Из спецвыпуска газеты ПРАВДА за декабрь 2001 г. - посвященный выборам президента в Чувашии.

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ БИЗНЕС

Президент Чувашии Николай Федоров собирается править третий срок подряд. И идет на любые правонарушения ради этой заветной цели. Не потому, что боится оставить неразумный народ республики без хозяина. Он не хочет терять свой бизнес, приносящий колоссальные личные доходы от приватизированной им должности.

Кому служу - не скажу

НЫНЕШНЯЯ ВЛАСТЬ и криминальный бизнесне то чтобы родственные души или близнецы-братья, а, скорее, близнецы сиамские. Какого чиновника высокого ранга ни возьми после отставки с государственного поста тут же занимает руководящий пост в коммерческой структуре. По этим перемещениям можно с уверенностью судить о том, кому лично обязана та или иная российская коммерческая (или криминальная эти понятия в подавляющем большинстве случаев совпадают) структура своим “первоначальным накоплением капитала”.

Мы думаем и в нас старательно поддерживают этот стереотип восприятия,— что чиновники если и нарушают закон, раздаривают госсобственность, позволяют коммерческим структурам грабить природные ресурсы и бюджета всех уровней, то делают это за взятки. А постами в коммерческих структурах криминальный капитал вознаграждает своих благодетелей за “подарки”, полученные при приватизации предприятий и разворовывании бюджетных средств.

Разумеется, в семье не без урода. И такое случается. Но анализ практики деятельности нашего чиновничества говорит о том, что в большинстве случаев фирмы, которым государственные мужи “дарят” госсобственность, учреждены ими самими, их родственниками или доверенными лицами. И “подарки” в большинстве случаев предназначены не какому-то там бизнесмену, сумевшему подобрать ключик к сердцу чиновника через его кошелек или дуло пистолета, а себе родимому. Некоторые, даже очень известные в стране люди и не пытаются скрывать, что “олигархами” их назначили.

Конечно, дела сии покрыты мраком. И лишь иногда что-то проблескивает. Вот проблеснула информация о передаче в доверительное управление частной московской адвокатской конторе “Клишин и партнеры”, которую до избрания президентом республики возглавлял Николай Федоров, государственного пакета акций одного из крупнейших предприятий республики “Химпром”. Ни много ни мало 26%. И стали его “партнеры”, поменяв совет директоров, руководить финансовыми потоками промышленного гиганта. Да еще и вполне официально получать за это руководство по 16 миллионов рублей ежемесячно.

Проблеснула информация о передаче в доверительное управление московскому же коммерческому “Гранд инвест банку” госпакета акций Чебоксарского агрегатного завода. А пакет этот находился опять же в доверительном управлении ФПК “Новотракт”коммерческой организации, созданной правительством республики и возглавляемой министром экономики Чувашии А. Воротниковым. И там поменяли совет директоров.

А ведь рулить финансовыми потоками дело такое увлекательное. Например, как отмечает газета “Трибуна”, на Чебоксарском агрегатном заводе, после того как на нем начал орудовать “Гранд”, прибыль в 2000 году снизилась на 10,5 миллиона рублей. И это при росте производства на 56%! В первом полугодии 2001-го объем производства вырос еще на 17%, а прибыль снизилась еще на 44%.

Чудеса? Но чудес ни в природе, ни в экономике не бывает. Просто сырье и комплектующие на завод стали поступать, а продукция реализоваться через “дочку” банка “Грандтракторресурс”. Разумеется, по внутрикорпоративным ценам: сырье и комплектующие дороже, продукция дешевле, чем прежде. В результате предприятие остается без прибыли, бюджет республики — без налогов, а денежки оседают в Москве, перекочевывая в чьи-то карманы. Попробуйте угадать с трех раз — в чьи?

А сколько еще интереснейших для прокуратуры доверительных и передоверительных операций, уступок, удивительных продаж и необыкновенных аукционов сокрыто таинственным мраком! Например, во время приватизации “Текстильмаша”, крупнейшего предприятия республики, выпустили 218 тысяч акций. При этом с рабочих содрали по 1700 рублей за тысячерублевую акцию, а на аукционе их продавали уже по 170 рублей.

После этого у работников предприятия отобрали и деньги, которые они за акции заплатили, и их долю в капитале предприятия, выпустив еще 50 миллионов акций. В результате этой комбинации доля работников в акционерном капитале снизилась до одной десятой процента, а к кому и по такой цене ушли эти 50 миллионов акций, до сих пор окружено завесой строжайшей секретности. А ведь манипуляции с государственной собственностью — не единственная статья тщательно срываемых доходов чиновников.

