Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

К выборам президента Чувашии - Это черный день и для Чувашии
Газета "Чувашия сегодня" - август 2001 г.

КЕМБРИДЖСКИЙ диплом
КАНАШСКОГО пошиба


    "Я и мой сын попали в затруднительную ситуацию. Прекрасно понимаю, сама виновата. Захотела, чтобы единственный ребенок получил диплом московского вуза. И вот результат. Потерян год. Такое безобразие, как обучение в этом захолустном филиале "престижного университета" (других слов для выражения не подберу) может только в страшном сне присниться. С большим трудом удалось нынче выдержать вступительные экзамены в нормальное государственное высшее учебное заведение...".
    Одна цитата из многочисленных писем, поступающих в адрес руководства Чувашского госуниверситета. Наверняка переписка такого рода попадает и в сельхозакадемию, педуниверситет, в отраслевое министерство. Люди жалуются неспроста. Без диплома сегодня никуда не сунешься, образовательный рынок велик, а настоящие дипломы, стопроцентные, "железные", как говорится, дипломы, по-прежнему получают только в государственных вузах. Напомню: проблема низкого качества обучения в филиалах негосударственных вузов не нова. Время от времени в СМИ просачивается информация о недостатках в сфере образовательных услуг республики. Но еще ни одна публикация не послужила поводом для начала конструктивного диалога. Берусь утверждать: власть молчит неспроста. Хотя, отчего же молчит? Под постоянным бдительным контролем властей находится Чувашский госуниверситет имени И.Н.Ульянова. Каких только проверяющих здесь уже не перебывало, сколько исписано бумаги на отчеты и справки! С одной стороны профессорско-преподавательский состав ЧГУ благодарен за столь пристальный интерес к его деятельности. Как известно, контроль способствует лучшей и слаженной работе. Но в республике высшее образование дают и другие вузы. В народе они имеют разные нехорошие прозвища за откровенное надувательство, профанацию высшего образования. Этой публикацией мы открываем цикл статей под рубрикой "Наши университеты". Надеемся, что все фигуранты невыдуманных историй попадут в поле зрения министерств и ведомств, которым по роду своей деятельности надлежит блюсти законодательство в сфере образования.
    Граница на замке
    Тихо! Идет экзамен в государственном вузе. Нет ничего интересней, чем присутствовать на таких вступительных испытаниях в роли стороннего наблюдателя. Длинный университетский коридор. Вдоль стен выстроились абитуриенты. На первом этаже свободная зона. Здесь доступ открыт даже для сочувствующих. Второй этаж заблокирован. Сюда можно подняться только после предъявления соответствующего документа, с ручкой и листочком бумаги Грозный страж порядка из числа специализированной охраны проверяет паспорта экзаменующихся. Контрольно-пропускной пункт как на государственной границе. Нервничают вездесущие мамы с бутербродами и термосами с горячим чаем. Но мамины заботы не востребованы. Каждому мало-мальски опытному экзаменующемуся известно, что в такие минуты кусок в горло не лезет. Одна мысль: скорее вытянуть счастливый билет, а там что будет, то будет.
     Как вы думаете, откуда мы ведем свой репортаж? Полагаете, из Чебоксар? Вот и не угадали.
    Все происходило буквально на днях в скромном здании Канашского филиала Чувашского госуниверситета. Хотя даже по столичным меркам скромным его можно теперь назвать с большой натяжкой. Здесь есть все, что положено иметь хорошему вузу. Современные компьютерные лаборатории, просторные, блистающие чистотой аудитории, богатая библиотека. И экзамены, и занятия ведут "остепененные" преподаватели, включая самого директора филиала Б. Волкова, который является кандидатом экономических наук, доцентом. Под стать всем этим академическим достоинствам филиала ЧГУ и конкурс поступающих. На одно место в филиале претендуют трое абитуриентов. И кому, интересно, повезет больше?
    --Конечно умным, -- отвечает В.Шилина, старший преподаватель кафедры управления социальной сферой экономического факультета ЧГУ. Вера Ивановна член приемной комиссии, очень строгий и взыскательный. Списать у нее практически невозможно, "воду лить" тоже не рекомендую. Дело в том, что этот педагог не просто блестяще знает свой предмет, она к тому же не так давно прошла стажировку в Америке, так что в курсе всех новаций в области преподавания экономики.
