Аналитическая группа
Чувашского регионального отделения
Общероссийской политической организации

Союз офицеров


Предлагаем Вашему вниманию материал:
реферат ученика 8 класса,
внука штурмана Галкина П.А.
 


ТОРПЕДОНОСЦЫ


С начала вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, на всех сухопутных фронтах от Баренцева до Черного моря и на морских просторах Северного, Балтийского, Черного морей, развернулись ожесточенные сражения, в ходе которых решалась судьба всех народов СССР и порабощенной фашистами Европы. Война приобрела всенародный характер, в которой воедино слились фронт и тыл под лозунгами: "Все - для фронта! Все - для победы!" и "Смерть немецким захватчикам!" Миллионы воинов и тружеников тыла проявляли небывалое мужество, отвагу, стойкость в преодолении тяжких испытаний, выпавших на их долю. Наш народ, победив в Великой Отечественной войне, свершил подвиг, равный которому не знала история. Миллионы наших соотечественников за ратные и трудовые подвиги, были удостоены правительственных наград, а более 11 тысяч из них - звания Герой Советского Союза. В предлагаемом реферате описан боевой путь экипажа самолета-торпедоносца, летчик и штурман которого были удостоены этого звания.




Фото 1. Самолет-торпедоносец "Бостон" в сопровождении истребителей прикрытия.
***
1. Северный флот в Великой Отечественной Войне

Готовя нападение на СССР, фашистское командование, в соответствии с их планом "Голубой песец", рассчитывало перерезать наши морские коммуникации, захватить Мурманск и Архангельск, уничтожить корабли и самолеты Северного флота. Для этого на аэродромах Северной Скандинавии немцы сосредоточили воздушный флот из 230 самолетов новейшего типа - Ме-109, Ме-110, Ю-88, Хе-111, укомплектованных отборными летчиками, воевавшими до этого в небе над Францией, Англией, Польшей, Грецией и Норвегией.

Северная морская группировка немецкого ВМФ состояла из крейсера, восьми новейших эсминцев, шести подводных лодок и около тридцати сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. В ходе войны она была усилена двумя линкорами "Тирпиц" и "Шарнгорст", "карманными" линкорами "Шеер" и "Лютцов", крейсером "Хиппер" и большим количеством эскадренных миноносцев, подводных лодок, тральщиков, морских охотников.

Оборона Советского заполярья с суши возлагалась на войска Карельского фронта, а с моря - на Северный флот, имевшего в своем составе 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок и 23 тральщика, морских охотников и катеров. ВВС Северного флота вступили в войну, имея в боевом составе 114 самолетов устаревшего образца (50 истребителей И-15бис, И-153, 11 бомбардировщиков СБ, 53 гидросамолета МБР-2 и ГСТ).

На рассвете 29 июня 1941 г. немецко-финские войска перешли в наступление на 300-километровом фронте в направлении на Мурманск и начали осуществлять интенсивные морские перевозки на участке портов Киркинес и Петсамо. Борьба с врагом на морских путях сообщения и содействие приморскому флангу войск Карельского фронта являлись основным содержанием боевой деятельности СФ на протяжении всей войны.

В результате умелых действий сухопутных войск и СФ противник на мурманском направлении понес большие потери и с октября 1941 года прекратил наступление. Линия фрон наступление. Линия фронта стабилизировалась и почти не изменилась до осени 1944 года.

В течение всего этого времени в морях Арктики было оживленно. Немцы свой сухопутный фронт снабжали с помощью перевозок техники, снаряжения, горючего и солдат морскими средствами, используя крупные транспортные суда под прикрытием боевых кораблей, авиации и береговой артиллерии.

В тоже время в наши порты Мурманск и Архангельск шел большой поток грузов от наших союзников из портов Англии и Исландии. За период войны корабли и авиация СФ обеспечили движение 76 английских и американских конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения, что потребовало большого напряжения сил и средств. Главной задачей ВВС СФ было уничтожение немецких транспортов и кораблей охранения (конвоев) при переходе их морем в порты Киркинес и Петсамо.

