НОВОСТИ
Информацирнная война
Запретные темы
Архив-zip
Ссылки в Internet
Приложения
Гостевая книга

Горе народу, коим правят те, кто должен ходить в лакеях!

Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров




##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.3185, 24 апреля 2009 г. ****************##
##################################################################
Право на экологичный мир


28 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(в память о беде 1974 года в Чувашии)


35 ЛЕТ НАЗАД В ЧУВАШИИ
Ирония истории состоит в том, что между первым и вторым пожарами на
советских заводах по выпуску ОВ, прошло в точности 40 лет. День в день.
29 апреля 1934 г. пожар случился на заводе в Чапаевске в цехе по
производству иприта, который получил задание на ударный выпуск большой партии
этого ОВ первого поколения, но был абсолютно к нему (ударному труду) не готов.
К счастью, в тот раз большой беды удалось избежать ("цех убытков от него не
имел", как написал один начальник).
А вот 28 апреля 1974 г. пожар в Новочебоксарске (Чувашия) наделал очень
много бед. Во всяком случае среди документированных аварий и катастроф с ФОВ,
которые относятся к послевоенным годам, пожар на производстве V-газа в
Новочебоксарске был мощнейшим. Та беда привела к токсическому поражению
большого количества рабочих и не могла не повлиять на состояние здоровья
населения и окружающей среды всей Чувашии. Однако последствия этого
чрезвычайного по масштабам события до настоящего времени не получили
объективной медицинской научной оценки. Кстати, к правде о самом факте того
пожара общество пришло не сразу. Так, 3 ноября 1992 г. "певец
Военно-химического комплекса" В. Литовкин провозгласил через "Известия", что
специалисты этого завода будто бы "не допустили ни одной аварии". А месяцем
позже тем же "Известиям" все же пришлом сообщить о пожаре 1974 г. Впрочем, в
том далеком 1974 г. советских граждан потчевали не правдой о химической беде,
а шумом по поводу отправки молодежи на строительство БАМа - он был поднят 27
апреля 1974 г. По официальным данным, сообщенным спустя 18 лет после события,
причина пожара - в замыкании электросети, связанном с незавершенностью
строительных работ. Вследствие пожара разгерметизировались десятки
авиационных бомб, которые были начинены V-газом. ОВ вышло из-под контроля
людей, распространившись на неизвестной до настоящего времени площади.
После ликвидации аварии на промплощадке "Химпрома" был сооружен
могильник, в котором были захоронены сгоревшие авиабомбы с V-газом и
оборудование после их дегазации. Впоследствии он не обследовался.
ПОЖАР НА ЗАВОДЕ В НОВОЧЕБОКСАРСКЕ С РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ:
Заместитель министра безопасности Чувашии:
"Ночью 28 апреля 1974 г. в основном цехе третьего производства
действительно произошел пожар. На объекте тогда находилось минимальное
количество людей. Потушили огонь приблизительно в 6 часов утра. Пожару
предшествовали сварочные работы, в ходе которых были нарушены правила
техники безопасности. Рядом находилась парафинированная бумага. Один из
слесарей увидел пламя и побежал отключать трансформатор. Прибывшие
пожарные тушили огонь водой и пеной. Может быть, пролился и продукт,
который здесь изготавливали. После аварии цех приводился в нормальное
состояние путем специальной обработки, помывки, покраски. Наблюдались легкие
кратковременные расстройства здоровья у некоторых из тех, кто тушил пожар.
Производство в цехе было новое, требовалось проводить обучение работников по
ликвидации аварий, но оно до пожара не проводилось. Этот случай решили
считать тренировкой, на которую списали большую часть потерянных средств.
Цех пустили вскоре". "Советская Чувашия", 23 февраля 1993 г.
Заместитель директора ЧПО "Химпром":
"Загорание произошло во временном складе, где находились тогда десятки
химических бомб. Постоянный, хорошо защищенный, надежный склад в то время
еще не был готов. От сильного огня часть боеприпасов разгерметизировалась.
