- И -
Идеализм
- философское течение, в соответствии с которым считается, что во Вселенной (в Мире) сначала возникло сознание (дух), а затем уже материальный мир: сознание первично, а материя вторична. В системе познания реальный порядок вещей соответствует идеалистическому, нет сознания - нет и познания, говорят "без субъекта нет объекта". В основе идеалистического восприятия Мира лежит то, что человек познающий, при последовательном честном подходе, не может гарантировать существование Мира, так как может иметь и имеет дело только с собственными ощущениями. Исходной точкой, доказывающей факт собственного существования, было положение (мысль): "Мыслю, следовательно, существую". Для задумывающегося разума (сомневающегося субъекта) существование даже собственного тела уже проблематично и требует доказательства. Существуя, разум вынужден Мир изучать, и, если последний существует объективно, не только изучать, но и жить в нем, при этом вполне допустимо сделать один шаг в сторону от точного доказательства - считать (верить), что мир существует вне нас, а наши ощущения каким-то образом однозначно связаны с ним. И, опираясь на эту зыбкую веру, на ощупь жить в этом зыбком для нас мире. Делать второй и последующие шаги - это уже чистое безумие, поэтому дальнейшие действия сомневающийся субъект подвергает всесторонней проверке: возникают практика (для жизни вообще) и философия (теория - для человека).В идеалистическо-материалистических спорах достаточно интересным является вопрос: "что (правда непонятно: где?) появилось раньше: материя (Вселенная) или сознание (дух-Бог)?" С точки зрения здравого смысла, но не религии, не исключено, что они появились одновременно и - одно не может существовать без другого, или что они существовали всегда и поэтому не появлялись вообще, а являются этим самым изначально заданным бытием. Но и при этом возможен, конечно, вопрос: "что из них первично, то есть является ведущим, доминирующим элементом, а что вторично, то есть ведомо?"- но в этом случае необходимо сначала разобраться, что же это такое материя, что такое сознание (дух) и, самое главное "где?" и "в чем?" первично. И еще вопрос: “Что такое сознание?"
Ассоциативный блок.
Сознание - это свойство определенным образом организованной (то есть достаточно сложной) материальной системы. Свойство, которое появляется в природе как, например, односторонность поверхности у ленты Мебиуса (топология). Ассоциация почти ничего не дает, но все же...
Идеальный товар
- товар, который ничего, или почти ничего, не стоит продавцу в производстве, не нуждается в складских помещениях, транспорте для доставки потребителю, компактен и имеет высокую продажную цену.Примеры негативных товаров, близких к идеальным: религия, наркотики, услуги (особенно такие, как проституция, неявная реклама, предательство, убийство и т.п.), человеческие органы, поставляемые в виде живых людей и детей, жвачка и сигареты, алкоголь и броская упаковка, ворованные вещи и знания, последние имеют характеристику, близкую к идеальному товару, если они получены другими или предшествующими поколениями.
Примеры антиидеальных товаров: космические исследования, наукоемкие технологии, вновь получаемые знания (фундаментальная часть науки). Наукоемкие технологии, несмотря на ее триумфальное шествие по планете, попали в разряд антиидеальных товаров не случайно. В нормальном состоянии общества их развитие практически обречено на неудачу, так как они требуют колоссальных вложений с достаточно малой вероятностью возврата средств. Но в режимах гонки, неважно какой: гонки вооружения, конкуренции, выживания - цель оправдывает любые затраты и издержки, что мы и наблюдаем в последние столетия. Огромные людские и интеллектуальные ресурсы были брошены волевым образом на создание экологического, политического и экономического кризисов, которые постигли планету (биосферу и общество) в наши дни.
Можно привести примеры и позитивных идеальных товаров, например: культурные интеллектуальные ценности (стихи, песни, концерты), позитивные услуги, но это все имеет место лишь в определенных позитивных условиях.
Идиома - [греч. idioma - своеобразное выражение] - свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например, русские выражения "остаться с носом", "собаку съел" и т.д. [12].
