Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации

Союз офицеров


Газета "Дуэль" №20(215) 22 мая 2001 г.
 

ПАТРИОТИЧНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ

Недавно Министр обороны «во исполнение...» в своём приказе прямо поставил задачу о формировании у военнослужащих «государственно-патриотического сознания». И это тогда, когда военная реформа сведена к массовому сокращению личного состава армии и флота, ракетно-ядерного и других вооружений. И «пошла писать губерния»... Выполняя приказы и директивы по внедрению в сознание курсантов и слушателей военно-учебных заведений, две трети которых уже сократили, «государственного патриотизма», по «гуманитаризации обучения» и т.д. в регионах страны, в оставшихся военных округах, в академиях и училищах, на кафедрах, в военных музеях и клубах прошли многочисленные конференции, семинары и прочие совещания, на которых их участники обсуждали каким образом из «оборзевшей» молодёжи сделать государственников-патриотов.

Прежде всего возникает вопрос: «А не путают ли реформаторы (конечно, сознательно) «божий дар с яичницей»? Ведь государственной может быть идеология, выражающая и утверждающая интересы государства определённого типа (эксплуататорского или социалистического), идеология, которая исключена из ельцинской конституции. Уместно вспомнить хлесткое высказывание директора Института социологии и политологии РАН академика Г.В. Осипова: «Страна без идеологии - что человек без мыслей» («Завтра», N 10, 2001). Нравственные же категории, такие как патриотизм, относятся к духовной сфере общества и личности.

Патриотичность как существенное и необходимое моральное качество воинов-защитников своего народа, отечества не подвластна никаким психотехнологиям, желанию тех или иных руководителей. Ведь это пассионарное качество, оно рождается и существует в общественном и индивидуальном сознании как идеологический стержень лучшей части нации, проявляется в её борьбе, самопожертвовании во имя высоких идеалов свободы и справедливости. Идеология же, как записано в Словаре русского языка, - это система, прежде всего, философских, нравственных идей, выражающих коренные интересы классов, социальных групп. Понятно, что эти интересы могут совпадать лишь в социалистическом государстве, исключающем эксплуатацию людей и тем более геноцид, что уже в открытую и нагло происходит в современной России. Иначе нельзя объяснить «погружение в бездну» (И.Я. Фроянов) нашей страны, когда интересы обуржуазившейся бюрократии и криминальных слоёв вошли в антагонистическое противоречие с интересами ограбленных трудящихся, пенсионеров, детей. Об этом откровенно, цинично пишет Ельцин: «Целую Россию отхватили». По данным ООН, в современной России уровень эксплуатации за годы реформ 90-х годов возрос в три раза, и сейчас по этому показателю страна занимает 62 место в ряду полуколониальных стран мира.

Вернемся к теме патриотического воспитания военнослужащих. Прежде всего, сошлюсь на статью официозной газеты «Красная звезда» (24.03.01), где её автор, начальник отдела воспитательной работы ГУ Сухопутных войск полковник Александр Чечеченко даёт социальный портрет нынешних военнослужащих. Он пишет: «Среди них происходит размывание фундаментальных духовных ценностей, оголтелое отрицание традиций и разрыв связи поколений. Отсутствие системы нравственного воспитания молодёжи нанесло серьёзный удар по армии... в нынешних условиях всеобщих пацифистских настроений в рыночных отношениях молодёжи... Каждый девятый новобранец состоит на учёте в милиции, каждый десятый имел судимость. Среди призывников более 13,5% употребляющих алкоголь и наркотики...» «Правомерен вопрос, - пишет автор, - кому же мы сегодня вручаем в руки оружие и наказываем державу беречь?» Красноречивое признание действующего военного руководителя, но по цифрам приукрашенное. Медики, например, дают более плачевные цифры пригодности молодёжи к воинской службе. Последний призыв составил всего лишь 200 тыс. человек - мизер для такой страны, причём теперь, по решению верховного главнокомандующего, в Чечню они будут отправляться без их согласия.