После ликвидации пожара специалисты производства в защитных костюмах
произвели отбраковку изделий, тщательную дегазацию складского помещения, а
также прилегающей территории, куда частично попала вода, применявшаяся при
тушении. Последствия пожара были устранены в течение нескольких дней".
"Грани", Новочебоксарск, 27 октября 1992 г.
Участник:
"Во время пожара 1974 г. индикатор ФК-0072 показывал отсутствие
продукта в воде, которую использовали при тушении пожара. Бедные женщины
вручную ведрами и совками собирали эту воду в бочки и увозили в основной
корпус (канализации в так называемой условно-чистой третьей фазе обработки
изделий не было предусмотрено)".
Обсуждая тот пожар, нельзя не поразиться тому, что незавершенность работ,
из-за которой - официально - случился пожар в цехе производства химических
боеприпасов, проявилась через 2 года после начала их серийного выпуска и
через полтора месяца после увенчания престижнейшими Ленинскими премиями
организаторов и заказчиков этого опаснейшего для людей и природы производства -
К.А. Гуськова, Е.М. Журавского, М.И. Кабачника, Ю.В. Привезенцева,
В.М.Романова, В.Ф. Ростунова, А.В. Фокина.
Нельзя не подивиться и неопределенности описания произошедшего.
Поскольку руководитель производства V-газа говорит о разгерметизации "части
боеприпасов", возникла версия, что в окружающую среду вокруг "Химпрома"
попало до 60 т V-газа. "Сказки! - ответствовал бодрый и ни в чем не
сомневающийся А.Г. Шкуро. - Попало только несколько тонн" ("Советская
Чувашия", 9 ноября 1994 г.). Много это или мало? Для ответа на этот вопрос
необходимо учесть, что на одного конкретного человека при самых грубых
подсчетах "достаточно" 0,5-1 мг V-газа, на один миллион человек - 0,5-1 кг, а
на один миллиард человек - 0,5-1 т. Таким образом, в нескольких тоннах V-газа,
которые в 1974 г. попали в окружающую среду Чувашии в районе ее столицы во
время пожара на "Химпроме", содержалось число токсических доз, которых
достаточно для гибели всего человечества.
И если разговор о всем населении планеты в данном случае кому-то мог бы
показаться не очень корректным, то гибель всей Чувашии (1,3 миллиона человека),
неосмотрительно приютившей у себя опаснейшее производство, была неизбежной.
Не говоря уж о четвертой части населения республики, которое сосредоточено в
ее столице Чебоксары - это в получасе езды от завода.
Осталось задать очевидные вопросы: откуда следует, что во время того
пожара тонны V-газа должны были улететь вверх, а не расползтись, в соответствии
с данными науки, по округе (генерал А.Д. Кунцевич: "Наиболее токсичны ОВ типа
VX. Они практически не испаряются. С другой стороны, они нелетучи. Зарин менее
токсичен, но более летучий"); почему V-газ должен был на 100% сгореть, а не
сохраниться хотя бы частично; как случилось, что люди тушили пожар только в
противогазах, а в защитные костюмы облачились много после (для отбраковки
изделий), если учесть, что V-газ столь же эффективно проникает через кожу, как
и через легкие; как произошло, что не составлен список участников ликвидации
пожара (быть может, часть его уже переросла в мартиролог), и наконец где
гарантия того, что жизнь 130 тыс. обитателей Новочебоксарска, 1,3 млн. жителей
Чувашии и десятков миллионов людей, проживающих в Поволжье, не ставилась под
угрозу тем же "Химпромом" еще раз или много раз?
Небеспочвенность этих вопросов станет очевидной, если обратиться к
воспоминаниям о другой аварии, случившейся тоже в Новочебоксарске, но
четырьмя годами позже. В результате аварии в Чувашии 1978 г. в контакте с
окружающей средой оказалась емкость с V-газом объемом 0,5 м3.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ:
"4 мая 1978 г. я получил отравление при выполнении задания мастера по
дегазации электропогрузчика и уборке территории при ликвидации аварии, которая
произошла вечером. Электропогрузчик работал в загазованной зоне после взрыва
в корпусе 350 в районе 31 оси. Во время ликвидации аварии мы работали в своей
обычной рабочей одежде. Работы мы выполнили, но после работы дома я
проснулся от тошноты и меня вырвало, чувствовал слабость и нехватку кислорода.
