- Ф -
Фантастика
- делится на достаточно серьезную фантастику: изобретения ситуаций, предостережения (детективы, научно-философские исследования и т.п.), современные сказки для детей (этические, художественно-эмоциональные и т.п.) - и наукообразный бред (популяризация научных знаний и доктрин).Фантасты и "зеленые" рассмотрели огромное количество сценариев возможного развития человечества и здесь их не удивишь и не переплюнешь. В то же время и те, и другие делают каждый свое "черное дело", создавая иллюзию, что есть люди, которые все знают и все предусмотрят, всего, что необходимо, добьются, в общем: можешь спать спокойно, дорогой товарищ обыватель. Товарищ спит, а время идет и уходит безвозвратно, так как ни те, ни другие не относятся к "лицам, принимающим решение
".Реальные сценарии развития событий, изложенных в фантастических произведениях, как правило, гиперболизированны и создают иллюзию, что этого никогда не будет.
Если отнестись к предостережениям фантастов серьезнее, то можно в их произведениях найти много интересного, поучительного и применимого к повсеместной действительности.
Факт
- событие, которое было или есть на самом деле.Фальсификация
- ложь, подделка, искажение данных; фальсификация в ее различных проявлениях широко применяется для формирования общественного мнения, результатов выборов, якобы проводившихся исследованиях по определению рейтинга политиков и т.п.Фашизм
- “одна из форм открытой буржуазной диктатуры. Установление фашистского строя в ряде европейских стран являлось, с одной стороны, признаком слабости рабочего класса, расколотого предательской политикой социал-демократии; с другой стороны, это был "признак слабости буржуазии... признак того, что буржуазия уже не в силах властвовать старыми методами парламентаризма и буржуазной демократии..." (Сталин И.В.). Фашистские партии в своей борьбе за власть широко использовали мелкую городскую буржуазию (ремесленников, мелких торговцев), страдавших от последствий первой мировой войны и экономического кризиса 1929-1933 гг. Стремясь привлечь на свою сторону мелкобуржуазные массы, фашистские партии заявляли, что они "устранят классовую борьбу" и "уничтожат марксизм". Натравливая одну национальность на другую, фашистские партии проповедуют так называемую "расовую теорию" (см.Расы). С началом второй империалистической войны в Европе во всех капиталистических государствах, в том числе и в так называемых буржуазно-демократических, буржуазная реакция развернула поход против рабочего класса и трудящихся масс, установила режим военной диктатуры. Таким образом стирается различие между так называемыми буржуазно-демократическими и фашистскими государствами. Империалистическая реакция во всех капиталистических странах усиливает эксплуатацию трудящихся, уничтожает демократические свободы и парламентские учреждения, загоняет в подполье коммунистическое движение и рабочие организации, упраздняет социальное законодательство” (довоенное определение). Анализ определения термина фашизм, особенно в более поздних интерпретациях по отечественным источникам, показывает, что авторы чего-то недоговаривают. Некоторым решением проблемы представляется другой подход - введение понятия "партии фашистского толка": это такие партии и движения, которые оправдывают и считают допустимым решение общественных проблем не путем преобразования общества, его структур, а путем порабощения или физического уничтожения людей, работающих в этих структурах (классы, веры, нации). Можно было бы выделить национал-фашизм (германский фашизм), социал-фашизм (российский фашизм), религио-фашизм (европейский средневековый) и т.п.Практически фашизм - идеология, совмещенная с терроризмом. В этом плане проявлениями фашизма грешат очень многие режимы и общественные структуры. Как правильно говорили в учебниках, Великая Отечественная война - это война двух государств: фашисткой Германии против коммунистического Советского Союза. В то же время Вторая Мировая война была одновременно и борьбой с фашизмом (причем во всех его проявлениях), а также и попыткой борьбы других идеологий с коммунистической идеологией также путем физического уничтожения ее носителей. Как утверждают исследователи, именно этим и определяется развязывание Второй Мировой войны, ее непонятное течение и переход в дальнейшем в "холодную войну".
Истоки фашизма находятся в недрах религии - знаменитые крестовые походы, уничтожение еретиков инквизицией, "охота на ведьм" - это все проявления фашизма.
Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС) при наличии всех тяготеющих к фашизму признаков вполне можно считать "партией фашистского толка". Другой вопрос, какие цели эта партия перед собой ставила? Анализ ее программных заявлений и реальных действий показывает, что цели были благородные, но каким образом их можно было реализовать, она толком не знала (так как пыталась построить действительно новое общество, а это невообразимо трудно)
, т.е. ее действия носили характер ошибок (правда, развитие человечества и идет методом проб и ошибок), но не злого умысла. Именно это и позволяет требовать от нее покаяния и надеяться (не более), что партия может "прозреть".Отметим, что "прозреть" может именно партия, но не отдельные коммунисты: среди последних, наряду с людьми честными и умными (которым не надо ни прозревать, ни каются), всегда хватало дураков и подлецов. Именно последние и утверждают, что партии каются не надо, так как, мол, именно "Я" ни в чем не виноват, хотя виноват обычно именно "Он". Подобные "партийцы" зачастую с бравадой заявляют, что в партию вступали из соображений карьеры (личного благополучия) - этих людей дураками назвать уже нельзя, но нельзя им и верить, предавший раз предаст столько раз, сколько будет необходимо именно Ему, например, для более успешной карьеры.
Меняются люди и их идеология, меняется и общество. И на разных ступенях его развития мы имеем дело с различными системами. Та Русь, та Европа, та Америка, которые есть, это далеко не те страны и континенты, какими они были. Но только так и может быть в любой достаточно крупной общественной структуре; именно этим, кстати, отличается общественная структура от личности - личность уходит в могилу (в народе говорят, что горбатого могила исправит), общество же видоизменяется
. Пластичность, способность эволюционировать, исправлять ошибки, не упорствуя в них - основное преимущество общества перед личностью.Необходимо научиться и уметь различать коллективные и индивидуальные действия в общественных системах.
Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания [2]. Определение на этом не заканчивается, но представляет интерес для анализа как образец нелогичности. В соответствии с ним мышление бытием не является, что не представляется правильным.
Мы определим для себя философию как - область человеческой деятельности, связанную с изучением бытия, т.е. философия - не только наука, но и практика ее применения: наука и искусство размышлять
.Философия дураков
- философия, базирующаяся на прагматизме, утилитаризме, либерализме и т.п.Философия круглых дураков
- круглые дураки думают в основном о других, а не о себе, отсюда и их философия.Философия права - концентрированно может быть определена выражением "Мертвые прав не имеют
"; человек рожденный обладает не правами, а свойствами - это то, что дано ему природой. Общество дает ему защиту в тех пределах, которые в состоянии обеспечить, и общество же обременяет человека опасностями и обязанностями. Соотношение между обязанностями, опасностями и защитой регулируется институтом морали и, там где она не справляется, права. Существуют формальные (декларированные) и реальные (те, которые человек в состоянии реализовать на практике) права, находящиеся в определенном соотношении.В соответствии с философией права "мертвые прав не имеют". Права имеют только живые. Право - договор между обществом и его членами. Так как в соответствии с институтом права общество берет на себя часть функций по защите человека от посягательств на него со стороны отдельных его членов (физических или юридических), то человек лишается (уступает) права самостоятельно осуществлять указанную защиту, т.е. теряет дееспособность, а попытка ее осуществить становится преступлением (самосуд).
Философская логика - рассмотрим это явление на примере определения такой категории, как МАТЕРИЯ (определения взяты из [1,2], можно взять и из других источников, но для нашего случая это не принципиально).
1. Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем.
“Материя - бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм структурной организации, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом некоторой более сложной системы. Поэтому было бы неправильно искать "материю как таковую", некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.
Внутренняя сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства..."
Цитирование можно продолжать и продолжать, но мы перейдем к анализу и попробуем вычленить смысл.
Таким образом: во-первых, материя - множество явлений, субстрат свойств, взаимодействий и форм движения; во-вторых, "неправильно искать "материю как таковую", некоторую неизменную первичную субстанцию". Вторая мысль серьезному комментарию не поддается, так как претендует на обладание абсолютной истиной, тем более, что неизвестно, где это задано, что первичная субстанция должна (обязана) быть неизменной; первичная субстанция может быть и изменяющейся, но способной образовывать вторичные практически неизменные вещи (элементы мира, элементарные частицы, атомы, молекулы и т.п.). Искать же /и создавать/ что-то в том мире, где мы живем, пользуясь собственным интеллектом, а не великим учением классиков, "неправильно".
2. Явление - [1] конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. /То есть по [1] явление - это проявление/.
Событие -
слово, в философии ничего не обозначающее. Фактически событие - это происшедшее явление, то что произошло, реализовалось.Свойство -
сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно. /Определение более чем странное: различие или сходство - это признак классификации, не более/.Сторона предмета, проявляющаяся во взаимодействии с ним,
- с этим можно согласиться. Что "всякое свойство относительно" - вопрос вопросов -свойства
существовать, мыслить, двигаться таковыми не представляются. /Над этим термином (определением) стоит поразмышлять/.Процесс - (лат. processus - происхождение, продвижение) закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. /То есть явление (см. выше) - это...процесс,
процесс - это "изменение явления, переход в другое явление"/.Сущность
- [2] смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Здесь также можно поставить большой знак вопроса (?).Далее, сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы; (по [1] сущность - действительное содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явлением называют то или иное обнаружение предмета - его эмпирически констатируемые, внешние формы существования). /Непонятно, что такое "формы бытия"/.