Иерархия [гр. hieros - священный + arche - власть]- священная власть, последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. При исследовании естественных и общественных систем применяют понятия "более высокие" или "низшие" порядки, которые обозначают не качество, но взаимосвязь, обусловленную классификацией, либо взаимодействием: "более высокое" не может, например, существовать без "низкого" (предшествующего). В обиходном сознании очень часто смешивают понятия "более высокое", "высшая ступень" и т.д. с "лучшим". На самом деле чаще всего имеет место отношение не "лучше-хуже", а "другое", "следующее".
Избиратель - достаточно наивный член общества, интересующийся политикой и верящий в то, что те люди, за которых он будет голосовать:
- его не обманут;
- умнее его в тех или иных вопросах;
- будут заботиться о благе всего общества;
- способны противостоять относящейся к негуманоидным системам технологии принятия решений.
Несмотря на некоторую наивность, избиратель заслуживает уважения как человек стремящийся хоть что-то в этой жизни изменить мирным путем.
Избирательная система - общественный институт, позволяющий реализовать общественный договор между народом и правящей (более правильно было бы сказать - управляющей) надстройкой общества (страны) по разделению обязанностей.
Фактически является некоторой "экспертной системой", так или иначе оценивающей качества претендента на управление народом (в лице государства или более мелкого общественного либо производственного подразделения), которая "усредняет мнения". Усредненное мнение заведомо неправильно, так как оно достоверно содержит кроме верных еще и ошибочные, конъюнктурные, целенаправленно искаженные и прочие подобные позиции. Тем не менее "усредненное мнение" в некоторой степени защищено и от предельно ложных оценок, что, по-видимому, обусловливает сохранение этой системы в областях жизни имеющих второстепенное значение, либо являющихся ширмой для проведения определенной политики теми или иными силами.
В жизненно важных случаях, например, в армии (в военное да и, пожалуй, мирное время) представить себе выборность командиров проблематично.
В силу того, что избрание представителя правящей элиты практически всегда происходит большим количеством людей, даже при самом добросовестном функционировании избирательной системы существуют большие возможности манипулирования результатами выборов: обработкой общественного мнения (воздействуя на внушаемых людей), снижением возраста избирателей (вовлечения в политику интеллектуально и граждански незрелой прослойки населения), изменением границ избирательных округов, отвлечением внимания избирателя от проблем насущных псевдопроблемами и т.п.
Избыточность - понятие, с точки зрения философии, не заслуживающее того, чтобы его выделили в самостоятельную категорию, так как отсутствует в [1], [2]. По здравому рассуждению оно тесно связано с такими вещами, как ценности, мера, необходимость, достаточность. С диалектической точки зрения избыточность является одним из условий перехода количества в новое качество. Понятие избыточность можно связать с такими вещами как резервирование, устойчивость и надежность.
Избыточность - одно из свойств вещи, позволяющее ей относительно просто превращаться в другую вещь.
Иллюзия
[лат. illusio - обман, заблуждение] - искаженное восприятие действительности. В литературе (науке) различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при этом сам организм, воспринимающий иллюзии, функционирует нормально. Другие обусловлены патологическими (болезненными) отклонениями в функционировании организма иллюзирующего субъекта. От иллюзий предлагают отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, возникают при отсутствии внешних объектов (правда, что это такое "отсутствие внешних объектов", наверное, затруднятся сказать и сами авторы определения [2]).Иллюзия разумного действия - уверенность человека в том, что он мыслит и поступает совершенно разумно; особенно сильной эта иллюзия бывает в том случае, "когда этого не наблюдается на самом деле", что вполне понятно - по определению.
Имитация - 1) подражание; 2) подделка [12]; 3) видимость, суррогат, то есть заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого предмета (эрзац).
Имитационное мышление - процессы в центральной нервной системе (мозгу человека), напоминающие разумное мышление, но таковыми по своей сути не являющиеся: человек думает, что он думает, а на самом деле он морочит самому себе голову. Имитация мышления характерна для человека при недостатке информации, необходимой для полноценной мыслительной деятельности, низкой культуре мышления и патологических изменениях личности в результате болезни, злоупотребления алкоголем, табаком, наркотиками и тому подобными вещами.
Империя - крупное государство, объединяющее большое количество народов под единой (центральной) властью. В настоящее время, эпоху империализма, понятие стало несколько шире - говорят о промышленных империях, финансовых империях.
Ассоциативный блок.