Я обратился в здравпункт цеха N 83 к врачу В.Г. Широбокову. Он осмотрел меня,
посмотрел в глазные зрачки и назначил укол по заболеванию N 1. Мне сделали
укол, положили на кровать, укрыли одеялом, но мне было холодно. После 6 вечера
отпустили меня домой, никаких документов не выдали. После недолгого времени у
меня заболела нога, я лежал в больнице у невропатолога. Когда зрение снизилось
до минимума, я обратился к врачу-окулисту В.Н. Иванову. Он сказал, что я нарочно
снижаю зрение, чтобы получить инвалидность. Во время лечения показывался
врачам - глазному, хирургу, невропатологу, профпатологу. Обнаружилось
заболевание печени. После всего этого обращаться к своим врачам желание
кончилось".
Чтобы этот эпизод получил завершенность, подчеркнем, что позднее в цехе
работала специальная аварийная бригада, которой впоследствии и записали факт
нахождения в зараженной зоне, а также участия в ликвидации аварии (с
фиксированием в санитарно-гигиенической характеристике). Что касается самой
рабочей смены, которая приняла удар на себя без всякой защитной одежды, то
она пополнила богатые ряды безымянных героев Страны Советов.
И последнее. Как уже упоминалось, когда пришлось давать обществу хоть
немного информации о пожаре 28 апреля 1974 г., то оптимист А.Г. Шкуро радовался
тому, что при этом в окружающую среду Новочебоксарска попало "всего несколько
тонн" самого токсичного ОВ современных армий. Это проклятье нашей страны, что
ею десятилетиями управляли такие безответственные дельцы, как А.Г. Шкуро.
Напомним, чем кончился выброс "всего" 43 т токсичного газа метилизоцианата,
случившийся 3 декабря 1984 г. в Бхопале (Индия), то есть через 10 лет после
событий в Чувашии. От того облака, вырвавшегося с территории завода фирмы
"Юнион Карбайд", в Бхопале погибло 2347 человек и получили острые отравления
более 40 тыс. Всего же под воздействием ядовитого облака оказалось около
200 тыс. человек из 800 тыс. Между тем токсичность пестицида, называемого
метилизоцианатом, превышает токсичность ОВ фосгена "всего" в 2-3 раза. Та
авария считается самой большой аварией за всю историю мировой промышленности.
Вырвавшееся посреди ночи из-под контроля ядовитое облако накрыло близлежащие
кварталы города (метилизоцианат вдвое тяжелее воздуха). Люди пострадали прямо
дома. Считается, что многие умерли, не проснувшись. Данных о влиянии
метилизоцианата на человека не так много и в наши дни. Считается, что он
токсичнее, чем такие известные ОВ, как хлор, фосген и синильная кислота. При
остром отравлении изоцианат вызывает быстрый отек легких, воздействует на глаза,
желудок, печень, кожу. Данные об отдаленных последствиях отравления человека
до той трагедии отсутствовали. Клиники, куда попали пострадавшие, не имели
представления, от чего их лечить. Единственное, что врачи поняли сами в первые
часы после аварии, - это наличие цианида в крови больных, что направило их
усилия совсем не в ту сторону.
Стоит упомянуть моменты, важные для настоящего рассмотрения. Работа
"компетентных" служб во время аварии в Бхопале была осложнена тем, что они не
были компетентны, в том числе потому, что закона о действиях в чрезвычайных
ситуациях в городе на момент аварии не было. Масштабы аварии определялись
масштабами наличности - фирма разрешала себе, согласно проекту, одномоментное
хранение в резервуаре до 120 т изоцианата. Между тем по нормам стран ЕЭС,
сформулированным еще до аварии в Бхопале, эта величина не должна была
превышать 1 (одной) т. На заводе в Бхопале был опасен весь технологический
путь к изоцианату: получение окиси углерода, преобразование ее с помощью хлора
в фосген, а затем получение еще более токсичного изоцианата. Опасность снижалась
лишь в конце - на стадии превращения изоцианата в инсектицид севин. Авария
случилась с самым опасным участником процесса. Причина - одномоментное
попадание в резервуар с изоцианатом целой тонны воды. Реакция воды с
изоцианатом привела к образованию двух газов, сопровождавшемуся резким
повышением давления в резервуаре. После этого сработал предохранительный
клапан, через который вырвалась ядовитая струя.
