Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации

Союз офицеров


Газета "Дуэль" N 16 (211) 17 апреля 2001 г.
 


SOLOGUBOWKA

7 сентября 2000 г. председатель Санкт-Петербургского Центра «Примирение» Ю.М. Лебедев сообщил мне по телефону, что 9 сентября в 8.00 от станции метро «Улица Дыбенко» отправляются автобусы на открытие немецкого воинского кладбища в селе Сологубовка, и заявил: «Поскольку вы, Борис Владимирович, так много сделали для «Примирения», то обязательно должны туда поехать». (Только что, в апреле-мае 2000 г. я скоординировал весьма напряжённую и успешную операцию по изготовлению и установке 27 мая гранитного памятного знака на месте бывшего опорного пункта роща «Круглая» ("Wenglernase") на восточных подступах к Синявинским высотам. - Четвёртого из установленных на бывших передовых рубежах Волховского фронта в мемориальном комплексе в зоне прорыва блокады Ленинграда). Хотя Юрию Михайловичу было хорошо известно моё двойственное отношение к «Примирению». Как Вызов(?!) поражала и сама дата открытия немецкого военного мемориала.

* * *

Сперва я ехать не хотел, но потом решил лично увидеть, услышать и прочувствовать это историческое событие...

В автобусе продумал своё короткое выступление на случай, если было бы кстати, с такой платформой:

Забвение - это удобное зло, поэтому Примирение должно быть не на основе забвения и неведения, не «с чистого листа», а на основе всей истории, без конъюнктурного переосмысления её, но с учётом выявляющихся исторических фактов.

Однако сценарий оказался не по мне. По пути в Сологубовку все (около 2000 человек) заехали на мемориал «Синявинские высоты» почтить память советских солдат, останки которых захоронены на этом мемориале. Прибывшие немцы в большинстве были моими ровесниками - детьми войны. Как и мой отец, их отцы и деды погибли под Ленинградом. Я с интересом рассматривал по-европейски внешне холёных сыновей и дочерей разгромленной Германии, выросших и потрудившихся в другом мире. Выступали на Синявинском митинге с примиренческими речами посол Германии в России г-н Ханс фон Штутниц, обербургомистр г. Гамбурга г-н Отвин Рунде и другие официальные лица. Глава администрации г. Кировска (ЛО) Андрей Васильев («комбат» - на языке жителей района) отметил, что его отец - старший политрук - тоже погиб здесь, на Синявинских высотах, в феврале 1943 г...

В присутствии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) один из сопровождавших его священников отслужил молебен по захороненным православным воинам у Вечного огня, полыхавшего из титановой пятиконечной звезды. Сам митрополит не снизошёл до советских воинов и лишь наблюдал со стороны!

Ещё помнила непожухшая трава как четыре месяца тому назад на Синявинском мемориале собралась многотысячная масса паломников из России и «ближнего зарубежья», чтобы воздать должное 55-й годовщине Великой Победы СССР над Германией и её братьями по оружию. Под знаменем 18-й стрелковой Мгинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии, защищавшей Сталинград и 18 января 1943 г. прорвавшей блокаду Ленинграда севернее Синявинских высот со стороны Волховского фронта, которое я привёз из Музея Истории Ленинграда, на митинге выступали с «романовской» трибуны губернатор Ленобласти В.П. Сердюков, председатель Законодательного Собрания ЛО В.Н. Климов, Андрей Васильев, ветераны войны и почётные гости. А после митинга проводилось очередное захоронение останков советских воинов, на этот раз - 1160 солдат, собранных поисковиками с 24 апреля по 8 мая в окопах у рощи «Круглой».

Панихиду по павшим советским воинам отслужил местный священник. Митрополит Владимир на ту грандиозную торжественную церемонию (с полевой кухней и с батареей зенитных ракет «С-300», развёрнутой на площади, где в советские времена ежегодно 9 мая садился вертолёт Г.В. Романова) не приехал...

Зато теперь уклонились от сологубовских торжеств и губернатор В.П. Сердюков, и председатель ЗАКСа В.Н. Климов, и начальник УВД города и области генерал В.Г. Петухов. Принципиально отрицательно отнёсся к созданию мемориального кладбища немецко-фашистских захватчиков в Сологубовке Комитет межрегиональной общественной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы - однополчан. Российскую же власть представлял вице-губернатор Ленинградской области Николай Пустотин...

