Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров

О ВЫБОРАХ ПРОШЛЫХ ЛЕТ В ЧУВАШИИ

О ВЫБОРАХ ПРОШЛЫХ ЛЕТ В ЧУВАШИИ
(название наше - АГСО)

Ольга Васильева

Первого ноября 1998 г. в 23 из 87 избирательных округов Чувашской Республики прошли довыборы в Госсовет. В них приняли участие 33,2% избирателей. Хотя согласно Закону выборы высшего законодательного органа республики не проводятся по партийным спискам, выборы Госсовета 12 июля и 1 ноября 1998 г. отразили борьбу двух основных политических сил: регионального отделения КПРФ, имеющего отделения во всех районах Чувашии и пользующегося поддержкой ЦК КПРФ, и “партии власти”—организационно не оформленного движения, концентрирующегося вокруг избранного на демократической волне 1990 г. депутата Верховного Совета РФ, затем министра юстиции России (1991-93) и президента Чувашии с 1993 г. Николая Федорова.

Довыборы 1 ноября закрепили итоги выборов 12 июля: из 14 депутатов, поддерживаемых региональным отделением КПРФ, только пятеро были избраны в парламент. Таким образом, в отличие от Госсовета первого созыва, в котором доминировали коммунисты, фракция КПРФ получила менее четверти депутатских мандатов и потеряла все основные руководящие должности в Госсовете. Напротив, главы местного самоуправления, руководители предприятий различных форм собственности, поддерживающие исполнительную власть, значительно расширили свое присутствие. По результатам двух туров, только среди 15 баллотировавшихся глав местного самоуправления депутатами стали 12 человек.

Парламентские выборы подвели черту под четырехлетним противостоянием между законодательной и исполнительной ветвями власти в Чувашии. Несмотря на разочарование многих избирателей в проводимых реформах и политическую апатию, “партия власти” одержала победу сначала на президентских выборах в декабре 1997 г., а затем закрепила свой успех на выборах Госсовета в течение 1998 г., оставив своим главным оппонентам - коммунистам - лишь место парламентской оппозиции. Выборы 1997-98 определили расстановку политических сил на ближайшее время в республике, которую по результатам федеральных парламентских и президентских выборов 1995-96 гг. относили к “красному поясу”.

 

Этап I: президентские выборы.

Первым успехом последнего этапа противостояния исполнительной и законодательной властей стала победа Н. Федорова на президентских выборах 28 декабря 1997 г. Получив 56,7% голосов, он уверенно обошел своего основного конкурента, кандидата от КПРФ, председателя Госсовета ЧР первого созыва В. Шурчанова, за которого проголосовали 34,8% избирателей, принявших участие в выборах. Однако если в сельских районах разрыв между претендентами достигал нескольких раз, то в городах преимущество Федорова было незначительным. Оппоненты обвинили Федорова в давлении на глав районного самоуправления. Сторонники победившего кандидата настаивали, что итоги выборов отразили, во-первых, оценку избирателями позитивных процессов в республике, и, во-вторых, неверную тактику лидера КПРФ, предвыборная агитация которого была навязчивой, а критика действующего президента? малоубедительной. Кроме того, накануне выборов была ликвидирована задолженность по пенсиям и зарплате, хотя оппозиция обвиняла правительство в том, что оно использовало для этих целей коммерческие кредиты.

Победа Федорова уже в первом туре стала в некоторой степени сенсацией в республике, где позиции коммунистов были традиционно сильны, а сама республика традиционно относилась к наиболее бедным регионам Российской Федерации. Итоги президентских выборов обозначили реальное соотношение двух противостоящих сил: регионального отделения КПРФ и “партии власти”, их возможную тактику на парламентских выборах. Однако именно выборы в Госсовет определили новый политический ландшафт Чувашии.