Авария в Бхопале не должна была произойти. В принципе. Потому что в нем
имелось три системы защиты. Реактор от перегрева могла бы защитить, во-первых,
система охлаждения. Однако эта система была отключена еще за 6 месяцев до
аварии. Поэтому газ изоцианат был подготовлен к аварии - он находился не при
температуре 0oC, как требовали правила техники безопасности, а при температуре,
близкой к атмосферной (в Индии в это время года - 30oC). Прибор для регистрации
опасного превышения температуры в реакторе был демонтирован в момент
отключения системы охлаждения. Вторая система защиты - скруббер, где изоцианат
можно было уничтожить щелочью. Однако мощность скруббера - 15 т в час, а
реально в процессе аварии случился выброс порядка 120 т изоцианата за несколько
секунд. Третья система - факельное устройство. Изоцианат должен был в нем
сгореть. Если бы эта система на момент аварии была в рабочем состоянии. На самом
деле этого не было. Среди субъективных моментов важно то, что персонал смен,
которые обслуживали производство изоцианата, был сокращен наполовину. Завод,
где управление процессами производилось вручную, был укомплектован персоналом
по нормам полностью автоматизированного завода.
Уместно, далее, обратиться к примеру общественной оценки последствий
испытаний ФОВ на примере Советского Союза и США. Речь идет о двух событиях,
которые случились в сверхдержавах за 10 лет до новочебоксарских аварий 1974 и
1978 гг. и которые приобрели аварийный характер.
Для Советского Союза особенно характерен эпизод с выбросом ФОВ,
случившийся в июне 1964 г. на военно-химическом полигоне вблизи ст.Арысь
(Казахстан). В этой местности в связи с употреблением отравленной воды из реки
Арысь в районе впадения в нее реки Бадам переболело более 550 человек. В
качестве официальной причины отравления была названа авиационная обработка
посевов хлопчатника метилмеркаптофосом. Даже через два месяца после первых
отравлений в воде Арыси этот инсектицид будто бы был найден в концентрации,
вдвое превышавшей допустимую для водоемов. Наиболее вероятная причина - выход
из-под контроля какого-то ФОВ, которое испытывалось на том военно-химическом
полигоне. Производитель опытных партий этих ОВ - Волгоградский химзавод N 91
("Химпром" им.С.М. Кирова). Загрязнение метилмеркаптофосом, выпускавшимся на
том же заводе для прикрытия и удешевления производства ОВ, представляется
менее вероятным. Первая информация о событиях в Арыси была опубликована лишь
через 30 лет. Тогда же, в далеком 1964 г., дело осталось без последствий - о
массовом отравлении никто в стране не узнал. Такая вот в СССР стояла "оттепель".
Четырьмя годами позже, в 1968 г., аналогичное событие произошло в США
(штат Юта). Там облако VX оказалось за пределами Дагуэйского полигона (это
было очень непросто - площадь полигона 3400 км2) и оказалось в Скал-Велли в
70 милях от места боевого испытания. В результате той невольной "химической
атаки" погибло стадо овец, но люди не пострадали8. Тем не менее в США не только
разразился скандал, но и был начат полный пересмотр всей политики химического
вооружения. Во-первых, власти США были вынуждены принять жесткие меры к
обеспечению безопасности испытаний химоружия. Во-вторых, было решено,
начиная с 1969 г., вообще остановить производство ОВ в стране. Больше оно не
возобновлялось...
Источник: монография Л.А. Федорова "Химическое вооружение - война с
собственным народом. Трагический российский опыт".
Том 3, стр.87-91, Москва, 2009 год.