    ...Экзамен проходит по традиционному сценарию. Испытуемый берет билет, садится и начинает готовиться. Преподаватель внимательно его выслушивает и в случае, если сомневается в оценке, предлагает абитуриенту дополнительный тест по теме. Отдаленно он напоминает телеигру, в ходе которой участники стараются выиграть миллион: из нескольких вариантов ответа выбирают один-единственный правильный. Приз победителю --студенческий билет и законное право посещать умные лекции, часами засиживаться в "читалке", готовиться к веселым "капустникам" и дрожать как осиновый лист на ветру в период сессии.
    ... Первый же мученик науки выходит из аудитории с таким лицом, будто побывал на боевом задании в тылу врага. На лбу испарина пережитого, а в экзаменационном листе драгоценная четверка, добытая честным трудом. Его окружили товарищи. Идет обмен мнениями по самым разным вопросам.
    Кстати, это очень полезно - дрожать как осиновый лист. Адреналин гонит прочь матушку-лень. Бездельник напрасно будет умолять: "Профессор, поставьте троечку". Просто так здесь ее вам никто не поставит. Придется потрудиться. И даже научиться грамотно писать шпаргалки. Полезное занятие, я вам доложу. Вытащить их на экзамене ровным счетом нет никакой возможности. Или почти никакой. Вся штука в том, что вы их изготовляете сами. И процесс этот является прекрасной тренировкой мозговых ресурсов.
     К чему, спросите вы, лирические отступления? Дело в том, что из описанных мною и крайне милых сердцу и уму мелочей и складывается в конечном итоге стройная система классического вузовского образования, которая в России формировалась столетиями. Она и сегодня находит отражение в нормативной базе законодательства для учреждений высшего профессионального образования. Причем одинаковые требования предъявляются как к государственным, так и негосударственным образовательным учреждениям. Однако жалобы населения свидетельствуют о том, что по закону трудятся, в основном, педагогические коллективы классических вузов и их филиалы. Новомодные же образовательные центры существуют по понятиям.
     "Бакалавры" из Кембриджа
    Из Канашского филиала бегу в альтернативный вуз, где тоже сегодня идут вступительные экзамены. А вот и наша благословенная "альма-матер". На облупленном школьном крылечке красуется вывеска - "Современный гуманитарный институт". Здесь все как-то сразу располагает к учению. Слева на приступочке сушится тряпье. Пестрая курица нежится в крапиве. Поднимаемся в святая святых - кабинет, где идет испытание абитуриентов по британской системе.
     О достоинствах этой методики мне позже рассказала директор замечательного институтского представительства. Хозяйку милого учебного заведения зовут Татьяна Борисовна Щербинская. В местной школе она преподает математику, ученых степеней не имеет, да они, как я скоро убедилась, здесь вовсе ни к чему. За годы руководства филиалом московского филиала педагог Щербинская овладела новой прогрессивной формой приема вступительных экзаменов и промежуточного контроля знаний своих питомцев. После краткого экскурса в мир британских знаний чистосердечно признаюсь: академикам здесь можно отдыхать...
    ...Четверо испытуемых гуманитарного вуза что-то чиркают в листочках. Приемной комиссии не видно. Никаких тебе волнений, как в государственном вузе. Все гораздо проще и демократичней. Рядом на соседней парте ( чуть не забыла сказать-- место действия -математический класс канашской школы №3) вовсю работает телевизор. Видимо, для психологической разгрузки и высвобождения негативных эмоций абитуриентов. Экзамен все-таки.
     Мои ветхозаветные представления о форме проведения вступительных испытаний летят в тартарары. На телеэкране полногрудая актриса соблазняет киноковбоя ( напомню, в это самое время ребята тестируются по математике). То ли в соответствии с учебным планом института, то ли по прихоти режиссера в интимных отношениях действующих лиц и исполнителей наступает ответственный момент. Но тут со знанием дела подключается уже знакомая нам Т.Щербинская. Она забирает листочки абитуриентов и указывает им на доску, где мелом начерчено число "1464". Только не подумайте, что это какое-нибудь магическое число для посвященных особ с берегов туманного Альбиона. Годичное обучение в этом вузе обходится в 8784 рубля. Эту сумму разрешается вносить в шесть приемов. Первый взнос сразу после вступительных экзаменов, на которых мы с вами и имели честь поприсутствовать.
    --Не правда ли удобно?,-- Осторожно осведомляется у меня Татьяна Борисовна тоном, не терпящим возражений.-- Не слишком богатые семьи ведь сразу не могут заплатить за обучение своих детей солидную сумму...
