Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

Именно благодаря совместным действиям оппозиционных сил, а не "заботами и усилием" "единоросов" в ФЗ "О статусе военнослужащих" сохранены некоторые важные льготы или, по крайней мере, отсрочена на некоторое время их отмена.

Удалось сохранить положения закона о гарантиях социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в частности зачет в стаж, дающий право на пенсию, супругам военнослужащих, не имевшим возможности работать по месту службы мужа (жены), льготы по санаторно-курортному лечению, в том числе и выплату соответствующих денежных компенсаций на военнослужащего и членов его семьи, некоторые страховые гарантии и права на возмещение вреда, нанесенного при прохождении военной службы.

В то же время отменяется ряд социально значимых льгот, непосредственно влияющих на жизненный уровень и создающих положение для военнослужащих, далеко не адекватное положению гос. служащих, как это предписано законом:

- отменяется выдача продовольственного пайка военнослужащим, проходящим службу по контракту, за исключением тех, кто проходит службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вместо него планируется выплата денежной компенсации, но не в размере полной стоимости пайка, а в порядке установленном правительством РФ:, Справка: В течение 6 лет (после принятия ФЗ "О статусе военнослужащих") денежная компенсация взамен продпайка составляет 20 рублей в день (реальная стоимость его возросла до 80 рублей в день). Гарантий, что эти 20 рублей так и останутся, хотя стоимость продпайка по прогнозам в ближайшее время может возрасти в 5-враз, закон не дает.

- В 2004г. в ряде гарнизонов не выплачены компенсации за продпаек с 2002 года.

- исключен пункт, предусматривающий торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы через предприятия военной торговли, дающее им право приобретать по льготным ценам продовольственные и промышленные товары, взамен военторгов ничего не предусмотрено.

Справка: Этим пунктом закрепляется право различного рода коммерческих структур, нередко сомнительного происхождения, устанавливать свои нормы и порядки при организации торговли в военных гарнизонах;

- наиболее чувствительной для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы окажется новая вводимая система обеспечения их жильем, особенно тех, кто встал на очередь на получение жилья до 1января 2005г.

Закон в новой редакции предусматривает:

- обеспечение жильем граждан, подлежащих увольнению в запас после 1 января 2005г., федеральными органами государства за счет федерального бюджета, а стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в муниципальных образованьях, - за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Справка: по нынешним темпам обеспечения ГЖС для получения жилья, вставшим в очередь до 1января 2005г. понадобится более 50 лет.

- отмену субсидий на строительство жилья и приобретение домов (ранее закон предусматривал такие субсидии военнослужащим, прослужившим 10-25 лет в размере не менее 75%, а прослужил 25 лет и более -100% от стоимости жилых помещений

- исключена норма, дающая право военнослужащему за 3 года до увольнения в запас (или в течение одного года в случае увольнения по болезни) становиться на учет на получение жилья по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, а также обязывающая местные органы власти информировать об этом как военнослужащего, вставшего на очередь, так и командование части, давшее ему на это право.

- военнослужащие полностью лишаются права собственности и льгот по налогообложению (ст. 17 Закона).

В новой редакции вводится положение о выплате денежных компенсаций гражданам, уволенным с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службы, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более, в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущества физических лиц в порядке и в размерах, устанавливаемых правительством Российской Федерации.

Справка: эти "льготы" обрекают ветеранов военной службы на "стояние" в многочисленных очередях по несколько месяцев за получением соответствующих документов. Трудно представить, как в этих условиях можно будет добиться получения денежных компенсаций за уплаченные налоги.

Задумывались ли президент, правительство, а также их пособники над тем, а где возьмет ветеран, военные пенсионер средства на оплату непомерно растущих налогов?

- отменяется бесплатный проезд военнослужащих на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщений (за исключением такси). Это приведет к дополнительным расходам офицеров в условиях Москвы и Подмосковья на 1100-1500 рублей в месяц.

И вряд ли повышение размера ежемесячной, надбавки военнослужащим, проходящим службу по контракту за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70% (по предыдущему закону) до 120% оклада по воинской должности компенсирует те дополнительные расходы, которые лягут дополнительным бременем на личные и семейные бюджеты военнослужащих после отмены гарантированных льгот. Более того, размер и регулярность выплат этих надбавок зависит от многих объективных и субъективных факторов, включая местность прохождения военной службы, состав военнослужащих в ней, а также настроение соответствующего командира (начальника), степень его порядочности и т.д.;

- члены семей военнослужащих лишаются права бесплатного медицинского обслуживания в военно-медицинских учреждениях, что в условиях перевода медицины на платную (коммерческую) основу, посути, лишает их бесплатной медицинской помощи полностью;

- отменяются льготы для военнослужащих, проходящих службу по призыву, в томчисле:

- бесплатный проезд на общественном транспорте',на эти цели им будут выделяться средства в размере и в порядке, определяемых правительством Российской Федерации;

- в принципе, сохраняя право на бесплатную пересылку простых писем военнослужащим срочной службы, закон обязывает осуществлять их в маркированных конвертах; на эти цели предусматривается выделение средств федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

-

Вопрос: А сколько таких конвертов будет выделяться военнослужащим, проходящим военную службу по призыву?

-порядок осуществления расходов военнослужащих, проходящих службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, касающимся прохождения военной службы, устанавливается правительством РФ (ранее все это осуществлялось бесплатно);

- правительство также будет определять порядок оказания юридической помощи военнослужащим, проходящим службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы (до настоящего времени это делалось на безвозмездной основе);

- отмена льгот, предусмотренных семьям военнослужащих, потерявшим кормильца,заметно ухудшит их материально-бытовое положение; по предложению президента иправительства, поддержанного Госдумой и Советом Федерации, их лишают:

- преимущественного права на получение земельных участков на жилищное строительство, на прием в садово-товарищеские кооперативы;

- предоставления кредитных льгот и других выплат;

- освобождения от уплаты налогов на имущество с физических лиц, с транспортных средств, переходящих

в их собственность по наследству;

- 50-процентной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг,установке квартирных телефонов, за пользование радио -трансляционными точками и др.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Внесенные в ФЗ "О статусе военнослужащих" изменения снижают в целом уровень социальных гарантий и государственной поддержки военнослужащих и членов их семей.

2. Отмена бесплатного проезда на общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщений потребует от офицера, военнослужащего -контрактника не менее 1000 рублей в месяц.

3. 3 Лишение членов семей бесплатного медицинского обслуживания в военно-медицинских учреждениях, ставит их в полную зависимость от платной (коммерческой медицины), что по расценкам 2004 года потребует расходов из семейного бюджета офицера, прапорщика, военнослужащего, уволенного в запас, от 500 до нескольких тысяч рублей в месяц (если одному из членов семей потребуется даже несложная операция).

4. По сути неразрешимой остается жилищная проблема, особенно для тех, кто встанет наочередь после 1 января 2005г.Возможности купить квартиру по нынешним ценам у военных нет,а государство самоустраняется от оперативного решения проблемы получения жилья, особенно ветеранов военной службы.

5. Если к этому добавить фактическое упразднение такой категории ветеранов, как ветераны военной службы (ст. 23 ФЗ "О ветеранах") отмену льгот военнослужащим, проходящим службу по призыву, выплатами из федерального бюджета, механизм которым еще не выработани никаких гарантий на их получение нет, то можно сделать один серьезный вывод: по военнослужащим, по престижу военной службы нанесен новый мощный, если не сказать сокрушительный, удар.

По материалам ДПА

Союз офицеров №6 (69) сентябрь 2004г.



Назад