имя и был гордостью Америки, Атлантической державы.
     Каждый был очень и очень дорог.

          Что оставалось нам? Гнаться за  Североатлантидой  и  тоже  строить
     полтора десятка стальных громадин? Но  это  подрывало  экономику  нашей
     страны. Куда разумнее  было найти гораздо более дешевое оружие, которое
     могло бы поражать эти гиганты, несмотря на их мощное прикрытие с возду-
     ха.

          И такое оружие у Империи появилось: в середине 1960-х Павел Сухой,
     творивший  еще  при Сталине, выдвинул проект дальнего ракетоносца  Т-4,
     который на три десятка лет опередил свое время.  Показатели этой машины
     в те времена  поражали  воображение: тяжелый стотонный самолет достигал
     скорости в три "звука" - трех тысяч двухсот километров в  час, достигая
     высоты полета в  25  километров. Тяжелый ракетоносец, управляемый всего
     двумя пилотами, почти в полтора раза превосходил по скорости полета са-
     мый быстрый истребитель, базирующийся на авианосце. Он мог уклоняться и
     от зенитных ракет...

          3

          ...Да, это было  так, читатель. 22 августа 1972 года летчикиспыта-
     тель Сергеи Ильюшин впервые поднял в небо красавец-ракетоносец, сделан-
     ный на Тушинском машиностроительном заводе. Тот самый, с бортовым номе-
     ром "101". Сработанный из прекрасных титановых сплавов.

          Сама концепция этого самолета победила в 1964. Командиры имперской
     дальней  авиации  буквально  загорелись этим полукосмолетом,  способным
     удерживаться на высоте,  почти  недосягаемой для обычных реактивных ис-
     требителей. На 25 тысячах метров. Каждый из Т-4 должен был нести по две
     крылатые ракеты Х-45. И знаете, как должна была  выглядеть атака импер-
     ской дальней авиации на американскую АУГ - авианосную ударную группу?

          ...Особо благоприятные  условия складываются в шторм. Палубным ис-
     требителям, которые барражируют  в  воздухе ради защиты корабля, стано-
     вится очень трудно выполнять задачу.  Самолеты  быстро  жгут топливо, и
     почти невозможно подтянуть к ним тяжелые летающие танкеры  ВВС США. Ко-
     мандующему АУГ  приходится рассчитывать больше на зенитно-ракетные ком-
     плексы крейсера и эсминцев прикрытия.

          А в это время в атаку на АУГ выходят русские ракетоносцы, наведен-
     ные на жертвы  спутниковой  системой целеуказания. Первым эшелоном дви-
     жутся Ту-22 с мощными ракетами Х-22, которые атакуют корабли прикрытия.
     При этом тяжелые турбовинтовые Ту-95 забивают эфир работой мощной аппа-
     ратуры радиоэлектронной борьбы. Последним эшелоном идут  старые Ту-16 с
     крылатыми  ракетами  - добиватели, чистильщики моря. А главной  ударной
     силой, которая идет как второй эшелон, выступают Т-4,  мчащиеся на пре-
     дельной скорости, набрав высоту в 25 километров.

          Если шторм усилится,  то  палубная авиация просто останется прико-
     ванной к авианосцу. Она просто  не  сможет взлететь. И тогда бой  наших
     "воздушных крейсеров"  с американскими кораблями превратится в избиение
     последних. Если же они смогут взлететь, то им придется драться с первым
     эшелоном русской атаки,  со  стремительными Ту-22. Эти "тушки" все-таки
     смогут выпустить с расстояния  в  400 километров страшные Х-22, облада-
     ющие скоростью в 1000 м/сек. А потом - выстрелить из кормовых пушек ту-
     чи ложных целей. Части американских истребителей придется судорожно па-
     лить ракетами "воздух-воздух" по выпущенным крылатым ракетам русских.

          Но покуда это  происходит,  к цели прорываются ракетоносцы Сухого.
     Они оказываются почти прямо над авианосцем, и потому выпускают свои ра-
     кеты почти вертикально вниз. Они пикируют на обреченный авианосец с со-
     вершенно немыслимой  скоростью, превосходящей скорость полета пули раза
     в два. С такого курсового угла их почти  невозможно перехватить выстре-
     лом зенитной ракеты. Пусковые установки  их  не  могут задраться строго
     вертикально, - и  машины Сухого проскальзывают в "мертвые воронки" аме-
     риканских ЗРК.  Оказываются  бессильными  и многоствольные зенитные мо-
     тор-пушки с радарно-компьютерным наведением. Атаковать супервысотные  и
     суперскоростные Т-4  палубной авиацией просто невозможно: слишком вели-
     колепны данные  русских  ракетоносцев. Да и аппаратура радиоэлектронной
     войны на них тоже есть, и  она сбивает с толку выпущенные по ним ракеты
     "воздух-воздух".