В выполнении этой задачи участвовали все рода и виды авиации. Наиболее эффективными были бомбардировочные удары пикировщиков и торпедные удары самолетов-торпедоносцев, а также действия штурмовиков Ил-2. Так, в 1943 году авиация СФ потопила 23 судна общим водоизмещением около 60 тыс. тонн, 5 боевых кораблей и повредила 19 транспортов. Наиболее успешно по уничтожению немецких кораблей действовал 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк (ГМТАП), в котором к концу войны числилось 18 героев Советского Союза. Среди них воевал и экипаж самолета-торпедоносца, командиром которого был Францев Е.И., штурманом - Галкин П.А. и стрелком-радистом - Антипычев С.М.




Фото 2. Экипаж прославленного североморского торпедоносца.
Слева направо: штурман П.Галкин, стрелок-радист С.Антипычев, командир экипажа Е.Францев


2. Боевой путь экипажа самолета-торпедоносца

В конце лета 1943 г. в составе 9-го ГМТАП появился новый экипаж самолета-торпедоносца "Бостон" А-20G. Его командир, старший лейтенант Францев Евгений Иванович, 1922 г. рождения, после окончания средней школы в г. Чернушке получил специальность военного летчика в Военно-морском авиационном училище им. С.А. Леваневского и Ейском ВМАУ. Служил в 13-м авиаполку ВВС ВМФ, в котором перегонял поступающие к нам из США самолеты "Бостон" на фронтовые аэродромы.

Прекрасно владея техникой пилотирования, он стремился к участию в боевых действиях по уничтожению врагов непосредственно на фронте, и командование удовлетворило его желание, направив в 9-й ГМТАП. Там он встретился со штурманом пикирующего бомбардировщика Галкиным Павлом Андреевичем, летчик которого накануне был отстранен от полетов по физическому состоянию.

Штурман Галкин П.А. родился в 1922 г. в Рязанской области в семье сельского учителя и после окончания педагогического техникума был призван в 1940 году в ВМФ, откуда поступил в Военно-морское училище им. С.А. Леваневского (в г. Николаеве). По окончании училища в 1943 г. был направлен на СФ в 29-й бомбардировочный авиационный полк (БАП) штурманом пикирующего бомбардировщика Пе-2, вместе с пилотом П. Сердюком и стрелком-радистом Б. Боровым.

В первых боевых вылетах их экипаж наносил бомбовые удары по кораблям фашистов в Варангер-фиорде с высоты 2500-3000 м с пикирования под углом 60 град. Несмотря на хорошее прикрытие наших бомбардировщиков, истребителями сопровождения, отдельным немецким мессершмиттам удавалось прорваться к пикировщикам и атаковать их. Так и случилось в одном из боев, когда немецкий истребитель, вынырнув из задней "мертвой зоны" выпустил очередь по самолету П. Сердюка, серьезно ранив радиста и повредив самолет. После этого случая летчик Сердюк был переведен в авиаполк штурмовиков на Ил-2, а штурман Галкин - в 9-й ГМТАП, где он и встретился с Францевым.

В короткий срок, освоив эксплуатацию и боевое применение навигационного оборудования и вооружения самолета "Бостон", экипаж начал участвовать в боевых действиях по кораблям противника на морских на морских коммуникациях и в портах.

В те дни наша морская авиация наносила мощные торпедные и бомбовые удары по конвоям и отдельным кораблям противника, бомбардировала его военно-морские базы и аэродромы, прикрывала корабли союзников, шедшие в Мурманск и Архангельск.

По данным воздушной разведки, в одном из отдаленных районов показался вражеский конвой. На запад шли 12 кораблей: 3 транспорта, миноносец, 7 сторожевиков и тральщик. Низкая облачность и плохая видимость затрудняли организацию массированного комбинированного удара авиации по быстро удаляющемуся врагу. На выполнение боевой задачи выслали пару торпедоносцев.

В этот раз Францев вел свой самолет в паре с гвардии капитаном Гусевым. Плохие метеоусловия затрудняли поиск конвоя, но гвардейцы упорно прочесывали район вероятного нахождения противника. Наконец, были замечены корабли боевого охранения. За ними, прижимаясь к скалистым берегам, двигались транспорты. Корабли охранения, обнаружив торпедоносцев, открыли огонь. Капитан Гусев по радио дал команду об атаке головного транспорта с разных направлений, что повышало вероятность его поражения...