Поделюсь с читателями услышанным мною и моими товарищами мнениями офицеров, выступавших и не выступавших на конференциях и семинарах по проблемам патриотического воспитания военнослужащих. Их условно можно разделить на либерал-оптимистов («у нас нет врагов, Запад нам поможет»), таких было маловато; на «ура-патриотов», уповающих на общественное согласие и военную реформу, таких тоже было немного; на реалистов, представленных наиболее опытными и честными офицерами, критически относящимися к политике нынешнего государства в отношении армии.

Они откровенно заявляли о катастрофическом состоянии войск, низком морально-психологическом уровне личного состава, в том числе офицеров, среди которых иные начальники поощряют коммерческую деятельность, пьянство, подхалимство и равнодушие к судьбе своего народа, антикоммунистические и антисоветские настроения.

Говорилось о массовом бегстве из армии молодых офицеров, выпускников вузов, росте преступности, дезертирства, суицида, о низком образовательном уровне солдат и сержантов (в каждой роте появились вообще безграмотные) и плохом здоровье призывников, не способных овладевать современной военной техникой, не представляющих в принципе нравственных, гуманных отношений к себе подобным. Зато значительно увеличилось число молодых с крестами на шее. Один из выступавших офицеров прямо сказал, что «идёт не мобилизация, а дебилизация армейской и флотской молодёжи». Дело дошло до убийств молодых воинов не только в Чечне и гарнизонах, но и на диких дискотеках. Приобщились, так сказать, к западной культуре...

Не меньше удивило моральное падение некоторых начальников-руководителей. Один из них узрел причину упадка морального духа армии в «живучести старой советской идеологии, противостоящей религии и государственному патриотизму» (своих воров не трогать и защищать, что ли? - В.К.). Он же пригрозил присутствующим скорым увольнением из армии, прежде всего недовольных. Такая вот свобода у наших военных «демократов».

Посмотрим, как на практике выполняются такие установки на вселенское согласие и государственный патриотизм. В безымянной передовице одной из военных газет ЛенВО читаю: «...и у государственного мужа, и у судьи, и у начальника, и у банкира в смокинге или у медицинского работника (заметьте, читатель, не у рабочего, крестьянина, военнослужащего - В.К.) Отечество - одно. И НЕ СТОЛЬ ВАЖНО, КАКОЕ ОНО (выделено мною - В.К.): перестроечное, индустриальное, державное... Оно наше - Российское, неделимое, вечное». Не знаю, чего здесь больше: глупости, подхалимства или подлости по отношению к своему ограбленному и униженному народу, к своим армейским товарищам, для которых это Отечество стало злой мачехой.

Оригинально была представлена причина низкого состояния воинского духа и дисциплины одним хитроумным социологом-психологом. Дескать, реформа в армии не идёт потому, что мы, воспитатели, до сих пор не поняли, что коллектив состоит из индивидуалистов и это-де надобно учитывать: живём-то в рыночном социуме. Очевидно, что сей учёный муж сознательно перепутал понятия («вошёл в софизм») банду с воинским коллективом, ибо последний, как известно, должен состоять из индивидуумов, хотя, конечно, «в семье не без урода», как, впрочем, и в учёном семействе.

Выход из тупиковой ситуации предложил священник, сказав, что надобно вернуться к дореволюционным ценностям, осовременив главную идею в воспитании российского воинства: «За веру, народ и Отечество», следовать Священному писанию. Последуем этому совету батюшки. В войсках округа, в том числе в Суворовском училище и кадетских корпусах, в большом количестве лежит в девственном виде «Краткий молитвослов православных воинов армии и флота», этакая настольная книжица карманного формата. Там собраны молитвы в кратком изложении: за Отечество, десять заповедей («Не убий», «Не укради», «Не пожелай...») и другие. Так и хочется взмолиться: «Господи, упаси нас от этаких друзей, а с врагами своими мы и сами управимся».