Не менее интересны и фантастические кульбиты, которые они проделывали с бюджетными средствами. Особенно бурно расцвели они в первый срок президентства Федорова.

Дорвавшись до власти, он первым делом создал свой личный фонд, назвав его, не мудрствуя лукаво, фондом Федорова. Тем, кто перечислит туда деньги, он обещал помощь в отсрочке уплаты налогов и взносов в Пенсионный и другие социальные фонды. Результат не замедлил сказаться. Казна республики стала быстро пустеть, а фонд Федорова — распухать. На зарплату бюджетникам и пенсии в бюджете денег не хватает, а у президента их сколько угодно.

При такой системе долги жертвователей стали нарастать как снежный ком. Они быстро превращались в банкротов и могли оставаться на плаву только с помощью президента. А тот шантажирует их, продлевая отсрочки платежей в бюджет только при условии внесения очередной порции денег в свой фонд.

Но это был только первый шаг. За ним последовал второй. Поскольку деньги из бюджета утекали в его личный фонд, Федоров распорядился выпустить “векселя” Минфина республики и расплачиваться ими с предприятиями, выполняющими государственные и муниципальные заказы. Но “векселя” эти не оплачивать, а принимать только в зачет налоговых платежей.

В результате предприятиям приходилось продавать их с дисконтом в 55% (то есть за 45% номинала). Разница, как понимаете, оседала у заинтересованных лиц, получавших фантастические прибыли “из воздуха”. Предприятия же, работающие на государственные и муниципальные нужды, просто разорялись, бюджет еще больше пустел. Без подачек федерального центра стало невозможно расплатиться ни с бюджетниками, ни с пенсионерами.

И настал звездный час президента. Ему осталось только ездить в Москву в те дни, когда по графику должны перечисляться трансферты и бюджетные ссуды, а затем объявлять, что это он привез деньги, что без него республика вымерла бы. Так, обдурив всех, он поставил в зависимость от себя и директоров предприятий, и Госсовет, и правительство, и даже жителей республики. В общем, стал незаменимым.

Можно добавить и еще один штрих, характеризующий изобретательность Николая-Васильевича и его неразборчивость в средствах.

В качестве налогов его команда принимала тогда шикарные особняки для своего размещения, а в состав муниципального заказа (по конкурсу) входили парикмахерские услуги для сановных дам.

Но в экономике, как в природе: если в одном месте прибывает — в другом убавляется. За первый срок федоровского правления реальная заработная плата в республике, даже по свидетельству официальной статистики, снизилась на 38% (в целом по России это снижение составило 30%). А за 1998—2000 годы она уменьшилась еще на 21%. И это при росте физического объема производства промышленной продукции на 8%.

Реальные доходы населения республики, которые включают в себя, кроме зарплат, пенсии, стипендии, пособия, предпринимательские доходы и т.д., за первый федоровский срок упали на 21%, а за 1998-2000 годы — еще на 26%. Но в их формировании высока доля федерального бюджета. Так, в 2001 году расходная часть республиканского бюджета составила 4 миллиарда рублей. Из них 2,5 миллиарда — поступления из Москвы. По сути, сегодняшние “успехи” президента в социальной области держатся на хорошей работе депутатов-коммунистов в Государственной думе. Только он об этом не говорит и другим рот затыкает всеми доступными способами.

Надо ли пояснять, что и к росту производства, имевшему место в последние годы, Федоров не причастен? Он был обусловлен тем, что правительство Примакова после обрушения курса рубля в три раза отказалось даже частично компенсировать потери населения. В результате реальная зарплата в стране снизилась в два с лишним раза. Именно резкое снижение затрат на оплату труда и налоговых платежей, которые на эту зарплату накручивались, обеспечило рост конкурентоспособности отечественной продукции и расширение объемов производства.

Заслуга Федорова только в том, что республика от этого роста ничего не выиграла, поскольку прибыль вновь заработавших предприятий, как видно из приведенных примеров, стала уходить в известные и неизвестные московские конторы. И пока он будет находиться у руля власти, его бизнес будет процветать, а основная масса населения республики — жить впроголодь.

Владимир ДЕКТЕРЕВ.

Сайт создан в системе uCoz