Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров
Экономический ликбез
Декабрь 1996 г.
Существует широко распространенное ошибочное мнение на эксплуатацию
в капиталистическом обществе, появившееся из-за экстраполяции агитационного лозунга о
необходимости уничтожения эксплуатации человека человеком, на область научных исследований
общественных явлений. Согласно этому мнению, рабочего при капитализме эксплуатируют
исключительно капиталисты, представители класса капиталистов, в лучшем случае буржуазия
как класс, потребляя на свои нужды тот прибавочный продукт, который изымают у рабочего.
Понятно, что такое персонифицированное понимание эксплуатации является исключительно простым
и удобным для восприятия, в особенности обыденным сознанием. Но для серьезного исследователя
оно неприемлемо, поскольку противоречит основам марксизма, который учит, что основным
эксплуататором труда является капитал[*] , то есть
самовозрастающая стоимость, у которой капиталист лишь состоит в услужении, является
его холопом, главным посредником при эксплуатации. Доля произведенного продукта идущая
на личное потребление капиталистом в объеме всего капитала настолько мала, что К.Маркс
в "Капитале" писал: "Мы отвлекаемся здесь от той части прибавочной стоимости, которая
проедается самим капиталистом" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2 изд. т. 23, с. 595).
Для облегчения понимания этого прибегнем к аналогии.
Капитал это огромный самолет сущность (внутренний закон) которого в том, чтобы как
можно более высоко подняться, а капиталист - это пилот управляющий этим самолетом место
же рабочего в топливных баках этого монстра, в двигателях которого сжигается труд да и вся
жизнь рабочего. Повторю, капиталист - это тот кто управляет самолетом и стремится поднять
его как можно выше то есть выполнить сущностное предназначение данного "летательного"
аппарата (если же он попытается вырваться из под влияния своего "самолета"-капитала то
моментально рухнет, разорится). То есть основная масса труда как топлива расходуется
(уничтожается) на то чтобы поднять махину "самолета" и лишь мизерная доля расходуется
непосредственно на удовлетворение нужд пилота. Особенно необходимо отметить то, что
основную материальную составляющую (тело) этого монстра-капитала составляют не люди а
материальные объекты: машины механизмы, здания сооружения, средства связи, информации,
особо важную объединяющую цементирующую роль играют средства обращения - деньги, поскольку
в основе функционирования капитала лежат товарно-денежные отношения. Человек-производитель
отчужден от капитала (входящих в его состав средств призводства) и соединяется с ним только
в момент создания новых порций этого капитала и при этом частичка человека уничтожается.
Люди же, органически включенные в тело капитала и считающие его своей собственностью составляют
все меньшую и меньшую его часть, и потому все меньше оказывают на него влияния выполняя при
монстре лишь обслуживающие функции, которые заключаются в соединении капитала с трудом на
наиболее выгодных для капитала, а не для носителя этого труда - рабочего, условиях. Появившийся
для более полного удовлетворения человеческих потребностей[*], производительный капитал вышел
практически из-под контроля и подчиняется лишь своему внутреннему нечеловеческому
(античеловечному) интересу. Вскоре может так статься, что с развитием электроники и не нужен
станет обслуживающий его интересы капиталист, и тогда свершится то, что описывалось в самых
мрачных утопиях фантастов: капитал просто начнет физическое уничтожение человека на Земле.
Хотя это в определенной мере не совсем верно, поскольку капитал уже давно, методически
уничтожает людей в мировых и локальных войнах, выматывает у станка, травит алкоголем и
наркотиками, убивает в человеке все человеческое, делая его рабом вещей и слугой желтого
дьявола. Существует легенда, что при строительстве колоссальных древних сооружений тела рабов
использовались в качестве смазки при перемещении гигантских каменных блоков, так вот
человеческая плоть, кровь и мозг действительно лучшая смазка для движения и роста капитала.
