Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров


Газета "Дуэль" №17 за 2002 г.

УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ

Обращюсь к тебе по вопросу, который считаю очень важным в настоящее время - по поводу дебилизма, вернее, дебилизации молодого поколения. Буду краток. Я тоже, как и учитель В.М. Легоньков (далее ВЛ), автор статьи «Катастрофа дебилизма», уже давно заметил, что новые поколения значительно уступают предыдущим в отношении интеллекта, хотя и росли в более благоприятных условиях. К тому же явно снизились требования к уровню знаний и умению думать для получения дипломов с отличием и золотых медалей в ВУЗах и школах. Да еще учиненная специализация школьного обучения тоже внесла свою лепту - заузила кругозор, поделила школьные предметы на главные и второстепенные

Думаю, все согласятся с ВЛ, что ум и память - не одно и то же. Память - наш архив, библиотека, а ум это то самое «арифметико-логическое устройство», но к тому же способное на нетривиальные ходы, поиски нового. Оно-то и определяет, каким путем мы пойдем при решении возникшей задачи, какими знаниями воспользуемся, вообще выбирает первостепенную задачу, определяет статус проблем, то есть мыслит стратегически.

Рассматривая «корни катастрофы», ВЛ говорит о превращении у нас образования в заучивание слов в период хрущевской «оттепели». К сожалению, он не идет дальше, а здесь непременно возникает вопрос: «Почему произошло это превращение?». Кратко: полагаю, что тому были (и есть) две основные причины: феминизация школьного образования и введение Хрущевым совместного обучения в начальной и средней школах.

К этим выводам я пришел не просто так. На протяжении двух-трех десятков лет в разное время из различных источников мне достались самые разные сведения об устройстве мыслительного аппарата у мужчин и женщин. Они систематизировались (я - элекронщик-системщик). Думаю, что о существующих различиях знают многие. Но почему же тогда никто раньше не пришел к выводам, которые просто сами сформулировались у меня? Думаю, что те, кому положено это по долгу службы, просто не утруждали себя. К тому же я с детства удивлялся порой, почему люди не понимают столь очевидные вещи. Но к делу.

У людей мышление двоякое: образное и абстрактное, логическое, оно же словесное, - и осуществляется оно разными полушариями головного мозга. Интеллект человека набирает силу, мощь до 12 лет. Дальше ты сможешь увеличивать только знания, совершенствовать культуру мышления и прочее, но силы уже не прибавишь.

Установили, что мужчины и женщины думают несколько по-разному: у них лидируют разные полушария. Какое лидирует у мужчин, правое или левое (мышление образное или логическое)? Почти все в своем предположении ошибаются. У мужчин лидирует правое полушарие (мышление образное), и даже информация, поступающая через левый глаз в правое полушарие, для них имеет преимущественное значение («превалирующее), так что «буриданов осел» из мужчины невозможен принципиально. Впрочем, и из женщины невозможна «буриданова ослица», так как у нее в мышлении лидирует левое полушарие и для нее важнее информация, поступающая через правый глаз.

Феминизация школьного образования привела к тому, что женщины в школе и учить стали по-женски, с напором на левое полушарие, словесное, что и привело к заучиванию слов, к отсутствию образного видения предмета или явления. Да к тому же назначенное Хрущевым совместное обучение вместе с девочками у преподавателей-женщин! «Учись, как добросовестные девочки!» Правое полушарие оказалось исключенным из мыслительного процесса, «нетренируемым». Что мы при этом сделаем из мальчишек? Правильно - полудевочек. Отсюда уже рукой подать до «голубой» любви и транссексуализма, что мы повсеместно и наблюдаем. Пришлось даже прекратить уголовное преследование любителей нетрадиционной любви, хотя лесбиянок и раньше не преследовали. Пожалуй, напрасно - рождаемость и так на нуле. Но эта «однобокость» мышления навредила не только мальчишкам. Женской половине это тоже не пошло на пользу, поскольку для постижения многих наук (предметов) необходима и полноценная работа образного мышления, которое не могли развить учителя-женщины.

Почему существуют различия в мужском и женском мышлении, откуда они взялись? Думаю, на заре человечества все люди думали образно, затем с появлением и развитием языка как средства общения зачатки абстрактного мышления развились и даже заняли целое полушарие(но это вопрос для специалистов на данном направлении), а упомянутые различия мужского и женского мышления образовались и закрепились в процессе эволюции как необходимые профессиональные свойства. Если изложено излишне кратко, можно в дальнейшем обсудить. О существовании этих различий люди знают давно, чему подтверждение речение о том, что «мужчины любят глазами, а женщины ушами», ведь «любить глазами» - значит любить образ, а «любить ушами» - значит любить абстрактную информацию о чем-либо, облеченную в словесную форму и переданную условными звуковыми символами.

Говорят, что мужчины сильнее женщин в логике, но это связано с тем, что у них в среднем мощнее интеллект (по некоторым данным у мужчин в среднем на 16% больше нейронов). Женщин это почему-то возмущает, но в таком случае им следует еще больше быть недовольными тем, что они уступают в физической силе. Это глупо, так как мы просто разные, и у нас разные задачи в этой жизни. Для решения этих задач мы и сконструированы: в природе все устраивается разумно, «оптимально», а жизнь непрерывно проверяет «разумность» всех конструкций (эволюция).

Далее возник вопрос: в каком возрасте фиксируется, устанавливается стабильно тип мышления - мужской или женский (у детей оно хаотичное, не имеет определенного порядка). Обычно здесь люди тоже ошибаются в своих предположениях (кроме некоторых, встречающихся редко). Оказалось: у девочек - в тринадцать лет, а у мальчишек - в шесть. Думаю, что это уразумели еще спартанцы, которые в возрасте семи лет отправляли детей учиться раздельно в мужские и женские школы.

У меня вопрос к реформаторам школьного образования и ко всему обществу: «Разумно ли детей с разным типом мышления, да к тому же устанавливающимся в такие разные сроки, обучать совместно по единой программе и методике?»

В зависимости от того, к какому суждению мы придем по этому вопросу, можно продолжить обсуждение.

Андрей АЛЕКСАНДРОВ

Назад