Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров
Экономика в будущем. Выход из тупика.

Александр Каспар

В представленной ниже работе, которая была написана в 1996 г., а издана в России уже 1997 г. предлагается экономическая модель будущего.

Общественное устройство создается людьми в ходе общественного развития и является реализацией человеческих воль и желаний. Тем не менее его рассматривают как данность, подобную природному факту, и этим руководствуются сегодня в познании, вместо того чтобы переосмыслить его. Но если вернуться, как в этой книге, к фунда-ментальным идеям, лежащим в основе всех общественных инсти-тутов, через которые и осуществляется совместная деятельность людей в человеческом сообществе, то на первый план-выдвигается одно, вытекающее из анализа жизненных процессов основополагающее суждение, которому и следует автор. Он считает, что, в конеч-ном итоге, вся экономика базируется на сельском хозяйстве, а всякая не сельскохозяйственная деятельность существует за счет увели-чения, или избытка, сельскохозяйственного производства (не путать с перепроизводством). Лишь экономия труда в сельском хозяйстве путем его рационализации, в широком смысле этого слова, дает возможность людям заниматься другими видами деятельности, поскольку обеспечиваются основы человеческого существования. Поэтому сельское хозяйство, его продуктивность являются исходным пунктом всякого ценообразования, определяющим стоимость всего произведенного вне сельского хозяйства, в то время как она пред-ставляется, тем не менее, как бы не зависящей от земледельческого труда. Именно с таких позиций следует подходить к формированию ценообразования и, соответственно, определять эмиссию денег, ко-торые должны служить обеспечению разумного хозяйствования, а не находиться лишь в статистической связи с экономическими


Архив ZIP - 600 kB



Александр Каспар родился в 1934г. После окончания классической гимназии в 1953 г. поступил в один из промышленных частных банков в Цюрихе. Много лет был членом Правления банка. С 1991 г. - независимый консультант.

Обложка книги

Первая страница сайта



Несколько слов российским читателям

Дорогие российские читатели; не беспокойтесь. Размышляя об общественном устройстве и экономике будущего, автор не навязывает человечеству никакой новой социальной программы или модели. В качестве модели идеи данной книги могут быть восприняты только теми, кто не сумеет вникнуть в содержащуюся в них целостную картину эволюционирующего общества. Никакого нового социального эксперимента организовывать не нужно. Представленные в данной книге соображения о трехчленности общественного организма следует воспринимать не как предписание о том, что должно происходить, а как прогноз будущих действий людей в создании и развитии социальных институтов при их сознательном отношении к однажды познанным закономерностям общественного развития.

Поскольку в нашу культурную эпоху экономика превратилась в доминирующий фактор социальной жизни, автор именно с экономической точки зрения излагает, каким образом становится возможным уравнивание между человеческими потребностями и стоимостью выполненной работы в условиях расчленения современного централизованно управляемого государства на три взаимосвязанных, но свободно развивающихся сектора: культуры и воспитания, правовой, экономический. В настоящее время экономическое будущее вызывает все большие опасения по своим последствиям для человека и окружающей среды. Дело в том, что современная экономическая мысль по существу еще не преодолела точку зрения рыночного саморегулирования экономики. Образование стоимости. цены и дохода еще не понято до конца с позиции действительной экономической жизни, характеризующейся разделением труда и образованием капитала, а эмиссия денег еще не осуществляется таким образом, чтобы валюта служила разумному устройству хозяйственного организма.

Привычное мышление, свойственное человечеству в настоящее время, проистекает из духовной жизни, существующей в стороне от политико-правовой и экономической действительности. Современная духовная жизнь представляется только как идеологическая и интеллектуальная надстройка над действительностью. Но это приводит к практическим следствиям: в наше материалистическое время из мировоззрения теряется духовное как самостоятельный феномен и вместе с этим теряется его продуктивное воздействие на общественную жизнь, так же соответствующий социальный организм теряет и собственную материю, а именно природное основание, и тогда сельское хозяйство не получает в экономике надлежащего ему места.

В духовной жизни современности можно выделить два течения. Одно, более свойственное Западу, ориентируется на непосредственно выявляющиеся политико-правовые и экономические проблемы. Тогда пытаются найти решения, следующие из анализа требований повседневности. В результате от правосознания переходят к соглашению; практика жизни превращается в рутину. На Западе мы видим, как под влиянием представления, что все переживаемое, в том числе и желания, и воля, определяется факторами внешнего мира, экономическая и вместе с ней политическая мощь все более сосредоточивается в руках все меньшего количества людей. Мы узнаем на собственном опыте, как при концентрации соединенной экономической и политической власти все отношения из демократических превращаются в аристократически безжалостные.

Другое течение, более свойственное Востоку, исходящее из потребностей познания и идеальных желаний, внутренне присущих человеку, характеризуется бессилием постоянно предпринимать в жизни решительные практические меры. При преобладающем влиянии именно этого течения мы видим на Востоке тенденцию к разрушению всякого государственного авторитета и обособлению. Имеющееся в восточных государствах преобладание духовного элемента означает, что общественная жизнь тенденциозно направляется религиозными или, как сегодня говорят, идеологическими мотивации. И если идеология получает преимущество, то следствием становятся диктаторские действия государства в политико-правовой области. Западный человек в своем мышлении прежде всего материалистичен, и оттого в желаниях легко становится животно-алчным. Восточный человек, более склонный к мечтательности, в своих желаниях более легко переходит к жестокости. Отсюда на Востоке из-за социальной, также как и индивидуальной, предрасположенности сохраняется стремление к принуждению государственным авторитетом и, как реакция на следующие за этим обособительные тенденции, опасность жестоких диктатур.

Идея трехчленности социального организма учитывает происходящие в действительной жизни процессы и явления. Она соответствует также и той перспективе, что в будущем до сих пор централизованно управляемые государства перестанут иметь центральные правительства, подобные современным. Книга “Экономика в будущем. Выход из тупика” показывает, как люди в своей совместной
деятельности могут прийти к побуждениям, основанным на жизненном опыте и ясно определяемых идеях, которые станут в жизни действенной силой и снова приведут к уверенности в развитии человеческой цивилизации. Насколько ясно и живо изложенные автором взгляды будут поняты и приняты людьми, настолько они отразятся на сущности социальных институтов, которые возникнут под их влиянием.

Александр Каспар

Сентябрь - 1996 года
Цюрих, Швейцария

HOME