Одни - говорят, другие - не признают.
Еще один ассоциативный блок.
Слово и понятие “империя” является ругательным именно в социалистических странах - мире социализма. В капиталистических странах термин и понятие "империя" является вожделенным - все стремятся их создавать (финансовые, информационные и т.п.), но не каждому - это удается. Понятия “империя”, Российская империя являлись, по видимому, предметом "черной зависти" всего западного мира. То есть мы можем сделать вывод, что слово запущено в наш обиход исключительно "для внутреннего пользования".
Империализм - следует отличать от колониализма; сейчас мы живем в эпоху империализма (см. предыдущее определение). По определению В.И.Ленина, империализм характеризуется пятью признаками [11]:
1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни (чего?);
2) слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого "финансового капитала", финансовой олигархии;
3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение;
4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;
5) закончен территориальный раздел Земли крупнейшими капиталистическими державами.
Перечисленные выше вещи имеют свои плюсы и минусы, не исчерпывающие сложность задачи развития современной цивилизации: кроме промышленно-политических проблем возникла масса других - экологических, культурологических, демографических.
Индульгенция - папская грамота, дающая отпущение как совершенных, так и, что исключительно важно, еще не совершенных грехов. Индульгенция освобождает грешника от угрызений совести и является основой института свободы совести.
Инерция - в механике свойство тел при взаимной компенсации внешних воздействий сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. В широком смысле инерцию рассматривают как свойство всех материальных объектов сохранять присущее им движение и изменять это движение в конечный промежуток времени [1]. Еще в более широком смысле этого слова инерцией является способность (свойство) вещи при отсутствии других действующих факторов сохраняться во времени. Если в первых случаях мы имеем дело с инерцией тела, движущегося в пространстве, то во втором - с инерцией вещи, движущейся во времени. Кроме того, не исключено, что в последнем случае мы имеем дело еще и с изменением вещи под воздействием времени.
Ассоциативный блок
.Кстати, этим могут быть (но могут и не быть...)
обусловлены явления так называемого спонтанного, то есть "самопроизвольного", распада ядер атомов.Инерционность
- свойство природы, определяющее способность вещи сохраняться во времени и пространстве, то есть существовать. (Обязательно посмотри, что такое вещь и природа). Инерционность обусловливается, вероятно, бесконечностью и непрерывностью мира: пространства, времени, материи.Ассоциативный блок
.Самая неприятная инерционность - инерционность (инертность) мышления.
Институт
- явная или неявная структура общества или общественных отношений, выполняющая выделенную задачу (ряд задач) или необходимую для общества функцию; общественными институтами являются: семья, церковь, школа, армия, партия, мафия, власть, сфера искусств, наука, средства массовой информации и т.п..В области общественных отношений
: мораль, патриотизм, альтруизм ...Ассоциативный блок.
Не следует путать вуз, университет и институт.
Институт оппонента
- достижение культуры и цивилизации, позволяющее сохранять динамическое равновесие в обществе; известно, что система, лишенная силы противодействия, реакции опоры, начинает двигаться под действием любых других сил....В основе института оппонента лежит диалектический способ познания мира, требующий проверять и перепроверять, то есть подвергать сомнению любое очевидное и тем более
неочевидное положение.Ассоциативный блок.
Признают необходимость института оппонента многие (на словах), терпят его наличие единицы (на деле).
Интеллект
- одно из качеств человека, в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. В первом приближении интеллект можно определить как "триединство" разума, памяти и воспитания. Неотъемлемой частью интеллекта является хранящаяся в памяти (преимущественно приобретенная), архитектуре, структуре и "химизме" мозга (наследственная и воспитанная) информация, которая, собственно, и обеспечивает это триединство: совокупность мыслительных способностей человека, определяемых наследственностью, воспитанием, разумом, памятью ижизненным опытом (самовоспитанием). Интеллект, наряду с сознанием, чувствами, эмоциями и конституцией, является основной составляющей личности человека. Приложение №6;
Интеллект - так как в философском словаре определения нет (?!), то по [12] - ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека.
Ассоциативный блок.
Интеллект: он или есть, или его нет.