2 ДНЯ НАЗАД В ПЕРМИ (В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВОЖДЯ)
Ново-Лядовский полигон ОАО "Протон-ПМ" произвёл огневые испытания,
выбросив токсичное облако на жилые районы
Вчера вечером 22 апреля в 18.40 по местному времени на полигоне ОАО
<Протон-ПМ> в микрорайоне Новые Ляды проведено очередное огневое испытание
ракетного двигателя на гептиле (так называемое изделие N 43), в результате
чего высокотоксичные продукты сгорания топлива распространились на посёлок,
прилегающие садово-огородные кооперативы и на стадион школы N 129, где в это
время играли дети. Как сообщают жители домов по улице Мира, люди внезапно
почувствовали затруднение дыхания, першение в горле, приступы кашля. Никто
о предстоящем испытании жителей не предупреждал.
Такие огневые испытания ракетного двигателя РД-275 для ракеты <Протон> -
<короткие> 30-секундные и <длинные> 3-минутные - в последнее время проводятся
на ново-лядовском полигоне регулярно в результате увеличения госзаказана на
изготовление ракет. Выбрасываемое облако идёт в зависимости от направления
ветра либо на посёлок Новые Ляды, либо на Пермь. Предыдущее испытание
зафиксировано около 20 часов вечера в понедельник 20 апреля. Это испытание
было настолько мощным, что в Мотовилихинском районе Перми, например, в
микрорайоне Садовый, в момент сжигания дрожали стёкла в домах. В тот раз
токсичное залповое облако ветер угнал на Пермь. В условиях большой облачности
выбросы слились с облаками и постепенно рассеялись.
Особо мощное огневое испытание было отмечено вечером 17 февраля, ветер
погнал облако продуктов сгорания на Новые Ляды, жители задыхались, даже
находясь в своих квартирах, о чём сообщили в Пермское отделение Союза <За
химическую безопасность>. Жителями на сегодня направлено также множество
обращений в разные государственные надзорные инстанции.
В соответствии с разрешением, выданным ОАО <Протон-ПМ> Управлением
Ростехнадзора по Пермскому краю, испытания двигателей производятся сегодня на
полигоне независимо от направления ветра и при его скорости до 4 метров в
секунду. Напомним, посёлок Новые Ляды расположен в 4 км на север от полигона.
В прошлом году в результате многочисленных протестов общественных
экологических организаций вокруг полигона была, наконец, установлена
санитарно-защитная зона радиусом 3 км. По мнению экологов, она совершенно не
соответствует потребностям ситуации: практически после каждого испытания
облако выбросов, двигаясь в приземном слое, выходит за её пределы. При этом
руководство предприятия не предупреждает граждан о предстоящих особо опасных
работах, что, по мнению специалистов, грубо нарушает федеральный закон
<О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения>.
Напомним, что Пермь на сегодня является одним из самых экологически
неблагополучных городов России. На её территории расположено более 20-ти
действующих особо опасных предприятий, заболеваемость и смертность жителей
значительно выше среднероссийской, особенно среди детей. По итогам совещания,
прошедшего в апреле этого года в г.Кирове под председательством министра
природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева, Пермь снова объявлена одним
из самых экологически опасных городов России за прошедший 2008 год. Напомним,
что Пермь и Соликамск впервые оказались в 1-й десятке наиболее экологически
неблагополучных городов по итогам 2007 года.
Источник: svet_v@mail.raid.ru, 23 апреля 2009 г.

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ РОССИИ - О ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Позиция российских общественных экологических организаций
по проблеме химической безопасности России
Резолюция конференции <Зеленое движение России и экологические вызовы>
(пос. Дубровский, Московская область, 21-22 марта 2009 г.)
Мы, представители экологических неправительственных организаций -
участники конференции <Зеленое движение России и экологические вызовы>,
обсудив проблему обеспечения химической безопасности людей и природной среды
России, констатируем, что эта проблема по-прежнему являются важнейшим
экологическим вызовом.
В настоящее время в природной среде России обращается множество химических
веществ техногенного происхождения - продуктов деятельности промышленности,
сельского хозяйства, энергетики, транспорта, военной активности и т.д.