 

Этап II: парламентские выборы

Основным отличием избирательной кампании по выборам Госсовета в 1998 г. от таковой 1994 г. стало активное участие в ней исполнительной власти. Во время выборов Госсовета первого созыва Н. Федоров, лишь незадолго до этого вернувшийся из Москвы, плохо представлял себе реальное положение дел в Чувашии и не имел поддержки среди глав местной администрации. “Президентской” команды как таковой не существовало. Выборы в Госсовет первого созыва прошли при доминировании регионального отделения КПРФ, что определило состав этого органа, в котором коммунисты получили решающее большинство мандатов, и последующее четырехлетнее противостояние законодательной и исполнительной властей в республике. К выборам 1998 г. “партия власти” сумела консолидироваться, стать командой, что позволило ей реально противостоять коммунистам.

Исполнительная власть поставила вопрос об изменениях ряда статей республиканского законодательства, регламентирующих порядок выборов Госсовета ЧР, как противоречащих федеральному законодательству. Выборы в Госсовет первого созыва проходили по 19 территориальным и 28 административно-территориальным округам, которые значительно различались по количеству избирателей. Этот принцип формирования округов не соответствовал нормам Конституции РФ и Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”. Кроме того, исполнительная власть еще в 1996 г., при обсуждении проекта Конституции, предложила Госсовету рассмотреть вариант преобразования парламента по федеральному образцу: верхняя палата объединила бы избранных глав местного самоуправления, нижняя - депутатов, избранных по территориальным округам. Однако было очевидно, что этот вариант, значительно сужающий полномочия собственно Госсовета, в котором коммунисты рассчитывали получить большинство мандатов, не мог быть им принят. Компромиссное решение предполагало снятие запрета на участие в выборах в высший законодательный орган республики для глав местного самоуправления. Последние, по расчетам президентской команды, могли бы составить серьезную конкуренцию коммунистам, а их участие в выборах? изменить состав парламента. Часть коммунистического большинства в Госсовете, включая его председателя В. Шурчанова, также поддерживала это решение, надеясь существенно укрепить авторитет Госсовета и позиции КПРФ в районах, в случае сохранения за коммунистами руководящих должностей в новом парламенте.

В начале 1998 г. исполнительная власть предложила внести соответствующие изменения в Конституцию, законы “О Государственном совете Чувашской республики” и “О выборах депутатов Государственного совета”. Февраль и март прошли в позиционной борьбе между парламентом и президентом по блоку выборных законов. Основные разногласия касались трех положений: возможности для глав местного самоуправления быть избранными в Госсовет (большинство депутатов Госсовета, в отличие от президента, выступали против совмещения постов); необходимого числа избирателей для признания выборов состоявшимися (президентская сторона настаивала на 25% явке избирателей, Госсовет - на 20%); и числа депутатов, которые будут работать на постоянной основе (Госсовет планировал, что все депутаты будут работать на постоянной основе, президентская сторона настаивала на 20 освобожденных депутатах, мотивируя этот шаг отсутствием денег в казне).

В конечном итоге Госсовет полностью согласился с предложениями президента. Однако подписание выборных законов президентом затянулось, и Госсовет потерял право назначать выборы, поскольку согласно действующему законодательству ЧР Госсовет вправе назначить новые выборы не позднее, чем за 100 дней до дня новых выборов, которые согласно закону о Госсовете должны были состояться в первое воскресенье после окончания срока полномочий Госсовета прежнего созыва. Инициатива в назначении даты голосования перешла к ЦИК Чувашии, который и назначил выборы в соответствии с предложениями президентской стороны.

Поведение исполнительной власти было вполне объяснимым: после четырех лет противостояния президентская сторона делала все возможные шаги, чтобы новый парламент был более лояльным. На фоне ухудшения экономической ситуации в России и слабости федерального центра прогнозировать итоги выборов в Госсовет было сложно, несмотря на успех “партии власти” на президентских выборах. Поэтому президентская сторона была заинтересована в проведении выборов в несколько туров. Во-первых, это обеспечивало бы возможность скорректировать предвыборную тактику, заменить непопулярных кандидатов. Во-вторых, отсрочка в начале работы парламента (по закону первая сессия может состояться, если избрано не менее 2/3 депутатского корпуса) дает исполнительной власти возможность для односторонних действий, без учета мнения законодателей. И, наконец, довыборы будут способствовать снижению авторитета Госсовета у избирателей, недовольных дополнительной тратой средств из скудного бюджета республики.

