Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации
Союз офицеров


Дуэль №20 от 15 мая 2001 г.

"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ"

Для России всегда степень жизнеспособности государства определялась уровнем боеспособности её вооружённых сил. Такая армия, как в «цивилизованной» Европе, в России появилась во время Северной войны (1700-1721 гг.).

Прадед короля Карла XII - Густав II Адольф (1594-1632 гг.), прозванный Великим Густавом, завершил оформление линейной тактики, начатое голландским полководцем Морицом Оранским (1566-1609 гг.). Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) показала превосходство шведской армии, и она стала образцом для подражания. Густав II Адольф, его сын Карл X и внук Карл XI превратили Балтийское море в «шведское озеро», захватив его берега. Карл XII (17.06.1682-30.11.1718 гг.), став королём Швеции в 15 лет (в 1697 г.), усилил свою армию и флот (42 линейных корабля и 12 фрегатов), создал прообраз десантных кораблей, в 1698 г. вступил в союз с Англией и Голландией (т.н. «Союз морских держав»), а затем с Францией и был готов завершить дело своих предков: разгромить Данию и завоевать Норвегию, овладеть Новгородом, Псковом, Олонцом и Архангельском.

В декабре 1699 г. в Москве были заключены договоры России с Данией и Саксонией о войне против Швеции («Северный союз»).

Войну начали в феврале и марте 1700 г. Саксония и Дания, но король Карл XII молниеносными (по тем временам) морскими десантами у Копенгагена и в Пернов (Пярну) вывел Данию из войны и разгромил русские войска в Нарвском сражении (19 (30 по н.с.) ноября 1700 г.), где Пётр I потерял всю артиллерию, так что вынужден был переливать церковные колокола в пушки.

Но, тем не менее, Пётр I освободил Приневье и в устье Невы в 1703 г. основал будущую столицу Российской империи, в Полтавском сражении 27 июня (8 июля по н.с.) 1709 г. наголову разгромил армию Карла XII, морскими десантами на побережье Швеции заставил её заключить Ништадтский мирный договор в 1721 г., чем увенчал вековую борьбу России за выход в Балтийское море.

Так в чём же причина победы России над столь прославленным противником?

Причин называют много, которые можно собрать по группам: уровень боевой подготовки, решительность стратегии, гибкость тактики, превосходство в людских и материальных ресурсах. Но никогда не объявляют причиной победы принцип комплектования вооруженных сил. Российская и шведская армия были национальными в отличие от большинства западноевропейских стран, где армии комплектовались по наёмно-вербовочной системе и включали большое число иностранных солдат-наёмников.

Шведская армия комплектовалась из свободных крестьян по принципу воинской повинности.

Русская армия в 1700 г. состояла из полков «нового строя» (на 50%), стрельцов и поместной конницы. Дворянин за службу царю получал поместье и был обязан прибывать в войска «конно, людно и оружно». Стрельцы набирались из свободных людей, «охочих», т.е. добровольцев. Полки «нового строя» набирались из иностранных наёмников, «охочих» людей, казаков, потом, в связи с нехваткой добровольцев, из «даточных» людей. Но большая война требовала постоянный и большой источник пополнения вооружённых сил. Поэтому в 1705 г. Пётр I издал указ, согласно которому ранее существовавшие различные источники пополнения армии и флота заменялись единой рекрутской системой комплектования. Срок службы рекрутов до 1793 г. был пожизненным, затем составлял 25 лет, а с 1834 г. - 20 лет. По современным понятиям армия Петра I после 1705 г. стала «профессиональной». Для дилетантов «профессиональная армия» является синонимом «победоносной армии». Наёмные армии западноевропейских государств были «профессиональными», но их били шведские «непрофессионалы - призывники». В советском флоте были атомные подводные лодки - автоматы, где весь экипаж состоял только из офицеров (мичман и два матроса готовили пищу). Это говорит о принципе комплектования или о разумной кадровой политике при смешанной системе комплектования вооружённых сил?

После трагедии с АПЛ «Курск» снова пошли разговоры о необходимости какой-то «профессиональной армии». Но если раньше этим термином злоупотребляли «белобилетники» и прочие, сумевшие уклониться от службы Отечеству в рядах Вооруженных Сил, то ныне заговорили и люди в погонах. Настало время воспользоваться советом знаменитого математика и философа XVII в. Рене Декарта: «Уточняйте значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений». Термин «профессиональная армия» появился после I Мировой войны, II Мировая война её идею отвергла. Выражал он боязнь массовых армий, т.е. вооружения народа, и надежду на послушного супермена.

Рассуждая о «профессиональной» армии, чаще всего сегодня говорят о службе по контракту. То есть разговор идёт о принципах комплектования вооружённых сил. А эти принципы уже существуют столетия: добровольный, принудительный и смешанный. Подписывая «контракт» или «договор», человек не становится «контрактником» или «договорником», он является добровольцем.