    Исключительно из деликатности я промолчала. Между тем директор показывала и показывала мне красивенькие цветные листочки. Это документальные свидетельства реальности существования столь поразившего мое воображение образовательного учреждения. У него в Москве даже есть свой хозяин, простите...ректор. Его фамилия Карпенко. Нам она пока ни о чем не говорит. Скорее всего тут определенную роль играет наш местный провинциализм. Только не могу отделаться от навязчивого вопроса: может это великий ученый и хороший руководитель, только почему в его сельском филиале нет даже библиотеки?
    Впрочем, мое невежество, кажется, переходит все границы. Карпенко и К предлагают для студентов, по мнению его кашашского наместника, уникальный комплект лекций и методических рекомендаций, своеобразное "собрание сочинений", состоящее из тонюсеньких брошюр, способных заткнуть за пояс авторов любых учебников. Преподаватели при этом в учебном процессе, конечно, еще присутствуют, но они уже не играют первую скрипку. Все та же британская технология позволяет расширять границы познания с помощью видеопросмотра специальных программ. Проще говоря, садишься у телевизора, вставляешь кассету в видеомагнитофон и учись до посинения. Общение с преподавателем в свете этих новаций производит впечатление пережитка прошлого. Однако местные студиозы что-то не слишком рвутся завершать здесь уникальное образование. То есть поступать в институт они, конечно, поступают. Но из сотни добровольцев-"британцев", изъявивших желание грызть заморский гранит науки, до финиша доходят немногие. Кто в другой вуз переводится, кто просто прерывает обучение согласно контракту. Удивительно, с какой легкостью швыряют люди деньги на ветер! И никто еще не рискнул обратиться в суд и отыграть свои кровные. Народ предпочитает тихо жаловаться на судьбу, проклиная собственную доверчивость. Между тем совсем немногим известно, что нам с вами российское правительство дало в руки палочку-выручалочку.
    В свое время Министерство образования Чувашии так комментировало ситуацию, связанную с проблемой низкого качества обучения в филиалах негосударственных вузов: "контролировать учебный процесс, его качество в этих вузах имеют право только их учредители". Но время идет и, кажется, работает на нас с вами, уважаемые родители и студенты. В марте этого года Министерство образования России делегировало государственным органам управления образованием субъектов РФ полномочия по контролю за соблюдением действующего законодательства как в государственных, так и в негосударственных вузах. При этом в циркуляре подробно даны признаки возможных нарушений. Здесь говорится и о том, что негоже привлекать к преподаванию в различного рода представительствах неподготовленных лиц, нельзя гнать студенческий "вал", не вкладывая при этом деньги в библиотечный фонд и иные информационные ресурсы. Безусловно, контролерами в этом благородном деле должны стать не только местные градоначальники, на территории которых плодятся филиалы, но и правоохранительные органы.
    Кстати, описываемый автором "институт" в городе Канаше лицензии само собой не имеет. Тем не менее, собирается нынче кроме экономистов и юристов начать подготовку специалистов и в области компьютерных технологий. Правда арендаторы имеют пока всего лишь два персональных компьютера, но судя по всему и здесь последователи знаменитого Карпенко что-нибудь придумают, если, конечно, не вмешается прокуратура и уважаемое нами Министерство образования Чувашии.
    А пока Гуманитарный институт готовит очередной прорыв в сфере рыночного образования. Прямо здесь в Канаше скоро случится чудо. Все желающие могут попробовать себя в качестве студента... Кембриджского университета. Заявка серьезная. Как сказала мне по большому секрету все тот же директор безлицензионного гуманитарного представительства, будущим обладателям престижного образования не нужно даже переплывать Ла-Манш. Дипломы об окончании Кембриджа с легкой руки того же Карпенко будут выдавать счастливчикам, можно сказать, не отходя от кассы. Но здесь студентам, вернее их родителям, придется потрудиться основательней. Стоимость обучения исчисляется в твердой валюте. И обойдется удовольствие всего-то примерно долларов двести в год.
    P.S. В следующем номере мы продолжим знакомить наших читателей с особенностями преподавания в филиалах и представительствах негосударственных высших учебных заведений республики. Отличительная черта следующего вуза-номинанта - его педагоги, которые по совместительству то ли преподают, то ли занимают ответственные посты в районной администрации. О качестве их педагогической продукции хочется писать стихами...

Галина Вронская


Назад