Именно поэтому президентская сторона настаивала на 25% явке избирателей для признания выборов состоявшимися, хотя предложенные Госсоветом 20% имели свой резон: во время отпусков и сельскохозяйственных работ довольно сложно обеспечить необходимую явку избирателей. Именно поэтому президентская сторона решила проводить выборы 12 июля, хотя Госсовет предлагал назначить их на 28 июня - накануне массовых отпусков. Именно поэтому, несмотря на то, что Госсовет согласился с президентом по всем пунктам, президент затягивал подписание документов под различными предлогами. Опасения президентской стороны за результаты выборов имели все основания. Региональная организация КПРФ имела возможности для поддержки своих кандидатов через средства массовой информации: партийную газету “Чебоксарская правда”, газеты “Товарищ” и “Республика”. Хотя официально республиканская организация КПРФ выдвинула 41 кандидата, список тех, кого поддерживала КПРФ, опубликованный партийной газетой “Чебоксарская правда” накануне выборов, включал 71 человека. Более того, во многих округах коммунисты имели нескольких кандидатов: один выступал как основной, другие использовали свой статус для агитации в пользу основного кандидата. Остальные партии и блоки, также выдвинувшие своих кандидатов (из 618 зарегистрированных в первом туре кандидатов 17 человек были выдвинуты региональной организацией НДР, 12 - либеральными демократами, 6 - избирательным блоком “За справедливость” и т.д.), располагали значительно меньшей поддержкой.

Однако результаты выборов в Госсовет 12 июля стали сенсацией. Во-первых, несмотря на низкую избирательную активность избирателей (34,2% от списочного состава), выборы были признаны состоявшимися в 64 избирательных округах. Во-вторых, из 71 кандидата, поддерживаемого КПРФ, депутатами стали только 16 человек, включая первого секретаря рескома КПРФ В. Шурчанова. 35 кандидатов проиграли в округах, где выборы состоялись, а остальные 20 выдвигались в округах, где выборы не состоялись из-за низкой активности избирателей. В свою очередь, “партия власти” получила значительную поддержку: из 14 глав администраций, участвовавших в выборах, одиннадцать стали победителями. Председатель правительства Чувашии Л. Кураков и его заместитель Э. Аблякимов были также избраны депутатами, после чего заявили о своей отставке в связи с избранием в Госсовет второго созыва.

Новый расклад сил в Госсовете привел к изменению тактики исполнительной власти: президентская сторона настаивала на скорейшем проведении первой сессии и избрании руководящих органов, прежде всего? председателя Госсовета, который не только формирует аппарат, но и во многом определяет политику парламента. Для избрания на этот пост претендент должен был набрать не менее 44 голосов. Исполнительная власть не без оснований рассчитывала, что ее кандидат сумеет это сделать: шансы ректора Чувашского государственного университета и премьера правительства, доктора экономических наук Л. Куракова, который мог привлечь голоса “независимых” депутатов, были довольно высокими. В свою очередь, кандидат от коммунистов, председатель Госсовета первого созыва В. Шурчанов не мог сохранить свой пост: по результатам первого тура коммунисты получили только 16 мандатов, и маловероятно, чтобы их кандидат мог добрать голоса за счет независимых депутатов. Однако КПРФ рассчитывала повлиять на позицию “независимых” при голосовании по кандидатуре председателя. Коммунисты были заинтересованы в затягивании сроков проведения первой сессии, надеясь убедить “независимых” воздержаться при голосовании и таким образом, отложить выборы руководящих органов до второго тура выборов 1 ноября, которые, по их расчетам, могли привести к значительному изменению расстановки сил в парламенте.