Рассматривая положения пункта 2, видим, что определения противоречивы, запутанны и тавтологичны (то есть термины определяются друг через друга, что в современных логических системах представляется недопустимым, но является неизбежным).
Попробуем дать свои определения:
Свойство - проявление сущности вещи
.Проявление
фиксируемое (наблюдаемое) внешней (третьей) системой действие. Действие - изменение мира.Система - вещь (третья вещь), образованная двумя взаимодействующими вещами.
Вещь, выделенная нами, - часть мира, обладающая относительно постоянной способностью к взаимодействию с последним (миром).
Небольшое замечание: вещи существуют только "для нас" (хотя некоторые философы и любят их делить на вещи "в себе" и вещи "для нас"), в самом мире вещей нет "мир един и неделим"
.Сущность - способность вещи совершать при взаимодействии с другой вещью определенные, связанные лишь с ней и конкретной другой вещью, действия в мире, создавая определенные отношения в системе двух вещей и придавая определенные свойства последней на более последующем этапе взаимодействия системы двух вещей с третьей (то есть проявляясь). Действия, определяющие ее (вещи) отличие от всех других вещей и отличие от ее же изменчивых состояний, возникающих под влиянием тех или иных обстоятельств (других вещей). В приведенном примере другая вещь, при прочих равных условиях, - температура.
Продолжим цитирование [2].
3. Время и пространство - основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует, реальны ли время и пространство или это чистые абстракции, существующие в подсознании человека.
Естествознание XVIII-XIX вв., говоря об объективности времени и пространства, рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи и движения.
Время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства.
Наукой доказано (??), что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения.
4. Категория - основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания. Категории образовались в процессе исторического развития познания на основе общественной практики. Они позволяют человеку глубоко познавать окружающий его мир...
Диалектический материализм придает большое значение категориям как формам отражения бытия и опорным пунктам познания. Основные категории диалектического материализма: материя, движение, время и пространство, качество и количество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность и т.п.
5. Форма - в философском словаре определения нет и рассматривается во взаимосвязи "содержания и формы" (!!).
Содержание и форма:
1) философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. форм. Понятие форма употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры содержания.
Можно вычленить: форма - способ (?) существования содержания.
2) В мышлении - многообразие способов деятельности общественного субъекта с объектом в идеальном плане, направленные на воспроизведение закономерностей и свойств объективной реальности в содержании мышления (категории, восхождение от абстрактного к конкретному, различные формы умозаключений и т.д.). Совокупность форм мышления определенным образом организует познавательное содержание и направляет движение мысли субъекта в процессах получения нового знания.
3) В искусстве: форма - внутренняя организация, конкретная структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических изобразительно-выразительных средств для выявления и воплощения содержания. Основные элементы содержания произведения искусства - его тема и идея....
6. Способ - в философском словаре и также философской энциклопедии определения термина способ нет (!?), но есть понятие "способ производства" - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений.
7. Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле...
Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения... Движение - способ существования материи.
8. Атрибут - неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
Сравнивая (5) и (6), видим, что:
Свойство - это способ (!). Таким образом, материя - множество явлений, субстрат свойств, взаимодействий и форм движения. Время и пространство - основные формы бесконечного множества всех существующих явлений, объектов и систем, субстрата всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения.
Если форма - способ существования содержания (?), а явление - внешние формы существования вещи, то, подставляя эти выражения в предыдущие, получим:
Материя - способ существования вещей и движения.
При этом: время и пространство - основные способы существования бесконечного множества всех существующих явлений, объектов и систем, субстрата всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения.
Или более коротко: время и пространство - основные способы существования множества явлений.
Но что такое способ? В философском словаре, а также в философской энциклопедии определения этого термина нет (!!!). Использование подстановок и определений позволяет сформулировать: Способ - внутренняя организация чего-либо, его структура и тогда действительно: способ - это форма.
Ассоциативный блок
.Но форма - это способ [1].
Вот и вся философская логика. УВЫ.
Феномен
- понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры - фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература, все это нашло обобщающее определение - чернуха.В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей).
Фигурой умолчания является и определенная государственная политика, заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не "созрел", "не поймет", "опыт показывает" и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта).
Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы, которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.
Физические системы - системы взаимодействия единичных объектов, химические системы - системы с преимущественно коллективными явлениями.
Философия - наука и искусство размышлять - думать об окружающем нас мире - обобщать...
Фильм ужасов - фильм мерзостей.