В Сологубовке, возле покалеченного кирпичного православного храма «Успения Божией Матери», открывая новенькую небольшую (скорее символическую, по сравнению с массивным храмом), покрытую белой краской арочную металлическую колокольню, председатель Народного Немецкого Союза по уходу за военными захоронениями Карл Ланге отметил, что земля, отведённая под немецкое воинское кладбище площадью более четырёх гектаров, рядом с храмом принадлежит не государству, а церкви. Что лишь благодаря митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, который выделил под это кладбище землю, немцы приехали сегодня проводить церемонию освящения воинских захоронений. Что он (Карл Ланге - прим. Б.Н.) рассматривает митрополита Владимира, как БОЛЬШОГО ДРУГА НЕМЕЦКОГО НАРОДА, и рад тому, что сегодня митрополит Владимир... СНОВА ВДОХНУЛ РОДНОЙ БЕРЛИНСКИЙ ВОЗДУХ!

Как было позже сказано, митрополит Владимир в 1970 г. прибыл из Берлина, где он в течение трёх лет служил архиепископом Берлинским и Западно-Европейским...

Германская сторона выразила благодарность также администрации Кировского района Ленинградской области, давшей разрешение разместить на территории своего района это сводное немецкое военное кладбище.

Народный Немецкий Союз пообещал к 300-летию основания Санкт-Петербурга на свои деньги восстановить полностью Успенский храм в Сологубовке, а в подвале его, где в годы войны размещался немецкий военный лазарет, оборудовать музей,.. в котором для церковного поминания будут храниться книги с именами всех немецких военнослужащих, погибших под Ленинградом...

Могли ли полуживые ленинградцы-блокадники, собравшиеся перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской в Князе-Владимирском Соборе с приделом во имя же Успения Божией Матери весной 1942 г., тогда предвидеть, что всего в полсотне километров от них в другом православном храме будут когда-нибудь служить за упокой немецко-фашистских солдат?!...

В проспекте Народного Союза «Немецкое солдатское кладбище Санкт-Петербург-Сологубовка» написано (орфография русского текста сохранена - прим. Б.Н.):

«Немецко-русское военное соглашение от 16 декабря 1992 года является основой для работы Немецкого Союза по Уходу за Военными Мемориалами в России. Цель работы - достойно (?! - Б.Н.) похоронить немецких погибших во время Второй Мировой Войны там, где это ещё возможно...

С 1941 - 1944 немецкие войска блокировали тогдашний Ленинград. За 900 дней блокады погибли сотни тысяч человек: солдаты обеих сторон и жители блокадного города. Горе и нужду невозможно описать. Более ста тысяч немецких погибших еще сегодня покоятся на маленьких и мельчайших военных кладбищах или там, где они тогда погибли.

В 1994 году мы начали поиски подходящей площадки в округе Санкт-Петербурга и работы по планированию в Ленинградской области. Многочисленные, заложенные во время боёв солдатские захоронения были подвергнуты экспертизе. Здесь в Сологубовке нашлась достаточно большая территория. К тому же в непосредственной окружности сегодняшнего кладбища находились четыре маленьких кладбища с 542, 87, 376 и 2194 погребенными...

На основе планового задания Народного Союза одним из архитекторов Санкт-Петербурга были разработаны планы. Весь проект делится на три части: кладбище с 80000 немецкими погибшими, примыкающий Парк Мира, который символизирует бессмысленность войны (и освободительной тоже? - Б.Н.) и восстановление старой русской православной церкви как жеста примирения. Церковь «Успенья богородицы» была освящена в 1851 году и получила в 1880 году колокольню. В двадцатых и тридцатых годах она была разграблена, а в 1937 году закрыта (антикоммунистическое политиканство Нем. Нар. Союза - Б.Н.). Во время войны в подвале церкви находился лазарет для немецких солдат.

После восстановления Народный Союз намерен оформить выставочное помещение в подвале церкви и задокументировать там имена всех погибших под Ленинградом немцев. Этим проектом Народный Союз хочет поставить совместный знак примирения между народами Германии и России и передать будущим посетителям этого ареала Послание Мира.

С 1996 года на новом солдатском кладбище 20000 погибших с различных захоронений нашли свой последний покой. До сих пор мы смогли установить имена 10000 погибших...»