Боевой полет экипажа самолета-торпедоносца и торпедная атака всегда принимали резкие формы столкновения с противником. Летчик при подходе к цели снижается до 30 метров над уровнем моря. Пустить торпеду с большей или меньшей высоты нельзя: она или переломится при ударе о воду, или зароется в грунт. Штурман подает команду летчику для вывода самолета в точку сбрасывания торпеды. На этой высоте, едва не касаясь на разворотах крылом поверхности моря, экипаж торпедоносца входит в зону жесткого зенитного огня. По самолету стреляет с кораблей все, что может стрелять. Победителем может выйти только мужественный, обладающий высоким моральным духом и в совершенстве владеющий своим самолетом летчик...

На этот раз торпедоносцам повезло: обе их торпеды попали в цель, развалили транспорт водоизмещением 8000 тонн, который в считанные минуты скрылся под водой. Оба экипажа вернулись на свой аэродром, а высланный в район их атаки воздушный разведчик подтвердил уничтожение транспорта.

У командования Северного флота особое беспокойство вызывали вражеские подводные лодки.

В один из дней экипаж Францева вылетел в крейсерский полет на "свободную охоту". Штурман проложил курс вдоль вражеского побережья на путях движения его кораблей. Экипаж тщательно обследовал бухты и фиорды полуострова Варангер, но подходящей цели не обнаружил. Вот уже долетели и до мыса Нордкап - северной оконечности Европы.

- Штурман, что будем делать? Возвращаться на аэродром без результатов или проверим еще пару фиордов? - спросил Францев.

- Предлагаю лететь дальше, на военно-морскую базу Гаммерфест. По данным разведки там наблюдалось скопление кораблей и транспортов, а у меня имеются расчеты для торпедной атаки в районе рейда этой базы, где глубины позволяют применять торпеды, - ответил Галкин.

- Давай курс! - и самолет, послушный летчику, начал огибать северное побережье Скандинавии, устремляясь в район, куда самолеты Северного флота могли долетать лишь в одиночном полете из-за ограниченного запаса бензина.

Прижимаясь к воде, торпедоносец приблизился к рейду Гаммерфеста. Летчик первым обнаружил на выходе с рейда три корабля противника и, посовещавшись со штурманом, решил атаковать более крупный. Штурман указал точку выхода на боевой курс и начал прицеливаться. В этот момент береговые зенитные батареи и орудия всех кораблей, находящихся в порту, открыли огонь по торпедоносцу. Невзирая на это, самолет приближался к точке сброса торпеды. Вдруг, штурман определил, что атакуемый ими эсминец начал противоторпедный маневр, при котором торпеда могла пройти вдоль борта не поразив его.

- Разворот влево, на 30 градусов! - скомандовал штурман, намереваясь занять новую позицию для удара, и тут же в поле зрения прицела он увидел две подводные лодки, шедшие в надводном положении в кильватере за эсминцем. Позиция для их атаки была очень выгодна, и штурман перенес прицел на головную подлодку. Разрывы снарядов окружили торпедоносец сплошной стеной, но летчик уверенно держал курс, выполняя команды штурмана.

- Пора! - определил штурман и сбросил торпеду.

- Уходи вправо! - крикнул он летчику, и самолет стремительно накренился, стараясь выскочить из огненного кольца. Однако, один из снарядов угодил в нижнюю часть кабины штурмана. В днище кабины образовалась рваная пробоина размером с входной люк, а осколки от взрыва изрешетили мотогондолу правого мотора. К счастью самолет не потерял управления и не загорелся. Выйдя из зоны огня, экипаж осмотрелся. Стрелок-радист с удивительным спокойствием доложил, что легко ранен. Самолет, несмотря на множество пробоин, был вполне управляемым. Решили сфотографировать результаты торпедного удара и вновь развернулись на цель. Теперь огонь противника был менее сильным. Эсминец спешил к торпедированной подлодке, где вздымалась вода, и рассеивалось облако от взрыва. Запечатлев это фотоаппаратом, экипаж взял курс на свою базу.

Для поражения кораблей противника торпедоносцы использовали не только торпеды, но и бомбы.