Форма - конкретная реализация сущности вещи, точнее - одна из конкретных реализаций, не меняющая сущности вещи, являющейся содержанием вещи, но добавляющая ей определенные обусловленные формой свойства, образуя тем самым третью вещь.
Сущность вещи - содержание формы. Иногда под содержанием понимают материал, из которого изготовлена вещь и, если это определяет ее сущность, то это верно. В таких случаях: форма - нематериальная вещь, придающая второй материальной вещи, которая является ее наполнением (содержанием), определенные свойства третьей вещи. Сама форма является независимой от содержания. Содержание также является вещью, в общем случае нематериальной, независимой от формы. Форма - система устойчивых связей третьей вещи, но "подразумевает ли она содержание и является ли она им сама?" - вопрос пока (в данной работе) открытый.
Формы третьей вещи все время меняются - сущности же второй и третьей вещей остаются при этом без изменения. Особенностью отношения между формой и содержанием является то, что содержание может быть реализовано различными формами. Если это не так, то мы имеем дело с другим отношением и говорить о форме уже нельзя.
Меняются формы ведения войн, управления большими массами людей, присвоения прибавочной стоимости, мошенничества и грабежа и т.д.
По литературным данным:
Форма - способ организации и способ существования вещи (предмета, процесса, явления) [2]. Определение достаточно непонятное, так как не определен термин способ (в философском словаре [2] его нет, в философской энциклопедии [1] тоже). В связи с этим мы будем вынуждены дать свое определение термина способ. Но сам факт применения неопределенного термина через который определяются другие базовые философские категории в справочной (!) литературе заставляет усомниться в доброкачественности учения. Такое состояние можно охарактеризовать как кризис философии.
Существуют мир форм (идей) и мир вещей
[1] (это сказал не я -В.Г.). Уже Платон подчеркивал устойчивость формы по сравнению с содержанием и ее активность. В современной философии проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Следует отметить, что мысль о том, что форма активна, сомнений не вызывает, что устойчива по сравнению с содержанием - вопрос.Можно также считать, что содержание - функция формы. В последнем случае мы можем различать: форму и содержание третьей вещи, и содержание формы (форма формы, содержание формы - третья вещь).
Ассоциативный блок.
Форма - область топологических эффектов.
Форма и содержание
по [1]- философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействия между собой и другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. Во взаимоотношении формы и содержания содержание представляет подвижную динамическую сторону целого, а форма - систему устойчивых связей предмета.В нашем понимании все будет как раз наоборот: форма - переменная компонента (система второстепенных и необязательных связей), содержание - сущность вещи - неизменная компонента вещи.
В качестве примеров рассмотрим: стакан, книгу, ледяной куб. Форма - стакан, данная форма обеспечивает содержание (сущность), способность удерживать воду. Это же содержание может иметь форму бутылки, колбы, тарелки.
Форма - роман, содержание - любовные отношения, это же содержание может быть облечено в форму лирического стихотворения, басни и т.п.
Форма - куб, содержание - способен лежать на плоской поверхности. Форма - ледяной куб, содержание - меняет форму под действием тепла. Кусок стекла в форме линзы. Содержание - преломляющая свет система, форма - линза, третья вещь - стекло. Линза, являясь содержанием способности стекла принимать данную форму, позволяет выделить третью вещь - преломляющую свет систему.
Ассоциативный блок.
Практически любая форма является содержанием какой-то третьей вещи, которая, в свою очередь, имеет свою форму - это особенность ориентирования человеческого интеллекта в окружающем его мире (психология восприятия среды). Вдумаемся в словосочетания:
Форма формы и содержание содержания.
Форма содержания и содержание формы.
Ассоциативный блок
.Анализируя историю, желательно отличать форму от содержания, например: пакт Риббентропа-Молотова по форме разделил Польшу между Германией и Советским Союзом, но по сути (по содержанию) спас четыре (или даже больше) миллиона польских жителей (в основном евреев) от уничтожения (примерно столько жителей Польши было уничтожено за время оккупации на территории попавшей под влияние Германии
).Формация
- общественный строй: первобытно - общинный (первобытный коммунизм), феодализм, капитализм, социализм, коммунизм - деление, основанное на....Ассоциативный блок.
Очень удобно пользоваться формациями.
Фундаментальные науки - в чистом виде не встречаются, но в каждой науке есть фундаментальная, естественная и прикладная составляющие. Фундаментальная составляющая - это работа на границе между нашим знанием и незнанием в задуманном направлении. Естественная составляющая - это знания, полученные вне зависимости от направления исследования (побочно), прикладная составляющая - та работа и те знания, за которые, собственно, и платят деньги заказчики.
Функция - (свойство системы) определяет систему, существует и появляется раньше, чем аргумент, например: вещь является маятником по той простой причине, что она колеблется, а не потому она колеблется, что является маятником.