Интеллектуал
- по [7], " человек который (1) получил академическое или подобное ему образование, (2) никак не связан с хозяйственной жизнью и прежде всего не является рабочим, (3) выступает публично и стремится стать авторитетом в вопросах морали, политики, философии и мировоззрения. И рабочий, и профессор кооптируется (внедряется) в среду интеллектуалов, когда он начинает высказываться по перечисленным выше проблемам. Интеллектуалами являются чаще всего журналисты, литераторы и художники, а также профессора университетов из тех, кто подписывает коллективные манифесты социально-политического и нравственного содержания.Суеверие, связанное с интеллектуалами, состоит в том, что интеллектуал как таковой якобы обладает авторитетом в области этики, политики и мировоззрения. Из-за распространенности этого заблуждения интеллектуалы играли и продолжают играть решающую роль в общественной жизни. В частности, они руководили многими революциями, которые - вопреки господствующему мнению - почти всегда были делом интеллектуалов, а не народных масс...".
Ассоциативный блок
.Дополняя Ю. Бохеньского, можно сказать, что среди интеллектуалов есть как специалисты в перечисленных выше областях, так и неспециалисты, подтверждением чему является, например, работа [7].
Интеллектуальная недобросовестность
(ЛОЖЬ) - понятие, приобретающее в связи с достижением человечеством исключительно высокой производительности труда в сфере материального производства, все более важное значение с точки зрения выживания человечества. Неверные выводы и рекомендации к действию институтов обработки информации создают угрозу безопасности всей биосфере, не говоря уже о более мелких биоценозах и общественных структурах (государствах).Наглядные примеры: Чернобыль, перестройка, антимальтузианство...
Ассоциативный блок
.Не следует путать ЛОЖЬ с заблуждениями, недостатком информации.
Интеллектуальная кинетика
- практика использования интеллектуального потенциала (интеллектуальных ресурсов) и сопутствующие ей процессы.Ассоциативный блок
.Звучит достаточно хорошо и непонятно.
Интеллектуальный потенциал
(человека, общества) - совокупность интеллектуальных качеств (интеллектуальных ресурсов), которая может быть использована системой для решения стоящих перед ней задач по самосохранению и развитию.Интеллектуальная статика
- практика использования интеллектуального потенциала (интеллектуальных ресурсов) и сопутствующие ей процессы.Интимный
- понятие из области естественных прав человека.Интимные вещи
- это такие вещи, которые человеку неприятно, или не хочется демонстрировать или обсуждать с другими по его личному основанию.Ассоциативный блок
.Судя по фильмам, печатной продукции, рекламе и т.п. в современном западном мире права на интимную жизнь Человек фактически не имеет. Информация
- знак (ключ) для информационной системы, приводящий последнюю в определенное состояние или вызывающий определенное действие с ее стороны.Понятия информация и информационная система являются парными и существуют только в единстве друг с другом, физически они также не могут существовать друг без друга, так как в основе их отношений имеет место СОВПАДЕНИЕ СВОЙСТВ, что позволяет определить информацию как отношение:
Информация - отношение
между физическим сигналом, приводящим данную информационную систему в определенное состояние (изменяющее или сохраняющее ее), или вызывающим однозначно определенное действие со стороны системы при условии сохранения целостности (?) самой системы под воздействием этого сигнала (но не реакции на него), и состояниями самой системы.Информация
для нас - то, чем наполнена память человека и человечества. В некоторой степени это понятие находится в прямом соотношении с воспитанием.Воспитание - качество информации (?). Информация является предметом особого рода и, более того, весьма особого. В связи с этим рассмотрим несколько примеров.
Пример первый. Существуют выражения: "отдал жизнь", "взял его жизнь". Да, это простонародные выражения. Тем не менее они существуют и отражают миропонимание. При внимательном рассмотрении становится понятным, что термины "отдал" и "взял" подразумевают переход чего-либо от одного субъекта действия к другому. В данном контексте другим субъектом может выступать только существо божественное, но это уже объект не общественных отношений (права), а сказок, что требует иного подхода к формированию приемов и культуры мышления, отличного от нашего.
В общем, жизнь можно:
потерять, прекратить, уничтожить, продлить и т.п., где не происходит ее переход от одного существа к другому. Но выражения существуют, существуют как неосознанная мечта.