Абсолютное большинство этих веществ чужеродны живым организмам и по существу
являются экотоксикантами. Многообразно остротоксическое и хроническое
отравляющее действие экотоксикантов на людей, животные и растительные
организмы. Опасные химические загрязнения подстерегают людей везде - на
производстве, на улице, в домах, при пребывании на природе. Химические
загрязнения характерны для всех регионов страны и для деятельности
подавляющего числа предприятий и организаций - химических и нефтехимических,
металлургических и целлюлозно-бумажных, машиностроительных и
сельскохозяйственных, энергетики и транспорта, закрытых и открытых,
гражданских и военных. Множество городов и поселков "обожжены" неорганической
и органической химией - ртутью и мышьяком, свинцом и диоксинами и т.д. Немало
городов и поселков поражены "спецхимией".
Миллионы граждан России живут на химически загрязненных территориях (в
том числе в пределах санитарно-защитных зон предприятий), дышат отравленным
воздухом, пользуются некачественной водой. Результаты фактического
техногенного воздействия токсичных химических веществ на природу и здоровье
населения равноценны химическому терроризму. Химическое загрязнение
окружающей природной среды стало серьезнейшей глобальной экологической и
социальной проблемой.
Обеспечение химической безопасности биосферы и общества (социоприродных
систем) немыслимо без осуществления мер по минимизации поступления в
окружающую среду опасных химических веществ и без реабилитации пространств,
уже загрязненных экотоксикантами. Между тем анализ действующей нормативной
базы, а также реальной деятельности государственных органов (охраны природы,
технического, экологического, санитарно-эпидемиологического надзора,
правоохранительных органов) свидетельствуют, что государство фактически не
обеспечивает химическую безопасность промышленности, транспорта,
оборонного сектора и т.д.
В целом происходит общее снижение экологичности законодательства страны,
снижение ответственности исполнительных и надзорных природоохранных органов,
а сложившийся уровень коррупции способствует лишь защите интересов
предприятий-загрязнителей в ущерб здоровью и качеству жизни людей.
Как следствие, в условиях, когда государство неудовлетворительно
исполняют свои обязанности по обеспечению химической безопасности людей и
природы, в принципе не может быть реализован национальный проект "Здоровье",
а также другие проекты, нацеленные на улучшение качества жизни людей.
Общественные организации, работающие в сфере защиты людей и природы от
химической опасности, разрознены, не располагают серьезной поддержкой со
стороны государства и муниципальных органов и недостаточно практикуют
правовую защиту экологических прав и интересов людей. Государство,
общественные организации, экологически ориентированный бизнес пока не
объединились в единую силу, способную противодействовать опасному загрязнению
биосферы токсичными химическими веществами.
Конференция считает, что:
1. Химическая безопасность населения России и ее природной среды является
одним из важнейших направлений деятельности общественных экологических
организаций.
2. Выбросов и сбросов химических веществ в концентрациях, опасных для
здоровья человека и окружающей природной среды, не должно быть в принципе.
Одной из основных задач общественных экологических организаций должна стать
работа с государственными органами и бизнесом с целью решительного снижения
загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами. В большинстве
случаев эта проблема решается путем применения современных безопасных
технологий и оснащения предприятий эффективными системами очистки.
Действующие и разрабатываемые нормативные акты должны побуждать бизнес к
безусловной модернизации и экологизации производства по принципу
"загрязнитель - платит". Все нормативные акты должны иметь своей целью
обеспечение в ближайшей перспективе принципа "нулевого выброса".
3. Должны быть предприняты усилия по объединению и координации усилий
гражданского общества для обеспечения химической безопасности и минимизации
опасных последствий технической деятельности в целях обеспечения роста
продолжительности жизни людей и улучшения состояния окружающей природной
среды на территориях. Необходимо обеспечить эффективный общественный контроль,
гарантирующий соблюдение требований химической безопасности хозяйствующими
субъектами на полном жизненном цикле всех потенциально опасных объектов.
4. При решении проблем химических загрязнений и химической безопасности
должно быть осуществлено тесное взаимодействие общественных экологических
организаций с государственными органами и международными организациями.