Летом 1944 г. на военно-морской базе (ВМБ) Киркенес фашисты сосредоточили большое количество транспортов и боевых кораблей. Командующий Северным флотом приказал авиации флота нанести удар по кораблям и портовым сооружениям. ВМБ прикрывалась сильными средствами ПВО с земли и воздуха.

Экипаж Францева был ведущим эскадрильи торпедоносцев. Их сопровождали истребители прикрытия. Небо было безоблачным, видимость - отличной. При подходе к Киркенесу на высоте 4000 м эскадрилью атаковали истребители противника. Мессершмитты пытались прорваться к ведущему, но наши истребители успешно отражали их атаки. Произведя необходимые расчеты и установив данные на прицеле, штурман Галкин начал выполнять прицеливание. В это время одному "мессеру" удалось прорваться через прикрытие и атаковать ведущего из "мертвой зоны", в которой стрелок-радист Антипычев не мог отражать атаку. С дистанции 100-150 м противник открыл огонь, но на его пути появился истребитель прикрытия и принял очередь на себя. Вышедший из атаки мессершмитт был сбит нашими истребителями.

На боевом курсе штурман Галкин прицелился в крупный транспорт, стоявший у причальной стенки и сбросил 500 килограммовые фугасные бомбы. По его сигналу одновременно сбросили бомбы все их ведомые. Через несколько десятков секунд под самолетом, среди портовых сооружений и кораблей, начали рваться сброшенные бомбы. Нажав кнопку фотоаппарата, штурман сделал несколько снимков, после чего эскадрилья развернулась на п-ов Рыбачий.

Когда до берега оставалось 12-15 км, истребитель, который прикрыл своей машиной самолет ведущего на боевом курсе, начал терять высоту и произвел посадку на воду. Координаты посадки немедленно сообщили на командный пункт, и летчик был спасен торпедными катерами. Это был Владимир Бурматов, которому в дальнейшем было присвоено звание Героя Советского Союза.

Более суток после бомбового удара бушевали пожары в порту и на кораблях.

При действиях одиночных самолетов-торпедоносцев на морских коммуникациях одной из важных проблем являлась необходимость объективного подтверждения результатов атаки. Самолеты "Бостон" были оборудованы длиннофокусными фотоаппаратами с размером кадров 13 х 18 см и могли обеспечить высокую достоверность результатов атаки, но для этого экипажу требовалось по существу выполнить второй заход на цель, что нередко приводило к трагическому окончанию полета. Экипаж Францева стремился использовать все возможности для фотографирования успешных результатов атаки.

В апреле 1944 г их самолет вылетел на "свободную охоту". Видимость была прекрасной, хотя полярное солнце перемещалось по небу почти у линии горизонта.

Самолет-торпедоносец приближался к Гаммерфесту, где месяц назад экипаж вел бой с эсминцем и торпедировал подводную лодку. Перед входом в порт море было чисто. Пролетев еще несколько минут, Францев по самолетному переговорному устройству (СПУ) вызвал штурмана.

- Штурман, мы израсходовали уже половину бензина, пора возвращаться домой.

В ответ Галкин предложил пролететь дальше в тыл противника, еще километров 200, в район, где до этого не появлялся ни один торпедоносец и немецкие корабли чувствовали себя в безопасности.

- А как будем возвращаться на свой аэродром? Откуда возьмем горючее? - спросил Францев.

- Я рассчитаю маршрут над Норвежской и Финской территориями, так, что бензина на экономичном режиме хватит, хотя придется пройти вблизи нескольких вражеских аэродромов, но на бреющем полете, думаю, проскочим.

- Добро! Будем лететь еще минут двадцать, а там посмотрим... - решил летчик, и самолет устремился в район Тромсё, где немцы оборудовали среди мрачных скал Альтен-фиорда логово для своих самых мощных линейных кораблей - "Тирпиц" и "Шарнгорст".

Впереди по курсу показались многочисленные скалистые острова, среди которых могли скрываться вражеские корабли любого класса, поэтому экипаж усилил внимание к проливам, отделяющим острова от материка.

- Вижу впереди корабль! - объявил по СПУ летчик.

- По-моему это крупный транспорт, можно атаковать, глубины позволяют сброс торпеды, - доложил штурман.

- Атакую с левого борта! Уточни курс! - скомандовал Францев, - и самолет начал разворот на цель.