Более серьёзный, откровенный и интересный разговор состоялся у офицеров во время перерывов и по окончании официальных мероприятий.

С горечью говорили об упаднических настроениях среди офицеров и прапорщиков, уже никому не верящих и готовых на более радикальное сопротивление дальнейшему унижению военнослужащих, о деморализации военнослужащих, утративших идеологию социальной справедливости («для кого служить, где жить и т.д.») и о том, что никакая религия, психология и мораль не вытеснят из сознания офицеров политику, вопросы о власти и собственности («что мы защищаем, что мы бережём?»). Спорили о законности и необходимости чеченской войны, участия в ней армии. Называли полковника Юрия Буданова героем, настоящим командиром, который в суде за решёткой бросил слова: «Тракторист» хоть за родину воевал, а я?»...

Офицеры обращали внимание на противоречивость законодательных и других государственных актов: законов об обороне, о статусе военнослужащего и доктринальных установок. Так, в военной доктрине РФ, принятой СБ в феврале 2000 г., армии определены две основные задачи, причём первой записана- «противостояние попыткам свержения конституционного строя, противоправной деятельности, организованной преступности и терроризму». Понятно на кого нацеливают армию, наделяя её полицейскими функциями. Ведь внешних врагов у России, по заявлению правительства и верховного, нет. «Эх, Буданов, - усмехнувшись недоброй улыбкой, бросил один из офицеров, - не туда ты своими танками стрелял...»

Да, внутренний противник правящему режиму опаснее. Ворам и разрушителям России «страшнее кошки зверя нет». Такова у них крысиная «мораль». Они скорее лягут под НАТО, чем изменят ельцинский прозападный курс в политике, экономике, духовной жизни, действительно позаботятся о простом народе, об армии. У них надежда на оболваненных солдафонов, готовых, не задумываясь, выполнить любой приказ, даже преступный, противоречащий конституции и здравому смыслу.

Больше того, армия мешает прозападной элите, награбившим народное достояние нуворишам: лишние расходы и есть опасность её возрождения и активного противодействия антинародным реформам.

Ведь это уму не постижимо, когда председатель правительства России, выступая в Италии перед бизнесменами, нагло и открыто заявляет о том, что приоритетным для его кабинета являются не интересы государства, а интересы частных собственников. На такое, пожалуй, не решился бы ни один премьер другого государства. У нас же антигосударственное заявление главы путинского правительства не заметила т.н. думская оппозиция, готовя ему вотум недоверия. Государственные (у нас антигосударственные) интересы связаны, прежде всего, с обороной, ВПК. Рекламируемое его возрождение, очевидно, преследует коммерческие цели, а не перевооружение своей армии. Показуха с учениями не обманет военных специалистов. Геополитические интересы страны требуют гораздо больше средств и усилий правительства.

У реформаторов-приватизаторов «куда не кинь - всюду клин», одни разрушения и ложь. В угоду США затопили «Мир», теперь надо уничтожить ракеты и сократить армию до охранных войск. Это голубая мечта наших «демократов» с двойным гражданством. И патриотизм им «до фени». Главное - ещё раз, много раз и до конца грабануть «дорогих россиян» и вовремя смыться. Что, товарищи офицеры, снова утрёмся? Ведь только дураки учатся на своих горьких ошибках, забывая о предназначении офицеров - носителей патриотического начала общества. Может, наступило время кончать молиться и терпеть. Пора бы уж вспомнить об офицерской чести, верности своему народу.

Ещё Ф.М. Достоевский дал мудрый совет: «Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишён чувства собственного достоинства». Если мы действительно патриоты, то давайте прислушаемся к словам учительницы Екатерины Польшевой из Москвы, написавшей в одну из газет: «И один в поле - воин, если знает, за что воевать... Чтобы победить, надо бороться». Спасибо ей за напоминание офицерам о патриотическом долге - защищать страну, свой народ от врагов.

В. КУРСАКОВ


Главная страница
Сайт создан в системе uCoz