5. Должно быть обеспечено активное участие общественных организаций в
дальнейшем совершенствовании экологического законодательства, нацеленного на
защиту окружающей природной среды от химических загрязнений и безусловную
реализацию экологических прав людей. Необходимо безусловное восстановление
федерального закона "Об экологической экспертизе" в редакции 1995 года.
6. Приоритетной задачей общественных организаций при взаимодействии с
государственными органами по вопросам технического и экологического
регулирования процессов функционирования промышленных объектов является
усиление контроля и ужесточение ответственности за химическое загрязнение
природной среды. Безусловное исполнение действующих законов, правил и
процедур обеспечения химической безопасности должно стать нормой деловой
активности всех хозяйствующих субъектов, действующих на территории России. В
связи с этим необходимо уделить особое внимание организации строгого
государственного и общественного контроля за проведением обязательной
экологической экспертизы потенциально опасных программ и проектов технической
деятельности.
7. Следует обеспечить резкую активизацию работы независимых общественных
экологических организаций с государственными органами и бизнесом, направленную
на реабилитацию многочисленных территорий и акваторий страны, пострадавших в
результате многолетнего техногенного воздействия на окружающую природную среду.
8. Для решения конкретных вопросов обеспечения химической безопасности,
защиты экологических прав людей, охраны и восстановления природной среды
необходимо обеспечить активное использование всех форм экологической
самозащиты общества (слушания, круглые столы, общественные экологические
экспертизы, митинги и т.д.), включая судебные.
9. Должна быть резко усилена активность по обеспечению широкого доступа
населения и общественных организаций к достоверной экологической информации,
относящейся к сфере химической безопасности.
Конференция рекомендует президенту и правительству Российской Федерации:
* включать вопросы безусловного обеспечения химической безопасности во все
государственные документы - планы, программы, стратегии развития;
* предпринять усилия по обеспечению всех предприятий страны необходимыми
очистными сооружениями и скорейшему прекращению попадания опасных химических
выбросов и сбросов в окружающую природную среду;
* гарантировать безусловное применение принципа "загрязнитель платит";
* предпринять усилия по реабилитации территорий страны, пострадавших в
результате техногенного воздействия на окружающую природную среду;
* обеспечить прекращение практики уничтожения в городах и вокруг них зелёных
зон - природного источника защиты населения от опасного техногенного влияния;
* прекратить практику импорта в Россию химически опасных производств, в том
числе мусоросжигательных заводов, а также снижения экологических требований
к импортируемым производствам;
* прекратить практику осуществления мероприятий по разоружению (химическому,
ракетному, ядерному) с нарушением действующих в стране экологических законов,
правил и процедур;
* обеспечить безусловную корпоративную ответственность и компенсации в
ситуациях, связанных с нанесением ущерба здоровью людей и окружающей
природной среде;
* гарантировать эффективное участие общественности в деятельности, связанной
с осуществлением в стране мер по обеспечению химической безопасности - в
разработке политики, совершенствовании экологического законодательства,
подготовке конкретных планов, программ, проектов;
* обеспечить развитие государственных программ мониторинга и достоверного
контроля окружающей природной среды, с тем чтобы опасные химические выбросы и
сбросы определялись на источниках загрязнений, измерялись фоновые уровни во
всех компонентах окружающей среды и в живых организмах;
* обеспечить безусловный доступ граждан и общественных организаций к
регистрам выброса и переноса токсичных загрязнителей на локальном,
региональном и национальном уровнях, а также к любой другой информации по
вопросам химической безопасности;
* разрабатывать и проводить эффективную экологическую политику по обеспечению
химической безопасности России в трансграничном контексте, с полноценным
участием гражданского общества и бизнеса, при активном использовании
институтов и инструментов международного сотрудничества.
Государственная политика Российской Федерации в сфере химической
безопасности должна быть изменена коренным образом в лучшую сторону в
ближайшее время. Борьба с фактическим химическим терроризмом, в том числе
государственным, должна стать одной из приоритетных задач гражданского
общества.
У химически отравленной России нет будущего.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. *
********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (8-499)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2009 г. * по электронной почте *
**************************************************************




Основная страница // Назад