- Высота сорок! Скорость двести пятьдесят! Упреждение полтора корпуса! Влево пять! - скомандовал штурман.

Стрелок-радист Антипычев зорко наблюдал за воздушной полусферой и регулярно докладывал, что самолетов противника не обнаружил. Когда до цели оставалось около километра, от самолета отделилась стальная сигара торпеды, нырнула в воду и, оставляя на поверхности пенистый след, устремилась в точку встречи с кораблем противника. Самолет-торпедоносец стал описывать круг над обреченной целью, в ожидании результата атаки.

Примерно через полторы минуты над кормой судна взметнулся столб воды и дыма. Летчик еще раз нацелился на тонущий корабль и нажал на кнопку фотоаппарата (Фото 3). Победа!!! Можно возвращаться домой!

Расстояние до родного аэродрома было велико, и командир приказал стрелку-радисту передать на базу сообщение: "Атаковали транспорт в районе острова Арнёй. Транспорт затонул. Возвращаемся".

- Курс сто пять, набирай высоту две тысячи, пойдем в облаках, - скомандовал штурман, - там нас истребители не перехватят.

Самолет развернулся на заданный курс и с набором высоты вошел в облака, которые, к счастью экипажа, зависли над горами Северной Норвегии. Примерно через час полета облачность закончилась, и под самолетом появились озера Финляндии. Впереди по курсу находился неприятельский аэродром.

- Пора переходить на бреющий полет, курс сто пятьдесят, укроемся за сопками, может пройдем незамеченными, - предложил штурман, и самолет стремительно стал снижаться.

- Вижу взлетающие немецкие истребители! - доложил стрелок-радист.



Фото 3. Атака немецкого транспорта в "свободной охоте"

Самолет, едва не задевая за верхушки низкорослых сосен и берез, росших на склонах сопок, на максимальной скорости спешил обойти опасное место. Через несколько минут стрелок-радист доложил, что в задней полусфере истребителей не видно, и самолет развернулся курсом на свой аэродром. При подходе к линии фронта впервые за весь полет услышали с КП указания по радио для экипажа Францева: "Будьте внимательны! С Луостари поднялось звено истребителей на ваш перехват".

В Луостари базировались основные силы истребительной авиации немцев. Миновать встречи с ними было очень сложно. Однако, Францев, искусно маневрируя на бреющем полете, благополучно вывел самолет за линию фронта. Экипаж вздохнул с облегчением: теперь внизу своя территория, а дома и стены помогают...

Когда до Кольского залива оставалось около пятидесяти километров, правый мотор начал давать перебои.

- Горючее на нуле, - ответил Францев на вопросы штурмана и радиста.

В кабине штурмана располагалась рукоятка насоса для ручной откачки невыработанного остатка топлива из баков, в топливную систему. Штурман стал энергично качать ручной насос, и моторы заработали без перебоев.

- Будем садиться с ходу! - передал Францев на КП, и предупредил экипаж о возможности вынужденной посадки, если не дотянут до аэродрома. Но, самолет благополучно дотянул. Едва штурман прекратил качать насос, моторы тут же заглохли.

На проявленных в фотолаборатории снимках были четко зафиксированы позиция торпедного залпа, и взрыв торпеды в кормовой части корабля (фото.3). Флотские специалисты определили, что был торпедирован танкер водоизмещением 10 000 т.

К осени 1944 г экипаж торпедоносца потопил 2 транспорта по 8 000 т, танкер 10 000 т, 2 подводные лодки, за что летчик Е. Францев и штурман П. Галкин были награждены двумя орденами Красного Знамени и представлены к званию Героев Советского Союза.

Во второй половине августа они были вызваны в Москву, где в Кремле каждому из них были вручены Медаль Золотая Звезда, орден Ленина, грамота и удостоверение с текстом:

Герою Советского Союза
тов. Галкину Павлу Андреевичу

За Ваш героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 19 августа 1944 г. присвоил Вам звание Героя Советского Союза.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Шверник
Секретарь Президиума Верховного Совета Союза СССР
А. Горкин

Возвратившись из Москвы в родной полк, Францев и Галкин стали готовиться к очередному полету в тыл врага. На этот раз штурман рассчитывал нанести торпедный удар по немецкому авиатранспорту, стоящему более года в Порсангер-фиорде вблизи истребительного аэродрома Лаксельвен. По мнению штурмана, удачный результат был возможен только при определенных метеорологических условиях. Экипаж внимательно следил за изменениями погоды. Но, случилось непредвиденное...