Исходя из того, что эксплуататором при капитализме является капитал,
можно сделать достаточно смелое предположение о том, что возможна ситуация, когда капитал
существует (может быть в несколько нестандартном виде), а класса капиталистов при этом нет
[*].
Собственно такая ситуация сложилась в СССР накануне перестройки.
Некоторые теоретики (даже социалистической ориентации) на основании этого приходят к неверному
выводу, они утверждают, что в Советском Союзе никогда не было социализма, а был
сверхмонополистический госкапитализм.
Такой подход к эксплуатации, капиталу и классу капиталистов
указывает на ошибочность теорий социалистического рынка, рынка социалистических
товаропроизводителей, при котором орудия производства должны находиться в коллективной
собственности трудящихся. Но при этом предприятия-товаропроизводители являются по своей
сути частными капиталами. Не смотря на то, что при таком устройстве общества предполагается,
что не существует класса капиталистов, эксплуатация работника капиталом остается - ее никто
не отменяет[*].
И хотя состояние при котором существует капитал и отсутствует класс его обслуживающий может существовать в природе, оно исключительно неустойчиво. Капитал без капиталиста появившись требует для своего дальнейшего развития и функционирования класса (механизм этого процесса прекрасно описан у Ф.Энгельса в "Анти-Дюринге"), способного его обслужить. Таким образом произошло в СССР, когда общенародная и колхозно-кооперативная собственность стала приобретать черты капитала (в особенности после 1965 года, когда была легализована прибыль), с необходимостью произошел социальный переворот, экстренно (посредством приватизации) сформировался класс капиталистов, установивший буржуазную диктатуру на всей территории бывшего Союза. И то же самое произойдет на любом рынке социалистических товаропроизводителей, как бы они не сопротивлялись - придет буржуй и все заграбастает. Необходимо обратить внимание на то, что хотя в экономике СССР резко выросли капиталистические признаки это совершенно не означает, что к концу перестройки и началу перехода страны на капиталистические рельсы общенародная собственность стала полноценным капиталом способным устойчиво существовать в условиях рынка и жесткой капиталистической конкуренции.
Надо сказать, что и само по себе понятие "эксплуатация" требует дополнительного разъяснения. С точки зрения объекта эксплуатации то есть - эксплуатируемого в самом общем виде эксплуатацией является то положение при котором он отдает больше чем получает, при этом в понятия "отдает" и "получает" вкладывается самый широкий смысл. В классическом понимании при эксплуатации работника он отдает труд, то есть производит материальных ценностей больше чем получает для личного потребления. При этом в капиталистическом обществе разность между произведенным и потребленным работником "присваивается" капиталистом, а точнее вливается в растущий капитал, обеспечивая его самовозрастание. Однако эта классическая форма эксплуатации прекрасно исследованная у Маркса, характерная и доминировавшая в прошлом и начале нынешнего века, не является единственной. Сейчас кроме классической приобрели широкое распространение и другие формы эксплуатации капиталом трудящихся людей, а не только работников производящих стоимость, прибавочную стоимость (хотя такая эксплуатация остается базовой, обеспечивающей функционирование капитала и дающей возможность для существования других форм эксплуатации). Одной из таких новых форм эксплуатации явилось гиперпотребление (извращенное нечеловеческими потребностями) в развитом капиталистическом мире, которое является необходимейшим элементом современного мирового обращения капитала. Ярчайшими примерами здесь являются наркомания и милитаризм. В этом одна из своеобразных особенностей современного периода развития буржуазного общества. Дело в том, что как указывалось в предыдущих статьях одним из важнейших условий функционирования капитала является конечное уничтожение произведенных продуктов для того, чтобы сконцентрированная в них стоимость совершила превращение в денежную форму. И поэтому капитал эксплуатирует человека не только как производителя стоимости, но и как "уничтожителя" стоимости в виде продукта, что кстати требует от человека огромных затрат труда, физической и психической деградации, да и просто опасно для существования человека и всего человечества в целом.