          Зато запущенные  с  "сухих"  противокорабельные ракеты врезаются в
     палубу почти отвесно, пронзая авианосец до  самого  киля,  взрываясь  у
     топливохранилищ или  бомбово-ракетных  кладовых.  Огромная туша корабля
     переламывается пополам от чудовищного взрыва.

          Идущие последней волной Ту-16 топят все, что еще  осталось на пла-
     ву...

          Замечательная машина Сухого  могла бы не только авианосцы топить и
     вторгаться в глубокий тыл врага. На основе этой  "громовой стрелы" пла-
     нировали делать носитель для запуска в  космос многоразовых космических
     самолетов и легких ракет-носителей.

          4

          Тактику применения машин  Сухого и науку борьбы с авианосцами янки
     разрабатывал  генерал-майор  авиации Валентин Рог, еще один из  когорты
     тех, кто творил мощь Империи.

          Я  держу  в руках его капитальнейший труд  -  "Разгром  авианосных
     ударных групп и соединений  силами  Дальней и морской ракетоносной ави-
     ации". На зелено-салатовой  обложке  стоит гриф "Совершенно секретно" и
     дата -  1966  год.  Эта книга родилась в один год со мной, но и сейчас,
     тридцать лет спустя, она не утратила ценности.

          Здесь искусство  удара  по  авианосным  эскадрам  США возведено на
     престол высокой науки. Это -  стратегия  борьбы  воздушных сил евразий-
     ской, континентальной  империи  со  стальными драконами силы океанской.
     Планы ударов. Расчеты возможных потерь и самые оптимальные маршруты по-
     летов. Построение боевых порядков имперских ракетоносцев. Их взаимодей-
     ствие с нашими  подводными  лодками. Множество формул. Исследование на-
     ибольшей эффективности удара по авианосцам, нахождение самой нужной для
     этого плотности огня - в ракетах за секунду! Обоснование самых выгодных
     для атаки углов захода на цель.

          Здесь досконально  продуманы боевые строи русских воздушных эскадр
     - дивизий, полков и эскадрилий. Они эшелонированы. Впереди - группы до-
     разведки, за ними - группы отвлекающих действий и радиоподавления, а уж
     следом - ударные отряды... Уже тогда Валентин Григорьевич Рог рассчиты-
     вал все это с помощью "Минска" - одного из самых  совершенных компьюте-
     ров тех лет. В это исследование Рог заложил  самые перспективные разра-
     ботки американцев. Он создал самое впечатляющее  обоснование для созда-
     ния и принятия в имперские арсеналы  сверхзвукового бомбардировщика Су-
     хого. Той самой знаменитой "сотки", которая в том капитальном труде за-
     шифрована под именем "ДС". Как дальняя, сверхзвуковая...

          Ox, как нужен  был Империи именно этот чудо-ракетоносец! В сложной
     "шахматной партии" ударов по авианосным флотам США машина Сухого стано-
     вилась грозным  и почти неотразимым  ферзем. В ответ на плавучие чудища
     Америки, способные  контролировать  до  85 процентов земной поверхности
     стаями своей  палубной авиации, мы  могли уже к началу 1970-х выставить
     полуфантастические корабли.

          5

          Валентин Григорьевич за свои слова отвечает. Он -  отнюдь не каби-
     нетный теоретик, а настоящий воздушный волк.  Адмирал воздушного флота,
     не меньше. Империя знала, кому поручать расчеты траекторий противокора-
     бельных ракет и разработку боевых порядков. Я познакомился с ним  в де-
     кабре 1998  в штабе Дальней  авиации. Небольшого роста старик с пронзи-
     тельным, "рентгеновским" взглядом,  немного саркастичный, прихрамывает.
     Но рукопожатие его очень крепко. Здороваясь с ним, я положил свою левую
     ладонь чуть ниже  локтя  этого семидесятишестилетнего пилотяги. И пора-
     зился - его рука состояла из мускульных и жилистых тяжей.

          То была сильная рука пилота-бомбардировщика Великой Отечественной,
     привыкшая к тугим рулям спартанских поршневых самолетов. Рука настояще-
     го воина!