12 сентября 1944 г. врачи положили штурмана Галкина в госпиталь на операцию, а 15 сентября Е. Францев вылетел на "свободную охоту" с начальником минно-торпедной службы В. Легкодымовым и стрелком-радистом С. Антипычевым. Через пару часов на КП аэродрома пришла радиограмма от Францева: "Порсангер-фиорд. Атаковал транспорт. Транспорт затонул. Возвращаюсь". Прошло несколько часов, но от Экипажа Францева никаких сигналов не поступало.

Высланный на место атаки воздушный разведчик подтвердил затопление транспорта. Через несколько дней командованию стало ясно, что экипаж погиб.

3. После победы

Штурман Галкин, оставшись без экипажа, был послан на Высшие Офицерские курсы, по окончании которых, назначен штурманом эскадрильи 51 МТАП ВВС КБФ.

После окончания Великой Отечественной войны П. Галкин поступил на штурманский факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии (в Монино) и, окончив ее в 1956 году, был назначен на преподавательскую работу в Камышинское ВМАУ. В 1959 г. это училище расформировали, а П.Галкина перевели старшим преподавателем Качинского ВВАУЛ. В 1967 г. П.Галкин был назначен начальником кафедры боевого применения средств поражения Ейского ВВАУЛ до момента увольнения в запас в 1978 году. В период с 1982 по 1996 г. он заведовал учебно-методическим кабинетом в том же училище.

Все послевоенные годы в памяти штурмана хранились события боевых лет. Поддерживая связь со многими соратниками, он пытался найти ответ на вопрос об обстоятельствах гибели Францева.

На родине Францева, его имя было присвоено средней школе, в которой он учился. При школе создан музей, посвященный Герою. Директор школы Р. Габделхаков оказался очень энергичным и настойчивым руководителем поисковой группы из учащихся школы. Он собрал все доступные материалы, связанные с жизнью и деятельностью Евгения Францева, его родных братьев и сестер (а их семья состояла из 11 человек!), а также рассказы его соратников. По объему и ценности собранного материала школьный музей занял призовое место в системе школьного образования России. Все эти годы школа держала связь со штурманом Галкиным.

Долго оставался без ответа последний вопрос: что произошло с экипажем 15 сентября 1944 года? Настойчивые поиски ответа на этот вопрос принесли первые обнадеживающие плоды. В декабре 1999 года в одном из финских изданий обнаружена фотография обломков самолета на берегу финского озера. Под фотографией текст (в переводе с финского): "Фотография места гибели экипажа самолета Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Евгения Францева, сделана 26 августа 1981 года. Самолет "Boston А-20G-45" из состава 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка разбился на берегу озера Давгалуоббал 15 сентября 1944 года".

4. Заключение

Перевод финского текста был осуществлен в Министерстве Обороны 20 января 2000 года. Копию фотографии с переводом бывший штурман П. Галкин получил в Ейске, накануне дня Защитника Отечества, 22 февраля 2000 г.

Возможно, что найденный ответ о месте гибели экипажа, позволит ответить на последующие вопросы: что произошло 15 сентября 1944 г. в момент гибели экипажа, почему фотография была сделана через 36 лет после его гибели, сохранилось ли захоронение членов экипажа?

Пока не будут получены ответы на эти вопросы, хроника экипажа самолета-торпедоносца не окончена. Надо искать - этого требует память о тех, кто обеспечил победу в Великой Отечественной войне.


Литература
1. Бойко В.С. Крылья Северного флота. - Мурманское книжное издательство, 1976. - 317с.
2. Галкин П.А. Слово о моем командире. - Североморский летчик, 22 ноября 1944 №276.
3. Герои Советского Союза Военно-морского флота. - М.: Воениздат, 1977. - 558с.
4. Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 288с.
5. Иванов П.Н. Крылья над морем. М.: Воениздат, 1972. - 303с.
6. Кубани славные сыны. Очерки о Героях Советского Союза. Книга 3. - Краснодар: 1995. - 256с.

HOME
Сайт создан в системе uCoz