В этом своеобразном поучении русским людям почему-то ничего не сказано о том, что в двадцатых и тридцатых годах происходило в Германии, почему вдруг немецкие войска блокировали Ленинград и один из лазаретов для немецких солдат в 1941 - 1944 гг. оказался в подвале русской православной церкви в далёком от Германии селе Сологубовка! - На немецких нацистов нет и намёка! Хотя без обязательного, уже ставшего ритуальным, упоминания «Холокоста» даже тогда, на митинге возле русской православной церкви, не обошлось!...

На том митинге митрополит Владимир сказал: «Мы прощаемся с двадцатым веком, который был самым жестоким и кровожадным, мы заканчиваем двадцатый век примирением здесь, в Сологубовке, - миром, согласием и желанием жить в мире. Сегодня мы ещё раз вспоминаем скорбь наших народов в двадцатом веке, вспоминаем жертвы безумных политических авантюр...»

Но почему-то «безумные политические авантюры» владыка относил исключительно к «тоталитарному атеистическому коммунистическому режиму»... Отметил, что купол с сологубовского храма был снят по распоряжению богоборческих властей ещё в 1936 г. Вспомнил, как ему в течение трёх лет приходилось дважды в день пересекать Берлинскую Стену через контрольный пункт «Чарли» по дороге на работу и обратно. ...Однако в своём «эпохальном обзоре» не упомянул о христианском капитализме, развязавшем в ХХ в. две мировые войны и швырявшем химические и атомные снаряды и бомбы, когда и куда хотел...

Когда глава администрации Кировского района Андрей Васильев, выступая на открытии немецкого военного кладбища в Сологубовке, СЕТОВАЛ на «проблему сознания» у многих россиян, у которых до сих пор не утихла память о военных событиях,.. его заместитель Виктор Климакин, стоявший рядом со мной в толпе, не без гордости отмечал, что вот и в Вязьме, и во Ржеве общественность не позволила создать немецкие военные мемориальные кладбища, а им, администрации Кировского района, - удалось. Но для этого пришлось провести большую воспитательную работу среди населения...

Стало быть, и ради того, чтобы в угоду Германии утихомирить у россиян память о военных событиях, в апреле 2000 г. администрация Кировского района (ЛО) наотрез отказалась от участия в изготовлении и установке памятного знака на месте бывшего опорного пункта роща «Круглая» к 55-летию Великой Победы, в ответ на предложение о сотрудничестве со стороны Комитета по культуре Ленинградской области, которому были выделены областным Правительством из областного бюджета специально для изготовления памятного знака для рощи «Круглая» необходимые 20 тысяч рублей. Вот и пришлось мне на общественных началах за месяц скоординировать изготовление, перевозку, установку и открытие этого памятного знака...

Выступавшие на сологубовском митинге через микрофон призывали: «Теперь нечего выяснять и считаться, кто был виноват!.. Нечего ворошить прошлое!» (Как в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»: «Забудем прошлое, уставим общий лад !..») Однако и с «нашей» стороны, и с немецкой - непременно старались пнуть бывший атеистический коммунистический режим. То есть теперь «сологубовское» русско-немецкое «Примирение» строится, как и в 1936 г. строилось «верденское» франко-немецкое «Примирение», на фундаменте антикоммунизма! А чем обернулось то «верденское Примирение» - известно!

История боевых действий и места сражений, откуда были перенесены останки немецких солдат, собравшихся, судя по их выступлениям и разговорам, не интересовали. По всему чувствовалось, что организаторы «сологубовского Примирения» - сторонники «абстрактных» воинских кладбищ, на которых история хоронится, а не военно-исторических заповедников, где история сохраняется, «воскрешается». Вот что они прописывали и навязывали русскому народу. Наверное и под влиянием Немецкого Союза по уходу за воинскими захоронениями администрация Кировского района фактически саботирует создание в полной мере и развитие мемориального комплекса в зоне прорыва блокады Ленинграда, высказывает недовольство поисковиками, которые после вахт на мемориальных участках оставляют окопы (то есть фактически реставрируют их) как будто для воскрешения боевых действий, а не засыпают, не уничтожают их бесследно...