Пример второй. Известно, что в одной книге содержится какое-то количество информации. На вопрос :"Какое количество информации содержится в двух таких же книгах?"- ответ следует обычно с существенной заминкой. Основная масса людей никогда не задумывалась о том, что в двух одинаковых книгах содержится столько же информации, как и в одной. Другая сторона этого феномена заключается в том, что информацию нельзя отдать. Отдать можно только материальный носитель, на котором зафиксированы знаки, способные создавать в соответствующей информационной системе информационные блоки (то, что мы, собственно, и называем информацией): книгу, рукопись, дискету, картину. Но информацию можно: потерять, уничтожить, создать, в некоторой степени перенести или скопировать, в другую информационную систему.
При внимательном взгляде на человечество становится понятно, что феномен информации и феномен человечество - это процессы, а не фиксированные состояния, причем один в другом.
Информация в памяти человека - это процесс его жизни. Тем не менее, несмотря на столь "глубокие" рассуждения по поводу информации, будем считать, используя принцип экономии мышления, что на сигнальных вещественных (говорят материальных) носителях содержится именно информация (пока есть воспринимающий ее субъект).
Пример третий. Во время войн, революций и других масштабных акций широко применяют такие действия, как: информирование, дезинформация и сокрытие информации. Кстати, в связи с этим претензии средств массовой информации на "право объективного освещения событий", когда гибнут люди, требуют и несения ими ответственности за действия, приносящие ущерб жизни других людей, ответственности, вероятно, по законам военного времени - назовем это так. Правда с этим никто и не спорит, но в литературе существует вопрос о праве получения объективной, правдивой и тому подобной информации со стороны общества и личности. При этом почему-то не оговаривается, что же это такое объективная, правдивая информация. Ведь ее в природе не существует - любая информация является субъективной и искаженной, а сами информационные процессы настолько сложны, что находятся за пределами человеческого разума и не поддаются законодательному регулированию. В общем случае попытки регулировать информационные процессы в обществе с помощью законов наблюдались и наблюдаются, но они обусловлены, скорее, наивностью и некомпетентностью законодателей и являются правовым казусом, а также имитацией деятельности.
Ассоциативный блок.
Правовой казус
может быть определен как "случай принятия закона, обусловленный недостаточной степенью разумности законодателя".Информационные процессы - создание, хранение и переработка информации. Создание информации - приведение собственного состояния в однозначное "соответствие" по отношению к внешнему воздействию под действием как последнего, так и собственной сущности (последнее, естественно).
Хранение информации - сохранение соответствия реакции и состояния определенному сигналу в течение некоторого промежутка времени.
Переработка информации - восприятие, сравнение с имеющейся в системе, создание новых информационных блоков (реакций) и реализация (развитие) реакции.
Ассоциативный блок.
Слишком заумно.
Информационная революция
- как и всякая революция является катастрофой (предметом изучения "теории катастроф"), что требует внимательного и настороженного отношения к ней. В первом приближении суть информационной революции сводится к тому, что количество циркулирующей в обществе информации, скорость ее переработки (обдумывания), технология принятия решений, природа человеческого интеллекта и самого человека и другие тому подобные вещи приходят в неразрешимое противоречие друг с другом. При этом в обществе повышается скорость протекания негуманоидных процессов.Информационная система
- система, способная создавать, хранить и искажать информацию под воздействием внешних факторов, а также использовать ее для управления собственным поведением.В нашем понимании информационными системами являются только те, которые связаны с жизнью - живые системы и общество. Все системы технического происхождения представляют собой практически модели реальных информационных систем и правильнее их называть "псевдоинформационными", либо "информационно-подобными".
Информационные системы решают присущий им и актуальный для них круг задач, но в процессе их жизнедеятельности в результате взаимодействия информационных систем друг с другом появляются новые задачи (системы являются друг для друга "внешней средой"), которых становится все больше. По достижении определенного "весового" уровня (количественного и качественного) возникает следующая ступень информационной системы, для которой задачи нижестоящей системы становятся малозначащими. Поскольку вышестоящая система обобщает задачи большого количества нижестоящих, то их ценность для нижестоящих систем становится относительной. С этим явлением мы сталкиваемся на уровне организма, в котором ежедневно гибнет большое количество клеток, но вот уровень органов уже для организма весьма значительней. Сам человек представляет достаточно большую ценность для ближайшего окружения (семьи), производственного коллектива (если он незаменимый специалист), но уже гораздо меньшую для государства и исчезающе малую для человечества.