          Украинский деревенский хлопчик, родившийся в тяжелом 1922 году, он
     - один из немногочисленных уже "сталинских соколов". Он из того велико-
     го поколения, которое начало жизнь с телег и керосиновых ламп,  но было
     брошено Сталиным в небеса, и  в  зрелые свои годы уже чертившее  трассы
     межпланетных перелетов. Рог стал  морским  военным летчиком на Каспии в
     1941. Аккурат тогда, когда Сталин готовился к броску на Ла-Манш  и при-
     казал выпускать пилотов не  лейтенантами,  а сержантами - ради перевода
     их на  постоянное казарменное положение. Рогу  за отличие в  учебе дали
     петлицы старшего сержанта. И первым его самолетом станет тихоходная ар-
     хаическая  "летающая  лодка" МБР-2. С одним мотором, вынесенным  высоко
     над фюзеляжем в отдельную гондолу.

          В бой старший  сержант Рог вступит  в жарком августе  1942,  когда
     гитлеровцы, разбив нас под Харьковом, хлынут к Кавказу и к Волге, угро-
     жая перерезать поток бакинской неф ти, питающей русские фронт и  тыл. К
     тому времени немцы уже займут и Калмыкию, и Чечню, и чеченцы с калмыка-
     ми перейдут  к ним на службу. И Рог будет воевать в одном из двух отря-
     дов "летающих лодок", переброшенных  из  Бакинской бухты в устье Волги,
     под Астрахань.

          Ночью 7 октября 1942 года Рог  повел группу из трех МБР-2 на заня-
     тую немцами  Элисту. Во мраке  погиб один из его ведомых, расстрелянный
     ночным охотником  -  "Мессершмиттом-110".  Но двадцатилетнему командиру
     группы все же удалось сделать задуманное! С небольшой высоты лодки Рога
     и его ведомого Бучнева атаковали  штаб  16-й  механизированной  дивизии
     немцев, занявший здание Совнаркома Калмыкии, и разбомбили его, избегнув
     смерти от ураганного огня гитлеровских эрликонов.

          А потом будущий теоретик ракетоносной авиации СССР продолжит войну
     на Черном море, освоив "бостоны" и  переучившись  на  топмачтовика.  То
     есть почти на смертника,  на  камикадзе. Топмачтовик - это бомбардиров-
     щик, который  летит на бреющем полете, на уровне  верхушек - топов мачт
     кораблей, которые атакует. Топмачтовик сбрасывает бомбу  на полной ско-
     рости почти впритык к кораблю-цели, и  та на скорости в 400- 450 км/час
     врезается в жертву.  Вот  только самому пилоту-топмачтовику надо успеть
     перескочить через атакуемый корабль. самому  в  него  не врезавшись, не
     вспыхнув от разящего зенитного огня. Ведь по топмачтовику  бьют из всех
     стволов. Даже из крупнокалиберных орудий, пытаясь поднять на пути само-
     лета фонтаны-всплески, на которые тот может нарваться. И потому Топмач-
     товик жил в среднем всего 3-4 боевых вылета.

          Валентин Рог иногда делал по три боевых вылета  за день. возвраща-
     ясь буквально с того света. Особенно  ожесточенными  были  схватки  над
     Черным морем весной  1944, когда немцы оказались запертыми в Севастопо-
     ле, и снабжение их группировки шло по морю из Румынии. Рог летал, топил
     транспорты и сторожевики, и был-то ему всего двадцать один годок от ро-
     ду! Во время каждого вылета гибло по одному-двум  экипажам. Когда немцы
     были выбиты из Севастополя, в полку Рога оставалось только четверо лет-
     чиков.

          Но именно тогда этот человек и получил запас  боевых знании, кото-
     рые пригодятся потом, при разработке планов сражении реактивных ракето-
     носцев с плавучими крепостями.

          Атаки на черноморские конвои немцев и румын в общих чертах напоми-
     нали атаки на американские соединения примерно  так  же,  как  действия
     Первой конной  напоминают  глубокие  охваты  и  рейды танковых корпусов
     двадцатью годами позже.

          Место авианосцев  занимали хорошо охраняемые транспорты с оружием,
     припасами и войсками. Грубоватым аналогом крейсеров и эсминцев УРО, ох-
     раняющих авианосцы, выступали эсминцы и сторожевики гитлеровцев, ощети-
     нившиеся зенитными стволами.  И  хотя в то время  еще  только мечтали о
     противокорабельных ракетах, бросаемые  топмачтовиками авиабомбы, пуска-
     емые словно из гигантской пращи, поражали врага с вероятностью 0,6-0,8.
     Почти так же, как и ракеты-противокорабелки. Правда, со стократ меньше-
     го расстояния.