Сразу после обнародования результатов первого тура Н. Федоров направил В. Шурчанову письмо с просьбой созвать первую сессию Госсовета ЧР второго созыва 21 июля 1998 г. В свою очередь, фракция КПРФ отказалась от участия в первой сессии, мотивируя свое решение тем, что коммунисты считают незаконной регистрацию Центризбиркомом ЧР депутатов Л. Куракова, Э. Аблякимова, глав местного самоуправления и намерены дождаться соответствующего разъяснения Конституционного Суда РФ. В. Шурчанов заявил о невозможности созыва сессии до преодоления правовой неопределенности статуса некоторых вновь избранных депутатов. Позиция коммунистов имела и еще одно объяснение. В большинстве округов, где победили главы местного самоуправления, коммунисты получили вторые места. Лишение мандатов глав местного самоуправления привело бы к резкому увеличению численности фракции КПРФ в Госсовете.

Тем не менее, на сессии 27 июля присутствовали 63 депутата. Представитель “партии власти” Л. Кураков был избран председателем Госсовета, хотя и со второй попытки. Коммунисты потерпели поражение и при выборах исполняющих обязанности председателей всех шести комитетов Госсовета:

Конституционный суд РФ в лице заместителя председателя Т. Морщаковой ответил на запрос председателя Госсовета В. Шурчанова о возможности избрания главы местного самоуправления депутатом Госсовета Чувашии еще накануне выборов. В этом ответе, в частности, указывалось на недопустимость “совмещения муниципальной должности - главы местного самоуправления (главы местной администрации) с мандатом депутата представительного органа государственной власти субъекта РФ”. Однако это письмо не было официальным ответом Конституционного суда РФ, что позволило ЦИК Чувашии не принимать его во внимание. Кроме того, пропрезидентские средства массовой информации настаивали на том, что Верховный суд России, рассматривавший подобный вопрос в феврале 1998 г., в свою очередь, пришел к выводу, что в федеральном законодательстве отсутствуют ограничения на совмещения постов. Они также напоминали, что многие коммунисты сами поддержали решение о снятии ограничений на совмещение постов. У коммунистов оставались надежды только на довыборы, которые могли бы изменить соотношение сил в парламенте (большинство избирательных округов, в которых были назначены повторные выборы, находились в городах, где позиции коммунистов были сильны) и вновь поставить вопрос о руководящих органах Госсовета.

Однако довыборы 1 ноября не оправдали надежд коммунистов: из 14 кандидатов от КПРФ, выдвигавшихся в 23 округах, лишь 5 получили депутатские мандаты. Таким образом, коммунисты потеряли контроль над парламентом, став парламентской оппозицией, которая по численности (21 депутат) ненамного опережает мало известную в республике НДР (15 депутатов в Госсовете). Потеряв возможность использовать парламентские ресурсы для партийных нужд, региональное отделение КПРФ, по всей вероятности, будет продолжать терять популярность, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в республике. Для изменения этой тенденции КПРФ нуждается в значительной реорганизации и кадровых перестановках.

Падение авторитета коммунистов, которое продемонстрировали выборы 1997-98 гг., отнюдь не означает, что на федеральных парламентских и президентских выборах 1999-2000 гг. Чувашия проголосует за соперников КПРФ. Маловероятно и то, что поддержка тех или иных кандидатов со стороны местной власти повлияет на пристрастия электората. Республиканские выборы определили политический ландшафт именно в Чувашии, соотношение местных политических сил. Результаты выборов федерального уровня будут определяться социально-экономической и политической ситуацией в России и тем кризисом доверия, который создала современная власть.


Постоянное местонахождение статьи:
http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/news/chuv_vas.htm - Чувашия новый политический ландшафт
Сайт создан в системе uCoz