При движении снизу вверх имеет место примерно такое же соотношение - интересы (информационные задачи) вышестоящих систем непонятны и "неинтересны" нижестоящим. Настолько неинтересны, что становятся недоступными и требуется огромное напряжение интеллектуальных сил отдельного человека, чтобы понять, что же происходит в обществе и на планете.
Ассоциативный блок.
Процессы на вышестоящих уровнях - негуманоидны.
Информационная цивилизация
- складывающаяся в настоящее время на планете структура общества, обусловленная высокой производительностью труда, причем в сферах, не связанных с обработкой информации, перенаселением планеты и ограниченностью жизненных сценариев (профессий и потребностей в них). Возможные технологические системы общества, связанные с обработкой и передачей информации, созданием соответствующей техники и ее потреблением, являются исключительно сложными системами, способными поглощать огромные человеческие и интеллектуальные ресурсы, создавая имитацию (весьма качественную) нужности и полезности. Люди, сидящие и работающие за компьютерами, будут чувствовать, что они живут не зря.В современной интерпретации под информационной цивилизацией понимают состояние общества, в котором главенствующее место занимают информация, управление и организация. Но на практике это сводится к таким представлениям, как, например, повсеместное внедрение компьютеров, микропроцессоров и других технических средств передачи, хранения и переработки несущих информацию сигналов, а также технологии их использования в экономике. При этом забывают, что кроме экономики существуют культура, политика, человеческие отношения и другие вещи, для которых компьютеризация может оказаться отнюдь не благом.
Ассоциативный блок
.Народная мудрость - "Все хорошо в меру".
Иррационализм
- по [7] "заблуждение, основанное на вере в то, что человек гораздо лучше познает мир при помощи чувств, интуиции и т.п., чем при помощи разума. Ошибочность такого взгляда очевидна, ибо все наши знания о мире получены посредством опыта и умозаключений, то есть посредством разума". Согласиться с Ю.Бохеньским трудно, так как второе из процитированных предложений представляется просто бессмысленным эмоционально окрашенным набором слов.Ассоциативный блок
.Что такое "лучше" и для чего "лучше"?
Использование людских ресурсов - может быть целевым и бесцельным. Целевое, то есть прагматическое использование людских ресурсов, связано с явным насилием над личностью и эксплуатацией полученных ранее знаний: управление, воспитание, обучение, производство. Бесцельное, естественное и случайное - служит приобретению новых знаний о мире и человеке и может быть реализовано лишь при относительной избыточности системы.
Учитывая избыточность единичных систем (людей, сообществ), можно говорить о функциональных направлениях развития: один и тот же человек занимается и производством, и наукой и искусством.
Ассоциативный блок
.Говоря об использовании людских ресурсов, мы можем сказать - использованы бездарно: звучит цинично и жестоко.
Искусственное
- созданное живым существом (человеком) в результате реализации замысла. Если что-то возникло в результате деятельности человека без предварительного замысла, то это уже естественное. Понятия искусственное и естественное применимы только к сфере деятельности человека.Ассоциативный блок
.Искусственное - естественно, неестественно, искусственно.
Искусство
- область деятельности людей, в которой реализуются избыточные функции интеллекта. Искусства - вид тренировки интеллекта, превратившийся в самоцель ( можно сказать самодостаточный вид тренировки). В этом смысле они близки по своей сущности к спорту и физкультуре.Исследование
- элемент естественной деятельности человека на планете Земля. Этим элементом человек начинает свою жизнь. Существуют различные общественные институты, управляющие этим видом деятельности человека, направляющие его активность в нужное им русло.Истина
- (с учетом [2]) верное, правильное отражение действительности совокупным интеллектом человека в процессе познания. Характеристика истинности относится именно к познанию, а не к самим вещам. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием (сущностью) познаваемого объекта.Источники
права - совокупность социальных факторов, создающих право (государство, классы, идеология и т.д.) [10].Ассоциативный блок.
Очень интересное определение.