          Уже тогда, в 1940-е, русские топмачтовики атаковали вражьи конвои,
     используя все  те же группы доразведки  и ложных действий.  Сначала шли
     "бостоны" в штурмовом варианте, с батареей автоматических пушек в носу.
     Они выбивали зенитки на кораблях эскорта,  расчищая путь бомбардировщи-
     кам. Атака шла  при полном радиомолчании,  чтоб не выдать  себя  раньше
     времени.

          Потом, когда Империя призовет бывшего мальчишку-сержанта в военную
     науку, Валентин Рог будет вспоминать этот опыт. Место топмачтовиков ор-
     ганично займут реактивные ракетоносцы.  Рог  будет в числе тех умников,
     которые будут неустанно твердить: важно не  численное превосходство са-
     молетов-ракетоносцев, и вовсе не надо уповать  на  тучи  выпущенных  по
     врагу ракет. Нет, тому, кто продирался сквозь стену разрывов, было ясно
     - прежде всего нужны прекрасные средства оперативной разведки.  А еще -
     машины, которые по скорости превосходят истребители врага, которые мак-
     симально короткое  время находятся в зоне  их действия и  которые могут
     наносить удары издалека, не входя в радиус зенитного огня.

          Но почему же прекрасная машина Сухого так и не попала  на вооруже-
     ние?

          6

          ...Глаза мальчишек блестели в свете костра.  Наставник, вороша пы-
     лающие головни, продолжал рассказ.

          - У прекрасного  ракетоносца  Павла  Сухого нашелся могущественный
     недруг. Увы, это  был тот самый Туполев, знаменитый создатель самолетов
     сталинской эпохи.

          Туполев к тому времени был уже глубоким старцем. И он  очень хотел
     того, чтобы "царем ракетоносцев" оставался его Ту-22. Туполев сумел до-
     биться союзничества с собой от  тогдашнего  министра  авиастроения  Де-
     ментьева. Вместе они и похоронили "сотку" вопреки яростному сопротивле-
     нию Военно-воздушных сил.  Страной в то время правил Брежнев, добродуш-
     ный, но очень ленивый и мягкосердечный человек, не обладающий качества-
     ми Императора.

          Видите, дети  мои, как важна воля  вождя. Именно он  должен подни-
     маться над всеми  и блюсти интересы Империи. Никакие конструкторы этого
     сделать не могут, они - люди творческие, а потому слишком  часто обуяны
     пристрастностью и ревностью. Предоставленные самим себе, они часто упо-
     добляются реке, норовящей  выйти из берегов. Потому они начинают делать
     то, что  хотят  сами,  а  не то, что нужно для дела. Их ревность друг к
     другу столь велика и ослепляюща, что они в эпоху Сталина  писали доносы
     друг на друга, стремясь  убрать  соперников руками следователей и пала-
     чей. Вот почему властитель страны должен  быть  умен  настолько,  чтобы
     направить энергию творцов в нужное русло, отыскав золотое сочетание ин-
     женерной дерзости и пожеланий тех, кто будет сидеть  за пультами управ-
     ления новых машин...

          Наставник замолчал, задумчиво  глядя  на языки костра. В отблесках
     пламени его лицо казалось отлитым из темной бронзы.

          - Но ведь Империя все-таки смогла  исправить  ошибку?  -  раздался
     мальчишеский голос.

          - Верно. А как? А ну-ка. Ильма, поведай нам об этом.

          - Да, наставник.  Для  этого  Империи  понадобилось почти двадцать
     лет. В начале  1990-х годов мы строим первый космоплан Лозино-Лозинско-
     го. Он назывался "Молнией"...

          Довольно. Воспрянем ото сладкого сна. Придуманный нами Ильма здесь
     совершенно  прав.  Русские  действительно получили возможность  создать
     почти абсолютное оружие уже к началу  девяностых.  И  эти  многоразовые
     космопланы действительно  давали  нам  возможность не только наверстать
     упущенное, но и наголову разгромить Запад в гонке вооружений.

          Но не будем забегать вперед. Вернемся пока в  наше недалекое прош-
     лое.

    Оглавление     Назад     Вперед     Главная страница
Сайт создан в системе uCoz