Присутствовал и всегдашний (натовский?) «куратор» ленинградских поисковиков и примиренцев немецкий кинорежиссёр из Техаса Норберт Люциус. Кстати для сравнения, у них, в Соединённых Штатах Истреблённых (Христианами) Индейцев, в Национальном парке - военно-историческом заповеднике - под Геттисбергом, учреждённом на полях, где в 1863 г. в трёхдневном заключительном сражении Северяне нанесли решительное поражение Южанам, 4 июля 2000 г. была расстреляна ритуально из старинных пушек и взорвана смотровая башня,.. чтобы не искажала военно-исторический ландшафт! Вот как америкосы избирательно берегут свою историю! Хотя гражданская война в отличие от национально-освободительной не может служить несомненным источником национальной гордости. А нас заставляют довольствоваться кладбищами!..

Открытие этого немецкого воинского мемориала и по моему мнению, и по мнению некоторых русских гостей, было вызывающе несвоевременным - на следующий день после 59-й годовщины начала немецкой блокады Ленинграда!

В статье «Недомыслие или провокация» («Советская Россия», 05.10.2000), посвящённой кощунственной церемонии в Сологубовке, автор, Константин Душенов, отметил очевидный и беспрецедентный факт:

«Это - первый в истории Вселенского православия случай, когда православный митрополит освящает кладбище инославных. Более того - публично призывает православных объединиться с ними в общей молитве.

Показательно, что в то же время владыка Владимир не нашёл ни единого слова для того, чтобы помянуть подвиг русских православных солдат, погибших в Великую Отечественную, защищая свою Родину от фашистских оккупантов...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир возложил ко кресту букет цветов и со словами «вечный покой» благословил немецкие воинские могилы крестным знаменем... Так что, выходит, владыка Владимир молился на этой церемонии об упокоении в Царстве Небесном фашистских солдат - инославных воинов, к тому же с беспрецедентной жестокостью воевавших против нашей Родины.

Были бы эти люди его личными врагами - другое дело. Прощение личных врагов есть заповедь Божия. Но иное дело враги Родины и Веры. О таковых нам заповедал великий во святителях митрополит Филарет: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими»...

На третий день после Сологубовки я присутствовал на праздничной службе в Александро-Невской Лавре в честь перенесения туда мощей Св. Александра Невского Петром Великим. Там митрополит Владимир (Котляров) воздавал хвалу великому князю Александру Невскому за разгром шведских захватчиков на реке Неве в 1240 г., однако даже не упомянул о разгроме великим князем в 1242 г. католических агрессоров - немецких рыцарей - на Чудском озере!... Говоря о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю православной церкови в ХХ в., которые породили множество новых святых мучеников, недавно канонизированных, владыка связывал их опять-таки полностью с атеистическим коммунистическим режимом, от которого православная церковь, по его мнению, страдает по сей день. В частности, владыка не может смириться с тем, что до сих пор в одном из храмов Лавры действует станция переливания крови! В его понимании - кощунство!

Но владыка ничего-ничего не сказал о беспримерных тяготах в Великой Отечественной войне, в блокаде!!! Не сказал, в частности, о том, что в сологубовской церкви во время блокады немецкие захватчики устроили свой лазарет (естественно, с пунктом переливания крови), где лечились немецкие солдаты, раненые в боях под Карбуселью, Лодвой, Вороновом и Поречьем,.. чтобы потом снова убивать и калечить русских солдат, старавшихся деблокировать Ленинград с восточного направления. Не выразил владыка сожаление о том, что сологубовская православная церковь фактически воевала на стороне врага против своего народа, укрепляла немецкую блокаду Ленинграда. (Воевала и против меня, мальчишки, который вместе с матерью пережил в Ленинграде все 900 дней блокады, и против моего отца, батальонного комиссара, сражавшегося в рядах 265-й стрелковой дивизии с немцами под Лодвой, Вороновом и Тортоловом и погибшего в бою с немецкими танками 12 сентября 1942 г.)... И не сними большевики, как знали, с неё перед войной купол, то уселись бы на нем, как на пореченской церкви «Рождества Богородицы», немецкие артиллерийские корректировщики и «ангелы?пулемётчики»...

Так что, Sologubowka станет отныне своеобразным символом!

Б.В. НЕРИНОВСКИЙ, Ленинград

Назад

e-mail редакции: duel@tande.com


Главная страница
Сайт создан в системе uCoz