Рекрутский набор, или призыв по воинской обязанности (повинности) - это принудительный принцип комплектования. Если в армии офицеры и сержанты - добровольцы, а солдаты - призывники (рекруты) - это смешанный, самый распространенный принцип комплектования.

Формы реализации принудительного и добровольного принципов комплектования вооружённых сил очень многообразны.

В Древней Греции права гражданина получал молодой человек, прошедший военную подготовку. Логика была проста: если не способен с оружием в руках защищать свой дом и своё имущество, то нечего владеть ими и плодить себе подобных. В России дворяне были служивым сословием, обязаны были пожизненно служить в войске за полученное поместье. Перестал служить - поместье отбирали. Только в 1714 г. Пётр I уравнял в правах боярские вотчины с дворянскими поместьями, т.е. дворянин получил право передавать поместье по наследству.

Рекрутская повинность в России введена с 1705г. 1 января 1874 г. введена всесословная воинская повинность. Эта система позволяет создавать большой резерв обученных воинов. Красная Армия в феврале 1918 г. комплектовалась по добровольному принципу. Но большие войны добровольцами не ведутся - их просто не хватает. Ведь на войне не только иногда тройной оклад дают, но и убивают. Поэтому летом 1918 г. была введена воинская обязанность для трудящихся классов. Белые армии принудительный принцип комплектования (в форме мобилизации) ввели уже весной 1918 г. Страны, участвовавшие в Первой и Второй мировых войнах, были вынуждены ввести воинскую повинность, в том числе островные государства (Великобритания, США). США после Вьетнамской войны в 1973 г. перешли на добровольный принцип комплектования, планируя вести войны против слабого противника, как в Югославии, силами авиации и крылатых ракет морского базирования. Но во время войны в Персидском заливе (1991 г.) были вынуждены призвать резервистов.

Профессиональную армию одни понимают как армию, где много платят. Другие - где долго служат, и поэтому не надо учить солдата, он всё умеет. Но тогда почему армия Суворова не знала поражений, а армия Николая I потерпела поражение в Крымской войне (1854-1856 гг.), хотя в этих армиях служили 25 лет? Это были «профессиональные» армии? Профессиональной была армия Суворова. Набираемые на основе воинской повинности (обязанности) русская армия в 1904-1905 гг. потерпела поражение на сопках Маньчжурии, а Советская армия молниеносным ударом в августе 1945 г. разгромила японскую армию. Эта победа была достигнута благодаря высочайшему профессионализму командующих и солдат. Профессионализм армии определяется не принципом комплектования и даже не уровнем денежного содержания. Он определяется уровнем боевой подготовки.

Если солдат Николая I получал в год 3 патрона для обучения «меткой стрельбе», то о каком профессионализме могла идти речь? Если лётчик не летает, а моряк не ходит в море, то сколько бы они ни служили, профессионалами они не являются. Ещё в I веке н.э. известный римский военный писатель Флавий Вегеций Ренат писал о военном профессионализме: «Знание военного дела питает смелость в бою: ведь никто не боится действовать, если он уверен, что хорошо знает своё дело», или: «Кто хочет мира, пусть готовится к войне; кто хочет победы, пусть старательно обучает воинов...» Длительность службы не определяет уровень подготовленности воина. Регулярная интенсивная боевая подготовка в условиях, приближённых к боевым, делает военного профессионала.

В 1959 г. на флоте служили 4 года, матрос перед прибытием на корабль 8 месяцев обучался в учебном отряде. Я обучался в учебном отряде подводного плавания во Владивостоке всего 4 месяца, но прошёл полный курс легководолазной подготовки, т.е. мог выходить из затонувшей подводной лодки в аппарате ИДА-51 (индивидуальный дыхательный аппарат) и мог исполнять обязанности рулевого. Свои 18 лет я встретил в Японском море рулевым - сигнальщиком дизельной подводной лодки 613 проекта. В то время служили с 19 лет, поэтому, экипаж лодки (срочной службы) имел возраст 20 - 22 года. Я исполнял свои обязанности не хуже, чем те, кто обучался 8 месяцев. И никакой «годковщины» не было. «Годковщина» появляется, когда командиры (от отделения до роты) отдают свою власть хулиганам. Это бывает там, где люди не заняты настоящим делом, в первую очередь - боевой подготовкой. В настоящем деле всякие дутые «авторитеты» лопаются, как мыльные пузыри.

Многие негативные элементы современной российской армии связывают с всеобщей воинской обязанностью, хотя причины их лежат в другой плоскости.

Термин «профессиональная армия» - это проверка на степень идиотизма и паразитизма.

Стремление сделать армию России из наёмников - это не желание сделать её боеспособной, а желание освободить себя от воинской службы, во-первых, да и вообще от каких-либо обязанностей перед народом, а во-вторых - превратить русскую народную армию в наёмную антинародную и антирусскую.

Доцент кафедры тактики ВМФ
и военной истории
Военно-морского инженерного института,
капитан 1 ранга
А.В. БОБРАКОВ

Назад

e-mail редакции: duel@tande.com


Главная страница
Сайт создан в системе uCoz